УДК 37.013.32
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Ирина Владимировна Молдованова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, доцент кафедры спортивных дисциплин, тел. (383)315-39-08, e-mail: [email protected]
Анна Анатольевна Касаткина
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, доцент кафедры физического воспитания, тел. (383)269-39-55, e-mail: [email protected]
Елена Валентиновна Иванова
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой физического воспитания, тел. (913)732-62-77, e-mail: [email protected]
Разработана новая образовательная рабочая программа бакалавриата, соответствующая Федеральному государственному стандарту (ФГОС 3+) по дисциплине «спортивные игры». Программа направлена на формирование компетенций и реализует планируемые результаты обучения (дескрипторы).
Ключевые слова: компетенции, образовательная программа, дескрипторы: знать, уметь, владеть.
A NEW EDUCATIONAL PROGRAM PROFILE «PHYSICAL CULTURE» AS A FACTOR OF FORMATION OF COMPETENCES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY
Irina V. МоМоуаноуа
Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, Vilyuiskaya Str., 28, Assistant Professor of Department of Sports Disciplines, tel. (383)315-39-08, e-mail: [email protected]
Anna A. Kasatkina
Siberian State University of Telecommunications and Informatics 630102, Russia, Novosibirsk, Kirov Street, 86, Associate Professor of Physical Education, tel. (383)269-39-55, e-mail: [email protected]
Elena V. Ivanova
Siberian State University of Telecommunications and Informatics 630102, Russia, Novosibirsk, Kirov Street, 86, Assistant Professor, Candidate of Biological Sciences, head of the Department of Physical Education, tel. (913)732-62-77, e-mail: [email protected]
Developed new educational working the undergraduate program, the corresponding Federal state educational standard (FSES 3+) on the subject «sports». The program is aimed at developing competences and implementing the planned learning outcomes (descriptors).
Key words: competence, educational program, descriptors: to know, be able, to owning.
Актуальность. Новый тип организации профессионального образования студентов в форме очного обучения (программа ФГОС 3+ ВПО) определяется идеей формирования необходимых общекультурных, социально-личностных, профессиональных компетенций на базе одного или нескольких предметных измерений.
Физическая культура является той обязательной дисциплиной, которая позволяет реализовывать воспитательные и образовательные педагогические цели согласно компетентностному подходу Я. В нашем исследовании мы предлагаем использовать возможности физического воспитания для развития в практике образовательной программы бакалавриата следующих компетенций: ОК-8 - готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность гуманитарной культуры у студентов; ПР. К-12 - готовность применять на практике основные учения в области физической культуры; ПР. К-2 - способность самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного и школьного возраста, внеклассную спортивно-массовую работу с занимающимися. А так же ориентации образовательного процесса в области физической культуры на получение планируемых результатов обучения (дескрипторов).
Основой нашего исследования и его результатов в практической деятельности является образовательная программа бакалавриата, предлагаемая для реализации в вузах по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: «Физическая культура», уровень высшего образования: прикладной бакалавриат, форма обучения: очная (далее ФГОС 3+ ВПО).
Данная программа разработана в ФГБОУ ВПО «Новосибирским государственным педагогическим университетом», на основе Федерального государственного образовательного стандарта, зарегистрированного в Минюсте России 11 января 2016 г. N 40536 Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 4 декабря 2015 г. N 1426.
Организация и методы исследования. Основными целями разработанного нами программного продукта являются: регламентация планируемых результатов обучения (дескрипторов); разработка содержания и условий реализации образовательного процесса; оценка качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки.
Основными документами, сопровождающими новую образовательную программу, являются: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Каждый компонент образовательной программы представляется в форме единого документа или комплекта документов. В разработанной нами программе заложены возможности обновления и корректировки, с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Нами была разработана рабочая программа дисциплины «Спортивные игры», выдержки из которой мы представляем.
Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата - 44.03.01 - педагогическое образование, утвержденным приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426, вступил в силу 22 января 2016 г., профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Дисциплина относится к вариативной части блока Б.1.3 Блок профильной подготовки, направление 44.03.01 педагогическое образование, профиль «физическая культура» учебного плана образовательной программы. Индекс дисциплины в учебном плане: Б1.В.31.
Цели освоения дисциплины: формирование профессиональных навыков и умений, необходимых будущим учителям, преподавателям для успешного решения основных задач физической культуры.
Планируемые результаты обучения: дисциплина направлена на формирование компетенции и планируемых результатов обучения, представленных в таблице.
Таблица
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной Планируемые результаты обучения (дескрипторы) Код результата обуче-
программы ния
ОК-8: готовность под- Знать:
держивать уровень физи- • организацию здорового образа жизни при выпол- ОК-8
ческой подготовки, обес- нении учебной, профессиональной и социокультур- Б1.В.31-з
печивающии полноцен- ной деятельности.
