ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 381(09) Ж.Ж. ЧИМИТДОРЖИЕВ
ББК 65.42-03 кандидат медицинских наук, доцент
Хабаровской государственной академии экономики и права,
г. Хабаровск e-mail: [email protected]
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛИ
Рассматриваются современные классификационные подходы по систематизации исторического развития российской торговли. Проведен обзор различных подходов и приведен собственный подход на основе анализа влияния нормативноправовой базы на развитие современной российской торговли.
Ключевые слова: трансформации, федеральные законы, ритейл, форматы торговли.
ZH.ZH. CHIMITDORZHIEV
PhD in Medical Sciences, Associate Professor, Khabarovsk State Academy of Economics and Law, Khabarovsk
e-mail: [email protected]
CONTEMPORARY HISTORY OF RUSSIAN TRADE
The article deals with the current classification approaches to the Russian trade historical development systematization. A review of different methods has been done. The author has presented his own approach on the basis of the analysis of the normative and legal base influence on the modern Russian trade development.
Keywords: transformations, federal laws, retail, trade formats.
Несомненно, развал СССР вызвал к жизни невообразимые и быстротечные процессы в обществе, которые отразились на такой отрасли, как торговля. Либерализация общества запустила процесс вхождения в рынок ускоренными темпами. Эволюция рынка, на которую Запад потратил многие годы, в России прошла за несколько лет. Можно сказать, что мы все являемся творцами истории развития современной торговли России. Всего за два десятка лет произошло гигантское развитие потребительского рынка.
Рассмотрим различные точки зрения ученых на градацию исторических этапов развития как общества, так и торговли в целом. Так, Д.А. Попов [1] выделяет три основных этапа развития торговли с точки зрения трансформационных процессов в обществе. Первый этап (1992-1999) — период «диких и лихих девяностых», когда происходил просто
революционный переворот в жизни общества, формационный разлом, когда одна социально-экономическая формация сменяла другую. В этот период наблюдается расцвет кооперативного движения, «челночного» бизнеса и торговли; доминируют розничные рынки. Масштабный проект господина Чубайса привел к приватизации экономики страны, наиболее активные процессы шли на предприятиях потребительского рынка. В сознании граждан начинается гигантский трансформационный сдвиг, смена парадигмы и ценностей, начинает формироваться современный потребитель. На втором этапе (2000-2007) происходит стабилизация общественных отношений, появление рыночных отношений, начинают работать рыночные законы. В связи с этим формируются основные рыночные инфраструктуры, создающие адекватную среду для функционирования потребительского рынка. С 2008 г., по мне-
© Ж.Ж. Чимитдоржиев, 2012
нию Д.А. Попова, начинается третий этап развития — общество с рыночной моделью.
Г. Трусов в периодизации новейшей истории российской торговли использует концептуальную линейку «производитель-оптовик-продавец-покупатель», на основе которой прослеживает эволюцию взаимоотношений по этой цепочке [4].
Итак, он выделяет несколько этапов развития взаимоотношений:
- 1993-1998 гг.: на рынок России выходят крупные производители или импортеры, они ищут оптовиков, которые будут организовывать товародвижение по стране, розница их не интересует. Коэффициент ликвидности приближался к 100%, столь впечатляющие показатели связаны с тем диким дефицитом, который царил в нашем обществе. Этот период назван диктатом производителя;
- 1998-2000 гг.: на рынке стали доминировать дистрибьюторы-оптовики; оптовое звено набирает силу, создает необходимую инфраструктуру, каналы товародвижения, выстраиваются концепты логистики. Этот короткий этап развития можно назвать доминированием оптовика, когда он диктовал свои условия производителям и продавцам. Хотелось бы добавить несколько штрихов к общей картине в этом звене. Согласно нашим исследованиям, на рынке наблюдается эволюционирование оптового звена, многие топ-менеджеры отмечают, что оптовиков в чистом виде практически не осталось, если они и есть, то совсем мелкие. Оптовики перешли в разряд дистрибьюторов крупных производителей и продолжают эволюционировать в логистических операторов в регионе. Крупные оптовые игроки имеют дистрибьюторские контракты на поставки товаров и услуг ведущих мировых производителей;
- с 2000 г. и по настоящее время — эра расцвета сетевого ритейла: наступило время рознице диктовать свои условия. По мнению Г. Трусова, только сетевой ритейл способен аккумулировать денежную массу потребителя и соответственно распоряжаться ей при закупе товара;
- логичным этапом дальнейшего развития российской торговли станет диктат потребителя. Так, К. Терещенко [3] на примере продуктового сегмента проследил основные события, происходившие на розничном рынке. По его мнению, логика развития событий
ведет к укрупнению розничной сети и появлению большого разнообразия форматов торговли. Эволюционирование продуктового сегмента пойдет по пути формирования полноформатных сетей с наибольшим портфелем услуг для покупателя.
