Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 15-37. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, по. 1. Р. 15-37.
ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 338.467.6
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/15-37
НОВАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОСТИ -КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Наталия Викторовна Кузнецова
Дальневосточный федеральный университет, Школа экономики и менеджмента, 690922, Россия, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, корпус G [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0544-8897
Аннотация. Новая парадигма современности - креативная экономика породила новый поворот в исследованиях экономического развития и инноваций. Креативная индустрия - феномен современного экономического развития в постиндустриальном мире, который определяют как новый тип роста, даже в условиях экономического кризиса, благодаря так называемому «креативному классу». Именно креативная экономика стала рассматриваться как фактор устойчивого развития. Цель нашего исследования - рассмотреть способность креативной экономики в синергии с экономикой создавать самостоятельный сегмент рынка. Если учесть факт значительного влияния креативной экономики на экономический рост, то необходимо подробно разобраться в этих понятиях и процессах. На основании анализа исследований в работе предпринята попытка понять границы креативной экономики и её уникальные характеристики. Было выявлено, что креативные индустрии, которые традиционно определяются как отрасли, берущие начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и обладающие потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счёт использования интеллектуальной собственности, ставят вопрос о некотором смещении понятия в сторону экономики знаний, расплывчатости креативной деятельности. Создается ощущение присутствия креативной экономики во всех отраслях, что делает её «ненаблюдаемой» экономикой.
Ключевые слова: креативная экономика, творчество, культура, межотраслевой баланс, креативные индустрии, экономика знаний, Индекс Ричарда Флориды, глобальный рейтинг креативности, творческий класс, рейтинг креативности.
© Кузнецова Н. В., 2022
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2022 ■ Т. 24 ■ № 1 15
Для цитирования: Кузнецова Н. В. Новая парадигма современности - креативная экономика // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 15-37. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/15-37.
ECONOMICS
Original article
A NEW PARADIGM OF MODERNITY - THE CREATIVE ECONOMY Natalia V. Kuznetsova
Far Eastern Federal University, School of Economics and Management, 690922, Russia, Vladivostok, Fr. Russian, p. Ajax, 10, building G [email protected] , https://orcid.org/0000-0002-0544-8897
Abstract. A new paradigm of modernity - the creative economy has given a new turn in the research of economic development and innovation. The creative industry is a phenomenon of modern economic development in the post-industrial world, which is defined as a new type of growth, even in an economic crisis, due to the so-called "creative class". The creative economy has been interpreted as a factor in sustainable development. The purpose of this research is to examine the ability of the creative economy in synergy with the economy to create an independent market segment. Due to the significant influence of the creative economy on economic growth, it is necessary to have a comprehensive understanding of these concepts and processes. Based on the analysis of research, the boundaries of the creative economy and its unique characteristics were studied. It was revealed that creative industries, traditionally defined as industries that originate in individual creativity, skills and talents and having the potential to enrich and create jobs through the usage of intellectual property, raise the question of a shift in the concept towards the knowledge economy, the unclearness of creative activities. The creative economy seems to be present in all industries, which makes it an "unobserved" economy.
Key words: creative economy, creativity, culture, intersectoral balance, creative industries, knowledge economy, Richard Florida Index, global creativity rating, creative class, creativity rating.
For citation: Kuznetsova N. V. A new paradigm of modernity - the creative economy // Pacific RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 1. P. 15-37. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/15-37.
Введение. 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики (КЭ) в целях устойчивого развития на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Работу по проведению года возглавляет Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в сотрудничестве с ЮНЕСКО и другими соответствующими подразделениями ООН.
Международный год креативной экономики не мог быть объявлен в более подходящее время. Нынешний период - это время серьёзных изменений, которые происходят во всем мире. Экономика основывается на инновациях, на новых методах труда и видоизменяющихся отношениях, зависимых от знаний. Лучший путь к успеху - это адаптация к постоянно меняющимся рыночным условиям, поскольку будущее экономическое развитие связано с высокой степенью неопределённости будущего. В настоящее время потребители в развитом обществе постоянно и неожиданно меняют свои характеристики, которые постепенно переходят от функционального к интеллектуальному или моральному удовлетворению в контексте повседневного потребления. В настоящее время среда становится всё более сложной, динамичной и утопленной в информации. Быстро меняются приоритеты развития экономики: инновации, экономика знаний, большие вызовы и т. д. Мы наблюдаем большой прессинг быстро изменяющихся экономических процессов, закономерностей развития, группировок стран по разным критериям. В этих обстоятельствах мы спешим найти приоритеты, триггеры, не поспевая за реальностью. В разгар экономической трансформации проблема заключается в том, что организации становятся более зависимыми от уникальных способностей работников.
В последнее время появилось большое количество публикаций, декларирующих существование креативной экономики, много статистических данных, подтверждающих этот процесс. Например, самая высокая доля креативного класса отмечается в Сингапуре - около 52 %, Республике Корея - 47 %, Канаде - 43 %, США - 38 %, Австралии - 45 %, Индии - чуть более 30 %, Малайзии - 27 %, Филиппинах - 22% [1, с. 10]. Секторы креативной экономики, в которых наблюдался рост доходов в период COVID-19: видеоигры, стриминговые сервисы. Развитие рынка креативной индустрии в США и Канаде связано с рынком креативных сервисов и аудиовизуальных медиа - телевидения, кинопроизводства и радио (182, 28 и 21 млрд долл. США соответственно). Здесь сосредоточено наибольшее число потребителей цифрового культурного контента (47 %), больше, чем в Азии (25 %) и Европе (24 %). Быстроразвивающимся рынком креативной индустрии является латиноамериканский (6% выручки мирового рынка КИ, 7% от общего числа рабочих мест), представленный мультимедийными конгломератами Grupo Globo (Бразилия), Grupo Televisa (Мексика) и Grupo Clarin (Аргентина), обладающими обширными интересами в медиа и не менее обширной аудиторией.
Если учесть факт значительного влияния КЭ на экономический рост, то необходимо подробно разобраться в этих понятиях и процессах. Возникает вопрос, как нам определить креативные товары и понять, где грань между креативными индустриями (КИ) и творческими отраслями.
