НОВЕЙШИЕ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА © Трушникова Т.Г.*
Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург
Данная статья посвящена рассмотрению новейших видов грамматик английского языка, основанных на «Системно-модельном суперэкспресс - методе обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой», имеющем статус Международного открытия с 2000 года: ситуативной, системно-модельной, структурно-семантической и системной. Каждая из них позволяет «увидеть» по-новому традиционную классическую грамматику английского языка, а все вместе они позволяют необычайно быстро (в считанные недели) и довольно легко постичь все таинства такой трудной для носителей русского языка английской грамматики. А это, в свою очередь, помогает осознанно варьировать базисные (основные) модели предложений и таким образом овладевать автоматической разговорной английской речью и даже думать по-английски!
Пользуясь этими видами грамматик, можно быстро и сравнительно легко изучить самые сложные вопросы грамматики, а те, у кого хорошо развито логическое мышление, могут буквально за часы освоить трудный и обширный грамматический материал!
Кроме того, в статье представлены не только самые новые виды грамматик, но и предложен качественно новый подход к изучению грамматики вообще, который в корне меняет роль и место грамматики в процессе овладения разговорной речью на иностранном языке.
Ключевые слова лингвистический тренинг, грамматика английского языка, системная грамматика, ситуативная грамматика, структурносемантическая грамматика, грамматические модели, алгоритмы, системно-модельная грамматика.
При традиционном подходе к изучению грамматики она изучается сразу сознательно и серьезно. При этом процесс изучения очень трудоемкий, длительный, что зачастую отпугивает от изучения языка в целом, а не только грамматики. Происходит это потому, что труднейшая дисциплина изучается на незнакомом материале, т.е., в данном случае, на чужом непонятном языке изучаются серьезные вопросы и получается «клубок трудностей», с которыми не каждому человеку удается справиться. И сколько неосуществленных надежд, угасших желаний, горьких разочарований, а нередко и трагедий!
Учитывая эти обстоятельства, впервые в мире предлагается совершенно иной подход к изучению грамматики, разработанный в соответствии
Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.
146
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
с концепцией системно-модельного метода и подробно изложенный в монографиях и системных учебниках автора[1-3]:
1. Приступать к изучению грамматики иностранного языка только после того, как человек уже научился уверенно, совершенно автоматически говорить на нем и даже мыслить (когда у него сформировалась новая система мышления на изучаемом языке).
2. Изучать грамматику в несколько этапов: сначала неосознанно (в разговорной практике), затем - осознанно, сознательно освоить ее досконально.
3. Осваивать грамматику только на хорошо известном, давно знакомом языковом материале, которым обучающийся уже овладел на практике. Это позволит не только максимально облегчить ее усвоение, не только не отпугнет обучающегося от занятий языком, а напротив, вызовет у него глубокий и стойкий интерес, поскольку в процессе занятий он будет слышать объяснения и открывать для себя новые стороны уже хорошо знакомого языкового материала на привычном для общения языке.
4. Использовать совершенно новые виды грамматики, неизвестные ранее, обладающие расширенными потенциальными возможностями (например, позволяющие знать грамматику в совершенстве), особым образом систематизирующие материал и облегчающие его понимание и запоминание.
5. Перестать относиться к грамматике как к самодовлеющей дисциплине, диктующей свои условия и специфику занятий, а начать считать ее как бы «второстепенно главной» т.е. поменять акценты ее изучения, строго ориентировать ее на овладение устной речью, на общение, а уж затем - на овладение навыками письменной речи и перевода.
6. Перейти от формального изучения грамматики как таковой к грамматике, тесно увязанной с семантикой (особенно к структурно-семантической грамматике).
Таким образом, предлагаемая концепция позволяет:
- в корне изменить представление о грамматике английского языка как о чем-то необычайно трудном и непостижимом;
- дать возможность знать ее в совершенстве;
- выработать твердые навыки ее практического применения;
- чрезвычайно сократить время, необходимое для ее изучения (2-4 недели);
- сделать сам процесс ее изучения легким и даже интересным;
- повысить эффективность изучения грамматики по данному Методу (особенно с использованием компьютерного варианта) настолько, что ее практически не с чем сравнивать;
- изучать материал от общего к частному (а традиционная грамматика - от частного к общему);
- постичь основные грамматические закономерности сразу, быстро, комплексно, а тонкости изучать потом, но уже без особого труда;
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
147
- увидеть каждое грамматическое явление в целом, в его взаимосвязи с другими правилами;
- перекинуть «мостик» к грамматике родного языка (в данном случае -русского), т.к. системы грамматик русского и английского языков имеют много общего.
Все выше изложенное особенно важно при растущей потребности в хорошем знании языка и одновременной тенденции к сокращению часов, отводимых на его изучение, имеющей место в школах, колледжах, институтах, университетах и т.д.
Одна из грамматик - системная грамматика - показывает связи между отдельными грамматическими правилами и явлениями и помогает увидеть как бы всю грамматику в целом (или, по крайней мере, какой-то конкретный ее раздел); уяснить ее отдельные вопросы, как части единого целого, дать возможность мыслить грамматическими категориями, прочно вплести их в канву сформированной новой системы мышления на иностранном языке и напрямую связать теорию грамматики с практикой ее применения в повседневной речи, облагородить ум, развить мышление на родном языке и сформировать системное мышление.
