Научная статья на тему '«Новизна» и традиционализм китайских картин «Синь няньхуа»'

«Новизна» и традиционализм китайских картин «Синь няньхуа» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
294
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
китайская народная картина / новогодняя картина / няньхуа / новые няньхуа / детали / приемы / содержание / Chinese folk painting / New year pictures / nianhua / new nianhua / details / art techniques / content

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маяцкий Дмитрий Иванович

Настоящая публикация посвящена исследованию небольшого собрания китайских картинок «синь няньхуа», хранящихся в коллекции изобразительных материалов Восточного отдела Научной библиотеки им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Коллекция была обнаружена автором недавно и о ее наличии в СПбГУ прежде не было известно. Данная статья призвана ввести в научный оборот университетское собрание «синь няньхуа». Автор объясняет специфику картин жанров «няньхуа» и «синь няньхуа», приводит данные по истории их изучения в России и за рубежом, раскрывает ключевые различия между жанрами, характеризует их неодинаковое функциональное предназначение, тематическое своеобразие, разное техническое исполнение, наполненность неодинаковыми деталями, символами и прочими особенностями. При этом основное внимание уделяется описанию картин синь няньхуа из фондов библиотеки СПбГУ. Автор осуществляет анализ структуры и тематического содержания собрания, дополняет его обзором ряда картин. На их примере исследуется проблема соединения в «синь няньхуа» нового содержания с элементами «старых» «няньхуа», китайской средневековой живописи и приметами традиционной культуры Китая. Автор осуществляет культурологический анализ ряда репрезентативных иллюстраций, пытается установить генетическую связь между «старыми» и «новыми» няньхуа. Он приходит к выводу, что хотя «синь няньхуа» и отличаются от «няньхуа» кардинально (что проявляется прежде всего в высокой актуализации и политизации содержания «синь няньхуа», преодолении в них проблемы авторства и т.д.), тем не менее их создатели все же явно заимствуют у «няньхуа» и из культуры старого Китая множество узнаваемых традиционных идей, форм, образов, символов и деталей. Свои наблюдения автор подтверждает примерами из задействовавшихся им иллюстративных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“NOVELTY” AND THE TRADITIONALISM OF CHINESE PAINTINGS “XIN NIANHUA”

The article explores the Chinese “xin nianhua” pictures, stored in the Scientific Library of St. Petersburg State University. The author explains the specifics of the paintings in “nianhua” and “xin nianhua” genres, provides brief data on the history of their study in Russia and abroad, reveals the key differences between the pictures of both genres, characterizes their unequal functional purpose, thematic originality, production technology, as well as fullness of dissimilar details, symbols and other features. At the same time, the author focuses on the description of “xin nianhua” paintings foud in the funds of St. Petersburg State University. The author carries out a cultural analysis of a number of representative illustrations, and he tries to find out a genetic relationship between the “old” and “new” “nianhua” pictures. He concludes that although “xin nianhua” differs a lot from “nianhua” (the difference was manifested primarily in the high actualization and politicization of the content of “xin nianhua”, solving the issue of authorship etc.), their creators nevertheless clearly borrowed from “nianhua” and Chinese medieval painting many easily recognizable traditional ideas, forms, images and details. The author proves his observations by illustrative materials he used.

Текст научной работы на тему ««Новизна» и традиционализм китайских картин «Синь няньхуа»»

VOL.1 №4 2019

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

«НОВИЗНА» И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КИТАЙСКИХ КАРТИН «СИНЬ НЯНЬХУА»1

"NOVELTY" AND THE TRADITIONALISM OF CHINESE PAINTINGS "XIN NIANHUA"

Маяцкий Дмитрий Иванович

Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета d.mayatsky@spbu.ru, taishan@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Настоящая публикация посвящена исследованию небольшого собрания китайских картинок «синь няньхуа», хранящихся в коллекции изобразительных материалов Восточного отдела Научной библиотеки им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Коллекция была обнаружена автором недавно и о ее наличии в СПбГУ прежде не было известно. Данная статья призвана ввести в научный оборот университетское собрание «синь няньхуа». Автор объясняет специфику картин жанров «няньхуа» и «синь няньхуа», приводит данные по истории их изучения в России и за рубежом, раскрывает ключевые различия между жанрами, характеризует их неодинаковое функциональное предназначение, тематическое своеобразие, разное техническое исполнение, наполненность неодинаковыми деталями, символами и прочими особенностями. При этом основное внимание уделяется описанию картин синь няньхуа из фондов библиотеки СПбГУ. Автор осуществляет анализ структуры и тематического содержания собрания, дополняет его обзором ряда картин. На их примере иссле-

ABSTRACT

The article explores the Chinese "xin nianhua" pictures, stored in the Scientific Library of St. Petersburg State University. The author explains the specifics of the paintings in "nianhua" and "xin nianhua" genres, provides brief data on the history of their study in Russia and abroad, reveals the key differences between the pictures of both genres, characterizes their unequal functional purpose, thematic originality, production technology, as well as fullness of dissimilar details, symbols and other features. At the same time, the author focuses on the description of "xin nianhua" paintings foud in the funds of St. Petersburg State University. The author carries out a cultural analysis of a number of representative illustrations, and he tries to find out a genetic relationship between the "old" and "new" "nianhua" pictures. He concludes that although "xin nianhua" differs a lot from "nianhua" (the difference was manifested primarily in the high actualization and politicization of the content of "xin nianhua", solving the issue of authorship etc.), their creators nevertheless clearly borrowed from "nianhua" and Chinese medieval painting many easily recognizable traditional ideas,

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-59-52001, название: «Торговля, народные верования, искусство и культура на традиционное ксилографическое картине Китая из малоисследованных коллекции России и Таиваня».

