Научная статья на тему 'Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы'

Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4375
720
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ЭТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / DIGITAL SOCIETY / DIGITAL ETHICS / VIRTUAL REALITY / THE TRANSFORMATION OF MORAL VALUES / ETHICAL EXPERTISE / ETHICAL CONTROL / ETHICAL PROGNOSTICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Назарова Юлия Владимировна, Анищенко Олеся Сергеевна

В статье, на основании новейших исследований, рассматривается процесс становления цифровой этики в современном постиндустриальном обществе. Определяется содержание современной цифровой этики, формулируются и разбираются этические дилеммы, связанные с актуальными на данный момент вопросами этического контроля и этической экспертизы. Для этого проводится аксиологический анализ института цифровых СМИ, в контексте трансформации традиционных нравственных ценностей в виртуальном пространстве. В результате, на основании сделанных выводов и анализа современных исследований цифровой этики, проводится этическое прогнозирование дальнейшего развития этической экспертизы и этического контроля в цифровом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DIGITAL ETHICS IN THE VIRTUAL SPACE: DILEMMAS OF CONTROL AND ETHICAL EXPERTISE

The article, based on the latest ethical studies of digital ethics, examines the process of the formation of digital ethics in the modern post-industrial society. The content of the modern digital ethics is defined, the ethical dilemmas related to the current issues of the ethical control and the ethical expertise are formulated and analyzed. For this purpose, the axiological analysis of the Institute of digital media is carried out in the context of the transformation of the traditional moral values in virtual space. As a result, on the basis of the findings and the analysis of the modern studies of digital ethics, the ethical prognostication of the further development of the ethical expertise and the ethical control in a digital society is carried out.

Текст научной работы на тему «Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы»

Ю. В. Назарова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

О. С. Анищенко

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

НОВАЯ ЦИФРОВАЯ ЭТИКА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ДИЛЕММЫ КОНТРОЛЯ И ЭТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В статье, на основании новейших исследований, рассматривается процесс становления цифровой этики в современном постиндустриальном обществе. Определяется содержание современной цифровой этики, формулируются и разбираются этические дилеммы, связанные с актуальными на данный момент вопросами этического контроля и этической экспертизы. Для этого проводится аксиологический анализ института цифровых СМИ, в контексте трансформации традиционных нравственных ценностей в виртуальном пространстве. В результате, на основании сделанных выводов и анализа современных исследований цифровой этики, проводится этическое прогнозирование дальнейшего развития этической экспертизы и этического контроля в цифровом обществе.

Ключевые слова: цифровое общество, цифровая этика, виртуальная реальность, трансформация нравственных ценностей, этическая экспертиза, этический контроль

Yu. V. Nazarova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

O. S. Anishchenko

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

NEW DIGITAL ETHICS IN THE VIRTUAL SPACE: DILEMMAS OF CONTROL

AND ETHICAL EXPERTISE

The article, based on the latest ethical studies of digital ethics, examines the process of the formation of digital ethics in the modern post-industrial society. The content of the modern digital ethics is defined, the ethical dilemmas related to the current issues of the ethical control and the ethical expertise are formulated and analyzed. For this purpose, the axiological analysis of the Institute of digital media is carried out in the context of the transformation of the traditional moral values in virtual space. As a result, on the basis of the findings and the analysis of the modern studies of digital ethics, the ethical prognostication of the further development of the ethical expertise and the ethical control in a digital society is carried out.

Keywords: digital society, digital ethics, virtual reality, the transformation of moral values, ethical expertise, ethical control, ethical prognostication.