Термин «креативная экономика» получил широкое распространение в 2001 г. благодаря работе Дж. Хоукинса [2], который изучил 15 различных отраслей в области искусства, исследований и технологий. В его концепции креативная экономика - это система, в которой создание стоимости связано с творческими ресурсами, а не с традиционными экономическими ресурсами, а индивидуальное творчество является ведущим источником ценности. Он выделяет творчество как движущую силу экономического роста.
По словам Дж. Хоукинса, творчество разделяет мир, но не с точки зрения творческих способностей людей, а с точки зрения их таланта выражать творчество с помощью рыночных продуктов. Дж. Хоукинс систематизировал творческие индустрии по пятнадцати секторам, и этот список стал одним из самых популярных стандартов оценки и выражения экономических ценностей в глобальной, национальной или местной среде как в развитых, так и в развивающихся странах [2]. В настоящее время быстрорастущими отраслями промышленности являются архитектура, искусство, исследования и разработки. Некоторые отрасли имеют тенденцию расти быстрее, чем другие, и зависят от творчества людей и разработки ими новых технологий, а новые продукты, созданные этими людьми, приносят больше прибыли. Ж. Хартлей отмечает, что креативные индустрии являются важными компонентами стран с развитой экономикой [3].
Согласно Е. Карнитису [4, с. 98], высококвалифицированные специалисты становятся стратегическим потенциалом любой страны, но творчество (включая науку, НИОКР, инновации, способность предлагать идеи, которые могут быть использованы в коммерческих целях) становится основной движущей силой роста в любой сфере человеческой деятельности.
Р. Кейвс [5] дополнил понятие КЭ, сформулировав семь экономических свойств креативных индустрий:
- неопределённость спроса, реакция потребителя на креативный продукт не известна заранее и не понятна впоследствии;
- творческие работники озабочены оригинальностью, техническими и профессиональными навыками, гармонией, обещаниями творческих продуктов и готовы согласиться на более низкую заработную плату, а не на банальную работу;
- для создания относительно сложных творческих продуктов требуются разнообразные квалифицированные ресурсы;
- различные творческие продукты могут отличаться по своему качеству и уникальности, каждый продукт представляет собой отдельную комбинацию входных данных, приводящую к бесконечному разнообразию вариантов;
- художники ранжируются по их навыкам, оригинальности и знанию творческих процессов и/или продуктов, поэтому небольшие различия в навыках и талантах могут привести к огромным различиям в (финансовом) успехе;
- время играет важную роль при координации сложных проектов с участием самых разных специалистов;
- некоторые творческие продукты имеют аспекты долговечности, которые требуют защиты авторских прав, позволяя создателю или исполнителю собирать гонорары.
На наш взгляд, теория семи экономических свойств, разработанная Р. Кейвсом, справедливо подверглась серьёзной критике: творческие отрасли не уникальны, но в целом они получают более высокие баллы по этим свойствам по сравнению с некреативными отраслями. Более того, эти экономические свойства не характеризуют уникальность креативной деятельности. Возникает вопрос: речь идёт о креативных индустриях или творческих навыках, свойственных большинству людей?
Следует выделить подход Р. Флориды, связанный с теорией нового креативного класса и предпринимателей. Р. Флорида считает, что творчество - фундаментальный источник экономического роста и решающий источник конкурентного преимущества, творческий класс обладает силой, талантом и численностью, чтобы сыграть большую роль в изменении нашего мира [6].
Р. Флорида определил профессии, относящиеся к творческому классу, - наукоёмкие отрасли, которые включают создание новых идей и продуктов или творческое решение проблем архитектуры и дизайна, образования, науки, музыки и развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, технологий или творческого контента, и, конечно же, суперкреативные профессии, такие как университетские профессора, идейные лидеры, актёры, музыканты, танцоры, писатели и поэты [6]. По мнению Р. Флориды, творческий класс состоит также из профессионалов в области бизнеса, финансов и права. Художники или инженеры, музыканты или компьютерные эксперты, писатели или предприниматели - эти люди имеют общий творческий дух, то есть их ценят за креативность, индивидуальность, разнообразие и талант. Короче говоря, это люди, которые творчески создают экономическую ценность. Ценности творческого класса - индивидуальность, разнообразие и открытость.
Творческий класс в большей степени влияет на заработную плату, в то время как образование, как правило, большее влияние оказывает на доход [7]. Но вот в чём вопрос: творческий класс - это креативный класс?
По данным Р. Флориды, за последнее столетие креативный класс США увеличился с 10,0% в 1990 г. до 30,1% в 1999 г., а сверхтворческое ядро выросло с 2,4% в 1900 г. до 11,7% в 1999 г. В период с 1950 г. по 1990 г. число патентов возросло до 150 000, а к 1999 г. - увеличилось ещё на 250% [6, с. 44-45].
Согласно Р. Флориде, творчество - это не интеллектуальный талант, это связано со способностью синтезировать, отбирать и анализировать данные с целью создания чего-то нового и полезного. Спустя несколько лет Флорида пришел к выводу, что мы вступаем в творческую эпоху, когда творчество становится первым фактором роста нашей экономики [8].
Однако в его характеристиках во многом наблюдается размытость понимания креативного класса и включаемых в него профессий, что определило критику Р. Флориды за слишком широкий диапазон профессиональных категорий, используемых для определения творческого класса.
Характеристику креативной и культурной отрасли и её влияния на рост национальной экономики можно найти в публикациях известного экономиста Дж. Потт-са [9] - специалиста по вопросам моделирования эволюционных экономических процессов, креативной экономики. Флоридское понимание творческого класса постепенно отошло от ограничительной интерпретации (как класса привилегированного - так называемого творческого ядра и творческих профессионалов) к пониманию творчества как универсальной компетенции, принадлежащей каждому человеку [10, с. 132].
