Научная статья на тему 'Новгородская архитектура времени архиепископа Василия Калики: основные проблемы изучения'

Новгородская архитектура времени архиепископа Василия Калики: основные проблемы изучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
961
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОДСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКИХ АРХИЕПИСКОПОВ / MEDIAEVAL NOVGORODIAN ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL ARCHAEOLOGY / BUILDING ACTIVITY OF NOVGORODIAN ARCHBISHOPS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антипов Илья Владимирович

В статье рассматривается история новгородской архитектуры 1330 начала 1350-х годов. Цель исследования выделить основные вопросы, возникающие в ходе изучения зодчества времени архиепископа Василия Калики и попытаться наметить возможные пути их решения. Среди выявленных проблем: вопрос о заказчиках монументальных построек; источники происхождения архитектурных форм построек времени владыки Василия, их связь с предшествующим строительством; особенности строительных материалов, применяемых в эту эпоху. В целом можно отметить, что памятники 1330-1340-х годов генетически связаны с архитектурой 1290-1310-х годов и одновременно подготавливают следующий период в истории новгородской архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novgorodian architecture of the time of archbishop Vasiliy Kalika: the main research problems

Th e main concern of the article is the history of Novgorodian architecture of 1330 early 1350s. Th e main goal of the research is to formulate and try to fi nd answers to the key questions which appear during the process of study of the architecture of that time. Among the problems being considered here are the donators for building massive constructions, the origins of new architectural forms, the connections with the architecture of previous time, building materials. Th e main idea is that the architecture of the time of archbishop Vasiliy Kalika is connected with the architecture of 1290-1310s and also outlines further development of Novgorodian architecture.

Текст научной работы на тему «Новгородская архитектура времени архиепископа Василия Калики: основные проблемы изучения»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2

Вып. 3

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

УДК 72.033 И. В. Антипов

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ

АРХИЕПИСКОПА ВАСИЛИЯ КАЛИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ*

В 1292 г. строительством церквей св. Николая на Липне и св. Феодора Стратила-та на Щирковой ул. начинается новый этап в истории новгородской архитектуры — за 20 лет, до 1313 г. в Новгороде и Новгородской земле было построено 13 церквей и оборонительных сооружений, ремонтировали существующие постройки, велось строительство и во Пскове [1, с. 55-82]. Эта эпоха отмечена коренными изменениями в области строительных материалов и технологий, меняются типы храмовых построек, конструктивные элементы и декоративные детали. На смену плинфе и известково-цемяночному раствору приходит брусковый кирпич и известково-песчаный раствор, храмы конца XIII — начала XIV в. отмечены разнообразием декоративных и конструктивных форм, многие из которых напоминают нам об архитектуре поздней романики и ранней готики.

Активная строительная деятельность неожиданно прекращается после 1313 г., времени освящения церкви св. Николая на дворе архиепископа Давида (Николы Белого). До 1331 г. каменных зданий в Новгородской земле не строили (единственное исключение — освящение Христовой церкви в Новгороде в 1323 (1324?) г. [2, с. 97, 339])1.

Новый период в истории новгородской архитектуры XIV в. связан с именем архиепископа Василия Калики, поставленного владыкой в 1331 г., после того как в 1330 г. архиепископ Моисей по своей воле оставил новгородскую кафедру. Владыка Василий возглавлял новгородскую епархию 21 год, до своей смерти в 1352 г.

* Работа выполнена в рамках проекта РГНФ (проект № 12-04-00158): «Новгородское зодчество конца XШ-XV веков и архитектура Северной Европы»

1 Высказывались предположения, что в эти годы были выстроены и некоторые другие храмы. Исследование источников не позволяет принять эти предположения. Так, церковь Рождества Богородицы Десятинного монастыря 1328 г., скорее всего, была деревянной [3, с. 260]. Вл. В. Седов датирует первыми десятилетиями XIV в. и даже временем «около 1300 г.» четыре храма на берегах р. Шелони и ее притоков, в так называемой Шелонской земле: частично сохранившуюся церковь Рождества Богородицы в Порхове, а также раскопанные исследователем храмы в Опоках, Дубровне и Ка-рачуницах [4]. Развернутый анализ доступного нам материала приводит к выводу, что собственно к новгородской архитектурной школе следует относить только порховский храм, однако датировка памятника может быть сдвинута ближе к середине XIV в., остальные церкви датируются концом XV-XVI вв. [5].

