Научная статья на тему 'НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА'

НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / ДИДАКТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И МУЗЕЯ / MUSEUM / MUSEUM EDUCATION ACTIVITIES / DIDACTICS / THE INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Диана Айратовна

В статье рассматривается необходимость создания новой дидактической образовательной модели деятельности музея, на основе которой будет выстраиваться его взаимодействие со школой. Связана эта необходимость с личностными изменениями посетителей, которые влекут за собой изменения в системе образования и изменение основных функций музея. В основании новой модели совместной работы школы и музея лежит социокультурный подход, который рассматривается как методологический базис образовательной деятельности. Новый формат взаимодействия предполагает обогащение образовательной деятельности музея новым дидактическим инструментарием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

УДК 37.013.43

Д.А. Бакиева

НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

В УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА

Ключевые слова: музей, образовательная деятельность музея, дидактика, взаимодействие школы и музея.

Аннотация. В статье рассматривается необходимость создания новой дидактической образовательной модели деятельности музея, на основе которой будет выстраиваться его взаимодействие со школой. Связана эта необходимость с личностными изменениями посетителей, которые влекут за собой изменения в системе образования и изменение основных функций музея. В основании новой модели совместной работы школы и музея лежит социокультурный подход, который рассматривается как методологический базис образовательной деятельности. Новый формат взаимодействия предполагает обогащение образовательной деятельности музея новым дидактическим инструментарием.

D.A. Bakieva

NEW MODEL OF MUSEUM EDUCATION ACTIVITIES IN THE 21ST

CENTURY

Keywords: Museum, museum education activities, didactics, the interaction between school and museum.

Abstract: The article outlines the need to create a new didactic model of museum education activities, which will form the basis for its interaction with school. This need arises from visitors' personality alternations, which cause education system changes as well as changes in the principal functions of the museum. The new model of school-museum interaction is based on a sociocultural approach, which is considered to be a methodological basis for education activities. . The new form of interaction involves the introduction of new didactic tools into museum education activities. .

DOI:10.21510/1817-3292-2020-86-1-64-72

Введение. Размышления об образовательной миссии музеев в обновленной реальности XXI века приводят к идее о необходимости выхода на принципиально иной уровень осмысления опыта, накопленного в последнее десятилетие как в музейной деятельности, так и в образовательной практике.

Очевидно, что прежние модели образовательной работы музея перестают отвечать актуальным запросам со стороны общества, которые провоцируют появление новых видов взаимодействия музея с социумом. Не случайно международный совет музеев (ИКОМ) на очередном собрании предложил внести правки в существующее и устоявшееся определение музея, дополнив ключевые функции (хранение, исследование, экспонирование) популяризацией в целях образования, изучения и развлечения [1]. Новое

истолкование связано с попыткой структурировать и осмыслить многочисленные инновационные векторы деятельности современного музея.

Предложенная трактовка представляет музей совершенно обновленным социокультурным институтом - местом, аккумулирующим различные типы аудитории и предоставляющим многообразие образовательной и досуговой деятельности. Основной упор в этом случае делается на возможность удовлетворить потребность общества в разных типах знания (научное, мифологическое, художественное и т.д.) за счет разнообразных средств и форм музейной работы. Данная стратегия уже дала первые результаты - музеи вновь становятся популярным местом проведения досуга самых разных групп населения - детей, молодежи, людей старшего и пожилого возраста. Подобный всплеск интереса к музею обусловлен рядом объективных причин, важнейшими из которых являются:

- повышенная информатизация общества, появление большого количества разной по формату и по содержанию информации, которая представляет собой обезличенное знание, подчас поверхностное и недостоверное, требует пояснений со стороны эксперта, обладающего достаточным уровнем профессиональных знаний, каковыми являются музейные работники;

- возрастающие познавательные потребности человека, влекущие за собой необходимость получения различных знаний, отвечающих запросам личности, что определяет востребованность интегративной функции музея, объединяющей разные типы знаний, представляющих личность неким навигатором в движении по текстам и контекстам культуры;

- запрос на актуальное, личностно ориентированное знание, что предполагает актуализацию эмоциональной составляющей музейной экспозиции, позволяющей преобразовывать знания в личностный опыт, на основе которого складываются личностные установки и формируется образ «Я».

