Научная статья на тему 'НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ КАК ВОЗМОЖНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ КАК ВОЗМОЖНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯНУСОВИДНОСТЬ / ГИБРИДНОСТЬ / КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ / МЕТАСТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тимощук Алексей Станиславович

Лассический фотографический взгляд науки сегодня применим для относительно неподвижных объектов, к каковым не относятся право, государство и общество. За последние 30 лет в России было принято более 8 тысяч законов и кодексов на федеральном уровне и более 150 тысяч законов - на региональных. Помимо этого еще ежегодно издается около тысячи указов Президента. Охватить и осмыслить такие эмерджентные явления уже не под силу человеческому интеллекту, всерьез говорят о ботах-юристах и LegalTech-революции. Интеллектуальные вызовы современного социотехнического уклада вызваны рядом самых разнородных факторов: 1) крушение классической гносеологии, основанной на принципах непротиворечивости, линейной каузальности и познаваемости; 2) скорость социотехнических изменений и подвижный характер среды; 3) постколониальный характер коммуникации и продвижения знания; 4) хрупкость общественных порядков. Само осознание среды, в которой мы находимся, уже является проблемой и породило множество концептов, таких как «синергийность», «нестационарность», ВУКА, «новая нормальность», «янусовидность». Актуальность темы связана с динамикой сложности развития цивилизации, угрозами устойчивого развития. Комплексность, многофакторность, неустойчивость глобальной социотехнической реальности не способствует адаптации к особому состоянию среды, которую нельзя однозначно определить как порядок (космос) или хаос. Особенность постиндустриального общества - это демографический вызов, который стал драйвером развития глобальной экономики и одновременно поставил вопрос о достижении технологических пределов развития. В то время как именно сегодня человечество должно заглянуть в будущее и увидеть, что будет дальше после углеводородного рая, в котором мы оказались на непродолжительное время. В статье проводится мысль, что мы обязаны планировать устойчивое развитие человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ КАК ВОЗМОЖНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРАВОВОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Тимощук Алексей Станиславович

доктор филологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России

Timoshchuk Alexey Stanislavovich

doctor of Philology, Professor of the Department of Humanities and SocioEconomic Disciplines of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

E-mail: human@vui.vladinfo.ru

Новая нормальность как возможная экспертиза правовой неопределенности

New normal how an expert assessment of juridical uncertainty is possible

Аннотация. Классический фотографический взгляд науки сегодня применим для относительно неподвижных объектов, к каковым не относятся право, государство и общество. За последние 30 лет в России было принято более 8 тысяч законов и кодексов на федеральном уровне и более 150 тысяч законов - на региональных. Помимо этого еще ежегодно издается около тысячи указов Президента. Охватить и осмыслить такие эмерджентные явления уже не под силу человеческому интеллекту, всерьез говорят о ботах-юристах и LegalTech-революции. Интеллектуальные вызовы современного социотехнического уклада вызваны рядом самых разнородных факторов: 1) крушение классической гносеологии, основанной на принципах непротиворечивости, линейной каузальности и познаваемости; 2) скорость социотехнических изменений и подвижный характер среды; 3) постколониальный характер коммуникации и продвижения знания; 4) хрупкость общественных порядков. Само осознание среды, в которой мы находимся, уже является проблемой и породило множество концептов, таких как «синергийность», «нестационарность», ВУКА, «новая нормальность», «янусо-видность». Актуальность темы связана с динамикой сложности развития цивилизации, угрозами устойчивого развития. Комплексность, многофакторность, неустойчивость глобальной социотехнической реальности не способствует адаптации к особому состоянию среды, которую нельзя однозначно определить как порядок (космос) или хаос. Особенность постиндустриального общества - это демографический вызов, который стал драйвером развития глобальной экономики и одновременно поставил вопрос о достижении технологических пределов развития. В то время как именно сегодня человечество должно заглянуть в будущее и увидеть, что будет дальше после углеводородного рая, в котором мы оказались на непродолжительное время. В статье проводится мысль, что мы обязаны планировать устойчивое развитие человечества.

Ключевые слова: янусовидность, гибридность, комплементарность, ВУКА, метастабильность, хаосмос, диалектика бытия, динамика сложности.

Abstract. The classical photographic view of science is now applicable to relatively immobile objects, which do not include law, state and society. For example, over the past 30 years Russia has adopted more than 8 thousand laws and codes at the federal level and more than 150 thousand laws at the regional level. In addition, about a thousand presidential decrees are issued annually. The human intellect cannot grasp and comprehend such emergent phenomena, and they are seriously talking about bots-lawyers and the LegalTech-revolution. The intellectual challenges of the modern so-cio-technical order are caused by a number of the most diverse factors: 1) the collapse of classical epistemology based on the principles of consistency, linear causality and cognizability, 2) the speed of sociotechnical changes and the fluid nature of the environment 3) the postcolonial nature of communication and the advancement of knowledge; 4) the fragility of social order. The very awareness of the environment in which we find ourselves is already a problem and has given rise to many concepts such as synergy, nonstationarity, VUCA, new normality, Janus-like. The relevance of the topic is associated with the dynamics of the complexity of the development of civilization, threats to sustainable development. The complexity, multifactorial nature, instability of the global socio-technical reality does not contribute to adaptation to a special state of the environment, which cannot be unambiguously defined as order (space) or chaos. The peculiarity of the post-industrial society is a demographic challenge, which has become a driver of the development of the global economy and, at the same time, raised the question of reaching the technological limits of development. While today, humanity should look what will happen next after the hydrocarbon paradise, in which we find ourselves for a short time. The article suggests that we must plan for the sustainable development of mankind.