© И. В. Антипов, 2012

95

Первое свидетельство о возобновлении строительства в Новгороде и Новгородской земле датируется 1331 г. — в этот год владыка Василий, еще до своего постав-ления у митрополита Феогноста во Владимире-Волынском, закладывает каменные стены новгородского Детинца от церкви св. Владимира 1311 г. до церкви Ризоположе-ния 1195 г. и от церкви Ризоположения до храма свв. Бориса и Глеба 1167-1173/13021305 гг. Строительство было окончено в 1333 г. [2, с. 345]. В сообщении 1333 г. впервые говорится и о строительных инициативах архиепископа, связанных с храмовым зодчеством: в этом году владыка покрыл свинцом часть кровли храма св. Софии, обновил большой крест на соборном храме. В 1333 г. юрьевский архимандрит Лаврентий поставил новые деревянные монастырские стены [2, с. 99-100], а под 1334 г. летопись сообщает о том, что архиепископ покрыл «город каменыи» [2, с. 346]. Строительство укреплений было продолжено в 1335 г.: в этот год владыка вместе с посадником Федором Даниловичем и тысяцким Остафием Дворянинцем заложил на Торговой стороне каменную «стену Острога» — от церкви св. Ильи на Славне до церкви св. Павла Исповедника Павлова монастыря (так называемую «стену посадника Федора») [2, с. 346]. А. В. Арциховский, раскопавший часть этой стены, считал, что ее строительство не было завершено [6, с. 132-136; 7, с. 19-25; 8, с. 197]2.

В 1335 г. владыка Василий впервые закладывает новый храм — церковь Покрова Богородицы в Зверине монастыре, материал постройки не указан. Далее летописец отмечает, что в этот же год архиепископ Моисей заложил каменную Воскресенскую церковь в Деревяницком монастыре. Подобный характер летописного текста свидетельствует о том, что храм Покрова 1335 г., скорее всего, был деревянным [2, с. 346]3. Строительство этих церквей было закончено в том же году.

В 1336 г. продолжается строительство на территории Детинца — 25 июня владыка Василий закладывает к юго-востоку от Софийского собора церковь Входа Господня в Иерусалим. О завершении строительства и освящении храма летопись сообщает под 1337 г. (21 сентября храм был освящен), при этом указано: «поставлена кысть в 9 недель» [2, с. 347-348]. Вероятнее всего, здесь указано время, затраченное на строительство уже в 1337 г. В 1338-1339 гг. храм был расписан артелью Исайи Гречина.

Помимо строительства Входоиерусалимской церкви в 1336 г. владыка Василий окружает Софию оградой («святую Софью тыном новымъ отыни») и устраивает новые двери храма (так называемые Васильевские врата) [2, с. 347]. Безусловно, строительство церкви Входа Господня в Иерусалим, ограды Софийского собора и создание дверей храма составляли элементы единой программы.

В 1336 г. в очередной раз был перестроен мост через Волхов, в 1338 г. его снесло наводнение, и переправу пришлось строить заново. При этом летописец особо отмечает роль владыки в строительстве нового моста: «самъ ко владыко присталъ тому, и почалъ и кончалъ своими людьми; и много докра створи християномъ» [2, с. 349]. Новый мост также простоял недолго, в 1340 г. он сгорел в разрушительном пожаре, уничтожившем многие городские постройки. В этом же году мост восстановили, однако летописец не указывает, кто был заказчиком и исполнителем работ [2, с. 352]. В пожар 1340 г. погорел Владычный двор, огорел и Софийский собор. Видимо, вскоре после этого главный храм епархии был капитально отремонтирован: в 1341 г. владыка

2 Очевидно, что необходимо дальнейшее внимательное исследование остатков этого сооружения с целью проверки выводов А. В. Арциховского.

3 Каменный храм Покрова был построен в 1399 г. [2, с. 394].

96

Василий сделал новую свинцовую кровлю Софии, «иконы исписа, и кивот досп^» [2, с. 353]. Восстановлены были и постройки на Владычном дворе: «постави владыка те-ремъ великыи» [2, с. 353-354].

