Научная статья на тему 'НОВАЯ ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА СО СТОЯНКИ ХОТЫЛЕВО 2: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ'

НОВАЯ ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА СО СТОЯНКИ ХОТЫЛЕВО 2: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Camera praehistorica
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ / РУССКАЯ РАВНИНА / ВОСТОЧНЫЙ ГРАВЕТТ / ХОТЫЛЕВО 2 / ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА / UPPER PALEOLITHIC AGE / RUSSIAN PLAIN / EASTERN GRAVETTIAN / KHOTYLEVO 2 / FEMALE FIGURINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилов Константин Николаевич, Хлопачев Геннадий Адольфович

В статье анализируются новая целая женская статуэтка из бивня мамонта, найденная в 2016 г. в центральной части пункта В восточно-граветтийской стоянки Хотылёво 2. Статуэтка является подлинным шедевром фигуративного искусства малых форм эпохи палеолита. Это изображение полусидящей/склоненной беременной женщины. Скульптура обладает основными морфометрическими признаками фигурок гагаринского типа, и также как они, построена по гагаринской конструктивной схеме. При этом ей присущи некоторые особенности визуального изображения, которые выделяют ее из общего ряда статуэток гагаринского типа, сближая только со статуэткой № 1, найденной на стоянке Хотылево 2. Идентичным является также археологический контекст этих двух фигурок. Ставится вопрос о разделении всех известных на данный момент целых, построенных по одной гагаринской конструктивной схеме, женских статуэток из бивня мамонта на две группы, соответствующие условно «хотылевскому» (беременные «склоненные») и «гагаринскому» (тучные «сидящие») иконографическим канонам построения скульптурного женского образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гаврилов Константин Николаевич, Хлопачев Геннадий Адольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW FEMALE FIGURINE FROM KHOTYLEVO 2 SITE: CANONIC IMAGE AND ARCHAEOLOGICAL CONTEXT

The article is devoted to analysis of a new female statuettes made of mammoth ivory. It was found in 2016 in the central part of the Point B (Cyrillic) of the Eastern Gravettian site of Khotylevo 2. The statuette is a true masterpiece of figurative portable art of Palaeolithic. The figure depicts a pregnant woman in a semi-sitting/inclined posture. The sculpture has the main morphometric features of the figures of Gagarinotype, and is built according to the Gagarino design scheme, as they are. Along with that, it has some features of visual images that distinguish this figure from the number of statues, bringing it together with a figurine № 1 from the Khotylevo 2. The archaeological context of these two statues is also identical. The article raises the question of the division of all currently known female figurines made of ivory and based on the Gagarino design scheme into two groups, corresponding to relatively the Khotylevo (pregnant “bowed”) and Gagarino (fat “sitting”) iconographic canons of sculptural female image.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА СО СТОЯНКИ ХОТЫЛЕВО 2: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ»

УДК 902/904, 902.01

DOI: 10.33291/26583828.2018-(1)-1

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

К.Н. ГАВРИЛОВ

Институт археологии РАН, ул. Дмитрия Ульянова, 19, Москва, 117036, Россия Е:шаИ: k_gavrilov.68@mail.ru ОЯСГО: 0000-0003-1072-5358

Г.А. ХЛОПАЧЕВ

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия Е:шаП: gakmae@yandex.ru ОЯСГО: 0000-0001-6649-7038

НОВАЯ ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА СО СТОЯНКИ ХОТЫЛЕВО 2: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

аннотация

В статье анализируются новая целая женская статуэтка из бивня мамонта, найденная в 2016 г. в центральной части пункта В восточно-граветтийской стоянки Хотыле-во 2. Статуэтка является подлинным шедевром фигуративного искусства малых форм эпохи палеолита. Это изображение полусидящей/ склоненной беременной женщины. Скульптура обладает основными морфометрическими признаками фигурок гагаринского типа и, так же как они, построена по гагаринской конструктивной схеме. При этом ей присущи некоторые особенности визуального изображения,

которые выделяют ее из общего ряда статуэток гагаринского типа, сближая только со статуэткой № 1, найденной на стоянке Хотылево 2. Идентичным является также археологический контекст этих двух фигурок. Ставится вопрос о разделении всех известных на данный момент целых, построенных по одной гагаринской конструктивной схеме, женских статуэток из бивня мамонта на две группы, соответствующие условно «хотылевскому» (беременные «склоненные») и «гагаринскому» (тучные «сидящие») иконографическим канонам построения скульптурного женского образа.

Ключевые слова: верхний палеолит, Русская равнина, Восточный граветт, Хотылево 2, женская статуэтка.