Keywords: janus-like, hybridity, complementarity, VUKA, metastability, chaosmos, dialectics of being, dynamics of complexity.

Один коллега после доклада по неопределенности как фактора государства и права спросил меня, что можно сделать в этой ситуации. Вся наша цивилизация в определенном смысле только и занята устранением неопределенности через создание государственных институтов, правовых механизмов, систем сдержки и противовесов. Однако на каждом этапе развития общества старых мер оказывается не достаточно. Представители социально-гуманитарного знания должны повышать качество описания неопределенности, ее факторы, импликации, уровни.

Мы живем в мире нарастающей сложности. Параметры нового общества определяются срастанием социосферы и техносферы, информатизацией и глобализацией. Классическая сложность, концептуализированная как диалектика, сменяется синергетикой и когнитивностью, так как происходит усиление комплексности среды под влиянием факторов неоднородности, неопределенности, плюрализма, деонтологизации, полицентричности, турбулентности, многовекторности. Классические императивы центра, управляемости, контроля, общественного прогресса конкурируют с неклассической сетевой коммуникативной рациональностью, синергией, полисубъектностью и личностным ростом. Законодательство также не может стоять в стороне от глобальных трансформаций. Рискогенный характер инноваций, конвергенция частного и публичного права, усложнение юридической техники, эмерджент-ность новых отраслей, подвижность правовой регламентации - таковы качественные изменения национальных правовых систем1.

Правовая неопределенность проявляется в скорости обновления юридической информации, нарушении единообразия применения правовых норм, росте пробелов в законодательстве, наводнении юриспруденции англицизмами (эндаунмент, эксроу, литигатор) и нечеткими терминами (федеральная территория, публичное приравнивание политического режима СССР к режиму нацистской Германии, структура долга, сырный продукт, жировой продукт и т. п.). Усложнение правовой теории также выступает фактором правовой неопределенности. Такие концепты, как мегарегулирование, ме-таправовые феномены, многомерное правовое пространство представляют попытку негоциации новых эмерджентных инклузий. Сама систематизация права и стабильность юридической техники находится под угрозой в связи с пролиферацией норм сквозного действия (антикоррупционные нормы, миграционное право, сквозные технологии), Циклические правовые массивы, нетипические правовые явления, конвергенция, инкорпорация - все это признаки права как нестационарной саморазвивающейся системы2.

«Новая нормальность» - это описание изначально возникло как политологический концепт, призванный дать нам когнитивный эффект понимания, что происходит в мире, куда он движется; объяснить, как нам лавировать в многослойных противоречиях. До «новой нормальности» получил распространение политический акроним VUCA, описывающий среду как нестационарную (volatile), нечеткую (uncertain), сложную (complex) и неоднозначную (ambiguous). Когда мы имеем дело с процессами, которые не поддаются достоверному и однозначному описанию и прогнозу, мы имеем дело с VUCA-фактором. VUCA-среда не оставляет шансов на стратегическое долгосрочное планирование. В VUCA-мире на фоне самой современной демократической оболочки могут применяться средневековые методы пыток, похищений, отравлений, шантажа и вероломства3.

Попытки описания сложности мира предпринимались не только в политологии. Термодинамика предложила терминировать нестационарность в категориях синергии открытой и закрытой системы. Неклассическая физика расширила познавательные горизонты сложности через концепты относительности пространства и времени, многомерности реальности, темной материи и квантовых эффектов. Французский постструктурализм описывает сложность как ризому, хаосмос, номадизм, разрыв, метаязык, деконструкцию, складку, лабиринт, хаосмос, игру, контекст, проективность, интертекст, симулякр, бриколаж, шизоанализ.

Значительная роль в формировании социокультурных условий новой нормальности принадлежит коммуникативной рациональности, формируемой через неинституциональные формы: социальные сети, сетевые сообщества, стриминг, комментирование на форумах, любительскую журналистику, вирусную рекламу, визуальную сетевую культуру. Медиатизация международных отношений также опосредована вбросами, распространением слухов, негатива, фейков. Право нуждается в стабильной системе значений, в то время как в информационном обществе именно эта сущностная черта общества знаний находится под угрозой из-за количества символических агентов и скорости обновления информации. Пост-

1 Баранов В.М. Инновационные юридические проекты в фокусе неудач (innovation failures): доктрина, практика, техника // Юридическая техника. 2021. № 15. С. 85-99.

2 Шаханов В.В. Метафеноменальный анализ как инновация в сфере методологии права // Юридическая техника. 2021. № 15. С. 474-477.

3 Гофман А.А., Тимощук А.С. Новая нормальность как концепт общественных изменений // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 471-473.

правда - могущественный фактор в коммуникационном менеджменте политическими процессами, означающая отход даже от двойных стандартов1.

Глобальная международная политика обусловлена рапидакторами (дромологической оснасткой) современности, ускоряющими процессы, позволяющим нам только парить над повседневностью и быстро принимать реактивные решения в быстро меняющейся среде. Техносфера и ноосфера, бросают вызов экосфере, материнской среде обитания человека, а темпы изменений мира преодолели антропологический барьер.

