Научная статья на тему '"НОВАЯ ПРОСТОТА" КАК СТИЛЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ)'

"НОВАЯ ПРОСТОТА" КАК СТИЛЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
302
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
"НОВАЯ ПРОСТОТА" / НЕМЕЦКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / СТИЛЕВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ / СТИЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овсянникова-Трель Александра Андреевна

В статье определяются ведущие индивидуально-творческие установки немецких композиторов второй половины ХХ века, представляющих «новую простоту» как стилевое европейского музыкального искусства. Обозначенные стилевые ориентиры, актуальные для академической среды немецкой музыки последней трети ХХ века (связь с традицией, отказ рационально-технологического принципа создания музыкальной композиции, эмоциональный смысл музыкального выражения), рассматриваются в качестве основных характеристик «новой простоты» как интенции композиторского творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“NEW SIMPLICITY” AS A STYLISTIC INTENTION OF THE COMPOSER’S WORK OF THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY (GERMAN EXPERIENCE)

The article identifies the leading individual and creative attitudes of German composers of the second half of the twentieth century, representing the “new simplicity” as a style of European musical art. The indicated stylistic guidelines relevant to the academic environment of German music of the last third of the twentieth century (connection with tradition, rejection of the rational-technological principle of creating a musical composition, emotional meaning of musical expression) are considered as the main characteristics of “new simplicity”.

Текст научной работы на тему «"НОВАЯ ПРОСТОТА" КАК СТИЛЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ)»

https ://doi.org/10.29013/EJA-21-1-126-129

Ovsyannikova-Тrеl Aleхandra Andreevna, Ph.D. in History of Arts, Associate Professor of Department of History of Music and Musical Ethnography, Odessa National A. V. Nezhdanova Music Academy, Odessa, Ukraine

E-mail: alextrell1973@gmail.com

"NEW SIMPLICITY" AS A STYLISTIC INTENTION OF THE COMPOSER'S WORK OF THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY (GERMAN EXPERIENCE)

Abstract. The article identifies the leading individual and creative attitudes of German composers of the second half of the twentieth century, representing the "new simplicity" as a style of European musical art. The indicated stylistic guidelines relevant to the academic environment of German music of the last third of the twentieth century (connection with tradition, rejection of the rational-technological principle of creating a musical composition, emotional meaning of musical expression) are considered as the main characteristics of "new simplicity".

Keywords: "new simplicity", German composers, stylistic trend, stylistic concept, musical composition, tradition, musical expression.

Овсянникова-Трель Александра Андреевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки и музыкальной этнографии Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, Одесса, Украина E-mail: alextrell1973@gmail.com

«НОВАЯ ПРОСТОТА» КАК СТИЛЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ)

Аннотация. В статье определяются ведущие индивидуально-творческие установки немецких композиторов второй половины ХХ века, представляющих «новую простоту» как стилевое европейского музыкального искусства. Обозначенные стилевые ориентиры, актуальные для академической среды немецкой музыки последней трети ХХ века (связь с традицией, отказ рационально-технологического принципа создания музыкальной композиции, эмоциональный смысл музыкального выражения), рассматриваются в качестве основных характеристик «новой простоты» как интенции композиторского творчества.

Ключевые слова: «новая простота», немецкие композиторы, стилевая тенденция, стилевая концепция, музыкальная композиция, традиция, музыкальное выражение.

'NEW SIMPLICITY"AS A STYLISTIC INTENTION OF THE COMPOSER'S WORK OF THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY (GERMAN EXPERIENCE)

Идеи «новой простоты», провозглашённые в 1970-80-х гг. в западном музыкальном академизме (преимущественно немецком) отражали стремление вернуть утраченные смыслы и возможности музыкального языка путём «смены интеллектуального и структурного принципа, определяющих суть композиции, на эмоциональный» [3, 324]), что выразилось в характерном определении этой тенденции как «новая искренность», суть которой заключалась в реабилитации лирико-испове-дального дискурса композиторского творчества.

