РЕЦЕНЗИИ
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-4-22
В. П. Митрофанов НОВАЯ МОНОГРАФИЯ О СРЕДНЕВЕКОВОМ ЛОНДОНЕ
V. P. Mitrofanov A NEW MONOGRAPH ON MEDIEVAL LONDON
Чернова, Л. Н. Под сенью Святого Павла: деловой мир Лондона XIV-XVI в. / Л. Н. Чернова. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 366 с.
Отечественная медиевистика пополнилась новой монографией известного в нашей стране саратовского историка Ларисы Николаевны Черновой о деловых кругах средневекового Лондона. Урбанистика всегда занимала важное место как в научных исследованиях российских медиевистов [1; 2 с. 462-466, 484-548, 725-740], так и в учебном процессе на исторических факультетах вузов [3, с. 233-250, 422-424]. Была предметом научного исследования отечественных авторов и история английских городов [4-6]. Однако в их трудах практически не затрагивались вопросы, связанные с различными аспектами торгово-предпринимательской деятельности лондонских олдерменов и их образа жизни в XIV-XVI вв. В англоязычной историографии эти аспекты также недостаточно разработаны, что обстоятельно показано в историографической части монографии (с. 7-28).
Фундаментальной основой исследования Л. Н. Черновой стал широкий круг документальных, законодательных и нарративных источников, а также обширный пласт публикаций архивных материалов и специальных работ англоязычных и отечественных авторов. Оправдана структура монографии и логика изложение материала. В главе первой «Лондон: от римского муниципия к городу раннего Нового времени» следует описание его возникновения и истории в период раннего Средневековья, что позволяет подвести читателя к пониманию сложных социально-экономических процессов XIV-XVI вв., которые рассматриваются в последующих трех главах.
Во второй главе «Деловые люди Лондона в пространстве социума и власти» в четырех параграфах последовательно анализируются социально-политические аспекты. Сюда входят вопросы статуса и должностных критериев олдерменов, их социальное происхождение и способы продвижения представителей различных социальных групп в их среду, рассматривается структура, функции должностных лиц, а также отмечаются принципы и механизмы формирования органов муниципальной власти. Вывод автора о том, что муниципальная власть Лондона была олигархической, так как наблюдается сосредоточение в одних руках нескольких должностей, длительное пребывание во власти, деловые связи между семействами, тесные взаимоотно-
шения с короной, замкнутость состава высших чиновников и их имущественное состояние, подтверждается обширным фактическим и цифровым материалом данных различных источников. Таблицы 1 (с. 86), 2 (с. 114), 3 (с. 116), 4 (с. 125) наглядно иллюстрируют это положение. Перед читателем проходит целая галерея знатных лондонских семейств торговцев и членов различных торговых компаний (Т. Ноллес, Дж. Де Уосок, У. Догет и многие другие), чьи представители занимали высшие городские должности, как правило, на протяжении многих лет. Автор отметила некоторое ужесточение в XVI в. критериев имущественного ценза для олдерменов с целью сделать их элитарную группу более закрытой. Вместе с тем вокруг этой группы формировался, по ее выражению, «около олдерменский» слой фрименов, ставший своеобразным резервом советников олдерменов и низших городских должностей (с. 134, 135). Л. Н. Чернова полагает, что сама олдерменская элита все же не была монолитно единой. Внутри нее даже имелись определенные социально-экономические противоречия, приводившие к конфликтам по вопросам замещения вакансий в городской системе управления. Поэтому она считает необходимым говорить о ее трехступенчатой структуре: низшая группа (советники), элитарный слой (олдермены), внутри которого следует условно выделять «средний» уровень и «высшую» элиту. Критерием такого деления предлагается считать «степень муниципальной активности» или «концентрацию должностей». В принципе с этим можно согласиться (с. 136).