Классические представления об истине предполагали ее устойчивость, эмпирическую проверяемость, общезначимость. Неклассика оставляет нам вместо истины след, игру, дискурс, мнение, постправду, фейковые утверждения и т. п. Вместе с тем, жизненный мир сообществ опирается на ключевые элементы дискурса, которые не подвергаются сомнению в группе.

Место классического понятия «факт» заняла «дискурсема», концепт мира медийной реальности. Нельзя сказать, что современное человечество не нуждается в классическом понятии истина, что остались одни дискурсемы, знаки присутствия правды. Это не так. Самолеты летают, олимпийские рекорды устанавливаются и торговые операции совершаются. Современная жизнь, напротив, очень требовательна к результативной, эффективной, проверяемой деятельности2.

Однако торговля полуправдой приобрела глобальный и массовый характер, что позволяет сравнивать медийный мир с коммерческими негоциациями, где гешефтмахер, улыбаясь, говорит о третьесортном товаре «Это лучший бренд специально для Вас». Медиатизированная реальность предлагает огромную вариативность конструирования, деконструкции и интерпретации. При этом сама характеристика опосредованности техникой и технологиями создает эффект надежности, достоверности дискурса3.

Разработка аппаратных средств и программного обеспечения способствовала созданию особой социотехнической среды. Электронная почта, чаты, форумы, онлайн обучение, вебинары, виртуальные сообщества, - все эти инструменты революционизировали коммуникативную рациональность, усилили власть слова, содействовали вступлению человечества в ноосферный этап развития. Коммуникативная рациональность предстает ключевым элементом снятия радикальных форм культурного конфликта, основой интеграции, выработки взаимопонимания. Новые коммуникационные и информационные системы, функционирующие через 1Р адреса, образуют сетевое человечество, децентриро-ванный коллективный субъект. Границы новой глобальной нормальности характеризуются как пористые, проницаемые, символические, диалогические. Описывая в разных моделях релевантности становление новой нормальности, мы можем концептуализировать ее в нескольких проекциях: 1) как технологический и экономический уклад 4.0 (постиндустриальное общество) в процессе переход в цифровой проект 5.0; 2) как негеографическую глобальную топологию, неиерархический социализм и новую сетевую коммунитарность; 3) как массив дискурсов с практиками артикуляции, доминантой риторики над логикой и массовым некритическим конспирологическим мышлением; 4) как коммуникативную рациональность с паранепротиворечивыми характеристиками критического мышления, дополненную технологиями мифотворчества, идеологизации, манипуляции; 5) как постфеноменологический умвельт с локусами устойчивости в сетке перформативных высказываний ценностно -смысловых групп; 6) как динамическое процессуальное состояние общества с доминантой взаимодействия и негоциации над классическими категориями истина и бытие4.

Этико-политическая перспектива мультикультурализма конкурирует с рефлексивными культурными традициями, улучшающих свое понимание реальности за счет образования, науки, коммуникации. Речь идет о либеральных течениях в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, индуизме, которые расширяют свой горизонт интерпретации, но сохраняют солидарность и интерсубъективность. Новая нормальность - это конвергенция религии и науки, права и морали, Востока и Запада, Севера и Юга при сохранении идентичностей и границ интерпретации. Конвергенция правовых систем дополняется радикализацией религиозного права.

Культурные перспективы радикальных альтернативных концепций в виде неофундаментализма, неонацизма, левого движения и экофашизма не имеют широкой поддержки и не могут выступить формой устойчивости. Их культурные сценарии контаминированы насилием и разрывом внутренне согласованного мира. Рациональная коммуникативная практика сталкивается с контингентными культурными

1 Тимощук А.С. Онтология двойных стандартов // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 1. С. 218-221.

2 Тимощук Е.А. Феноменология медиадискурса // Язык, право и общество в координатах массмедиа: сб. мат. III Меж-дунар. науч. конф. (Москва, ИЗиСП, 25-26 сентября 2019 г.) / под ред. И.В. Анненковой, Л.Р. Дускаевой; предисл. Т.Я. Хабриевой. М.: ИЗиСП, 2020. C. 427-431.

3 McLuhan M. The Medium is the Message // Media and Cultural Studies: Keyworks // Meenakshi Gigi Durham, Douglas M. Kellner. Blackwell publishing, 2009. P. 107-116.

4 Тимощук А.С. Постнеклассическое массовое сознание // Массовое сознание в России : современное состояние и тенденции изменения. Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Амурского гуманитарно-пед. ун-та, 2007. С. 60-68.

формами конкуренции и борьбы: гибридная война, вирусные новости, spin doctoring, мемы, фото жабы, троллинг, флеймы, флудинг, вбросы и т. п.

Гибкость, подвижность взаимодействия отражается в социальной реальности. В 2021 г. акционеры вернули дореволюционное название «Императорский Тульский оружейный завод», награжденному орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени предприятию. Та же тенденция, что и в Англии, примирять эпохи. Памятник Кромвелю и его жертве, королю Карлу I, находится практически на одной площади в Лондоне. Памятники Ивану Грозному установлены в Орле и Александрове, а его жертве, Филиппу Колычеву - в Москве. Монументы покорителю Кавказа генералу Алексею Ермолову установлены в Орле, Пятигорске, Ставрополе, Минводах, а мемориал лидеру сопротивления народов Кавказа, имаму Шамилю, установлен в Махачкале.

