НОВАЯ ПОЛИТИКА АНГЕЛЫ МЕРКЕЛЬ ("круглый стол")
Российско-германские отношения после саммита в Томске стали темой "круглого стола", организованного Центром германских исследований Института Европы РАН 24 мая 2006 года.
Это мероприятие стало второй встречей германистов, а также представителей немецких партийно-политических фондов в России и посольства ФРГ в Москве, посвященной внешней политике Германии. Первый ситуационный анализ был проведен экспертами 29 сентября 2005 года1. Тогда учёные попытались спрогнозировать развитие внешней политики Германии, исходя из итогов сентябрьских выборов в Бундестаг. Сложность анализа заключалась в том, что на момент его проведения ещё не было известно, кто станет канцлером и каким будет состав правительства. В результате дискуссии был сделан вывод, что независимо от состава будущей коалиции внешняя политика Германии сохранит свою преемственность и значительных изменений не произойдет.
Принимая участие в майском заседании, эксперты подтвердили справедливость прогнозов, сделанных ими ранее и обсудили основные итоги внешнеполитической деятельности кабинета Ангелы Меркель за прошедшие полгода.
В своем вступительном слове руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН В. Б. Белов отметил, что конец мая 2006 года стал, наверно, таким сроком, когда можно посмотреть, что конкретно изменилось во внешней политике Германии за прошедшие месяцы. Не случайно госпожа Меркель после встречи с В. Путиным в Томске сразу же отправилась в Вашингтон. После визита в США было сделано соответствующее заявление в отношении Европейского Союза в контексте будущего председательства Германии в первом полугодии 2007 года в ЕС, а также состоялся визит А. Меркель в Китай. Каждое из этих событий, по мнению эксперта, было в какой-то мере связано с Томском. Именно там, считает В.Б. Белов, были поставлены окончательные точки над "1" в основных направлениях развития отношений между нашими государствами.
По мнению собравшихся германистов, томская встреча окончательно сняла все опасения в отношении того, что жёсткие заявления оппозиции во время предвыборной борьбы в Германии в сентябре 2005 года скажутся на конкрет-
1 Тимошенкова Е.П. "Завтрашний день российско-германских отношений". //Современная Европа, 2005, № 4.
ных областях российско-германского сотрудничества.
"Наши отношения остались неизменными, они наполнились стратегическим характером",- подчеркнул В.Б. Белов, принимавший участие в Томском саммите. По его мнению, личный уровень отношений между главами государств можно охарактеризовать как отношения конструктивного доверия.
В.Б. Белов отметил схожесть позиций России и Германии в связи с расширением ЕС, иранской проблемой, энергетической безопасностью, подчеркнув, что наши двусторонние отношения во многом формируют позицию и Европы, и США, касающуюся России. При этом он особо отметил, что современные российско-германские отношения - это в первую очередь отношения России с Европой, и Германия позиционирует себя как составная часть Европы.
Германия придерживается конструктивного подхода по вопросу дальнейшего развития Европейского Союза. Канцлер А. Меркель чётко обозначила понимание роста границ ЕС. На первое место она ставит качественные проблемы развития этой организации: формирование единой экономической политики, в том числе в области энергетики, единой внешней политики, и, самое главное, принятие европейской конституции. В отношении постсоветского пространства Германия отчётливо проявила свой интерес к энергетической составляющей, интерес к Каспийскому и Среднеазиатскому региону. Однако судить о том, насколько Германия готова сотрудничать в этой области с Россией, или же она намерена развивать эти отношения параллельно, возможно в конкурентном плане, пока трудно. Относительно взвешенно, по мнению Белова, Германия подходит к Белоруссии, не поддаваясь в этом вопросе давлению США. И здесь В.Б. Белов видит потенциал для сотрудничества между нашими странами.
Свою интерпретацию дал эксперт Института Европы И.Ф. Максимычев. По мнению учёного, обещания А. Меркель вести отличную от предыдущего кабинета политику, во многом остались риторическими упражнениями. Ситуация напоминает первые шаги канцлера Г. Шрёдера по отношению к Москве, когда он обещал говорить с Россией жёстким языком. "А. Меркель больше не учит нас грамоте, - отметил Максимычев, - И это положительно воспринято в России". Исследователь считает, что подобная ситуация нормальна, поскольку с правами человека везде имеются определённые трудности. Но поведение германских СМИ по отношению к России вызывающе безобразно, особенно по газовому спору с Украиной. Потребители информации в Германии до сих пор не знают, что Украина откровенно воровала и продолжает воровать следующий транзитом европейский газ. Однако официальный Берлин к истерике по этому поводу не подключился даже после того, как вице-президент США обнародовал в Вильнюсе на этот счёт свои директивы. И это огромный плюс для наших отношений с Германией, констатировал И.Ф. Максимычев.
Успех в Томске был во многом подготовлен Г. Шрёдером, который своевременно оценил фундаментальное значение российских энергоносителей для Германии и всей Западной Европы. Но дальше А. Меркель самой предстоит расставлять акценты в этих отношениях. Перспективы их развития очень хорошие, но их надо реализовывать.
Что касается Украины, Молдавии и Грузии, то ФРГ, по мнению Максимы-
Научная жизнь
139
чева, проявляет сдержанность, равнозначную государственной мудрости. Прагматична и взвешенна позиция канцлера Меркель и в отношении дальнейшего расширения Евросоюза. Исследователю хотелось бы, чтобы такой же была позиция ФРГ и в вопросах расширения НАТО. Оба эти процесса ведут к напряжённости в отношениях России с Западом.