По всей видимости, автор по умолчанию считает период с 1992 по 1998 г. этапом становления современной российской торговли. Опять же 1998 г. становится переломным в развитии российской торговли. В 2006 г. закончился второй этап развития национального рынка, он считает, что в России стабилизировался состав основных игроков, который определяет развитие нашей торговли. Следующим этапом следует считать экспансию иностранного ритейла на рынок России. В целом с ним можно согласиться, наблюдая за тем, как заходят в Россию глобальные игроки.
Наиболее полно прослежена история торговли на примере эволюции торговых форматов В. Радаевым [2]. Он предлагает отправной точкой считать 1987 г., когда государство разрешило предприятиям реализовывать излишки продукции. Более смелым шагом было развитие кооперативного движения в 1988 г. как некоей панацеи от дефицита, который душил потребительский рынок. По мнению В. Радаева, это была преамбула основных процессов развития форматов торговли. Указ Президента «О свободе торговли» создал то правовое поле, на котором стали бурно эволюционировать форматы торговли. До конца 1990-х и начала 2000-х гг. в торговле доминировали розничные рынки, основная задача которых была обеспечить товаром население страны.
С начала 2000-х гг. начинается эра сетевого ритейла. В. Радаев выделяет несколько волн в торговле, в ходе которых появлялись различные форматы в своих нишах или сегментах. Первая волна началась в премиальном сегменте и закончилась в социальном в виде социальных магазинов. Вторая волна становится более специфичной и опять она начинается сверху, наблюдается фокусировка сбытовых усилий. Он считает, что это связано с воспитанием потребителя: потребитель стал более образован, информирован, искушен, более требователен. Все это способствовало появлению новых форматов для удовлетворения новых потребностей.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В доступной литературе мы не нашли анализа, основанного на легитимном подходе. В основном встречаются отрывочные и эпизодические ссылки на основные нормативноправовые документы, глобально повлиявшие на развитие современной торговли России. Так, практически все ведущие специалисты в области торговли указывают, что отправной точкой развития российской торговли стал Указ Президента Российской Федерации от 25 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли». Однако другие нормативно-правовые документы, по которым можно проследить эволюцию отношений на потребительском рынке, не упоминаются. Поэтому мы попытаемся выделить наиболее важные нормативно-правовые документы, которые формировали настоящий рынок.
Согласно современной концепции государственного строительства, местное законодательство приведено в соответствие с федеральным законодательством. Нашей рабочей гипотезой стало предположение, что существует ряд основных нормативно-правовых документов, прописывающих основные правила организации потребительского рынка. На основании этого мы выделяем группу документов общего характера. Наиболее значимыми из них являются: Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулирующий основные отношения, возникающие на потребительском рынке между потребителем, продавцом и производителем; Налоговый Кодекс Российской Федерации, который постоянно меняется и заставляет предприятия потребительского рынка реконструировать свою деятельность с целью оптимизации налоговой политики предприятия. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» является, на наш взгляд, основным документом, регулирующим взаимоотношения «продавец-покупатель». К сожалению, продавцы и покупатели не совсем хорошо знакомы с этим законом, и на почве юридической безграмотности процветают не лучшие образцы поведения продавцов. К группе законов общего характера можно отнести также следующие законы: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. В 2003 г. принят Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принци-
пах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым местной государственной торговли не осталось: теперь в ведении органов власти остается только создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания и торговли (ст. 14, 15, 16).
Как считают многие специалисты в области торговли и органов власти, наиболее актуальным является Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации», регламентирующий деятельность розничных рынков. Благодаря этому закону приводятся в соответствие сегменты розничных рынков.