Тенденция соединения разнородных система называется гибридность в политике и химеричность в биологии (животные-растения, растения-животные, мыши-халки и т. п.) Названные гибридные формы -это более или менее гармоничные «скрепы», необходимый «социальный клей». Существуют еще социальные химеры - православие и коммунизм, радикализм и ЗОЖ, «либеральный империалист», «православный атеист», «добрая машина пропаганды», «либерализм или смерть»1.

Гибридизация гетерогенности фиксируется как онтологическом, так и в гносеологическом измерении. Кейс 2019-2020 гг. - пандемия. Мы привыкаем к противоречиям коронавируса и вакцинации против него: «Все переболеют и тогда пандемия уйдет, но, похоже, она останется, так как вирус мутирует, а переболевшие COVID-19 теряют антитела», «Маски и перчатки - вот единственная массовая профилактическая мера, однако она признана избыточной и неэффективной в борьбе с COVID-19», «Заниматься самолечением запрещено, нужно немедленно обратиться в поликлинику, однако медицинские учреждения - это самые опасные места во время пандемии; рекомендовано меньше контактировать с медицинскими работниками и избежать попадания в больницу, чтобы не заболеть», «Потеря обоняния вот специфический симптомом коронавирусной инфекции, однако таким же свойством обладают и десятки других вирусов, которые попадают в организм через нос и поражают обонятельные нервы»; «Привитые на болеют, но такие случаи есть», «Ослабленный штамм безвреден, однако есть побочные эффекты», «Вакцинация добровольна. Непривитые увольняются», «Россия сталкивается с препятствиями в продвижении Спутник-V за рубежом. Импортные вакцины в РФ не пускают», «Президент против принуждения к вакцинации. Альтернативы вакцинации не существует». Вирусы как нанофактор в масштабе нашей макровселенной, актуализировали учение синергетики о антиномичной связи живого и неживого, глобального и регионального, научного и мифологического; обнажили кризис стихийной истории и кризис стихийных регуляторов общества; выдвинули на повестку дня проблему управляемости человечества в качестве ведущей. Поток разноречивой информации создает ковидные смысловые ножницы, поляризацию общественного сознания между диссидентами и ригористами.

Кейс 2021 г. - стрельба в казанской школе № 175. Убийца Галявиев, легко купивший помповое ружье Hatsan Escort PS, вызвал своим преступлением новую волну дискуссий о психической нормальности владельца оружием, когда, как выясняется, нет четких критериев, кого можно с уверенностью допускать к источнику потенциальной угрозы для жизни окружающих. Известно, что у «колумбайнеров» присутствует некая депрессия, однако значительная доля депрессивных людей никогда не проявляют агрессию к другим людям.

Динамичное усложнение реальности также выступает составляющей новой нормальности. Перенося термодинамическую концепцию энергии на социальные процессы, мы получаем описание сложных процессов в синергетических категориях хаос, автопоэзис, самоорганизация, порядок, энтропия, неравновесная динамика, индетерминизм, открытость системы, флуктуация, бифуркация, полифуркация, аттракторы. Нелинейная клиодинамика играет решающую роль в возникновении и развитии новой нормальности. Вдобавок квантовая физика добавила метафизический аспект в наше представление о Вселенной. Если классическая философия последовательно изгоняла метафизику с помощью позитивизма и аналитической философии, современная физика через энергию и информацию активно продвигает метафизическое понимание новой нормальности. Квантовая нелокальность, сознание как квантовый компьютер, голографическая топология Вселенной - все эти идеи составляют новую концептуальную структуру новой нормальности как постматериальности.

Еще одним фактором новой нормальности стала скорость, власть ускорителей-рапидакторов (А.Н. Павленко): транзисторов, процессоров, транспорта, стандартов передачи информации, скорости обслуживания клиента2. Политэкономия скорости выражена философией капиталократических акселераторов, преодолевающих барьеры времени и пространства, уничтожающих все преграды для профи-

1 Кукарцева М.А., Сурма И.В. Политические химеры и деформация современного социально-политического пространства // Политика и Общество. 2017. № 3. С. 62-75.

2 Тимощук А.С. Янусовидность стандартов в международной политике и праве как способ актуализации социальной динамики в условиях глобальной конкуренции // Актуальные проблемы международного права и внешнеэкономической деятельности: материалы международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. Владимир: ВлГУ, 2016. С. 95-100.

цита капитала. Логика скорости определяет процессуальность мира, его супер-онтичность. Мы как бозон Хиггса существуем в пикосекундных эстафетах и зазорах, а время остается суператтрактором сущего. Августин и Эйнштейн запретили время «до», но это как бороться с отрицательными числами. Время «до» остается временем и претендует на роль великого аттрактора Вселенных. В индийской философии, которая является одной из самых грандиозных донаучных космологических систем, время - это класс предметностей, где существует транзитивное время (юга, чатур юга, маха юга, кальпа, маха каль-па) и вечное время (маха кала).

Скорость - это один из факторов, приводящий к полифуркации векторов развития общества. Высокие скорости делают мир совокупностью процессов, а не явлений. Человек - это деятельность, процесс. Пока ты функционируешь, тебя помнят. Истина - конвенционально-процессуальное понятие в обществе больших скоростей. Скорость опосредует право, политику, экономику, социальные взаимодействия: обслуживание «под ключ», экспресс обслуживание, быстрые бракоразводные процессы, макдональдиза-ция питания. Дромократическое общество (П. Вирильо) функционирует в режиме ускоренного метаболизма в сетке транспортных хабов и проводников; в повестке аксерелации, транзиций, оперативности, мобильности и логистики. Автомобилизация, скорострельность орудий, повышенное время разгона, моторизация армии, темпы роста городов, электромагнитная скорость обработки информации, стандарт связи 5 G - все это определяющие социотехнические факторы.