В заключение И.Ф. Максимычев подчеркнул, что единой Европы как таковой не существует. Есть Западная Европа с её взвешенной и вдумчивой политикой и есть Центральная Европа, которая находится под большим влиянием США и действует абсолютно без всякой оглядки на западноевропейских партнёров.
На проблему отсутствия единой европейской внешней политики обратил внимание и немецкий эксперт - руководитель Московского представительства Фонда им. Розы Люксембург П. Линке. Именно поэтому, по его мнению, нельзя ставить знак равенства между российско-германскими и российско-европейскими отношениями. Более того, рассуждая об отношениях между нашими странами, необходимо учитывать их многоуровневый характер: есть уровень официальной политики, и официальных заявлений. На этом уровне все политкорректно, и никто не говорит о национальных интересах, речь идёт о европейском подходе. Но существуют и другие уровни, например так называемые центры мозговых атак, где вещи называются своими именами. П. Линке считает, что в основе российской политики Германии лежат прежде всего национальные интересы и только затем европейские.
Свое несогласие с данной точкой зрения высказал руководитель московского представительства Фонда им. К. Аденауэра Т. Кунце. Он предостерёг участников круглого стола от недооценки перспектив развития Европейского Союза. По мнению эксперта, провал принятия единой европейской Конституции ещё не означает поражения ЕС. И здесь немецкий канцлер А. Меркель может внести свой вклад в решение проблемы.
В заключение, отвечая на упрёк И.Ф. Максимычева о восточном демарше НАТО, Томас Кунце посоветовал российским коллегам подумать, почему соседи России не хотят оставаться в СНГ, а стремятся в ЕС и Североатлантический Альянс. Россия - великая держава и намерена остаться таковой в будущем, именно поэтому она должна заботиться о собственной привлекательности.
Чрезвычайный и полномочный посол в отставке П.Ф. Лядов согласился с тезисом Т. Кунце о том, что особых российско-германских отношений не существует. Однако добавил, что подобные отношения могли бы оказать благотворное влияние не только на Европу, но и на мир в целом.
На переменах, возникших в российско-германских отношениях с приходом к власти А. Меркель, подробно остановился профессор МГИМО МИД РФ А. В. Загорский. В своём выступлении он выделили три наметившиеся тенденции. Первое изменение касается стилистики или политкорректности в отношениях - оно было предсказуемо и ожидаемо. А. Меркель в отличие от своего предшественника Г. Шрёдера начала задавать критические вопросы. Хотя никто в Германии не ждёт, что постановка этих вопросов будет иметь какие-либо последствия для российской политики. Это делается, вероятно, для того, чтобы публично сбалансировать "перекосы" политики Шредёра.
Второе изменение заключается в том, что прежний федеральный канцлер
воспринимал себя локомотивом, который проводил интересы России в ЕС, иногда кооперируясь с Италией, иногда с Францией. Новый руководитель ФРГ этого делать не станет. Германия не будет больше выступать "адвокатом" России внутри ЕС. А если учитывать, что уже ушёл Берлускони, и скоро уйдёт Ширак, то можно говорить о новой тенденции, возникшей в российско-европейских отношениях. Сегодня в ЕС считается неприличным заступаться за Россию. Возможно, считает Загорский, это явление носит временный характер.
Третье изменение, по словам А.В. Загорского, касается отношения к В.В. Путину лично. Эксперт считает, что ни в Германии, ни в Европе не готовы принять В.В. Путина на третий срок президентства. Подобный шаг со стороны главы российского государства будет рассматриваться как нарушение Конституции РФ. Но в целом, подчеркнул учёный, все эти изменения носят косметический характер и существенного влияния на содержание российско-германских отношений не оказывают.
Другой участник круглого стола В.Я. Швейцер обратил внимание присутствующих на то, что коалиция ХДС/ХСС и СДПГ носит временный характер и представляет баланс интересов обеих партий. Следовательно, ситуация может измениться в зависимости от того, какая партия окажется у власти в будущем.
По мнению эксперта Центра германских исследований ИЕ РАН В.С. Рыки-на, независимо от того, какая партия придет к власти вслед за "большой коалицией", значительных изменений в будущих российско-германских отношениях не произойдёт, так как в их основе лежит прочный фундамент. Подобную точку зрения высказала и немецкая коллега профессор Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана М. Моммзен, отметив с сожалением, что в российском обществе пока недооценивают лидерские качества А. Меркель.
Российские участники согласились с немецкими гостями, что популярность А. Меркель в России не так высока, как у её предшественника Г. Шрёдера. Но ситуацию можно исправить, используя, например, еще не раскрученный СМИ факт, что канцлер родилась в ГДР, поскольку восточные немцы в силу исторических причин нам более близки и понятны.
Небольшую дискуссию среди участников круглого стола вызвало предложение В.С. Рыкина о необходимости заключения нового договора между Россией и Германией, поскольку Большой договор 1990 года, заключённый между нашими странами, устарел и не отражает актуальное развитие российско-германских отношений. Подписание подобного соглашения способствовало бы, по мнению учёного, новому осмыслению наших отношений и наполнило бы их более конкретным содержанием. Не все участники согласились с этим тезисом. Согласно другой точке зрения, существующий между Россией и Германией механизм взаимоотношений довольно чётко отлажен и соответствует современному уровню развития отношений между нашими странами.
Е.П. Тимошенкова,
аспирант Института Европы РАН