Научная статья на тему 'Новое измерение информационно-образовательного пространства современного университета'

Новое измерение информационно-образовательного пространства современного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательная деятельность / информационное пространство / информационно-образовательное пространство / структура информационного пространства / электронно-образовательная среда / компьютерные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна

Современное информационно-образовательное пространство университета анализируется в контексте электронного отражения в глобальной сети Интернета различных сторон деятельности вуза. Выделяются различные планы проектирования электронно-образовательной среды, учитывающие интересы различных групп сетевых пользователей. С социально-психологических позиций раскрывается роль электронной образовательной среды университета в совершенствовании образовательных технологий, появлении новых аспектов деятельности преподавателей, условий самореализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A modern university educational information space is analysed in the context of the reflection in the Internet of different aspects of university activities. Various aspects of projecting of educational IT medium are considered, these aspects taking into account interests of various groups of net users. The role of a university educational IT medium for the improvement of educational technologies, for the emergence of new kinds of activities of faculty members, for creating new conditions for students" self-realisation is regarded on the basis of social psychological position.

Текст научной работы на тему «Новое измерение информационно-образовательного пространства современного университета»

Т. Н. Носкова

НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Современное информационно-образовательное пространство университета анализируется в контексте электронного отражения в глобальной сети Интернета различных сторон деятельности вуза. Выделяются различные планы проектирования электронно-образовательной среды, учитывающие интересы различных групп сетевых пользователей. С социально-психологических позиций раскрывается роль электронной образовательной среды университета в совершенствовании образовательных технологий, появлении новых аспектов деятельности преподавателей, условий самореализации студентов.

Современное образовательное пространство «в социальном движении времени» (Б. Ананьев) невозможно представить без его электронного отражения в глобальной сети Интернета. Широкие информационные магистрали нового технико-опосредованного образовательного пространства, реализуемые в опоре на средства дистанционной телекоммуникации, разнообразные гипермультимедиа-технологии, актуализирующие полимодальные каналы восприятия и переработки информации, открывают возможность внедрения новых форм и методов обучения, кардинальных изменений в профессиональной деятельности преподавателей.

Проблемам электронной среды открытого дистанционного обучения, основанной на перспективных информационно-коммуникационных технологиях, посвящены многочисленные публикации (А. А. Ахаян, М. И. Башмаков, С. Л. Лобачев, С. Н. Поздняков, Н. И. Резник, В. И. Солдаткин, В. П. Тихомиров и др.). В них анализируются новые технологические возможности обучения,

некоторые дидактические аспекты электронного обучения, принципы построения информационно-технических обучающих систем1. Дискутируются вопросы построения электронных распределенных университетов, посредством которых классические вузы могут совместно осуществлять обучение студентов в дистанционном режиме2. Виртуальный педвуз рассматривается как подсистема педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов средствами телекоммуни-каций3.

Глобальность, открытость, уникальная возможность организации учебного взаимодействия и общения, свободного доступа к накопленной человечеством информации — новые условия развития личности. Известно, что характер среды во многом детерминирует развитие человека. В условиях информатизации вуза следует учитывать, что, с психологической точки зрения, при взаимодействии человека с системами информатики происходит преобразование деятельности за

счет опосредования ее знаковыми системами. В культурно-исторической теории развития психики психические функции разделяются на натуральные и высшие, последние развиваются с помощью специальных психологических орудий-«знаков». В процессе освоения и применения человеком новых информационных технологий происходит трансформация и усложнение строения высших психических функций, которые характеризуются работой не только со знаками, но и со знаковыми системами. Поэтому, как отмечают многие авторы, существенную роль в преобразовании деятельности в настоящее время играют технологии, связанные с применением Интернета.

Воздействие процессов информатизации на деятельность может происходить двумя путями: а) прямо, через трансформацию и опосредование деятельности и появление новых ее видов; косвенно, через многократное опосредование некомпьютеризированных видов деятельности. Поэтому важно определить характерные особенности новой электронно-коммуникативной образовательной среды с позиции ее влияния на развитие человека, становление личностных качеств. Очевидно, что потенциальные возможности электронно-образовательной среды требуют поиска адекватных психолого-педагогических подходов ее эффективного использования, что не всегда наблюдается на практике. Так, в обобщении итогов экспериментальных работ вузов России по дистанционному образованию отмечается целый ряд недостатков, выявленных при внедрении новых технологий обучения4. Эти недостатки связаны с проблемами становления профессионально значимых качеств личности будущих специалистов, со сложностями вовлечения «дистанционных» студентов в проведение научных исследований и пр. Очевидно, указанные проблемы связаны с особенностями технизированного образовательного пространства.

