Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
го бассейна -150 мкР/ч, возле крышки контейнера -1500 мкР/ч, под ней - более 3000 мкР/ч.
Цель комбината - загерметизировать активную зону так, чтобы исключить возможный выход радиоактивности за пределы реакторов и в таком состоянии оставить их на длительную выдержку (50 лет).
Проследим стадии обращения с радиоактивными отходами:
Предварительная обработка отходов является первоначальной стадией обращения с отходами. Она включает сбор, регулирование химического состава и дезактивацию и к ней может относиться период промежуточного хранения. Эта стадия очень важна, так как во многих случаях в ходе предварительной обработки представляется наилучшая возможность для разделения потоков отходов.
Обработка радиоактивных отходов включает операции, цель которых состоит в повышении безопасности или экономичности посредством изменения характеристик радиоактивных отходов. Основные концепции обработки: уменьшение объёма, удаление радионуклидов и изменение состава. Например: сжигание горючих отходов или уплотнение сухих твёрдых отходов; выпаривание, фильтрация или ионный обмен потоков жидких отходов.
Кондиционирование радиоактивных отходов состоит из таких операций, в процессе которых радиоактивные отходы превращают в форму, приемлемую для перемещения, перевозки, хранения и захоронения. Эти операции могут включать помещение отходов в контейнеры и обеспечение дополнительной упаковки.
Захоронение главным образом состоит в том, что радиоактивные отходы помещаются в установку для захоронения при соответствующем обеспечении безопасности без намерения их изъятия и без обеспечения долгосрочного наблюдения за хранилищем и
технического обслуживания. Безопасность в основном достигается посредством концентрации и удержания, что предусматривает изоляцию надлежащим образом концентрированных радиоактивных отходов в установке для захоронения.
Точное описание ядерного топлива, классифицируемых в товарной позиции 2844500000 ТН ВЭД России, должно в обязательном порядке включать в себя:
- точное наименование в соответствии с принятыми в ядерной промышленности терминами и определениями;
- состояние:
активность РВ в упаковке (Ки, Бк); удельная активность (Ки/кг, Бк/г); объемная активность (Ки/л, Бк/см3); удельная поверхностная активность (мкКи/см2, Бк/см2);
уровень загрязнения поверхности (част./см2 с); масса ЯДМ в упаковке (кг, г); объемная концентрация ЯДМ в растворах (г/л); изотопный состав РВ и ЯДМ;); агрегатное состояние РВ;
физико-химические свойства РВ (растворимость в воде, температура плавления, разложения и т. д.);
- наименование нормативного документа (ГОСТ, ТУ), которому соответствуют ядерные отходы;
- сведения о маркировке.
Перечень необходимых документов, на основании которых производят приемку ОЯТ, что является особенностью таможенного оформления включает: акт контроля качества ядерного топлива для определения средней цены; отгрузочную спецификацию на партию топлива; акт экспертизы ОЯТ; лицензии ФСТЭК и Ростехнадзор; сертификат происхождения.
© Рузавина Е. С., Сурник А. П., 2011
УДК 339.543
Т. А. Семенова Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НОВОЕ О ТАМОЖЕННОМ ТРАНЗИТЕ
Необходимым условием функционирования единой таможенной территории является приведение национального законодательства стран в соответствие с законодательством Таможенного союза. В связи с этим главным нормативным документом является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), вступивший в силу в России, Казахстане и Белоруссии. Поскольку новые правила транзита существенно отличаются от правил, действовавших в РФ, весьма актуальным вопросом стали особенности регулирования процедуры таможенного транзита тремя странами.
Эта процедура подразумевает перевозку товаров под таможенным контролем по таможенной территории ТС, а также через территорию государства, которое не является членом союза. Перевозка осуществляется от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин и налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического
регулирования. Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ) разделял таможенный транзит на внутренний и международный. Международный транзит относился к «таможенным режимам». ТК ТС объединил виды транзита в один - «таможенный транзит» - и заменил таможенные режимы таможенными процедурами. С принятием нового кодекса понятийный аппарат стал более точным и универсальным, поскольку переиме-
Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»
нование института таможенных режимов позволяет избежать определения таможенного режима через понятие таможенной процедуры.