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / МАЯЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ / D.MAYATSKY@SPBU.RU / УДК 394

дуется проблема соединения в «синь няньхуа» нового содержания с элементами «старых» «няньхуа», китайской средневековой живописи и приметами традиционной культуры Китая. Автор осуществляет культурологический анализ ряда репрезентативных иллюстраций, пытается установить генетическую связь между «старыми» и «новыми» няньхуа. Он приходит к выводу, что хотя «синь няньхуа» и отличаются от «няньхуа» кардинально (что проявляется прежде всего в высокой актуализации и политизации содержания «синь няньхуа», преодолении в них проблемы авторства и т.д.), тем не менее их создатели все же явно заимствуют у «няньхуа» и из культуры старого Китая множество узнаваемых традиционных идей, форм, образов, символов и деталей. Свои наблюдения автор подтверждает примерами из задейство-вавшихся им иллюстративных материалов.

Ключевые слова: китайская народная картина, новогодняя картина, няньхуа, новые няньхуа, детали, приемы, содержание.

Для цитирования: Маяцкий Д.И. «Новизна» и традиционализм китайских картин «синь няньхуа». Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(4): 32-45

forms, images and details. The author proves his observations by illustrative materials he used.

Key words: Chinese folk painting, New year pictures, nianhua, new nianhua, details, art techniques, content

For citation: Maiatskii D.I. "Novelty" and the traditionalism of Chinese paintings "Xin nianhua". Modern oriental studies. 2019; 1(4): 32-45

ВВЕДЕНИЕ

Китайские народные картины няньхуа достаточно хорошо известны китаеведам и специалистам, занимающимся изучением этнографии Китая и китаиского простонародного искусства. В томе «Искусство» энциклопедии «Духовная культура Китая» в статье одного из авторитетнеиших исследователеи китаиско-го простонародного искусства академика Б. Л. Рифтина (1932-2012), дается такое определение этого жанра: «Няньхуа (букв. «новогодняя картина») - китаиские народные лубочные картины, отпечатанные ксилографическим (в 20-30-е годы XX в. и литографским) способом» [Рифтин, 2010, С. 681]. Они получили

название «новогодних», потому что подавляющее большинство таких произведении изготавливалось и продавалось перед китаиским Новым годом, традиционно отмечающимся в Китае во второи половине января или первои половине февраля. Как правило, они были связаны с новогоднеи тематикои, содержали благо-пожелательные образы и использовались для украшения помещении. Но существовали народные картинки и с другим тематическим содержанием, создававшиеся по иным поводам (например, в канун праздников Начала лета и Середины осени, по случаю свадьбы и других торжественных событии, для религиозных це-леи) и имевшие иное функциональное предна-

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

значение. Поэтому использующиися для их обозначения термин носит скорее условныи характер. Няньхуа были широко популярны среди низших слоев китаиского населения с XI или XII века, когда распространение получил ксилографическии метод печатания, до первых десятилетии XX века. Несмотря на то, что народные лубки в Китае были известны уже давно, сам термин «няньхуа», по словам академика Б. Л. Рифтина, впервые возник в середине XIX века, когда был введен в оборот Ли Гуанти-ном ^ 1812-1880) в его книге

«Деревенские разговоры под смех» (Сян янь цзе и ^ШШШ), а в широкии обиход вошел только в 1920-30-е годы [Рифтин, 2010, С. 681].

«Новые няньхуа» (или «новые новогодние картины», синь няньхуа Ж^Ш) - разновидность художественных гравюр, создававшихся в Китае в 1930-50-е годы в рамках «движения за новые новогодние картины» (синь няньхуа юньдун с целью идеологическои пропаганды и массовои популяризации важных с точки зрения тогдашнего китаиского руководства идеи. Исследовательница И. Ф. Муриан называет их «современными китаискими лубками» [Муриан, 1960, с. 90]. По сути, они представляли собои соединение китаиского традиционного и массового вида искусства - изготовления лубков - с техниками западнои плакатнои живописи и новыми сюжетами, наполненными актуальным ярко выраженным политическим содержанием. Производство картинок довольно быстро переместилось в типографии, где стали использоваться современные печатные технологии. Массовость, низкая затратность, материальная и содержательная доступность бесхитростных и схематичных синь няньхуа должны были поз-

волить максимально быстро сформировать в умах китаиского крестьянства и представите-леи других низовых слоев населения, служивших важнеишеи опорои для Коммунистическои партии Китая, необходимыи уровень политического сознания, задать нужныи вектор развития общества. Картинки впервые начали создаваться в 1938 году в яньнаньскои Академии искусств имени Лу Синя и обрели исключительную популярность в период антияпонскои (1937-1945) и гражданскои воины в Китае (1927-1936 и 1946-1950 гг.) и первые годы после образования КНР [Муриан, 1960, с. 92-94].

В России основоположником научного изучения искусства няньхуа был в начале XX века академик В. М. Алексеев (1881-1951). Ему принадлежит ставшая хрестоматиинои фундаментальная книга «Китаиская народная картина» [Алексеев, 1966], в которои он в серии статеи осуществил многостороннее изучение китаиского народного изобразительного искусства с позиции историка, лингвиста, этнографа и культуролога.

