Научная статья на тему 'Новая стратегия развития института научной и технической информации при Национальном научном совете Канады'

Новая стратегия развития института научной и технической информации при Национальном научном совете Канады Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДСКИЙ ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (КИНТИ) / НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ СОВЕТ (ННС) КАНАДЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова Марианна Евгеньевна

В статье рассматривается новая стратегия развития Канадского института научной и технической информации (КИНТИ) при Национальном научном совете (ННС) Канады. Изложены стратегические цели института, определенные в соответствии с программой развития «Стратегия и дорожная карта информационного менеджмента ННС на 2011-2013 гг.». Охарактеризованы основные направления его деятельности на основе модели менеджмента знаний и участия в реализации менеджмента научных данных в ННС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соколова Марианна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая стратегия развития института научной и технической информации при Национальном научном совете Канады»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.Е. Соколова*

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ НАЦИОНАЛЬНОМ НАУЧНОМ СОВЕТЕ КАНАДЫ**

В статье рассматривается новая стратегия развития Канадского института научной и технической информации (КИНТИ) при Национальном научном совете (ННС) Канады. Изложены стратегические цели института, определенные в соответствии с программой развития «Стратегия и дорожная карта информационного менеджмента ННС на 2011-2013 гг.». Охарактеризованы основные направления его деятельности на основе модели менеджмента знаний и участия в реализации менеджмента научных данных в ННС.

Ключевые слова: Канадский институт научной и технической информации (КИНТИ); Национальный научный совет (ННС) Канады; информационное обеспечение науки; информационный менеджмент; менеджмент знаний.

1. Канадский институт научной и технической информации: Основные направления деятельности

Канадский институт научной и технической информации (КИНТИ) (NRC - Canada Institute for Scientific and Technical Informa-

* Соколова Марианна Евгеньевна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института США и Канады Российской академии наук. E-mail: mariamva@yandex.ru

** Исследование и подготовка публикации выполнены при финансовой поддержке со стороны Международного совета по канадоведению (International Council for Canadian Studies).

201

tion (CISTI) при Национальном научном совете (ННС)1 входит в число наиболее крупных канадских государственных информационно-библиотечных структур) (рис. 1). Организации такого рода принято называть национальными центрами-генераторами научных информационных ресурсов (2, с. 108-109). К их числу можно также отнести федеральное библиотечно-архивное объединение «Библиотека и архив Канады» (Library and Archives Canada) (создано в 2004 г. на основе объединения Национальной библиотеки и Национального архива), Канадскую сельскохозяйственную библиотеку, Парламентскую библиотеку, Статистические агентство Канады, ряд крупных университетских, публичных и специальных библиотек.

Рис. 1. Здание Канадского института научной и технической информации

1 Национальный научный совет (National Research Council) Канады занимается организацией и финансированием фундаментальных исследований в государственных научных учреждениях и лабораториях. Кроме него организацией и распределением средств на финансирование научных исследований в Канаде в настоящее время занимаются еще несколько национальных структур. В их числе: Совет по исследованиям в области естественных и инженерных наук (Natural Sciences and Engineering Research Council), Совет по исследованиям в области общественных и гуманитарных наук (Social Sciences and Humanities Research Council), Канадский институт по исследованиям в области медицины и здравоохранения (Canadian Institutes of Health Research), заменивший в 2000 г. Совет по исследованиям в области медицины (Medical research Council of Canada) (3, с. 215-216).

202

В 1924 г. при ННС была создана Национальная научная библиотека (ННБ) Канады1. В 1974 г. на ее основе организовался КИНТИ. Коллектив этого института в течение нескольких десятков лет занимался обеспечением информационных потребностей исследователей, демонстрируя самые высокие профессиональные качества при выполнении актуальных задач национальной стратегии информационного развития2 (7). На первом этапе существования основной его задачей была автоматизация библиотечных процессов в области научно-технической информации, начатых еще в ННБ (разработка новых баз данных, нескольких поколений инновационных информационных и программных продуктов и сервисов для поиска и доставки документов). Период 1990-х - первой половины 2000-х годов стал для института временем работы с Интернетом и веб-технологиями. Здесь осуществлялись проекты по созданию разнообразных информационных ресурсов и электронных библиотек, разработке технологий для защиты авторских прав и интеллектуальной собственности и использованию возможностей Web 2.0 (вики, RSS-ленты) и мобильных приложений3. Специалисты института приняли участие в создании национальной высокоскоростной оптоволоконной научно-образовательной сети CANARIE, оцифровке национального интеллектуального контента, дальнейшем формировании цифровой информационной инфраструктуры4 (5).

