Научная статья на тему 'Новая образовательная парадигма подготовки будущего учителя математики'

Новая образовательная парадигма подготовки будущего учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ДЕСКРИПТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярахмедов Гаджиахмед Абдулганиевич

Выявлены основные противоречия в стратегии математического образования современного периода развития общества, делается вывод о принятии новой парадигмы в математическом образовательном процессе высшей школы с учетом методологических принципов соответствия и аналогий действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая образовательная парадигма подготовки будущего учителя математики»

НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГОУЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

© 2011 Ярахмедов Г.А.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Выявлены основные противоречия в стратегии математического образования современного периодаразвития общества, делается вывод о принятии новой парадигмы в математическом образовательном процессе высшей школы с учетом методологических принципов соответствия и аналогий действий.

The author of the article reveal the basic contradictions in the strategy of the mathematical education of the modern period of the social development, makes a conclusion on the adoption of a new paradigm in the mathematical educational process of the higher school with the account of the methodological principles of the compliance and action analogies.

Ключевые слова: образовательная парадигма, комплексный подход, дескриптивная и нормативная методологии, интеграция знаний, информационный подход.

Keywords: educational paradigm, complex approach, descriptive and standard methods, integration of the knowledge, informative approach.

творческой

деятельности,

саморазвитие,

субъекта,

формирование

Современный период развития общества характеризуется значимостью ценностных факторов человеческого мироощущения, составляющей обеспечивающей «самостр опте ль ство » направленное на социально-значимых свойств личности, в котором часто выделяются

образовательные, воспитательные и развивающие функции. Исходя из этого научный поиск целесообразно направить на построение стратегии развития образования, определение форм, условий модернизации, создание качественной системы, отвечающей современным требованиям и уровню развития общества, сохранив все ценное и действенное, накопленное ранее [4. С. 192].

Новая образовательная парадигма требует перестройки стратегии дидактики математики, поиска новых форм, методов и моделей обучения, построения методологии математики (формальной, содержательной), основанной на

принципах общественно-исторического и логико-философского дискурса.

Экономическое, социально-политическое, экологическое состояние современного общества требуют

качественно новых подходов к содержательному, технологическому аспектам реализации методологических принципов развития образовательной

системы, где в качестве приоритетных выступают гуманизация и

гуманитаризация математического

образования, в частности, формирование личности учителя, вооруженного

новейшими методиками и технологиями

ИТ.Д.

Появляющиеся в образовательном

пространстве новые способы, формы, методы, подходы (индивидуализации, дифференциации, интегративный,

компетентностный, кибернетический, системный, синергетический и т.д.) дают возможность для более активного включения психофизиологических

механизмов восприятия информации обучаемым, развития его математических способностей, мышления и культуры. Поэтому особое внимание следует уделить установлению нравственных ценностей, на базе которых и определяются сущностные особенности современного образования, его структура, в том числе и соотношение предметов гуманитарного,

естественнонаучного, эстетического и других циклов.

Подготовка учителя математики в педагогическом вузе сопровождается определенными трудностями,

связанными с отсутствием сведений о научно обоснованных

психофизиологических механизмах

овладения математическими знаниями (в особенности знаково-символической формализацией), сложностью

установления множественных связей между различными его компонентами, узостью знаний общекультурного характера, неумением проектировать процесс обучения применительно к конкретной учебной деятельности и т.д. Кроме того, процесс подготовки

будущего учителя математики должен исходить из потребности в поисках нового (мотивация деятельности),

оптимального выбора методов, средств и форм организации, способствующих формированию целостной системы научных знаний (характер деятельности).

В этом смысле актуальным становится раскрытие функциональных,

операционных и мотивационных компонентов восприятия обучаемым знаково-символи-ческой деятельности, обеспечение доступности и устойчивости восприятия сложных математических

объектов.

При этом анализ современных

дидактических и методологических

разработок, описывающих процесс обучения математике, указывает на

противоречия между:

- объемом знаний будущего учителя математики и умением использовать их при решении задач школьного обучения;

- ценностью метода открытий и отсутствием достаточных дидактических условий эффективного его использования в процессе обучения;

- содержанием учебно-методиче-ского

обеспечения математического

образования и объективной

необходимостью разработки целостной системы обучения математике;

- абстрактностью и сложностью изучаемых математических объектов и преобладанием традиционных методов, форм и средств обучения математике;

- ориентацией в построении

содержания математического

образования на знаниевый подход и необходимостью учета психологических особенностей сенсорно-перцептивных

процессов восприятия математических сведений;

- «формализмом» математического

языка и сущностью математических объектов, проявление которой является важной методической проблемой [3. С. 6].

Приведенные противоречия

актуализируют поиск способов, форм совершенствования математического образования на всех уровнях с позиций обеспечения компетентности в предметной деятельности, в том числе и в управлении учебной деятельностью.

Кроме того, возникает необходимость интеграции знаний различных дисциплин, построения интегративных моделей, позволяющих выявить эффективные подходы, посредством которых можно разрешить противоречия и оптимизировать учебную деятельность.

Классическая образовательная

парадигма возникла в период промышленного производства в XVII

веке (индустриальный период), когда основная деятельность людей была связана во многом с динамическими системами с использованием рычагов, блоков, кораблей, ременных передач, движением тел на Земле, развитием мореплавания, изобретением

механических часов и паровых машин и т.д. Когда основные технологии стали базироваться на преобразовании энергии из одного вида в другой и на

исследовании движений тел с

определенными скоростями и

ускорениями, сформировалась

энергетическая картина реального мира. Новая картина мира соответственно требовала математического аппарата, который появился в середине XVII в. благодаря работам Р. Декарта, И. Ньютона, Г. В. Лейбница и др.