Общеизвестно, что при традиционном изучении грамматики большинство изучающих не могут овладеть активно многочисленными грамматическими формами, а по системной грамматике это гарантируется и даже намного быстрее, благодаря только ей присущим особенностям, а также повторяемости материала в системных и алгоритмических таблицах.
Во многих глобальных схемах, в которых излагается содержание системной грамматики, наблюдается частое повторение какого-либо конкретного грамматического явления, поскольку они взаимосвязаны (ведь таблицы не обычные, а системные!).
Тем самым обеспечиваются:
1. Быстрота и легкость запоминания грамматического материала (даже самого трудного).
2. Прочность знаний, т.к. они лежат на общем фундаменте - системе мышления данного языка.
Назначение системной грамматики - помочь увидеть место каждого конкретного грамматического явления во всей массе грамматических правил, понять его взаимосвязи с другими грамматическими явлениями и показать их графически, а также сделать очевидной обусловленность данного грамматического явления этими связями, т.е. показать роль и место конкретного грамматического явления в системе грамматических правил данного языка.
Кроме того, в системной грамматике используется такое новое понятие, как грамматические тренировочные таблицы. Они посвящены самым
148
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
важным и трудным вопросам и содержат алгоритмы освоения этих грамматических проблем.
Другие преимущества системной грамматики (по сравнению с традиционной):
- Наглядность и лаконичность изложения материала облегчают его понимание и запоминание.
- Весь материал дается в виде систематизированных блоков, содержащих целый круг грамматических вопросов.
- Форма и смысл сливаются воедино.
- Теория и практика связаны неразрывно.
- Мысль работает четко, формируя новые понятия.
- Грамматика усваивается в полном объеме, в убыстренном темпе и облегченном виде.
- Формируется устойчивый навык беглой правильной речи и способность мыслить на изучаемом языке.
Таким образом, учитывая формат статьи, рассмотрим кратко инновационные грамматики английского языка, основанные на системном подходе к обучению языком.
Системная грамматика английского языка - это свод основных грамматических правил, необходимый и достаточный для адекватного отражения доминанты смысла структурных и семантических отношений окружающей человека действительности, с ее грамматическим оформлением по законам этого языка в виде единой взаимосвязанной системы [1-2].
Системная грамматика позволяет быстро привести в систему знания грамматики, полученные ранее (при изучении английского языка по другим методикам) или получить их сразу в виде готовой системы прочного владения материалом. Поэтому она особенно полезна тем, кто уже изучал английский ранее, а также как справочное пособие по классической грамматике английского языка.
Системно-модельная грамматика - это прикладная часть системной грамматики английского языка, представляющая собой систему моделей смысла, отражающих отношения человека с окружающей действительностью, оформленные с учетом основных грамматических правил данного языка и предназначенная для выработки автоматического навыка беглой разговорной речи.
Она ориентирована на повседневную обиходную речь, и поскольку в речи особенно важны глаголы и местоимения (а в английском языке еще и структура предложения), именно они и тренируются в данном виде грамматики.
Системно-модельная грамматика [1-3] предназначена для тех, кто впервые приступает к изучению разговорного английского языка.
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
149
Структурно-семантическая грамматика английского языка - это прикладная часть системной грамматики, представляющая собой систему грамматических моделей, данных в виде системных таблиц, и составленных с учетом основных грамматических правил, объеме, необходимом и достаточном для практического овладения правилами грамматики.
Данная грамматика [1-2] рассматривает самые важные, самые необходимые и самые трудные вопросы грамматики. Они максимально обобщены, систематизированы и, зачастую, представлены в виде алгоритма.
Предназначена для завершающего этапа изучения грамматики - для ее прочного закрепления.
Ситуативная грамматика [1-2] - это грамматика, описывающая грамматические явления с точки зрения тех конкретных ситуаций, которые складываются при устном общении.
Предназначена для овладения беглой разговорной речью лиц, только что приступающих к изучению английского языка, а также для тех, кто много лет изучал грамматику по разным методикам, но так ничего в ней и не понял и, самое главное, не научился применять ее в речи, а также для закрепления грамматического материала, изученного традиционным методом.
Каждый вид рассмотренных грамматик английского языка можно применять в отдельности, но их совокупное использование гарантирует великолепное знания классической грамматики английского языка, достигнутое в кратчайшие сроки (2-3 недели).
Список литературы:
1. Трушникова Т.Г. Я хочу знать английский в совершенстве: универсальный систематизированный курс английского языка: в 8-ми томах. Том 2. «Системная грамматика английского языка» / Российская Академия образования; Институт образования взрослых; ПО «Мир и Семья - 95»; ООО «Ин-терлайн». - СПб., 2000.
2. Трушникова Т.Г. Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 3. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2003. - Т. 1. Теория. Английский язык; Т. 2. Практика. Думай и говори по-английски! (Модельный курс повседневной и деловой английской речи); Т. 3. Практика. Новейшие практические грамматики английского языка: коммуникативная, ситуативная, системно-модельная, структурно-семантическая и системная; Т. 4. Практика. Свободное общение на английском языке.
3. Tamara Troushnikova. Model English. System-Model Superexpress-Method of Teaching Foreign Languages by Tamara Troushnikova. Theory and Practice in 2 Volumes. Sanbun Publishers. - New Delhi, 2013. - Vol. 1 Theory. Course for Beginners; Vol. 2 Practice. Everyday and Business Intercourse.