В отчёте Европейского парламента от 13 апреля 2011 г. о раскрытии потенциала культурной и творческой индустрии термин «креативная индустрия» понимается в связи с так называемой «культурной индустрией». Из определений креативной экономики очевидно, что они относятся к деловой деятельности, основанной на творчестве и/или инновациях для производства продуктов и услуг. Это указывает на то, что сектор креативной экономики обладает значительным потенциалом для будущего развития.
Согласно работе A. Скотта, отрасли, характерные для КЭ, представляют собой размытие культурного и экономического, их продукция ценится из-за эстетических, а не исключительно утилитарных функций [11]. Наряду с созданием и производством, маркетинг и распространение являются ключевыми звеньями этой цепочки, критически важными для товаров, которые полагаются на улавливание (и манипулирование) чувствами потребителей [12; 13].
Определение креативных индустрий сформулировано UNESCO следующим образом: «Креативные индустрии определяются как те отрасли, которые производят материальные или нематериальные художественные и творческие продукты и которые имеют потенциал для создания богатства и получения дохода за счёт использования культурных ценностей и производства товаров и услуг, основанных на знаниях (как традиционных, так и современных). Общим для креативных инду-стрий является то, что все они используют творчество, культурные знания и интеллектуальную собственность для производства продуктов и услуг, имеющих социальное и культурное значение» [14]. Конференция Организации Объединенных
Наций по торговле и развитию предложила определение креативной экономики как новой концепции, основанной на творческом капитале, способном вызывать экономический рост и развитие.
Креативная индустрия определяется как коммерческое предприятие, которое устойчиво управляет творчеством и интеллектуальной собственностью, то есть своими основными ресурсами, для получения прибыли (Б. Мэтисон) [15]. К творческим отраслям относятся компании, которые создают, производят или распространяют продукты и услуги, основанные на культурных и творческих принципах. Продукты и услуги, создаваемые творческой индустрией, в значительной степени зависят от технологического развития, поскольку они выступают в качестве инновационных драйверов для новых технологических продуктов (Д. Мицнер и М. Кампрат) [16]. То есть ключевая характеристика в рамках креативной экономики - творческая деятельность.
Таким образом, мы видим, что не существует единственного определения креативной экономики. Это субъективная концепция, которая всё ещё находится в стадии разработки. В целом получается, что КЭ строится на экономической деятельности, основанной на знаниях, и взаимосвязи человеческого творчества и идей, знаний и технологий, а также на культурных ценностях. Креативная экономика базируется на потенциале неограниченного источника, которым является интеллектуальный капитал. То есть КЭ обусловлена качеством человеческого капитала, прямо зависящего, прежде всего, от качества образования и науки. Но понятие человеческого капитала имеет свои ограничения и не может прояснить все предпосылки развития креативной экономики. В этой связи Р. Кушинг [17] использует расширенный термин - креативный капитал. Считается, что наукоёмкий характер творческой экономики основан на социальной, а не на материальной основе и (в более широком смысле) на новой «культуре» творческого производства. Учёные обратили внимание на вклад в развитие экономики учёных, артистов, талантливых людей, обладающих творческим мышлением и способностью генерировать оригинальные, нетрадиционные идеи. Они создают самую высокую добавленную стоимость в развитых экономиках.
Соответственно встаёт вопрос набора необходимых компетенций для таких профессионалов. Но каких? Как отличить креативную деятельность от инновационных и творческих видов деятельности? Ответа на этот вопрос нет. Пока нет.
Несмотря на актуальность этих тем и огромное количество связанных публикаций, анализ исследований по креативной экономике доказывает отсутствие единой, чётко обозначенной парадигмы, что вызывает много вопросов и недопониманий. Несмотря на огромное количество публикаций, исследования всё ещё носят фрагментарный характер. Обсуждение КЭ разнообразно и широко дифференцировано от страны к стране.
Это определяет то, что термины, используемые в мире в качестве синонимов при описании сектора креативной экономики, многообразны: креативные индустрии (Creative Industries, Creative sector); креативная экономика (Creative economy); культурные индустрии (Cultural Industries, Cultural sector); экономика впечатлений (Experience economy); экономика знаний (Knowledge-Based economy); индустрии авторского права (Copyrights Industries, Copyright-Based Industries); «оранжевая экономика» (Orange economy).
Креативные индустрии (КИ). Недавние исследования также аргументируют, что КИ, как правило, демонстрируют определённые формы социально-экономической организации, которые способствуют инновациям и экспериментам.
Это наложило отпечаток на дальнейшее представление о КЭ. Креативные индустрии, которые традиционно определяются как отрасли, берущие начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и обладающие потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счёт использования интеллектуальной собственности, ставят вопрос о некотором смещении понятий в сторону экономики знаний, расплывчатости креативной деятельности и, что самое главное, создают ощущение присутствия КЭ во всех отраслях и делают её «ненаблюдаемой» экономикой. Это делает невозможным проводить сравнительный анализ в рамках мировой экономики. Тем более, что перечень отраслей, относимых к креативному сектору экономики, различается в разных странах (см. табл. 1).
В табл. 2 представлены наиболее развитые отрасли КИ. Таким образом, оценки из разных стран сложно сравнивать из-за различных используемых определений и разного перечня отраслей, входящих в креативные индустрии. Креативные индустрии имеют не только экономическую ценность, но ещё и культурный капитал, и потенциал к инновационному развитию, что сложно оценить с помощью статистических данных.
Креативные индустрии не являются сектором со статистической точки зрения, поскольку сектор и смежные профессии нелегко определить по международным статистическим стандартам: слишком много видов деятельности, которые являются «частично» креативными. Хотя в ОКВЭД-2 (Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности), на который Россия перешла в 2017 г., появился раздел R «Деятельность в области культуры, спорта и организации развлечений», однако кинопроизводство, народные и художественные промыслы (НХП), организации фэшн индустрии, дизайн остались разбросанными по другим разделам классификатора. Например, НХП учитываются в разделе C «Обрабатывающие производства».
