Научная статья на тему 'Новая система юридического образования в Российской Федерации'

Новая система юридического образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2436
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЗАЧЕТНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / THE JURIDICAL EDUCATION / A TWO-LEVEL EDUCATION SYSTEM / A COMPETENCE MODEL OF EDUCATION / CREDIT TRANSFER SYSTEM / A BACHELOR DEGREE / A MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симаева Евгения Петровна

Представленная статья посвящена вопросам реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов по юриспруденции. При внедрении двухуровневой системы образования и асинхронного юридического обучения возникает много нерешенных вопросов и трудностей. Новая система юридического образования призвана обеспечить мобильность студентов, и требует постоянного самосовершенствования и самообучения профессорско-преподавательского состава, а также обновления методического обеспечения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая система юридического образования в Российской Федерации»

© Симаева Е.П., 2012

УДК 340:37 ББК 67.05

НОВАЯ СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.П. Симаева

Представленная статья посвящена вопросам реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов по юриспруденции. При внедрении двухуровневой системы образования и асинхронного юридического обучения возникает много нерешенных вопросов и трудностей. Новая система юридического образования призвана обеспечить мобильность студентов, и требует постоянного самосовершенствования и самообучения профессорско-преподавательского состава, а также обновления методического обеспечения учебного процесса.

Ключевые слова: юридическое образование, двухуровневая система образования, компетент-ностный подход, зачетно-кредитная система, бакалавриат, магистратура.

Высшее юридическое образование, являясь непосредственным источником профессионального правового сознания, в системе правовой культуры выполняет функции аккумуляции ее исторических достижений и передачи их последующим поколениям профессиональных юристов. В этом отношении высшее юридическое образования выступает в качестве одной из основных форм воспроизводства правовой культуры общества [1, с. 15].

С 1 января 2011 г. вступили в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, в том числе по юриспруденции. В соответствии с действующим образовательным законодательством РФ государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования обновляются не реже одного раза в десять лет.

Несмотря на то, что понятие «образование», под которым, согласно закону об образовании в ред от 29 декабря 2010 г., понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)

установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) не изменилось, поменялась сущность юридического образования [3].

Новая система юридического образования предполагает ориентацию на компетент-ностный подход взамен на знаниевый. Это означает, что юридический факультет подготавливает и выпускает юриста, обладающего необходимыми для практической деятельности компетенциями в различных сферах юриспруденции: нормотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, правоохранительной или педагогической. При этом учебный план, а также учебные программы необходимо согласовывать с будущими работодателями, для которых, в конечном итоге, юридический факультет обучает студентов. Получается, что сегодня выпускнику нужно не просто обладать юридическими знаниями, но и быть готовым применить их на практике в соответствующей организации.

Иными словами, при оценке работы юридического факультета главным объектом «оценивания» становится выпускник, его востребованность на рынке труда, степень адаптации к рыночным условиям, готовность к дальнейшему совершенствованию полученного образования.

Современное развитие общества требует огромного количества специалистов - юристов

новой формации. Однако в условиях, когда рынок труда находится в стадии формирования и подвержен мало предсказуемым масштабным трансформациям, выполнение этих требований в полном объеме может обернуться серьезными потерями для сферы образования, создав угрозу разрушения системы академических ценностей сферы образования. К тому же «невидимая рука» рыночной экономики не может гарантировать высокое качество высшего образования. Самое опасное требование к средней и высшей школе - это требование полного соответствия рыночной экономике. Поэтому очевидно, что одним из приоритетов дальнейшего развития высшего образования в стране должно стать уменьшение количества «контрактных» студентов, обучающихся в непрофильных вузах [6, с. 13].

Следует отметить, что специальность 030501.65 Юриспруденция, в соответствии с которой по прошествии пяти лет обучения выпускнику вуза присваивалась квалификация «юрист», сегодня совсем не вписывается в общеевропейскую систему высшего образования на базе Болонского процесса. Однако в последние годы по указанной специальности наблюдался высокий набор в вузы. Связано это, прежде всего, с проблемой невостребо-ванности на рынке труда выпускников, обучавшихся по направлению подготовки 030500.62 Юриспруденция и получивших квалификационную степень бакалавра, не имеющую так называемой специализации: уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственноправовой, международно-правовой.

