Новая промышленная политика и инновационные преобразования национальной экономики
В статье на основе обновленной методологической базы рассматриваются вопросы новой государственной промышленной политики в условиях стратегического перехода национальной экономики на преимущественно инновационный тип развития. При этом учитываются как внешние, так и внутренние проблемы, с которыми сталкивается Россия в современных условиях. Важнейшей составной частью этой новой промышленной политики является приоритетное преобразование высокотехнологичного комплекса, способного воспроизводить инновационные технико-технологические факторы практически для всех сфер и отраслей экономики страны, что чрезвычайно важно в условиях внешних санкций.
Ключевые слова: новая промышленная политика, высокотехнологичный комплекс, высокотехнологичное импортозамещение, согласованность государственных политик в области экономики, мобильность сочетания промышленной политики и рыночной самоорганизации.
А. Н. Фоломьев,
д. э. н., профессор, кафедра государственного регулирования экономики, Институт государственной службы и управления (ИГСУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), заслуженный экономист России an.folomyev@migsu.ru
о см
о со см
см
<
со о
X X 5
Инновационный вектор в стратегическом развитии национальной экономики [11], обусловленный совокупностью объективных в своей основе внешних и внутренних причин и зафиксированный в ряде государственных актов, призван преодолеть ряд проблем, с которыми сталкивается Россия в современном мировом хозяйстве. Они связаны: с усилением и возрастанием агрессивности конкурентной борьбы на мировых товарных рынках особенно высокотехнологичных, где позиции России более чем скромные; с существенной зависимостью технологической базы национальной экономики от импортных поставок, что не способствует преодолению ее технологического отставания от мирового уровня; с низкой конкурентоспособностью многих российских товаров, прежде всего технико-технологических; с политико-экономическим давлением на Россию через разные санкции и ограничения, что вынуждает ускоренно решать задачи импортозамещения, особенно высокотехнологичного.
Есть и внутренние причины, требующие неотлагательных мер по инновационной стратегической трансформации экономической системы страны. Это, прежде всего:
• необходимость формирования новых конкурентных преимуществ Российской экономики в условиях усложнения конкурентной борьбы и изменения ее объектов в мировом хозяйстве;
• старение технологической базы производства и ее отставание от растущих по количеству и качеству
потребностей общества, от научно-инновационного уровня экономик ведущих стран-конкурентов. Уровень высокотехнологичного и высокопроизводительного оборудования в экономике России сегодня оценивается в 20-25%, в развитых странах - 70-80%;
• сохранение существенной технологической зависимости страны от западных в ряде случаев устаревших и устаревающих технологий;
• низкая восприимчивость многих производственных предпринимательских структур к технологическим инновациям (см. таблицу). По показателю «Способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 г. находилась на 41-м месте из 133 стран [1];
• доминирование сырьевого и топливного комплексов в структуре национальной экономики, что естественно ведет к снижению темпов экономического роста;
• недостаточная инфраструктурная обеспеченность национальной экономики и ее отдельных регионов.
Поэтому в стране поставлена стратегическая комплексная задача перевода экономики России «на инновационную социально ориентированную модель развития» [1], характеризующуюся рядом конкретных целевых ориентиров. (Долю инновационно активных предприятий по обновлению технологической базы в их общем числе довести с 9% в 2009 г. до 50% к 2020 г.;
увеличить долю экспорта россиискии высокотехнологичных товаров в их общем мировом объеме экспорта с 0,25 до 2%; довести долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции с 4,9 до 35%; внутренние затраты на исследования и разработки увеличить с 1,3% в составе ВВП до 3%.; и пр.)
Инновационные стратегические перспективы преобразования национальной экономической системы в условиях совокупности современных внешних и внутренних проблем невозможно реализовать без качественного обновления промышленной сферы страны, без насыщения ее целостной совокупностью качественных инвестиционных ресурсов, без создания всех предпосылок для развития рынка технико-технологической промышленной продукции; без стимулирования обновления технологической базы всех компонентов экономики. Такой подход в современном развитии национальной хозяйственной системы обоснован экономической наукой и подтвержден практикой многих зарубежных стран.
Учитывая объективный стратегический переход национальных экономических систем на преимущественно инновационный тип развития и процессы глобализации, ведущие страны мира стали разрабатывать и активно использовать более сложные механизмы государственной промышленной политики, в которых формы, методы и инструменты воздействия на процессы преобразования основных сфер и отраслей экономики на новой промышленной основе стали более системными и целенаправленными на укрепление позиций национальных экономик в меняющемся мировом хозяйстве.
