ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
природу в ее самобытности, вне вовлеченности ее в утилитарный контекст, в паутину цивилизации. Так, если мы видим спелые яблоки на яблоне, освещенные лучами солнца, и тут же испытываем желание их съесть, эстетическое созерцание этой картины от нас ускользает. Это свойство эстетического имел в виду Кант, говоря о созерцании прекрасного как «целесообразности без цели» [3].
Эти две цивилизационные установки - восприятие природы как безразличной материи и стремление к наживе - определяют, насколько можно судить, ту слепоту, которой характеризуется сегодняшнее отношение людей к природе. Люди перестали видеть в природе прекрасное, «благо само по себе», нечто, по своему совершенству превосходящее творения рук человеческих. Никто сегодня уже не говорит об искусстве (techne) как подражании природе. Давно утратила актуальность античная идея гармонии небесных сфер, позволяющая упорядочить смятенные движения человеческой души. В спешке и суете современной жизни, руководимой преимущественно страстями, трудно остановиться и увидеть природу в присущем ей покое и тишине - а именно к этому во все времена стремились отшельники и аскеты, уединявшиеся на лоне природы. В современном мегаполисе природа, конечно же, представлена, но в «переработанном» виде: взгляд закован в бетон, асфальт и стекло, а пыльная зелень лишь слегка разбавляет однообразие городского саркофага. Лишь в немногих местах города видно небо (а не куски неба). Скоростные потоки машин сбивают зрение: глаз цепляется за соблазнительные формы дорогих иномарок - воп-
лощение человеческой страсти и агрессии - и душевных сил не всегда хватает, чтобы перейти к умиротворяющему созерцанию свежей листвы, только появившейся на городских аллеях. В своих творениях современное человечество объективирует свои страсти и свое бездушие, и этот объективированный в культуре дух навязывает себя и стремится поработить живые силы души. Сознательно или бессознательно, люди чувствуют это, недаром многие стремятся вырваться из мегаполиса, жить за городом или вдали от него. От омертвения и технизации культуры спасения ищут на животворном лоне природы.
Однако разучившись видеть природу, вряд ли можно получить пользу от ее животворных токов. Отдых «на лоне природы» среди гор мусора - яркий тому пример. Современному человеку нужно научиться заново видеть природу, что не связано с каким-либо культом природы в духе религиозности New Age, но предполагает, по крайней мере, некоторую перестройку душевных сил и интенций и изменение установок сознания, а также переосмысление места человека и продуктов его деятельности в этом мире. Только тогда, на наш взгляд, станет возможным бережное отношение к природе, которое должно лечь в основу преодоления экологического кризиса.
Библиографический список
1. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М.:
Республика, 1993.
2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер.
- М.: Прогресс, 1990.
3. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант.
- М.: Искусство, 1994.
НОВОЕ КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
В.В. ФРОЛОВ, проф. каф. философииМГУЛ, д-р филос. наук
Особенности нового космического мышления
В философии и науке 20-го века возникли идеи, которые частью ученых признаются в качестве основы мировоззренческого
[email protected] «поворота», то есть такого подхода к миру и человеку, в границах которого человек рассматривается как необходимая часть полиструктурной Космической реальности. Эти идеи содержат принципы нового космического мышления понимания мира и человека.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
69
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Они возникли не сегодня. Космическое мироощущение имеет свои корни в мифологическом сознании, религиозном опыте многих поколений людей, искусстве, философии, метанауке.
Одним из наиболее мощных источников этих идей по праву признается культура и, в особенности, философия Серебряного века в России 19-го и 20-го веков, представленная творчеством В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева,
С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Источником нового космического мышления является также российская наука, достижения которой содержатся в трудах ученых-космистов В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и других выдающихся ученых. Принципы нового космического мышления получили в работах ученых и мыслителей других стран, например, в философии известного французского мыслителя Теяйра де Шардена.