DOI 10.22405/2304-4772-2019-1 -4-23-31

Современное постиндустриальное общество приобретает черты цифрового общества, в котором главными ценностями становятся ценности

информации и знания. Вместе с тем, с расширением цифрового пространства происходит трансформация традиционных нравственных ценностей, остро встают вопросы о критериях истинности информации и научного знания. Все эти вопросы, с одной стороны, не имеют устоявшейся правовой базы, пригодной для их регулирования, а с другой - цифровое пространство стремительно меняется, что заставляет искать некие универсальные инструменты регулирования. Именно сейчас, на этом этапе развития цифрового общества, особенно актуальным становится вопрос о разработке этических механизмов регулирования в цифровом пространстве, о пересмотре традиционных этических подходов к оценке ситуации, о формировании новой цифровой этики.

Вопрос об определении содержания цифровой этики не теряет своей актуальности. Для его прояснения обратимся к современным научным разработкам по цифровой этике.

Цифровая этика - термин, который часто используется в связи с понятием «информационная этика». По определению Л. В. Баевой, «информационная этика - область этики, связанная с изучением и разработкой морально-этических проблем развития ИО и НБИКС-технологий; 3) этических аспектов развития цифровых масс-медиа; 4) этических аспектов социальной жизни в ИО (права человека и безопасность, нормативность и дискриптивность в Интернет и др.)» [5, с. 158]. Информационная этика - достаточно изученная область прикладной этики; этические принципы и правила информационной этики были разработаны на уровне ООН, ЮНЕСКО и Международный союз электросвязи (МСЭ), в результате чего были выпущены такие документы, как «Декларация принципов информационного общества»; «Кодекс этики информационного общества», в которых поднимаются, в том числе, и вопросы цифровой этики [5, с. 158-159]. В нашей стране особенно актуальным считается вопрос о правовом обеспечении цифровой безопасности, породивший в обществе большое количество споров как политического, так и этического характера, поэтому та часть цифровой этики, которая связана с вопросами этического контроля и этической экспертизы в данный момент стала особенно актуальной. Кроме того, проблемы цифровой безопасности могут быть связаны и с вопросами этического образования - так, Л. В. Баева отмечает, что «для направленного формирования этики и информационной культуры в ряде стран появляются специальные учебные программы, призванные помочь формированию определенных поведенческих и ценностных ориентиров, значимых не только в виртуальной, но и реальной коммуникации, что актуально сегодня и для России» [5, с. 159].

Цифровая этика является частью информационной этики, однако, она не остается статичной; с появлением новых технологий и расширением цифрового пространства появляются новые ценностные вызовы и новые потребности в этической оценке. Рассмотрим какие именно проблемы порождает цифровое пространство, отметив, что этот список является далеко не полным, из-за постоянной и стремительной смены актуальных вопросов.

Так, анализ исследований по цифровой этике, представленных на международная научной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2019» в Санкт-Петербургском государственном университете, позволил выделить следующие этические проблемы, актуальные для современного цифрового пространства [5]:

- неоднородность моральных ценностей, характерных для разных сетевых сообществ в цифровом пространстве, размывание культурной идентичности;

- проблемы информационных войн и кибератак;

- проблемы достоверности информации;

- проблемы приватности;

- проблемы первичности источника информации;

- проблемы цифрового образования;

- проблемы демонстрации сцен жестокости и насилия в цифровом пространстве, трансформирующие моральные ценности, связанные с восприятием смерти и страдания;

- этические проблемы виртуальной реальности

Таким образом, к области цифровой этики относятся:

- этические проблемы виртуальной реальности;

- этические проблемы искусственного интеллекта;

- нравственные вызовы цифрового образования;

- этические правила цифровой индустрии развлечений;

- этика виртуальных сообществ;

- этические аспекты контроля и этической экспертизы в виртуальной реальности

Все перечисленные вопросы, так или иначе, поднимают тему этического контроля и этической экспертизы в цифровом пространстве, которые формируют ряд дилемм цифровой этики. В данной статье предметом рассмотрения станет этическая экспертиза и этический контроль в виртуальной реальности. В последнее время вопросы о контроле и цензуре в виртуальной реальности приобретает ярко выраженный этический характер, так как формируют ряд дилемм, разрешение которых определяет новые ценности, нравственные принципы и этические правила виртуальной реальности.

