НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИМЕРОВ ФОЛЬКЛОРА В ОБУЧЕНИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМУ ЯЗЫКУ
КЕРИМОВА АРЗУ САБИР КЫЗЫ
Преподаватель Азербайджанского Государственного Педагогического Университета, докторант, Баку, Азербайджан
Аннотация: Примеры фольклора в начальных классах были и остаются в традиционном обучении; но в настоящее время эти примеры преподаются более эффективно с помощью интерактивных методов. Потому что современные методы и технологии начинаются с серьезной подготовки. Кстати, отметим, что примеры фольклора, встречающиеся в учебниках, используются и как основной текст, и как вспомогательное.
При обучении сказкам, как и другим образцам устной народной литературы, учитываются их специфические особенности. Однако если целью обучения базовым текстам является проведение многоцелевой работы над содержанием текста и выражение содержания посредством чтения и устной речи, то к этому следует провести серьезную подготовку.
Ключевые слова: фольклор, литература, текст, интерактивные методы, обучение, исследование, технология.
Если фольклорный текст является примером актуального задания, мотивация может не строиться на его содержании. С этой точки зрения мы поставили цель прийти к определенным выводам, эпизодически рассказывая о каждом из фольклорных примеров в методических материалах для учителей:
1) преподавание на примере фольклора, который является основным текстом. Такие направления должны пройти этап мотивации-подготовки. Когда мы говорим «подготовка», мы имеем в виду мотивационную технологию. В качестве примера можно привести отрывочное описание сказки «Репка», которая является четвертым уроком в первом классе.[1, 15]
Нормами содержания сказки «Репка» в планировании являются: 1.2.1 (Рассказывает об увиденных предметах, событиях и картинках); 4.1.5 (Узнает и различает слова, обозначающие имена, знаки и действия); 4.1.2. (делит слова на слоги); 3.1.1. (Правильно пишет и завершает элементы и конфигурацию букв по указанной строке).
Учебными целями сказки «Репка» считаются:
1) рассказывает о картинках, используя известную ему информацию;
2) использует знаки и тайны для характеристики существования;
3) определяет звуки, из которых состоит слово;
4) может рисовать повторяющиеся линии вдоль заданной линии и т. д. [2, 282-284]
Следующий этап - этап мотивации учеников. Визуальное описание этого этапа
построено в следующем логическом порядке:
Вопросы, подготовленные учителем:
- Какие произведения, на ваш взгляд, начинаются с предложением «Жили-были»? (речь идет о сказках). Каков конец истории? Кого вы знаете из сказочных героев? Какие сказки вы знаете?
Учащиеся называют истории, которые они слышат и знают. Затем учитель посредством вопросов напоминает содержание этих рассказов.
- Дети, в каких сказках есть образ великана?
- Джыртдан.
- В каких сказках одним из главных героев является мышка?
- «Тык-тык ханум», «Том и Джерри» и другие.
Из них состоит мотивационная деятельность на технологическом этапе, приведенная в качестве примера. Есть ли психологические трудности в этой работе, и если да, то какие?
По нашим наблюдениям можно сказать, что среди первоклассников лидеры умеют активно отвечать на эти вопросы. Другие могут присоединиться к основному потоку только с помощью учителя. Дидактическая цель преподавания этой сказки напрямую связана с содержанием речи. Вот почему стандарт строки контента — 1.2.1. Для этого учитель приглашает перед классом около 6 человек, знающих историю. На 16-17-х страницах учебника азербайджанского языка размещены четыре сюжетные картинки, изображающие эпизоды из сказки. Итак, первый ученик рассказывает о первой картинке. Первый ученик рассказывает о тех частях, которые происходят от первой картинки ко второй картинке и не показаны в учебнике (та часть, где дедушка зовет бабушку, а бабушка зовет внука). Третий ученик рассказывает о второй картинке, четвертый ученик рассказывает о третьей картинке. Пятый ученик рассказывает о промежуточной части от третьей картинки к четвертой картинке, а шестой ученик рассказывает о последней картинке. [3, 98-99]
Чтение занимает второе место в порядке линий контента. Как понимается эта линия? Чтение в результате прочтения текста придает смысл декламации и выразительному чтению. В преподавании фольклорных материалов присутствуют пение соловьев, уроки чтения, чтения Корана и т.д. Большинство из них, по нашему мнению, являются полисемантическими, то есть многозначностью.
На фольклорном тексте реализуются нормативы чтения про себя, чтения вслух, логического чтения, выразительного чтения, художественного чтения. Мы считаем, что возможности фольклорной письменности и языковых правил не являются естественными возможностями при чтении. [4, 118]
Контент также имеет встроенные возможности. Естественно, что в новых технологических условиях с усилением внутридисциплинарной и междисциплинарной интеграции наступает черед интеграционных технологий. Здесь интеграция основана на предмете математики. Преподаватель задаёт вопросы ученикам:
1) сколько человек тянут репку?
2) кто второй держатель?
3) кто третий держатель?
4) каким по счёту считается кот?
5) сколько людей помогли репке выйти из земли.
Выслушав ответы, педагог подводит итог таким вопросом: «Значить, вместе мы сила?». После внесения вышеуказанного мысленного вывода в методическом пособии для преподавателя предлагается новый тип сотрудничества.
Конечно, выполнение этой практической деятельности является рекомендацией. Написано, что «Изменить историю можно, играя». Отмечается, что класс разделен на 4 группы и каждой группе даны задания:
К первой группе: Дедушка зовёт бабушку, бабушка не услышала зов дедушки, потому что болеет [4, 89] Мы не сочли нужным показывать задачи группы до конца. Отметим лишь задание, данное четвертой группе; «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут — вытащили репку!».