Необходимость соответствовать существующим запросам музейных посетителей приводит к цели исследования - к поиску новых подходов в образовательной деятельности музея. В последние годы все более устойчивые позиции занимает социокультурный подход - основополагающий методологический подход, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Социокультурный подход соединяет в себе три взаимосвязанных компонента: человек и его отношение с социумом, культура как пространство ценностей, осваиваемых и созидаемых человеком, и общество, понимаемое как совокупность индивидов. Задача заключается в том, чтобы достичь интеграции этих трех составляющих человеческого бытия.

На помощь системе образования в решении подобных личностных вопросов приходят различные социокультурные институты. Этот процесс реализует смену парадигм, по утверждению Л.М. Ванюшкиной, от

школоцентристской модели образования - к многоканальной модели приобщения к культурному наследию.

Обозначенные запросы формируют новые задачи образовательной деятельности музея, которые связаны с решением основной проблемы: каким образом выстроить систему социального и культурного взаимодействия с различными культурными институциями, такими как школа, библиотека, театр, /Г-компании, максимально используя возможности объединения образовательных ресурсов и потенциалов. Для решения этой проблемы необходима разработка нового вектора образовательной интеграционной деятельности музея в связи с тем, что устоявшиеся модели зачастую не отвечают насущным вызовам времени.

Отечественные исследователи традиционно выделяют пять моделей образовательной деятельности музеев [2]:

- образовательная (середина XVIII века), связанная с появлением подведомственных музеев (музей при Горном институте в Санкт-Петербурге, Минералогический при Московском университете);

- просветительная (конец XIX - начало XX веков), в период действия которой происходит становление научно-просветительской функции музея;

- политизированная (20-50-е годы XX века), связанная с коммунистическим воспитанием граждан посредством активной пропагандистской деятельности;

- информативная (с 60-х годов до середины80-х годов XX века), краеугольным камнем которой становится идея распространения знаний, имеющих научный характер, аудитория в этом случае рассматривается лишь как пассивный участник процесса;

- коммуникативная (конец 80-х - 2000-х годов), взаимодействующая с посетителями музея как с активными субъектами диалога. Именно в этот период происходит феноменологическое осмысление музейной педагогики, создается множество авторских музейно-педагогических проектов, программ, технологий, основу которых составляет теория музейной коммуникации как основополагающий принцип образовательной деятельности музея.

В современных реалиях коммуникация занимает важнейшее место в образовательной работе не только музеев, но и других социокультурных институтов. К примеру, в театрах создаются новые по формату спектакли, включающие посетителя в постановку наравне с героями пьесы (так называемый «иммерсивный театр»); в библиотеках происходит поиск новых видов взаимодействия с посетителем - открываются фонды, что делает работу библиотеки «прозрачнее», а соответственно инклюзивнее. В системе образования коммуникационные процессы также завоевали значимое место в дидактическом обосновании деятельности.

Несомненно, коммуникативная модель является базисом современной музейной образовательной концепции; действительно, музеи сегодня ищут возможности для создания иного типа пространства, подходящего для коммуникации посетителя с артефактами древности. Коммуникация,

