НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЯДРА ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОНП-СЕТИ С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ
Н.Д. Эриашвили,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: [email protected];
Е.Л. Логинов, доктор экономических наук Заместитель генерального директора Института экономических стратегий
E-mail: [email protected];
А.И. Райков,
доктор технических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник
Института проблем управления РАН E-mail: [email protected];
Д.Н. Ефремов,
эксперт Министерства образования и науки Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования новой организационной модели построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки России с использованием универсальной образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой.
Ключевые слова: интеграция, наука, образование, производство, организационная модель.
THE NEW ORGANIZATIONAL MODEL OF INTELLIGENT CORE OF INNOVATION AND TECHNOLOGICAL INFRASTRUCTURE OF HIGHER EDUCATION AND SCIENCE OF RUSSIA ON THE BASIS OF SNPS NETWORK WITH DISTRIBUTED DATA-PROCESSING ENVIRONMENT
N.D. Eriashvili,
doctor of economics, candidate ofjurisprudence, candidate of historical sciences, professor;
E. L. Loginov,
doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy;
A.I. Raykov,
doctor of Engineering, professor, Leading researcher of Institute ofproblems of management of the Russian
Academy of Sciences; D. N. Efremov,
expert, Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Annotation. This article discusses the formation of a new organizational model of intelligent core but innovative technological infrastructure of higher education and science in Russia using a universal educational, scientific and industrial network with distributed data-processing environment.
Keywords: integration, science, education, manufacturing, organizational model.
Накопившиеся диспропорции в системно-структурных характеристиках образовательной, научной, производственной деятельности нашей страны приводят к необходимости новой структурной компоновки образовательных и научных организаций на уровне субъектов Российской Федерации и Федеральных округов [1].
В этих условиях изменение территориальной структурной компоновки образовательных и научных организаций позволит решить многие из накопившихся проблем, причем с экономией финансовых и материальных затрат на эти цели [10]. В связи с этим целесообразен переход к сетеформирующей кластеризации образовательной, научной, производственной деятельности, путем выделения соответствующих кластеров, находящихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, территориально смежных, в пределах которых, осуществляется попытка достижения сбалансированности инновационного развития в условиях как обычной, так и высокотехнологичной производственной деятельности [11]. Сетеформи-рующая кластеризация структур образовательной, научной, производственной деятельности при заданных критериях организационно-информационного взаимодействия обеспечивает формирование единого научно-технического пространства в сфере науки и образования России [3].
При наличии дефицита знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе ОНП-сети, его покрытие осуществляется за счет импорта знаний и компетенций по линиям организационно-информационного взаимодействия. При наличии избытка знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе ОНП-сети, этот избыток может быть передан в дефицитный инновационный кластер по линиям организационно-информационного взаимодействия для покрытия балансового дефицита знаний и компетенций. В случае, когда передаваемый из избыточного инновационного кластера, сформированного на основе ОНП-сети, объем знаний и компетенций обеспечивает сбалансированность, то эти взаимосвязи служат для повышения эффективно-
сти совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности инновационного кластера, сформированного на основе ОНП-сети.
В результате будет достигнуто более эффективное и точное формирование условных балансов производства и поставок новых знаний и компетенций в рамках образовательной, научной и производственной деятельности в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России по инновационным кластерам Российской Федерации.
Сетеформирующая кластеризация образовательной, научной и производственной деятельности в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России позволяет значительно более точно, чем это делается в настоящее время, структурировать сегменты рынка новых знаний — совокупное потребление новых знаний, отнесенное к кластеризованной группе хозяйствующих субъектов.
Для эффективного построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки Российской Федерации требуется придание системе поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров во взаимосвязи с наукоемкими производствами новых качеств, обеспечивающих:
• взаимодействие ОНП-сети с любыми видами научными и образовательными организациями, в том числе создание гибких управленческих интерфейсов «человек-сеть»;
• взаимодействие ОНП-сети с производственными предприятиями с обеспечением эффективного воспроизводства и использования новых знаний на основе ситуационного регулирования процессов поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с максимальным учетом требований (в том числе экономических) производственных предприятий;
• выработка унифицированных требований к интерфейсам, модулям, средствам представления и хранения знаний и создание на этой основе интеллектуальных систем и баз знаний, обеспечивающих эффективную работу с различными информационными ресурсами, комплексное решение задач инженерии знаний (поиска, накопления и анализа знаний) и создание интеллектуальных обучающих систем при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности.