Для того, чтобы оценить правомерность, полноценность и масштабность промышленной политики, осуществляемой мировыми странами-лидерами, необходимо уточненное понимание содержания, субъектов, объектов, основных задач, направлений, механизмов выработки и реализации промышленной политики, ее качественного ресурсного наполнения.
Экономической наукой обосновано и подтверждено практикой передовых в промышленном развитии стран мира, что промышленная политика является составной частью единой комплексной социально-экономической политики государства. А, следовательно, она находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими государственными политиками, не подменяя их. Речь идет, прежде всего, о связях, согласованности процессов выработки и реализации промышленной политики с соответствующими процессами научной, инновационной, инвестиционной, образовательной и других государственных политик, но не о поглощении их, как считают некоторые экономисты.
В этой связи важным методологическим подходом является определение объекта промышленной политики. На этот счет экспертами высказываются различные точки зрения, включая отрицание конкретного отраслевого объекта, так как промышленное преобразование в современных условиях претерпевают все компоненты национальной экономики, все сферы деятельности человека. Данный аргумент в определенной степени обоснован и подтвержден практикой. Но все, что связано с инновационным промышленным обновлением
Удельный вес промышленных организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации [2], в %
№ п/п Виды инновационной деятельности 1995 г. 2005 г. 2015 г.
1 Исследования и разработки 57,9 31,6 37,9
2 Приобретение новых технологий 18,9 14,9 9,5
3 Приобретение прав на патенты и патентных лицензий 11,4 8,7 6,1
4 Приобретение машин и оборудования 49,1 63,5 61,0
5 Обучение и подготовка персонала 21,3 22,5 16,7
всех составных частей экономической системы, всех сфер жизнедеятельности человека воспроизводится в основном в промышленной сфере, состоящей из совокупности взаимосвязанных отраслей, взаимодействующих через сложную сеть воспроизводственных процессов. Это подтверждается межотраслевыми продуктовыми балансами. Для условий развитых рыночных отношений можно сделать вывод, что объектом промышленной политики, осуществляемой в национальной экономике, является промышленная сфера и воспроизводимые в ней продукты и услуги, и прежде всего технико-технологические сети и их элементы. Промышленная политика естественно озабочена продвижением промышленной продукции и услуг во все компоненты экономики и сферы жизнедеятельности человека. Но эти компоненты и сферы объектами промышленной политики не являются.
Любая политика в области экономики вырабатывается и реализуется субъектом или субъектами. Это подтверждает анализ зарубежной и отечественной экономической литературы и практики. В России участниками формирования промышленной политики и ее реализации законом определены органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Счетная палата, субъекты деятельности в сфере промышленности, организации, входящие в состав инфраструктурной поддержки указанной деятельности [3]. Однако, учитывая необходимость координации, единой целенаправленности деятельности всех субъектов, определяющая роль в выработке и реализации промышленной политики, безусловно, принадлежит Федеральным органам государственной власти. С этой точки зрения промышленная политика в национальной экономической системе является государственной.
Анализ деятельности международных институтов развития ОЭСР и ЮНИДО показывает, что они промышленную политику в национальных экономиках рассматривают, прежде всего, как деятельность государства по улучшению бизнес-среды, по изменению структуры экономики, приоритетному обновлению отдельных секторов, видов деятельности, способствующих качественному экономическому росту, изменению благосостояния людей [4].
По своей экономической сущности промышленная политика представляет собой совокупность отношений
о см
о со сч
см
<
со О
о см
о со см
см
<
со
о
государства в лице органов государственной власти к промышленной сфере, к осуществляемому в нем труду и его результатам, к результативности их использования в экономике и других сферах жизнедеятельности человека.
Эти отношения государства проявляются: в знании и понимании роли промышленной сферы, результатов деятельности субъектов промышленной деятельности в систематическом обновлении национальной экономики и ее компонентов в соответствии с достижениями современной научно-технологической революции; в умении и воле реализовать эти знания и понимания через выработку и осуществление стратегии и тактики научно-технологического развития экономической системы. Без полноценной и динамичной промышленной сферы такое развитие в условиях сложной, а подчас и агрессивной внешнеэкономической среды, невозможно.