Особое внимание летописец уделяет строительству церкви Благовещения на Городище. Храм 1103 г. к 1340-м годам стоял в руинах (летописец называет церковь «по-рушеной»), его разобрали и 27 мая 1342 г. заложили новый храм, восточнее первоначального. Церковь закладывал владыка Василий «повел^ниемъ великаго князя Семена Ивановича» [9, стлб. 76]4. 8 августа 1343 г. строительство храма завершили, и 24 августа он был освящен. Летописное сообщение об освящении церкви завершается примечательной фразой: «А даи, госпоже, ему зд^ много л^т житии в семь в^ц^, а въ ономъ госпоже, постави одесную севе, иже много трудися о церкви твоеи» [2, с. 357], показывающей особое внимание, которое уделял владыка Василий делу «церковного здания».

В середине 1340-х годов помимо владыки на страницах летописи появляются и другие заказчики. В 1342 г. Лука Варфоломеевич поставил в Нижнем Подвинье каменный город Орлец, в 1345 г. церковь Параскевы Пятницы на Торгу, пострадавшую при пожаре 1340 г., восстанавливают сын тысяцкого Андрей и Павел Петрилович, заказчиком церкви Козьмы и Дамиана на Козьмодемьянской улице (1345 г.) был Анания Куритский, а церкви Спасо-Преображения на Ковалеве (1345 г.) — Онцифор Жабин5. Георгиевский собор Юрьева монастыря был покрыт новой свинцовой кровлей также в 1345 г., заказчиком этого ремонта стал архимандрит Есиф6.

Уникальное известие содержится в Новгородской Большаковской летописи XVI в., под 1347 г. летописец сообщает: «Постави владыка Моисеи церковь за Волховцом» [10, с. 356]. Что за храм имеется в виду, был ли он каменным или деревянным пока сказать сложно7.

В течение следующих лет, судя по летописным данным, строительство не ведется — только в 1350 г. летописец свидетельствует о том, что владыка Василий поставил «полату камену у севе на двор^, подл^ Рожество» [2, с. 362]8. В 1351 г. «поновиша церковь камену святаго Бориса и Гл^ка Ор^ховьскымъ серекромъ въ [о]колотк^» [3,

с. 280]. Характер данного поновления не ясен, летописная фраза может означать и то, что были проведены какие-то строительные мероприятия, хотя не исключено, что речь идет о поновлении интерьера храма9.

4 Дискуссия о том, кто был заказчиком храма, существующая в науке, кажется достаточно бессмысленной — во всех летописных текстах ясно сказано, что храм строится по повелению князя, однако в публикациях Новгородских Первой и Четвертой летописей перед словом «порушенною» ошибочно поставлена запятая, из-за чего обычно воспринимается, что домонгольский храм был порушен по повелению князя Симеона (см. [2, с. 354; 3, с. 274]). В Летописи Авраамки пунктуация правильная, благодаря чему смысл фразы становится очевидным.

5 Не вполне ясно, кто такие Анания Куритский и Онцифор Жабин, должностей в Новгороде они, кажется, не занимали.

6 Данные о строительстве 1342-1345 гг. см.: [2, с. 355, 357-358; 3, с. 271, 275].

7 Можно осторожно предположить, что имеется в виду строительство деревянной церкви Успения на Волотовом поле.

8 Свидетельство Новгородской Третьей летописи 1350 г. о строительстве церквей Козьмы и Дамиана на Холопьей улице и Иоанна Златоуста в детинце [11, с. 230] является ошибочным — храмы были построены в 1375 г. ([3, с. 305], см. [12, с. 35]).

9 Ореховское серебро, как обычно считается, — это трофеи, доставшиеся новгородцам после того, как в результате борьбы со шведами в 1348 г. была освобождена крепость Орешек.

97

Последнее строительное деяние времени владыки Василия — закладка каменной крепости Орешек в 1352 г. подробно описана в летописи: «Докиша челом новъгородь-ци, кояре и черныи люди архиепископу новъгородьскому владыц^ Василию, чтокы „еси, господине, ехалъ нарядилъ костры во Ор^хов^"» [2, с. 100]. Закладка крепости произошла, видимо, ранней весной, а в начале лета архиепископ уехал во Псков, город, охваченный страшным мором. На обратном пути 3 июля 1352 г. он скончался, 5 июля владыку привезли в Новгород и положили «у святои Софьи притвори», очевидно, в западной паперти соборного храма.