K.N. GAVRILOV

Institute of Archaeology Russian Academy of Sciences, Dmitriya Ulyanova Ulitsa, 19, Moscow, 117036, Russia E:mail: k_gavrilov.68@mail.ru ORCID: 0000-0003-1072-5358

G.A. KHLOPACHEV

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) Russian Academy of Sciences, Universitetskaya Naberezhnaya, 3, St. Petersburg, 199034, Russia E:mail: gakmae@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6649-7038

A NEW FEMALE FIGURINE FROM KHOTYLEVO 2 SITE: CANONIC IMAGE AND ARCHAEOLOGICAL CONTEXT

The article is devoted to analysis of a new female statuettes made of mammoth ivory. It was found in 2016 in the central part of the Point B

(Cyrillic) of the Eastern Gravettian site of Khoty-levo 2. The statuette is a true masterpiece of figurative portable art of Palaeolithic. The figure depicts

abstract

a pregnant woman in a semi-sitting/inclined posture. The sculpture has the main morphometric features of the figures of Gagarino type, and is built according to the Gagarino design scheme, as they are. Along with that, it has some features of visual images that distinguish this figure from the number of statues, bringing it together with a figurine № 1 from the Khotylevo 2.

The archaeological context of these two statues is also identical. The article raises the question of the division of all currently known female figurines made of ivory and based on the Gagarino design scheme into two groups, corresponding to relatively the Khotylevo (pregnant "bowed") and Gagarino (fat "sitting") icon-ographic canons of sculptural female image.

Key words: The Upper Paleolithic Age, Russian Plain, Eastern Gravettian, Khotylevo 2, female figurine.

введение

Статуэтки, выполненные в реалистичной манере и передающие образ обнаженной женщины, являются одной из характерных отличительных черт материальной культуры восточно-граветтийских памятников (24-21 тыс. л. н.) на территории центра Русской равнины. Подобные фигурки найдены в первом и втором жилых комплексах стоянки Костенки 1 (верхний слой), старом и новом жилых объектах стоянки Авдеево, на стоянках Зарайская, Гагарино, Хотылево 2. В настоящее время известно всего три десятка скульптурных изображений, которые могут рассматриваться как относительно целиком сохранившиеся [Абрамова 1962; Абрамова 2005, Абрамова 2010; Амирханов и др. 2009; За-мятнин 1935; Хлопачев 1998; Хлопачев 2006; Хло-пачев 2016; Gvozdover 1995].

Недавно серия целых женских статуэток пополнилась еще одной уникальной фигуркой. В 2016 г. в ходе полевых исследований верхнепалеолитического поселения Хотылево 2 на площади северного комплекса пункта В в раскопе В была обнаружена еще одна, шестая на этом памятнике, почти полностью сохранившаяся женская фигурка [Гаврилов, Лев 2017: 42-43]*.

описание статуэтки

Статуэтка обладает несомненными художественными достоинствами и по праву может

быть отнесена к числу шедевров фигуративного искусства малых форм эпохи палеолита.

Миниатюрная скульптура, выполненная из бивня мамонта, изображает в полный рост обнаженную, со зрелыми формами женщину (рис. 1; 2). Небольшая голова фигурки посажена непосредственно на узкие, покатые плечи, чуть наклонена, шея как таковая отсутствует. Массивность нижней части статуэтки подчеркивается широким тазом и большим, выступающим вперед животом. почти полностью сохранившиеся ноги чуть вынесены вперед, бедра соединены, голени расходятся.

Высота фигурки 5,6 см, а наибольшие ширина и толщина, которые приходятся на область таза и живота, соответственно 2,4 и 1,9 см. Голова неправильной шаровидной формы чуть уплощена. По ширине и толщине она одинакова — 1,2 см, в высоту — 0,6 см. Обращенная в сторону груди ее поверхность — конусообразна. Затылочная часть округлая, с небольшой выпуклостью внизу.

Спина фигурки, наклоненная вперед, заметно сужается в направлении плеч, до 1,2 см. Ее выпуклая поверхность плавно переходит в объемы ягодиц и боков, образующих, в свою очередь, спереди объем заметно выступающего живота. Выше, в области грудины, поверхность более уплощенная и в продольном сечении имеет вогнутую форму. Часть живота с расположенными поверх него грудями была утрачена

* Работы на этом памятнике с 1993 г. проводятся Хотылевской археологической экспедицией ИА РАН под руководством К.Н. Гаврилова.

Рис. 1. Женская статуэтка со стоянки Хотылево 2. Бивень мамонта, выс. 5,6 см. 23-21 тыс. л. н. Раскопки К.Н. Гаврилова (ИА РАН), 2016 г. Фото статуэтки в различных ракурсах (a, b, c, d) и ее деталей (e, f, g) Fig. 1. A female figurine from Khotylevo 2 site. Ivory, height 5,6 cm. 23-21 mil. BP. Excavations by K.N. Gavrilov (IA RAS), 2016. The photos of the figurine from several angles (a, b, c, d) and its details (e, f, g)

Рис. 2. Женская статуэтка из бивня мамонта со стоянки Хотылево 2. Раскопки К.Н. Гаврилова, 2016 г. Рисунок А.О. Машезерской