С точки зрения автора, в этой связи промышленную политику нельзя сводить только к комплексу различных мер (правовых, экономических, организационных и др.), направленных на развитие промышленного потенциала, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции, как это предусмотрено федеральным законом [3]. Кроме комплекса мер, данная политика должна включать целевые ориентиры, задачи и направления достижения целей, полноценное, комплексное ресурсное обеспечение промышленного производства.
В данной статье промышленная политика рассматривается как составная часть комплексной социально-экономической политики государства, отражающая его отношение к сфере промышленного производства, результатам этого производства, эффективности их использования во всех сферах, отраслях и компонентах национальной экономики, а также во внешнеэкономической деятельности. Все это проявляется в выработке и реализации: целей, задач, направлений развития, механизмов регулирования и качественного комплексного ресурсного обеспечения промышленной сферы.
Исходя из понимания национальной экономики как большой и сложной системы, логически можно утверждать, что все государственные политики в области экономики не просто взаимосвязаны, а взаимодействуют друг с другом, дополняя, но, не подменяя друг друга. Следовательно, необходимы специальные органы государственной власти, которые могут обеспечивать координацию выработки и реализации различных политик в области экономики, учитывая динамику приоритетов объектов этих политик. Новая промышленная политика в условиях объективного перехода национальной экономики к преимущественно инновационному типу развития должна быть строго согласована по всем параметрам, прежде всего, с государственной научно-технической, инновационной и образовательной политиками, обеспечивая интеграцию науки, образования и промышленного производства.
Анализ практики экономического развития многих передовых стран показывает, что миссия промышленности в любой национальной экономике в современ-
ных условиях возрастает и усложняется. В специальном коммюнике ЕС говориться: «Экономическое значение промышленности значительно больше, чем свидетельствует ее доля в ВВП. На отрасли промышленности приходится 80% европейского экспорта и более 80% частных инвестиций в НИОКР. Европейская комиссия рассматривает мощную индустриальную базу в качестве ключевого фактора европейской конкурентоспособности и европейского экономического возрождения» [5]. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, именно промышленность обеспечивает удовлетворение большинства ускоренно обновляющихся и появляющихся вновь потребностей человека и общества.
Во-вторых, в промышленности воспроизводятся такие базовые, приоритетные в современных условиях для всей экономики инвестиционные ресурсы, как технико-технологические [10].
В-третьих, основные свойства промышленной системы все больше предопределяют такие динамично меняющиеся свойства национальной экономики, как:
а) способность к саморазвитию;
б) конкурентоспособность с совокупностью необходимых конкурентных преимуществ;
в) эколого-экономическая устойчивость;
г) ресурсоэффективность и некоторые другие.
В-четвертых, промышленность воспроизводит
наибольшие комплексные мультипликативные и сетевые эффекты воздействия на национальную экономику, вызывая объективную потребность и создавая для его удовлетворения необходимые инновационные ресурсные предпосылки в согласованном промышленном инновационном преобразовании практически всех сфер и отраслей народного хозяйства. При этом существенно повышается спрос на новые товары и услуги, а вместе с ним и заинтересованность предпринимателей в его удовлетворении. То есть резко повышается в целом деловая активность в экономике. Это обусловлено системным характером экономики, а, соответственно, взаимосвязанностью всех ее структурных компонентов.
В-пятых, инновационные промышленные преобразования экономики ведут к росту спроса на качественные сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, а также на электроэнергию, создавая новые рабочие места с творческим характером труда, обеспечивая более высокие зарплаты по сравнению со средними показателями по экономике. Это особенно важно для экономики России с ее преобладающей топливно-сырьевой компонентой.
Анализ стратегических целевых ориентиров новой промышленной политики стран Запада и других ведущих стран мировой экономики (Китай, Индия, Южная Корея, Япония и др.) показывает, что все они связаны, прежде всего, с обеспечением конкурентоспособности промышленных сфер в национальных экономиках и межнациональных экономических альянсах. При этом конкурентоспособность промышленности рассматривается в обновленном понимании как «превосходное» промышленное производство мирового класса [6].