Виртуальное пространство вуза

Важным признаком современного образовательного пространства университета становится отражение всех сторон деятельности в глобальной сети Интернета, знаменующее вхождение вуза в мировую виртуальную образовательную среду. Электронное информационно-образовательное пространство университета складывается из электронных продуктов различного рода деятельностей: информационной, коммуникационной, креативной, программно-технологической и пр. Оно включает электронные ресурсы различного назначения (банки управленческой информации, электронные библиотеки и базы знаний, продукты виртуального общения и взаимодействия, специально организованные программные системы (сайты, порталы). В этом пространстве размещаются электронные СМИ (газеты, журналы, архивы радиостанций, электронная реклама вуза, информация маркетингового характера, электронные продукты телекоммуникационных проектов и т. п.).

С социально-психологических позиций особую роль в формировании виртуальной среды вуза приобретает телекоммуникационное межличностное взаимодействие, виртуальное общение. Виды такого общения, в первом приближении, можно классифицировать следующим образом.

Общение в реальном времени — общение с одним собеседником (выбирается канал для такого общения) или с большим количеством людей одновременно. Это технологии чат (Chat) и IRC (Internet Relay Channel), аудиографиче-ские конференции (голосовая коммуникация и передача визуальных материалов); видеоконференции (использование голоса, графики и изображений объектов и людей) и др.

Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой. Это технологии электронной почты (e-mail), общение типа «один/один» или «один/много»

через передачу письменного текста; телеконференции (Usenet News), ньюс-группы (News Rearders), серверы новостей (News Servers), доски объявлений (Bulletin Boards), списки рассылки (Listservers). Все эти виды общения основаны на передаче письменного текста.

Кроме того, основанием для классификации видов общения в Интернете могут служить следующие параметры:

- открытость сообщества для всех желающих вступить в общение, или закрытость его для посторонних;

- широта коммуникационного канала (ограничение вербальными текстами (письменными, устными) или мультиме-дийность;

- регламентированность общения — тематическая заданность, наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников. Причем частными случаями контроля могут быть модерирование или негласное проникновение в закрытый для посторонних канал общения, «подслушивание» (lurking).

Особенность этих видов общения в виртуальном пространстве, как и исследование деятельности человека в Интернете, — относительно новая область работы. Более традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как «опосредованное компьютером общение» (computer-mediated communication) или «совместная работа при поддержке компьютера» (computer supported collaborative work). Ряд исследований выполняется в рамках таких направлений, как Human-Computer Interaction — взаимодействие человека с компьютером, Communication Science или Media Research (данное направление иногда называется «коммуникативистикой»).

Однако все исследования «социального» измерения Интернета исходят из того, что «кибер-пространство — не согласованная галлюцинация, а строительная площадка, на которой вкалывают люди»5. Исследователями Интернета изучаются культурные, языковые и психологические особенности диадического и груп-

пового взаимодействия, регулирующие общение и отношения между удаленными партнерами, правила (пейдиейе), закономерности функционирования виртуальных общностей, принципы самовыражения личности и др.

Очевидно, что компьютерные каналы коммуникации, как и хорошо известные нам телефонные, налагают определенные ограничения на общение, в них складываются свои нормы и правила. Но, применительно к образованию, в котором межличностное взаимодействие обладает особым преобразующим потенциалом, эти нормы и правила становятся тормозящими развитие образовательного процесса. Поэтому здесь необходимо творчески осваивать новую среду общения и взаимодействия, устанавливать новые «правила игры» в соответствии с проектируемыми целями и задачами образовательного процесса. Особое внимание следует уделять эмоционально-ценностным составляющим (компонентам) общения, передаче отношений, позиций, ценностных установок. С помощью комплексного использования различных выразительных средств письменного и устного текста, в сочетании с мультимедийными возможностями компьютерных каналов коммуникации необходимо создавать условия для запуска психологических механизмов эмпатии и идентификации, оказания психологических воздействий и взаимодействий6. Проблема состоит в том, чтобы всеми возможными средствами приближать технико-опосредованное общение к возможностям непосредственного межличностного взаимодействия, достигая при этом взаимопонимания и эмоционального сопереживания, творческого взаимодействия и самореализации.