Аксиологический анализ цифрового пространства на примере института цифровых СМИ

Цифровое пространство на данный момент уникально тем, что в его границах происходит трансформация устоявшихся нравственных ценностей, транслируемая в общество безо всякой этической оценки, что придает этому процессу стихийный, хаотичный характер. Наиболее наглядно данный процесс можно наблюдать на примере подачи информации цифровыми СМИ. Здесь потребитель информации сталкивается со следующим рядом проблем, конкретизирующим изложенные выше общие проблемы цифровой этики:

- статус цифровых СМИ, связанный с достоверностью информации, для обывателя неопределенен. Если в те времена, когда СМИ были источником

информации на государственном уровне, никто даже не мог усомниться в достоверности предоставляемых новостей, то в современное время любая информация оценивается критически, что дает почву для ее неверной интерпретации в комментариях потребителей информации. Это расширяет возможности информационной войны на разных уровнях.

- вопрос об источниках информации часто остается открытым, особенно если речь идет о первичном источнике информации, который может быть даже не упомянут, поэтому новости и события приобретают характер пересказа с субъективной интерпретацией; таким образом, дилетантизм становится отличительной чертой цифрового общества, что фактически реабилитирует любое мнение, даже самое абсурдное.

- наибольшей трансформации подвергаются нравственные ценности, связанные с представлениями о страдании и смерти, причем трансляция этих ценностей зависит от их подачи СМИ - в этом смысле современные СМИ являются некими законодателями нравственности, формирующими общественное мнение по поводу острых, трагических и шокирующих ситуаций. Так, в оценке одной и той же ситуации в разных СМИ нравственная ценность может трансформироваться в оппозиционную ценность, добродетель - в порок, а потом опять в добродетель: например - мужество - здравый смысл - цинизм -трусость - мужество. Такое положение вещей заставляет потребителей информации пускаться в бесконечные споры, расширяя территорию СМИ и нагнетая напряжение в обществе. Отсутствие критериев моральной оценки дезориентирует современного человека, создавая внутренние и внешние конфликты. Например, в современной системе ценностей такие пороки как честолюбие и тщеславие трансформируются в добродетели, из набора профессиональных добродетелей успешного человека, строящего карьеру; такая неоднозначность приводит к психологическому выгоранию и моральной растерянности.

Таким образом, с точки зрения ценностей, в современном цифровом пространстве создается следующая ситуация. Цифровое общество существует в неклассической системе ценностей, отличающейся неоднозначностью, гибкостью, изменчивостью, ситуативностью [2]. Ценности нового цифрового общества часто вступают в конфликт или противоположны ценностям классической культуры. Бесконтрольное транслирование новых ценностей цифрового общества провоцирует конфликт ценностей классического и неклассического общества, и этот конфликт может привести социум к своеобразному психозу, который будет выражаться в нарастающей агрессии, росте преступлений без мотива, убийств и самоубийств. Вот почему на первый план выходит вопрос этического контроля и этической экспертизы в цифровом пространстве, но этот вопрос вызывает ряд противоречий этического характера. Рассмотрим современное состояние контроля над цифровым пространством.

Контроль и цензура в цифровом обществе: современная ситуация

В настоящее время в сети Интернет действуют особые правила этикета, называемые пе1-этикетом, согласно которым пользователи должны проявлять

уважительное отношение друг другу в процессе коммуникации и руководствоваться «золотым правилом нравственности». В сети запрещено сквернословить, наносить оскорбления другим людям, разжигать политические и социальные конфликты, распространять информацию запрещенного характера.