Как видно, если мы превратили это предложение в заключение, то неизвестно, какой смысл оно выражает, или оно не будет считаться правильным логическим заключением. Наши конкретные результаты мы выражаем здесь на этом этапе так: вытягивание, сгибание, растягивание, растягивание ее во все стороны, потому что сказка не может считаться важной и для дидактики, потому что она была завершена и заключена четырьмя обобщенными идеями.
Когда мы выражаем эти мнения, мы не хотим выражать свое несогласие с новыми дидактическими критериями, мы хотим видеть новую дидактику более логичной. Фольклорный текст уже сказал свое слово последними обобщениями: «Сила вместе...».
Наши окончательные результаты таковы: мы так же изучаем стандарты 4.1.5, связанные с языковыми правилами. В методическом пособие для учителей нам нравится, что реализация стандартов 4.1.2 осуществляется на примере фольклорного текста. А стандарты 3.1.1. необходимы, поскольку они служат коммуникативной речи, а также мы считаем их правильными, с точки зрения, критериев оценки.
Все это полностью соответствует линиям контента и стандартам. Поэтому мы ценим это. Однако мы не можем согласиться с тем, что выразительной речи и чтению уделяется мало место или не уделяется вообще. Ведь если фольклорный текст должен быть рассчитан на формирование навыков устной речи, а также на закрепление основ выразительного чтения, то изменение сюжета может по существу привести к бессистемности. [5, 35]
В конечном результате мы имели возможность сделать множество обобщений, основываясь только на девятом уроке в методическом пособии для учителей. Некоторые из них можно резюмировать здесь:
1. Обогащение речи и мышления учащихся примерами фольклора в первом классе -реальный метод.
2. Наличие нескольких фольклорных стилей в текстах обучения грамоте является доказательством того, что это направление считается важным.
3. Положительным моментом следует отметить тот факт, что в учебниках устная речь занимает больше места, чем письменная.
4. Примеры фольклора в содержании образования можно считать лучшим примером гуманитарному принципу.
5. Фольклор важен, потому что он приносит педагогике оптимальные результаты, взаимно развивает речь и мышление.
6. Фольклорные примеры уместно расширить дебатами, дискуссиями, диспутами, созданием проблемной ситуации, нововведениями. Следует учитывать необходимость изучения, обобщения и распространения передового опыта в этой области.
7. На примерах фольклора творческое воображение должно быть привлечено к воспитанию, развитию тренировки воображения, т.е. фантазийного образа.
В ходе нашего исследования мы считаем целесообразным сделать ряд обобщающих выводов и подготовить предложения путем изучения программ, учебников, методических пособий, а также проведения экспериментов, опираясь на принцип сравнительного анализа традиционного опыта внедрение проблемы в учебную программу азербайджанского языка для I-IV классов. [5, 26]
В ходе исследовательской работы, на занятиях, где проводился диагностический эксперимент, изучались и анализировались знания, умения и привычки учащихся на фольклорных материалах при построении новой дидактической системы. В качестве основы была рассмотрена оценка данной дидактики, которую мы считаем новой, как диалектический подход к чтению фольклорных материалов по стратегическому содержанию, пониманию на слух и реализации норм по литературному произношению, развитию речи и мышления у учеников в начальных классах.
Для придания динамизма темпу обучения, пригодному для общего образования, воспитания и освоения фольклорных материалов на азербайджанском языке в I-IV классах, в качестве передовой практики или новшества следует применять формирующие прогностические эксперименты для получения новых знаний и умений, начиная с первого класса. Тот факт, что преподавание фольклорных материалов основано на чувствах и умениях, возникающих в семье, следует оценивать как указание на внутрипредметную связь.
Каждый образец фольклорного материала теоретически должен запоминаться как часть целого и, таким образом, должно быть обеспечено влияние народного творчества учащихся на пробуждение и развитие национального сознания. Необходимо указать значимость фольклорно мотивированных материалов с точки зрения построения их в интеграции и придания выразительности, художественности, образности речи учащегося.
Дебаты по образцам фольклора следует проводить среди учащихся I-IV классов. В дебатах их основным фокусом и приоритетом должно стать содержание фольклорных материалов в учебниках. Необходимо включить в программу предметно-методического совмещения в школе обучение фольклорным текстам в начальном образовании. [4, 118]
Проведение межклассовых конкурсов «знатоков фольклора» следует рассматривать как средство закрепления, применения и распространения содержания фольклорного образования. Считаем очень важным проводить совместными усилиями учёных-методистов, методистов и классных руководителей семинары и дискуссии по теме «Фольклорный материал и научная основа текстов с фольклорными мотивами» и распространять их результаты через печать.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аббасов А.М. Характерные черты новых учебных программ. Журнал «Учебная программа», 2008, №1.
2. Аббасов С.И. Использование примеров фольклора начальных классов. Журнал «Язык и литература», БГУ, 2021, № 2 (116), с. 282-284.
3. З.Абдуллаева С.А. Комплект учебников "Куррикулум по родному языку и азербайджанский язык-2". Журнал «Куррикулум», 2010, №1, стр. 98-101.
4. Вопросы подготовки и применения учебных программ. «Ковсар», 2008, 224 с.
5. Программы и учебники азербайджанского языка для I-IV классов. Баку, 2008-2012, стр. 61.