После академика В. М. Алексеева няньхуа исследовала М. Л. Рудова (Пчелина, 1927-2013). Она занималась изучением ленинградских коллекции картин, хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии, Россиискои национальнои библиотеки и Государственного музея истории религии. В своих публикациях особое внимание уделяла религиозным, театральным и историческим сюжетам [Рудова, 1958, С. 238-251], [Рудова, 1960, С. 38-41], [Рудова, 1961, С. 286298], [Рудова, 1971, С. 105-118], [Китаиская, 2003]. В 1968 году ею была защищена кандидатская диссертация на тему «Народная картина няньхуа как источник для изучения духов-нои культуры Китая».

«НОВИЗНА» И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КИТАЙСКИХ VOL.1 №4 2019

КАРТИН «СИНЬ НЯНЬХУА» issn: 2686-9575

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / МАЯЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ / D.MAYATSKY@SPBU.RU / УДК 394

Одновременно с М. Л. Рудовои, но в Москве (по материалам собрания Музея народов Востока) картину няньхуа изучала И. Ф. Му-риан. В 1960 году она издала книгу, где раскрыла истоки няньхуа и проследила основные этапы в истории развития этого вида искусства вплоть до начала 1950-х годов [Муриан, 1960]. Отдельную главу автор уделила синь няньхуа. И. Ф. Муриан впервые осуществила искусство-ведческии анализ ряда картин конца XIX - пер-вои половины XX века.

Многое для изучения няньхуа сделали академик Б. Л. Рифтин и Т. И. Виноградова. Т. И. Виноградова в 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Китаискии народ-ныи театр на китаискои народнои картине (театральные няньхуа как источник изучения традиционнои культуры Китая)» и опубликовала ряд статеи, в которых изучает петербургские коллекции няньхуа, анализирует картинки на литературные и театральные сюжеты ([Виноградова, 1986, С. 50-55], [Виноградова, 1986, С. 109-113] и т.д.).

Картины синь няньхуа становились объектом специального исследования Н. А. Черво-вои, написавшеи работу «Современная китаи-ская гравюра. 1931-1958» [Червова, 1960]. К близкои теме обращалась Г. С. Гультяева, защитившая в 2007 году кандидатскую диссертацию по истории различных жанров няньхуа XX в. [Гультяева, 2007], включая современные лубки. Отдельныи аспект, связанньш с влиянием по-литическои ситуации в КНР на узкую группу синь няньхуа - так называемые «крестьянские картины» - исследуется в статье сотрудницы СПбГУ П. А. Комаровскои [Комаровская, 2013, С. 287-299]. Проблемам жанра синь няньхуа посвящена также недавняя статья Т. И. Виногра-довои [Виноградова, 2015, С. 390-401].

Изучением синь няньхуа в западном мире в разное время занимались Джон Ласт [Lust, 1996], Хун Чантай [Hung, 2000], Джеймс Флэт [Flath, 2004], Шэнь Куии [Shen, 2009] и другие специалисты. В изданнои в 2004 году Джеим-сом Флэтом монографии основное внимание уделяется политическим и сельскохозяиствен-ным сюжетам, проблеме отражения в синь няньхуа событии новеишеи истории Китая, а также особенностям взаимоотношении между государством и обществом [Flath, 2004].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Восточном отделе Научнои библиотеки им. М. Горького СПбГУ хранятся три папки гравюр антологии «Собрание избранных новых няньхуа» (Синь няньхуа сюань цзи K^ffl^ft), отпечатанных типографским способом в Пекине в первьш год после образования КНР [Собрание, 1950]. Эти альбомы имеют общии шифр хранения - O-III 1733. В деиствительно-сти они представляют собои два одинаковых альбома разнои комплектации. Один альбом полон и состоит из двух папок (папки «шан» ^ и «ся» Т) с 30 листами в каждои. Второи альбом имеет в своем составе лишь 30 картинок в папке «шан». Сопоставление картинок обеих папок «шан» показало, что они абсолютно идентичны. Таким образом, выходит, что в совокупности в трех папках представлены 90 синь няньхуа, причем неповторяющихся картинок - 60. Собственно все эти картинки, видимо, и образуют коллекцию синь няньхуа СПбГУ, поскольку других лубков данного жанра обнаружить в университетских фондах пока еще не удалось.

Согласно записям в инвентарнои книге Восточного отдела библиотеки СПбГУ, оба альбома в тои же степени сохранности были получены

MODERN ORIENTAL STUDIES V0L1 №4 2019

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

от Всесоюзного общества культурных связеи с заграницеи (советская общественная организация, существовавшая в 1925-1958 гг. и занимавшаяся популяризациеи зарубежнои культуры в СССР и советскои культуры за рубежом) и поступили на хранение в 1951 году [Инвентарная книга, 1951].

Произведем кодикологическое описание комплекта из 60 картинок. Все картинки цветные, исполнены на тонкои рисовои или уплот-неннои бумаге. В папке «шан» 29 картинок имеют размер листа 24.9 Х 33.8 см., одна картинка («В защиту мира» Дэн Шу) - 38.6 Х 47.8 см. В папке «ся» 26 картинок с размером 24.9 Х 33.8 см., одна («Прекрасные посевы» Ван Сюэхуа) -29.2 Х 45.6 см., одна («Хэбо женится» Ван Цюаньхуэя) - 46.2 Х 55 см., одна («Работы четырех сезонов» Би Шэна и Ван Цзюэцзо) - 34 Х 49.9 см.

