Научная статья на тему 'Новая востребованность инженеров в России и престижность технического образования'

Новая востребованность инженеров в России и престижность технического образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженер / престижность профессии / техническое образование / гуманитарное образование / условия для развития науки. / engineer prestige of the profession / technical education / arts education / the conditions for the development of science.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая востребованность инженеров в России и престижность технического образования»

Романович Н.А.

д.соц.н., профессор РАНХиГС (Воронежский филиал), ген. директор Института общественного мнения

«Квалитас», г. Воронеж

nelly@qualitas.ru

НОВАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ В РОССИИ И ПРЕСТИЖНОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: инженер, престижность профессии, техническое образование, гуманитарное образование, условия для развития науки.

Keywords: engineer prestige of the profession, technical education, arts education, the conditions for the development of science.

В первой половине прошлого столетия в царской России и в СССР инженеров было чрезвычайно мало, и ценились они на вес золота. Во второй половине прошлого столетия инженеров было много, и ценились они на вес макулатуры. В первой половине текущего столетия проблема хороших инженеров стала камнем преткновения на пути к развитию новых технологий. Низкий престиж профессии инженера отражается на уровне образования школьников, поступающих в технические вузы. Менеджеров, юристов и экономистов много, но не на них сейчас возлагаются главные надежды. Как-то Владислав Сурков сказал, что теперь наша идеология - это технология, что главная фигура в модернизации нынешней экономики - это инженер.

Чтобы поток инженеров в технические вузы возрос, необходимо, чтобы эта профессия считалась престижной. Насколько сегодня престижна профессия инженера? Для выявления ответов на этот вопрос и другие вопросы, связанные с профессией инженера, в Воронеже весной 2016 года было проведено социологическое исследование (опрошено методом личного интервью 613 человек по репрезентативной для городского населения выборке).

На вопрос: «Как Вы считаете, на сегодняшний день профессия инженера считается престижной или непрестижной?», - были получены неоднозначные ответы.

Оказалось, что на сегодняшний день профессия инженера скорее непрестижна (49%), чем престижна (47%). Особенно часто подчеркивают её непрестижность люди преклонного возраста (74%). Видимо, шлейф пренебрежительного отношения к инженерам, которых во множестве штамповали ещё советские вузы, не изжит в памяти сегодняшних пенсионеров. Но незаметно для стариков ситуация начинает меняться. В глазах молодежи престижность инженерной профессии составляет 54%, а в самом трудоспособном возрасте - 58% (30-49 лет). Состоятельные люди чаще, чем бедные (58/15) соглашаются с тем, что быть инженером престижно, а значит, смогут повлиять на выбор соответствующей профессии своими детьми.

Есть мнение, что в технические вузы сегодня делается набор «по остаточному принципу», то есть принимают тех, кто не смог поступить в экономические и гуманитарные вузы. Ответы на следующий вопрос дают представление о том, насколько справедлива подобная гипотеза.

«Кто, по Вашему мнению, сегодня чаще поступает в технические вузы?»

• Чаще студенты с хорошей подготовкой и желанием получить специальность инженера - 15%.

• Чаще те, кто не смог поступить в другие, в основном гуманитарные, вузы - 14%.

• В равной степени есть и те и другие - 63%.

• Затрудняюсь ответить - 7%.

С каким уровнем подготовки сегодняшние абитуриенты идут в технические вузы? Лет пять назад был подсчитан средний балл по ЕГЭ людей, поступавших в разные вузы страны. Оказалось, что лучшие инженерные вузы (в том числе и известная Бауманка) находятся где-то в середине второй полусотни и они отстают от экономических, юридических на десяток баллов. Получается, что за профессией инженера выстраиваются в очередь те, кому не светит поступление в гуманитарные и экономические вузы. Догадывается ли об этом население?

Если и догадываются, то лишь некоторые: 14% опрошенных полагают, что технические вузы выбирают те, кто не смог поступить в другие, более престижные. Чем старше и беднее респонденты, тем чаще они так думают. Среди самых бедных число сторонников такого мнения возрастает до 26%.

А кто-то (15%), напротив, полагает, что для поступления в технический вуз необходима хорошая подготовка и твердое желание быть инженером, а не кем-то другим. Чаще так думает молодежь (18%). По мере повышения уровня образования число сторонников такого мнения возрастает от 9% до 19%. Если число сторонников этого мнения будет продолжать расти среди молодежи, то получится то, что социологи называют «самосбывающимся прогнозом», то есть для получения профессии инженера школьников действительно станут хорошо и серьезно готовить.