Сегодня КИНТИ продолжает оставаться одним из мировых лидеров в области научно-технической, инженерной и медицинской информации, разработок и продвижения информационно-библиотечных сервисов и программных продуктов. Его деятельность направлена на поддержку научно-технического и инновационного развития Канады, информационное обеспечение ускорения инновационных процессов и содействие созданию наукоемкой экономики в стране. Многочисленные подразделения института (NRC Information Centres) расположены в различных регионах страны.

1 National Science Library of Canada.

2 ННБ ныне является неотъемлемой частью КИНТИ.

3 Речь идет о мобильном сайте института (9, 10).

4 История создания и развития института, его роль как центра - генератора информационных ресурсов национального и мирового уровня в контексте реализации национальной стратегии информационного развития более подробно изложена автором в статье «Информационное обеспечение научных исследований в Канаде: История и тенденции развития» (4).

203

Основной задачей КИНТИ является информационное обеспечение исследовательской деятельности ННС и всех его институтов и подразделений. Его информационные продукты используются университетами, а также промышленными и правительственными структурами.

Главными стратегическими направлениями деятельности КИНТИ являются:

• разработка и развитие информационной инфраструктуры для организации доступа, использования и сохранения интеллектуальной продукции канадских исследователей;

• участие в ряде информационных программ ННС;

• обеспечение деятельности и долгосрочного устойчивого доступа к цифровому репозиторию (Trusted Digital Repository) и онлайновому Архиву публикаций ННС в ННБ;

• участие в многочисленных программах по международному сотрудничеству.

2. Новая стратегия развития ННБ и КИНТИ

Оказавшись в начале второго десятилетия XXI в. в новой организационной ситуации, коллектив КИНТИ был вынужден заняться поиском решений профессиональных проблем. Изменение приоритетов инновационной стратегии страны потребовало нового образа для представления себя в информационном ландшафте Канады.

Казалось бы, долгая история эффективного функционирования, накопленный опыт, участие во многих инициативах и проектах национального и международного масштабов, многочисленные успешные технологические разработки - это та основа, опираясь на которую институт и дальше будет успешно развивать основные направления своей деятельности. Однако на рубеже первого и второго десятилетий XXI в. этот крупный информационный центр претерпел внезапную и достаточно болезненную трансформацию. 2009 г. стал переломным для ННБ (являющейся частью КИНТИ), деятельность которой до этого в течение многих десятилетий строилась на основе традиционной модели функционирования. В соответствии с новыми экономическо-политическими приоритетами здесь вместо прежней организационной схемы «центр -отделы» началось внедрение более выгодной и эффективной с экономической точки зрения бизнес-модели. Ее использование исключало расходы на зарплаты и пенсии для работников.

204

Был значительно (более чем на 70%) сокращен бюджет, произведены сокращения персонала (так, например, был уволен практически весь состав отдела каталогизации). Взамен формирование каталога ННБ и доставка документов стали осуществляться на основе принципов аутсорсинга.

Организацией, обеспечивающей ННБ библиографической информацией, стал известный электронный североамериканский каталог Телекоммуникационного компьютерного библиотечного центра OCLC (On-line Computer Library Catalog). Он был создан в июле 1967 г. некоммерческой корпорацией, в которую вошли колледжи и университеты штата Огайо с целью разработки и создания автоматизированной системы, позволяющей библиотекам обмениваться ресурсами (в тот период он назывался «Ohio Computer Library Catalog»)1 (11).