Визуальное ознакомление с иллюстрациями позволило увидеть их некоторые особенности. За исключением однои картинки («Великии парад на воде в Шанхае»), все работы авторские: под каждым изображением указано название, имя художника и место создания картины. Стоит отметить, что авторство впервые появляется только у новых няньхуа, на традиционных няньхуа могли ставить клеима мастреских, и то - не часто, об указании имен авторов не могло быть и речи. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство художников творили в северных раио-нах Китая. Двенадцать авторов работали в Пекине, девять - в окружающеи Пекин провинции Хэбэи, восемь - в Шанхае, семь - в Дунбэе, по пять - в Шаньси и Внутреннеи Монголии, три -в Ухани, по два - Ханчжоу и Шаньдуне, по одному - в Сиане, Тяньцзине, Цинхае и Яньани. Ряд гравюр имеет тексты, дополняющие содержание изображении. Они могут быть исполнены

в прозе, стихах или в виде параллельных строк. Названия некоторых лубков авторов из Внут-реннеи Монголии дублируются на монгольском языке, авторов из Цинхая - на тибетском языке.

Большинство картинок исполнены в го-ризонтальнои плоскости по однои на листе. Три лубка - вертикальные. Семь листов содержат от двух до шестнадцати иллюстрации. Среди них два лубка двоиные (на листе отпечатаны по два изображения), один - троинои, один - с четырьмя изображениями, один - с пятью, один - с шестью и один - с шестнадцатью.

Детальное ознакомление с лубками позволило разделить их по содержанию на следующие основные тематические группы (названия некоторых из них могут носить условныи характер): 1) сельское хозяиство (20 лубков); 2) учеба (шесть лубков); 3) народ и армия (шесть лубков); 4) празднование дня образования КНР (четыре лубка); 5) новые герои (четыре лубка); 6) единство нации (два лубка); 7) советско-китаиская дружба (три лубка);

8) чествование Мао Цзэдуна (три лубка);

9) промышленное производство (три лубка);

10) народные выборы (два лубка); 11) гражданская воина (два лубка); 12) борьба с империализмом (один лубок); 13) дверные картинки (один лубок); 14) народное празднество (один лубок); 15) народное предание (один лубок); 16) борьба за мир (один лубок).

Мы видим, что тематика картинок довольно разнообразна. Главным образом, в них нашли отражение важнеишие события, происходившие в Китае и мире в 1949-1950 годы.

Безусловно важнеишими событиями в стране стали победа в гражданскои воине (1946-1949), объединение нации, рождение единого многонационального государства, утверждение в стране мира, развитие промыш-

«НОВИЗНА» И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КИТАЙСКИХ VOL.1 №4 2019

КАРТИН «СИНЬ НЯНЬХУА» issn: 2686-9575

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / МАЯЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ / D.MAYATSKY@SPBU.RU / УДК 394

ленности и сельского хозяйства. Причем, подавляющее большинство лубков, как видно из классификации, тематически связаны именно с бурным подъемом села. Изображая сцены сельскои жизни, художники воспевают успехи аграрнои реформы, дают селянам нехитрые наглядные рекомендации и сулят им богатые урожаи, с которыми неизменно связываются благополучие и счастливая жизнь китаицев. Ведь китаиское население тогда преимущественно состояло из крестьян. Доля городских жителеи была ничтожно мала. Государству предстояло в первую очередь решить именно аграрныи вопрос и проблему обеспечения многомиллионного населения продовольствием. Для этого создавались производственные кооперативы, государственные хозяиства, присылалась в село техника (тракторы и грузовые автомобили). Техника стала одним из символов новои жизни. Для овладения ею необходима грамотность. Отсюда и отдельные повторяющиеся в разных вариациях сюжеты с призывом к учебе и самообразованию. Через многие лубки леитмотивом проходит идея коллективизма - на них везде присутствует обилие персона-жеи, занятых общим делом. Люди вместе трудятся, осваивают сельхозтехнику, обсуждают производственные планы, отдыхают, учатся, отмечают праздники, ходят на выборы, подписывают Стокгольмское воззвание. Именно такими выглядят селяне на картинах «Сортировка семян» Син Ляня, «Работы четырех сезонов» Би Шэна и Ван Цзюэ, «Взаимопомощь при сборе осеннего урожая» Чун Сина, «Экскурсия в госхоз» Дин Юя, «Чтение газеты» У Вэя и т. д. Часто труженникам села помогают солдаты, отзывчиво включающиеся в сельхозработы (картинка «Народная армия» Ту Кэ).