Для социальной реальности сегодня востребовано фасеточное зрение, как у насекомых, для различения объектов в движении и на 360 градусов. Чтобы пчела увидела фильм, его нужно крутить в 10 раз быстрее, иначе он будет казаться застывшими кадрами. Скорость, как двигательное качество, формирует компетентностный подход. Жизнь - это марафонский спринт, борьба, глобальная конкуренция, где необходимо постоянное совершенствование знаний, умений, навыков, способностей, личностных качеств. Чтобы оставаться на том же месте приходится бежать еще быстрее. Истина же снова выторговывается, как во времена софистов, только ареной борьбы стал весь мир.

Существование в процессах означает, что мы не успеваем за скоростью изменений и генерируем формы успевания: синхронизация, социодинамика, time management, «время - деньги», speed-dating, срочные похороны. Скорость социальных процессов не позволяет осмыслить происходящее, что рождает особый тип мышления культуры скоростного восприятия - аналогизирующе-образное, клиповое, мозаичное. Инстаграмизация, медиатизация и визуализация - ведущие тренды цивилизации образа, характеризуемой как паноптикум цифрового вуайеризма и эксгибиционизма, царство видимости, обозримости и прозрачности. Культура образа соревнуется с культурой текстов; «быстрее и быстрее» вытесняет анахронизм long read.

Тренд пластичности и гибридности определяет все социальные негоциации и грядущие изменения социетальных форм. Деонтологизация, процессуальность, контингентность - это внутренняя структура функционирования цивилизации. Неоднородность и скорость социокультурных трансформаций ставят перед нами цель - определить когнитивные условия новой нормальности в терминах дополнительности, гибридности, конвергенции и устойчивого развития.

Управляемость обществом во время пандемии подверглась сильной флуктуации. Глобальные транзакции, национальные валюты, игроки на оптовом рынке, логистика, розница, туризм, коммерческие организации испытали серьезный шок, после которого не все оправились. Причем кризис COVID-19 не завершился, он развивается и еще проявит себя, ибо кумулятивный эффект от экономического спада откликнется долгим эхом рецессии. Антикризисные меры на федеральном и региональном уровне не спасут от разорительных последствий и оцениваются предпринимателями как недостаточные. Может потребоваться корректировка текущих теорий или новых теоретических разработок, что и терминируется, в целом, как «новая нормальность»1.

Говоря о международных отношениях, мы не можем игнорировать социокультурную реальность в целом и модификацию научных описаний. Сам концепт «новой нормальности» указывает на когнитивный сдвиг, переход от одного массива дескрипций к иному, совершенно различному. Такими новыми описаниями занимается философия науки, обобщающая частные дисциплинарные исследования и вырабатывающая новый дескриптивный язык для усложняющегося социокультурного мира.

Проблема новой нормальности уже давно занимает философию науки и описывается в терминах научного реализма, направления, которое стремится разрешить антиномии несоизмеримости старых и новых систем. Каждый новый крупный ученый в фундаментальных науках претендует на создание полной теории действительности, которые претендуют на признание и доминирование как истинная форма отражения реальности. Конфликты между системами Коперника и Птолемея, Галилея и Аристотеля, Эйнштейна и Ньютона - все это великие сражения за истинное понимание реальности, за то, что считать нормальной наукой.

1 Тимощук А.С. ПОСТ-КОВИД: проблемы устойчивости и управляемости // Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития. Сборник статей по итогам Второго Новосибирского международного юридического форума. В 2-х частях / под ред. Д.А. Савченко, М.В. Громоздина, М.С. Саламатова, О.Н. Шерстобоева. Новосибирск: НИНХ, 2020. С. 109-118.

Томас Кун, Хилари Патнэм, Бас ван Фраассен, Нэнси Картрайт, Ян Хакинг опираются на историческую перспективу разрешения конфликта, рассматривая фундаментальные преобразования как сменяющие формы все более детализированного реализма. Прогресс технологий не аннигилирует идеи, но способствует увеличению количества описаний. Несомненно, отдельные концепты, такие как «материя», «атом», «электрон» получают другое наполнение, однако образуется разрыв в понимании этих категорий на разном этапе. Рост количество референций денотата и наращивание коннотаций продолжают существовать внутри той же схемы понимание - описание - интерпретация - объяснение.

Сфера международных отношений образуется вокруг тех же принципиальных координат, таких как суверенитет, национальный интерес, безопасность. К числу новелл можно, разве что, отнести парадигму устойчивого развития, которая концептуализировала на новом этапе идеи о вечном мире.

Идея «новой нормальности» представляет альтернативный вариант сохранения традиции в открытом обществе, находящемся в неопределенности, нуждающемся в примирении с общественным сознанием. «Новая нормальность» снимает неопределенность устойчивого развития доминантой текущего благополучия. Поэтому эту функцию адаптации к меняющимся условиям следует признать разновидностью гомеостаза homo sapience. Цикл «нормальность - кризис - революция - нестабильность - новая нормальность» сопровождает человечество с незапамятных времен, но он был отрефлексирован в философии науки, так как наука является одним из самых быстро развивающихся институтов1.