В третьей главе «Занятия и образ жизни деловых людей» последовательно рассматривается экономическая деятельность лондонской деловой элиты - торговля и кредит, кредитные операции и субсидирование короны, торговля и богатство в восприятии деловых людей и их инвестиции в недвижимость - как в самом Лондоне, так и в сельской местности. Прослежены динамика торговой деятельности олдерменов в качестве членов торговых компаний в сфере экспортной торговли шерстью, тканями, продуктами питания, винами, мехами, рыбой, основание своих факторий в заморских странах. Отмечено их подчинение себе ювелирного ремесла, чеканки монет. Показано их проникновение в сельскую местность, где они эксплуатировали десятки деревенских кустарей-сукноделов, что становится особенно заметным к середине XV в. Фактически это были уже рассеянные мануфактуры (с. 149). Деловая активность представителей элиты Лондона иллюстрируется, в частности, на примере семейства Ишем. Этот аспект рассматривается сквозь призму ливрейных и акционерных компаний, приводятся количественные данные олдерменов, ставших членами компаний, широко втянутыми в экспортно-импортную торговлю (с. 156-158). В XVI в. предпринимательской активностью они отметились в горнодобывающей промышленности, вкладывали средства в колониальные предприятия, не брезговали работорговлей и финансированием пиратских компаний (с. 161, 162).
Анализируя кредитные операции лондонских деловых кругов и их субсидирование короны, автор показала развитие товарного и денежного кредита представителям дворянства, духовенства, монастырям, что позволяло им получать немалые земельные ренты и даже приобретать земельные держания рыцарства и титулованной знати (с. 170, 171). Оказывается, их кредитные операции распространялись и на иностранных купцов (с. 172). Автор отметила появление в их среде залогового кредита под высокие проценты, хотя и
сами они порой нуждались в кредитовании, расплачиваясь за это недвижимостью и рентами (с. 177). Анализируя субсидирование короны, автор отмечает их активность в этом направлении, начиная со времени правления Эдуарда III (1327-1377). Приведенные данные свидетельствуют о значительных суммах кредитования монархов в XV-XVI вв., причем в качестве кредиторов выступали как отдельные купцы, так и их объединения. Нельзя не согласиться, что это ставило королевскую власть в определенную финансовую зависимость от них и вынуждало считаться с их предпринимательскими и политическими интересами (с. 180-182).
В монографии анализируется и ментальный аспект лондонских деловых людей, а именно их восприятие торговли и богатства. Для этого автор обращается к эпистолярному материалу, в частности к переписке представителей предпринимательского семейства Сели. По-видимому, такие предприниматели отходили от средневекового аскетизма, хотя в то же время зачастую рассматривали свой коммерческий успех в духе средневекового мировосприятия, не без «помощи Божьей».
Отмечая так называемый «конфликт сознания» лондонских предпринимателей, исследователь полагает, что преодоление его происходило через благотворительность в отношении бедных и немощных (с. 190-192). Анализируя их инвестиции в недвижимость, автор показала, что они практиковались не только в самом городе, но и в сельской местности. Таблица 5 (с. 195) хорошо отражает динамику инвестиций олдерменов по нисходящей линии в пределах Лондона за три столетия. Вслед за В. И. Золотовым [6] автор полагает, что это объясняется второстепенным местом городских земельных держаний и рент в структуре их общего дохода. В тоже время более роскошный образ жизни требовал от лондонского купечества иметь в своей собственности порой несколько роскошных домов для проживания, причем не только в Лондоне, но и в других городах (с. 196-198). Анализ внегородского землевладения лондонских предпринимателей (таблица 7, с. 225) хорошо иллюстрирует динамику их землевладения на протяжении XIV-XVI вв. в 25 графствах, где они могли владеть порой от одного до двух десятков ма-норов (с. 226, 227). А таблица 8 (с. 231) показывает условия их держаний (феод, аренда, собственность). Причем держания в собственности явно преобладали. Отмечено в главе приобретения ими секуляризованной в результате Реформации земли монастырей, а также методы приобретения земель светских феодалов. Насколько оказалось возможным, Л. Н. Чернова проследила некоторые изменения в их структуре землевладения за три столетия и отчасти их предпринимательскую активность в аграрной сфере в XVI в. Одной из важных причин земельных приобретений она справедливо считает рост ценности земельной собственности в XVI в.