Илл. 1. «Взаимопомощь при сборе осеннего урожая» Чун Сина

Мы рассмотрим два произвольно отобранных типичных, на наш взгляд, лубка. На неболь-шои по размеру картине «Взаимопомощь при сборе осеннего урожая» Чун Сина (Илл. 1) показано обширное полотно, которое композиционно можно разделить на две основные части. В однои показаны крестьяне, вяжущие в поле снопы, на другои - доставляющие их во двор хозяиства и укладывающие вдоль стены. Вместе с тем на гравюре присутствует обилие мелких деталеи - все снопы обмотаны краснои ве-ревкои, перевозящая их лошадь ест корм из корыта, поставленного на наполненныи, видимо, им же мешок. В углу двора в специальном загоне развалились свиньи. По двору бегают петухи, куры и гуси - они клюют рассыпанныи по земле корм. За воротами видна направляющаяся

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

во двор собака. Вдалеке два крестьянина собирают кукурузу. На однои из сельхозпостроек висит иероглиф «счастье», под ним висит связка красных перцев. В деиствительности многие детали важны и несут смысловую нагрузку. Со времен поэмы «Персиковыи источник» ШЖШ Тао Юаньмина МВД (IV век н.э.) пение петухов и лаи собак символизируют зажиточность села. На то же указывают богатство урожая, сытая живность, красные ленты, знак «счастье». В совокупности эти и другие детали создают общую атмосферу сельскои идиллии и счастья, которая может быть обобщена в устоичивом выражении «живут в покое и радостно трудятся» Эта черта делает похожими синь няньхуа на канонические картины гэнчжиту о сельском труде.

Похожим образом организована картина «Работы четырех сезонов» (Илл. 2). Она носит

повествовательныи характер. Состоит из четырех вертикальных частеи, описывающих повседневную жизнь в деревне и разные виды сель-скохозяиственных работ, актуальных для каждого времени года. Везде заметны идеи трудо-вои идиллии, коллективизма и благополучия, нашедшие отражение в картине Чун Сина. Единственное отличие состоит в том, на лубках Би Шэна и Ван Цзюэ время показано в движении. На небольшом по объему пространстве авторам удалось уместить содержательныи материал, показать десятки персонажеи и множество деталеи. Каждыи лубок словно сделанныи с высоты птичьего полета снимок, изнутри показывает населенные пункты и окружающие его пространства с полями, садами, реками, дорогами. Первая часть показывает, как крестьяне веснои готовят семена и плуги, везут их на поля, пашут, сеют. Кто-то кормит кур и свинеи, кто-то носит на кухню воду. Дверь в кухню при-

»4-¡ЕЯ ft (Ж«

Илл. 2. «Работы четырех сезонов» Би Шэна и Ван Цзюэ

VOL.1 №4 2019

ISSN: 2686-9675

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / МАЯЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ / D.MAYATSKY@SPBU.RU / УДК 394

открыта - видно, как девушка готовит пищу на печи-кане. И это - немаловажная деталь, потому что она сигнализирует о том, что люди не только трудятся, но и хорошо питаются. На втором изображении показан летнии сюжет. Крестьяне пропалывают рис. В обеденное время женщины приносят им еду, и они, собравшись под деревом, принимают пищу, бурно обсуждая, видимо, рабочие моменты. На третьем изображении мы видим осень. Часть крестьян собирает в полях хлеб, часть - доставляет его в хозяиство, часть - укладывает в скирды, рушит и просеивает. На четвертом «зимнем» эпизоде жители села ссыпают зерно в мешки, взвешивают, грузят в поезд и повозки, отправляют в город. Каждая из четырех частеи дополнена стихотворным описанием. В стихах к четвертому эпизоду разъясняется важность отправки зерна в город: оно идет на нужды промышленного строительства, что необходимо для обеспечения того же села нужнои продукциеи и достижения самодостаточности страны.

Особо выделяется картина «Сбор подпи-сеи под Стокгольмским воззванием» художницы Дэн Шу (Илл. 3). Лубок откликается на Стокгольмское воззвание - документ, принятыи Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира (впоследствии переименован во Всемирныи совет мира) по инициативе Нобелевского лауреата и выдающегося французского физика Фредерика Жолио-Кюри (1900-1958) во время сессии конгресса, прохо-дившеи в столице Швеции с 15 по 19 марта 1950 года. В документе было зафиксировано обращение общественности к правительствам мира с требованием о запрете применения ядерного оружия против человечества. Тогда воззвание подписали свыше 270 миллионов человек, представлявших государства Европы,

Илл. 3. «Сбор подписей под Стокгольмским воззванием» Дэн Шу

Азии и Американского континента. Эта картинка единственная, чье название дублируется на английском языке (Villagers signing the Stockholm peace appeal). Видимо, она изначально предназначалась для распространения не только в Китае, но и за рубежом.

На картине Дэн Шу показана сцена, случившаяся на окраине одного из многочисленных в Китае полеи - к крестьянам принесли на подписание длинныи свиток с коротким текстом «Сбор подписеи в защиту мира». Они сооружают из мешков стол и, сгрудившись вокруг, по очереди ставят свои подписи. Видно, что это люди разных возрастов - от мала до велика. Кто-то, оживленно жестикулируя, бурно обсуждает происходящее. Кто-то машет рукои и подзывает других крестьян, издали устремляющихся к столу. Среди последних заметно выделяется мужчина с перевязаннои головои и костылем, напоминающии отставного раненого солдата. Он тоже спешит к столу. Сцена выглядит живои и натуральнои. Жесты и лица людеи показаны выразительно. Заметно, что они относятся к событию серьезно, придают ему немалое значение.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Невзирая на то, что со времени образования КНР ко времени публикации альбома прошел только год, эти гравюры наполнены оптимизмом и уверенностью в том, что страна идет по правильному пути развития и ее ждет счастливое будущее. В каком-то роде синь няньхуа выглядят благопожелательными, так как в них показано то состояние общества, которое кажется авторам идеальным, которое если еще не достигнуто, то будет достигнуто.

