Научная статья на тему 'Новая система межпарламентских отношений в арктическом регионе'

Новая система межпарламентских отношений в арктическом регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая система межпарламентских отношений в арктическом регионе»

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = :

ПАРТИИ И ПАРЛАМЕНТЫ

Михаил НИКОЛАЕВ

НОВАЯ СИСТЕМА МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

В наши дни становится особенно очевидным, что геополитическое положение, гигантский ресурсный потенциал и поистине планетарное экологическое значение Арктики делают её регионом особых стратегических интересов ведущих арктических стран мира в XXI веке.

Северные государства активно включаются в процесс формирования нового сообщества народов и территорий на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Очевидно и то, что нарастающий процесс глобализации меняет установившиеся межгосударственные связи, предназначение и функции международных организаций. Насущные проблемы научно-технического, энергетического, транспортного, экологического порядка уже невозможно решать без межгосударственной кооперации и взаимодействия групп стран. Всё чаще возникает необходимость координировать деятельность внешнеполитических ведомств как внутри государств, так и за их пределами. Современный мир находится в постоянном поиске новых моделей поведения глобального сообщества.

Именно с этой целью - придать процессу глобализации социально ответственный характер и обеспечить равный доступ к её преимуществам для всех народов - мировое сообщество приступило к выработке соответствующих моделей поведения. Так, в 1992 году ООН приняла Концепцию устойчивого развития.

© Николаев Михаил Ефимович - заместитель председателя Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации, член Постоянного комитетета Конференции парламентариев Арктического региона. В основе статьи лежит доклад автора на заседании Постоянного комитета Конференции парламентариев Арктического региона (г. Санкт-Петербург, 13 июня 2005 года).

Убеждён, что, действуя на её основе, следует добиваться создания механизма, способного направить процессы глобализации в цивилизованное русло.Таким механизмом мог бы стать единый центр парламентского регулирования а Арктике, способный координировать национальные, региональные и международные усилия на этом направлении.

Известно, что за последние десятилетия создано немало международных парламентских организаций, которые активно содействуют укреплению межгосударственных связей. В частности, примером таких объединительных усилий может служить Европейский парламент. Всё большую активность проявляет и Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум. Подчеркну, что сотрудничеству с международными парламентскими организациями Совет Федерации России уделял и продолжает уделять исключительное внимание. Делегации Совета Федерации участвуют в различных мероприятиях по линии Парламентской ассамблеи Совета Европы, Европарламента, Северного совета, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума и других организаций. В верхней палате Российского парламента образована группа по сотрудничеству с парламентами северных стран Европы. Российские сенаторы готовы к налаживанию тесных контактов с аналогичными группами парламентариев из государств Северной Европы.

На практике многостороннее сотрудничество осуществляется в том числе путём создания международных организаций, которые, в свою очередь, формируют и проводят согласованную политику заинтересованных государств на межгосударственном и региональном уровне. Северные страны не остались в стороне от этого процесса и создали целый ряд правительственных и неправительственных международных организаций, таких как Северный совет, Парламентская конференция Балтийского моря, Совет Баренцева// Евро-арктического региона, Некоммерческое Партнёрство "Северного морского пути", Конференция парламентариев Арктического региона со своим рабочим органом - Постоянным комитетом Арктического региона.

Основная задача международных организаций состоит в том, чтобы эффективно аккумулировать потенциал государств, традиции и опыт местного и коренного населения, общественных объединений и природопользователей в решении многогранных задач, стоящих перед северными регионами.

Одним из основных путей реализации международной политики в "арктической кооперации" является осуществление совместных проектов и программ северных регионов, направленных на решение практических вопросов экономического, социально-демографического, культурного, национально-этнического, экологического, научно-технического развития.

Примером подобного сотрудничества служит взаимодействие стран в рамках Северного форума - международной неправительственной организации губернаторов, объединяющей сегодня 28 регионов Севера, половина которых находится в России. Северный форум играет на нынешнем этапе исключительно

важную роль в консолидации усилий для решения общих политических, экологических и экономических вопросов. Уже много лет существует (к сожалению, без особой эффективности) программа "Северного измерения", главной целью которой должно было стать сотрудничество государств Евросоюза с российским Северо-Западом. Появилось шведское предложение "Россия - часть Европы". Есть ещё Североевропейская инициатива США.

