Научная статья на тему 'Новое открытие "нашей Америки": культурная утопия Уолдо Фрэнка в контексте раннего американского модернизма'

Новое открытие "нашей Америки": культурная утопия Уолдо Фрэнка в контексте раннего американского модернизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УОЛДО ФРЭНК / WALDO FRANK / ЖУРНАЛ "THE SEVEN ARTS" / "THE SEVEN ARTS" / МОДЕРНИЗМ / MODERNISM / ЛИТЕРАТУРА США / LITERATURE OF THE USA / НОВОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ / A NEW DISCOVERY OF AMERICA / "НАША АМЕРИКА" / ХОСЕ МАРТИ / "OUR AMERICA" / JOSé MARTí

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Виктория Юрьевна

Анализируется ранний этап творчества американского писателя-модерниста Уолдо Фрэнка (1889-1967). Рассматриваются взгляды, творчество и социально-культурные проекты Фрэнка в контексте поисков американского модернизма 1910-х годов. Показано, что в этот период он активно участвует в общественной и литературной жизни США, с ноября 1916 года сотрудничает с журналом «The Seven Arts» (1916-1917), вокруг которого объединились молодые литераторы (Дж. Оппенхейм, Ван Вик Брукс, Ш. Андерсон и др.). Характеризуется их проект национально-культурного строительства, нацеленный на самоутверждение американской культуры перед лицом Старого Света. Особое внимание уделяется взглядам Фрэнка на американское общество, которые находят отражение в его книге «Наша Америка» («Our America», 1919): Фрэнк выступает с обличением практицизма, общества потребления и конформизма и предлагает утопический идеал «подлинной Америки», которую предстоит заново открыть. В статье дается обзор отзывов на книгу «Наша Америка», прослеживается эволюция концепции «нашей Америки», восходящей к Симону Боливару и Хосе Марти, в творчестве Фрэнка на протяжении 1920-1930-х годов, постепенное движение к идее единства двух Америк США и Латинской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A New Discovery of “Our America”: the Cultural Utopia of Waldo Frank in the Context of Early American Modernism

The early stage of the work of the American modern writer Waldo Frank (1889-1967) is analyzed. The views, creativity and social and cultural projects of Frank are considered in the context of the search for American modernism in the 1910s. It is shown that during this period he actively participates in the public and literary life of the USA, since November 1916 he cooperated with the magazine “The Seven Arts” (1916-1917), around which young writers had united (J. Oppenheim, Van Wyck Brooks, S. Anderson etc.). Their project of national cultural construction aimed at self-affirmation of American culture in the face of the Old World is characterized. Particular attention is paid to Frank’s views on American society, which are reflected in his book “Our America” (1919): Frank exposed practicality, the consumer society and conformism and offered a utopian ideal of “true America”, which would have to be rediscovered. The article gives an overview of the reviews on the book “Our America”, traces the evolution of the concept of “our America” going back to Simón Bolívar and José Martí in Frank’s work during the 1920-1930s, a gradual movement towards the idea of the unity of the two Americas the US and Latin America.

Текст научной работы на тему «Новое открытие "нашей Америки": культурная утопия Уолдо Фрэнка в контексте раннего американского модернизма»

Попова В. Ю. Новое открытие «нашей Америки» : культурная утопия Уолдо Фрэнка в контексте раннего американского модернизма / В. Ю. Попова // Научный диалог. — 2018. — № 7. — С. 201—212. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-201-212.

Popova, V. Yu. (2018). A New Discovery of "Our America": the Cultural Utopia of Waldo Frank in the Context of Early American Modernism. Nauchnyy dialog, 7: 201-212. DOI: 10.24224/22271295-2018-7-201-212. (In Russ.).

ERIHdW

Журнал включен

EBSCOfrast

Перечень ВАК

и L R I С H'S PERIODICALS DIRECTORY..

УДК 821.111(73)Frank.06

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-201-212

Новое открытие «нашей Америки»: культурная утопия Уолдо Фрэнка в контексте раннего американского модернизма

© Попова Виктория Юрьевна (2018), orcid.org/0000-0002-5388-0641, аспирант кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; преподаватель кафедры романских языков, Всероссийская академия внешней торговли (Москва, Россия), victoria_124@ mail.ru.