Во всестороннем и целостном виде новое космическое мышление было разработано в трудах Рерихов и прежде всего в учении Живой Этики. Главным в новом космическом мышлении выступает положение о единстве человека и космоса. Конкретизируя это положение, можно сказать, что человек является частью космоса и несет в себе его структуру. Это означает, что структура человека есть выражение структуры космоса. В структуре человека выделяется его физическое тело и духовный мир, что представляет собой внешнее и внутреннее, материальное и духовное в человеке. Такая же структура обнаруживается в Космосе, где сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга физическая, внешняя сторона явлений и внутренняя, духовная основа их существования и развития. Взаимодействие духовного и материального аспектов как человека, так и явлений Космоса определяется активной ролью духовной стороны - именно она одухотворяет материальную сторону человека и явлений Вселенной, создает условия их духовного совершенствования.
Новая теория познания объединяет эмпирические и метанаучные пути познания. Под метанаучным познанием имеются в виду такие формы духовной жизни человека,
в границах которых осуществляется метанаучное познание, как сердечная интуиция, сон, видение, озарение и т.п.
Важную роль в новой теории познания играет категория субъекта познания. В теории познания Живой Этики под субъектом познания подразумевается человек как субъект коллективной деятельности, а шире говоря - как субъект космического сотрудничества, которое реализуется в пространстве космической реальности. Субъект познания воплощает одну из граней этой реальности. Он неразрывно связан с ней. Важную роль в его эволюции играет связь с более высокими структурами Космоса, ибо субъект познания создан Космической эволюцией как проявление ее творческих сил.
Субъект познания понимается в Живой Этике как носитель активной коллективно осуществляемой планетарно-космической деятельности. Она включена в пространство космической реальности и направлена на объект познания, т. е. на то или иное явление либо совокупность явлений космической реальности. Цель этой деятельности состоит в получении или, точнее говоря, в добывании нового знания, которое, в конечном счете, необходимо человеку для его духовного самосовершенствования.
Коллективная деятельность людей приобретает планетарно-космический характер, и в рамках субъектно-субъектных отношений проявляются новые качественные характеристики, так как эта деятельность рассматривается не только по горизонтали, но и по вертикали - как связанная с более высокими структурами Космоса.
Если в этом контексте обратиться к субъекту научного познания, то обнаруживаются также социокультурный и нравственный аспекты деятельности ученого.
Нравственный характер познавательной деятельности ученого
Ученый, рассматриваемый в качестве субъекта познания, понимается как носитель активной коллективно осуществляемой планетарно-космической деятельности. Она включена в пространство космической реаль-
70
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
ности и направлена на объект познания, т.е. на то или иное явление либо совокупность явлений космической реальности. Цель этой деятельности состоит в получении или, точнее говоря, в добывании нового знания, которое, в конечном счете, необходимо человеку и человечеству для его духовного самосовершенствования. Надо подчеркнуть, что ученый не просто получает знание (именно так понимается этот процесс в традиционной теории познания), а добывает новое знание в процессе переживания жизненных ситуаций и преодоления препятствий как внешнего, так и внутреннего характера и, в частности, тех, которые возникают в его сознании. Именно поэтому субъект несет ответственность за свои мысли и, в конечном счете, за добываемые им знания. Так мышление и познание человека обнаруживают нравственную основу.
Применительно к теме данной статьи нравственный характер познания проявляется в том, что категория субъекта, олицетворением которой выступает отдельный ученый или научное сообщество, не может быть всесторонне раскрыта без анализа общественных условий его жизнедеятельности и его нравственной позиции. Это более зримо проявляется тогда, когда речь идет об отдельном ученом.
С точки зрения традиционного подхода может показаться, что данные моменты выявляются в результате анализа особенностей коллективной деятельности людей, в той трактовке, которая обнаруживается, к примеру, в традиционной социальной философии. Отчасти это действительно так, ибо эта деятельность и одна из ее сторон - субъектносубъектные отношения - есть реальное пространство проявления сущностных качеств человека.
Вместе с тем с позиций Живой Этики в коллективной деятельности людей, приобретающей планетарно-космический характер, в рамках субъектно-субъектных отношений проявляются новые качественные характеристики, так как эта деятельность рассматривается не только по горизонтали, но по вертикали - как связанная с более высокими структурами Космоса.
В серии книг Живой Этики есть книга «Община» [1], в которой наряду с другими книгами Учения дано философское обоснование космической сущности человека и его отношений с различными сторонами космической реальности.