Многие картины имеют ярко выраженную связь с традиционнои живописью гохуа и народным лубком. Она проявилась в использовании авторами некоторых деталеи (благо-пожелательные надписи на красных полотнах, иероглифы «счастье», выкрашенные в красныи цвет тыквы, обилие детеи и красного цвета),

И й

структурных и композиционных приемов (текстовыи и изобразительныи параллелизм, подписывание изображении стихами, создание смысловых деталеи), позаимствованных у более ранних няньхуа и традиционных картин.

Например, «Дверные картинки» Чжан Цзяньвэня (Илл. 4) представляют собои стилизацию под изображения «духов ворот» мэнь-шэнеи, вешавшихся на створки входных двереи и охранявших китаиское жилище от нечистои силы и зла. Картина Чжан Цзяньвэня состоит из двух изображении, показывающих устремленных друг к другу рабочего и крестьянина, одетых в типичную для жителеи города и села того времени одежду и ведущих на поводу ко-неи. Примечательно то, что кони принадлежат по-разному окрашенным мастям - белои и ко-

1 "

Илл. 4. «Дверные картинки» Чжан Цзяньвэня

УОЫ №4 2019

Ш: 2686-9675

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / МАЯЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ / D.MAYATSKY@SPBU.RU / УДК 394

ричневои. Едва ли по замыслу автора они должны символизировать темное и светлое начала китаискои философии (т.е. инь и ян) - скорее всего такое противопоставление проявилось подсознательно под влиянием традиционного искусства, в котором оно часто встречается. Конь крестьянина нагружен продукциеи сельского хозяиства (мешками с зерном, связками с зеленью). Сам крестьянин на плече несет красныи нарядныи мешок, наполненныи дарами села (предположительно шерстью или хлопком). Конь рабочего везет необходимые в деревне промышленные изделия. На плече рабочего сложены рулоны ткани. На лубках запечатлены две оформленные в нарядные рамки парные надписи, имеющие содержание: «Взаимопомощь между городом и селом - Обмен товар-

но-материальными ценностями»

Й^Ш). Таким образом, мы видим, что худож-

ник позаимствовал у традиционных дверных няньхуа форму парного лубка и вложил в него новыи смысл - идею единства города и села, стоящих на страже взаимных интересов и дающих друг другу все необходимое для строительства счастливои жизни.

Элемент парных надписеи присутствует также на картине «Веснои добавим в поля больше навозу - осенью соберем больше урожая» Во Чжа (Илл. 5). Обе надписи, давшие лубку название, приводятся на двух вертикальных красных полотнах по правую и левую стороны от основного изображения, на котором показана сцена сбора и переноски навоза. Поверх него

15,

#В • ШШШШ

К й (Ж4)

Илл. 5. «Весной добавим в поля больше навозу - осенью соберем больше урожая» Во Чжа

MODERN ORIENTAL STUDIES V0L1 №4 2019

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

предлагается другое изображение - с нагляд-нои демонстрациеи богатого урожая, которыи можно собирать, если удобрять поля навозом. Язык плаката прост и доходчив именно благодаря наличию визуального и текстового противопоставления. Параллельныи текст лишь акцентирует внимание на этом противопоставлении и в то же время служит лозунгом, содержащим руководство к деиствию.

Другои художник - Ли Цюнь (картина «Чтение газеты» Илл. 6) - для пропаганды грамотности и самообразования перенял у нянь-хуа форму народного календаря. Прежде в Китае в канун китаиского Нового года для населения печатались специальные лунные календа-ри-няньхуа - обычно с изображениями духа покровителя очага Цзао-вана, его супруги

и слуг (Илл. 7). Такие календари выполняли двоиную функцию. С однои стороны, они должны были охранять дом от нечисти и привлекать удачу. С другои - следовать прямому назначению и показывать расписанные по месяцам дни года. Календарь Ли Цюня внешне напоминает традиционныи календарь. Он также состоит из двух частеи. В верхнеи части -в рамке, весьма похожеи на рамки на традиционных календарях, - показаны дни года и дается информация о том, когда и какие виды сель-скохозяиственных работ надлежит выполнять. В нижнеи части изображено большое крестьянское семеиство, собравшееся вокруг пожилого человека с номером газеты «Крестьяне провинции Шаньси» в руках. Он читает ее вслух, а окружающие внимательно слушают, повернувшись к нему. Примечательно то, что над календарем

Илл. 7. Няньхуа-календарь на 1929 год из ВФ СПбГУ

Илл. 6. «Чтение газеты» Ли Цюня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УОЫ №4 2019

2686-9675

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / МАЯЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ / D.MAYATSKY@SPBU.RU / УДК 394

приводится изображение Мао Цзэдуна, обрамленное флагами КНР и СССР. Очевидно, этот синь няньхуа посвящался также теме советско-китаискои дружбы.

Много сходства можно увидеть между рассматривавшимися выше лубками «Работы четырех сезонов» (Илл. 2), «Взаимопомощь при сборе осеннего урожая» (Илл. 1) и грандиозными полотнами средневековои китаискои живописи, показывающими масштабные сцены го-родскои и сельскои жизни (например, такова знаменитая панорама «По реке в День поминовения усопших» Чжан Цзэдуаня

XI века). Форма этих лубков также могла повлиять на художников синь няньхуа.