Данная качественно новая конкурентоспособность включает:
• конкурентоспособную преимущественно высокотехнологичную промышленную продукцию;
• конкурентоспособную превосходную сетевую технологическую базу ее производства. Ориентир на крупные инновационно-технологические прорывы;
• конкурентоспособную ресурсоэффективность (стратегическое сокращение материально-энергетических расходов);
• конкурентоспособную структуру промышленной сферы, основу которой составляют:
а) крупнейшие межотраслевые корпорации с сильно диверсифицированным производством и масштабной сферой НИОКР. Управляющий производством корпорации «Дженерал электрик» заявил: «Если мы не можем быть первым или хотя бы вторым номером в той или иной отрасли промышленности, то нам следует, либо перепрофилировать соответствующие предприятия, либо побыстрее продать их» [7];
б) средние устойчивые наукоемкие высокотехнологичные компании, ориентирующиеся на узкоспециализированные рынки в стране и мировом хозяйстве;
• конкурентоспособное управление на основе новой управленческой философии, ориентирующей промышленное производство на постоянные инновационные изменения (растущая мобильность как конкурентное преимущество);
• конкурентоспособное информационное обеспечение экономики, в том числе промышленности;
• конкурентоспособное энергообеспечение;
• конкурентоспособную мотивационную атмосферу.
О результативности новой промышленной политики зарубежных стран в определенной степени можно судить по состоянию и динамике конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и наращиванию научно-технического потенциала экономики.
Об этом свидетельствуют изменения в экспорте продукции обрабатывающей промышленности США, ЕС и Китая и др. стран, а также данные финансирования НИОКР.
Важно отметить еще одну целевую ориентацию в новой промышленной политике западных стран, которая весьма полезна для России — это промышленное выравнивание развития регионов. Показательна в этом случае практика Германии.
Промышленность России отстает от объективно возрастающей ее роли в экономике. Это явно проявилось в ее неготовности решать оперативно вопросы импортозамещения в условиях недопустимо высокой зависимости от импортных технологий и комплектации, особенно в высокотехнологичных отраслях.
Отсюда на основе изучения опыта ряда ведущих в мировой экономике стран вытекает для России наиважнейшая необходимость в разработке и реализации стратегической задачи — реиндустриализации нацио-
нальной экономики и формирование на этой основе качественно новых конкурентных преимуществ, которые могли бы обеспечить технологический паритет России с мировыми технологическими лидерами. Это соответствует позиционированию нашей страны, провозглашенному Президентом РФ. То есть должна быть разработана специальная государственная стратегическая программа формирования новой промышленной политики с ее систематическим обновлением, осуществление которой позволит обеспечить во многом технологическую независимость, безопасность страны в неустойчивых мировых ситуациях. Речь идет не только об научно-инновационной трансформации существующих отраслей, но и о создании принципиально новых промышленных производств. Развитие промышленности в значительной степени гарантирует формирование полноценного спроса на результаты научной деятельности, на инновации, на инновационные системы. Без этого обеспечить технологический паритет России с развитыми странами и расширить наши ниши на мировых рынках высокотехнологичных товаров невозможно.
Новая промышленная политики России следует осуществлять через взаимосвязанную, взаимодействующую совокупность набора приоритетов:
а) отраслевых;
б) региональных;
в) межотраслевых;
г) макротехнологических (технологических сетей);
д) технологических;
е) научных;
ж) инновационных;
з) инвестиционных.
Полноценная взаимосвязанность этих приоритетов сегодня отсутствует. Особо следует в этой совокупности приоритетов выделить приоритетность развития высокотехнологичного комплекса (ВТК) и его ядра оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а также инвестиционного машиностроения, наполняющего инвестиции инновационными технико-технологическими компонентами.
Но нельзя эту приоритетность осуществлять в ущерб развития ТЭК, добычи и переработки нефти и газа. Все рассуждения о «нефтяной игле», о «нефтегазовом проклятье» России, на мой взгляд, ошибочны. Нефть, газ и другие базовые ресурсы — это наши важнейшие конкурентные преимущества в мировом хозяйстве и они нуждаются не в замене, а в дополнении их новыми технико-технологическими промышленными преимуществами.
Реализация вышеназванной целостной совокупности приоритетов, как показывают исследования и передовая зарубежная практика, должна осуществляться через совокупность промышленных и научно-инновационных государственных программ, тщательно мониториться Правительством и поэтапно обновляться, а механизм государственного регулирования уточняться с целью повышения его действенности [8].
Новая промышленная политика России потребует комплексного качественного ресурсного обеспечения. Это не только количество финансовых средств.