Всего в течение 21 года (с 1331 по 1352 г.) в Новгороде и Новгородской земле владыкой и другими заказчиками было возведено и отремонтировано около 10 церквей, две гражданские постройки, четыре крепости, из них по крайней мере 12 сооружений были каменными10. Проводились и другие важные строительные мероприятия, среди которых прежде всего необходимо отметить неоднократный ремонт великого моста. При этом строительство в 1330-1340-е годы велось в основном импульсами, не непрерывно: в определенные годы возводится по три храма, в то время как в течение нескольких лет каменное строительство не велось.

Из всех этих построек частично сохранились на поверхности земли три: церкви Благовещения на Городище (1342 г.), св. Параскевы Пятницы (храм 1207 г., капитально отремонтированный в 1345 г.) и Спасо-Преображения на Ковалеве (1345 г.). В последние годы Архитектурно-археологической экспедицией СПбГУ проведены исследования двух построек в новгородском Кремле, связанных с именем архиепископа — церкви Входа Господня в Иерусалим 1336-1337 гг. и гражданской постройки середины XIV в., вероятно, палаты 1350 г. [16, 141-157; 17, 90-97; 18, 80-86; 19].

Новгородская архитектура времени владыки Василия пока не была предметом специального изучения". Недавние открытия побудили нас обратиться к истории архитектуры этой эпохи, цель данной публикации — выделить основные вопросы, по-являющие в ходе изучения зодчества времени архиепископа Василия Калики, и попытаться наметить возможные пути их решения.

Первой из наиболее важных проблем, возникающих при обращении к данному материалу, является проблема определения заказчика монументальных построек. Чаще всего в этом качестве выступает сам архиепископ Василий. Интересно отметить, что строительные инициативы владыки тесно связаны с его трудами по украшению храмов: устройством медных дверей (Васильевских врат), иконостаса Софийского собора, росписью церквей, изготовлением колоколов. Некоторые здания владыка строит по своей инициативе и, видимо, с помощью собственных мастеров. (То, что свои мастера у архиепископа были, доказывает сообщение летописи под 1338 г. о том, что великий мост строили «владычнии люди Васильевы» [3, с. 267].) В то же время он руководит и строительством общегосударственного значения — строит участок каменных стен новгородского Детинца, начинает строительство Острога, непосредственно организует возведение каменного города Орехова, неоднократно восстанавливает Великий мост.

ю Помимо перечисленных выше строительных деяний ко времени архиепископа Василия, вероятно, относится сооружение каменного города в Торжке, однако датировка 1340 г., предложенная исследователями, открывшими памятник [13, с. 91], пока еще является предметом дискуссий: [14, с. 36-39; 15, с. 105-111].

11 Отметим лишь несколько работ, касающихся данной темы: [20, с. 222-223; 21; 22, с. 47-80; 23, с. 391-404; 24, с. 58-66].

98

Кроме того, владыка закладывал храмы, заказчиком которых был кто-либо из новгородцев, например, в 1345 г. так строится церковь Параскевы Пятницы по заказу Андрея (сына тысяцкого) и Павла Петриловича. В этот же год владыка Василий закладывает церковь свв. Козьма и Дамиана на Козьмодемьянской улице, повелением Анания Ку-рицкого". Отдельно следует отметить возведение церкви Благовещения на Городище, которую строили владычные люди, но по заказу великого князя Семена Ивановича.