В четвертой главе «Социальные устремления, ценностные ориентиры и частная жизнь деловых людей» исследуются ментальные аспекты лондонского купечества, а также их частная жизнь в гендерном ракурсе. Автор отметила проникновение лондонского купечества в сообщество джентри и порой получение рыцарского звания (таблица 9, с. 259), что выражалось не только в приобретении маноров, но и в одежде, жилище, развлечениях и т.п. Причем численность олдерменов, ставших рыцарями, возрастала с каждым столетием (с. 260-262). В главе показана и матримональная политика лондонского ку-
печества, т.е. заключение смешанных браков с представителями нетитулованного дворянства. Перед читателем проходит целый ряд примеров, подтверждающих эту социальную тенденцию. Подробно рассматриваются и мотивы заключения смешанных браков.
На примере «Жизнеописания Джона Ишема» проанализирован жизненный путь представителей этого купеческого семейства, отмечается их стремление к получению образования, овладению профессией торговца, трудолюбие и т. п.
Отдельно автор остановилась на анализе отношения лондонского купечества к образованию. В частности, приводится пример Джона Пайела, олдермена 1369-1379 гг., чье прекрасное образование позволило ему выполнять даже дипломатические поручения во Франции. Такие персоналии из числа лондонских олдерменов и купечества, полагает она, были не редкостью в английской действительности XIV-XVI вв. Основываясь на данных описания Лондона Томасом Платтером, отмечается факт развития образования в среде купечества, особенно во второй половине XVI в., что связано с Реформацией, распространением идей гуманизма, а также развитием и усложнением самого предпринимательства в королевстве. Совершенно справедливо в главе отмечена и роль Священного Писания в популяризации грамотности. Его роль становится более значительна в XVI в. в идеологическом и политическом аспекте, что отметил еще К. Хилла [7, с. 67-98]. В тексте главы затронуто и содержание образования в многочисленных грамматических школах того времени (с. 283-285). Вполне логичен вывод о том, что лондонское купечество хорошо осознавало связь успеха предпринимательской деятельности с образованностью. Поэтому купцы старались дать хорошее образование своим детям, которые должны будут продолжить их бизнес.
Рассматривая частную жизнь лондонского купечества в гендерном ракурсе, автор приводит множество примеров брачных союзов, свидетельствующих об их стремлении к заключению браков в собственной среде, что способствовало консолидации этой элиты и относительной замкнутости. Используя такой источник, как завещания, она исследовала и внутрисемейные отношения на примере ряда представителей лондонского купечества (Стефен де Абингдон, семейств Сели и Ишем, Мартина Боуза и др.), затронув такие аспекты, как деторождение, взаимоотношения родственников, в том числе завещание движимого и недвижимого имущества, завещание денежных средств женам, детям, отношение к здоровью своих детей, к кончине близких родственников и т.д. В результате автор выделяет три «круга» родственных отношений олдерменов: потомки до второго колена одной супружеской пары, круг родственников до 3-4 колена, включавшего в себя кузенов, кузин, дядей, племянников и т.п. Третий «круг» - более дальние родственники и слуги. Они также могли включаться в завещания в качестве наследников. В главе указана и такая черта внутрисемейных отношений, как уважительное отношение друг к другу, забота об интересах и чести семьи, оказание материальной, юридической, моральной поддержки друг другу (с. 335). Отмеченная тенденция индивидуализации во внутрисемейных отношениях фактически намечает поле для дальнейших исследований историками этой проблемы.
Монография Л. Н. Черновой, безусловно, - значимое событие в современной отечественной медиевистике. Она будет востребована не только спе-
циалистами по средневековой урбанистике, но и широким кругом историков иной специализации. Простой, но в тоже время научный стиль изложения автором сложных экономических и социальных проблем делает книгу доступной и полезной для студентов и аспирантов исторических факультетов университетов. Наличие иллюстраций способствовало бы ее популяризации среди обычных читателей, интересующихся историей западноевропейского Средневековья.
Библиографический список
1. Город в средневековой цивилизации Западной Европы : в 4 т. - М. : Наука, 1999-2000.