Наблюдается неполная информация по видам ОКВЭД, которые могут быть отнесены к КИ, на уровне российских регионов. В силу небольшого, на сегодняшний день, вклада отдельных видов креативной деятельности в экономику страны,
статистические службы не всегда располагают данными, необходимыми для анализа этой области экономики. Сектор состоит из большого количества малых и микрокомпаний (около 90% сектора). Их очень трудно измерить статистически, поскольку они могут быть «неформальными» и их доход может быть не заявлен в налоговых режимах. Высока доля самозанятых в сфере культурных и креативных индустрий, и отсутствует какая-либо информация о них.
Для подтверждения наших гипотез мы проанализировали межотраслевые балансы по странам (2000 г. и 2014 г.): Россия, США, Австралия, Канада, Китай, Республика Корея. Выбор стран определялся глобальным рейтингом стран по креативности. Отдельные результаты предложены в составленных матрицах (см. рис. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ перечня отраслей, включённых в креативные индустрии по отдельным странам мира
Comparative analysis of the list of industries included in the creative industries by individual countries of the world
Канада США Китай Инд в я Индонезия Новая Зе-ландня Сннга- Й£ РК AHCTpa- ЛЕЯ Япония ББЛНКО-дрнтаиия Фрв нпая Германия Италия
архитектура, инженерия + +- + +■ + + + ■+ + +
ншалнвтельсЕЯЕ искусства + + Нг + + + + + + + +
изобразительные искусства + +■ + +■ + +■ + ■+ +
литература + +■ + +■ + + ■+ +
издательское дело + +■ + +■ + +■ +■ + + + ■+ + + +
мода + +■ + +■ + +■ + ■+ + +
дизайн предметный + +■ + +■ + +■ +■ ■S- + ■+ + +
ZEI МП1-1 ]М ~ *M"->HniIUX:jHKbIE[ + +■ + +■ + +■ + ■S- + ■+ + +
музыка + +■ + +■ +■ + +■ + ■S- + -+ + + +
телевидение + +■ + +■ +■ + +■ +■ + ■S- + ■+ + + +
радио + +■ + +■ +■ + +■ +■ + ■S- + ■+ + + +
фотография + + + + + + + + + ■+ -8- +
кино + + + + + + + + + + ■+ -8- +
анимация + + + + + + + + + ■+ + +
реклама + + + + + + + + + + + +
ремесла + + + + + + + +
Еультурко-icfjpjj. наследие + + + +
музеи и галарен + + + + + + + +
библиотеки + + + + -8- +
архивы + + + +
компьютерные игры + + + + + + + + + +
проатраымное обеспечение + + + + + + + + +
мультимедиа + + + + + + + ■+ + +
нозыв медиа + + ■+ + +
образование + +- + ■+ +
развлечения (праздники) + +- + +- +
игры +
ботанические сады, зоопарки +■ + +
дискотеки и ночные клтсы +
парфг-омерия н косметика +
вина и ШРШШШ, + +
туризм + +
НИОКР н не следов дни я +■ +■ +
авторское право + +■ + + +
Источник: составлено автором по: [1, 2, 5, 10, 14] Source: Compiled by the authors based on: [1, 2, 5, 10, 14]
Таблица 2
Наиболее развитые отрасли креативных индустрий The most developed sectors of creative industries
Страны Ведущие и наиболее развитые отрасли креативных индустрий
Австралия Мода, игры, издательское дело
Бразилия Индустрия моды, музыка, кино, интернет - СМИ
Великобритания Медиа, архитектура, издательское дело
Германия Дизайнерская продукция, издательское дело, аудиовизуальные материалы
Индия Разработка компьютерных игр, услуги поддержки игр, информационные технологии, новые медиа
Испания Индустрия моды, издательское дело, художественные промыслы
Канада Издательская деятельность, мода, дизайн, ювелирные украшения, анимация и визуальные эффекты
Китай Художественные промыслы, новые медиа, издательское дело, изобразительное искусство
Корея Дизайнерские товары, декоративно-прикладное искусство, новые медиа
США Дизайн, изобразительное искусство, издательское дело, новые медиа и аудиовизуальные материалы
Франция Дизайнерские направления, мода, ювелирные изделия, издательский сектор
Швеция Предметы интерьера, мода и игрушки; газеты и книги; аудиовизуальные материалы и новые медиа
Япония Аудиовизуальная продукция, новые медиа, изобразительное искусство, исполнительское искусство, художественные промыслы
Источник: составлено автором по (Source: Compiled by the authors based on): The World Bank https://databank.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD/1ff4a498/Popular-Indicators
Мы видим, что участие КИ в других видах деятельности в США достаточно активно, в отличие от РФ (см. рис. 2). Это говорит об уровне развития креативных индустрий, но для нас важен факт участия последних во всех видах деятельности. Это ещё раз подтверждает, что речь идёт не о креативных индустриях, а о творческих видах деятельности. Вопрос упирается в отсутствие устоявшихся понятий и категорий.
Вклад креативных индустрий по странам не подтверждает «победные» статистические данные, которые публикуются.
<м 6 л и
31 § £
о <м
е
Рч «
<С
ю
л
0
1
л
о
а «
н о о и
е
<и «
и
т
и а
йн
Й £
° &
тз е*
<и 00
о\
в ^
е? ^
И ^
л
5 чз
<и
5М I
§ 8
(и ^
Ч •.