Цензура же представляет собой форму государственного и общественного контроля распространения и использования информации: «Цензура - (лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-, видео- или фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способам осуществления цензура подразделяется на предварительную и последующую. Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет публикаций СМИ, книг, постановку пьес и т.д., последующая заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и т.д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают требования цензуры» [1]. Существуют разные виды цензуры: экономическая, политическая, идеологическая, нравственная, религиозная, эстетическая [1]. В каждом конкретном случае цензура захватывает определенную сферу социальной жизни. С этической точки зрения «цензура обязана защищать от оскорблений и морального унижения детей, женщин, инвалидов, пожилых людей, религиозные, этнические и сексуальные меньшинства. Так, в некоторых американских университетах приняты специальные «речевые уставы», запрещающие употреблять выражения, которые могут задеть достоинство представителей групп меньшинств. Правда, подчас это доходит до абсурда -перед преподавателями возникают неразрешимые трудности, т.к. словоупотребление бывает столь метафоричным, что невозможно предугадать всех последствий...» [3, с. 14-18]. Характер цензурных ограничений отражает, прежде всего, общественно-политическую ситуацию государства. Цензура выполняет ряд важных задач по организации распространения и использования информации, призвана сохранять общественную стабильность и безопасность. Однако с правовой точки зрения, в некоторых случаях действует вопреки законодательству. Так, согласно статье 29 Конституции РФ, цензура запрещена. Также она часто подвергается критике со стороны общественности за ограничение не только свободы слова и мысли, но и за неспособность разрешить текущие проблемы.

В России, напротив, действует принятый федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где излагаются принципы правового регулирования деятельности в сфере IT-технологий, такие как:

«1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами» [4].

В данном случае мы имеем дело с государственным регулированием распространения и использования информации в сети Интернет, где моральный аспект деятельности пользователя виртуальной среды уходит на второй план. По словам Р. М. Абакаровой «среду (систему коммуникационных арен) информационных потоков трудно контролировать, так как формируются условия для свободы обмена информацией. Но в то же время неконтролируемый статус этой среды позволяет использовать её в качестве инструмента организации определенной формы человеческого восприятия событий в контексте информационных войн, кибератак. Таким образом, моральные нормы киберпространства должны формироваться, с одной стороны, с учетом ценностных установок гибридных ментальностей, формируемых в социальном пространстве, с другой стороны - создания собственного проекта ментальной системы с четким набором ценностей, способных привлечь молодое поколение. Это та конкурентная маркетинговая борьба, которая находится под ответственностью государства - как главного хранителя и строителя идентичностей»[5, с. 156-157]. Возможно, что вместо цензуры необходим этический контроль виртуального пространства, осуществляемый частично на государственном уровне. Необходимо понимать различие между цензурой и этическим регулированием, которая заключается в следующем: цензура - один из способов государственного контроля, в то время, как этический контроль может предполагать как саморегулирование в виртуальной реальности, так и некий этический кодекс, построенный на основании федеральных законов об информационных технологиях. Цензура

может применять политическую, культурную, идеологическую экспертизу; в рамках цензуры возможна и этическая экспертиза, но она всегда будет служить интересам цензоров. В то же самое время этический контроль предполагает только этическую экспертизу.

Этические дилеммы контроля в цифровом пространстве

Исходя из вышесказанного, можно сформировать следующие этические дилеммы контроля в виртуальной реальности:

1. Цензура - средство реализации этических принципов или средство ограничения свободы?

2. Цензура - средство защиты личности или средство ее порабощения?

3. Этический контроль - средство реализации этических правил или средство скрытой цензуры?

4. Этическая экспертиза - новая власть в виртуальной реальности или объективная нравственная оценка?

Этическое прогнозирование в условиях цифрового общества

Наиболее важным вопросом, связанным с будущим цифрового общества, является вопрос о развитии института этического контроля и этической экспертизы в области информационной этики. Ответ на этот вопрос можно дать при помощи этического прогнозирования, которое:

- предотвращает возможные этические конфликты, помогает предугадать проблемы, обозначить будущий ареал формирующейся цифровой этики;

- выявляет ценности цифровой этики и механизмы их трансформации;

- вырабатывает алгоритмы цифровой этики, учитывая ее ситуативный характер;

- занимается разработкой критериев цифровой этики, с учетом возможных изменений;

- определяет направления этического образования в области цифровой этики, как для всех обитателей цифрового пространства, так и для специалистов.