В чем же проявляется специфика виртуального пространства применительно к функционированию университета?

Во-первых, в этом пространстве особым образом отражаются, одновременно существуют информационные потоки, изначально имеющие различную физиче-

скую природу. Разнесенные в пространстве и во времени, но преобразованные с помощью цифрового кода и размещенные в единой среде взаимосвязанных компьютеров эти электронные потоки управленческой, образовательной, культурной и другой информации открывают возможность по-новому осмысливать и осуществлять свою деятельность соответствующим специалистам. Работа с базами электронной информации позволяет практически мгновенно осуществлять сортировку, выборку, проводить количественный и качественный анализ данных, сравнение, классификацию и прочие операции, необходимые для выявления намечающихся тенденций, в реализации не только тактического, но и стратегического управления процессами. Это позволяет административно-управленческому персоналу вуза на новом, качественно более высоком уровне реа-лизовывать профессиональные функции.

Во-вторых, принципиальной особенностью этого пространства является возрастающий коммуникативный потенциал. В нем впервые появляется возможность сбора и хранения архивов актов коммуникационного взаимодействия. Конечно, пачки писем эпистолярного жанра, видеоархивы «телевизионных мостов» или звуковых писем существовали и раньше, но они были доступны лишь ограниченному числу лиц. Электронные интернет-архивы телеконференций, форумов, различных сетевых инициатив могут стать доступными всем сетевым пользователям. Это открывает принципиально новые возможности в различных аспектах образовательной деятельности, связанной с развитием коммуникативных качеств личности. Достаточно хорошо известны возможности компьютерной среды в развитии навыков письменной речи на иностранном языке7. В современных технологиях разрабатываются лингвистические автоматы, позволяющие создавать виртуальные рабочие места специалиста-филолога8. Технологии виртуальной среды также

позволяют создавать специальные поля для развития культуры дискуссии, общения на профессиональные темы, овладения профессиональной терминологией. Несомненно, такие технологии будут востребованы не только в гуманитарном, но и в техническом, и в естественнонаучном образовании.

В-третьих, особый потенциал этого пространства обусловлен новыми возможностями самореализации человека в виртуальной среде. Это связано с тем, что, проявляя активность, каждый пользователь этой среды может стать не только потребителем размещенных в ней ресурсов (как в глобальной библиотеке), но и их созидателем. Он сможет в одиночку, индивидуально, или в группе единомышленников производить, генерировать новую информацию субъективной или объективной новизны и значимости, представлять на суд своих коллег или всего профессионального сообщества продукты своего творчества, мысли, деятельности. Этот потенциал может быть реализован в образовательном процессе, если будет целенаправленно поддерживаться средствами педагогических технологий на базе информационно-коммуникационных средств и методов.

Особенности проектирования виртуального пространства вуза

В соответствии с выделенными особенностями в проектировании и построении виртуального пространства современного университета представляется необходимым прогнозировать возможные интересы, мотивы, установки различных групп пользователей как с позиции глобального сетевого сообщества, так и с позиции развития внутренней интернет-сети вуза. С этой целью целесообразно выделить различные планы, уровни виртуальной среды университета. Их можно представить в макро-, мезо- и микропланах, изменяя меру удаленности и широту охвата взглядом виртуального пространства вуза из глубин интернет-сети.

Проектируя виртуальное пространство университета в макроплане, для зарубежных пользователей, важно показать наиболее значимые научные и образовательные программы, персоналии заслуженных ученых и преподавателей, составляющих гордость вуза, их полнотекстовые публикации и аннотации, проявление научной и общественной активности студентов. Это позволяет средствами информационных и коммуникационных технологий издалека, но в текущем времени разглядеть культурную, научную, образовательную значимость вуза, жизнь и деятельность преподавателей и студентов, наладить виртуальное сотрудничество, найти точки сопряжения интересов. С этой целью необходимо иметь виртуальное представительство вуза не только на родном языке, но и на иностранных языках, в первую очередь, на английском, наиболее распространенном в глобальной сети. Виртуальное представительство вуза в англоязычном секторе Интернета имеет важное значение не только для зарубежных партнеров, но и для потенциальных абитуриентов и корпоративных пользователей. Такое представительство можно рассматривать в качестве важной части имиджевой политики вуза на отечественном и мировом рынке образовательных услуг, повышающей его конкурентоспособность, влияющей на самосознание сотрудников и студентов.