Наибольший интерес, безусловно, представляет строительство по заказу владыки, и все известия такого рода касаются соборного храма св. Софии и Владычного двора. Здесь можно упомянуть ремонт Софии 1333 г., строительство церкви Входа Господня в Иерусалим в 1336-1337 гг., устройство новой кровли соборного храма в 1341 г., возведение в том же году «терема Великого», а в 1350 г. каменной палаты возле церкви Рождества Христова на Владычном дворе. Важно отметить, что все эти строительные инициативы кроме возведения палаты 1350 г. относятся к небольшому временному промежутку — с 1333 по 1341 г., почти сразу после хиротонии святителя. Очевидно, что именно в эти годы стараниями владыки Василия были созданы основы существовавшей до середины XVII в. топографии Владычного двора и всей территории вокруг Софийского собора. Указанные наблюдения подтверждаются и археологическими материалами: в ходе археологических работ были зафиксированы следы значительного переустройства территории к югу от Софии, видимо, владыкой была возведена деревянная ограда, ограничившая с юга территорию Владычного двора [25, с. 342-356]. Строительство храмов вне пределов Владычного двора и территории к югу от Софии происходило по заказу частных лиц, очевидно, представителей тех или иных улиц (восстановление церкви Параскевы Пятницы, строительство церкви свв. Козьмы и Демьяна на Козьмодемьянской улице), церковь Спаса на Ковалеве строилась как главный храм монастыря, основанного Онцифором Жабиным, очевидно, богатым новгородцем. С основанием нового монастыря связано и строительство каменного храма Воскресения на Деревянице находившимся на покое архиепископом Моисеем. В этой связи неизбежно возникает вопрос о мастерах-строителях, работавших в 1330-1340-е годы. Очевидно, что здания, возведенные по заказу архиепископа, строились владычными мастерами, — об этом прямо свидетельствует летопись. Строительство крепостей и церкви Благовещения на Городище также осуществлялось зодчими владыки. Каких мастеров использовали заказчики других храмов, пока сказать невозможно, очевидно лишь, что кирпич для всех этих построек готовили по одинаковой технологии и, видимо, одни и те же мастера.

Вторая проблема, которую возможно выделить при изучении данной темы, — поиск источников происхождения архитектурных форм построек времени владыки Василия, их связь с предшествующим строительством. Об архитектуре этого времени мы можем судить на основании нескольких памятников церковного зодчества (церквей Входа Господня в Иерусалим, Благовещения на Городище, Параскевы Пятницы на Торгу, Спаса на Ковалеве), а также найденных участков крепостных сооружений (стены Детинца 1331-1333 гг., стены посадника Феодора 1335 г., укреплений Орлеца 1342 г. и Орешка 1352 г.). Единственный исследованный памятник гражданской архитектуры этого времени — постройка, изученная в 2008-2009 гг. на площади к западу от Софийского собора, предположительно — палата 1350 г., интересна новыми, необычными

12 Не следует считать, однако, что эти храмы строила владычная артель [24, с. 61], архиепископ лишь закладывает храмы, построенные по частному заказу мастерами, происхождение которых мы установить сейчас не сможем.

99

чертами (рис. 1). Прежде всего следует отметить использование сводов для перекрытия подвального этажа, при этом арки, на которых лежат своды, опираются на центральный столб. Таким образом, одностолпная структура этого здания как бы предвосхитила архитектуру одностолпного зала Владычной палаты 1433 г. Нижняя часть постройки была, видимо, изолирована от верхней, у которой был отдельный вход.

Среди памятников церковного зодчества достаточно близкие архитектурные формы имеют два храма — Входа Господня в Иерусалим 1336-1337 гг. (рис. 2) и Благовещения на Городище 1342-1343 гг. (рис. 3). Среди основных особенностей этих двух памятников — двухуступчатые лопатки, круглые западные столбы, лестница на хоры в толще западной стены. У Благовещенской церкви средние прясла на южном и западном фасадах были устроены заподлицо с центральными лопатками, в церкви Входа Господня в Иерусалим эта особенность прослежена на северном фасаде, скорее всего, также был оформлен и западный фасад. Есть и определенные отличия — Входоиеруса-лимская церковь имела двойные уступы в месте соприкосновения северо- и юго-восточных стен с апсидой (уникальная особенность, более нигде не отмечена), вытянутые в плане восточные столбы. План храма, в отличие от близкого к квадрату плана церкви Благовещения на Городище, также был вытянут по продольной оси. Среди необычных

Рис. 1. Великий Новгород. Гражданская постройка в Детинце. Середина XIV в. (Палата 1350 г. ?). Раскопки Архитектурно-археологической экспедиции СПбГУ 2008-2009 гг. Вид с северо-запада.

Рис. 2. Великий Новгород. Церковь Входа Господня в Иерусалим. 1336-1337 гг., XVII в. Раскопки Архитектурно-археологической экспедиции СПбГУ 2010-2011 гг. Вид с северо-востока.