Анализируется ранний этап творчества американского писателя-модерниста Уолдо Фрэнка (1889—1967). Рассматриваются взгляды, творчество и социально-культурные проекты Фрэнка в контексте поисков американского модернизма 1910-х годов. Показано, что в этот период он активно участвует в общественной и литературной жизни США, с ноября 1916 года сотрудничает с журналом «The Seven Arts» (1916—1917), вокруг которого объединились молодые литераторы (Дж. Оппенхейм, Ван Вик Брукс, Ш. Андерсон и др.). Характеризуется их проект национально-культурного строительства, нацеленный на самоутверждение американской культуры перед лицом Старого Света. Особое внимание уделяется взглядам Фрэнка на американское общество, которые находят отражение в его книге «Наша Америка» («Our America», 1919): Фрэнк выступает с обличением практицизма, общества потребления и конформизма и предлагает утопический идеал «подлинной Америки», которую предстоит заново открыть. В статье дается обзор отзывов на книгу «Наша Америка», прослеживается эволюция концепции «нашей Америки», восходящей к Симону Боливару и Хосе Марти, в творчестве Фрэнка на протяжении 1920—1930-х годов, постепенное движение к идее единства двух Америк — США и Латинской Америки.

Ключевые слова: Уолдо Фрэнк; журнал «The Seven Arts»; модернизм; литература США; новое открытие Америки; «Наша Америка»; Хосе Марти.

1. Введение

В 1910—1930-е годы Америка переживала становление национального самосознания: появлялись новые литературные журналы, служащие площадкой для утверждения новой американской культуры, отличной от традиций Старого Света и свободной от прежних штампов; выходили модернистские произведения — художественные и публицистические тексты, литературная критика.

Задача преобразования американской словесности лежала на плечах молодого поколения писателей-модернистов, среди которых был Уолдо Фрэнк (1889—1967), активно участвовавший в общественной и литературной жизни США. Американский патриотизм У Фрэнка 1910-х годов являлся частью программы американских модернистов. C 1916 года он работает в журнале «The Seven Arts» (1916—1917), где призывает американских и европейских литераторов к свободе выражения и заявляет о возрастающем величии американской нации. Впоследствии взгляды Фрэнка на американское общество находят отражение в книге «Наша Америка («Our America», 1919). В 1930—1940-е годы его видение «нашей Америки» трансформируется: он проповедует панамериканские идеи.

В данной статье мы намереваемся рассмотреть творческую деятельность и социально-культурные проекты У Фрэнка в контексте поисков американского модернизма 1910-х годов; проследить эволюцию идей Фрэнка от 1916 года (начало работы в «The Seven Arts») к 1919 году (публикация книги «Наша Америка»), а также кратко обозначить изменения, которые претерпевает концепция «нашей Америки» в его творчестве к 1930—1940-м годам. В исследовании применяется историко-литературный метод, включающий в себя изучение автобиографического материала (обращение к книгам воспоминаний У Фрэнка «Мемуары» («Memoirs», 1973), В. В. Брукса «Дни феникса» («Days of Phoenix», 1957); статье Д. Оппенхей-ма «История "The Seven Arts"» («The Story of the Seven Arts», 1930) и др.).

2. Уолдо Фрэнк и литературный журнал «The Seven Arts» (1916— 1917)

В ноябре 1916 года в Нью-Йорке выходит первый номер модернистского журнала «The Seven Arts», созданного писателем Уолдо Фрэнком и критиком Джеймсом Оппенхеймом. Ими двигала вера в то, что искусство способно возродить «потерянную среди других наций американскую душу» [Oppenheim, 1930, p. 156].

Журнал задумывался как свободная от политических суждений площадка, которые, несмотря на события Первой мировой войны,