Анализ основных категорий Живой Этики, посредством которых в «Общине» раскрываются особенности человека как субъекта познавательной деятельности, вообще как субъекта космического творчества, позволяет сделать следующий вывод. Все категории такого рода в той или иной мере выявляют особенности сознания тех людей, которые должны в будущем составить общину либо на каком-то этапе своего эволюции станут субъектами ее формирования. Именно от уровня их сознания будет зависеть продвижение земного человечества по пути создания «человечества Вселенной» - так называется в Живой Этике община будущего.
Поэтому необходимым условием продвижения людей к формированию общинных отношений нового типа является изменение их сознания и, прежде всего, «вмещение понятия общины» [1, 14], которое в Живой Этике обретает качественно новое значение. «Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами! - отмечается в книге «Община». - Эта кооперация, начатая сознательно, вовлечет в орбиту сношения новые миры, и это небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности» [1]. «Небесный кооператив» - таково существо общинной жизни будущего человечества.
В истории было много попыток создания прообраза общины и его реализации в жизни. Но все они заканчивались неудачей, ибо носили утопический характер. Авторы проектов общины (проектов, которые они пытались реализовать) не смогли учесть в силу исторических особенностей своего сознания, что все их прообразы общины были ограничены современными им общественными условиями, которые противоречили принципам общинной жизни. Кроме того, в их проектах не было главного - представления об общине как «космическом кооперативе».
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
71
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
В то же время вместить понятие общины, развернутое в Живой Этике, способен не каждый человек, а лишь тот, сознание которого находится на более или менее высоком уровне развития. В этом Учении дается один из критериев определения такого сознания - это чистые и красивые мысли. «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к Истине» [1] - отмечается в книге «Община». Человек с таким сознанием готов к сотрудничеству, которое скрепляет общину, делает труд общинников самоотверженным и творческим, свободным и ответственным.
Для темы данной статьи существенно, что Учение называется Живой Этикой. Это имеет глубокий смысл, указывающий на этическую направленность всех положений и категорий Живой Этики. С этой особенностью категорий Живой Этики мы встречаемся и в книге «Община». «Нужно создать мир личной ответственности за свое сознание» [1] - отмечается в Учении. Именно таким - ответственным, а более широко, высоконравственным по своему характеру, должно быть сотрудничество между членами общины. Плодотворность этого сотрудничества будет зависеть от исполнения Указов Учителя. «Учитель может быть назван маяком ответственности» [1]. Поэтому «пусть каждая община ждет своего Учителя, ибо община и Учитель составляют концы одной колонны» [1].
В то же время исполнение указов Учителя - лишь первый шаг в жизнедеятельности общинников, следующая ступень - «самодействие» учеников, которые должны исходить из того, что «только твердое осознание исторической необходимости введет общину в жизнь» [1]. Это положение Живой Этики в «снятом» виде содержит основные грани осознания понятия общины. В нем аккумулированы и момент рационального осмысления его значения, и понимание исторической необходимости ее осуществления, и осознание ответственности за действия по «введению» общины в жизнь. В чем первый шаг создания общины? «Начинайте строить общину как дом знания и красоты» [1] - так напутствует Живая Этика тех, кто встанет на путь строительства общины.
Рассмотрение сущности общинных отношений, система которых развернута в книге «Община», показывает, что главную роль в их возникновении, функционировании и развитии играет новое космическое сознание людей, формирующих общину и живущих в ней. Но для формирования сознания такого уровня, также как и качественно новых общественных - общинных в значении, принятом в Живой Этике - отношений, потребуется достаточно много времени.
Книга «Община» дает методологический ключ для понимания с позиций нового космического мышления деятельности ученого.
Философско-методологическое обоснование научно-исследовательской программы «Наука и метанаука»
С точки зрения новой теории познания чрезвычайно актуальным сегодня является проблема взаимодействия науки и метанауки. Эта проблема может быть плодотворно разработана только на основе философии Живой Этики и может быть представлена в научноисследовательской программе «Наука и метанаука».
В философско-методологическом отношении научно-исследовательская программа «Наука и метанаука» опирается на философскую систему Живой Этики или философию Космической Реальности, в которой разработаны принципы нового космического мышлений, необходимые для понимания указанной темы и ее проблематики.