Но, конкретных проектов и результатов пока мало. Многое тонет в бюрократии. Главная причина этого - отсутствие единой политики, координации действий как внутри Евросоюза, так и на региональном и федеральном уровнях.

Международное десятилетие коренных народов мира, объявленное ООН в 1994 году, также не достигло своих целей.

Очевидно для создания более целостной системы устойчивого развития Арктики и регионов Севера, прежде всего решения их социальных, демографических и экологических проблем требуется объединение усилий арктических стран при поддержке всего остального мира.

Подчеркну, такая фундаментальная задача общечеловеческого, гуманитарного значения может быть решена только при условии тесного взаимодействия всех институтов международного сотрудничества в решении циркумполярных проблем. Особая роль в реализации международной программы освоения природных ресурсов северных территорий принадлежит Организации Объединённых Наций, выступившей инициатором проведения Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

За последнее время странами накоплен богатый опыт использования ресурсов северных территорий и одновременного решения социально-экономических проблем, характерных для экстремальных природно-климатических условий Севера. Актуальным в этом контексте представляется использование международного опыта в обеспечении достойной жизни коренным народам Севера при сохранении их среды обитания, уклада жизни и традиций с учётом реалий XXI века. Об этом свидетельствуют примеры Канады, США, Гренландии.

Для укрепления международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными малочисленными народами в таких областях, как права человека, окружающая среда, устойчивое развитие, здравоохранение, культура и образование Генеральная Ассамблея ООН в 1994 году провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира, завершившееся в прошлом году.

Всем нам необходимо стремиться к сохранению полиэтнического облика планеты, остановить тенденцию сокращения численности коренных народов, следующих традициям своих и наших общих предков в экстремальных климатических условиях. Сможем ли мы уберечь от исчезновения этносы севера с их уникальной, самобытной культурой, обеспечить им возможность заниматься традиционными промыслами, достойно существовать в правовом поле? От решения этих вопросов зависит дальнейшее гармоничное развитие нашей цивили-

зации. Именно здесь особенно чётко должна проявиться роль и ответственность парламентов северных стран.

* * *

В начале апреля 2005 года в финском городе Оулу проходил российско-финляндский экономический форум, на котором обсуждались проблемы инновационной культуры. Параллельно с ним по инициативе парламента Финляндии состоялся международный парламентский семинар "Сотрудничество между странами северной Европы и Россией в рамках программы "Северное измерение". В ходе форума более ста представителей парламентов разных стран - Российской Федерации, Великобритании, Польши, Турции, Словении, Норвегии и других - обменялись опытом парламентской деятельности и обсудили пути расширения парламентского сотрудничества. Сегодня одним из заметных направлений сотрудничества России и Европейского Союза становится инициатива "Северного измерения", выдвинутая правительством Финляндии в процессе европейской интеграции ещё в 1997 году. Она охватывает северные страны, Балтию и северо-западные регионы России. Мы в целом положительно оцениваем идею "Северного измерения", однако при этом важно стремиться, чтобы оно не сводилось лишь к "точечным" сырьевым проектам, а играло роль дополнительного мощного инструмента комплексного развития всего Северо-Запада России. Тема "Северного измерения" получила развитие и в ходе работы Петербургского экономического форума.

Нужно признать, что сегодняшний миропорядок не учитывает должным образом роль парламентов в процессе межгосударственного общения. В то же время решение мировых глобальных проблем требует безусловного международного парламентского участия. Существующие же формы парламентского сотрудничества, к сожалению, не отвечают потребностям XXI века и той роли, которую Арктика играет в жизни планеты - как в экономическом, так и в экологическом отношениях.

С учётом того, что роль Арктического региона в современных условиях возрастает, требуется активное взаимодействие не только исполнительных, но и представительных органов власти: центральных, региональных и местных.

Несмотря на это, нынешняя организационная структура Конференции парламентариев Арктического региона, на мой взгляд, не в полной мере отвечает потребностям стран и народов в деле их сближения и установления идентичных правил жизнедеятельности в богатом, но и, в силу объективных причин, весьма уязвимом северном регионе. Глобализирующийся мир заставляет нас оперативно и адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

Сегодня, как и на предыдущих заседаниях Постоянного комитета, я предлагаю подумать о возможной трансформации Конференции парламентариев Арктического региона в Арктический парламентский форум, о создании новой кон-

струкции Союза арктических государств. То есть, по сути, предлагается начать процесс эволюции имеющейся парламентской структуры.