Fig. 2. An ivory female figurine from Khotylevo 2 site. Excavations by K.N. Gavrilov. A drawing by A.O. Mashezerskaya

в древности в результате расслоения бивня по его конусовидной структуре. На фигурке сохранились верхние части правой и левой груди, отделенные друг от друга коротким глубоким прорезом. Можно предположить, что груди были изображены лежащими поверх живота и чуть разведенными в стороны. Руки воспроизведены только в плечах, со стороны спины переданы объемно (рис. 1: а, Ь, с), с помощью уплощения прилегающих к ним участков на боках и животе фигурки. Со стороны груди (рис. 1: d, 0 они обозначены короткими ладьеобразной формы вырезами длиной 0,5 см, шириной 0,2 см и глубиной менее 0,1 см. Несохранившиеся части рук могли быть изображены или поверх груди, или же заведенными под нее. Поверхность нижней части живота хорошо смоделирована и располагается почти под углом 90° к поверхности бедер. В основании живота подчеркнуто объемно изображен лобок (рис. 1: d, g). Он имеет форму

треугольника, обращенного вершиной вниз, с основанием 0,45 см и высотой 0,3 см.

Седалищная часть фигурки — крупная, объемная, копчик не обозначен (рис. 1: a). На нижней части спины, над ягодицами, подчеркнуто выделен жировой валик. Рельефно проработанные ягодицы выполнены двумя отдельными, самостоятельными, расположенными под небольшим углом друг к другу объемами. Между ними смоделирован проем шириной 0,4 см и глубиной 0,4 см. В нижней части этого проема берет начало глубокая вертикальная борозда, отделяющая объемы правого и левого бедер фигурки. Сами бедра изображены плотно сведенными, колени согнуты и сомкнуты, а голени разведены в разные стороны. в целом, ноги статуэтки относительно удлиненные, книзу заметно уменьшающиеся по толщине. На левой ноге сохранилась ступня, чуть уплощенная в нижней части (рис. 1: a-e). Стопа смоделирована только со

стороны пятки, носок не изображен, что делает ее похожей на «копытце». Со стороны спины бедра достаточно условно разделяются линией (рис. 1: а), а с лицевой стороны они проработаны более тонко и объемно, при этом правая нога несколько тоньше левой. Нижняя часть статуэтки: живот, тазовая часть, ноги — смоделирована/ проработана удивительно мастерски. Переход объема ягодиц в объем бедер, а затем в объем голеней передан реалистически точно и пластично (рис. 1: Ь, с, е, g). Особенно выразительно изображен переход задней поверхности бедер в поверхность голеней. поражает анатомически точный реализм передачи почти не поврежденного колена левой ноги размером всего 0,25 см.

Общий объем статуэтки составлен как бы из отдельных частей разных форм, соединенных между собой с большим искусством и таким образом, что, несмотря на тучность изображенной фигуры, она производит впечатление изящной. Очевидно, что во многом оно достигается за счет точно смоделированной седалищной области и удлиненных ног.

Рис. 3. Женская статуэтка со стоянки Костенки 1 (верхний слой). Бивень мамонта, выс. 11,6 см. 23-21 тыс. л. н. Раскопки П.П. Ефименко (МАЭ РАН), 1936 г.

Fig. 3. A female figurine from Kostenki 1 site (upper level). Ivory, height 11,6 cm., 23-21 mil. BP. Excavations by P.P. Efimenko (MAE RAS), 1936

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

приведенное выше описание с полной очевидностью убеждает, что женская хотылевская статуэтка 2016 г. обладает всеми основными морфометрическими признаками, характеризующими гагаринский тип женских палеолитических статуэток по М.Д. Гвоздовер [Гвоздовер 1985]. Так же как и они, хотылевская фигурка отличается от многочисленных статуэток ко-стенковского типа (рис. 3). И костенковские, и гагаринские статуэтки представляют собой изображение переданной во весь рост обнаженной зрелой женщины с животом округлой формы, часто с наибольшим выступанием в нижней части, со склоненной головой. Однако ко-стенковские изображены в положении стоя, их спина прогнута в пояснице, а согнутые в коленях, с плотно сведенными бедрами и разъединенными голенями ноги имеют вертикальное положение. Седалищная часть у них передана своеобразно: она имеет уплощение в области крестца, при этом небольшие ягодицы посажены очень низко. На теле такой статуэтки часто изображены различные украшения.