Наряду с Библиотекой Конгресса США, рядом национальных библиотек и другими библиотеками, входящими в состав OCLC, ННБ Канады участвует в составлении базы данных всемирного онлайнового сводного каталога (Online Union Catalog) OCLC -WorldCat, обеспечивающего библиографической продукцией и информационными услугами в режиме on-line многие библиотечные сети и автоматизированные системы. С 1981 г. действует определенная модель оплаты за пользование базой данных этого каталога, согласно которой библиотеки, участвующие в его составлении, выплачивают определенный взнос за использование его данных (1, с. 246-248). Работая на основе этой модели, ННБ выполняет функции контроля и внесения уточнений в поставляемые ей библиографические материалы, которые она предоставляет собственным читателям или организациям, получающим от нее эту информацию. Она выступает также в роли организатора доставки библиографических записей и документов для ряда федеральных ведомств, таких, например, как Министерство здравоохранения (^аМ Canada) и Министерство охраны окружающей среды (Environment Canada).

1 Хотелось бы привести здесь следующую оценку перспектив создания подобных структур в России: «Создание подобных отечественных онлайновых компьютерных библиотечно-информационных центров на районном, городском, региональном, межрегиональном и межгосударственном уровнях расценивается сейчас как неизбежный этап на определенной стадии развития библиотечно-информаци-онной инфраструктуры страны. Этот этап уже пройден рядом стран, и в первую очередь США» (1, с. 249).

205

Отныне ННБ при КИНТИ, как и многие другие библиотеки, в том числе и научные, постепенно перестает быть собственником, хранителем и создателем библиографического и текстового контента. Вместо этого институт превращается в менеджера, управляющего потоками цифровой электронной информации, выполняя посреднические функции между издательствами и пользователями электронных источников, между единым центральным электронным каталогом и потребителями, будь то отдельные пользователи или корпоративные клиенты. Все больше начинает цениться возможность организовать информационные потоки и управлять доступом к ресурсам (за что, собственно, и вносится плата), а не непосредственное владение информационными ресурсами и традиционные формы библиотечного обслуживания. Читальные залы библиотек перестают быть местом физического присутствия читателей и превращаются в пустующие, пока еще хранящие воспоминания о недавнем прошлом помещения.

Новые принципы, на которые теперь должен опираться КИНТИ, и основы его новой корпоративной информационной культуры определены в документе «Стратегия и дорожная карта информационного менеджмента ННС на 2011-2013 гг.» (NRC information management strategy and roadmap for 2011-2013), принятого ННС в январе 2011 г. (8).

Особенность данной стратегии состоит в том, что она не планировалась в качестве программы для долгосрочного развития. Стратегия является переходным документом и предназначена для реализации в течение нескольких лет, пока не будет разработана очередная долгосрочная программа деятельности (предыдущая стратегия «Наука на службе Канады» была рассчитана на период 2006-2011 гг.).

В названном программном документе информационный менеджмент определяется как дисциплина, которая позволяет организовывать и поддерживать эффективное и квалифицированное корпоративное управление информацией в новых условиях в соответствии с изменениями внешней среды и ее требованиями и собственными приоритетами и возможностями организации, начиная от планирования и системного развития до контроля, передачи и долговременного хранения (8, с. 8). Внедрение политики информационного менеджмента осуществляется ННС в русле следования таким установкам нового правительственного курса Government 2.0, как интерактивность, сотрудничество, поддержка инноваций. Используя новые принципы и способы деятельности на основе возможностей Web 2.0,

206

канадское правительство сосредоточивает свои усилия не столько на внедрении конкретных технологий, сколько на интересах людей, культуре и способах повышения эффективности функционирования организаций (8, с. 8).

Информационный менеджмент в ННС охватывает все корпоративные системы и процессы создания и использования информации: создание, хранение, распространение, обмен, использование.

Согласно принятой стратегии информация является решающим компонентом организации исследований в ННС. Под информацией имеются в виду информационные потоки в целом. Это и структурированные данные, содержащиеся в базах данных, и те данные, которые можно отнести к неструктурированным (любые документы, письма по электронной почте, записи, контент, расположенный на вебсайтах, картинки, журналы лабораторных записей, записи результатов экспериментов, графики, гистограммы и другие информационные материалы).