понимаемая как работа, производимая зрителем для изучения, осмысления и на этой основе создания собственного мнения относительно памятника, музейного предмета, культурного текста происходит при условии индивидуального посещения музея. Однако работа музея с организованными группами в образовательном секторе по-прежнему основывается на принципе «большее (количество информации, получаемой посетителем) за меньшее (время)». Приходящий в музей посетитель в составе, к примеру, школьного класса должен в наиболее короткие сроки получить максимальное количество информации. В таком случае прямая коммуникация зрителя с экспонатом - это эксклюзив. Она занимает слишком много времени и усилий, невозможна для работы в большой группе, поэтому коммуникация в музее происходит по-прежнему по траектории «музейный педагог-посетитель», причем последний, даже активно участвуя в диалоге или размышлении, выступает в роли пассивного зрителя. И хотя на уровне теории декларируются активные формы работы с музейным посетителем, подчеркивается сензитивность постижения экспозиции, на практике же музеи продолжают представлять своих гостей в первую очередь как слушателей информации, а не зрителей, готовых к «общению» с артефактом древности; как пассивных поглотителей готовой обширной информации, но не заинтересованных личностей, ищущих и жаждущих получить информацию.

Становится ясно, что коммуникативная образовательная модель, нацеленная на формирование зрительской культуры посетителя, диалогичного сознания и способности к интерпретации, в настоящее время является недостаточной в условиях работы музея с организованными группами школьников и студентов. И объяснением тому служат вполне объективные причины.

Причина первая. Коммуникативная модель образовательной деятельности музея основана на личностном отношении, создании коммуникации «музейный педагог - экспонат - посетитель», которая возможна лишь в диалоге с уникальным, единичным гостем или небольшой группой посетителей. Однако подобная работа является невозможной в условиях работы крупных музеев с большим количеством посетительского потока. В этой связи музеи концентрируют внимание и усилия на организованные группы. В качестве одного из «поставщиков» групп посетителей выступает система образования.

Причина вторая. Ввиду невозможности применения коммуникативной модели работы в условиях школьной организованной группы музеи предлагают список заготовленных экскурсионных маршрутов, не обращаясь к интересующим систему образования и школу знаниям, основываясь лишь на имеющейся экспозиции и разработанных ранее экскурсионных мероприятиях.

Причина третья. Подобная просветительская работа не отвечает современным образовательным запросам, не позволяет обратиться к личностному опыту экскурсантов, к их знаниям и интересам.

Несоответствие заявляемого в основе музейного образовательного процесса социокультурного подхода имеющимся приемам и методам работы обосновали необходимость создания новой модели образовательной деятельности музея - дидактической. Подобная модель работы предполагает усиленную подготовительную работу, разработку дидактического аппарата и инструментария, сопряжения содержания, методов и форм работы именно во взаимодействии музея и системы образования в целом и школы в частности.

Следует отметить, что сотрудничество музея и школы является давним, однако благодаря развитию гуманитарной парадигмы образования, обновлению содержания и форм педагогической деятельности музея актуальным становится новый уровень их взаимоотношений - координация и интеграция в области теории, методологии и практики образования. Согласно этому положению музей и школа должны сформировать новый способ совместной работы, предполагающий, что музей станет значимым источником освоения культуры, «пространством образовательных возможностей», а школа будет организовывать образовательный процесс, «обеспечивающий преобразование потенциальных возможностей в действительный фактор достижения новых образовательных результатов» [3, 12].

Теоретическая составляющая заявляемого вектора совместного развития образовательной деятельности музея и школы складывалась на протяжении последних двадцати лет, в течение которых исследователи обосновывали и реализовывали различные музейно-педагогические методики и проекты. Несомненно, все из них были направлены на посетителя как активного субъекта коммуникации. Все ученые по-своему пытались решить общую проблему: трансформировать образ музея. Устоявшееся отношение к музею как «храму» культуры обуславливает ряд специфических особенностей образовательной деятельности в музее:

- нацеленность на иллюстрирование содержания учебных предметов;

- отсутствие инициативны со стороны системы образования, следование имеющимся в музее программам и экскурсиям;

- некомфортное пребывание в пространстве музея в силу большого количества особых музейных правил;

- отсутствие рекреационного пространства для деятельности иного рода, в том числе отдыха;

- заведомо единый путь постижения экспозиции;

- отсутствие сопряжения с имеющимися у посетителя знаниями;

- единые формы работы с посетителем (экскурсия, урок в школе), за исключением авторских методик и практик.