Новая хотылевская фигурка хоть и повторяет основные признаки статуэток гагаринского типа, все же отличается от их классических образцов, найденных на стоянках Гагарино (статуэтка № 1) (рис. 4) и Хотылево 2 (статуэтка № 3) (рис. 5), — ноги у нее вынесены вперед не столь значительно, она не так сильно наклонена вперед, а сама поза не создает впечатления как бы «собранной в комок» фигурки. Можно предположить, что статуэтка изображает полусидящую или склоненную беременную женщину. Ее спина имеет подтреугольные очертания и наклонена вперед. Композиционным центром скульптурного изображения являются живот и грудь, переданные в едином объеме. толщина и ширина туловища статуэтки близка к его длине. Крупные, широкие ягодицы в виде двух полушарий занимают всю седалищную область. Руки переданы лишь в плече и, по-видимому, сливаются

Рис. 4. Женская статуэтка № 1 со стоянки Гагарино. Бивень мамонта, выс. 5,6 см. 21-19 тыс. л. н. Раскопки С.Н. Замятнина (МАЭ РАН), 1927 г.

Fig. 4. A female figurine № 1 from Gagarino site. Ivory, height 5,6 cm., 21-19 mil. BP. Excavations by S.N. Zamyatnin (MAE RAS), 1927

Рис. 5. Женская статуэтка № 3 со стоянки Хотылево 2. Бивень мамонта, выс. 5,6 см. 23-21 тыс. л. н. Раскопки Ф.М. Заверняева (БГКМ), 1973 г.

Fig. 5. A female figurine № 3 from Khotylevo 2 site. Ivory, height 5,6 cm., 23-21 mil. BP. Excavations by EM. Zavernyaev (Bryansk State United Historical Regional Museum), 1973

Рис. 6. Женская статуэтка № 1 со стоянки Хотылево 2. Бивень мамонта, выс. 12,3 см. 23-21 тыс. л. н. Раскопки Ф.М. Заверняева, 1969 г.

Fig. 6. A female figurine № 1 from Khotylevo 2 site. Ivory, height 12,3 cm., 23-21 mil. BP. Excavations by F.M. Zavernyaev, 1969

с животом. Эти особенности визуального выражения и позы обнаруживают сходство с хоты-левской статуэткой № 1 (рис. 6) и отличают эти две скульптуры от других фигурок гагаринского типа на территории русской равнины.

М.Д. Гвоздовер допускала возможность существования определенного канона в скульптурных изображениях и костенковского, и га-гаринского типов статуэток. Именно канон, по ее мнению, определял «форму груди, живота, седалищной части, наружного контура ног» [Гвоздовер 1985]. В то же время при художественной передаче других частей тела статуэтки (рук, стоп, головы, лицевой части) допускалась большая вариативность и художественная свобода. В случае со статуэткой 2016 г. подобная свобода выражения обнаруживается в изображении заведенных под груди или положенных поверх них рук, реалистически точно переданной анатомии

бедер и голеней, коленей, моделировке единственной сохранившейся стопы.

Особенности формы и структуры бивня мамонта, из которого выполнена фигурка 2016 г., позволили сориентировать ее в объеме целого бивня, определить тип использованной заготовки, а также реконструировать общую конструктивную схему ее изготовления.

Для этой статуэтки была использована объемная заготовка из цельного бивня мамонта небольшого диаметра. Относительно структуры бивня фигурка ориентирована так, что ее голова обращена в сторону проксимального, а ноги в направлении дистального концов бивня. Изготовление фигурки осуществлялось по схеме, которая была применима ко всем известным в настоящее время статуэткам гагагинского типа (рис. 7: 1). Она учитывала две оси симметрии скульптуры — горизонтальную и вертикальную. Для передачи позы

статуэтки важное значение имела горизонтальная ось, проходящая через среднюю часть фигуры, там, где переданы в одном объеме живот, грудь и таз. На этапе обработки концов заготовки была обозначена поверхность спины, располагавшаяся под острым углом к горизонтальной оси, задавался угол между ягодицами и задней поверхностью бедер. вертикальная ось, совпадающая с осью симметрии заготовки, учитывалась мастером лишь при передаче угла между задними поверхностями голеней и бедер скульптуры. Его задавал широкий ^образный вырез на поверхности заготовки со стороны спины фигурки.

Совмещение профильного обвода новой хотылевской статуэтки, приведенного к одному масштабу обводов других статуэток гагаринско-хотылевского типа (рис. 7: 2) таким образом, чтобы совпали воссозданные со стороны спины поверхности заготовок, показало в целом соответствие основных углов, задающих позу фигурок со стороны спины.

таким образом, женская статуэтка 2016 г. и типологически, и с точки зрения конструктивных особенностей построения фигуры, несмотря на некоторое своеобразие, должна быть, с некоторыми оговорками, отнесена к гагарин-скому типу палеолитических скульптур.

условия ЗАЛЕГАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ СЛОЕ

1

2

Рис. 7. Конструктивная схема построения фигуры женской статуэтки гагаринского типа (1); профильные обводы статуэток гагаринского типа (2): сплошная черная линия — статуэтка № 1 со стоянки Гагарино, сплошная красная — статуэтка 2016 г. со стоянки Хотылево 2 Fig. 7. A scheme for constructing a female figurine of Gagarino type (1); and profile contours of Gagarino type figurines (2): the solid black line — the figurine № 1 from Gagarino site, the solid red — the figurine of 2016 from Khotylevo 2 site

важное значение для типологической атрибуции имеют также наблюдения, касающиеся археологического контекста нахождения фигурки в культурном слое стоянки [Гвоздовер 1987].