В ННС, так же как и в любой другой организации, наличие огромного количества информации и документов ведет порой к затруднениям при ее поиске, дублированиям в исследованиях и экспертизе, лишним расходам, которых можно было бы избежать. Действующая стратегия направлена на дальнейшее развитие и укрепление корпоративной информационной культуры управления, распределения и интеграции информационных потоков, внедрение методов информационного менеджмента, оптимизацию временных затрат и интеллектуальных усилий, максимально эффективное использование экспертизы и ресурсов. Повышение эффективности информационного менеджмента должно осуществляться также и в интересах следующего поколения исследователей. Их труд будет неразрывно связан с онлайновым сотрудничеством и совместным использованием информации на основе новых технологий.

В стратегии выделено восемь основных направлений улучшения практики информационного менеджмента в ННС, в реализации которых принимает участие и КИНТИ. Среди них:

1) интеграция и трансформация информации;

2)ведение и учет записей;

3) обеспечение доступа к информации и ее защиты;

4) информационно-библиотечное обслуживание;

5) развитие и управление Web;

6) менеджмент исследовательских данных;

207

7) управление бизнес-информацией;

8) обеспечение возможностей для сотрудничества и партнерства.

В разделе, посвященном организации информационно-библиотечного обслуживания в ННС, к стратегическим целям КИНТИ отнесены задачи в области организации информационного обслуживания, аналитической и экспертной деятельности и инфраструктуры.

В целях повышения эффективности информационного обслуживания должен быть обеспечен максимальный и беспрепятственный доступ для исследователей к информации и публикациям (исследовательским результатам) по оптимальной цене, а научные данные должны быть открыты для их повторного использования. Для решения этих задач планируется:

• приобретение права на доступ к контенту для ННС;

• расширение Архива публикаций ННС;

• регистрация научных данных (в первую очередь, данных, связанных с Международным полярным годом) и обеспечение доступа к ним.

В соответствии с реализацией целей аналитического обслуживания исследователи ННС и лица, ответственные за принятие решений, а также организации и субъекты, являющиеся посредниками при внедрении инноваций, и другие связанные с наукой подразделения должны быть обеспечены стратегической информацией, которая необходима им для поддержки исследований и разработок.

В области экспертной деятельности и создания инфраструктуры ставятся следующие задачи:

1) участие в библиотечном сотрудничестве совместно с другими научными подразделениями и агентствами для улучшения сервисов информационного обмена и доставки документов из базы научно-технической, инженерной и медицинской информации института на основе оптимизации ее стоимости;

2) обеспечение максимального доступа к научно-технической, инженерной и медицинской информации по оптимальной цене для научных организаций и агентств с помощью консорциума «Федеральная научная электронная библиотека»;

3) участие в организации регистрации канадскими исследователями своих научных данных для обеспечения доступа к ним (на основе использования 001);

208

4) создание национальной инфраструктуры для управления комплексами исследовательскими данными.

Таким образом, согласно принятой стратегии институт должен принимать самое активное участие в разработке стратегии управления исследовательскими данными, сбор и обработка которых уже организованы в ННС.

Менеджмент исследовательских данных (включая их визуальные формы, такие как картинки, графики, гистограммы), рассматриваемых в качестве информационно-интеллектуальных активов, как особое направление менеджмента знаний имеет большие перспективы по сравнению с таким развитым направлением информационно-библиотечного дела, как работа со статьями и патентами.

Поскольку собираемые в ННС исследовательские данные варьируются от «большой» науки (например, Канадского астрономического центра данных Герцберговского института астрофизики, одного из крупнейших астрономических центров мира) до «малой» науки, тех данных наблюдений и экспериментов, которые не структурируются и редко используются повторно, то и применение методов менеджмента в различных случаях имеет свои особенности.