Этот устоявшийся в общественном сознании образ постепенно меняется, музей преобразуется из «храма» в «дом» культуры, что предполагает:

- комфортное пребывание посетителя в пространстве музея;

- возможность нахождения в пространстве музея нужное посетителю количество времени;

- возможность исследовать выбранный феномен или предмет, задать любой вопрос, не стесняясь собственного неведения;

- разные пути движения внутри экспозиции, задаваемые интересами и запросами личности;

- связь с ранее полученными знаниями.

На первый взгляд может показаться, что подобная трансформация уже случилась, что образ музея и его деятельность действительно преодолели этот переходный период. Однако ситуация стагнации в отношениях музея и школы и их совместной работы показывает, что это не так. Многочисленные программы и технологии «музейных уроков» не смогли сформировать необходимый уровень эффективной и результативной совместной работы. Музей не может и не должен заменять школу, он так же не должен использоваться как место визуализации пройденного в школе материала, место, где повторяют пройденное. Его уникальные образовательные возможности позволяют дать тот опыт и те навыки, которые позволят на основе межпоколенного опыта выстроить актуальное современному человеку восприятие образа мира и собственного места в нем.

Для преодоления подобного процесса «топтания на месте» и организации действительной глубокой и выверенной совместной работы необходимо выработать новую систему взаимодействия музея и школы, которая будет ориентирована:

- на специфику образовательной системы и школы, ее дидактические традиции, опыт, обилие приемов и методов работы, перенимаемых музеем;

- на уникальные свойства музея, которыми он может обогатить образовательный процесс;

- на создание истинно партнерских отношений, предполагающих, что каждая из сторон функционирует обособленно, но вносит свой вклад для достижения нового общего результата.

На основе этих принципов видится возможность создания открытой системы образовательного взаимодействия школы и музея. На это и направлена новая дидактическая модель образовательной деятельности музея, для реализации которой необходимо пересмотреть устоявшуюся сегодня систему взаимодействия музея и школы.

В основу этой модели должна быть положена стройная дидактическая система, без которой музей не может должным образом включиться в образовательный процесс и выстроить партнерское взаимодействие со школой и с системой образования в целом. Связано это с тем, что образовательный процесс в пространстве школы имеет важное отличие -дидактическое обоснование, которое лежит в основе любой деятельности. Школьная дидактика, рассматривающая теорию и методику обучения, является непреложным и важнейшим звеном, влияющим на содержание, методы, формы и приемы работы школы. Музей, заявляя об активной образовательной позиции, не перенял опыт и наработки системы образования в вопросе дидактически выверенных способов работы с ребенком, акцентируя внимание

на отдельных аспектах образовательной практики, активно использует приемы и техники, не выстраивая собственной дидактической системы.

Мы предполагаем, что процесс становления нового этапа в образовательной деятельности музея будет связан в первую очередь с музейной дидактикой и разработкой теоретического обоснования этой работы. Однако подобный переход не может произойти исключительно за счет копирования теоретических установок и существующих практик системы образования.

Связано это, в первую очередь, с различными целями и предполагаемыми результатами работы: школа ориентируется на учебный план, музей же руководствуется собственной экспозицией и имеющимися средствами работы с аудиторией. Видится важным создание общего дидактического поля с четкой постановкой целей, задач и, главное, обозначением результатов совместной работы. В качестве таких результатов выступают метапредметные умения и навыки, а также личностный рост учеников; развитие интеллекта и появление интереса к процессу получения знаний; накопление культурного опыта и трансформация его в собственное творчество, которое может быть выражено разными способами. Отметим, что достижение данных результатов возможно лишь в системе, что предполагает создание новой модели взаимодействия, в соответствии с которой образовательное учреждение и музей еще «на берегу» обговаривают и разрабатывают содержательный компонент, методологический аппарат, дидактические основы. В этом случае музей, получив запрос от школы, создает новые по содержанию и по форме музейно-педагогические практики, направленные на постижение заранее намеченных тематических блоков. Школа в свою очередь перестраивает учебный план, где занятия в музейной среде и занятия в пространстве образовательного учреждения занимают полноценное место.