Но большинство горожан думают, что в технических вузах хватает и тех, и других (63%). И тех, кто пошел туда от безысходности, не надеясь с низкими баллами поступить в престижный вуз. И тех, кто действительно желает освоить профессию инженера.

Кроме того, воронежцам было предложено сделать прогноз на ближайшие годы: «Как Вы считаете, будет ли профессия инженера востребована в России в ближайшие 5-10 лет?».

Оказалось, что подавляющее большинство воронежцев (83%) в той или иной степени уверены, что профессия инженера в России будет востребована в ближайшем будущем. Среди богатых людей такая уверенность возрастает до 91%, среди бедных - снижается до 44%. Не исключено влияние состоятельных респондентов на выбор профессии своего потомства. Возможно, в ближайшие годы мы увидим повышение конкурса в технические вузы.

Лишь 14% горожан считают, что профессия инженера не будет востребована в ближайшей перспективе. Чаще всего это мнение бедных (48%) и пожилых (19%) людей.

Собственно, профессия инженера уже востребована сегодня, но инертное общественное мнение внутри страны ещё не вполне усвоило эту мысль, тогда как за рубежом уже вовсю используют наш интеллектуальный технический потенциал. О причинах такого использования вице-президент Соединенных Штатов Джозеф Баден обмолвился просто: «потому, что в России самые лучшие в мире инженеры»1. А президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко обрисовал ситуацию в деталях: «Для нас Россия является партнером номер один, когда речь идет о бизнесе, связанном с использованием труда ученых, инженеров или программистов за пределами компании Boeing... Мы реализовали такое большое количество научных проектов в России исключительно потому, что нашли здесь партнеров, владеющих большим опытом, чем в США. Мы решили бы эту задачу и без России, но процесс занял бы намного больше времени... У России есть преимущество: в мире мало стран, которые знают, как строить самолеты и ракеты»2.

Родители будущих абитуриентов играют не последнюю роль при выборе ими своей будущей профессии. Поэтому следующий вопрос был обращен непосредственно к родителям: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок стал инженером?».

• Да - 29%,

• Скорее да - 29%,

• Скорее нет - 16%,

• Нет - 17%,

• Затрудняюсь ответить - 10%.

Согласно результатам опроса, большинство воронежцев хотели бы, чтобы их дети (или внуки) приобрели профессию инженера (58%). В целом не желают подобной будущности своему потомству 33% опрошенных. Среди тех, у кого есть дети до 18 лет, такое нежелание собирает в свои ряды чуть больше сторонников (39%). В то же время 55% горожан с несовершеннолетними детьми вполне удовольствуются профессией инженера для своих детей. Значит, можно ожидать в ближайшие годы пополнение рядов российских инженеров.

Озаботились притоком новых кадров российские крупные корпорации, и в 2015 году был проведен Всероссийский инженерный конкурс, организованный Министерством образования и науки РФ и государственной корпорацией «Росатом» (при участии таких крупных отечественных компаний, как РОСНАНО, «Вертолёты России», РЖД, ОАК и других). «Сегодня многие отрасли хозяйства подошли к такому рубежу, что без своих инженеров, без своих разработок серьёзного движения вперёд быть не может. Очень здорово, что сегодня корпорации это не только осознают, но и занимаются конкретной подготовкой кадров», - заявила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. А министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов подчеркнул, что востребованность инженерного образования среди российской молодёжи увеличивается, и подобные конкурсы дают возможность студенту, будущему инженеру, проявить свой талант.

Другой вопрос - вправе ли родители влиять на выбор профессии своего потомства? Об этом мы поинтересовались у воронежцев в ноябре 2009 года: «Как Вы считаете, должны ли родители влиять на выбор профессии детей?». Тогда мы получили ответы: «должны только советовать» - 72%, «должны и достаточно настойчиво» - 15%, «нет, не должны» - 13%. Но на деле, выбирая свою профессию, только 14% воронежцев прислушались к совету своих родителей3.