Благодаря адаптации к меняющимся условиям мы стремимся вписать новые, не всегда благоприятные условия, в нашу стандартную картину мира, которую приходится ремонтировать, чтобы она приняла новые несоизмеримости. В результате наука стала комплементарной, дополняющей. Классический идеал естествознания дополнила неклассическая картина мира, учитывающая расширяющуюся парадигму сознания, квантовой физики, когнитивности, вненаучного знания2. Принцип дополнительности в социогуманитарном познании выполняет несколько важных функций: это не только коммуникация целостности, единства противоположностей, но и согласование и медиация разнородных контекстов новой нормальности.

Информатизация и общество знаний, казалось бы, должны способствовать росту научных знаний, увеличению осознанности, профессионализма и, наоборот, ослаблению безграмотности, непросвещенности, бескультурья, некомпетентности, власти стереотипов. Прежде всего, сама установка на искоренение невежества является утопией. Мифотворчество всегда будет сопровождать человека, так как существует глубинная потребность в личностных успокаивающих легендах3. Важным источником искажения реальности выступают технологии манипуляции общественным сознанием, что распространено в управлении социальными процессами, медиаполитике и маркетинге4. Еще одним источником распространения иллюзий является само массовое общество, которое через социальные сети и видео хостинги медиатизирует свой непрофессионализм, любительские суждения, посредственность.

Одна из интересных характеристик новой нормальности - трансформация эпистемических установок, конструирование адекватности и отчетливости отражения предмета в жизненном мире субъекта5. Профессор психологии Дэвид Даннинг обратил внимание на такую особенность человеческого познания как переоценка своей компетентности. Вместе с социальным психологом Джастин Крюгером американский когнитивист провел ряд групповых исследований, результат которых свидетельствует об эпистеми-ческой дерзости тех, кто не обладает достаточной квалификацией и, напротив эпистемической скромности знающих. Кривая самооценки на когнитивном графике, где вертикальная ось - это уверенность, а горизонтальная - опыт, состоит из пика глупости, долины отчаяния и склона просветления, то есть те, кто не знают, что они не знают (низкая компетенция), обладают высокой самооценкой. По мере того, как мы больше узнаем о своем незнании (средний уровень компетенции), наша уверенность снижается. И, постепенно, по мере роста знания (высокая компетенция), уверенность немного начинает расти. Специа-

1 Хакинг Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М.: Логос, 1998. С. 16.

2 Симанов А.Л. Принцип дополнительности как фактор унификации физических теорий: дополнительность и соответствие // Философия науки. 2017. №2 (73). С. 66-86; Тимощук А.С. Междисциплинарность и комплементарность познания // Единство в многообразии: наука и социальная практика в фокусе междисциплинарности : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (Ростов-на-Дону, 17-18 ноября 2017 г.) / Южный федеральный университет ; [редкол.: А.В. Кореневский (отв. ред.) и др.]. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. С. 64-68.

3 Тимощук А.С. Нарративные пределы мифотворчества // Миф в истории, политике, культуре: Сборник материалов III Международной научной междисциплинарной конференции (июнь 2019 года, г. Севастополь) / Под редакцией О. А. Габриеляна, А. В. Ставицкого, В. В. Хапаева, С. В. Юрченко. Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2019. С. 274-277.

4 Тимощук А.С. Социальные эффекты медиатизации // Трансформация медиасреды в XXI веке Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.В. Неренц. М.: РГГУ, 2019. С. 136-142.

5 Тимощук А.С. Знает молчащий или говорящий? Эпистемический статус, качество знания, компетентность как социальный капитал печ. // Наука как общественное благо: сборник научных статей Второго Международного Конгресса Русского общества истории и философии науки. Москва: Русское общество истории и философии науки, 2020. С. 91-93.

листы посчитали, что некритическое отношение к собственным суждениям может иметь негативные социальные последствия для здоровья, образования и экономических обменов1. Действительно, ученые в разных областях (экономика, образование, психология, нейробиология) посчитали описанный эффект важным результатом: исследование вызвало резонанс, получило высокую цитируемость.

Особенно интересен вопрос, почему низкая квалификация становится основанием для самоуверенности. Этому могут быть даны не только психологические толкования особенности личности, но и когнитивные. В начале, нам не хватает не только фактических знаний в какой-то области, но и сопровождающих знаний: 1) оценочных знаний или знаний о знании других в этой области, 2) об иерархичности, комплексности, контекстуальности предмета. Только на относительно высоком уровне знаний можно начать понимать, сколько нужно знать и сколько знают настоящие эксперты. Когда нам не хватает знаний, то мы и не можем оценить свои собственные знания и знания других. Даже небольшое количество знаний может придать большую уверенность и показаться высоким уровнем по сравнению с предыдущим полным невежеством (эффект второкурсника).

Является ли вера в данном случае эпистемическим свойством? И, да и нет. С одной стороны, она позволяет новичку не бояться трудностей, а с головой прыгать в омут проблем, куда бояться подступиться уже более опытные (Fools rush in where angels fear to tread = дуракам закон не писан). С другой стороны, «дураки» получают превосходство веры. Несмотря на то, что они ошибочно оценивают свои когнитивные способности, они выигрывают социальное одобрение за свою уверенность. Зачастую сегодня в битве знания и хайпа, побеждает хайп.