ную деятельность Уметь:
• - использовать основные средства и методы физи- ОК-8
ческого воспитания для сохранения общей работоспособности и здоровья. Б1.В.31-у
Владеть:
• основами методики освоения технических прие- ОК-8
мов и тактических действий в волейболе, баскетболе Б1.В.31-в
и футболе.
ПР. К-12: готовность Знать:
применять на практике • особенности формирования двигательных навы-
основные учения в облас- ков и развития физических качеств на занятиях
ти физической культуры спортивными играми, методику занятий по спортивным играм с различными возрастными группами учащихся. • на уроке и вне урока, возрастные и физиологические особенности учащихся младших, средних и старших классов. Пр. К-12 Б1.В.31-з
Окончание табл.
Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения (дескрипторы) Код результата обучения
Уметь: • пользоваться методикой обучения, навыками организации и проведения занятий по спортивным играм, развития физических качеств с учетом возрастных особенностей. • определять причины ошибок, возникающих в ходе игры и находить возможность их устранение. - планировать и проводить основные виды занятий по спортивным играм с различными группами учащихся. - использовать спортивные игры в рекреационной деятельности. Пр. К-12 Б1.В.31-у
Владеть: - основами речевой профессиональной культуры, правилами техники безопасности при проведении занятий по спортивным играм, приемами общения с коллективом и индивидуумом в условиях игрового пространства. Пр. К-12 Б1.В.31-в
ПР. К-2: Способность самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного и школьного возраста, внеклассную спортивно-массовую работу с занимающимися Знать: - особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств на занятиях спортивными играми, методику проведения занятий по спортивным играм с детьми дошкольного и школьного возраста на уроке и вне урока. - возрастные и физиологические особенности детей дошкольного возраста, учащихся младших, средних и старших классов. Пр. К-2 Б1.В.31-з
Уметь: - пользоваться методикой обучения, навыками организации и проведения занятий по спортивным играм, развития физических качеств с учетом возрастных особенностей детей и подростков. - самостоятельно определять причины ошибок, возникающих в ходе игры и находить возможность их устранение. - самостоятельно планировать и проводить основные виды занятий по спортивным играм с различными группами детей дошкольного и школьного возраста. - использовать спортивные игры в рекреационной деятельности. - самостоятельно организовывать внеклассную спортивно-массовую работу с занимающимися. Пр. К-2 Б1.В.31-у
Владеть: - основами речевой профессиональной культуры, правилами техники безопасности при проведении занятий по спортивным играм, приемами общения с коллективом и индивидуумом в условиях игрового пространства. - основами организации внеклассной спортивно-массовой работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Пр. К-2 Б1.В.31-в
Контроль результатов освоения дисциплины. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях в виде проведения урока или его частей, и
сдачи контрольных нормативов. Форма итогового контроля определена учебным планом - зачёты и экзамен. Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в интерактивной форме (тестовые задания) - зачёт и в форме собеседования - экзамен.
Так же программа содержит раздел оценочные средства результатов освоения дисциплины, критерии оценки выполнения заданий представляются в фонде оценочных средств для проведения промежуточной аттестации и фонде оценочных средств образовательной программы. Таким образом, образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 педагогическое образование, обеспечивающее качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график, методические материалы и реализует соответствующие образовательные технологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Касаткина А.А., Силкина Н.В. Гуманитарно-культурные компетенции в образовательном пространстве инженерного вуза // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения/Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012.Вып. 27. — С. 150-157.
2. Лебедев А.И. Упражнения для обучения и совершенствования тактики игры в баскетбол [Электронный ресурс]: учебное пособие для фак. физической культуры НГПУ/ А.И.Лебедев, С.П.Турыгин; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 54 с.: ил. -Библиогр.: с. 53. — Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/189310/8d8ff53d89d036d6.pdf.
3. Молдованова И.В. Обучение студентов вузов основам техники и тактики волейбола: учебное пособие / И. В. Молдованова, Е. Ю. Трифанов, Н. К. Федорова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГТУ, 2013. - 54 с. - Библиогр.: с. 53. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/catalogs/mobject/library/688711/7988/. — ISBN 9785-7782-2260-1.
4. Молдаванова И.В., Касаткина А.А. Роль специальной психологической подготовки личности в процессе тренировки волейбольной команды вуза//Современные научные исследования: методология, теория. практика: материалы международной научно-практическая конф. 22 сентября 2014 г. // М.: Грифон, 2014. — С.113-116.
5. Подвижные игры в занятиях баскетболом [Электронный ресурс]: методические рекомендации для студентов очной и заочной формы обучения / авт. -сост. А. И. Лебедев, С. П. Турыгин; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 28 с.: ил. — Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/230284/c854577c4e47adb9.pdf.
© И. В. Молдованова, А. А. Касаткина, Е. В. Иванова, 2016