На связь с традиционными няньхуа может указывать также и прием использования многочисленных образов детеи - преимущественно в произведениях, посвященных образованию КНР и советско-китаискои дружбе. Появление в них детеи может олицетворять начало новои жизни и пожелание блестящих перспектив.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучив хранящиеся в Восточном отделе Научнои библиотеки им. М. Горького СПбГУ картины жанра синь няньхуа, мы осуществили классификацию их тем и выделили в неи шестнадцать тем. Тематическое своеобразие картин мы объяснили их связью с событиями, современными или предшествовавшими публикации альбома. Установили, что количественное преобладание лубков с сельскохозяиственнои те-матикои было вызвано особои актуальностью происходивших тогда в китаискои деревне преобразовании. Детальныи анализ иллюстрации позволил заметить связь искусства синь нянь-хуа с няньхуа и китаискои традиционнои куль-турои, проявившуюся в использовании для нового содержания старых форм, деталеи и художественных приемов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рифтин Б.Л. Няньхуа // Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. Том 6. Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. Москва, 2010. С. 681-686.

2. Муриан И.Ф. Китаискии народныи лубок. Москва, 1960. 122 с.

3. Алексеев В.М. Китаиская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. Москва, 1966. 260 с.

4. Рудова М.Л. Китаиская театральная лубочная картина // Труды Государственного Эрмитажа. Ленинград, 1958. Т. 2. С. 238-251.

5. Рудова М.Л. Коллекция академика В.М. Алексеева // Сообщения Государственного Эрмитажа. Ленинград, 1960. Т. XIX. С. 38-41.

6. Рудова М.Л. Систематизация китаиских народных картин няньхуа Ленинградских собрании // Труды Государственного Эрмитажа. Ленинград, 1961. Т. V. С. 286-298.

7. Рудова М.Л. Цаи Шэнь - Гуань Юи // Страны и народы Востока. Вып XI. Москва, 1971. С. 105-118.

8. Китаиская народная картина няньхуа из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки / авт. статеи и аннот. М.Л. Рудова и Н.Г. Пчелин. Санкт-Петербург, 2003. 287 с.

9. Виноградова Т.И. Китаиская народная картина - няньхуа проблемы систематизации и периодизации // XXVII Научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. Москва, 1986. Ч. 2. С. 50-55.

10. Виноградова Т.И. Театральная няньхуа и пекинская музыкальная драма // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XX годичная

VOL.1 №4 2019

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Москва, 1986. Ч. 1. С 109-113.

11. Червова Н.А. Современная китаиская гравюра. 1931-1958. Москва, I960. 171 с.

12. Гультяева Г.С. Китаиская народная картина няньхуа XX века: типология жанров и эволюция: дисс. на соиск. степ. канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2007. 231 с.

13. Гультяева Г.С. Китаиская народная картина няньхуа в современнои художествен-нои культуре (1980-1990 гг.) // Известия Россииского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Т. 10. 2007. № 31. С. 46-50.

14. Комаровская П.А. Исторические факторы возникновения и развития современнои китаискои «крестьянскои картины» (нунминьхуа) // Страны и народы Востока. 2013. № XXXIV. С. 287-299.

15. Виноградова Т. И. О новизне «новых народных картин» // Общество и государство в Китае. Т. XLV. Москва, 2015. Ч. 2. С. 390-401.

16. Lust, J. (1996) Chinese Popular Prints. Leiden: Brill. 352 p.

17. Hung, Ch. (2000) Repainting China: New Years Prints (Nianhua) and Peasant Resistance in the Early Years of the People's Republic. Comparative Studies in Society and History. 42 (4). pp. 770-810.

18. Flath J.A. (2004) The Cult of Happiness: Nianhua, Art, and History in Rural North China. Vancouver and Toronto: UBC Press; Seattle: University of Washington Press. 188 p.

19. Shen K. (2009) Propaganda Posters in China. In: Landsberger, S. R., Van der Heijden, M. (eds) Chinese Posters: The IISH-Landsberger Collections. New York and London: Prestel. pp. 8-20.

20. i^all.t^^Sl^i^li^. ±

Tf.t^. 1950 ^ (Собрание избранных новых няньхуа / сост. Всекитаиская

ассоциация работников искусства. Ч.1-2. Пекин, 1950). 60 л.

21. Восточный отдел НБ СПбГУ, Инвентарная книга № 91 (9), янв.-окт. 1951 г. Даты записи: 8 мая и 27 июня 1951 г.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Riftin, B. L. (2010) Nianhua [Nianhua]. In: Titarenko, M.L. and others (ed.) Duhovnaya kul'tura Kitaya: enciklopediya v 6 t. Tom 6. Iskusstvo [The Spiritual Culture of China: Encyclopedia in 6 Volumes. Volume 6. Art]. Moskva: Vostochnaya literatura. pp. 681-686.

2. Murian, I.F. (1960) Kitajskij narodnyj lubok [Chinese folk popular painting]. Moskva: Iskusstvo. 122 p.

3. Alekseev, V.M. (1966) Kitajskaya narodnaya kartina. Duhovnaya zhizn' starogo Kitaya v narodnyh izobrazheniyah [Chinese folk painting. The spiritual life of old China in folk images]. Moskva: Nauka. 260 p.

4. Rudova, M.L. (1958) Kitajskaya teatral'naya lubochnaya kartina [Chinese theater popular print]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. T. 2. pp. 238-251.

5. Rudova, M.L. (1960) Kollekciya akademika V.M. Alekseeva [Collection of Academician V.M. Alekseev]. Soobshcheniya Gosudarstvennogo Ermitazha. T. XIX. pp. 38-41.