Теперь же, согласно двухуровневой системе образования, свои компетенции будут применять лишь бакалавры и магистры. Вот только открытым остается вопрос о будущем трудоустройстве выпускников-бакалав-ров, обладающих общими знаниями в юриспруденции.

Кроме того, в связи с переходом на двухуровневую систему обучения «бакалавр -магистр» неизбежно возникает вопрос о реорганизации структур дисциплин специализации (а в отношении некоторых и о самом существовании таковых в учебных планах, принимая во внимание общую направленность на сокращение аудиторного времени обучения), определении их места в новых системах обу-

чения, реформировании методики их преподавания, промежуточной и итоговой аттестации студентов на основе критериев компетентности и с учетом перехода на систему зачетных единиц [2].

Каким образом сформировать учебный план бакалавра? Какие дисциплины оставить, а какие исключить? На эти вопросы призвана ответить примерная образовательная программа по юриспруденции, которая, однако, недоступна всеобщему обозрению на настоящий момент.

Необходимо помнить о том, что юридическое образование - это не только форма передачи необходимых профессиональных знаний и навыков, но и трансляция правового опыта, правовых ценностей и идеалов. Поэтому, анализируя структуру новой основной образовательной программы бакалавриата, особое внимание следует уделить специальным предметам, способствующим развитию компетентности и профессионализма юриста. Прежде всего это касается отсутствующей в базовой части гуманитарного цикла дисциплины «Логика», которая необходима при построении умозаключений в юридической деятельности.

Остается непонятным вопрос о наличии в гуманитарном, социальном и экономическом цикле основной образовательной программы по юриспруденции всего 24 зачетных единиц по сравнению с основными образовательными программами большинства других специальностей, где предусмотрено 56 зачетных единиц. Исходя из таких требований, трудно составить полноценный учебный план для бакалавров, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

Говоря о следующем уровне системы юридического образования - магистратуре, заметим, что далеко не все юридические вузы либо юридические факультеты имеют лицензии на обучение по такой образовательной программе. Как известно, преимуществом магистратуры являются предоставляемые ею уникальные возможности академической мобильности. Могут открываться совместные магистерские программы с университетами и исследовательскими центрами, как в России, так и за рубежом, создаваться благоприятные организационно-правовые возможности для студенческих обменов, формирования

межуниверситетских исследовательских центров с участием студентов магистратуры.

В отличие от бакалавриата, магистратура имеет развитую исследовательскую составляющую. Около 40 % объема магистерской программы отводится на различные формы научно-исследовательской работы студентов: научно-исследовательские семинары, научно-исследовательскую практику, самостоятельную исследовательскую работу студентов. В данном случае логичнее всего предположить, что в магистратуру будут поступать граждане, имеющее высшее образование, с целью дальнейшего научного роста в сфере юриспруденции или замещения более высокой должности.

Кроме того, до сих пор остается неясным положение о требованиях, предъявляемых к поступающим в магистратуру по юриспруденции. Как известно, для этого необходимо наличие высшего образования, и неважно, юрист вы или экономист, или даже физик.

Новая система юридического образования требует внедрения новых методик и технологий в образовательный процесс. В этой связи все чаще встречается понятие «инновационные образовательные технологии».

Инновационные образовательные технологии создают условия для подготовки специалистов, обладающих не только профессиональными, но и общими компетенциями: управления инновациями, потенциалом научного творчества и самообразования, профессиональной и социальной мобильностью, способностью к профессиональному и личностному самосовершенствованию, навыками стратегического управленческого мышления, работы в команде и межкультурной среде [7, с. 2000].

Инновационные программы в образовании ориентированы на реализацию образовательных и научных проектов, связанных с прорывными направлениями, которые задают вектор развития современного общества.

Одним из важных моментов в повышении качества подготовки юристов является более широкое внедрение элективных дисциплин (курсов по выбору студентов). Выбор основан на результатах собственных научных исследований преподавателей (все остальное ведь можно будет прочитать в учебниках). Да и постоянный научный поиск, навыки класси-

фикации и изложения результатов исследований, - все это расширяет научную эрудицию преподавателя и приучает четко и ясно излагать основы фундаментальных знаний, делая их интересными для широкого круга студентов. Чтобы создавать такие курсы, преподаватели занимаются научными исследованиями в области правовых проблем. Исторический опыт университетов показывает, что именно люди, создающие новые знания, новые технологии, новое оборудование, лучше других способны обучать студентов и давать им знания «на перспективу» [7, с. 2001].

