Научная статья на тему 'Новая организационная модель построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки России на основе ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой'

Новая организационная модель построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки России на основе ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INTEGRATION / SCIENCE / EDUCATION / MANUFACTURING / ORGANIZATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эриашвили Н. Д., Логинов Е. Л., Райков А. Н., Ефремов Д. Н.

В статье рассматриваются проблемы формирования новой организационной модели построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки России с использованием универсальной образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эриашвили Н. Д., Логинов Е. Л., Райков А. Н., Ефремов Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new organizational model of intelligent core of innovation and technological infrastructure of higher education and science of Russia on the basis of SNPs network with distributed data-processing environment

This article discusses the formation of a new organizational model of intelligent core but innovative technological infrastructure of higher education and science in Russia using a universal educational, scientific and industrial network with distributed data-processing environment.

Текст научной работы на тему «Новая организационная модель построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки России на основе ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой»

НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЯДРА ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОНП-СЕТИ С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ

Н.Д. Эриашвили,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: [email protected];

Е.Л. Логинов, доктор экономических наук Заместитель генерального директора Института экономических стратегий

E-mail: [email protected];

А.И. Райков,

доктор технических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник

Института проблем управления РАН E-mail: [email protected];

Д.Н. Ефремов,

эксперт Министерства образования и науки Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования новой организационной модели построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки России с использованием универсальной образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой.

Ключевые слова: интеграция, наука, образование, производство, организационная модель.

THE NEW ORGANIZATIONAL MODEL OF INTELLIGENT CORE OF INNOVATION AND TECHNOLOGICAL INFRASTRUCTURE OF HIGHER EDUCATION AND SCIENCE OF RUSSIA ON THE BASIS OF SNPS NETWORK WITH DISTRIBUTED DATA-PROCESSING ENVIRONMENT

N.D. Eriashvili,

doctor of economics, candidate ofjurisprudence, candidate of historical sciences, professor;

E. L. Loginov,

doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy;

A.I. Raykov,

doctor of Engineering, professor, Leading researcher of Institute ofproblems of management of the Russian

Academy of Sciences; D. N. Efremov,

expert, Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Annotation. This article discusses the formation of a new organizational model of intelligent core but innovative technological infrastructure of higher education and science in Russia using a universal educational, scientific and industrial network with distributed data-processing environment.

Keywords: integration, science, education, manufacturing, organizational model.

Накопившиеся диспропорции в системно-структурных характеристиках образовательной, научной, производственной деятельности нашей страны приводят к необходимости новой структурной компоновки образовательных и научных организаций на уровне субъектов Российской Федерации и Федеральных округов [1].

В этих условиях изменение территориальной структурной компоновки образовательных и научных организаций позволит решить многие из накопившихся проблем, причем с экономией финансовых и материальных затрат на эти цели [10]. В связи с этим целесообразен переход к сетеформирующей кластеризации образовательной, научной, производственной деятельности, путем выделения соответствующих кластеров, находящихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, территориально смежных, в пределах которых, осуществляется попытка достижения сбалансированности инновационного развития в условиях как обычной, так и высокотехнологичной производственной деятельности [11]. Сетеформи-рующая кластеризация структур образовательной, научной, производственной деятельности при заданных критериях организационно-информационного взаимодействия обеспечивает формирование единого научно-технического пространства в сфере науки и образования России [3].

При наличии дефицита знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе ОНП-сети, его покрытие осуществляется за счет импорта знаний и компетенций по линиям организационно-информационного взаимодействия. При наличии избытка знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе ОНП-сети, этот избыток может быть передан в дефицитный инновационный кластер по линиям организационно-информационного взаимодействия для покрытия балансового дефицита знаний и компетенций. В случае, когда передаваемый из избыточного инновационного кластера, сформированного на основе ОНП-сети, объем знаний и компетенций обеспечивает сбалансированность, то эти взаимосвязи служат для повышения эффективно-

сти совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности инновационного кластера, сформированного на основе ОНП-сети.

В результате будет достигнуто более эффективное и точное формирование условных балансов производства и поставок новых знаний и компетенций в рамках образовательной, научной и производственной деятельности в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России по инновационным кластерам Российской Федерации.

Сетеформирующая кластеризация образовательной, научной и производственной деятельности в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России позволяет значительно более точно, чем это делается в настоящее время, структурировать сегменты рынка новых знаний — совокупное потребление новых знаний, отнесенное к кластеризованной группе хозяйствующих субъектов.