Сетевое представление вуза в российском секторе Интернета в мезоплане актуализирует несколько иные стороны деятельности. Здесь важно отражать все многообразие сторон жизни вуза — образовательную, научную, общественную, электронные СМИ, сетевые инициативы сотрудников и студентов и т. п. Для университетского сообщества особую роль играют научные и культурные связи, которые актуализируются высоким статусом ведущих профессоров, деятелей науки и культуры. Средства информационных и коммуникационных технологий позволяют создавать условия ускорения

внедрения результатов научных достижений в образовательный процесс (аспирантура, магистратура, исследовательская работа студентов), условия для широкого раннего вовлечения студентов в научную деятельность по фундаментальным направлениям науки, условия для ускорения распространения результатов научных исследований с целью развития взаимосвязей научных коллективов в профильных и смежных областях научных исследований и т. п. Поэтому в интернет-пространстве должны находить отражение проводимые в вузе научные конференции, форумы, семинары, культурные инициативы.

В построении виртуального пространства вуза в мезоплане особое значение имеет организация взаимодействия с абитуриентами — потенциальными студентами вуза, а также с его выпускниками.

В микроплане виртуальное пространство вуза имеет особую значимость для студентов, особенно для студентов филиалов вуза, обучающихся заочно, экстерном. Для них по паролю может быть организован удаленный доступ к образовательным ресурсам вуза, к его электронной библиотеке, к участию в виртуальных семинарах, чатах, телеконференциях, проводимых преподавателями в рамках образовательной программы. Но не только учебная деятельность, осуществляемая с удаленным доступом, важна для этих категорий студентов. Они ограничены в возможности полноценного участия в разнообразной студенческой жизни, в культурных и научных мероприятиях, проводимых в университете. Развитая виртуальная среда вуза открывает возможность удаленным студентам не только быть в курсе жизни университета, но и принимать активное участие в виртуальных инициативах, представлять достижения своей образовательной и профессиональной деятельности в сети, чувствовать себя членом мощной корпорации.

Новые аспекты деятельности преподавателей в электронном пространстве вуза

Основные цели развития виртуального образовательного пространства университета лежат не в плоскости дублирования традиционных функций преподавателей, а в появлении новых аспектов качества обучения.

Создание разнообразных не только традиционных, но и электронных образовательных ресурсов, в комплексном использовании которых субъект сможет базовую часть образовательной программы изучать самостоятельно, позволяет передать основную информационную функцию преподавателя информационно-коммуникационным средствам. Роль классических методов образовательного взаимодействия (лицом к лицу) усиливается в направлении решения не чисто информационных, репродуктивных задач, а в интерпретации, углублении, переносе в новые условия знаний, полученных студентами самостоятельно, в опоре на печатные и электронные источники.

В такой стратегии учебного взаимодействия существенно возрастает роль педагога и как носителя социального опыта, и как активного субъекта, изучающего новейший опыт, проводящего научные исследования, осуществляющего профессиональную апробацию последних достижений и т. д. Следовательно, преподаватель должен сам активно развиваться в профессиональной сфере, заниматься поиском новых знаний, участвовать в исследованиях.

Новый аспект преподавания в развитом виртуальном пространстве вуза связан с расширением технологий учебной коммуникации, в дополнении межличностного взаимодействия различными формами технического опосредования с использованием электронных коммуникаций. Монологические формы общения в многоканальной коммуникации трансформируются в диалогические и полило-

гические формы взаимодействия со студентами, которые, овладев базовой частью профессионального опыта, становятся активными участниками обсуждения изучаемых проблем.

Реализация диалогической субъект-субъектной образовательной коммуникации неизбежно будет приводить к усилению значимости личностных качеств педагога. Это связано не только с его профессиональными знаниями и опытом, но и с личностными качествами. В условиях выбора между технико-опосредованной и классической коммуникацией преподаватель должен быть интересен молодежи как личность, добившаяся успеха в профессиональной сфере, как образец для подражания, как некий идеал в принятии целей саморазвития. Особенности личности педагога также должны найти свое отражение в электронной информационно-образовательной среде кафедры, факультета, позволяя приоткрыть студентам важные грани дарования преподавателей.