У Арктики должна появиться своя единая общемировая конструкция, свой каркас. Таким каркасом мог бы как раз и стать Арктический парламентский форум, работающий на постоянной основе и вырабатывающий, насколько это возможно, единую политику, в частности, в области освоения Арктики, сбережения её биологических ресурсов, создания транспортной инфраструктуры. Я имею в виду парламент в границах стран Арктического совета с президиумом, постоянно действующими комиссиями и секретариатом. Деятельность Арктического парламентского форума способствовала бы развитию экономических и культурных связей со странами-членами Арктического совета, более глубокому изучению Арктического региона планеты, освоению и сохранению уникальной природной среды. Речь могла бы идти о гармонизации подходов северных стран к Арктике как к региону, который оказывает существенное влияние на климат планеты, сосредоточившему в себе гигантские богатства недр.

Следует стремиться к тому, чтобы правительства наших стран научились договариваться, сообща снимать острые вопросы, находить компромиссы, пытаться адаптировать национальные законодательства к решению общеарктических проблем. В своих устремлениях и действиях мы, парламентарии, обязаны идти вместе. Парламентарии Арктического региона могут сказать своё веское слово и своим народам, и своим правительствам, и всему миру. Арктике необходима действенная помощь. Хочу особо отметить, что эта идея была воспринята участниками семинара в Оулу как инновационная, а мысль об интенсификации межпарламентских связей, поиске новых форм и методов - как заслуживающая дальнейшей проработки.

* * *

Из всех континентов Земли только Арктика наиболее тесно связана с будущим человеческой цивилизации - как в качестве её природной базы, так и в роли мощного фактора, стабилизирующего биосферу всей планеты. В северных районах России, особенно в её арктической части, переплетаются интересы многих стран мира, не только северных, расположенных непосредственно в арктической зоне.

Противоречивость этих интересов и устремлений выдвигает на передний план настоятельную потребность в разработке специального законодательства на межгосударственном уровне, в котором нашли бы отражение правовые основы рационального природопользования, прежде всего сохранение природной среды Арктики как планетарного комплекса уникальной природы, включающего традиционный уклад жизни и сферы занятости коренного населения. В этих законах должны быть максимально учтены и согласованы интересы арктических государств и мирового сообщества в целом. Убеждён, что только через ин-

теграцию международного и национального потенциала возможно создание комплексной системы освоения северных и арктических территорий.

Население Арктики подошло сегодня к рубежу, когда стало очевидным, что нужны общие региональные нормы поведения, единый нравственный закон ноосферы - взаимоотношений человека и окружающей среды. Все осознают, что с деградации природы начинается деградация людей.

Главный и принципиальный вывод сводится к тому, что объективные закономерности и тенденции развития современных международных отношений в Арктическом регионе создают серьёзные предпосылки для учреждения Арктического парламентского форума.

Разумеется, с учётом сложных и противоречивых процессов, идущих в мире, во вновь формирующихся межгосударственных отношениях в Арктическом регионе могут возникать некоторые коллизии и проблемные ситуации. Однако я глубоко убеждён, что политическим итогом формирующейся межпарламентской "арктической дипломатии" явятся такие составляющие, как прагматизм, взаимная выгода, нацеленность на конкретное решение имеющихся проблем. Необходимо формировать своего рода кодекс поведения субъектов международных отношений, ориентированных на сотрудничество и партнёрство в условиях глобализации мировой политики и экономики. Именно в такой роли - "законодателей политической моды" в арктических делах - нам и нужен Арктический парламентский форум.

К идее создания Арктического парламентского форума (Арктического парламента) я возвращаюсь постоянно. Понимаю, как непросто отказаться от сложившихся за долгие годы стереотипов. Но слишком велик объём задач и нашей совместной ответственности за будущее циркумполярного мира.

Только объединёнными усилиями мы обеспечим устойчивое развитие Арктики, в противном случае практика односторонних действий приведёт к расколу в арктическом регионе, лишит его безопасности и способности и далее сохранять уникальные арктические экосистемы.

Предлагаю также в рамках министерской сессии Арктического совета провести встречу с руководителями парламентариев арктических стран для обсуждения проблем Арктического региона и создания Арктического парламентского форума.

В заключение хотел бы еще раз призвать поддержать идею о необходимости формирования новой системы международных парламентских отношений, способной максимально использовать преимущества глобализации в интересах населения Арктики при одновременном сведении к минимуму её негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.