Для эффективного построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки Российской Федерации требуется придание системе поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров во взаимосвязи с наукоемкими производствами новых качеств, обеспечивающих:

• взаимодействие ОНП-сети с любыми видами научными и образовательными организациями, в том числе создание гибких управленческих интерфейсов «человек-сеть»;

• взаимодействие ОНП-сети с производственными предприятиями с обеспечением эффективного воспроизводства и использования новых знаний на основе ситуационного регулирования процессов поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с максимальным учетом требований (в том числе экономических) производственных предприятий;

• выработка унифицированных требований к интерфейсам, модулям, средствам представления и хранения знаний и создание на этой основе интеллектуальных систем и баз знаний, обеспечивающих эффективную работу с различными информационными ресурсами, комплексное решение задач инженерии знаний (поиска, накопления и анализа знаний) и создание интеллектуальных обучающих систем при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности.

Данные направления развития ОНП-сети обеспечивают повышение эффективности и интеро-перабельности для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки при развитии ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России.

В российской сфере высшего образования и науки для подобной структуры целесообразно формирование интегрированной мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой.

Структуризация в общей массе хозяйствующих субъектов «функционального ядра» предприятий и организаций определяет необходимость формирования матричных образовательных, научных, производственных структур как своего рода объединений [образовательно-научно-производственной сети] с налаживанием процессов взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов, входящих в такое «функциональное ядро» на основе использования различных форм ГЧП.

Оптимизация взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов должна позволять выполнять необходимые групповые задачи разнонаправленной профильной деятельности конкретных бизнес-единиц с ограниченным коли-

чеством сил, средств и ресурсов в запланированное время. Такие действия требуют формирования и развития системообразующего элемента такой структуры — единой сети обмена данными в реальном или близком к реальному времени, включая распределенный доступ и обмен информаций с соответствующими телекоммуникационными услугами и информационно-вычислительными сервисами.

Сеть должна решать задачи сбора, обобщения и анализа информации из любых возможных источников для выработки управляющих воздействий в отношении проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств с параллельным обучением, переподготовкой, повышением квалификации соответствующих кадров на уровне мировых стандартов.

В рамках сформулированного системно-структурного подхода целесообразно введение в научный оборот следующих понятий:

• «распределенная образовательно-научно-производственная сеть» — сетевым образом взаимосвязанная совокупность разнопрофильных хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечивающая выполнение образовательных, научных, производственных и т.п. функций в общих интересах для обеспечения необходимых условий для смены или модернизации оборудования, внедрения новых технологических решений и инженерных подходов на базе упреждающего развития ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере;

• «сетевая интеграция управленческих и функциональных компетенций в образовательной, научной, производственной сфере» — комплексное объединение совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели поддержки совокупности управлен-

ческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности оптимизации образовательно-научно-производственной цепочки с выходом на расширение общих организационных и финансовых возможностей [4].

При этом экономическая активность и динамика развития национальной технологической базы и наукоемких производств обусловлены различными видами выработки управленческих компетенций, необходимых для формирования комплекса научных программ, призванных обеспечить создание требуемых технологий и оборудования, основанных на фундаментальных разработках и обладающих максимальным потенциалом наращивания добавленной стоимости и прибыли, посредством которых создаются и используются инновации и повышается конкурентоспособность национальных товаропроизводителей.

Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений, построенных по кластерному типу и тесно связанных с ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами на основе объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП [4].

Таким образом, предлагается внедрение новой организационной модели в рамках концепции интегрированного управления на основе формирования организационных объединений (сегментов) образовательно-научно-производственной сети: «управление на основе формирования матричных образовательных, научных, производственных структур с использованием различных форм ГЧП».

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами госуправления должны быть оптимизированы для дальнейшего развития научно-технологических заделов как основы модернизации производства путем совершенствования системы планирования, заказа и реализации программ НИ-ОКР с выходом на внедрение, производство, сбыт и дальнейшее сопровождение новых технологических решений. Эти взаимоотношения носят двухсторонний взаимозависимый характер, обусловленный их активным взаимодействием в условиях

рыночной экономики, что должно реализовываться на основе ГЧП.

Новая организационная модель в рамках концепции интегрированного управления на основе формирования организационных объединений (сегментов) образовательно-научно-производственной сети должна обеспечивать реализацию поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях в рамках функциональной цепочки (модели) [6].