Возникновение этого стремления обусловлено объективными причинами развития европейского музыкального искусства ХХ столетия, испытавшего радикальный разрыв с традициями не только художественно-эстетического порядка, но и философско-мировоззренческими, что породило закономерный для своего времени «антропологический запрос» (в формулировке В. Мартынова [1]), связанный с потребностями эмоционального переживания музыки и смысловой определённости её интонационного словаря. Сущность этого запроса, обращённая, с одной стороны, к человеческому фактору, с другой же, к онтологическим основаниям музыкального искусства вообще - вызвала к жизни весьма широкий понятийный комплекс, связанный со стилевыми характеристиками новой простоты: «новая искренность», «неоромантизм», «новая субъективность», «новая консонантная музыка», «неоканоническая стилистика», «наивный стиль», «слабый стиль», «сакральный минимализм» «концептуальный минимализм» и т.п.

В Германии идеи «новой простоты» были инициированы творчеством таких композиторов как Ханс-Юрген фон Бозе, Ханс-Кристиан фон Дадельсен, Детлев Мюллер-Сименс, Вольфганг фон Швайниц, Ульрих Штранц, Манфред Троян и Вольфганг Рим. Их творческие установки отрицали интеллектуально-рационалистические методы музыкальной композиции и были связаны преимущественно с поисками того музыкального

языка, который был бы носителем эмоционального смысла музыкального выражения и выступил достойной альтернативой философско-эстетиче-ской концепции «новой музыки» послевоенного авангарда. Предлагая вернуться к прошлому музыкального искусства в лице классико-роман-тической стилевой парадигмы, эти композиторы сознательно дистанцировались от сложности сериальной и пост-сериальной музыки с её декларативным «запретом на консонанс», и, соответственно, отказом тональности и мелодической выразительности. В 1974 году Ханс-Юрген фон Бозе высказал мнение относительно исторической исчерпанности экспериментов с музыкальным языком как основной идеи композиторской практики в русле авангардистского мышления, которое часто рассматривается зарубежными исследователями в качестве манифеста «новой простоты»: «Эксперименты с материалом сделали свое дело; главным сейчас является желание выражения, которое положит конец материальному фетишизму» [8, 132]. По выражению А. Раймана «<...> растущему страху навязчивого контроля технологической логики было предложено человеческое выражение, простое или сложное [6, 25].

Несмотря на чётко обозначенный курс движения «от сложного - к простому», указанные композиторы, которых традиционно объединяют в группу, объединённую общей стилевой концепцией музыкального искусства, каждый по-своему интерпретировали возможности и смысл упрощения музыкального языка и не стремились к формированию четких представлений о специфических стилевых свойствах «новой простоты». Именно поэтому понятным становится критическое отношение к этому новому направлению композиторской практики одного из самых авторитетных представителей истории и философии музыки ХХ ст. К. Дальхауза, который обвинял представителей «новой простоты» в отсутствии теоретического обоснования стиля «новой искренности» или «нового

романтизма» (синонимы «новой простоты», которые были распространены в западной музыкальной критике 1970-1990 гг.) [4].

В 1979 году немецкий композитор А. Райман опубликовал свой взгляд на «новую простоту», в котором в общем плане были систематизированы ключевые принципы новой тенденции творчества немецких композиторов. Среди них были определены: «восстановление связи с традицией, то есть её сознательное возрождение, которое теперь сформулировано в беспрецедентном масштабе; вера в музыку как средство непосредственного выражения, далёкого от романтического внутреннего противоречия; уверенность в необходимости снова следовать своим собственным чувствам и инстинктам; достижение новых форм посредством возвращения к старым формам через развитие их художественного потенциала» [6, 25]. Также А. Райман перечисляет некоторые приёмы композиторской техники, формирующие достаточно конкретные представления о стилистике «новой простоты»: «принцип мелодического изобретения, возрождение логично упорядоченного фактурного поля; инстинктивный ритмический пульс и метрика; широкие гармонические ассоциации, в которых воплощается переосмысление тональности (правда, далекое от замкнутых традиционных структур) [6, 25]. Композитор также отмечает такую особенность развития творчества представителей «новой простоты» как разнообразие индивидуально-художественных идей, присущих каждому из композиторов: «<...> используя личную проницательность, эти композиторы извлекли из традиции источник инновационных звуковых миров»,- утверждает он [6, 27].