В данной программе будут употребляться понятия, которые, строго говоря, нуждаются в своих определениях. Это понятия философия Космической Реальности, сознание, познание, знание, сердце, метанаучное познание, эмпирическое познание, новая теория познания, Космическая эволюция, Космическая Реальность, Космический Разум и другие. При употреблении указанных и других философских понятий мы иметь в виду такие их значения, которые раскрываются в Живой Этике, других трудах Рерихов и в работах Л.В. Шапошниковой.
72
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
1. Важнейшим моментом философского обоснования взаимодействия науки и метанауки является положение о том, что человек несет в себе структуру Космоса: как плотно материальный, так и тонко материальный, духовный его аспекты. В общем плане это означает, что духовный мир человека представляет собой пространство, где человек взаимодействует с духовным аспектом Космоса или духовным Космосом, а Космос - с человеком. Это взаимодействие есть путь познания человеком духовного Космоса, в котором содержится источник метанаучных знаний о Космосе и о самом человеке. В значительной степени плодотворность этого взаимодействия обусловлена уровнем сознания человека, его постоянной устремленностью к добыванию и вмещению знаний.
Такая направленность человеческого познания обусловлена природой Космической Реальности, в эволюции которой ведущая роль принадлежит Космическому Разуму. Одной из форм Его проявления выступает сознание человека, сосредоточенное в его сердце как органе духовной жизни. В связи с этим в Живой Этике отмечается, что «человек - часть космической энергии, часть стихий, часть Разума, часть сознания высшей материи» [2].
Эта глубинная взаимосвязь сознания человека и «сознания высшей материи» реализуется в процессе человеческого творчества, выступающего необходимым условием и путем претворения творчества Космической эволюции на планете Земля. «Человек, - читаем в Живой Этике, - является источником знания и самым мощным претворителем космических сил» [3]. Поэтому человеческое познание по своей природе, структуре и механизмам есть творческое взаимодействие, а точнее говоря, - творческое сотрудничество, духовного Космоса и сознания человека. Это сотрудничество реализуется через духовный мир человека, посредством которого человек входит и погружается в пространство духовного Космоса, черпая из его глубин новое знание, зачастую добывая его в труднейшей борьбе. Таким образом, духовный мир человека выступает пространством, через кото-
рое метанаучное знание приходит к человеку из глубин Космической Реальности. В то же время этот процесс далек от автоматизма, ибо само по себе, вне активной роли человека в добывании нового знания, метанаучное познание едва ли возможно. Сказанное выше побуждает обратить особое внимание на внутренний мир человека как пространство метанаучного познания. В то же время, делая такой акцент, ни в коем случае нельзя забывать, что метанаучное познание - это сторона единого познавательного процесса, в котором особое место занимает эмпирическое познание, находящееся в определенном отношении к познанию метанаучному. Исторически единство вненаучного и эмпирического познания выросло из мифологии. В данном случае важно зафиксировать, что целостность процесса познания, которая в теории познания Живой Этики выражается в объединении познания метанаучного и эмпирического, и необходимость применения метанаучного эмпирического путей познания обусловливаются целостностью Космоса, где миры плотной материи и материи более тонкой образуют неразрывное единство.
2. Важнейшее значение для понимания процесса познания и, частности, - познания метанаучного, имеет принцип двойственности или космический закон двойственности, согласно которому в явлениях бытия есть стороны материальная и духовная, внешняя и внутренняя, земная и небесная. Принципиальным для понимания метанаучного и научного познания представляется такая трактовка их соотношения, при которой ведущей, активной относительно материальной стороны выступает внутренняя, духовная сторона явлений. В данном случае сфера метанаучного познания есть духовная сторона, а сфера познания научного - сторона материальная.