Акценты на развитии гуманитарного или же технического образования предопределяются, прежде всего, характером эпохи. Под самим словом «образование» в разные века понимались разные вещи. Например, в Романе Джейн Остен, в начале XIX века в Англии образованность характеризуется в следующих выражениях: «А какая образованность в подобном возрасте! Она играет на фортепьяно не хуже подлинных музыкантов.. Все молодые леди образованные - они рисуют пейзажи, раскрашивают экраны и вяжут кошельки»4. Такое представление об образовании, безусловно, шокирует людей XXI века. И шокирует не столько потому, что перечисленные занятия сегодня не в почете, сколько потому, что под образованием тогда имелось в виду нечто совершенно другое, чем сегодня. Три века назад под образованием подразумевалась не столько сумма знаний, сколько сумма навыков. И конечно, образование женщины носило исключительно гуманитарный характер. Об этом свидетельствует вердикт мистера Дарси: «Женщина, заслуживающая названия образованной, должна быть хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам». Все перечисленные навыки существуют в качестве учебных предметов и в современной школе (разве

1 http://expert.ru/2011/03/16/nzhener—eto-zvuchit-gordo

2 Там же.

3 Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по городу Воронежу № 2009-11. - http://www.qualitas.ru/ ru/publications/bulletin

4 Austen J. Pride and Prejudice. - Moscow: Jupitre-inter, 2009. - P. 38.

что танцы - факультативно). Все они имеют гуманитарное направление, но сегодня они не предназначены только для девочек. Все ученики - и девочки и мальчики - с той или иной степенью успешности осваивают эти предметы. Но кроме названных предметов школьники сегодня осваивают азы естественных и технических наук, которые априори относились к сфере мужских интересов. Проявляется ли в реалиях школьного обучения так называемая естественная склонность девочек к гуманитарным наукам, а мальчиков - к техническим? И вообще, какие предметы предпочитают школьники?

На эти и другие вопросы ответило социологическое исследование, проведенное Институтом общественного мнения «Квалитас» в ноябре 2013 года (опрошено 603 жителей города Воронежа, выборка репрезентативна для населения старше 18 лет по полу, возрасту и образованию)1.

На вопрос, обращенный к жителям Воронежа: «Во время учебы в школе к какой группе школьных предметов Вы проявляли наибольший интерес и склонность?», - были получены следующие ответы:

• Математические (математика, алгебра, геометрия, информатика) - 34%;

• Естественно-научные (география, биология, химия, физика, астрономия) - 15%;

• Гуманитарные (история, обществознание, основы религиозных культур и светской этики) и Филологические (русский язык, литература, иностранный язык) - 39%;

• Другие: Трудовое обучение (технология), Физкультура, Искусство в школе (пение, рисование) - 8%;

• Никакие - 1%;

• Затрудняюсь ответить - 3%.

По свидетельству опрошенных, во время учебы в школе наибольший интерес вызывали гуманитарные предметы (39%), на втором месте - математические (34%), а на третьем - естественно-научные (15%). Менее всего пользовались популярностью те предметы, которые способствовали развитию трудовых навыков, физического здоровья, любви к искусству (8%). Иными словами, труд, физкультура, пение и рисование - тренинг тела и души - это все редко встречалось в приоритетах школьников. А всего лишь несколько столетий назад девушка из благородного общества считалась хорошо образованной, если умела музицировать и рисовать. А сегодня интеллект вышел на первое место в качестве критерия образованности.

На этот вопрос отвечали и те респонденты, которые недавно окончили школу, и те респонденты, которые, будучи на пенсии, с умилением вспоминают далекие школьные годы. Но значимых различий среди них по поводу предпочтения тех или иных предметов не наблюдается. Зато есть различия между мужской и женской половиной населения. Женщины проявляли склонность к гуманитарным предметам чаще мужчин (46/29), а мужчины интересовались математическими (36/32) и естественнонаучными (18/13) дисциплинами чаще женщин. Лишь немногие опрошенные (1%) заявили, что не испытывали ни малейшей склонности к каким-либо предметам, мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Итак, женщины действительно уже со школьной скамьи более тяготеют к гуманитарным наукам, чем мужчины. А мужчины, как правило, к техническим и естественным наукам, хотя эти приоритеты не очень ярко выражены. Количество исключений из этого «правила» более 50%. А значит, это не правило, а лишь некоторая вероятность распределения предпочтений по гендерному признаку, которая невелика, но все же существует.

Размышления респондентов о причинах предпочтения ими того или другого предмета в процессе школьного обучения выглядели следующим образом:

«Какова основная причина, по которой вы предпочитали этот школьный предмет?»

• Склонность к данной группе наук/интересный предмет - 57%;

• Профессиональные качества педагога - 26%;

• Личные качества педагога - 11%;

• Затрудняюсь ответить - 6%.