Понимая, что виртуальное образовательное пространство вуза, как и глобальная сеть Интернета, складывается из множества локальных сред, можно полагать, что микроячейкой образовательного пространства является среда, создаваемая преподавателем, поддерживающим студента в образовательной деятельности. Эта среда может базироваться на работе с сетевыми образовательными ресурсами, на проведении телеконференций, форумов, на использовании других электронно-коммуникативных технологий образовательного взаимодействия.

Применительно к виртуальному пространству следует учитывать тот факт, что в электронной среде особую роль играют коллективные формы взаимодействий, что за проектами, реализуемыми через сайты, порталы, стоят группы людей. В отличие от классической образовательной деятельности, когда преподаватель выступает перед студентами один, за каждым электронным банком, порталом виртуальной среды обычно стоит

коллектив единомышленников, коллективный коммуникатор. Это можно соотнести с характером деятельности структурных подразделений вуза, кафедр, выполняющих свои функции. В этом также проявляются как новые возможности, так и ограничения информационно-коммуникационных средств, особые методы управления этим видом деятельности.

Студенты и виртуальное пространство вуза

С высокой долей вероятности можно предположить, что большинство сегодняшних студентов в силу социальных изменений в обществе хотят стать профессионально успешными, конкурентоспособными, востребованными обществом. Они готовы в определенной мере оценить важность и значимость для достижения собственных жизненных целей предлагаемых образовательной программой основных и элективных курсов, осуществить их выбор и принять на себя ответственность, поскольку такой путь сложнее, чем массовый, традиционный.

Как может влиять виртуальная образовательная среда вуза на развитие студента?

Известно, что развитие человека — глубинный процесс изменений психологических, духовных, интеллектуальных, происходящих на основе активности личности и обусловливающих ее творческую самореализацию. Определение механизмов личностного развития требует четкого уяснения содержания этого процесса (какого типа новообразования могут быть отнесены к собственно личностной сфере) и необходимых условий его протекания. Движущими силами — психологическими механизмами саморазвития субъекта в электронно-коммуникативной среде — будут выступать противоречия между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями; между системой мотивов и типами связей с окружающей средой;

между потребностями и внешними обстоятельствами развития и др.

Очевидно, что возможность самому форсировать свое развитие, саморазвитие подразумевает постоянную внутреннюю активность индивида на основе собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств. Для такого развития необходима среда, в которой на достаточно длительном временном интервале могут осуществляться подобные изменения. Следовательно, виртуальное образовательное пространство вуза, создаваемое на основе информационных и коммуникационных технологий, должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя и воспроизводя свой образовательный потенциал, чтобы обеспечивать процесс становления и развития личности студентов на основе максимальной индивидуализации, предоставления учащемуся самому управлять собственным образованием.

В развитии активной жизненной позиции обучающегося необходимо, чтобы виртуальная среда обеспечивала процесс самостоятельной «добычи» знаний, а не получение их в готовом виде. С этой целью она должна быть «насыщена» образовательными ситуациями, содержащими внутренние противоречия, амбивалентные оценки, которые заставляют обучающегося «включить» механизмы самодетерминации, саморазвития.

Общение, взаимодействие в сети следует направить на достижение целей, не только связанных с обучением, но и с реализацией определенных социальных функций, например, с организацией совместной деятельности по решению профессиональных задач, с элементами соревновательности в учебной деятельности, с презентацией продуктов творчества (литературного, художественного, дизайнерского и пр.). Это требует организации особых форм сетевого образовательного взаимодействия, открытого для многих, с возможностью получить внешнюю оценку достигаемых результатов. В качестве критериев эффективности элек-

тронно-коммуникативной образовательной среды должны выступать не только показатели, учитывающие степень овладения студентом знаниями, умениями и навыками, но и показатели сформированное™ определенных личностных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллектуальных, духовных, творческих способностей обучающегося.

Важным условием достижения подобных целей является наличие развитого, насыщенного, вариативного электронно-образовательного пространства вуза, в котором создаются возможности для разнообразных стратегий образовательной деятельности студентов. Наличие сетевых образовательных ресурсов по базовым и элективным курсам, электронной поддержки образовательной коммуникации в виртуальной среде вуза, социальных инициатив — все это расширяет пространственно-временную свободу студента в образовательной деятельности.