и 50
СЗ О
& ^
о го
* &
и о а
О
О
Рч' 8
л
0
1
а 5
£ Ъ 8 а Э ■§
о и
<и Ч
н о о
о
«
а
ж у
г
£
ю СП
Yeai -Т Codj.T Description | T Origi ^
C10-C12 CI3-CI5 CIO
CI7
o o
o o
52 240
O O
C2Í
> П
2014 J5S 2014 J59_J60 2014 J« 2014 J62_J63 2014 M71 2014 И72 2014 M73 2014 М74 И75 2014 P45 2014 R_S
Издательская деятел Производство KHHOlfl Телекоммуникации Компьютерное прогр Аркитектурно-ммжеие
Реклама Прочая Образование Прочая сервисная де
Dor'EStiC Domestic Domestic Domestic Domestic Domestic Domestic Domestic Domestic Domestic
О 0
483 0 0 0 0 0 13 152
0 0
1171 0
265 0 0
0 15 102
0 0
178 0 0 0 0 0 13
151 0
0 0
118
0 0 209
0 0 0 0 0 201 0
339 0 0
"П п XI Yeai -T Г/мЛ.Т Description! | T Origi- C29 С10 С 31 C3Ï C33 □35 E3B Е37-Е» F G45 G46 G47 H49 H50 H51 H 52 H53 1 J 50
2014 J5B Издательская деяпгел Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
щ. 2014 J59 ЛИ Производство KHHOtf Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2014 J61 Телекоммуникации Domestic 116 0 154 0 700 0 0 1247 635 5 930 2 292 1094 31 242 461 0 157 0
О 2014 J-62 Ш Компьютерное прогр Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
S 2014 М71 Архитектурно-инжене Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
О 3 п' 1Л 2014 М72 Научные исследован Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2014 М73 Реклама и маркетинг Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2014 М74 М75 Прочая профессиона Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
-а о_ 2014 Р85 Образование Domestic 4 0 3 0 28 0 0 29 10 97 38 35 1 3 15 0 18 0
2014 R S Прочая сервисная да Domestic 30 0 12 0 493 0 0 408 331 3090 1195 1 988 31 241 459 0 215 0
о Уев, T Со* Description т Origi- JSB J 59 JS0 jet J62 JS1 K64 KS5 K66 LSB l№9 И 70 M71 И72 M73 W74 И75 M OÏ4 PB5
i— ûj S 2014 J58 Издател ьская дентел Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2014 J59 J60 Производство кино^ Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2022 2014 JS1 Телекоммуникации Domestic 0 0 9 441 0 2 093 0 0 587 0 0 0 0 0 2 020 6132 1108
2014 Ж J63 Компьютерное porp Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2014 mi Архитектурно-инжене Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2014 МТ2 Научные исследое-ан Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
о 2014 \mt Рекл ама и маркети нг Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2014 1Л74- 1Л75 Прочая гтофессионя Domestic 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 a 0 0
2014 РЙ5 Образование Domestic 0 0 11 0 171 0 0 2 0 0 0 0 0 51 501 604
z 2014 R S Прочая сервисная де Domestic 0 0 777 0 1249 0 0 675 0 0 0 0 0 2 371 3 550 2 543
Россия
Рис. 1. Окончание (начало см. на с. 25)
о О
х о о
о
Прочая сервисная деятельность
NJ О NJ
Образование ■ Прочая профессиональная, научная...
Рекламаи маркетинговые... Научные исследования и разработки
Архитектур но-инженерная.. Компьютерное программирование,...
Телекоммуникации С Производство кинофильмов, видео... Издател ьская деятел ьность
I ВП, 2014 г.
Россия
20 ООО 40 ООО
□ ВП, 2000 г.
Прочая сервисная деятельность Образование Прочая профессиональная,... Реклама и маркетинговые...
Научные исследования и... Архитектурно-инженерная..
Компьютерное... Телекоммуникации Производство кинофильмов,... Е Издательская деятельность Г
NJ
I ВП, 2014 г. ПВП, 2000 г.
Канада
Прочая сервисная деятельность Образование
Прочая профессиональная,...Г Рекламаи маркетинговые...
Научные исследования и... Р Архитектурно-инженерная..
Компьютерное... Г Телекоммуникации ^ Производство кинофильмов,... Издательская деятельность
о
■ ВП, 2014 г.
200 000 400 000
□ ВП, 2000 г.
600 000 800 000
Австралия
Прочая сервисная деятельность Образование Прочая профессиональная,... Рекламаи маркетинговые...
Научные исследования и...| Архитектурно-инженерная...
Компьютерное... | Телекоммуникации Е Производство кинофильмов,... Издательская деятельность
200 000 400 000 600 000 800 000
I ВП, 2014 г. ПВП, 2000 г. Китай
NJ
Рис. 2. Вклад креативных индустрий по странам (начало, окончание см. на с. 28) Источник: расчёты автора по (Source: author's calculations based on): The World Bank https://databank.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD/lff4a498/Popular-Indicators
IV)
СО
"О >
О
31
О л
Прочая сервисная деятельность Образование Прочая профессиональная,... Рекламаи маркетинговые...
Научные исследования и... Архитектурно-инженерная..
Компьютерное... Телекоммуникации Производство кинофильмов,... Издательская деятельность
■ ВП, 2014 г. ПВП, 2000 г. Республика Корея
Прочая сервисная деятельность Образование Прочая профессиональная,... Реклама и маркетинговые-Научные исследования и... Архитектурно-инженерная...
Компьютерное... Телекоммуникации Производство кинофильмов,... Издательская деятельность
200 000 400 000 600 000 800 000
I ВП, 2014 г. □ ВП, 2000 г.
США
ш ^
0
1
о
ю о ю
ю <
о
Рис. 2. Окончание (начало см. нас. 27)
ж >
м
Нами были проанализирована торговля креативными товарами и услугами. Такие товары создаются, производятся и распространяются в коммерческих целях, но при этом обладают творческим содержанием, экономической и культурной ценностью. Возникает вопрос: креативная деятельность - это творческая деятельность или уникальная деятельность? Анализ новых экспортных товаров и экспортной деятельности не выявляет креативные товары. Например, с 2004 г. Австралия добавила 3 новых продукта, и в 2019 г. эти продукты принесли доход на душу населения 2 доллара США. Австралия производит слишком мало продуктов, чтобы способствовать значительному росту доходов. Если предположить, что новые экспортные товары - результат процесса креативной экономики (представлено в табл. 3), то получается, что деятельность в этом направлении на протяжении 15 лет в ведущих экономиках мира ставит под сомнение тезис «КЭ - триггер экономического роста».