не могли не волновать молодое поколение: «Мир погрузился в войну. И чтобы противостоять этому холодному сумасшествию, нужно было создать другой мир»1, — писал У Фрэнк в своей книге воспоминаний [Frank, 1973, p. 87]. Группа Seven Arts, в которую, помимо Фрэнка и Оппенхейма, входили В. В. Брукс, П. Розенфельд, Л. Антермайер и др., видела свою миссию в создании величественной национальной культуры и свободном «выражении общественной позиции художников» [An Expression..., 1916, р. 53]. У Фрэнк, имевший большое количество литературных контактов, занимался подбором материалов, перепиской с авторами и участниками редакционного совета, Д. Оппенхейм отвечал за поэтическую секцию, статьи редакции и определение состава номеров. Вскоре к редколлегии присоединился Ван Вик Брукс, предложивший в 1916 году концепцию «полезного прошлого» («usable past»), состоявшую в восприятии предыдущей литературной традиции не как коллекции сухих фактов, а как «творческого импульса», который служит созиданию будущего. Эти идеи звучали и в его книге «Совершеннолетие Америки» («America's Coming-of-Age», 1915). Несмотря на то что мнения, кто из писателей внес вклад в создание «полезного прошлого», расходились, всеми был отмечен Уолт Уитмен, впервые взглянувший на Америку как на «органическое целое» и отказавшийся от устаревших традиционных (а значит, европейских) поэтических форм. В первом номере «The Seven Arts» в своей статье «Возрастающее величие» («The Emerging Greatness»), посвященной феномену Ш. Андерсона, У Фрэнк называет Уитмена подлинно американским гением. Как полагал Фрэнк, предыдущая литературная традиция США сознательно избегала национальной темы и не считала возможным создать достойное произведение искусства на национальном материале, поэтому новый американский гений появился не сразу: если «европеец уже рождается на плоскогорье, то американец — находится на уровне моря <...> Нескладному и бунтующему американцу исполнилось 37 лет, прежде чем он стал Уолтом Уитменом» [Frank, 1916, р. 78].

«Великим пионером», «американским Гомером» нарекает Уитмена и Р. Роллан, приславший приветственное письмо в редакцию «The Seven Arts», которое У. Фрэнк перевел на английский язык и опубликовал в ноябрьском выпуске 1916 года под названием «Америка и искусства» («America and the Arts»). Роллан в своем обращении писал: «Вы родились от почвы, не стесненной и не зажатой прежними духовными сооружениями. Пользуйтесь этим. Вы свободны! Не становитесь рабами иностран-

1 Здесь и далее перевод с английского и испанского наш. — В. П.

ных шаблонов. Ваш истинный образец — внутри вас. И ваш подход к нему должен заключаться в понимании себя. Вот ваша первостепенная задача: все неоднородные люди, формирующие ваше государство, должны осмелиться выразить себя, — свободно, искренне, полностью — в искусстве» [Rolland, 1916, p. 48].

Журнал публиковал прозаические и поэтические произведения Ш. Андерсона, Т. Драйзера, Дж. Дос Пассоса, Ю. О'Нила, Р. Фроста, Э. Лоуэлл, Ж. С. Антермайер, критические статьи П. Розенфельда, Р. Борна, а также самих участников редакции. Фрэнк публиковал в «The Seven Arts» и отрывки из своих еще не изданных художественных произведений: в № 4 в 1917 году был напечатан рассказ «Рюдд» («Rudd»), в дальнейшем ставший третьей главой романа «Перекресток», озаглавленной «Стол»; а в первом номере того же года — «Хлебные крошки» («Bread-Crumbs»), главка, которую Фрэнк вначале включил, а затем изъял из текста «Перекрестка». В 1916 году Фрэнк также обратился к Шервуду Андерсону с предложением прислать что-нибудь для нового журнала [Андерсон, 2000, с. 456; Brooks, 1957, р. 17] Так на страницах «The Seven Arts» в 1916—1917 годах были опубликованы рассказы, вошедшие впоследствии в знаменитый сборник «Уайнсбург, Огайо» (1918): «Чудак» (№ 2), «Невысказанная ложь» (№ 3), «Мать» (№ 5), «Мыслитель» (Vol. 2, № 5), а также поэтические произведения, позже опубликованные в сборнике «Песни Среднего Запада» («MidAmerican Chants», 1918). В «Возрастающем величии» Фрэнк подготовил почву для этих публикаций — он писал о романе Андерсона «Сын Уинди МакФерсон» («Windy McPherson's Son», 1916) как о первом шаге писателя в сторону «грядущей» Америки, увидеть которую можно будет в его последующих книгах, и многие из них уже написаны и скоро увидят свет [Frank, 1916, с. 76, 78].