Кроме того, можно выделить ряд законов, регламентирующих торговлю по отдельным группам товаров: от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольный и спиртосодержащей продукции» и т.д. Несомненно, эта группа нормативно-правовых актов серьезно влияет на развитие торговли отдельными группами товаров.
С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Появление этого закона связано, на наш взгляд, прежде всего с мировым кризисом, обнажившим проблемы между поставщиками и продавцами. Впервые государство пытается вести прямое управление на потребительском рынке, здесь мы наблюдаем вторжение государства в рынок. Предполагается, что рынок не справился со своими функциями и появился рыночный провал. Согласно рыночной теории государство должно закрыть этот провал путем прямого управления ценами на социально значимые товары. Однако мы имеем горький опыт государственного вмешательства в рыночные отношения на рынке лекарственных средств: государство ввело ценовые ограничения на жизненно важные препараты, в результате чего рынок ответил отказом на поставки этих препаратов, и, как следствие, государственная
формация не смогла справиться с этим сегментом, на рынке возник дефицит. Подобный сценарий может реализоваться и на рынке потребительских товаров, ибо продавцу не выгодно продавать нерентабельные товары.
Многие специалисты считают, что одно из положений закона может вызвать массированную экспансию сетей в регионы. Однако новый закон ограничивает двадцатью пятью процентами долей влияние сетей в муниципальных районах. Предполагается, что эта норма резко затормозит развитие сетевых структур и новых форматов и в то же время обусловит развитие торговли на новых географических рынках. Наиболее тяжелым для мелкого бизнеса стал Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Основное изменение, которое касается плательщиков страховых взносов — значительное повышение ставок (ст. 12; ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Кроме того, уплачивать страховые взносы по общеустановленным тарифам придется и плательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход, что, несомненно, приведет к развитию теневой экономики и сокращению рабочих мест в отрасли. Также к таким законам можно отнести ряд федеральных законов, так или иначе оказывающих влияние на потребительский рынок, например, Федеральный закон Российской Федерации
от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В результате применения этого закона рынок потерял сегмент предприятий общественного питания, обслуживающих его. Можно также привести в качестве примера то, как государство лоббирует интересы отечественного автопрома: следствием такой политики стала ликвидация целого бизнеса на подержанных машинах на Дальнем Востоке и в Сибири.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Настоящий закон регулирует рынок алкогольной продукции, наиболее сильно он повлияет на киосковую торговлю. Несомненно, мы наблюдаем вытеснение ки-осковой торговли с потребительского рынка путем государственного регулирования. По всей видимости, происходит лоббирование интересов крупных игроков рынка, которым неинтересна торговая сеть, мешающая развитию новых торговых форматов.
В заключение отметим, что потребительский рынок развивается по своим законам и сильное государственное регулирование этого рынка не всегда имеет положительное значение.
Список использованной литературы
1. Попов Д.А. Высшая школа в условиях межформационного разлома / / Региональный рынок товаров и услуг: инновационные технологии и организация бизнеса: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30-31 окт. 2008 г. / под ред. С.И. Лопатина, Д.А. Попова: пер. на англ. Т.В. Маловичко. Хабаровск, 2008. Ч. 1.
2. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М., 2007.
3. Терещенко К.А. Основы розничной торговли: международный опыт в практических решениях. М., 2007.
4. Трусов Г.Л. Сами придут, сами купят. Российский маркетинг из первых рук. М., 2010.
Referenses
1. Popov D.A. Vysshaya shkola v usloviyakh mezhformatsionnogo razloma // Regional'nyi rynok tovarov i uslug: innovatsionnye tekhnologii i organizatsiya biznesa: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 30—31 okt. 2008 g. / pod red. S.I. Lopatina, D.A. Popova: per. na angl. T.V. Malovichko. Khabarovsk, 2008. Ch. 1.
2. Radaev V.V. Zakhvat rossiiskikh territorii: novaya konkurentnaya situatsiya v roznichnoi torgovle. M., 2007.
3. Tereshchenko K.A. Osnovy roznichnoi torgovli: mezhdunarodnyi opyt v prakticheskikh resheniyakh. M., 2007.
4. Trusov G.L. Sami pridut, sami kupyat. Rossiiskii marketing iz pervykh ruk. M., 2010.