В. Рим, который часто упоминается как один из основателей «новой простоты», но при этом сам не идентифицирует себя с ней, считал, что основной идеей нового направления композиторского творчества стало возвращение к музыкальной выразительности прошлых эпох, основанной

на эмоциональной природе музыки. Основным качеством музыки представителей «новой простоты» В. Рим считал «<...> наличие более ясного и более спонтанного эмоционального элемента» и отсутствие «<...> конструктивистского понимания музыкальной композиции, что характерно для любой другой современной музыки» [5, 191-192]. Однако спустя годы В. Рим отказался от понятия «новой простоты» как того, что определяло бы стилевую принадлежность его творчества, считая его бесполезным и ограничивающим творческую свободу [7, 49-50].

Ханс-Юрген фон Бозе, один из самых первых представителей «новой простоты» в Германии, в своих лекциях о современной музыке, декларируя художественно-эстетические принципы своего творчества в контексте стилевых ориентиров его единомышленников, утверждал, что он далек от музыки, которая «<...> благосклонна доктрине прогресса через материал и технику» [8, 208]. Он выражал сожаление по поводу утраченной красоты и содержания музыкального искусства, и желание писать понятную и лаконичную музыку. Этим, вероятно, и объясняется закрепившееся в музыкальной критике Германии понятие «неоромантизма», часто применяемое к течению «новой простоты».

Исходя из приведённых соображений немецких композиторов, основным фактором формирования нового стилевого вектора композиторского творчества стало признание кризиса музыкального искусства, развивавшегося в рамках авангардной художественно-эстетической парадигмы. В условиях осознания опасности «игры в усложнение» [2, 127], заявившей о себе в общеевропейских масштабах, складывалась новая музыкально-эстетическая концепция «простой» музыки (которая часто расценивалась её создателями как «радикально новая» по отношению к «новой» музыке авангарда-поставангарда) и принципиально иное понимание статуса композитора в академическом музыкальном искусстве.

"NEW SIMPLICITY"AS A STYLISTIC INTENTION OF THE COMPOSER'S WORK OF THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY (GERMAN EXPERIENCE)

Список литературы:

1. Интервью с Владимиром Мартыновым. Кино ТВ. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=TIAsRzGfBs4

2. Корчова О. Музичний модершзм як terra cognita: монографiя.- Киш. Музична Украша, 2020.- 490 с.

3. Ручкина Н. «Новая простота» в музыкальном искусстве ХХ-начала ХХ1 века. Обсерватория культуры.- Москва, 2017.- Т. 14.- № 3.- С. 322-329.

4. Dalhaus C. (1978/1991). Du simple, du beau et purement beau. InHarmoniques n°8/9, novembre 1991: Musique recherche théorie. Retrieved from: URL: http://articles.ircam.fr/textes/Dahlhaus91a/ index.html

5. Evarts J. Seminar at the Aspen Institute Berlin: The New Simplicity in Contemporary Music. June 13th to 16th, 1977. The World ofMusic 19,- No. %.- P. 190-194.

6. Reimann A. Salut für die junge Avantgarde. Neue Zeitschrift für Musik, 1997.- 140(1).- P. 23-38.

7. Rihm W. Entretien avec Wolfgang Korb: tradition et authenticité (B. Renner, Trans.). In Harmoniques, 1990.-7.- P. 36-57.

8. Williams A. Music in Germany since 1968. Cambridge University Press, 2013. - 290 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.