Во всех номерах журнала до апреля 1917 года превалировали философские и утопические тексты о предназначении художника в возрождающейся (или рождающейся) стране («Молодая Америка» В. В. Брукса, № 2; «Жизнь, искусство и Америка» Т. Драйзера, № 4 и др.). У Фрэнк впоследствии отмечал статью Р. Борна «Пуританская воля к власти» (№ 6), которая вдохновила Фрэнка на развитие данной темы в его книге «Наша Америка». Еще одной заинтересовавшей Фрэнка публикацией стала «Молодая Испания» Дж. Дос Пассоса (Vol. 2, № 4).

В апреле 1917 года журнал был вынужден изменить стратегию: с вступлением США в Первую мировую войну на страницах «The Seven Arts» отдельное внимание уделялось военной теме. И хотя У Фрэнк продолжал вести свою линию и писать о литературе и культуре, оставаться в стороне

он не мог, ссылаясь в некоторых своих статьях на непростые времена, в которых оказалась «молодая Америка». Как редакторы, Фрэнк и Оппенхейм печатали большое количество материалов о политическом прошлом и настоящем Америки и о концепции американской нации уже в связи с войной: например, в майском номере Дж. Дьюи в статье «Во времена национального сомнения» («In a Time of National Hesitation») писал: «Война показала, что мы больше не колония какой-нибудь отдельной европейской нации или всех их вместе взятых. Мы новое тело и новый дух» [Dewey, 1917, р. 7].

Журнал просуществовал всего год (с ноября 1916 года по октябрь 1917 года), вышло 12 номеров. Публикация выпусков была прервана директором издания Э. Рэнкин, не согласившейся с новым вектором деятельности журнала и прекратившей финансирование. Впоследствии У Фрэнк писал, что журнал можно было сохранить, если бы каждый из издателей представлял себе его величайшее значение для американской культуры. Он мечтал собрать все выпуски журнала в один том и полагал, что это издание стало бы прекрасным образцом коллективного литературного творчества, подобного симфонии. На страницах «The Seven Arts» У Фрэнк еще верит в открытие «новой Америки», в ее органичность. Журнал «The Seven Arts» становится метафорой Америки, вера в величие которой пошатнулась вместе с войной. В книге воспоминаний Фрэнк писал: «Может быть, печальная судьба этих двенадцати выпусков стала еще одним символом того, что происходило с человечеством?» [Frank, 1973, р. 95].

3. «Наша Америка» Хосе Марти (1891) и «Наша Америка» Уолдо Фрэнка (1919)

Параллельно с работой над «The Seven Arts» У Фрэнк издавал свои первые художественные произведения, чаще всего в журнальном формате. Отдельным изданием вышел роман «Лишний человек» («The Unwelcome Man», 1917), в котором ощущалось влияние мистицизма и фрейдизма. После закрытия журнала, буквально следуя совету В. В. Брукса о том, что настало время писать книги, Фрэнк посвящает американской теме книгу «Наша Америка», написанную в эссеистическом духе и ставшую, наряду с книгой Брукса «Литература и лидерство» («Letters and Leadership», 1918), своеобразным итогом культурного проекта Seven Arts [Blake, 1987, р. 212]. Оборот «наша Америка» (Nuestra América) возникал во многих культурологических работах начиная с XVII века [Almarza, 1984], в 1891 году это понятие концептуализирует в одноимённом эссе (1891) кубинский политик, мыслитель и поэт Хосе Марти (1853—1895), идеи которого восходили

к Симону Боливару. В основе программы Марти была мысль о необходимости формирования культурной индивидуальности Латинской Америки и латиноамериканца. «Наша Америка» — и креольская, и негритянская, и европейская, и индейская — это единая цивилизация, которая должна обрести духовную свободу. Европейское образование, как полагает Марти, должно уступить дорогу образованию американскому, Латинская Америка должна создать свою национальную литературу и театр, а политики — освоить искусство правления, чтобы их деятельность заключала в себе дух всего народа, а не основывалась на принципах, завезённых из других стран.