В соответствии с таким подходом человек есть единство материальной и духовной сторон, где духовная сторона (дух, сердце, психическая энергия и т.д.) олицетворяет активный фактор эволюционного развития человека. Так, более высокая энергетика духа утончает материю, одухотворяет ее, подтягивает ее до своего уровня, а материя
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013
73
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
под воздействием энергетики духа все более утончается и одухотворяется, повышая свой энергетический уровень. Дух, как в Космической эволюции в целом, так и в эволюционном развитии человека, проявляет себя как познающая, творческая и созидающая сила. Таким образом, дух человека играет в его развитии роль ведущей эволюционной силы, которая по мере развития творческой деятельности человека открывает перед ним все более широкие возможности познания. По мере продвижения человека по пути познания его дух ведет человека к расширению горизонта знаний о мире и самом человеке. В данном контексте особое внимание в исследованиях проблем познания важно уделять духовному миру человека, в котором коренится источник метанаучного знания. Кроме того, при таком подходе изменяется взгляд на метанаучное и эмпирическое познание: в новой теории познания они образуют две стороны целостного процесса познания Космической Реальности.
Взаимодействие двух основных видов познания - научного и метанаучного - происходило непрерывно на протяжении всей истории науки. При мифологическом и религиозном видах мышления преобладало метанаучное познание. С развитием современной эмпирической науки стало преобладать научное познание, часто при замалчивании метанаучной составляющей познания. Неплодотворность последнего обстоятельства выразилась в замедлении роста числа и качества научных открытий за последние несколько десятков лет. Гармоничное взаимодействие метанаучного и научного познания происходит, напротив, при проникновении метанаучных знаний в науку в форме новых идей, представлений и подходов, а также при встречном движении науки в область метанауки путем исследований тех объектов невидимого мира, которые ранее могли исследоваться только метанаучными методами. Энергетическое устройство некоторых полевых оболочек человека; невидимые глазом излучения космических объектов; существование невидимой «темной» материи и «темной» энергии; связь активности биосферы с влиянием Космоса (гелиобиология) - эти и множество других областей науч-
ных современных исследований вторглись в область познания тонких энергий, известных в метанауке на протяжении тысячелетий под другими наименованиями.
Методология Живой Этики позволяет сочетать метанаучное и научное познание, являя синтез знания о Космосе и человеке. Научное познание, подтверждая в ряде положений предвосхищающее познание метанаучное, обеспечивает практическое использование человечеством добытого ранее метанаучного знания. Таким образом, во взаимодействии метанаучного и научного познания, каждое их них выполняет свою незаменимую роль.
Рассматривая науку и метанауку в их взаимосвязи, приходим к убеждению, что они являются классическими противоположениями, составляющими неразрывное единство. Это доказывается замедлением либо ускорением роста науки вследствие пренебрежения метанаукой либо ее развития. Внутреннее единство научного и метанаучного познания может проявиться также в резком ускорении роста творчества и научного познавания при их оптимальном соотношении. Их различие обусловлено, прежде всего, использованием в качестве инструмента познания либо внешних объектов (в эмпирической науке), либо внутреннего мира исследователя (в метанаучном познании).
3. В процессе метанаучного познания человек погружается в духовное пространство Космоса. Ведущей силой эволюционного развития Космоса и человека выступает Космический Магнит или Космический Разум, венцом которого является Космическое Сердце. Роль этого аспекта Космической Реальности в Космической эволюции - тема особого исследования (в связи с этим см. работу Л.В. Шапошниковой «Веления Космоса» [4]). В данном случае мы только подчеркиваем, что Космический Разум есть необходимая основа существования различных аспектов Космоса и, в частности, познания как метанаучного, так и научного. Влияние Космического Магнита, регулирующего развитие всего проявленного Космоса, усиливается при сознательном восприятии данного влияния человеком, ибо «ответная виб-
74
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
рация напрягает Космический Магнит» [2]. Таким образом, некоторые представители человечества, как бы притягивая, ассимилируя и трансформируя в своем творчестве энергии Космического Магнита, становятся субъектами Космической эволюции [4]. Эти субъекты, в свою очередь, положительно и существенно влияют на развитие планеты Земля и соответствующих аспектов Космоса. По своему содержанию такое взаимодействие энергетики Космического Магнита и человека есть творческий процесс. Такое сотворчество человека с Космическим Магнитом или Космическим Разумом, в процессе которого происходит повышение энергетики, духовное совершенствование человека, является целью эволюции человека на планете Земля. Это сотворчество связывает его с ближайшим звеном Космической Иерархии Светлых сил - Учителями человечества, представляющими ближайшее к человечеству звено этой Иерархии.