6. Rudova, M.L. (1961) Sistematizaciya kit-ajskih narodnyh kartin nianhua Leningrad-skih sobranij [Systematization of Chinese folk paintings nianhua of the Leningrad collections]. Trudy Gosudarstvennogo Ermita-zha. T. V. pp. 286-298.

7. Rudova, M.L. (1971) Cai Shen' - Guan' Yuj [Tsai Shen - Kuan Yu]. Strany i narody Vos-toka. Vyp. XI. pp. 105-118.

8. Rudova, M.L., Pchelin, N.G. (comps.) (2003) Kitajskaya narodnaya kartina nian'hua iz so-braniya Gosudarstvennogo Ermitazha. Katalog vystavki. [Chinese folk painting nianhua from

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / МАЯЦКИЙ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ / D.MAYATSKY@SPBU.RU / УДК 394

the collection of the State Hermitage. Exhibition catalog]. Sankt-Peterburg: Slaviya. 287 p.

9. Vinogradova, T.I. (1986) Kitajskaya narodna-ya kartina - nianhua problemy sistematizacii i periodizacii [Chinese folk painting -Nianhua problems of systematization and periodization]. In: XXVII Nauchnaya konfer-enciya "Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae". Tezisy dokladov [27th Scientific Conference "Society and the State in China". Abstracts of reports]. Moskva: Nauka. Ch. 2. pp. 50-55.

10. Vinogradova, T.I. (1986) Teatral'naya nianhua i pekinskaya muzykal'naya drama [Theater nianhua and Beijing musical drama]. In: Pis'mennye pamyatniki i problemy istorii kul'tury narodov Vostoka. XX godichnaya nauchnaya sessiya LO IV AN SSSR (doklady i soobshcheniya) [Written monuments and problems of the history of culture of the peoples of the East. 20th annual scientific session of the Leningrad Devision of the Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of the USSR (reports and abstracts)]. Moskva: Nauka. Ch. 1. pp. 109-113.

11. Chervova, N.A. (1960) Sovremennaya kit-ajskaya gravyura. 1931-1958 [Contemporary Chinese engraving. 1931-1958]. Moskva: Vostochnaya literatura. 171 p.

12. Gul'tyaeva, G.S. (2007) Kitajskaya narodnaya kartina nianhua XX veka: tipologiya zhanrov i evolyuciya: diss. na soisk. step. kand. Is-kusstvovedeniya [Chinese folk painting nianhua of the 20th century: typology of genres and evolution: thesis for the degree Cand. of Arts]. Sankt-Peterburg. 231 p.

13. Gul'tyaeva, G.S. (2007) Kitajskaya narodnaya kartina nianhua v sovremennoj hudozhestvennoj kul'ture (1980-1990 gg.) [Chinese folk painting of nianhua in modern art culture (1980-1990)]. Izvestiya Ros-sijskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. A.I. Gercena. T. 10. 2007. № 31. pp. 46-50.

14. Komarovskaya, P.A. (2013) Istoricheskie faktory vozniknoveniya i razvitiya sovremen-noj kitajskoj «krest'yanskoj kartiny» (nunminhua) [Historical factors of the emergence and development of the modern Chinese "peasant picture" (nongminhua)]. Strany i narody Vostoka. 2013. № XXXIV. pp. 287-299.

15. Vinogradova, T.I. (2015) O novizne «novyh narodnyh kartin» [On the novelty of "new folk paintings"]. In: XLV Nauchnaya konfer-enciya "Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae". Tezisy dokladov [15th Scientific Conference "Society and the State in China". Abstracts of reports]. Moskva: IV RAN. Ch. 2. pp. 390-401.

16. Lust, J. (1996) Chinese Popular Prints. Leiden: Brill. 352 p.

17. Hung, Chang-Tai (2000) Repainting China: New Years Prints (Nianhua) and Peasant Resistance in the Early Years of the People's Republic. Comparative Studies in Society and History. 42 (4). pp. 770-810.

18. Flath, J.A. (2004) The Cult of Happiness: Nianhua, Art, and History in Rural North China. Vancouver and Toronto: UBC Press; Seattle: University of Washington Press. 188 p.

19. Shen, Kuiyi (2009) Propaganda Posters in China. In: Landsberger, S. R., Van der Heijden, M. (eds) Chinese Posters: The IISH-Landsberger Collections. New York, London: Prestel. pp. 8-20.

20. Zhonghua quanguo meishu gongzuozhe xiehui [All-China Art Workers Association] (comp.) (1950) Xin nianhua xuanji [A collection of selected new nianhua]. Shang xia ce. Beijing. 60 p.

21. Vostochnyj otdel NB SPbGU, Inventarnaya kniga № 91 (9), yanv.-okt. 1951 g. Daty zapisi: 8 maya i 27 iyunya 1951 g. [Oriental Department of the Academic Library of St. Petersburg State University, Inventory Book No. 91 (9), Jan.-Oct. 1951 Record Dates: May 8 and June 27, 1951].

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Associate Professor, PhD Maiatskii Dmitrii

Department of Chinese philology

St.Petersburg State University

199034, St.Petersburg, Universitetskaya emb., 11

Russia

d.mayatsky@spbu.ru, taishan@yandex.ru

Принята к публикации: 10.12. 2019 г.

Submission Date: 2019.12.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.