Таблица 3
Новые экспортные товары, 2004-2019 гг. New Export Products, 2004-2019
Страны Новые продукты (кол-во) Долл. США на душу населения Общая стоимость
Австралия 3 2 55,4 млн долл
Канада 8 48 1,82 млрд долл
США 5 263 86,3 млрд долл
Китай 43 74 103 млрд долл
Республика Корея 23 574 29,7 млрд долл
Германия 6 5 377 млн долл
Великобритания 5 6 395 млн долл
Россия 23 61 8,74 млрд долл
Сингапур 17 1,75 тыс. дол 9,96 млрд долл
Источник: составлено автором по (Source: compiled by the authors based on): Атлас экономической сложности https://atlas.cid.harvard.edu/countries/239
Уникальные особенности креативности. Следует определить грань отличия творческой деятельности от креативной через уникальные особенности последней (см. табл. 4).
Получается, что творчество - это процесс, а креативность - это способность, причём уникальная. То есть, если у кого-то развита креативность, ему намного проще творить.
Креатив - это конструкция высшего порядка, которая связывает знания, технологии или инновации, но носителем его является человек. Именно появление критической массы людей с уникальными способностями и навыками рождает им-
пульс, который питает экономический прогресс, стимулирует технологическое,
культурное и общечеловеческое развитие. Таблица 4 Понятие креативность Concept of creativity
Традиционный подход к пониманию «креативность» Креативность (лат. Сгео) - творить, создавать
«Креативное мышление» = Умение генерировать идеи».
Критическое мышление (умение оценивать идеи)
Коллаборативность (умение придумывать в команде),
Образное мышление (умение визуализировать идеи)
Это устойчивая характеристика личности, совокупность творческих способностей индивида, один из факторов одаренности, особый тип интеллектуальных способностей.
Креативность характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей и предполагает, по П. Торренсу (1974), чувствительность к проблемам и имеющемуся дефициту решений, поиск решений, выдвижение и проверку гипотез и, наконец, формулирование результата.
Креативность - это способность принимать неожиданные решения основываясь на имеющихся знаниях или опыте.
Креативность - это творческий потенциал человека, помогающий ему создавать что-то новое.
Понятие креативности как части креативной экономики, её уникальные характеристики (Дж. Гилфорда, Л. Терстоуна, Р. Стернберга и др.) Мышление дивергентное - идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики
Беглость мысли - способность к генерированию большого количества идей
Иррелевантность - логическая независимость реакции от стимула
Гибкость - способность к порождению разнообразных идей
Фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией
Оригинальность - способность к порождению нестандартных идей
Способность решать проблему, т. е. анализировать и синтезировать идеи
Смелость - способность идти на разумный риск
Готовность противостоять мнению окружающих
Индекс Ричарда Флориды. Рассмотрим Индекс Ричарда Флориды. Он состоит из трёх блоков, так называемых трёх «Т», включая талант, технологии и толерантность. Следует отметить, что Р. Флорида рассматривает их как конкретные факторы, которые имеют решающее значение для регионального экономиче-
ского роста, которые он назвал «3T экономического развития» [6]. Согласно Р. Флориде, технология - это то, что позволяет капитализму постоянно революционизировать себя, обеспечивая его жизнеспособность. Талант - второй фактор, работники умственного труда не только улучшают существующие средства производства, они создают новые продукты, которые открывают совершенно новые рынки. Третий и, пожалуй, наиболее обсуждаемый фактор - терпимость или толерантность. Это важно, поскольку талант подвижен, он течёт, и места, куда он течёт, являются самыми привлекательными [18]. Интересную иллюстрацию этого феномена Р. Флорида даёт через «Индекс геев», который разработал демограф Гэри Гейтс (график концентрации геев) [19]. Авторы обнаружили, что места, получившие высокие оценки среди геев, были тесно связаны с региональной кластеризацией индустрии высоких технологий - корреляция, которая со временем увеличивалась. Геи, конечно, не способствуют развитию высоких технологий, но они являются ведущим индикатором толерантности к месту жительства.
Забегая вперёд, следует отметить, что Р. Флорида (о чём мало упоминается) описывает, что места сосредоточения творческих людей должны обеспечивать низкие барьеры для входа талантов, а это означает быть открытыми и гостеприимными. То есть следует уделять больше внимания качеству места - то, что он называет четвёртым T: «Территориальные активы» [20].
«Талант» позволяет оценить человеческий капитал (процент людей с высшим образованием от населения) и научный талант (процент исследователей/ученых). «Технологии» являются средним арифметическим от индекса инновационной деятельности и индекса затрат на приобретение. Первый рассчитывается как доля выданных патентов на 1 млн человек. Индекс затрат на приобретение оценивается по доле расходов на НИОКР в валовом региональном продукте. Индекс «Толерантность» в модели Р. Флориды опирался на индекс ценностей и индекс самовыражения. Индекс ценностей базировался на оценке степени разногласий между традиционным и современным обществами, тогда как индекс самовыражения - терпимости к социальным меньшинствам и мигрантам.
Из вышесказанного следует, что индекс Р. Флориды неоднозначен: размыто понимание креативного класса и включаемых в него профессий; ограниченность модели в части параметров индекса - в основном оцениваются наука и инновации и недооценивается роль культуры и креативности как таковой. В целом индекс направлен на реализацию теории творческого класса как фактора экономического роста, но не даёт ответа на вопросы о креативной экономике.
Новое исследование «Глобальный рейтинг креативности», проведённое Институтом Martin Prosperity, представляет новую модель экономического развития. Модель получила название «3Т», как у Р. Флорида, и оценивает 139 стран на основе каждого их этих критериев, а также их в совокупности (см. табл. 5).