Однако вернемся к метанаучному познанию. Этот процесс, как отмечалось выше, имеет свои причины, структуру и механизмы. Приблизиться к их пониманию позволяет рассмотрение познания в пространстве Космических законов. Помимо закона Космического Магнита и закона двойственности, о которых было сказано выше, надо затронуть закон Иерархии. Согласно этому закону, в Космосе существуют и взаимодействуют иерархически соподчиненные структуры, отличающиеся друг от друга уровнем энергетики. Они образуют беспредельную систему Мироздания. Одну из важных функций в его эволюции выполняет энергетическое взаимодействие структур с менее высоким уровнем энергетики со структурами более высокого энергетического уровня. Цепь таких структур уходит в Беспредельность.
Анализ познания в пространстве закона энергоинформационного обмена для раскрытия взаимодействия науки и метанауки необходим в той же мере, как и анализ познания в пространстве всех других законов Космоса, ибо в жизни человека, в реальном процессе познания все Космические законы проявляются в синтетическом единстве.
Кратко отметив необходимость энергообмена для реализации закона Иерархии, в то же время о роли закона энергоинформационного обмена в метапознании более развернуто мы скажем ниже. Заключая данную мысль, отметим, что посредством энергообмена с энергетикой более высоких структур человек входит в пространство метанаучного знания, которое открывается ему в процессе активной познавательной творческой деятельности.
4. Отражением закона Иерархии в эволюционном развитии человечества выступает космический закон Учительства. Мы писали об Учителях Человечества. Они играли и продолжают выполнять в эволюционном развитии человечества ведущую роль, открывая возможности освоения человеком все более широких горизонтов познания, творчества и созидания. В истории народов наиболее убедительно эта роль Учителей представлена в мифологии. Мифы во многих культурах и сегодня служат наиболее адекватной формой выражения знаний человека о законе Учительства, который выводит нас в пространство иной, духовной реальности. В этом отношении мифология представляет собой бесценный материал для изучения этой реальности. В разных культурах и, прежде всего, в культурах Востока понятие Учителя является центральным для понимания внутреннего смысла эволюционного развития человека.
Наряду с тем, что Учителя играют важнейшую роль в культурах разных народов, они в процессе развития человечества достаточно часто появлялись в реальном историческом пространстве. Реальное существование Учителей, как отмечает Н.К. Рерих, никогда не вызывало сомнений у народов Востока. Исторические свидетельства о них зафиксированы в легендах и сказаниях народов Центральной Азии. Одними из наиболее убедительных свидетельств такого рода являются описанные Н.К. Рерихом факты знаменательных встреч Рерихов с Учителями и водительство Учителей в жизни и творчестве семьи Рерихов. Сотрудничество Рерихов с Учителями было настолько явным и плодотворным, что какие-либо сомнения в
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
75
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
существовании Учителей едва ли имеют основание.
Одним словом, опираясь на культурные традиции разных народов, исторические свидетельства и самое главное на учение Живой Этики, которое представляет собой один из результатов сотрудничества с Учителями семейства Рерихов, можно сказать, что закон Учительства является универсальным космическим законом, который отражает различные грани творческого сотрудничества Учителя и ученика. Диалектика этого сотрудничества такова, что в одном отношении Учитель выступает в роли Учителя, а в другом - в роли ученика, ибо цепь Ученичества в Мироздании не имеет предела.
Принимая во внимание сформулированные выше условия метанаучного познания человека, к которым относятся положение о творческом сотрудничестве человека и духовного Космоса, закон Космического Магнита, закон двойственности, закон Иерархии, закон Учительства, закон энергоинформационного обмена и тем самым всё более обогащая наши представления о метанаучном познании, подчеркнем, что еще одним условием познания вообще и метанаучного в частности, является понимание того, что в познании важнейшее значение имеет сотворчество Учителя и ученика. Пространство этого сотворчества всегда есть пространство встречи сознания Учителя и сознания ученика. В этом пространстве открываются широчайшие возможности мета-научноуго познания. Миссия Учителя состоит в передаче ученику метанаучных знаний, духовного опыта, умений. Задача ученика заключается в развитии внутренней готовности принятия и вмещения переданных Учителем знаний. В роли Учителя могут выступать самые разные явления жизни, начиная от учителя школьного и кончая духовным подвижником планетарно-космического масштаба и Учителем человечества.