Уолдо Фрэнк, несмотря на обилие созвучных Х. Марти идей, уверял, что на момент работы над книгой он не был знаком с эссе Марти: «Мы были уверены в том, что Америка была нашей. Кубинец Хосе Марти тоже полагал так, в "Нашей Америке", ещё в 1891 г. <...> и вот тридцать лет спустя я написал об этом (ещё ничего не зная о Марти), озаглавив книгу "Наша Америка"» [Frank, 1973, p. 236]

В тот же период Фрэнк начинает активно интересоваться мистическими и эзотерическими учениями, а также восточными религиями, сближается с философом-мистиком Г. И. Гурджиевым и теософом-оккультистом, эзотериком П. Д. Успенским. Увлечение мистицизмом нашло отражение в его сочинениях — в том числе в «Нашей Америке» (например, в рассуждениях о мире «мистическом», заключающем в себе свободный американский дух и противопоставленном миру «материальному», в котором погрязло современное американское общество).

В предисловии к американскому изданию «Нашей Америки» Фрэнк объясняет замысел своей книги: её написанию способствовали его французские друзья Жак Копо и Гастон Галлимар, прибывшие в Штаты в числе других французских деятелей литературы и искусства с миссией французской пропаганды (популяризации французской культуры в США), которые помогли ему по-новому взглянуть на Америку, узнать ее. Работая по просьбе своих французских коллег, желавших привезти на родину книгу об Америке, Фрэнк одновременно пишет эти страницы «для своей страны» и «посвящает их своей стране» [Frank, 1919, р. 5] В ходе бесед с друзьями Фрэнк обращает внимание на иную Америку, высокомерную и неискреннюю, целью существования которой является получение материальной выгоды [Ibid., р. 4], что отдаляет Америку от ее настоящей, «духовной» сути. Молодое поколение, сам Фрэнк и его соотечественники, призваны заново открыть Америку; Америка — «понятие, которое только предстоит создать» [Ibid.]. Для молодого поколения «Америка — это обещание и мечта. И это не мечта детства, в которой реальности нет места. Скорее, это мечта

молодого поколения, которой эта реальность должна соответствовать» (курсив Фрэнка. — В. П.) [Ibid., р. 8]. Именно цель создать Америку обусловливает желание Фрэнка сопоставить ее прошлое и настоящее, ее истинную сущность и внешний облик.

Как и Х. Марти, Фрэнк чувствует необходимость обретения Америкой культурной самобытности, которая не могла сформироваться в полном отсутствии традиции: «в 1900 г. Америка была еще подобна девственному лесу, в котором слышались глухие удары героического топора Уитмена» [Ibid.]. Литературная история Америки начинается только сейчас, поскольку не все американские писатели были достаточно сознательны, чтобы создать новую американскую культуру. Фрэнк подробно останавливается на фигурах Дж. Лондона и М. Твена. Лондон в своем творчестве исходил не из настоящего, а из детской реальности, и лучший его потенциал был потрачен на «сказки о волках и псах», а это — «уже пройденный этап — детство [американской] нации» [Ibid., с. 37]. Марк Твен мог бы претендовать на роль американского гения, но его самым большим пороком был страх «стать непопулярным и обеднеть, а потому его душа омертвела» [Ibid., с. 40]. Нынешнее молодое поколение, считает Фрэнк, первым осознанно стремится к духовному развитию нации и формированию гармоничного человека. Среди тех, кто призван «в своих поисках создать Америку» [Ibid., с. 10], Фрэнк выделяет Ш. Андерсона, В. В. Брукса, К. Сэндберга, Р. Фроста и др.

В своем эссе Фрэнк обращается также к политическому прошлому и важнейшей роли личности в американской истории: президенты США —

Вашингтон, Мэдисон, Линкольн-деятели, в которых говорил великий

американский гений, сменяются лидерами, утратившими талант управления огромной страной и ставшими носителями «декадентской энергии». «Индустриализация ступила на американскую землю и сделала ее богатой, но в то же время захватила почву Америки и сделала ее бедной» [Ibid., с. 45]. Несмотря на утопические идеалы и стремление создать «новый американский Эдем», на страницах книги Фрэнк прямо указывает на жадность, практицизм «богооставленной» американской нации, ее беспрестанную погоню за беспечным, потребительским образом жизни, ее бездуховное существование. Чикаго и Нью-Йорк — города, где царит хаос, — может спасти лишь культурное возрождение, которое становится возможным благодаря художникам и писателям, оставившим родные места, перебравшимся в американские мегаполисы и желающим создать новый мир.