100

для новгородской архитектуры черт церкви Благовещения — оригинальная система завершения с помощью ступенчатых арок (возможно, впрочем, что такая же система была и в церкви Входа в Иерусалим). Л. Е. Крас-норечьев предполагал, что Благовещенская церковь имела позакомарное покрытие^.

От данных памятников существенно отличается церковь Спаса на Ковалеве: изначально храм имел асимметричную двух-притворную композицию, квадратные столбы, стены, расчлененные на углах простыми лопатками, а в центральной части стен вместо лопаток над притворами были устроены кронштейны (рис. 4). Покрытие Ковалевской церкви было позакомарным, система основных сводов традиционна для новгородской архитектуры, однако вместо коробовых сводов в западных углах, возможно, были сделаны своды в четверть окружности.

В литературе давно отмечены архаические черты архитектуры Ковалевского храма, весь художественный строй этого памятника кажется противоположным зодчеству первой половины XIV в., в котором проявляется тенденция к вертикально построенным композициям. Очевидно, что причиной во многом была ориентация заказчика на конкретный прообраз — думается, им мог быть храм с тем же посвящением, находящийся поблизости, на Нередицком холме. В то же время мастера снабжают храм притворами, композиция которых характерна уже для архитектуры XIV в., система организации освещения также уже иная.

Архитектурные формы Входоиерусалимской и Благовещенской церквей кажутся связанными истоками с зодчеством Новгорода первой половины XIII в., а также с архитектурой конца XIII — первых десятилетий XIV в. Так, круглые столбы напоминают круглые столбы церкви Параскевы Пятницы 1207 г. (кстати, один из этих столбов был восстановлен при ремонте 1345 г. — (рис. 5)). В то же время данная форма не была в конце XIII — начале XIV в. востребована новгородскими зодчими, пока не известно ни одного памятника этого времени с подобной формой опор. Двухуступчатые лопатки этих двух церквей также ассоциируются прежде всего с церковью Параскевы, так как именно в данном храме есть пучковые пилястры на фасадах. Форма лопаток

13 Мы не знаем, как завершался храм Входа в Иерусалим, однако наличие дополнительных тяг

на фасадах заставляет склоняться к идее о трехлопастном завершении и этого памятника, и храма Благовещения на Городище.

101

Рис. 3. Великий Новгород. Церковь Благовещения на Городище. 1342-1343 гг. Вид с юго-востока.

Рис. 4. Великий Новгород. Церковь Спасо-Преоб-ражения на Ковалеве. 1345 г. Фото начала XX в. Вид с северо-запада.

Рис. 5. Великий Новгород. Церковь Параскевы Пятницы. 1207 г., 1345 г., XVI-XVШ вв. План.

храмов XIV в., правда, более простая, и полуколонок на фасадах нет. Казалось бы, напрашивается вывод о том, что именно храм св. Параскевы Пятницы стал образцом для зодчих Василия Калики, строивших Входоиерусалимскую и Благовещенскую церкви. В то же время в памятниках 1330-1340-х годов мы находим некоторые черты, позволяющие говорить о преемственности архитектурной традиции — несмотря на большой хронологический разрыв между всплеском строительной активности, произошедшим в 1300 — начале 1310-х годов, и возобновлением постоянного строительства в 1330-е годы. Так, оформление центральных прясел некоторых фасадов Благовещенской и Входоиерусалимской церквей (стена сложена заподлицо с лопатками) повторяет решение фасадов храма Николы Белого 1312 г., близки и формы порталов Никольского храма и церкви Благовещения. Таким образом, можно отметить, что зодчие владыки Василия, ориентировавшиеся, вероятно, на какой-то домонгольский образец (была ли эта церковь Пятницы, или иной, не сохранившийся памятник новгородской архитектуры — неизвестно), при этом, безусловно, были наследниками мастеров, строивших в первые десятилетия XIII в.