2. Всемирная история : в 6 т. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / гл. ред. А. О. Чубарьян ; отв. ред. П. Ю. Уваров. - М. : Наука, 2012.
3. История средних веков : учеб. для академического бакалавриата / И. Н. Осинов-ский, Г. А. Ртищева, Н. В. Симонова, Е. С. Носова, Т. Н. Лощилова, Л. М. Браги-на, В. М. Володарский, А. Н. Галямичев, Ю. Е. Ивонин, В. П. Митрофанов, Г. А. Попова, А. И. Сидоров, Р. В. Фурцев. - М. : Юрайт, 2017.
4. Яброва, М. М. Зарождение раннекапиталистических отношений в английском городе (Лондон XIV - начала XVI вв.) / М. М. Яброва. - Саратов, 1983.
5. Мосолкина, Т. Л. Город Бристоль в XIV-XV веках. Экономика, общественные отношения, социальная психология / Т. Л. Мосолкина. - Саратов, 1997.
6. Золотов, В. И. Операции с недвижимостью и социальные ориентиры английского бюргерства и купцов в первой половине XV века / В. И. Золотов // Город в средневековой цивилизации Западной Европы : в 4 т. - М., 2000. - Т. 2. -С. 289-293.
7. Хилл, К. Английская Библия и революция XVII века / К. Хилл ; пер. с англ. Т. Павловой. - М. : ИВИ РАН, 1998.
References
1. Gorod v srednevekovoy tsivilizatsii Zapadnoy Evropy: v 4 t. [The city in the Middle Age civilization of Western Europe: in 4 volumes]. Moscow: Nauka, 1999-2000.
2. Vsemirnaya istoriya: v 6 t. T. 2: Srednevekovye tsivilizatsii Zapada i Vostoka [World history: in 6 volumes. Vol. 2: the Middle Age civilizations of the West and the East]. Chief ed. A. O. Chubar'yan. Moscow: Nauka, 2012.
3. Osinovskiy I. N., Rtishcheva G. A., Simonova N. V., Nosova E. S., Loshchilova T. N., Bragina L. M., Volodarskiy V. M., Galyamichev A. N., Ivonin Yu. E., Mitrofanov V. P., Popova G. A., Sidorov A. I., Furtsev R. V. Istoriya srednikh vekov: ucheb. dlya akade-micheskogo bakalavriata [The history of Middle Ages: textbook for academic bachelor programs]. Moscow: Yurayt, 2017.
4. Yabrova M. M. Zarozhdenie rannekapitalisticheskikh otnosheniy v angliyskom gorode (London XIV - nachala XVI vv.) [The origin of early capitalistic relationships in an English town (London in the XIV - early XVI centuries)]. Saratov, 1983.
5. Mosolkina T. L. Gorod Bristol' v XIV-XV vekakh. Ekonomika, obshchestvennye otno-sheniya, sotsial'naya psikhologiya [Bristol in the XIV-XV centuries. Economics, social relations, social psychology]. Saratov, 1997.
6. Zolotov V. I. Gorod v srednevekovoy tsivilizatsii Zapadnoy Evropy: v 4 t. [The city in the Middle Age civilization of Western Europe: in 4 volumes]. Moscow, 2000, vol. 2, pp. 289-293.
7. Khill K. Angliyskaya Bibliya i revolyutsiya XVII veka [The English Bible and the revolution of the XVII century]. Transl. from English by T. Pavlova. Moscow: IVI RAN, 1998.
Митрофанов Владимир Петрович доктор исторических наук, профессор кафедра всеобщей истории и обществознания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: vm@em-england.ru
Митрофанов, В. П.
Новая монография о средневековом Лондоне / В. П. Митрофанов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 214-219. - Рец. на кн.: Под сенью Святого Павла: деловой мир Лондона XIV-XVI в. / Л. Н. Чернова. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 366 с. БО!: 10.21685/2072-3024-2017-4-22
Mitrofanov Vladimir Petrovich Doctor of historical sciences, professor, sub-department of general history and social science, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)