В «Нашей Америке» Фрэнк открывает латиноамериканскую тему в своем творчестве. В ходе работы над книгой он много путешествовал по стране, посетил Нью-Мексико, где, наблюдая за жизнью испаноязычного населения этого штата, убедился в гармоничном существовании мексиканцев, их способности, возделывая свою почву, взращивать свой дух [Ibid., р. 96]. Источником их гармоничного существования, по Фрэнку, также являются древние индейские племена, населявшие территорию южных штатов. Однако, обращаясь к истории и культуре Латинской Америки, Фрэнк не сближает Северную и Южную Америку на данном этапе творчества; его книга 1919 года преимущественно посвящена североамериканскому контексту. В «Нашей Америке» Х. Марти также появлялся образ «северного соседа» латиноамериканцев — Соединенных Штатов, но поэт делал акцент на различии двух Америк и на угрозе, исходящей от США.

Книга Фрэнка завершается приговором утратившему себя поколению и обращением к тем, кто призван остановить распад нации: «Сталкиваясь с требованиями нынешнего века, необходимостью снова создавать мир, мы становимся более отсталыми, чем мадьяры или славяне (символом отсталости становятся народы-представители двух воюющих европейских монархий — Австро-Венгрии и России. — В. П.), потому что нам недостает духовного содержания, которое вселяет Веру и которое способно свернуть горы» [Ibid., р. 231]. Америка нуждается не в интеллектуальном, а в творческом импульсе, способном освободить свободную американскую нацию от оков пуританской морали (подобно тому, как Россию сковывала монархия) и бесконечной погони за материальной выгодой. Новое поколение должно создать новую творческую энергию, а «в умирающем мире творчество — это революция» [Ibid., р. 232]. Эта финальная фраза Фрэнка на тот момент подводила итог всему его культурологическому исследованию, которое могло только способствовать поднятию революционного духа в послевоенной Америке.

Позднее Фрэнк неоднократно возвращался к теме духовной истории народа: в 1920-е годы он дважды посетил Испанию с целью изучения испанской истории и культуры. Одним из поводов для знакомства с его испанскими коллегами как раз становится книга «Наша Америка», благодаря которой Фрэнк стал известен в Испании. В 1929 году вышла книга Фрэнка «Новое открытие Америки» («The Rediscovery of America»), в которой автор продолжил раскрывать ту же проблематику, меньше ссылаясь на исторические причины (как это было в «Нашей Америке»), делая больший акцент на философии американской жизни (в некоторых изданиях словосочетание «философия американской жизни» выносилось в подзаголовок).

4. История издания «Нашей Америки» У. Фрэнка и рецензии на книгу

«Наша Америка» вышла в издательстве «Boni and Liveright» в США и в течение одного года была переведена на французский язык. Во Франции ее опубликовало издательство «Nouvelle Revue Française», которым руководил Гастон Галлимар, один из «заказчиков» книги. Это способствовало росту популярности Фрэнка в французских литературных кругах, благодаря этой книге он стал более известен в Европе, чем в Америке. Испанская аудитория познакомилась с Фрэнком и его трудом по французскому изданию [Frank, 1973, р. 98], а перевод на испанский язык Эухенио Гардо был осуществлён позднее и вышел в издательстве «Babel» в Буэнос-Айресе в 1929 году с предисловием автора (в 1928 году в перуанском журнале «Amauta» также публиковались отрывки из книги). В 1922 году в Лондоне книга была опубликована под названием «Новая Америка» («The New America»).

Большинство откликов на «Нашу Америку» давали высокую оценку книге, однако не все рецензии были однозначно положительными. В заметке «Чья Америка?», вышедшей в «The Nation», Дж. Цейтлин характеризовал стиль Фрэнка как агрессивный, в ряде случаев — дискриминирующий: Цейтлину не понравилось, например, что автор резко критиковал писателей и поэтов — представителей предыдущей литературной традиции (до 1900 года), за исключением Уитмена и Торо [Zeitlin, 1920, р. 595]). Автор рецензии в «The New Republic» отмечал излишне субъективную оценку и даже «самоуверенность» автора, масштабную критику многих американских писателей и литераторов, соседствующую с похвалами в адрес представителей молодого поколения, «по совместительству» являющихся друзьями Фрэнка [Hackett, 1919, р. 122].