Согласно принятой стратегии в 2012-2013 гг. КИНТИ должен реализовать такие задачи, как запуск пилотной версии и создание бизнес-модели сервиса регистрации данных на основе DOI, определение требований и стандартов для форм представления данных, сотрудничество с канадскими центрами данных и исследователями (организация семинаров, вебинаров и др.), участие в развитии национальной инфраструктуры для исследовательских данных.

Для реализации последней задачи КИНТИ:

• входит в Рабочую группу по выработке стратегии в области научных данных (Research Data Strategy Working Group), занимающуюся решением вопросов, связанных с доступом и сохранением данных, относящихся к исследованиям канадских ученых. В эту группу также входят представители самых разных канадских организаций;

• участвовал в организации саммита, посвященного этой проблематике, в сентябре 2011 г.;

• регулярно принимает участие в инициативах других организаций и структур (федеральное правительство, университеты, CANARIA) (13).

В качестве канадского центра регистрации данных (на основе DOI) институт участвует в ряде программ международной группы «Data Cite Federation» по улучшению доступа к данным исследований (6).

209

При его поддержке Канадский национальный комитет по CODATA (Canadian National Committee for CODATA (CNC/CODATA)) осуществляет деятельность, направленную на улучшение качества и доступности научных данных, а также распространение знаний о важности сбора, организации и использования данных. Комитет проводит встречи дважды в год с участием представителей от правительственных департаментов, университетов и грантодателей.

В соответствии с закрепленной в «Стратегии» модели менеджмента знаний КИНТИ в качестве одного из подразделений ННС участвует в реализации таких направлений и программ менеджмента знаний, как прогностика (составление сценариев, прогнозов, дорожных карт и т.д.), информационно-экспертная оценка в области положения на рынке и конкурентных преимуществ, информационный менеджмент (приобретение, владение, сбор информации, менеджмент данных и записей, доступ и поиск информации). Институт осуществляет поддержку и обеспечение деятельности Национальной научной библиотеки (библиотечно-информационное обслуживание государственных организаций на основе новых технологий, доступ к национальной коллекции научных публикаций, поддержка научных репозиториев открытого доступа), а также принимает активное участие в организации доступа к исследовательским данным.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в соответствии с задачами национальной информационной стратегии, направленной на создание основ информационного общества и «экономики, основанной на знаниях», развитие национального научно-технического потенциала и ускорение инновационных процессов, Канадский институт научной и технической информации успешно вступил в следующий этап своего развития и в настоящее время разрабатывает новые способы своей деятельности в условиях современной постоянно изменяющейся информационной среды.

Для российских специалистов изучение опыта одного из крупнейших канадских информационных институтов представляет значительный интерес, поскольку позволяет увидеть новые возможности и направления модернизации модели традиционного многоотраслевого центра научно-технической информации национального и мирового уровня.

210

Литература

1. Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов. - СПб.: Профессия, 2008. - 463 с.

2. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

3. Немова Л.А. Социально-экономическая политика государства в Канаде. - М.: ИСКРАН, 2004. - 355 с.

4. Соколова М.Е. Информационное обеспечение научных исследований в Канаде: История и тенденции развития // Россия и Америка в XXI веке (электронный научный журнал). - 2011. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=298

5. CANARIE. Canada's Advanced Research and Innovation Network [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.canarie.ca/en/about/aboutus

6. DataCite. Helping you to find, access and reuse data [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://datacite.org

7. History of the NRC Canada Institute for Scientific and Technical Information. The Evolution of services: Part 1 [Электронный ресурс] - Mode of access: http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/ibp/cisti/about/history/services-part-1.html

8. NRC information management strategy and roadmap for 2011-2013. Version 1.1. February 28, 2011.

9. NRC-CISTI goes portable with launch of mobile website [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/news/cisti/2011/nrc-cisti-mobile.html

10. NRC-CISTI Mobile [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://rn.cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/home/

11. OCLC [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://www.oclc.org

12. Open Data Portal Canada [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://data. gc.ca/eng

13. Research Data Canada [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://rds-sdr.cisti-icist.nrc-cnrc.gc.ca/eng/

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.