Научная статья на тему 'Новое о птицах юго-восточного Забайкалья'

Новое о птицах юго-восточного Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
77
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Соколов Евгений Павлович

Второе издание. Первая публикация: Соколов Е.П. 1986. Новое о птицах юго-восточного Забайкалья // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 150: 74-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое о птицах юго-восточного Забайкалья»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 857: 700-703

Новое о птицах юго-восточного Забайкалья

Е. П. Соколов

Второе издание. Первая публикация в 1986*

Излагаемый ниже материал собран весной и летом 1981-1983 годов на юго-восточном склоне Нерчинского хребта в окрестностях сёл Шара и Доно, на границе лесной и степной зон.

Cuculus micropterus micropterus Gould, 1838. Крик самцов индийской кукушки отмечали в последнюю декаду мая и весь июнь 1983 года в верховьях реки Верхняя Борзя. Птицы придерживались березняков поймы (на 4 км2 учтено 2 самца) и обращенных к ней склонов; плотность глухой Cuculus saturatus и обыкновенной C. canorus кукушек была здесь гораздо выше. У экземпляра от 3 июля семенники 6x4 и 4x3.5 мм.

Otus sunia stictonotus (Sharpe, 1875). В окрестностях села Доно летом 1983 года зарегистрированы 3 пары этого вида, ранее для Забайкалья неизвестного. Крики одной из них раздавались по ночам на склоне поросшей березняком сопки всю последнюю декаду мая и в первых числах июня. Другую пару встретили около речки в лесу с множеством старых сухих ив и ольх 1 июня. Добытая из неё особь оказалась самкой (фолликулы до 13 мм). Наконец, третью пару восточных совок наблюдали 5 июня также в пойменном лесу.

Monticola saxatilis turkestanikus Zarudny, 1918. Характер пребывания пёстрого каменного дрозда в юго-восточном Забайкалье до сих пор не был выяснен. 21 мая 1983 около села Доно в нижней части сопки с крутым склоном, лишённым до высоты 15-20 м дёрна, добыли самца. В этом же месте 23 мая отмечена самка и два сопровождавших её самца, между которыми временами происходили стычки, после чего один из них улетал петь на скалу в верхней части склона. 26 мая наблюдали самку, осматривавшую верхнюю часть осыпи у нависавшего дёрна; 4 июня она обследовала ниши и выбоины там же; рядом держался самец, временами токовавший перед ней.

24 июня было найдено гнездо этой пары с 3 примерно 4-дневными птенцами. Помещалось оно на склоне, над осыпью, в 10-12 м от подножия, в нише под куском дёрна. Сделано целиком из сухой травы, наружный диаметр 16 см. Примерно в 20 м в совершенно аналогичном месте обнаружена прошлогодняя постройка. Птенцы вылетели 3 июля и ещё около недели держались поблизости.

* Соколов Е. П. 1986. Новое о птицах юго-восточного Забайкалья //Тр. Зоол. ин-та АН СССР 150: 74-76.

ТНЪыга tacsanowskia (Swinhoe, 1871). Сибирская пестрогрудка в обследованном районе населяет как опушки леса с высокой травой и отдельными кустиками спиреи и шиповника, так и удалённые от леса (до 3-5 км) участки пижмовой степи с высоким и густым травостоем и хотя бы единичными низенькими кустарниками, где более многочисленна (максимальная плотность - 3 самца на 9 га).

Приведённые далее сведения относятся к 1983 году. Наиболее ранняя встреча произошла 9 июня, а первого поющего самца отметили 12 июня. Сразу после прилёта попадались только одиночки. 14 июня в верхней части сухого склона среди высокой травы и полуметрового осинового подроста наблюдали за самцом, который сначала пел в нижней части кустика у земли. После нескольких трелей он пришёл в сильное возбуждение и стал издавать звуки, похожие на предыдущую песню, но более тихие, без характерных пауз между отдельными трелями и с разными их интонациями, что, в конечном счёте, напоминало тихое беспокойство сибирского жулана Ьап1ив еНзЬаЬиз у гнезда с кладкой. Эту часть песни самец исполнял в нарастающем темпе, затем, соскочив с присады, преследовал самку по земле или на лету, продолжая иногда стрекотать. Обе птицы удалялись при этом не далее 2-3 м. Один раз взлетели и, проделав пируэт в полуметре над землёй, опустились в траву. После короткого перерыва самец вновь запевал и весь цикл повторялся.

Гнездо, найденное 22 июня с 2 яйцами, располагалось на пологом сухом каменистом склоне юго-восточной экспозиции в густом разнотравье, под переплетением стеблей сухой и зелёной травы, образовавшим подобие навеса. Аккуратная, свитая из мягкой травы постройка с маленьким, но глубоким лотком и толстыми стенками имела наружный диаметр 9.2, внутренний — 5.2 и глубину лотка 4.9 см. 25 июня в гнезде была полная кладка из 5 бледно-розовых яиц с мелким чётким бордово-коричневым крапом, сгущающимся к тупому концу и образующим на нём венчик. Размеры яиц, мм: 17.4x13.4, 17.8x13.7, 18.3x13.7, 18.5x13.6 и 19.0x13.8. На 12-й день вылупились птенцы: четыре 7 июля, один — 8 июля. Масса однодневного птенца 1.55 г. Редкий серый пух располагался у него на надглазничных (7-8 мм), затылочной (8-9 мм), спинной (11 мм), плечевых (7-8 мм) пуховых пте-рилиях; кожа тела тёмно-розовая, клюв соломенного цвета, складки в углах рта белые, яйцевой зуб светло-серый, вокруг него потемнение; ротовая полость лимонно-жёлтая, на языке два пятна у корня и одно на конце. У 2-дневного (масса 2.45 г) появились пеньки растущих маховых перьев под кожей; у 3-дневного (масса 3.4 г) — пеньки под кожей уже по всему телу, а 4 дистальных первостепенных маховых показались из-под кожи, потемнела кожа темени, открылся один слуховой проход. На 4-й день (масса 5.35 г) открылся второй слуховой проход,