Эпистемическая непригодность знаний имеет также место, когда, если продолжить использовать аристотелевские термины, пафос перекрывает логос и этос. В социальной коммуникации способность подавлять экспрессией содержание называется «эффектом доктора Фокса» со времен социального эксперимента прошлого века, когда представительный лектор (профессиональный актер) авторитетно выступал, тепло общался с аудиторией, шутил, располагал к себе, тем самым полностью маскируя бессмысленное по содержанию выступления. Материал для лекции был подготовлен экспериментаторами. Это был наукообразный текст со множеством ошибок, противоречий, пустых гипостазированных понятий. Доктор Майрон Фокс был представлен как специалист по математическому моделированию человеческого поведения. Аудитория высоко оценила выступление на тему «Математическая теория игр и ее применение к врачебному образованию». Присутствовавшие в зале психиатры, психологи, социальные работники поставили галочки в опроснике напротив «Проявлял ли выступающий интерес к теме?», «Был ли материал представлен интересным образом?», «Был ли материал хорошо организован?», «Заставил ли Вас лектор задуматься?». Нашлось даже 9 человек из 300 опрошенных, которые подтвердили, что читали публикации спикера. Эксперимент поддержал гипотезу о том, что модус красноречия сообщает убежденность в знании получающему, даже при пустом содержании2.

Люди склонны придерживаться чрезмерно оптимистичных взглядов на свои способности во всех сферах деятельности. Эта переоценка происходит потому, что у профессионалов невысокого уровня не хватает метакогнитивной компетенции или способности адекватно оценивать свои показатели. Они не только допускают ошибки в своей деятельности, но и неспособны отличать точность от аппрокцимации.

Эффект Даннинга - Крюгера встречается не только среди непрофессионалов. Последствия непонимания ограниченности своей компетенции могут быть еще более велики, если в заблуждении находится специалист в одной области, но дилетант в другой. Высокий уровень компетенции в одной области позволяет ему проецировать успехи одного поля деятельности знания на другой.

Почему такое когнитивное искажение имеет место у профессионалов? Казалось бы, понятно, почему со снижением квалификации растет степень уверенности. Истинное знание - в том, чтобы знать пределы своего невежества (Конфуций). Тот, кто не обладает представлениями о границах своего предмета, не может ведать и своей односторонности. Отсюда, доктор медицинских наук знает все про одну болезнь, кандидат - про несколько, лечащий врач - про многие, а фельдшер - все про все болезни. Однако это заблуждение, что метакогнитивное искажение будет присуще только представителям младшего корпоративного звена. Переоценка своего уровня свойственна людям со средним уровнем компетенции, а у более компетентных людей ошибка в самооценке должна быть меньше. Однако самое меньшинство из них может принести вред обществу, скрывая под наукообразными конструкциями шарлатанство или метакогнитивное искажение.

В проекте «Наука против мифов» список номинантов антипремии ВРАЛ включает следующих персон: торсионщик, телегонист создатель теории волнового генома Гаряев П.П.; активист анти-ГМО Ермакова И.В.; популяризатор фолк хистори Задорнов М.Н.; автор ДНК-генеалогии Клесов А.А.; офтальмолог и пропагандист мистицизма Мулдашев Э.Р.; изобретатель оптической броневой керамики Петрик В.И.; автор популярных лженаучных программ Прокопенко И.С.; создатель лаборатории альтернативной истории

1 Dunning D., Kruger J. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments // Journal of Personality and Social Psychology: journal. 1999. Vol. 77, no. 6. P. 1121-1134.

2 The doctor Fox lecture: a paradigm of educational seduction / Donald H. Naftulin, M.D., John E. Ware, Jr., and Frank A. Donnelly // Journal of Medical Education. July 1973. Vol. 48. P. 630-635.

Скляров А.Ю.; математик и создатель новой исторической хронологии Фоменко А.Т.; псевдолингвист Чу-динов В.А.; популяризатор теологии в вузах Алфеев Г.В.; пропагандист Жданов В.Г.; исследователь технологий НЛО и создатель бестопливной энергетики Катющик В.Г.; ВИЧ-диссидент Ковех О.Г.; псевдо-эксперт доктор биологических наук Савельев С.В.; автор наукообразных статей Тюрин А.М.; гомеопат Эпштейн О.И.; скандальный публицист Понасенков Е.Н.; пропагандист идеи украинско-польского ига в России Пыжиков А.В.; наукофоб Стерлигов Г.Л.; псевдоисторик Сундаков В.В.; ясновидящий-криминалист Виноградов М.В.; конспиролог Дугин А.Г., мединстагуру Зубарева Н.А., политтехнолог Кунгуров А.А.; плоскоземелец Милованов Роман; публицист Стариков Н.В.; антипрививочник Филатова Е.Ю.

Вероятно многие из перечисленных член-корреспондентов Академии «ВРАЛ» (которую можно приравнять к РАЕН, «общественной академии») искренне верят в свое дело, коль скоро выпускают видео о «преследовании ученых» и представляют себя жертвами заговора академической науки. Среди перечисленных есть разные типажи: авантюристы и социальные активисты, скептики и энтузиасты. Отдельно нужно представить феномен фрика, который существовал всегда, этакого деревенского начитанного по верхам балабола (Глеб Капустин в рассказе В. Шукшина «Срезал»). В эру ИКТ фрики набирают свою глобальную аудиторию: можно спорить с Ньютоном и Эйнштейном и получать за это лайки. Астрал, русы, аура, роды, шары-державы, торсионы, - главная особенность помешанных на лженауке энтузиастов заключается в отрицании фаллибилизма и проверяемости. Разрывая с институционализмом и нормальной наукой псевдоученые продвигают маргинальные концепции: алхимия, астрология, нумерология, френология, гомеопатия, хиромантия, дианетика, соционика, экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология, парапсихология и т. п. Девиантная наука весьма эффективно подпитывается идеями из нормальной, но при этом нагружает ее супранатуральными концептами1.