Данные направления развития ОНП-сети обеспечивают повышение эффективности и интеро-перабельности для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки при развитии ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России.
В российской сфере высшего образования и науки для подобной структуры целесообразно формирование интегрированной мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой.
Структуризация в общей массе хозяйствующих субъектов «функционального ядра» предприятий и организаций определяет необходимость формирования матричных образовательных, научных, производственных структур как своего рода объединений [образовательно-научно-производственной сети] с налаживанием процессов взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов, входящих в такое «функциональное ядро» на основе использования различных форм ГЧП.
Оптимизация взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов должна позволять выполнять необходимые групповые задачи разнонаправленной профильной деятельности конкретных бизнес-единиц с ограниченным коли-
чеством сил, средств и ресурсов в запланированное время. Такие действия требуют формирования и развития системообразующего элемента такой структуры — единой сети обмена данными в реальном или близком к реальному времени, включая распределенный доступ и обмен информаций с соответствующими телекоммуникационными услугами и информационно-вычислительными сервисами.
Сеть должна решать задачи сбора, обобщения и анализа информации из любых возможных источников для выработки управляющих воздействий в отношении проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств с параллельным обучением, переподготовкой, повышением квалификации соответствующих кадров на уровне мировых стандартов.
В рамках сформулированного системно-структурного подхода целесообразно введение в научный оборот следующих понятий:
• «распределенная образовательно-научно-производственная сеть» — сетевым образом взаимосвязанная совокупность разнопрофильных хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечивающая выполнение образовательных, научных, производственных и т.п. функций в общих интересах для обеспечения необходимых условий для смены или модернизации оборудования, внедрения новых технологических решений и инженерных подходов на базе упреждающего развития ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере;
• «сетевая интеграция управленческих и функциональных компетенций в образовательной, научной, производственной сфере» — комплексное объединение совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели поддержки совокупности управлен-
ческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности оптимизации образовательно-научно-производственной цепочки с выходом на расширение общих организационных и финансовых возможностей [4].
При этом экономическая активность и динамика развития национальной технологической базы и наукоемких производств обусловлены различными видами выработки управленческих компетенций, необходимых для формирования комплекса научных программ, призванных обеспечить создание требуемых технологий и оборудования, основанных на фундаментальных разработках и обладающих максимальным потенциалом наращивания добавленной стоимости и прибыли, посредством которых создаются и используются инновации и повышается конкурентоспособность национальных товаропроизводителей.
Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений, построенных по кластерному типу и тесно связанных с ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами на основе объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП [4].
Таким образом, предлагается внедрение новой организационной модели в рамках концепции интегрированного управления на основе формирования организационных объединений (сегментов) образовательно-научно-производственной сети: «управление на основе формирования матричных образовательных, научных, производственных структур с использованием различных форм ГЧП».
Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами госуправления должны быть оптимизированы для дальнейшего развития научно-технологических заделов как основы модернизации производства путем совершенствования системы планирования, заказа и реализации программ НИ-ОКР с выходом на внедрение, производство, сбыт и дальнейшее сопровождение новых технологических решений. Эти взаимоотношения носят двухсторонний взаимозависимый характер, обусловленный их активным взаимодействием в условиях
рыночной экономики, что должно реализовываться на основе ГЧП.
Новая организационная модель в рамках концепции интегрированного управления на основе формирования организационных объединений (сегментов) образовательно-научно-производственной сети должна обеспечивать реализацию поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях в рамках функциональной цепочки (модели) [6].