Таблица 5
Рейтинги креативности Ratings of creativity
Критерий Индекс Ричарда Флориды (три «Т») «Глобальный рейтинг креативности» (Global Creativity Index)
«Талант» Позволяет оценить человеческий капитал (% людей с высшим образованием от населения) и научный талант (% исследователей/учёных) Доля взрослых с высшим образованием и рабочей силы в креативном секторе
«Технологии» Среднее арифметическое от индекса инновационной деятельности (доля выданных патентов на 1 млн человек) и индекса затрат на приобретение, доля расходов на НИОКР в валовом региональном продукте Инвестиции в научные исследования и развитие, количество патентов на душу населения
«Толерантность» Индекс ценностей (оценка степени разногласий между традиционным и современным обществами) и индекс самовыражения (терпимости к социальным меньшинствам и мигрантам) Отношение к иммигрантам, расовым, этническим и социальным меньшинствам
Источник (Source): [6, 7]
Где место КЭ в этой схеме? Человеческий капитал становится определяющим фактором возникновения и развития «экономики знаний». Согласно нашим сравнениям КЭ также основывается на человеческом капитале. Значительное внимание в экономике знаний уделяется такой её составляющей, как образование, а инновации являются ядром экономики знаний.
Основные характеристики экономики знаний:
- информация;
- знание - ключевое преимущество перед другими ресурсами, оно является самовоспроизводящимся и бесконечным;
- наиболее важным элементом, от которого зависит экономика знаний, является научно-исследовательский сектор;
- знание - универсальный источник производства благ и в то же время товар, что означает, что одно и то же знание может использоваться в другой области;
- качество труда создаётся за счёт использования передовых технологий;
- важны умственные способности - уровень научной квалификации и практи-
ческие опыты, которыми субъект владеет, для того чтобы быть способным работать с высоким уровнем технологий, используемых в отраслях экономики знаний;
- информационные и коммуникационные технологии играют важную роль в экономике знаний, особенно компьютерные технологии, которые имеют большое значение в обработке данных и ускоряют этот процесс в обществе и экономике.
Согласно Р. Флориде творчество распространяется на всех людей, то есть встроено во все виды занятий и пересекает все социальные категории. В отличие от земли, капитала и труда, творчество - это не запас вещей, которые можно исчерпать, а неограниченный ресурс, который постоянно обновляется и улучшается за счёт образования, опыта работы и стимулирования [20, с. 196-197]. Следовательно, возникает ощущение безграничности креативной экономики в современных условиях. Получается, что КЭ растворяется в экономике знаний.
Нами было проведено сравнительное исследование концепций «экономики знаний», «постиндустриального общества» и представлений (о концепции говорить ещё рано) о креативной экономике (рис. 3).
ЭКОНОМИКА ЗНАНИИ
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Человеческие ресурсы
• способности Ч
• навыки
• умения j
Человеческий потенциал
Человеческий капитал
-Л
■ возможности реализации человеческих возможностей
■ интеллектуальные способности человека
■ уровень проф. образования
■ квалификация
1 компетентность
■ инновационные способности
Уникальные особенности креативности
Беглость мысли
Гибкость Фантастичность Оригинальность Способность решать проблем}* Смелость идти на разумный риск Готовность противостоять мнению окружающих
Индекс КЭ три «Г» Талант - человеческий капитал (% людей с высшим образованием от населения) и научный талант {% исследователей ученых). Технологии - средняя арифметическая от индекса инновационной деятельности и индекса затрат на приобретение
Толерантность - опирается на индекс ценностей и индекс самовыражения. Индекс ценностей базируется на оценке степени разногласий между традиционным и современным обществами тогда как индекс самовыражения- терпимости к социальным меньшинствам и мигрантам.
Креативный работник -
работник, в деятельности которого преобладает еьгсоло-июпеллеклге-алъная творческая компонента и способности, самостоятельно реализовать принципиально новый высокотехнологичный проект.
ЭЗ - Знание универсальный источник производства благ, н в то же время товар. Это значит, что одно н то же знание
может использоваться в другой области КЭ - Высокоинтеллектуеыышя творческая компонента.
ЧКПС
ЧК-человеческий капитал, ПС - потребительная стоимость
ТД£ПС+ШКС
ЧК - человеческий капитал ПС-потребительная стоимость, MIC - приращение потребительной креативной стоимости
Рис. 3. Соотношение концепций «экономики знаний», «постиндустриального общества» и представлений о креативной экономике. Источник: составлено автором
Fig. 3. The correlation between the concepts of "economy of knowledge", "post-industrial society" and that of "creative economy". Source: compiled by the authors
Были выявлены противоречия и «чёрные ящики», которые необходимо разработать для завершения разработки парадигмы креативной экономики, и только тогда представляется возможность сформулировать направления её развития, оценить её вклад в развитие экономики.
Наёмный работник, носитель человеческого капитала, в рамках экономики знаний продаёт свою рабочую силу, а особенность креативного работника - собственник уникального капитала. Именно эта уникальность позволяет создавать приращение потребительной креативной стоимости.
Целенаправленные денежные вложения в развитие профессиональных компетенций человека: инвестиции на школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Соответственно этими благоприобретёнными характеристиками наделены работники в условиях экономики знаний, полученное одно и то же знание может использоваться в разных областях.
Г. Беккер разделил человеческий капитал на «специальный человеческий капитал» (наличие узкоспециализированных знаний и профессиональных компетенций прикладного значения, представляющих ценность лишь в рамках той организации, в которой эти знания были приобретены) и «общий человеческий капитал» (представляющий собой комплекс универсальных знаний и компетенций фундаментального значения, без владения которыми невозможно полноценно встроиться в трудовой процесс)» [21, с. 516]. Но мир так быстро меняется, меняются условия существования, механизмы экономических процессов, время циклов сжимается, как пружина. И, естественно, меняются приоритеты востребованности навыков человеческого капитала. Здесь следует пояснить. Уникальность человека присутствовала всегда, как характеристика его способностей, но ещё никогда раньше она не была так важна для роста экономики любой страны. Соответственно, если мы говорим о КЭ не как о творческом начале, которое присутствует во всех видах деятельности, а об особенных возможностях человеческого капитала, то в деление человеческого капитала Г. Беккера следует добавить креативный человеческий капитал, носителем которого является креативный работник. Он становится носителем уникальных, свойственных только ему способностей, что позволяет ему создавать значительное приращение прибыли.
Список источников
1. Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик // Бюллетень о сфере образования. Аналитический центр при правительстве РФ. 2017. № 13. С. 24.