По ТК ТС к процедуре таможенного транзита применяются и общие положения, касающиеся декларирования товаров (гл. 27 ТК ТС). Поэтому добавились новые операции:
- выпуск товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита;
- отказ в выпуске товаров в соответствии процедурой таможенного транзита;
- отказ в регистрации транзитной декларации;
- отзыв транзитной декларации.
Ранее при транзите товаров были предусмотрены следующие основные операции: принятие (регистрация) транзитной декларации; разрешение на таможенный транзит; завершение таможенного транзита.
Увеличение числа операций привело к замене понятия «лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит» понятием «декларант таможенной процедуры таможенного транзита». Декларантом могут быть перевозчик, экспедитор, лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или имеющие право владения, пользования и распоряжения товарами. Кроме того, декларантами могут выступать следующие иностранные лица:
- физическое лицо, перемещающее товары;
- лица, которые пользуются таможенными льготами (члены дипломатических представительств и консульских учреждений);
- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена таможенного союза;
Важная особенность заключается в том, что декларантом процедуры таможенного транзита теперь может выступать новый субъект таможенного права -уполномоченный экономический оператор. Этот институт заменил собой лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами.
Изменился состав и порядок представления сведений при таможенном транзите товара. В транзитной декларации отныне должна содержаться вся необходимая информация о товаре, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений
при перемещении товаров через таможенную границу. Представлять указанные документы требовалось и раньше, но сведения о них не вносились в саму транзитную декларацию. Теперь же таможенный орган не примет и не зарегистрирует транзитную декларацию, без необходимых сведений. Однако есть и упрощения: по новому кодексу не нужно указывать в транзитной декларации сведения о водителях транспортных средств и о планируемом сроке таможенного транзита, которые требовались ранее.
Местом доставки товаров, как и прежде, является зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения. Однако согласно новой норме таможенный орган отправления может устанавливать места доставки, отличные от указанных в транспортных документах.
Завершение процедуры таможенного транзита теперь не сопровождается обязательным предъявлением товаров таможенному органу. Свидетельства о завершении таможенного транзита больше выдаваться не будут, их сменили соответствующие отметки таможни назначения в транзитной декларации или в транспортном документе. Это ускоряет завершение процедуры и делает ее менее бюрократичной. С той же целью сокращен срок регистрации таможенным органом транзитной декларации. Теперь таможня обязана зарегистрировать поданные перевозчиком документы в течение одного часа (ранее этот срок составлял 2 часа).
В целом изменения процедуры таможенного транзита представляются положительными. Законодатель привел к единообразию понятийный аппарат, сократил сроки обработки документов для таможенных органов, порядок предъявления товаров на таможне стал проще. Таким образом, прослеживается тенденция унификации законодательства трех стран. Новые правила призваны упростить и облегчить контроль со стороны таможни, тем самым уменьшив число административных барьеров на пути транзитных грузов. Благодаря таможенному транзиту товаров ускоряются взаимовыгодные экономические отношения между странами таможенного союза, СНГ и странами Евросоюза.
© Семенова Т. А., Полухин И. В., 2011
УДК 669.713.7
Е. Е. Скоркина Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СОПРАВОЖДАЕМОМ И НЕСОПРАВОЖДАЕМОМ БАГАЖЕ
На сегодняшний момент происходят большие изменения в таможенном законодательстве. В связи с образованием Таможенного союза заменяется практически вся нормативно-правовая база. Новшества касаются в первую очередь процесса перемещения товаров через таможенную границу. В связи с этим в статье рассматриваются изменения в порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также отмечаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы о данных товарах.