Главная причина любви к тем или иным предметам - это склонность к данной науке (57%). Фактически такой ответ ничего не объясняет. Нравится предмет, потому что ... нравится. Нравится предмет, потому что он интересный. Но этот предмет может быть интересным для одних школьников и совершенно не интересным для других. То есть такое объяснение иррационально, оно основывается на эмоциях, в которых сам человек порой не в силах толком разобраться. Особенно часто такой ответ давали мужчины (62%).

А вот девушек скорее могли увлечь любовью к предмету хорошие педагоги. Если профессиональные качества педагога зажгли в сердцах 26% школьников (в среднем по городу) любовь к соответствующему предмету, то среди женщин это число возрастает до 31%, а среди мужчин падает до 19%.

Кроме профессиональных знаний педагог может обладать харизматическими данными, просто может быть яркой личностью - такой, что хочется ему подражать. Ведь для детей очень естественно выбирать себе образец для подражания, желание подражать авторитетным взрослым - важный элемент социализации личности. Таких примеров оказалось не очень много, но по крайней мере каждый десятый (11%) опрошенный может назвать педагога, личные качества которого способствовали приобретению интереса к преподаваемому им предмету.

Можно видеть, что рефлексия респондентов по поводу причин своих предпочтений тех или иных школьных предметов, в целом не проясняет картину - почему ученики предпочитают гуманитарные предметы? А эта картина меняется из века в век. Возьмем хотя бы последнее столетие. Известно, что в дореволюционной России естественные науки уступали место гуманитарным. В советское время, напротив, предпочтение отдавалось естественным наукам

1 Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по городу Воронежу № 2013-11. -га/ги/риЪНсайош/ЬиИеПп

С. 15-18. - Шр^/ммм^иаШаз.

(физике, химии, астрономии и т.п.). А сегодня естественные науки в приоритетах населения снова ушли на задний план, а вперед шагнули гуманитарные. С чем это связано? Возможно, с политикой государства и теми условиями, которые созданы для развития науки.

Рассмотрим ответы на вопрос: «Как вы считаете, в какие годы в России /Советском Союзе были созданы наилучшие условия для развития науки?»

• до 1917 года - 3%:

• 20-30-е годы 20 века - 2%;

• 40-50-е годы 20 века - 54%;

• вторая половина 80-90-е годы 20 века - 8%;

• с 2000 года по наши дни - 13%;

• затрудняюсь ответить - 14%.

Хотя только 3% воронежцев отметили царскую Россию как удобную платформу для развития науки, историки науки пишут о достаточно высоком уровне науки в стране до 1917 года: «Российская империя в конце XIX - начале XX в. переживала период научно-технического прогресса и имела достаточно развитую сеть высших учебных заведений. Российская высшая школа в то время характеризовалась высоким образовательным уровнем. Достаточно вспомнить только двух выдающихся выпускников технических вузов, которые получили всемирную известность, работая в США - И. Сикорского и В. Зворыкина»1.

В послереволюционной России, по мнению населения, было не до науки, поэтому реже всего респонденты (2%) отмечали период 20-30 гг. XX века. Но большевики понимали, что нужна индустриализация для того, чтобы преодолеть общее и технологическое отставание разоренной гражданской войной страны. Поэтому призыв В.И. Ленина на III съезде комсомола: «Учиться, учиться, и еще раз учиться!» был услышан. В учебном плане, рекомендованном Наркомпросом РСФСР в 1920-1921 учебном году, констатируется: «Заметно возрос (по сравнению со старыми учебными планами) объем учебного времени, отводимого на изучение математики и предметов природоведческого цикла»2. Можно отметить, что по сравнению с дореволюционным учебным планом (принятым в гимназиях), учебный план, рекомендованный советской властью, показывал, что большевики отдавали предпочтение математике и естественным наукам. В этом проявилась их вера в науку и желание развивать научное образование в школе. В этом же проявилось и их понимание того, что математическое и естественнонаучное образование в школе - фундамент развития инженерного образования в стране.

40-50-е годы XX века считают хорошим периодом для развития науки только 6% опрошенных. Между тем Вторая мировая война поневоле явилась мощным стимулом развития военной промышленности и индустрии. Осознанная потребность в создании и производстве атомного и термоядерного оружия, развитии реактивной авиации и ракетной техники, строительстве атомного подводного флота привела советское руководство к выводу о необходимости ускоренного развития науки и военной промышленности. Реализовать эти планы можно было только при наличии ученых и специалистов очень высокого уровня. Если в довоенном этапе в научном развитии СССР был сделан акцент на формировании и росте профессионального технического образования для нужд индустриализации, то в послевоенный период акцент был поставлен на создании элитного технического образования для нужд оборонной и космической промышленности. Ученые отмечали: «Выдающимся социальным изобретением послевоенного советского периода стало создание образовательной системы физтеха (МФТИ), оставившей исторический след в развитии не только военно-промышленного комплекса, для подготовки специалистов которого она первоначально и создавалась, но и всей системы образования, науки, промышленности»3.