Положительную оценку дал книге Фрэнка критик Горам Мансон, в 1961 году опубликовавший записки о 1920-х годах: «Книга Уолдо Фрэнка поразила мое поколение. Мы закончили колледж 2—3 года назад, и у нас не было курса по американской литературе. И Уолдо Фрэнк поспешил провозгласить новую американскую мечту [...], которую нам — молодым художникам и писателям — предстояло исполнить» [Munson, 1961, р. 11, 12]. В книге испанского писателя-социалиста Л. Аракистайна «Угроза янки» (1921) Фрэнк встречает упоминание о себе и своей книге [Frank, 1973, c. 111]. Аракистайн называет Фрэнка одним из «лучших представителей нового поколения», а книгу «Наша Америка» — «образцом интеллектуальной независимости, исторической проницательности и литературного стиля» [Araquistáin, 1921, р. 74]. Перуанский политик Х. К. Мариатеги в своей

статье «Уолдо Фрэнк» называл «Нашу Америку» «самой оригинальной и интеллектуальной интерпретацией Соединённых Штатов» [Mariátegui, 1925].

В книге воспоминаний У Фрэнк писал о своём восприятии того успеха, который принесла ему книга: «Успех этой книги огорчил меня, поскольку он не дал мне того, что я хотел. Разумеется, я хотел быть знаменитым, но в глубине души мне хотелось, чтобы меня принимали, чтобы мою американскую мечту принимали» [Frank, 1919, р. 99].

5. Заключение

Творчество Уолдо Фрэнка и его взгляды на американское общество 1910-х годов, безусловно, являлись органической частью программы молодого поколения американских модернистов — литераторов, критиков, философов. Журнал «The Seven Arts» был важнейшей площадкой для выражения их идей, на его страницах были опубликованы как фикциональ-ные тексты, так и нефикциональные: литературная критика, эссе, хроника культурной жизни и т. д. Книга Фрэнка «Наша Америка» стала своеобразным эпилогом этого проекта: в ней молодой писатель раскрывал своё видение Америки, исторических судеб цивилизации и культуры Нового Света. Америка, которую предстоит заново открыть, предстает как мечта молодого поколения, идеальный образ, которому должна была соответствовать внешняя реальность.

«Наша Америка» получила большой резонанс в США и в Европе (в первую очередь, благодаря французскому изданию 1920 года), что в значительной степени способствовало популярности Фрэнка в европейских странах, а самого писателя побудило продолжить поиски «нового мира» не только в Новом, но и в Старом Свете: в Испании, России, Франции. Однако концепция «нашей Америки» оставалась всегда актуальной для творчества Уолдо Фрэнка: в 1930-е—1940-е годы он вновь обращался к ней, уже подразумевая под «нашей Америкой» единство обеих Америк — США и Латинской Америки.

Литература

1. Андерсон Ш. В ногу! / Ш. Андерсон. — Санкт-Петебург : Наука, 2000. — 459 с.

2. Almarza S. La frase Nuestra América : historia y significado / S. Almarza // Cahiers du monde hispanique et luso-brésilien. — 1984 — № 43 — Рр. 5—22.

3. An Expression of Artists for the Community // The Seven Arts. — 1916. — Vol. 1. — № 1. — Рр. 52—56.

4. Araquistáin L. El peligro yanqui / L. Araquistáin. — Madrid : Publicaciones España, 1921. — 204 p.

5. Blake C. Beloved Community : the Cultural Criticism of Randolph Bourne, van Wyck Brooks, Waldo Frank, and Lewis Mumford / C. Blake. — Rochester, New York, 1987. — 387 p.

6. Brooks V. W. Days of Phoenix : The Nineteen-twenties I Remember / V. W. Brooks. — New York : Dutton, 1957. — 193 p.

7. Dewey D. In a Time of National Hesistation / D. Dewey // The Seven Arts. — 1917. — Vol. 2. — № 1. — Pp. 3—7.

8. Frank W. Emerging Greatness / W. Frank. // The Seven Arts. — 1916. — Vol. 1. — № 1. — Pp. 73—78.

9. Frank W. Memoirs / W. Frank. — Amherst MA : University of Massachusetts Press, 1973. — xxxv. — 268 p.

10. Frank W. Our America / W. Frank. — New York : Boni and Liveright, 1919. — xi. — 232 p.

11. HackettF. Mr. Frank's America / F. Hackett // The New Republic. — 1919. — December, 24. — Pp. 122—123.

12. Mariátegui J. C. Waldo Frank [Electronic resource] / J. C. Mariátegui. — 1925. — Access mode : https://www.marxists.org/espanol/mariateg/oc/el_alma_matinal/ paginas/waldo%20frank.htm

13. Munson G. Herald of the Twenties / G. Munson // Forum. — 1961. — № 3. — Pp. 11—14.

14. Oppenheim J. The Story of the Seven Arts / J. Oppenheim // The American Mercury. — 1930 — Vol. XX. — № 78. — Pp. 156—164.