В законе Учительства преломляется еще один космический закон, понимание которого делает интерпретацию метанаучного познания более многогранной и богатой. Речь идет о законе «Высшее в Космической эволюции ведет за собой низшее». Выявле-
ние роли этого закона в метанаучном познании в единстве с законом Иерархии и законом Учительства, а также с другими Законами космоса позволяет получить более объемное представление о процессе метанаучного познания и, в частности, о его метаисторических причинах. Всякое новое эволюционно значимое явление не может возникнуть без инициирования этого явления более высокой в энергетическом отношении сущностью. Для этого данная сущность должна спуститься в пространство более плотной материи. Этот акт инициирования всегда является для данной сущности очень непростым действием из-за того, что более плотная или даже грубая энергетика данного материального образования доставляет этой сущности зачастую огромные страдания. Но поскольку иного пути инициировать развитие нового явления не существует, то более высокая сущность, спускаясь в пространство более плотной материи, как бы приносит себя в жертву, инициируя энергетически процесс восхождения данного материального образования к более высокому энергетическому уровню. С этого момента начинается процесс совершенствования соответствующего плотно материального явления или процесс его одухотворения.
5. Иными словами, метапознание в контексте указанных и других космических законов рассматривается не как абстрактный процесс, а как такой момент, который с необходимостью вливается в эволюционное развитие человечества. Раскрывая значение космических законов для метанаучного познания, надо обратить внимание на то обстоятельство, что определяющим в эволюционном отношении условием для реализации космических законов выступает пространство иных состояний и измерений материи, представляющее в то же время источник метанаучного знания и сферу метанаучного познания. Таким образом, аспекты проявления космических законов одновременно составляют собственно аспекты метанаучного познания, которое реализуется в соответствии с этими законами.
Иными словами, метапознание в контексте указанных и других космических зако-
76
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
нов рассматривается не как абстрактный процесс, а как такое условие, которое в качестве необходимого момента вливается в эволюционное развитие человечества. Раскрывая значение космических законов для метанаучного познания, надо обратить внимание на то обстоятельство, что определяющим в эволюционном отношении условием для реализации космических законов выступает пространство инобытия, представляющее в то же время источник и сферу метанаучного познания. Таким образом, аспекты проявления космических законов одновременно составляют собственно аспекты метанаучного познания, которое реализуется в соответствии с этими законами.
5. Дальнейшей конкретизацией понимания роли космических законов выступает представление об их человеческом измерении, которое означает, что Законы Космоса проявляются через качества духовного мира человека и, прежде всего, через его сердце. Предпосылкой реализации человеческого измерения космических законов является способность сердца к объединению материального и духовного, земного и небесного в человеке. Кроме того, в сердце находится сознание человека и сердце представляет собой фокус его творческой и познавательной деятельности.
Таким образом, человеческое сердце есть пространство проявления космических законов и, следовательно, пространство метанаучного познания. С точки зрения актуальности разработки темы «Наука и метанаука» проблема сердца должна рассматриваться как одна из основных проблем новой теории познания, в которой необходимо сделать акцент на роли сердца в познании, то есть показать ведущую роль сердца в познании иных планов бытия. В контексте двух направлений познания - интеллектуального, ориентированного на эмпирическое познание и сердечного, реализуемого через умозрение - «интеллект станет нравственным, а сердце - умным» (Л.В. Шапошникова). Одним из результатов синтеза двух сторон познания и формирования целостного представления о Космосе будет постепенное сближение плотно материального и тонко материального аспектов Мироздания.
6. Программа Объединенного Научного Центра Космического Мышления (ОНЦ КМ) «Наука и метанаука» предполагает осмысление новейших достижения эмпирической науки в области взаимодействия человека и Космоса и, при возможности, применение их в разработках направлений исследований ОНЦ КМ, утвержденных руководством Международного Центра Рерихов.