С еще большей уверенностью можно предложить этот тезис на основании решения третьей важной проблемы: анализа строительных материалов, применяемых в эту эпоху. Тип и основные размеры брусковых кирпичей, впервые примененных в новгородском зодчестве в церкви Николы на Липне 1292 г., не меняются в течение более чем полувека, только в церкви Феодора Стратилата на Ручью 1361 г. мы видим уже изменение размеров кирпича, хотя тип остается тем же [26, с. 363-367; 27, с. 125]. Церковь Николы на Липне отмечена очень богатым сортаментом лекальных кирпичей, более нигде не встречающимся, однако важно отметить, что огромные квадратные кирпичи (толщиной 10-10,5 см), известные нам по церкви св. Николы, есть и в палате владыки Василия 1350 г. Совпадает на протяжении этих десятилетий тип применяемого раствора, в котором в качестве наполнителя используется крупный песок.

Таким образом, очевидно, что во второй половине 1313-х — 1330-е годы, когда строительная деятельность, судя по летописям, фактически не велась, установившиеся приемы производства строительных материалов не менялись, следовательно, можно говорить и о непрерывности строительной традиции в Новгороде этого времени. Вероятнее всего, в это время строились и некоторые каменные храмы, не отмеченные на страницах летописей. Так, например, видимо, в это время был возведен храм Введения на Прусской улице, может быть, тогда же построили и храм Бориса и Глеба на Торгу, разрушившийся в пожар 1340 г. Кроме того, возможно, в 1310-1320-е годы какие-то храмы ремонтировали, и если эти ремонты не требовали переосвящения, то они могли и не попасть в летопись.

Итак, архитектура времени архиепископа Василия Калики продолжала традиции зодчества конца XIII — начала XIV в., однако особое значение в эту эпоху приобретает строительство по образцу — так, видимо, с оглядкой на какой-то домонгольский образец возводятся и церковь Входа Господня в Иерусалим, и церковь Спаса на Ковалеве.

102

Памятники архитектуры времени владыки Василия, также как и храмы, построенные в конце XIII — начале XIV в., имеют некоторые черты, которые исследователи называют готическими (прежде всего стрельчатую форму некоторых ниш и порталов). Однако везде эти элементы являются лишь деталями и не затрагивают конструкцию и общий образный строй памятника.

Наконец, еще одна проблема, которую следует лишь обозначить в этой статье: вопрос о связи псковской архитектуры середины 1330-1340-х годов с зодчеством Новгорода. Здесь мы можем опираться на сведения о двух памятниках — церквях Михаила и Гавриила Архангелов с Городца во Пскове и Николы в Изборске. Внимательный анализ архитектурных форм этих храмов, проведенный Вл. В. Седовым, показал присутствие в архитектуре памятников многих новгородских по происхождению черт [28, с. 37-65]. Не исключено, что в возведении этих храмов принимал участие новгородский зодчий, но считать эти постройки работой артели новгородских зодчих, как нам кажется, пока неправомерно, слишком много мы наблюдаем отличий и в пропорциональном строе этих памятников, и в подходе к трактовке поверхности стены (во многом, безусловно, обусловленной использованием иных строительных материалов). Кажется, что уже с собора Рождества Богоматери Снетогорского монастыря мы вправе начинать традицию собственно псковского зодчества, с учетом того, что псковские строители вполне могли использовать зодчих, приглашенных из Новгорода.

Некоторые из черт, присущих новгородской архитектуре времени архиепископа Василия, практически не встречаются в памятниках зодчества последующего времени. Например, двухуступчатые лопатки мы находим только в церкви Спаса на Ильине 1374 г. (правда, очевидно, они были и в Знаменском соборе 1354 г.), другие (круглые западные столбы), наоборот, становятся обычными для архитектуры середины — второй половины XIV-XV в. (церкви Успения на Волотовом поле 1352 г., Рождества Христова на Красном поле 1381 г., Симеона Богоприимца 1467 г. и др.). В целом можно отметить, что памятники 13301340-х годов как бы подготавливают следующую эпоху в истории новгородской архитектуры, начавшуюся уже в 1360-е годы, когда новгородским архиепископом становится Алексей.

Источники и литература

1. Антипов И. В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV в. Каталог памятников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 204 с.

2. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 720 с.

3. Новгородская Четвертая летопись // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 4. Ч. 1. М.: Языки русской культуры, 2000. 728 с.