2. Howkins J. The Creative economy: how people make money from ideas. 1st ed. London : Penguin Books, 2001. 263 р.
3. Hartley J. Creative Industries. Oxford : Blackwell, 2005. 434 р.
4. Karnitis E. A Knowledge-Based Human-Centered Growth Model for Latvia // Journal of Business Economics and Management. 2006. № 7 (3). Р. 95-101.
5. Caves R. Creative industries: contracts between arts and commerce. Cambridge : Harvard University Press, 2002. 464 р.
6. Florida R. The Rise of the creative class: and how it's transforming work, leisure, community and everyday life. New York : Basic Books, 2002. 404 р.
7. Florida R., Mellander C., Stolarick K. Inside the black box of regional development - human capital, the creative class and tolerance // Journal of Economic Geography. 2008. № 8. Р. 615-649.
8. Florida R. The flight of the creative class. New York : HarperCollins. 2005. 268 р.
9. Potts J. Why creative industries matter to economic evolution // Economics of Innovation and New Technology. 2009. № 18 (7-8). Р. 663-673.
10. Murgas F. Kreatívna trieda, kreatívna ekonomika a múdra spolocnost' ako riesenie ich kontroverznosti // Creative and Knowledge Society. 2011. № 2. Р. 120-140.
11. Scott A. J. The Cultural economy of cities. London : Sage, 2000. 306 р.
12. Hirsch P. Processing fads and fashions: an organization-set analysis of cultural industry systems // American Journal of Sociology. 1972. № 77. Р. 639-659.
13. Pratt A. The cultural industries production system: a case study of employment change in Britain, 1984-91 // Environment and Planning. 1997. № 29. Р. 1953-1974.
14. Culture, creativity and markets. Paris : UNESCO, 1998. 484 р.
15. Matheson B. A Culture of creativity: design education and the creative industries // Journal of Management Development. 2006. № 25 (1). Р. 55-64.
16. Mietzner D., Kamprath M. A Competence portfolio for professionals in the creative industries // Creativity and Innovation Management. 2013. № 22 (3). Р. 280-294.
17. Cushing R. Creative capital, diversity and urban growth. Texas, Austin : Unpublished manuscript, 2001. 89 р.
18. Florida R. Bohemia and economic geography // Journal of Economic Geography. 2002. № 2 (1). Р. 55-71.
19. Gates G., Florida R. Technology and tolerance: The importance of diversity to high-technology growth. 2001. Washington, DC: Brookings, 2001. URL: http://www. urban.org/UploadedPDF/1000492_tech_and_tolerance.pdf.
20. Florida R. The creative class and economic development // Economic Development Quarterly. 2014. № 28 (3). Р. 196-205.
21. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Москва : Высшая школа, 2003. 672 с.
Информация об авторе
Н. В. Кузнецова - доктор экономических наук, профессор, профессор департамента социально-экономических исследований и регионального развития, Школа
экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия.
References
1. Education and creative industry in the mirror of international and domestic practices. Bulletin on the education sector. Analytical Center for the Government of the Russian Federation, 2017, no. 13, pp. 24. (In Russ.).
2. Howkins J. The Creative economy: how people make money from ideas. 1st ed. London: Penguin Books, 2001. 263 р.
3. Hartley J. Creative industries. Oxford: Blackwell, 2005. 434 р.
4. Karnitis E. A Knowledge-Based Human-Centered Growth Model for Latvia. Journal of Business Economics and Management, 2006, no. 7 (3), pp. 95-101.
5. Caves R. Creative industries: contracts between arts and Commerce. Cambridge: Harvard University Press, 2002. 464 р.
6. Florida R. The Rise of the creative class: and how it's transforming work, leisure, community and everyday life. New York: Basic Books, 2002. 404 р.
7. Florida R., Mellander C., Stolarick, K. Inside the black box of regional development - human capital, the creative class and tolerance. Journal of Economic Geography, 2008, № 8, pp. 615-649.
8. Florida R. The flight of the creative class. New York, NY, HarperCollins. 2005.268 р.
9. Potts J. Why creative industries matter to economic evolution. Economics of Innovation and New Technology, 2009, no. 18 (7-8), pp. 663-673.
10. Murgas F. Kreatívna trieda, kreatívna ekonomika a múdra spolocnosf ako riesenie ich kontroverznosti. Creative and Knowledge Society, 2011, no. 2, pp. 120-140.
11. Scott A. J. The Cultural economy of cities. London: Sage, 2000. 306 р.
12. Hirsch P. Processing fads and fashions: an organization-set analysis of cultural industry systems. American Journal of Sociology, 1972, no. 77, pp. 639-659.
13. Pratt A. The cultural industries production system: a case study of employment change in Britain, 1984-91. Environment and Planning, 1997, no. 29, pp. 1953-1974.
14. Culture, creativity and markets. Paris: UNESCO, 1998. 484 р.
15. Matheson B. A Culture of creativity: design education and the creative industries. Journal of Management Development, 2006, no. 25 (1), pp. 55-64.
16. Mietzner D., Kamprath M. A Competence portfolio for professionals in the creative industries. Creativity and Innovation Management, 2013, no. 22 (3), pp. 280-294.
17. Cushing R. Creative capital, diversity and urban growth. Texas, Austin: Unpublished manuscript, 2001. 89 р.
18. Florida R. Bohemia and economic geography. Journal of Economic Geography, 2002, no. 2 (1), pp. 55-71.
19. Gates G., Florida R. Technology and tolerance: the importance of diversity to high-technology growth. Washington, DC: Brookings, 2001. URL: http://www. ur-ban.org/UploadedPDF/1000492_tech_and_tolerance.pdf .
20. Florida R. The Creative class and economic development. Economic Development Quarterly, 2014, no. 28 (3), pp. 196-205.
21. Becker G. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskii podkhod. Izbrannye trudy po ekonomicheskoi teorii. Moscow : Vysshaya shkola Publ.: Higher school, 2003. 672 p. (In Russ.).
Information about the author
N. V. Kuznetsova - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Socio-Economic Research and Regional Development, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.