из-под кожи показались пеньки перьев спинной птерилии и все маховые; на 5-й день (масса 6.45 г) появились щели глаз, показались из-под кожи пеньки перьев на затылке, шее, бёдрах. У 8-дневного птенца (масса 10.1 г) пеньки разворачивались по всему телу, кроме головы, шеи и груди; на 9-й день (масса 10.2 г) нераскрывшимися остались лишь пеньки на лбу, уздечке, подбородке и недавно появившиеся около ушей, а в 10-дневном возрасте — только вокруг клюва (при приближении человека птенцы начинают покидать гнездо).

В течение всего гнездового периода родители вели себя очень скрытно. Самка лишь один раз при нашем появлении взлетела с гнезда с неполной кладкой. Впоследствии, во время насиживания, она соскакивала буквально из-под протянутой руки и убегала в траву, ни разу не взлетев. При однодневных птенцах отводила, подняв расправленное крыло вертикально вверх и бегая в 15-20 см от наблюдателя; активно защищала гнездо, когда птенцам было 4-5 дней, и при попытке взять их клевала руку; иногда подлетала вверх и пыталась клюнуть в лицо, но затем быстро успокаивалась и садилась в гнездо, не обращая внимания на человека. Позднее, привыкнув к частым посещениям, самка спокойно ходила во время взвешивания птенцов вокруг сидящего человека, иногда склёвывала с ботинок слепней и кормила ими оставшихся в гнезде птенцов. И всё это, не проронив за время наблюдений ни одного звука. Самка сибирской пестрогрудки одна обогревала птенцов, даже 9-10-дневных; 2-3 раза в час сходила на 5-10 мин покормиться. 5-дневных птенцов кормили 3-4 раз в 1 ч. Самец подходил к гнезду по земле, издавал тихий звук (что-то вроде «ви-и»), партнёрша вставала и оставалась рядом до конца кормления. Иногда и она уходила на несколько минут за пищей за птенцов. Самец сел обогревать лишь однажды примерно на 20 с. Даже у гнезда с птенцами перед вылетом родители не беспокоились.

Самка от 13 июля 1981 имело почти готовое яйцо в яйцеводе, а у другой, добытой с кормом 27 июля 1982, зарастало наседное пятно.

РНу1^сор^ tenellipes Swinhoe, 1860. Бледноногая пеночка для Забайкалья ранее не была известна. В густой урёме ручья 4 июня 1983 добыт самец, певший в кроне высокого дерева. Оказалось, что в глухих труднопроходимых участках тайги эта пеночка довольно обычна по узким (не более 50 м) долинам горных ручьёв. Верхний ярус леса образуют здесь берёзы и лиственницы высотой 25-30 м, затем идёт подрост этих пород, в подлеске — ольховый стланик, а под ним — заросли даурского рододендрона. В такой стации на маршруте 3 км 6 июня учтено 5 поющих самцов. В этот же день у ручья замечена пара, беспокоившаяся близ недостроенного гнезда (самка добыта, фолликулы до 3 мм). Гнездо было среди корней вывороченной лиственницы в нише (около 8 см в диаметре), имевшей сверху небольшой навес, и представ-

ляло собой пока только наружную стенку из зелёного мха. В другом участке на 1 км узкой речной долины 15 июня пели 4 самца (у одного добытого семенники 5x3 мм). Одиночного слышали 23 июня в верховьях реки Верхняя Борзя в широкой остепнённой долине речки, окружённой безлесными склонами.

Eophona migratoria migratoria E.Hartert, 1903. Малый черноголовый дубонос впервые встречен у станции Даурия В.П.Беликом (1981). В районе наших исследований найден по окраинам молодых берёзовых лесов у подножий сопок и в островках березняков в поймах речек, где распределён неравномерно. Летом 1981 года около села Шара на площади примерно 30 га держались 3-4 пары. В 1982 году первых отметили 24 мая, в 1983 — 25 мая. Сроки размножения: в 1983 году 20 июня найдено гнездо с полной кладкой; 24 и 25 июня наблюдались две пары, строившие гнёзда, полная кладка в одном из которых появилась 29 июня; в 1981 году завершение откладки яиц происходило 7 июля, а в 1982 — 8 июля. Все гнёзда были устроены на белых берёзах на высоте 4-7.5 м от земли и имели наружный диаметр 10.714.0, внутренний — 7.0-7.9, глубину лотка — 4.6-6.0 см. В законченных кладках было 3 (1 гнездо) и 4 (3 гнезда) яйца; их размеры (n = 15), мм: 25.5-20.8x17.9-17.2, в среднем 24.04x17.52. Хорошо летающие молодые впервые отмечены 24 и 28 июля 1982. К середине августа дубоносы постепенно исчезали; последний одиночный самец встречен 18 августа

1981. Взрослые самец и самка, добытые соответственно 24 и 30 июля

1982, начали смену первостепенных маховых; молодой самец (juv) от 17 августа 1981 линял из гнездового в первый годовой наряд.

В 1983 году в полевой работе участвовал А.М.Соколов, которому автор выражает благодарность за помощь в сборе материала.

Литер атур а

Белик В.П. (1981) 2012. Орнитологические находки в юго-восточном Забайкалье // Рус. орнитол. журн. 21 (721): 146-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.