Однако вышеуказанные факторы не могут полностью преодолеть стереотипный образ музея как некой «сокровищницы», «храма». Для трансформации музейного пространства в образ «дома» новая дидактическая модель образовательной деятельности музея предполагает построение в рамках одного тематического курса многочисленных вариантов маршрутов, траектория которых задается посетителями в зависимости от их интересов и целей посещения, от навыков коммуникации с произведениями искусства и артефактами древности. Представляется, что в таком случае теория музейной коммуникации как базовое основание инновационной модели взаимодействия станет методологическим фундаментом дидактически обоснованной образовательной системы музея.

В таком случае каждая из заинтересованных в подобном развитии сторон (как школа, так и музей) привносят в дидактическую модель образования свой вклад:

- музей обогащается школьной дидактикой и выстраивает новые формы работы и содержательные акценты;

- школа развивает коммуникативную модель образовательной деятельности, направляя действия на личностное обогащение ребенка;

- на основе обоюдного действия работа в музейной среде выстраивается по принципу партиципации: культуры совместного участия и прямого контакта с экспозицией музея.

Однако и теория коммуникации, и методы партиципации, которые существуют в музейно-педагогических технологиях и методиках, сегодня являются лишь приемами работы и не имеют стратегической составляющей, без которых никакие дидактические нормы и методы не имеют шансов на успех. Создание новой дидактически выверенной системы взаимодействия школы и музея требует разработки следующих стратегий:

- раннее совместное целеполагание, направленное на проектирование образовательной деятельности;

- поиск оптимальных методов организации музейно-педагогического процесса;

- создание многочисленных музейных занятий, интегрированных в систему общего образования;

- поиск «проблемных точек», актуальных вопросов, волнующих аудиторию и поиски ответов на них музейными средствами;

- создание благоприятной атмосферы в пространстве музея, заключающейся в комфортности пребывания как на занятии, так и на досуге;

- создание необходимости в систематическом посещении музея (выстраивание образовательного процесса таким образом, чтобы групповые музейные занятия и индивидуальные посещения чередовались);

- постижение ребенком музейного пространства должно быть постепенным и пошаговым;

- применение при индивидуальном посещении музея /Г-средств связи для активизации внимания и повышения интереса;

- планирование результатов совместной деятельности, в которой на первый план выходят личностные результаты, а также соответствие образовательных стратегий дидактической модели заявленным интересам личности.

Подводя итог, следует отметить, что для преодоления противоречия между декларируемой включенностью музея в образование и реализуемой сегодня лишь его иллюстративной ролью видится важным создание многоступенчатой, методически выверенной, регулярной, многоаспектной дидактической системы образовательной деятельности музея.

1. Ключевые понятия музеологии. - URL : http://icom-rnssia.com/upload/iblock/532/5323743f731b222714f20ba0205ec238.pdf (дата обращения 17.11.2019).

2. Макеева, И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы / Макеева И.А.// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2011. - №4. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnaya-deyatelnost-muzeya-soderzhanie-i-formy (датаобращения 17.11.2019).

3. Коробкова, £.НСтратегия партнерства музея и школы в условиях новой социокультурной и образовательной реальности: от кризиса к развитию / Коробкова E.H. // Музей в меняющемся школьном мире: материалы II и III Всероссийских научно-практических конференций «Неформальный подход к формальному образованию» 2017 и 2018 годов: сб. / науч. ред. и сост. Е.Б. Медведева. - Москва : ПЕРСПЕКТИВА, 2019. -С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.