Рассматривая вопросы реализации федеральных государственных образовательных стандартов, следует остановиться на кредитно-модульной системе обучения, которая, однако, уже применяется на некоторых юридических факультетах либо в юридических вузах. Кредитно-модульная система способствует предполагаемой мобильности студента или магистранта, поскольку в международной системе образования при оценке того или иного курса применяются, так называемые, кредиты (зачетные единицы).

Система зачетных единиц представляет собой весьма эффективный механизм сопоставления количественных и качественных показателей уровня подготовки студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента. Переход на систему зачетных единиц существенным образом отразится на работе каждого студента. Увеличение роли регулярных самостоятельных занятий стимулирует студентов к освоению различных способов поиска и сбора необходимой информации по изучаемым дисциплинам, методов ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний [4, с. 38].

Также отметим, что новые образовательные стандарты ориентированы на асинхронное (нелинейное) обучение. Формирование студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а развитие новых, более эффективных методов текущего контроля знаний способствует повышению качества усвоения учебных предметов. Использование модульной структуры учебных курсов позволяет суще-

48

Е.П. Симаева. Новая система юридического образования в Российской Федерации

ственно уменьшить время экзаменационных сессий, сокращая их продолжительность, а порой и вовсе отказаться от «сессионных» форм контроля знаний.

Кроме того, с введением новых образовательных стандартов третьего поколения по юриспруденции усилится и контроль над предоставлением образовательных услуг юридическими факультетами и профильными вузами со стороны общественной организации «Ассоциация юристов России».

Представляется, что введение общественной аккредитации как процедуры, обязательной для прохождения всеми юридическими вузами и факультетами, послужит формой дополнительного контроля качества их образовательной деятельности со стороны уполномоченных компетентных органов. С другой же стороны, это будет ориентировать юридические вузы и факультеты на более глубокий и серьезный подход к введению образовательных программ юридического профиля, организации соответствующего учебного процесса и к подготовке и прохождению как общественной, так и государственной аккредитации [5, с. 27] .

В целом, необходимо отметить, что при реализации новой системы юридического образования не раз еще будут появляться вопросы и спорные моменты. Однако утвержденные и размещенные в срок примерные образовательные программы по юриспруденции (бакалавриат и магистратура) и другие нормативные документы помогли бы юридическим факультетам и профильным вузам избежать проблемных ситуаций в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбатова, М. К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Горбатова М.К. - Н. Новгород, 2007. - 28 с.

2. Исаенкова, О. В. О дисциплинах специализации по кафедре гражданского процесса в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки / О. В. -Исаенкова. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://justicemaker.ru/ view-artide.php?id=3&art=1119 (дата обращения: 30.12.2010). - Загл. с экрана.

3. Об образовании : федер. закон от 10 июля 1992 г. N° 3266-1 (ред. от 29 дек. 2010 г.). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ popular/edu/43_2.htmI (дата обращения: 11.01.2011). - Загл. с экрана.

4. Рослякова, О. А. Профессиональные стандарты в современной образовательной парадигме / О. А. Рослякова, Н. М. Росляков // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов : материалы Мсе-рос. науч.-практ. конф. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ 2008. - С. 38-42.

5. Слепнева, Л. И. Каким быть механизму общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров России / Л. И. Слепнева // Юридическое образование и наука. - 2009. - N° 4.

6. Сорокин, Г. М. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / Г. М. Сорокин // Вестник вышей школы. -2008. - № 9.

7. Тутынина, Е. Г Использование инновационных образовательных технологий в подготовке будущих юристов / Е. Г. Тутынина // Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - С. 2000-2002.

NEW SYSTEM OF JURIDICAL EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION

E.P. Simaeva

Presented article is devoted questions of realization of new federal state educational standards on jurisprudence. At introduction of a two-level education system and asynchronous legal training there are many unresolved questions and difficulties. The new system of juridical education urged to provide mobility of students, and demands constant self-improvement and faculty self-training, and also updating of a methodological support of educational process.

Key words: the juridical education, a two-level education system, a competence model of education, credit transfer system, a bachelor degree, a magistracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.