4. Седов Вл. В. Новгородская архитектура на Шелони. (Новгородские древности. Вып. 6. Архив архитектуры. XIV.) М.: [Б. и.], 2001. 160 с.

5. Антипов И. В. О памятниках средневековой архитектуры на Шелони // Новгородский исторический сборник (НИС). Вып. 13 (23) (в печати).

6. Арциховский А. В. Раскопки на Славне в Новгороде // Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Т. 1. Материалы и исследования по археологии СССР (МИА). № 11. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 132-136.

7. Степанов А. М. Исследования 1996 г. на Славне // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 11. Новгород: [Б. и.], 1997. С. 19-25.

8. Седов Вл. В. Архитектура церкви Петра и Павла на Славне в Новгороде // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Труды кафедры истории архитектуры и градостроительства. Вып. 2. М.: ДПК Пресс, 2011. С. 190-213.

103

9. Летопись Авраамки // ПСРЛ. Т. 16. СПб.: [Б. и.], 1889. 240 с.

10. Новгородская летопись XVI в. из собрания Т. Ф. Большакова // НИС. 10 (20). СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 322-383.

11. Новгородская Третья летопись // Новгородские летописи, изд. Археографической комиссией. СПб.: Археографическая комиссия, 1879. 488 с.

12. Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. М.: Наука, 1981. 296 с.

13. Малыгин П. Д., Сарафанова Н. А. Новоторжский кремль в XIV в. // Великий Новгород и Средневековая Русь. Сб. статей. К 80-летию акад. В. Л. Янина. М.: Памятники исторической мысли, 2009. С. 86-94.

14. Салимов А. М. К вопросу о датировке каменных оборонительных сооружений Торжка // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1 (39). С. 36-39.

15. Малыгин П. Д., Сарафанова Н. А. Дерево-каменные укрепления Торжка XIV в. и некоторые вопросы истории древнерусского военного зодчества (по поводу статьи А. М. Салимова) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 3 (41). С. 105-111.

16. Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В. Новые материалы к истории новгородского Владычного двора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2009. М.: Изд-во Московск. ун-та, 2009. С. 141-157.

17. Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В. Археологические исследования памятников гражданской архитектуры XIV-XV вв. в новгородском Кремле // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 23. Великий Новгород: [Б. и.], 2009. С. 90-97.

18. Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В. Археологические исследования памятников новгородской архитектуры XII-XVII вв. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 24. Великий Новгород: [Б. и.], 2010. С. 80-86.

19. Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В., Родионова М. А. Изучение церкви Входа Господня в Иерусалим 1336-1337 гг. в новгородском Кремле // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 25. Великий Новгород: Печ. двор «Великий Новгород», 2011. С. 85-93.

20. Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород. К 1100-летию города. М.: Наука, 1964. С. 183-263.

21 Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Каталог. СПб.: Лики России, 2008. 656 с.

22. Седов Вл. В. Церковь Спаса-Преображения на Ковалеве // Новгородские древности. Вып. 5. М.: [Б. и.], 2000. С. 47-80.

23. Седов Вл. В. Церковь Благовещения на Городище. XIV век // Великий Новгород в истории средневековой Европы. К 70-летию В. Л. Янина. М.: Русские словари, 1999. С. 391-404.

24. Соленикова Е. В. Роль архиепископов в новгородском строительстве конца XIII — первой половины XIV в. // Seminarium ВиШшапит. [I]. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 58-66.

25. Трояновский С. В., Тарабардина О. А. Археологические свидетельства строительной активности архиепископа Василия Калики в новгородском Детинце // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 18. Великий Новгород: [Б. и.], 2004. С. 342-356.

26. Антипов И. В., Жервэ А. В. Новгородские кирпичи конца XIII — второй половины XV в.: некоторые итоги изучения // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 18. Великий Новгород: [Б. и.], 2004. С. 363-367.

27. Антипов И. В., Соленикова Е. В. Формат новгородских брусковых кирпичей конца XIII — середины XV в. // Древние культуры и технологии. Новые исследования молодых археологов Санкт-Петербурга. СПб.: Ин-т истории материальной культуры РАН, 1996. С. 121-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Седов Вл. В. Псковская архитектура XIV-XV веков. Происхождение и становление традиции. (Архив архитектуры. III.) М.: [Б. и.], 1992. 188 с.

Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 г.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.