В таких условиях требуется создание в рамках ОНП-сети поддерживающей информационно-аналитической системы, отвечающей, как минимум, следующим критериям:

сетевое целеполагание и прогнозирование развития ситуации;

многоцелевой (многоуровневый) сетевой аналитический мониторинг ситуации; сетевая систематизация аналитической информации по целям и уровням; комплексная дифференцированная и интегральная оценка ситуации; командная подготовка проектов согласованных решений, стратегий и планов; сетевая оценка последствий и рисков каждого из возможных событий, решений и др.

Структура системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой определяется функциональными свойствами и учитывает территориальное (административное) деление Российской Федерации с его особенностями [2]. Технологическая взаимосвязь всех элементов ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России, работающих в рамках приоритетов госполитики с соблюдением общих требований по условиям качества новых знаний и критериев эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности, обуславливает необходимость наличия единых принципов поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании

[7]. Однако только наличие современных информационно-вычислительных систем, систем передачи информации и средств управления единым организационно-функциональным процессом и безусловное исполнение регламентов, заложенных в общую систему управления всеми собственниками элементов распределенной информационно-вычислительной среды, является достаточным условием ее создания, функционирования и развития [8]. Эти условия должны учитываться в функционально различных видах деятельности органов госуправления и хозяйствующих субъектов для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки.

При построении системы взаимодействия участников ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой с органами госуправления особое внимание следует уделить разграничению уровней управления балансами активной информации путем централизации и локализации информационных потоков, баз данных и баз знаний [5]. От правильного разграничения полномочий и ответственности по этой позиции будет зависеть эффективность всей системы, эффективность процессов осуществления образовательной, научной, производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели поддержки совокупности управленческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности [9].

Сущность алгоритма функционирования образовательно-научно-производственной сети с помощью предлагаемой полезной модели состоит в том, что органы госуправления, подключившись по телекоммуникационным сетям к телекоммуникационно-вычислительному ядру с распределенной информационно-вычислительной средой, собирают информацию от заинтересованных участников, и формулируют оптимизирующие рекомендации, доводя их до хозяйствующих субъектов по телекоммуникационным сетям.

Оптимизация достижения единой групповой цели поддержки совокупности управленческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности хозяйствующих субъектов в рамках сквозной образовательно-научно-производственной

цепочки осуществляется через реализацию основных функциональных блоков управления, включая блок реинжиниринга управленческих процессов, блок формирования научно-технологических результатов, блок привлечения инвестиций и бюджетного финансирования, что позволяет наладить процессы взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур.

В системе каждый функциональный профиль участника организационной сети, в том числе профиль органов госуправления, профиль производственных предприятий, профиль ВУЗов, профиль научно-исследовательских институтов, профиль инжиниринговых центров, профиль инвесторов, профиль электронных торговых площадок включает в себя, по крайней мере, одну базу данных со сведениями о хозяйствующем субъекте данного профиля деятельности или группы хозяйствующих субъектов, образующих агрегированное объединение, со сведениями о ресурсах, процессах, структуре и других данных, необходимых для принятия управленческих решений.

Информационно-аналитический аппарат представляет собой распределенную дифференциально-аналитическую матрицу, выполненную с функцией отбора из каждой базы данных сведений, с уточнением этих сведений по результатам дополнительных запросов из соответствующих модулей системы.

Литература

1. Агеев А.И. Госплан — основные организационные подходы к формированию системных механизмов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.2-10.

2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энерго-инфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.

3. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 105-107.

4. Ефремов Д.Н. Оптимизация взаимодействия распределенных участников бизнес-процессов при формировании ключевых областей знания на основе образовательно-научно-производственной сети // Экономика: теория и практика, 2014, №1. 3-7.

5. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Сетецентриче-ские подходы к повышению качества и надежности управления сложными системами критической энергетической инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №7. С.12-19.

6. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.

7. Логинов Е.Л. Формирование нового онтологического базиса развития организационной системы управления российским государством в условиях системного кризиса механизмов управления в мировой экономике // Государственная служба и кадры, 2013, №1. С. 43-49.

8. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.

9. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.

10. Райков А.Н. К основам устойчивости и целенаправленности функционирования систем поддержки решений. Часть 1. Устойчивость // Научно-техническая информация. Серия 1: организация и методика информационной работы. 1998. № 7.С. 1- 6.

11. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.