ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
УДК 323(470+571)
НОВОЕ ИЗДАНИЕ О СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА РОССИИ
NEW PUBLICATION ON THE STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM FOR THE DEVELOPMENT PROCESSES OF NORTHERN RUSSIA
© Кондраль Дмитрий Петрович, кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала Российского университета кооперации. E-mail: [email protected]
© Kondral Dmitry Petrovich, Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Syktyvkar branch of Russian University of Cooperation. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представляется новое издание «Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития севера России: проблемы и перспективы»
Ключевые слова: Север, Арктика, стратегическое управление, планирование процессов развития, принятие политических решений
Abstract. The paper presents a new publication "Strategic Management of Processes of Spatial and Territorial Development of North Russia: Problems and Prospects"
Keywords: North, the Arctic, strategic management, planning of development processes, policy-making
В начале 2014 г. издательство Сыктывкарского государственного университета выпустило новую научную монографию «Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития севера России: проблемы и перспективы», в которой исследованы механизмы политического управления процессами стратегического развития арктических и приаркти-ческих территорий России [1].
Рецензентами работы выступили высококвалифицированные специалисты в области гуманитарных наук: кафедра гуманитарных и социальных дисциплин Сыктывкарского лесного института; Г.К. Черкасов, доктор философ-
Ik
ских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Коми государственного педагогического института; Ю.П. Шабаев, доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра.
Теоретическими основами работы стали труды отечественных и зарубежных учёных, документальные источники, аналитические, статистические и социологические материалы. Использованная источниковая база позволила провести исследование механизмов стратегического планирования процессов развития северных территорий России и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Общее направление исследования следует определить как анализ методик стратегического планирования процессов развития севера России. Работа выполнена в рамках исследования операций и политико-управленческого прогнозирования.
В первой главе книги авторы анализируют подходы к процессам стратегического управления развитием севера России. Исследованию подвергаются основные факторы, влияющие на проводимую в современной России политику в отношении арктических и приарк-тических территорий. В частности: политические, ментальные, социальные, экономические, научные и т. д.
Важным моментом данной части монографии стало выявление специфики системы управления в России в сравнении с европейскими и восточными моделями управления.
Российская система управления характеризуется смешанным типом, включающим как авторитарную традицию принятия и реализации политических решений, так и либеральные элементы, необходимые для принятия страны в систему взаимодействия с европейскими демократическими странами в рамках глобальных политических, экономических, социальных и культурных процессов [2].
Немаловажное место в монографии занимает изучение ментальных особенностей российского общества и выявление влияния этих особенностей на процессы развития территорий страны. Исследователи приходят к выводу, что в современной России в целом сформирована неблагоприятная политическая культура для восприятия и реализации демократических ценностей и норм жизни.
Анализируя административные механизмы стратегического управления, авторы проводят дихотомию механизмов управления на севере и юге России. Если на севере применяется система управления развитием, то на юге — система управляемого хаоса.
В настоящее время чётко выстроена управленческая иерархия в принятии управленческих решений по вопросам развития Севера России: решения принимаются в Совете Безопасности России, далее через федеральные округа «спускаются» в регионы, где в дальнейшем происходит процесс их реализации. При этом не всегда учитывается специфика регионов, что приводит к замедлению и дисбалансу их развития.
Во второй главе исследованы основные механизмы планирования процессов развития регионов севера России. Данная специфика рассматривается в сравнении с системами политического планирования аналогичных процессов в развитых странах, граничащих с Россией в арктической зоне. В частности, с системами планирования процессов развития территорий США, Канады и Норвегии.
Сравнивая практику управления в России со странами-конкурентами в арктическом регионе, авторы приходят к выводу, что отечественная система управления существенно уступает иностранным моделям. Это находит отражение в низкой эффективности системы управления наряду с наличием большой ресурсной базы в стране, позволяющей поддерживать имеющиеся механизмы управления. Данный анализ был проведён в рамках раскрытия идеи Саллюстия, писавшего: «Любая позиция силы могла бы утверждаться лишь теми средствами и искусством, благодаря которым она была изначально приобретена» [3].
Исследуя конкурирующие стороны в Арктике, исследователи выделяют три кластера:
1) страны бывшего СССР (Россия и Белоруссия);
2) страны НАТО (Дания, Канада, Норвегия, США);
3) нейтральные страны (Исландия, Финляндия, Швеция).
Каждый из указанных кластеров обладает своей специфической управленческой культурой: 1) — мессианство; 2) — прагматизм; 3) — поссибилизм. Данное обстоятельство является одним из главных факторов формирования направлений внутренней и внешней политики отдельных стран по вопросам стратегического развития Арктики.
Анализируя угрозы и противоречия развития севера России, исследователи приходят к выводу, что существующая система стратегического управления северными территориями страны слабо учитывает основные противоречия развития. Среди противоречий отмечены: между усилением геополитического значения Арктики и обострения борьбы за ресурсы, и снижением протекционизма и компенсационности в управлении процессами освоения Арктики; между ростом значения ресурсов Арктики и развитием деструктивных процессов в экономике и социальной сфере в регионе; между зонами возникновения предполагаемых инноваций и добывающими отраслями экономики; между необходимостью обеспечения
социально-экономического развития Арктики на основе долговременных, стратегически определённых приоритетов, целей, задач и отсутствием консолидированного видения (управленцами, ученными, населением) стратегических перспектив развития региона [4, 5, 6].
На основе исследования опыта управления процессами развития арктических и при-арктических регионов России и её конкурентов в Арктике, авторы разрабатывают рекомендации по совершенствованию механизмов стратегического планирования процессов развития северных территорий страны. В частности, разработаны модели: сбалансированной системы регионального управления, сбалансированной системы инновационного стратегического управления, эффективного принятия стратегических решений по вопросам развития арктических и приарктических регионов страны, комплексной системы стратегического управления на севере России, системы стратегического планирования и др.
Указанные рекомендации могут быть полезны при формировании эффективных систем управления процессами развития северных территорий России.
Литература
1. Кондраль Д. П., Морозов Н. А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы: монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2014. 96 с.
2. Кондраль Д. П., Морозов Н. А. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект): монография. Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012. 165 с.
3. Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. М.: Мысль, 2001. С. 302.
4. Скуфьина Т. П. Комплексные фундаментальные исследования Севера и Арктики: некоторые результаты и перспективы развития при поддержке грантов// Современные проблемы науки и образования. Эл. журнал. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/107-7603 (дата обращения: 09.07.2013).
5. Оценка потерь и достижений экономики и социальной сферы субъектов Севера Российской Федерации за годы экономических реформ (на примере Мурманской области): постановка проблемы // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 1 (29). С. 71-74.
6. Пилясов А. Н. Арктика России: состояние и перспективы // Материалы сайта НП Центр стратегического партнерства «Российский Север: модернизация и развитие». URL: http://www.rosnord.ru/strategy/standpoint/65-arktika-rossii-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 01.07.2013).
Рецензент: Окунев Юрий Павлович, доктор культурологии, профессор