Математика, названная высшей

математикой, опиралась на

элементарную математику и включала в себя математический анализ,

аналитическую и дифференциальную

геометрию, высшую алгебру, теорию вероятностей и т.д. При этом в основе большинства математических моделей, используемых в технологиях

индустриального периода, лежала теория функций, посредством чего изучались динамические системы аэромеханики, электродинамики, микро- и макромира.

С середины XX в. энергетическая картина мира сменилась

информационной, включающей

предыдущую картину мира как часть, основными же ее понятиями стали информация и информационные системы (кибернетические, интеллектуальные и Т.д.).

При этом классическая высшая математика оказалась недостаточной для моделирования кибернетических и интеллектуальных систем, вследствие чего появилась дискретная математика, ориентированная на описание и исследование информационных систем, функционирующих в языковой (информационной) среде.

Следует отметить, что главное понятие «систематическая информация» имеет двойную математическую природу:

- во-первых, данные о точке являются элементами булевой алгебры и, значит, могут быть выражены формулами через образующие этой алгебры;

- во-вторых, информация о точке тесно связана с понятием сходимости к точке в топологическом пространстве.

Поэтому образование должно исходить из характера исторического развития общества, на основе которого выделяются принципы, помогающих исследованию поведения моделей комплексов интеграционных процессов, изучению состояния, потребностей и проблем современного информационного общества с учетом специфических особенностей развития науки.

Разрабатываются концепции

социальной эволюции, социального дарвинизма по аналогии и образу позитивных наук, по законам реального мира и принципу натурализма в социологии. В XX в. выдвигаются различные социально-экономические (А. Маслоу, Д. Белл, Т. Кун, А. Тофлер, М. Дуглас и др.), культурологические (Л. Фидлер, И. Хасан, Ч. Дженкс и др.), психологические (Э. Торндайк, Д. Уотсон и др.) и экологические (Р. Парк, Э. Бердесс, Ф. Тейлор и др.) теории. Выделяются также основные

философские концепции и течения нового периода, например, экзистенциализм и феноменология (С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, К. Ясперс, Н. А. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж. Сартр, А. Камю и др.).

Взгляд на современную эпоху с исторической дистанции позволяет констатировать, что чрезвычайно плодотворной для развития науки и общества в целом оказалась идея объединения математики и физики на общих основаниях. Кризисы в

математике (проблемы в теории множеств, создание неевклидовых геометрий) и физике (квантовая механика, специальная и общая теории относительности Эйнштейна) заставили ученых активно искать возможности для нового синтеза, обеспечивающего дальнейший устойчивый прогресс этих наук. Такой синтез, оказывается, возможен и должен быть базирован на

новых простых и общих

фундаментальных понятиях теории категорий (один из разделов современной математики), а темпы развития современной науки таковы, что гипотеза теории категорий в существующей форме способна служить в качестве нового общего основания математики, физики и других естественных наук.

Итак, принципы соответствия и

аналогий действий комплексного подхода в контексте глобализации мира (целостной системы, универсума) дают возможность:

- целостного восприятия изменений и

взаимодействия различных гуманитарнофилософских, социально-эконо-

мических, физико-математических и естественнонаучных концепций;

- осознания невозможности линейной схемы научно-технического прогресса в современном мире, структурных уровней организации материи;

- осознания потребности возврата к целостной картине мира, к развитию интегральных концепций естествознания;

- выявления закономерностей

иерархической упорядоченности

рассматриваемых систем с учетом принципов взаимообусловленности, дополнительности и неопределенности.

Кроме того, на основе принципов соответствия и аналогии действий законов историко-философского и

естественнонаучного развития общества и природы у студентов формируются соответствующие компетенции в

направлении получения системных знаний в области истории общества и философии науки, а также их

использования в построении и анализе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимосвязей в истории развития цивилизации, математики и других наук.

интегральных

обеспечивающие

процессов,

раскрытие

Примечания

1. Дорофеев С. Н. Теория и практика формирования творческой активности будущих учителей математики в педагогическом вузе: Автореф. дисс... д-ра пед. наук. М., 2000. 44 с. 2. Лосев А. Ф Хаос и структура. М. : Мысль, 1997. 831 с. 3. Смирнов Е. И. Дидактическая система математического образования студентов педагогических вузов: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ярославль, 1998. 36 с. 4. ФельдштейнД. И. Взаимосвязьтеории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современногообразования // Мир психологии. 2010. № 4(64). С. 190-203. 5. Ярахмедов Г. А. Комплексификация математического образования в педагогическом вузе в системе новой образовательной парадигмы // Мат-лы Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2009. С. 36-40. 6. Ярахмедов Г. А. О математическом образовании в эпоху интегральных концепций // Мат-лы I Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2011. С. 37-41. 7. Ярахмедов Г. А. Об изоморфных моделях в формировании комплексного мышления при обучении математике в вузе // Мат-лы Международной научно-практической конференции. Дербент, 2010. С. 413-416. 8. Ярахмедов Г. А. Комплексный подход к математическому образованию в педагогическом вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 3(12). С. 105-109.

Статья поступила вредакцию 22.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.