женская статуэтка 2016 г. была найдена в раскопе в, вскрывшего центральную часть северного комплекса на площади пункта в (рис. 8) верхнепалеолитического поселения Хотылево 2.

Северный комплекс представлял собой расположенные по дуге округлые в плане неглубокие ямы и вкопанные длинные кости мамонта, часть из которых преднамеренно расколота. в непосредственной близости от некоторых ям были зафиксированы черепа мамонтов. С двумя ямами

связаны группы из попарно уложенных лопаток мамонтов. в ямах и вокруг них были зафиксированы скопления охры. С внутренней стороны дуги, вдоль которой расположены ямы, присутствовало обширное скопление костного угля и золы, в южной части которого зафиксирована еще одна яма, возможно в древности использовавшаяся в качестве очага. Археологический материал представлен костными останками животных, предметами из расщепленного кремня, поделками из кости и бивня мамонта, а также костным углем, золой и охрой. Находки 2016 г. обнаружены в прослойке гумусированного суглинка серого цвета, в местах концентрации костного угля и золы.

Рис. 8. План-схема пункта В стоянки Хотылево 2 Fig. 8. The layout of Point B. Khotylevo 2 site

Описываемая женская статуэтка залегала в культурном слое непосредственно на древней дневной поверхности, интенсивно окрашенной охрой, на квадрате А/8' — в положении на спине, с наклоном на правый бок, головой на запад.

после извлечения фигурки из слоя и ее очистки оказалось, что она состоит из нескольких крупных фрагментов: головы с верхней частью торса, нижней части торса с частью бедра правой ноги, верхней части ног, обломанных чуть ниже колен, а также обломков правой и левой ног ниже колен. помимо этого, имеет ряд иных повреждений и утрат разного характера и времени (рис. 1): обломана часть правого колена, правая стопа, а также из-за расслоения бивня, по его естественной структуре, оказалась утрачена наружная часть поверхности фигурки в том месте, где находились груди, помещенные поверх выпуклого живота. Следы характерной черноватой марганцовистой окрашенности на поверхности расслоения указывают, что оно появилось в период нахождения в культурном слое, а значит, является древним. Со стороны спины статуэтка сохранилась лучше — здесь утрачена незначительная часть наружной поверхности в районе верхней части левого бедра.

На части поверхности фигурки сохранились следы окрашенности. С правой стороны выделяется охристая полоска, протянувшаяся от макушки головы до голени правой ноги. это свидетельствует о том, что охра попала в культурный слой уже после того, как в него была помещена статуэтка. В непосредственной близости от нее находилось скопление крупных кремневых пластин и фрагменты костей мамонта, также имевшие охристую окрашенность. К юго-западу от статуэтки была зафиксирована группа преднамеренно уложенных костей мамонта, в которую входила пара лопаток, бивень и позвонок с сохранившимся остистым отростком (рис. 8). под ним залегал черешковый наконечник, вырезанный из бивня. Судя по положению лопаток и бивня мамонта, эта группа костей перекрывала яму, которая образовывала на данном участке поселения с другими объектами культурного

Рис. 9. Двойная женская статуэтка со стоянки Хотылево 2. Мел, выс. 5,8 см. 23-21 тыс. л. н. Раскопки К.Н. Гаврилова, 2009 г.

Fig. 9. A double female figurine from Khotylevo 2 site. Chalk, height 5,8 cm., 23-21 mil. BP. Excavations by K.N. Gavrilov, 2009

слоя единый комплекс. С северной стороны от лопаток была обнаружена крупная трубчатая кость мамонта, вкопанная в грунт.

Особо следует отметить, что в южной части северного комплекса пункта в (рис. 8) рядом с ямой-очагом в 2008 г. была найдена другая (рис. 9), двойная женская статуэтка, вырезанная из куска мела [Гаврилов 2012].

отмеченные выше условия нахождения статуэтки 2016 г. в культурном слое стоянки Хотылево 2 обнаруживают разную степень сходства с археологическим контекстом других найденных на ней антропоморфных статуэток. все они происходят с площади участка верхнепалеолитического поселения Хотылево 2, исследованного Ф.М. Заверняе-вым с 1969 по 1975 г. (раскопы № 1-14) [Заверняев, 2000] и получившего название «пункт А». Он имел площадь более 680 м2, на которой располагались несколько комплексов (рис. 10) из разных, плани-графически связанных между собой археологических объектов [Гаврилов 2008: 16-35].

Практически все находки женских и иных антропоморфных фигурок, а также их фрагментов происходят из раскопок комплексов № 1, 3 и 4.