Разработка с позиций философии Живой Этики метанаучного метода познания и осмысление полученных ранее человечеством с помощью этого метода знания о мире, будет способствовать обогащению эмпирической науки пластом новых философских представлений и научных гипотез. Эти представления и гипотезы, вышедшие из недр метанауки, способны направить исследования в области эмпирической к новым открытиям в разных областях во благо человечества. Осмысление и использование эмпирической наукой опыта метанаучного познания, которое осуществлялось мыслителями, учеными в прошлом и проводится в наше время, безусловно, придаст науке новый импульс развития.
Такая будущая наука, в которой приоритетным станет изучение взаимодействия Космоса и человека, а также использование метанаучных методов исследований, может быть названа новой одухотворенной наукой. Научное познание в ней будет гармонично следовать за метанаучным познанием, в частности, новые гипотезы проверяться научными методами и оттачивать методы метанаучного познания. Будет происходить взаимное усиление и обогащение подходов, применяемых в метанауке и науке.
В заключение отметим, что философское обоснование исследовательской программы «Наука и метанаука» в процессе работы над темой в пределах указанной методологии может дополняться и развиваться.
Основные направления исследований
Вторая часть программы содержит список основных направлений исследований ученых, которые будут заниматься разработкой предлагаемой программы.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
77
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
1. Концепция человека Живой Этики и новая теория познания.
2. Духовный мир человека как источник метанаучного знания.
3. Метанаучное познание - проявление земного творчества Космической эволюции.
4. Ведущая роль духовно-энергетического аспекта в эволюции Вселенной и человека и метанаучное познание.
5. Единство миров различных состояний материи - условие целостности процесса познания, синтеза эмпирического и метанаучного познания.
6. Научное и метанаучное познание в свете концепции Живой Этики о многомерности Космоса и человека.
7. Космические законы и познавательная деятельность человека:
- Закон Космического Магнита и познавательная деятельность человека;
- Космический Магнит, Космический разум, Космическое Сердце как необходимое условие метанаучного познания;
- закон двойственности и его роль в объяснении и осуществлении метанаучного познания;
- значение закона Иерархии для понимания и реализации метанаучного познания;
- закон Учительства и метанаучное познание;
- закон «Высшее в Космической эволюции ведет низшее» и его роль в понимании механизмов познания иной реальности;
- закон энергоинформационнного обмена и обоснование метанаучного познания как энергоинформационного взаимодействия человека с иной реальностью;
- закон противоположений и его методологическая роль в объяснении и реализации метанаучного познания;
- другие космические законы и принципы и их значение для обоснования, развития и применения новой теории познания.
1. Роль умозрения в метанаучном познании.
2. Методы метанаучного познания: метод свидетельства, методы видений, яснослы-шания, ясновидения, сны, особая интуиция, духовное озарение, вдохновение.
3. Особенности метанаучного знания: критерии, механизмы получения, профети-ческий характер, возможности применения и значение для эволюционного развития человечества.
4. Исторический процесс и метанаучное познание.
5. Эмпирическое знание в контексте новой теории познания.
6. Влияние космической погоды (состояния околоземного космического пространства) на энергетические структуры человека.
7. Неизвестные свойства космической материи, известной в науке как «темная энергия» и «темная материя», и ее соотношение с духовной сущностью человека.
8. Тенденция к синтезу метанаучного и эмпирического знания - магистральное направление развития научного познания.
9. Синтез и его роль в объединении метанаучного и научного познания.
10. Проблема ассимиляции и использования наукой метанаучного знания.
11. Функции интеллекта и сердца человека в добывании научных и метанаучных знаний о явлениях Мироздания.
12. Иерархическая связь человека и Космоса в новой теории познания.
13. Сердце и его ведущая роль в метанаучном познании.
14. Культура и их функции в познавательной деятельности человека.
15. Религиозный опыт как пространство метанаучного познания.
16. Искусство и метанаучное познание.
Перечисленные направления носят примерный характер, могут быть скорректированы и дополнены в процессе реализации программы.
Библиографический список
1. Община. - Рига, 1936.
2. Беспредельность. - Париж, 1933. - Ч. I.
3. Мир Огненный. - Рига, 1935. - Ч. III.
4. Шапошникова, Л.В. Веления Космоса / Л.В. Шапошникова. - М.: Международный Центр Рерихов, 1995.- 144 с.
78
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013