Многие из перечисленных элементов этического прогнозирования практически неизвестны отечественной науке; так, например, философские исследования нравственных ценностей практического характера пока даже не переведены на русский язык. Однако очевидно, что именно этическое прогнозирование может являться средством, которое может разрешить представленные выше дилеммы этического контроля и этической экспертизы, тем более задача этических норм - предупреждение проблем, а не наказание за уже совершенные нарушения. Можно предположить, что со временем будут разработаны цифровые этические программы, при помощи которых будет проводится этическая оценка и этический контроль в цифровом пространстве, однако разработкой этих программ должны будут заниматься широкие группы специалистов: правоведы, правозащитники, социологи, конфликтологи, психологи, специалисты по прикладной этики и узкие специалисты из разных

сфер цифрового пространства. Этическое прогнозирование имеет широкие перспективы и возможно именно оно станет единственным действенным средством этического регулирования в новом цифровом обществе.

Литература

1. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. [Электронный ресурс]// Цензура: сайт. URL: https://smi.academic.ru/230/ (дата обращения: 12.10.2019)

2. Кушнаренко Я. В. Обоснование аксиологии в контексте неклассической рациональности: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук. Томск, 2004. 32 с.

3. Левченко И. Е. Виды цензуры // Актуальные проблемы культурологии: материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В. И. Колосницына, Екатеринбург, 14-15 апреля 2000 г. Екатеринбург, 2000. С. 14-18

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите» [Электронный ресурс] // Сайт. URL: https://fstec.ru/index?id=364:federalnyj-zakon-ot-27-iyulya-2006-g-n-149-fz (дата обращения: 12.10.2019)

5. XI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы - 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д.Белла - 19192019)». Санкт-петербургский Государственный Университет, 21-23 ноября 2019 г. Материалы конференции / Отв. ред. В. Ю. Перов. СПб.: ООО «Сборка», 2019. 188 c.

References

1. Knyazev A. A. Enciklopedicheskij slovar' SMI[ Encyclopedic dictionary of media]. [Elektronnyj resurs] // Cenzura : sajt URL: https://smi.academic.ru/230/Cenzura (reference date: 12.10.2019)

2. Kushnarenko Ya. V. Obosnovanie aksiologii v kontekste neklassicheskoj racional'nosti [Justification of axiology in the context of non-classical rationality]: Avtoreferat dissertacii na soiskanie stepeni kandidata nauk. Tomsk, 2004. 32 s.

3. Levchenko I. E. Vidy cenzury [Types of censorship] // Aktual'nye problemy kul'turologii: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati V. I. Kolosnicyna, Ekaterinburg, 14-15 aprelya 2000 g. Ekaterinburg, 2000. S. 14-18

4. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. N 149-FZ "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii"[About information, information technologies and information security] [Elektronnyj resurs]: URL: https ://fstec.ru/index?id=3 64 :federalnyj -zakon-ot-27-iyulya-2006-g-n- 149-fz (reference date: 12.10. 2019)

5. XI mezhdunarodnaya konferenciya «Teoreticheskaya i prikladnaya etika: Tradicii i perspektivy - 2019. K gryadushchemu cifrovomu obshchestvu. Opyt eticheskogo prognozirovaniya (100 let so dnya rozhdeniya D.Bella - 1919-2019)» [Theoretical and applied ethics: Traditions and perspectives-2019. To the future digital society. Experience in ethical forecasting (100 years since the birth of D. Bell-1919-2019)]. Sankt-peterburgskij Gosudarstvennyj Universitet, 21-23 noyabrya 2019 g. Materialy konferencii / Otv.red. V. Yu. Perov. SPb.: OOO «Sborka», 2019. 188 c.

Статья поступила в редакцию 22.10.2019 Статья допущена к публикации 30.11.2019

The article was received by the editorial staff22.10.2019 The article is approved for publication 30.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.