Комплекс № 1 (рис. 11) располагался к востоку от «зольника» № 2 и примыкал к его «коридору». Центр комплекса представлял собой круглую в плане площадку диаметром около 4 м. Границы этой площадки очерчивали вбитые/вкопанные трубчатые кости мамонта, располагавшиеся вокруг очага № 1. периферия комплекса определялась скоплениями костей, костного угля и ямами различных размеров. Именно из этого комплекса происходят хоты-левская статуэтка № 1 (по Ф.М. Заверняеву), головка женской статуэтки с изображением «прически» и фрагмент ножки. Статуэтка № 1 залегала на поверхности культурного слоя лицом вверх и была ориентирована головой на северо-восток [Заверняев 1978]. Ее местоположение связано с границей площадки, обозначенной вертикально стоящими костями

Рис. 10. План-схема археологических комплексов пункта А стоянки Хотылево 2, раскопы № 1-11

Fig. 10. The layout of archaeological complexes. Point A of Khotylevo 2 site, excavations № 1-11

мамонта и преднамеренно уложенными костными остатками этого же животного, располагавшимися по периферии первого комплекса. Головка с «прической» и фрагмент ножки были обнаружены к северу от очага № 1, за пределами границы, обозначенной вертикальными костями. Однако эта площадь планиграфически является частью первого комплекса, так как здесь присутствовало скопление костного угля и золы, которое может рассматриваться в качестве зоны эвакуации материала из очага № 1. Фрагмент ножки находился у самого края этого скопления, а голова с «прической» — непосредственно в углисто-золистой массе.

Комплекс № 3 (рис. 12) находился к западу от «зольника» № 2 и к северу от комплекса № 2. Его центр альная часть очерчив алась р асположенны -ми по кругу вбитыми костями мамонтов. В центре площадки была зафиксирована линза охры. по периферии комплекса располагались различные ямы и ямки. К его южному краю примыкала весьма выразительная группа специально отобранных костей, которые перекрывали очаг № 6. На площади комплекса было сосредоточено наибольшее количество произведений искусства, в том числе и антропоморфной скульптуры. Все изделия располагались по краю площадки, обозначенной вертикально стоящими костями.

женская статуэтка № 3 (по Ф.М. Заверняеву) гагаринского типа залегала вместе с мужской фигуркой № 5 в яме 16 (раскоп № 7, кв. 16-17), в метре к востоку от скопления минеральной краски. У юго-восточного края площадки, на площади квадрата 6 раскопа № 6, была найдена схематичная женская статуэтка № 4. Наконец, в раскопе № 7, на площади квадрата 10, в яме 9 залегала схематичная антропоморфная фигурка № 6, которая производит впечатление незавершенной.

Комплекс № 4 (рис. 13) не имел замкнутой границы. Его площадка была окаймлена группой вбитых костей, примыкавшей непосредственно к восточному краю комплекса № 2, образовывая дугу вокруг очага № 2. Вбитые кости располагались также к югу от очага № 2 и находились на одной линии, соединяющей этот очаг и остатки вкопанного черепа, погребенные под «зольником» № 1. Очевидно, это остатки комплекса, который существовал до образования «зольника» [Гаврилов 1998]. В комплексе № 4 найдены

Рис. 11. План-схема комплекса № 1 пункта В стоянки Хотылево 2

Fig. 11. The layout of complex № 1. Point B of Khotylevo 2 site

две фигурки: реалистичная женская статуэтка № 2 (по Ф.М. Заверняеву) и схематичная бико-ническая фигурка. Оба предмета располагались в непосредственной близости от очага № 2, у его северо-восточного края, в раскопе № 5, на площади квадратов 28 и 27 соответственно.

приведенные выше обзор археологического контекста антропоморфных изображений на Хо-тылевском поселении позволяет сделать вывод, что женская статуэтка 2016 г. имела те же условия нахождения в культурном слое, что и хоты-левская женская статуэтка № 1. И именно эти

Рис. 12. План-схема комплекса № 3 пункта В стоянки Хотылево 2

Fig. 12. The layout of complex № 3. Point B of Khotylevo 2 site

Рис. 13. План-схема комплекса № 4 пункта В стоянки Хотылево 2

Fig. 13. The layout of complex № 4. Point B of Khotylevo 2 site

скульптуры демонстрируют схожие особенности в характере визуального выражения женского образа — прежде всего идентичность позы. Положение их тела принципиально отлично от поз, характерных как для статуэток костенковского

типа, так и для эталонных образчиков скульптур гагаринского типа — фигурки № 3 со стоянки Хо-тылево 2 и фигурки № 1 со стоянки Гагарино.

Таким образом, женская хотылевская статуэтка 2016 г. существенно восполняет наши

представления о гагаринском типе женских гра-веттийских статуэток, а также позволяет ставить вопрос о разделении всех известных на данный момент целых, построенных по одной гагарин-ской конструктивной схеме, женских статуэток из бивня мамонта Хотылевской стоянки на две группы, соответствующие условно «хотылев-скому» (беременные «склоненные») и «гагарин-скому» (тучные «сидящие») иконографическим канонам построения скульптурного женского

Абрамова 1962. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. — М.; Л.: Наука, 1962. — 86 с. (Свод археологических источников. Вып. А4-03).