Наилучшие условия для развития науки, по мнению большинства населения (54%), были созданы в Советском Союзе в период 60-х - первой половине 80-х годов XX века. Это был послевоенный период, когда страна-победительница, уже залечившая свои раны и вдохнувшая свободу после сталинских репрессий, совершила прорыв в освоении космоса и соревновалась с западными державами в технических и научных достижениях. Полет первого человека -Юрия Гагарина - в открытый космос навсегда останется предметом гордости нашей страны. Советские вузы стали инструментами для достижения стратегических целей советской власти - индустриализации страны. Доминирование инженерного образования являлось отличительной чертой советской высшей школы, создание технических вузов и подготовка специалистов были частью государственной политики. Техника воспринималась как главное средство решения всех проблем, к ней воспитывалось восторженное и почтительное отношение.

Однако при этом в СССР не связывали развитие науки с проблемой экономической конкурентоспособности и получения прибыли. Советские коммунисты, будучи носителями антибуржуазного мировоззрения, избрали не буржуазную мотивацию для индустриального развития России. По их мнению, строить фабрики и заводы нужно было не для личного обогащения, а для выполнения великой общественной цели — построения коммунистического общества.

Вторая половина 80-х - 90-е годы XX века прошли в стране под знаменем «перестройки», идея построения всемирного «царства» коммунизма была отвергнута, и для науки, как и для прочих сфер деятельности в стране, наступили тяжелые времена. Не случайно китайцы желают своим врагам жить в «эпоху перемен» - перемена идеологических основ Советского Союза вызвала его крах. Были разрушены традиционные методы воспроизводства научных кадров, прервалась преемственность между советской и постсоветской наукой, резко усилился отток «научных мозгов» за рубеж. Толь-

1 Стражев В.И. Образование и наука в современном обществе - Минск: БГУ, 2004. - С. 41-42.

2 Стражев В.И. Пять реформ советской школы // Alma mater (Вестник высшей школы). - М., 2005. - № 5. - С. 6.

3 Смирнов Е. Станет ли Россия высокотехнологичной страной? // Alma mater (Вестник высшей школы). - М., 2003. - № 1. -

С. 34.

ко 8% воронежцев считают, что этот период был благоприятен для развития науки в стране. Возможно, они имеют в виду тот воздух свободы, который вдохнули ученые после падения диктата коммунистической идеологии. В науке, как и везде, залогом творчества является свобода. Но желанная свобода была сопряжена с безденежьем и нищетой, поставила ученых перед необходимостью учиться зарабатывать себе на жизнь.

Период с 2000 года по наши дни оценивают как хороший для развития науки 13% воронежцев. Таким образом, по мнению населения, сегодня российская наука чувствует себя хуже, чем в 60-80-е годы (54%), но лучше, чем во все прочие периоды жизни страны (от 2 до 8%). Сегодня руководители страны говорят о науке и научных исследованиях как о фундаменте инновационного развития и экономического процветания. Приходит понимание, что экономическое процветание и конкурентоспособность — не менее важные вещи, чем обороноспособность и военные технологии, поэтому жизненно важно придать новый импульс развитию науки в России. Научно-технический прогресс, который поддерживался советскими коммунистами для индустриализации страны и военного соперничества с коалицией стран Запада, сегодня вновь востребован. Но уже с целью развития наукоемкой экономики.

Итак, можно предположить, что потребность страны в наукоемкой экономике и провозглашенный курс на технические инновации вновь вызовет в учащихся подъем интереса к техническим и естественным наукам, которые сегодня отодвинуты на второй план. Правда, этому может помешать реформа школьного образования, которая предполагает выбор предмета изучения по интересам, а интерес обычно вызывают более легкие предметы, которые не требуют большого труда для их усвоения. Каждое время диктует свою моду. Мода распространяется не только на одежду, но и на характер образования. Если государство инициирует возвращение моды на техническое образование и предоставит его обладателям высокооплачиваемые рабочие места, то нас ждет новый виток увлеченности населения техническими и естественными науками, что скажется на повышении их престижности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.