о см
о со сч
см
<
со О
о см
о со см
см
<
со
о
Необходимо формирование и обеспечение эффективного использования системы ресурсов (технических, технологических, квалификационных, интеллектуальных, информационных, предпринимательских, энергетических и пр.), инновационно наполненных и постоянно находящихся друг с другом в согласованном пропорциональном соотношении [10].
В ходе научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре государственного регулирования экономики ИГСУ РАНХиГС, были разработаны предложения по направлениям стратегического инновационного преобразования промышленности России. В числе этих направлений:
• приоритетное стратегическое инновационное развитие высокотехнологичного комплекса (ВТК), как особой подсистемы национальной экономики, способной воспроизводить для всей национальной экономической системы инновационные технико-технологические ресурсы;
• полноценное научное обеспечение промышленных преобразований на основе ускоренного приоритетного восстановления прикладной науки и формирования корпоративного сектора науки;
• формирование особой дифференцированно выстроенной федеральной и региональной моти-вационной системы для роста инновационной активности промышленных предприятий и корпораций. В ОПК сегодня доля инновационно активных предприятий составляет в среднем около 45-50%. Следует выйти на эти показатели за 2-3 года по всему высокотехнологичному комплексу России;
• стратегическая структурная модернизация всей промышленности на основе крупных государственных и государственно-частных, в том числе и транснациональных корпораций в пропорциональном их сочетании со средними и малыми инновационными структурами. Сами корпорации должны быть иного качества за счет сочетания научно-инновационной, производственной и образовательной деятельности (научно-образовательно-производственные конструкции);
• формирование при активном государственном участии стабильных, устойчивых источников качественных инвестиционных ресурсов, включая:
а) реструктуризацию банковской системы в направлении особого стимулирования инновационного кредитования промышленности банками;
б) изменение соотношения накопления и потребления в использовании ВВП;
в) развитие национальной венчурной системы;
г) подключение национальных финансовых резервов и пр.;
• согласование всех преобразований в промышленности с основными приоритетами, связанными с совершенствованием качества жизни населения;
• перестройка всей системы подготовки кадров для промышленности по приоритетам, согласованным с приоритетами преобразований промышленной сферы страны, включая масштабное восстановление профессиональной подготовки рабочих
профессий, но на качественно новой научно-технологической основе;
• активный протекционизм, прежде всего, государственный по продвижению сложных высокотехнологичных технических систем и материалов на мировые рынки высокотехнологичных товаров;
• рационализация размерной структуры промышленности (соотношение крупных, средних ималых производственных форм).
Итак, стратегическое развитие промышленности России как базового источника полноценного обеспечения обновления технологической базы экономики инновационно наполненными техническими и технологическими системами является, на мой взгляд, важнейшим стратегическим направлением инновационной трансформации экономики России.
Для современной экономической ситуации в России, преодолевающей последствия экономического кризиса, чрезвычайно важно найти сбалансированное соотношение участия государства и бизнеса в инновационной трансформации экономики. В этой связи большие надежды возлагаются на стратегически ориентированные технологические платформы. Это коммуникационный инструмент, который, по мнению автора, позволит объединить и скоординировать усилия таких заинтересованных сторон, как бизнес, научные и образовательные учреждения, государство и потребителей по развитию современных технологических сетей. Сейчас в России формируются более двух десятков таких платформ. Отдельные технологические платформы начали активно взаимодействовать с иностранными партнерами. Однако в условиях современных экономических санкций процессы взаимодействия затормозились.
Анализ отечественной и зарубежной практики показывает, что государство, разрабатывая и реализуя новую промышленную политику, взаимодействуя при этом с бизнесом, получает не только его инвестиционные ресурсы и сокращение нагрузки на бюджет, но и более гибкую систему управления высокорисковыми инновационными проектами. А бизнес, в свою очередь, заинтересован в использовании разнообразных государственных ресурсов, гарантий и преференций для решения своих задач. Поэтому в России необходимо очень внимательно отнестись к опыту ряда стран (Франции, Германии, США, Канады, Китая) по развитию государственно-частного партнерства в научно-технологическом преобразовании промышленного производства. Это относится и к развитию венчурной индустрии, росту института «бизнес-ангелов», формированию и развитию инновационных кластеров и др.