Абрамова 2005. Абрамова З.А. Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. — СПб.: Европейский дом, 2005. — 352 с.

Абрамова 2010. Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010. — 304 с.

Амирханов и др. 2009. Амирханов Х.А., Ахметгале-ева Н.Б., Бужилова А.П., Бурова Н.Д., Лев С.Ю., Мащенко Е.Н. Исследования палеолита в Зарайске 1999-2005. — М.: Палеограф, 2009. — 466 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гаврилов 1998. Гаврилов К.Н. Структура Хотылев-ского верхнепалеолитического поселения // Восточный граветт. — М.: Научный мир, 1998. — С. 177-190.

Гаврилов 2008. Гаврилов К.Н. Верхнепалеолитическая стоянка Хотылево 2. — М.: Таус, 2008. — 256 с.

Гаврилов 2012. Гаврилов К.Н. Двойная статуэтка из раскопок стоянки Хотылёво 2: контекст, иконография, композиция // Stratum Plus. — 2012. — № 1. — С. 279-292.

Гаврилов, Лев 2017. Гаврилов К.Н., Лев С.Ю. Палеолитическая Даная: шедевр из раскопок Хотылёво 2, 2016 г. // КСИА. — 2017. — Вып. 249. — С. 42-49.

Гвоздовер 1985. Гвоздовер М.Д. Типология женских статуэток костенковской палеолитической культуры // Вопросы антропологии. — 1985. — Вып. 75. — С. 27-66.

Гвоздовер 1987. Гвоздовер М.Д. Археологический контекст женских статуэток костенковской верх-

образа. Статуэтка из Хотылево 2, изображающая тучную «сидящую» женщину, кроме того, имеет близкую аналогию в виде глиняной «сидящей» фигурки, найденной в Южной Моравии при раскопках стоянки Павлов I [Абрамова 2010: 215, кат. 102,4], и может рассматриваться как более позднее проявление условного «павловского» (одного из «павловских») иконографического типа/типов женской скульптуры восточного граветта.

непалеолитической культуры // Проблемы интерпретации археологических источников. — Орджоникидзе: Изд-во Северо-Осетинского гос. ун-та, 1987. — С. 18-33.

Заверняев 1978. Заверняев Ф.М. Антропоморфная скульптура Хотылевской верхнепалеолитической стоянки // СА. — 1978. — № 4. — С. 145-161.

Заверняев 2000. Заверняев Ф.М. Остатки жилищно-бытового и хозяйственного комплексов на Хоты-левской верхнепалеолитической стоянке // РА. — 2000. — № 3 — С. 69-87.

Замятнин 1935. Замятнин С.Н. Раскопки у села Гагарина (Верховья Дона, ЦЧО) // Палеолит СССР. Материалы по истории дородового общества. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. — С. 26-77. (Известия ГАИМК. Вып. 118).

Хлопачев 1998. Хлопачев Г.А. Два подхода к построению фигуры женских статуэток на восточно-граветтийских стоянках Русской равнины // Восточный граветт. — М.: Научный мир, 1998. — С. 226-233.

Хлопачев 2006. Хлопачев Г.А. Бивневые индустрии верхнего палеолита Восточной Европы. — СПб.: Наука, 2006. — 262 с.

Хлопачев 2016. Хлопачев Г.А. Образы, символы, знаки верхнего палеолита: древности археологического собрания МАЭ // Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. — СПб.: Экстрапринт, 2016. — С. 48-65.

Gvozdover 1995. Gvozdover. M. Art of the Mammoth Hunters: the Finds from Avdeevo. — Oxford: Oxbow Books, 1995. — 186 p. (Oxbow Monograph. Book 49).

список литературы

REFERENCES

Abramova, Z.A., Paleoliticheskoe iskusstvo na territorii SSSR [The Paleolithic Art on the Territory of the USSR], Svod arkheologicheskikh istochnikov, Moscow-Leningrad: Nauka, 1962, vol. A4-03, 85 p., (in Russian).

Abramova, Z.A., Zhivotnoe i chelovek v paleoliticheskom iskusstve Evropy [Animal and Man in the Paleolithic Art of Europe], St. Petersburg: Evropeiskii dom, 2005, 352 p., (in Russian).

Abramova, Z.A., Drevneishii obraz cheloveka. Katalog po materialam paleoliticheskogo iskusstva Evropy [The Earliest Image of Man. Catalog Based on the Materials of the Paleolithic Art of Europe], St. Petersburg: Peter-burgskoe Vostokovedenie, 2010, 304 p., (in Russian).