15. Rolland R. America and the Arts / R. Rolland // The Seven Arts. — 1916. — Vol. 1. — № 1. — Pp. 47—51.

16. Zeitlin J. Whose America? / J. Zeitlin // The Nation. — 1920. — May, 1. — P. 595.

A New Discovery of "Our America":

the Cultural Utopia of Waldo Frank

in the Context of Early American Modernism

© Popova Victoria Yuryevna (2018), orcid.org/0000-0002-5388-0641, post-graduate student of the Department of the History of Foreign Literature, Philological Faculty, Lomonosov Moscow State University; lecturer of the Department of Romance Languages, the All-Russian Academy of Foreign Trade (Moscow, Russia), [email protected].

The early stage of the work of the American modern writer Waldo Frank (1889— 1967) is analyzed. The views, creativity and social and cultural projects of Frank are considered in the context of the search for American modernism in the 1910s. It is shown

that during this period he actively participates in the public and literary life of the USA, since November 1916 he cooperated with the magazine "The Seven Arts" (1916—1917), around which young writers had united (J. Oppenheim, Van Wyck Brooks, S. Anderson etc.). Their project of national cultural construction aimed at self-affirmation of American culture in the face of the Old World is characterized. Particular attention is paid to Frank's views on American society, which are reflected in his book "Our America" (1919): Frank exposed practicality, the consumer society and conformism and offered a utopian ideal of "true America", which would have to be rediscovered. The article gives an overview of the reviews on the book "Our America", traces the evolution of the concept of "our America" going back to Simón Bolívar and José Martí in Frank's work during the 1920-1930s, a gradual movement towards the idea of the unity of the two Americas — the US and Latin America.

Key words: Waldo Frank; "The Seven Arts"; modernism; the literature of the USA; a new discovery of America; "Our America"; José Martí.

References

Anderson, Sh. (2000). Vnogu! Sankt-Peteburg: Nauka. (In Russ.).

Almarza, S. (1984). La frase Nuestra América: historia y significado. Cahiers du monde hispanique et luso-brésilien, 43 Pr. 5—22. (In Span).

An Expression of Artists for the Community. The Seven Arts. (1916). 1 (1): 52—56.

Araquistáin, L. (1921). El peligro yanqui. Madrid: Publicaciones España. (In Span.).

Blake, C. (1987). Beloved Community: the Cultural Criticism of Randolph Bourne, van Wyck Brooks, Waldo Frank, and Lewis Mumford. Rochester, New York.

Brooks, V. W. (1957). Days of Phoenix: The Nineteen-twenties I Remember. New York: Dutton.

Dewey, D. (1917). In a Time of National Hesistation. The Seven Arts, 2 (1): 3—7.

Frank, W. (1916). Emerging Greatness. The Seven Arts, 1 (1): 73—78.

Frank, W. (1919). Our America, XI. New York: Boni and Liveright.

Frank, W. (1973). Memoirs. Amherst MA: University of Massachusetts Press, XXXV.

Hackett, F. (1919). Mr. Frank's America. In: The New Republic. 24 December. 122—123.

Mariátegui, J. C. (1925). Waldo Frank [Electronic resource]. Available at: https://www.

marxists.org/espanol/mariateg/oc/el_alma_matinal/paginas/waldo%20 frank.htm. (In Span).

Munson, G. (1961). Herald of the Twenties. Forum, 3: 11—14.

Oppenheim, J. (1930). The Story of the Seven Arts. The American Mercury, XX (78). 156—164.

Rolland, R. (1916). America and the Arts. The Seven Arts, 1 (1): 47—51.

Zeitlin, J. (1920). Whose America? In: The Nation. 1 May. 595.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.