Важным направлением взаимодействия государства и бизнеса в научно-технологическом развитии экономики является структурная модернизация промышленной системы страны, рационализация ее размерной структуры. По нашему убеждению в основе новой национальной промышленной конструкции должны находиться крупные и средние корпоративные образования, обеспечивающие в значительной степени конкурентоспособное положение экономики России в мировом хозяйстве.
В современных нестабильных условиях в размерной структуре экономики России особого внимания государства заслуживают быстрорастущие средние инновационно-технологические компании «техно-газели» [9]. По различным оценкам в Российской экономике сегодня насчитывается свыше 1000 таких компаний.
Исследование отечественной и зарубежной практики показало, что средние быстрорастущие инновационные компании обладают рядом важных качеств. Среди них:
• высокая инновационная активность и стабильные связи с наукой;
• устойчивое положение на национальных, а у многих и на мировых рынках высокотехнологичных товаров;
• среди факторов успеха поддержка со стороны государства и получение внешнего финансирования находятся на последних местах;
• важнейшим фактором успеха являются пионерные инновации и интеллектуальный потенциал разработчиков и конструкторов;
• ориентир на собственные финансовые ресурсы и кредиты для пополнения оборотных средств, что в условиях ограниченности возможностей государственного финансирования очень важно;
• высокий экспортный потенциал (78% опрошенных средних инновационных быстрорастущих компаний осуществляют экспортные поставки);
• лидерские позиции компаний на основных для них рынках. По итогам опроса 15% средних быстрорастущих инновационных компаний являются бесспорными лидерами основных для них рынков, 69% компаний делят лидерскую позицию с 1-2 другими компаниями [9];
• высокий интеллектуальный потенциал и квалификация управленцев у руководителей компаний. Приоритетное развитие крупных и средних высокотехнологичных компаний, оптимизация соотношения их с малыми инновационно активными предпринимательскими структурами на наш взгляд следует рассматривать как стратегическое направление инновационной трансформации промышленности и экономики России в целом в современных нестабильных условиях как внутри страны, так и в мировом хозяйстве.
Список использованных источников
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.
2. Индикаторы инновационной деятельности-2017: стат. сборник. М.:ГУ-ВШЭ,2017. С. 18-19.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ). Собрание законодательства РФ, 2015. № 1. С. 41.
4. K. Warwick. Beyond industrial policy: emerging issues and new trends//OECD Publishing, № 2, 2013. UNIDO, «Industrial Development Report», UNIDO, 2013.
5. Специальное коммюнике ЕС «За европейский промышленный ренессанс». (Fora European Industrial Renaissance.EU.Brussels, 22.01.2014. http://eur-lex.europa.eu.
6. В. Варнавский. Глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности США// Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 2. С. 35.
7. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. http://www.bibliotekar.ru.
8. П. С. Звягицев. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России//Вестник ИЭ РАН. 2015. № 6. С. 44-55.
9. Д. С. Медовников, С. Д. Розмирович, Т. К. Оганесян. Кандидаты в чемпионы. Особенности российских быстрорастущих технологических компаний, их стратегии развития и возможности государства по поддержке реализации этих стратегий. М.: Институт менеджмента инноваций НИУ ВЩЭ, 2015. С. 25.
10. Инновационное наполнение инвестиционной политики: моно-графия/Отв. ред. В. И. Кушлин. М.: Проспект, 2016.
11. Проблемы инновационной модернизации российской экономики: Материалы экспертной дискуссии, состоявшейся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках Гайдаровского форума 13-15 января 2016 г./Отв. ред. В. И. Кушлин. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
12. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Государственное управление и развитие России: модели и проекты». Т. 1. М.: Проспект, 2017.
New industrial policy and innovation development of the national economy
A. N. Folomyev, doctor of economics, professor, department of state regulation of economy, Institute of public administration russian and civil service, Presidential academy of national economy and public administration on the President of the Russian Federation, honored economist of Russia.
Using a new methodological approach, the present article analyses issues of a new industrial policy as an instrument of transforming the national economy and stimulating innovation-based growth. It takes into account both internal and external problems Russia faces today. The major component of the new industrial policy is the development of technologically advanced sectors, which will enable the creation of innovative products and stimulate technological upgrading of other industries in the national economy, which is crucial in the context of sanctions.
Keywords: new industrial policy, technologically advanced sectors, high-technology import substitution, coordination of government economic policies, combination of industrial policy and market self-regulation.
h-
o см
о со см
CM
J <
CQ О