В области психологии эффект Даннинга - Крюгера представляет собой когнитивную тенденцию, в которой недалекие люди с ограниченным кругозором имеют иллюзорное превосходство самомнения. Вместе с тем, уверенность является социальным капиталом и в обществе хайпа проигрывают знающие скромные молчуны. Тот, кто говорит, производит впечатление, монетизирует в медийный успех. Сегодня ресурсов больше. Интернет - пока еще анонимное пространство, где последствия не всегда очевидны. В связи с этим следует признать ценными усилия Б.С. Соколова и С.В. Дробышевского по популяризации науки и разоблачению шарлатанства через издательскую и медийную деятельность (проект «Наука против мифов»)2.

Сегодня человечество имеет колоссальные возможности по самосовершенствованию и развитию критического мышления. Однако сейчас у нас также есть беспрецедентные возможности по манипуляции благодаря ИКТ. Медиатизация невежества человеком со статусом может иметь долгосрочный эффект. Иначе говоря, новая когнитивная нормальность означает, что сегодня можно обманывать других дольше и масштабнее, чем раньше.

Исторически условия возникновения новой нормальности связывают с посткризисным состоянием: 1) после мирового финансового кризиса 2008 года, 2) после пандемии коронавируса в 2020 г. Первый кризис продемонстрировал пределы экономического роста. Демографическая неравномерность развития планеты, снижение темпов экономического роста, безработица означают невозможность возвращения к докризисным показателям профицита бюджета, наличию резервов для стратегического развития, финансирования социальных программ в привычном объеме, возвращения премиальных выплат и стимулирующих надбавок. Новая экономическая реальность - это уменьшение конкурентной среды в сфере туризма и рекреации, авиации, event-агентств, фитнес-клубов; это продолжающаяся прекаризация, падение благосостояния.

Технофобы не правы в своей демонизации техники и технологий. Опасность представляют не технологии, не техника сама по себе, а общественное сознание неограниченной капиталократии, использующей технику для эксплуатации человека и природы. Финансовый кризис продемонстрировал ограниченность экономических моделей: макроэкономические теории не смогли предсказать кризис, избежать его или быстро выйти из него. Как и после Великой депрессии, возник спрос на кейнсианские идеи: медленное, сберегательное развитие, неустойчивость рынка и вмешательство государства3.

Кейнсианство - это капиталистическая адаптация социалистической экономики, осознание необходимости регулирования рынка, связанное с пределами чистого капитализма. Накопление капитала преследует цель его дальнейшее приумножение через эффективное вложение, что становится все более затруднительным вследствие достижения пределов роста научных технологий.

1 Константинов В.Н., Тимощук А.С. Теория мифотворчества // Поругание разума: экспансия шарлатанства и паранормальных верований в российскую культуру XXI в.: Тезисы к международному симпозиуму «Наука, антинаука и паранормальные верования» (3-7 октября 2001 г.). Сост. и ред. В.А. Кувакин. М.: Российское гуманистическое общество, 2001. С. 56-57.

2 Соколов А. Б. Ученые скрывают? Мифы XXI века. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 370 с.; Дробышевский С.В. Достающее звено. В 2 т. Москва: Corpus, 2017 г. 672 с., 592 с.

3 Рязанов В.Т. Неустойчивый экономический рост как «новая нормальность»? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2013. № 4. С. 3-34.

Временный профицит углеводородов сделал нас энергозависимыми, однако мы до сих пор не нашли, как удовлетворить растущие потребности человечества ограниченными природными ресурсами. Государства западного типа стремятся восполнить демографическую убыль за счет мигрантов из стран с традиционным типом воспроизводства населения. Новый средний класс, амбициозный и злой, рвется к антиэкосистемным благам индивидуальных коттеджей и персональной автомобилизации.

Острие прогресса проходит по самой кромке социального эволюционизма. Первая НТР создала условия для мануфактурного производства и глобального передвижения товаров. Во время второй НТР были изобретены средства массовой информации и коммуникации. Третья НТР была самой масштабной, затронув множество областей, от производства полимерных материалов до полетов в космос. Вопрос о четвертой НТР является спорным. Прорывы, изобретения и инновации есть (клонирование, нано-технологии, индивидуализированное производство), однако они не носят такой масштабный и социально-экономический характер. В прошлые НТР менялся сам тип общества благодаря внедрению технологий. С аграрного - к индустриальному и постиндустриальному. Какой тип общества создала четвертая НТР? Пока не ясно, можно ли назвать современное общество пост постиндустриальным. В глобальном масштабе представлено три экономических типа обществ и складываются предпосылки для формирования новой фазы постиндустриального общества. Россия не смогла сохранить статус индустриального локомотива, но и не приобрела постиндустриальное лидерство, что помещает целую страну в зону риска прекариата.

Право также находится на разрыве своих возможностей и социальных ожиданий. Сегодня, право -это, прежде всего, естественные права и свободы, поколения борьбы, идеал общественного развития, эффективная техника защиты своих интересов. И, антиномично, право сегодня - это симулякр, нравственный диссонанс, идеологический конструкт. Внутренние антиномии права накладываются на неопределенность среды и вносят свои циклы нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.