Amirkhanov, Kh.A., Akhmetgaleeva, N.B., Buzhilova, A.P., Burova, N.D., Lev, S.Iu., Mashchenko, E.N., Issle-dovaniia paleolita v Zaraiske 1999-2005 [Paleolithic in Zaraysk 1999-2005], Moscow: Paleograf, 2009, 466 p., (in Russian).

Gavrilov, K.N., Struktura Khotylevskogo verkhnepaleo-liticheskogo poseleniia [Structure of the Upper Paleolithic Settlement Khotylevo 2], in: Vostochnyi gravett, Moscow: Nauchnyi mir, 1998, pp. 177-190, (in Russian).

Gavrilov, K.N., Verkhnepaleoliticheskaia stoianka Khotylevo 2 [The Upper Paleolithic Settlement Khotylevo 2], Moscow: Taus, 2008, 256 p., (in Russian).

Gavrilov, K.N., Dvoinaia statuetka iz raskopok stoianki Khotylevo 2: kontekst, ikonografiia, kompozitsiia [Double Figurine from the Excavations of the Settlement Khotylevo 2: Context, Iconography, Composition], Stratum plus, 2012, no. 1, pp. 279-292, (in Russian).

Gavrilov, K.N., Lev, S.Iu., Paleoliticheskaia Danaia: she-devr iz raskopok Khotylevo 2, 2016 g. [Paleolithic Danae: a Masterpiece from the 2016 Excavations at Khotylevo 2], Kratkie soobshcheniia Instituta arkhe-ologii, 2017, vol. 249, pp. 42-49, (in Russian).

Gvozdover, M.D., Tipologiia zhenskikh statuetok kostenk-ovskoi paleoliticheskoi kul'tury [Typology of Female Figurines of the Kostenki Paleolithic Culture], Voprosy antropologii, 1985, vol. 75, pp. 27-66, (in Russian).

Gvozdover, M.D., Arkheologicheskii kontekst zhen-skikh statuetok kostenkovskoi verkhnepaleoliticheskoi kul'tury [Archaeological Context of Female Figurines of the Kostenki Upper Paleolithic Culture], in: Problemy interpretatsii arkheologicheskikh istochnikov, Ordzhoni-

kidze: Izdatel'stvo Severo-Osetinskogo Gosudarstven-nogo Universiteta, 1987, pp. 18-33, (in Russian).

Gvozdover, M.D., Art of the Mammoth Hunters: the Finds from Avdeevo. Oxford: Oxbow Books, 1995. 186 p. (Oxbow Monograph. Book 49).

Khlopachev, G.A., Dva podkhoda k postroeniiu figury zhenskikh statuetok na vostochno-gravettiiskikh stoi-ankakh Russkoi ravniny [Two Approaches to Forming the Shapes of Female Figurines from the Eastern Gravettian Sites of the Russian Plain], in: Vostochnyi gravett, Moscow: Nauchnyi mir, 1998, pp. 226-233, (in Russian).

Khlopachev, G.A., Bivnevye industrii verkhnego paleolita Vostochnoi Evropy [Tusk Industry of the Upper Paleolithic of Eastern Europe], St. Petersburg: Nauka, 2006, 262 p., (in Russian).

Khlopachev, G.A. (ed.), Verkhnii paleolit: obrazy, sim-voly, znaki. Katalog predmetov iskusstva malykh form i unikal'nykh nakhodok verkhnego paleolita iz arkheolog-icheskogo sobraniia MAE RAN [The Upper Paleolithic: Images, Symbols, Signs. Catalogue of Art Objects of Small Forms and Nnique Finds of the Upper Paleolithic from the MAE RAS Archaeological Collection], St. Petersburg: Ekstraprint, 2016, 384 p., (in Russian).

Zaverniaev, F.M., Antropomorfnaia skul'ptura Khoty-levskoi verkhnepaleoliticheskoi stoianki [Anthropomorphous Sculpture of the Upper Paleolithic Site of Khotylevo], Sovetskaia arkheologiia, 1978, no. 4, pp. 145-161, (in Russian).

Zaverniaev, F.M., Ostatki zhilishchno-bytovogo i khoziaist-vennogo kompleksov na Khotylevskoi verkhnepaleoliticheskoi stoianke [The Remains of Dwelling and Household Assemblage at the Upper Paleolithic Site of Khotylevo], Rossiiskaia arkheologiia, 2000, no. 3 pp. 69-87, (in Russian).

Zamiatnin, S.N., Raskopki u sela Gagarina (verkhov'ia Dona, Tsentral'no-Chernozemnaia oblast') [Excavations near the village of Gagarino (the Upper Don, Central Black Earth Region)], in: Paleolit SSSR: Ma-terialy po istorii dorodovogo obshchestva [The Paleolithic of the USSR: Materials on the History of the Pre-tribal Society], Izvestiia Gosudarstvennoi Akademii istorii material'noi kul'tury imeni N.Ia. Marra, 1935, vol. 118, pp. 26-77, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.