В таких условиях требуется создание в рамках ОНП-сети поддерживающей информационно-аналитической системы, отвечающей, как минимум, следующим критериям:
сетевое целеполагание и прогнозирование развития ситуации;
многоцелевой (многоуровневый) сетевой аналитический мониторинг ситуации; сетевая систематизация аналитической информации по целям и уровням; комплексная дифференцированная и интегральная оценка ситуации; командная подготовка проектов согласованных решений, стратегий и планов; сетевая оценка последствий и рисков каждого из возможных событий, решений и др.
Структура системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой определяется функциональными свойствами и учитывает территориальное (административное) деление Российской Федерации с его особенностями [2]. Технологическая взаимосвязь всех элементов ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России, работающих в рамках приоритетов госполитики с соблюдением общих требований по условиям качества новых знаний и критериев эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности, обуславливает необходимость наличия единых принципов поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании
[7]. Однако только наличие современных информационно-вычислительных систем, систем передачи информации и средств управления единым организационно-функциональным процессом и безусловное исполнение регламентов, заложенных в общую систему управления всеми собственниками элементов распределенной информационно-вычислительной среды, является достаточным условием ее создания, функционирования и развития [8]. Эти условия должны учитываться в функционально различных видах деятельности органов госуправления и хозяйствующих субъектов для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки.
При построении системы взаимодействия участников ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой с органами госуправления особое внимание следует уделить разграничению уровней управления балансами активной информации путем централизации и локализации информационных потоков, баз данных и баз знаний [5]. От правильного разграничения полномочий и ответственности по этой позиции будет зависеть эффективность всей системы, эффективность процессов осуществления образовательной, научной, производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели поддержки совокупности управленческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности [9].
Сущность алгоритма функционирования образовательно-научно-производственной сети с помощью предлагаемой полезной модели состоит в том, что органы госуправления, подключившись по телекоммуникационным сетям к телекоммуникационно-вычислительному ядру с распределенной информационно-вычислительной средой, собирают информацию от заинтересованных участников, и формулируют оптимизирующие рекомендации, доводя их до хозяйствующих субъектов по телекоммуникационным сетям.
Оптимизация достижения единой групповой цели поддержки совокупности управленческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности хозяйствующих субъектов в рамках сквозной образовательно-научно-производственной
цепочки осуществляется через реализацию основных функциональных блоков управления, включая блок реинжиниринга управленческих процессов, блок формирования научно-технологических результатов, блок привлечения инвестиций и бюджетного финансирования, что позволяет наладить процессы взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур.
В системе каждый функциональный профиль участника организационной сети, в том числе профиль органов госуправления, профиль производственных предприятий, профиль ВУЗов, профиль научно-исследовательских институтов, профиль инжиниринговых центров, профиль инвесторов, профиль электронных торговых площадок включает в себя, по крайней мере, одну базу данных со сведениями о хозяйствующем субъекте данного профиля деятельности или группы хозяйствующих субъектов, образующих агрегированное объединение, со сведениями о ресурсах, процессах, структуре и других данных, необходимых для принятия управленческих решений.
Информационно-аналитический аппарат представляет собой распределенную дифференциально-аналитическую матрицу, выполненную с функцией отбора из каждой базы данных сведений, с уточнением этих сведений по результатам дополнительных запросов из соответствующих модулей системы.
Литература
1. Агеев А.И. Госплан — основные организационные подходы к формированию системных механизмов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.2-10.
2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энерго-инфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.
3. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 105-107.
4. Ефремов Д.Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика, 2014, №1. 3-7.
5. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Сетецентриче-ские подходы к повышению качества и надежности управления сложными системами критической энергетической инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №7. С.12-19.
6. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.
7. Логинов Е.Л. Формирование нового онтологического базиса развития организационной системы управления российским государством в условиях системного кризиса механизмов управления в мировой экономике // Государственная служба и кадры, 2013, №1. С. 43-49.
8. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
9. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.
10. Райков А.Н. К основам устойчивости и целенаправленности функционирования систем поддержки решений. Часть 1. Устойчивость // Научно-техническая информация. Серия 1: организация и методика информационной работы. 1998. № 7.С. 1- 6.
11. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.