В реализации новых возможностей развития будущих специалистов, которые может предоставить виртуальная среда, необходимыми предпосылками становится обеспечение студентов компьютерными рабочими местами и доступом к каналам внутривузовской и интернет-телекоммуникации. Только при выполнении этих условий виртуальное пространство может открывать дополнительные возможности самореализации субъекта, создавать новые условия для его эффективного развития, для творческого самопроявления через специально организованное сетевое взаимодействие.

Новое измерение в жизни и деятельности университета — это измерение электронно-коммуникативное, сутью которого является создание виртуального образа вуза в сетевом пространстве Интернета. Новые компоненты образовательной среды можно измерить количественно и оценить качественно. Количественно измеряется объем электронных сетевых ресурсов вуза (банки данных и знаний), функционирование телекомму-

никационных связей (телеконференции, форумы), реализуемые сетевые образовательные услуги и пр. В качественном аспекте целесообразно оценивать развитие виртуальной среды университета с социально-психологических позиций, т. е. рассматривать вуз как социокультурную общность, единый корпоративный «организм», функционирующий не только на базе институциональных положений и формальных взаимосвязей отдельных структур, но и на основе исторически сложившихся традиций, систем межличностных отношений. Социальное качество этой среды будет проявляться в развитии синергетических процессов, в запуске процессов самоорганизации, в возникновении потребности самовыражения субъектов и коллективов в открытой миру образовательной среде, когда члены корпорации будут выстраивать собственную зону ближайшего развития, дополняя и развивая традиционную среду.

Процессы самоорганизации, самодвижения всегда имеют сложную психологическую структуру и требуют использования тонких управленческих подходов, методов взаимодействия, сотрудничества. В них особым образом проявляется психологический климат, атмосфера взаимоотношений производственных коллективов, стиля взаимодействия преподавателей со студентами. Только в благоприятных психологических условиях могут развиваться синергетические процессы самоорганизации социальных систем. Поэтому в создании виртуального образовательного пространства особая роль принадлежит руководителям вуза и его структурных подразделений, отвечающих за техническое функционирование сетевой среды, грамотное проектирование электронных и телекоммуникационных ресурсов, психологическую атмосферу, в которой коллективный субъект (факультет, кафедра, подразделение) будет вносить перспективные изменения в профессиональную деятельность, совершенствовать технологии, затрачивая дополнительное время и усилия.

Важным принципом создания виртуальной образовательной среды университета можно считать принцип насыщенности среды информационными ресурсами разноплановой образовательной коммуникации, создания специальных полей, пространств самореализации субъектов образовательного процес-

са во внутренней и внешней электронной сети. Развитие насыщенной, разнообразной, открытой, дружественной, креативной виртуальной образовательной среды университета — это вклад в обогащение русскоязычного сектора Интернета как части мирового информационного пространства культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. СПб., 1997.

2 Тихомиров В. П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М., 1999.

3 Ахаян А. А. Виртуальный педвуз. СПб., 2001.

4 Состояние, потребности и перспективы развития дистанционного образования в России и за рубежом. Сводный информационно-аналитический доклад. М.: Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования (ЦИАН), 2000.

5 Барбрук Р. Прописные истины // Zhurnal.ru. Вестник сетевой культуры. 1997. № 1(4). С. 7.

6 Бордовский Г. А., Носкова Т. Н., Макогоненко Л. С. Аудиовизуальные информационные технологии в учебной коммуникации // Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России». СПб., 1997.

7 Карамышева Т. В. Компьютерная лингводидактика. СПб., 2000.

8 Беляева Л. Н. Лингвистические автоматы в современных информационных технологиях. СПб., 2001.

T. Noskova

A NEW DIMENSION OF A MODERN UNIVERSITY EDUCATIONAL INFORMATION SPACE

A modern university educational information space is analysed in the context of the reflection in the Internet of different aspects of university activities. Various aspects of projecting of educational IT medium are considered, these aspects taking into account interests of various groups of net users. The role of a university educational IT medium for the improvement of educational technologies, for the emergence of new kinds of activities offaculty members, for creating new conditions for students' self-realisation is regarded on the basis of social psychological position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.