Научная статья на тему 'Новая модель менеджера культуры в современном обществе'

Новая модель менеджера культуры в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КУЛЬТУРЫ / MANAGEMENT OF CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / МЕНЕДЖЕР КУЛЬТУРЫ / MANAGER OF CULTURE / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миллер Алексей Сергеевич

В статье говорится о новом информационном пространстве, в результате чего формируется потребность в управлении информационно-культурным потоком в современном обществе, говорится о необходимости специалистов в области управления культурой, о их качествах, специальных и базовых компетенциях, рассказывается о творческом мышлении менеджера культуры и о необходимости использования всех этих качеств для эффективного управления учреждениями культуры. Статья будет полезна преподавателям и студентам ВУЗов культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MODEL OF MANAGER OF CULTURE IN THE MODERN SOCIETY

This article refers to the new information space, as a result of which a need to manage the flow of information and culture in modern society is formed. The article refers to the necessity of experts in the field of culture management, their qualities, special and basic competencies. It describes the creative thinking of culture manager and the need to use all these qualities for the effective management of cultural institutions. The article will be useful for teachers and students of higher schools of culture.

Текст научной работы на тему «Новая модель менеджера культуры в современном обществе»

Миллер А.С.

НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖЕРА КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В настоящее время формируются новые информационные культурные ресурсы, происходит масштабная информатизация учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов и др.), к сожалению, не всегда соответствующая новым тенденциям развития современного информационного общества. Возникает проблема создания интегрированной системы культурных ресурсов с новым информационно-поисковым аппаратом.

Новое информационное пространство представляет собой систему взаимоотношений информации и индивида, управляющего этой информацией. Управление информацией может быть доверено новому управленцу в сфере культуры - менеджеру культуры, чьи умения и навыки позволяют управлять персоналом учреждения культуры, рационально использовать информационные ресурсы, принимать управленческие решения.

Важным в деятельности менеджера культуры являются такие умения, как ставить перед собой задачи, решать текущие проблемы в сложившихся ситуациях, управлять персоналом учреждения культуры. Умение вести диалог со своими подчиненными зачастую предполагает положительный результат в сложившейся проблемной ситуации - это является немаловажным фактором успешного современного менеджмента культуры.

Наиболее оптимальной моделью управления можно назвать, когда менеджер является не начальником, а лидером в коллективе. В таком коллективе персонал лучше раскрывает свой творческий потенциал.

Социально - культурная сфера требует сегодня менеджеров с высоким уровнем профессиональной компетентности. Само понятие «профессиональная компетентность», его компонентный состав характеризуются в работах Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, В.А.Сластенина, П.П.Терехова и других. Исследователи склонны считать, что профессиональная компетентность является показателем внутреннего, субъективного содержания личности специалиста, его сугубо индивидуальной профессиональной характеристикой [1. С. 42].

Менеджер культуры должен развивать в себе такие профессиональные компетенции, как базовые и специальные. Специальные компетенции включают умения и навыки, помогающие определить стратегию развития организации, навыки принятия решений в неопределенных и динамичных условиях.

Современный менеджер культуры осведомлен во всех вопросах управления культурой, будь то техническое обеспечение отрасли, конкуренции, востребованности на предоставляемые услуги. Менеджер культуры обязан быть ознакомлен с опытом других организаций. Также менеджер должен уметь пользоваться современными информационными технологиями, инструментами, используя которые будут обеспечены качественное управление и развитие учреждения культуры.

В быстроменяющихся условиях современного общества менеджер культуры от-

вечает за персонал организации, в которой работает. Персонал - это главный ресурс успешной организации, без него нельзя получить желаемого результата. Правильно подобранный персонал предполагает успех в деятельности организации. Менеджер культуры в этом отношении исполняет роль отдела кадров, занимается подбором персонала в организацию. Для этого необходимо предоставить все условия для эффективного подбора персонала, его дальнейшей стажировки и адаптации в учреждении культуры. Менеджер культуры должен создать в организации благоприятную среду для работы персонала, помогать сотрудникам на первых этапах работы и проводить качественную оценку проделанной работы.

Современный менеджер должен следить за финансовой составляющей организации, отвечать за планирование, учет и контроль бюджета организации. В то же время менеджер культуры отвечает за другие составляющие организации, следит за ее маркетинговой деятельностью, техникой безопасности, все это должно функционировать в соответствии с современными технологиями, что обеспечит успешное достижение целей организации.

Вся управленческая система состоит из инструментов, которые использует менеджер культуры, чем они лучше разработаны и чем выше профессиональные навыки современного менеджера культуры, тем выше качество управления организацией. Отсутствие такой системы приводит к ухудшению работы организации, неблагоприятному климату в коллективе, снижению мотивации сотрудников, что в свою очередь, повлечет отток кадров из организации.

Наряду со специальными компетенциями существуют базовые, которые включают в себя личностные качества, такие как умственные, нравственные, коммуникативные, эмоциональные и волевые. Менеджер культуры должен внушать доверие сотрудникам организации.

Сопоставительный анализ профессиограмм менеджеров разных специальностей дал представление о том, что базовые компетенции фактически присущи всем менеджерам. Существует определенный набор качеств, необходимых в управленческой деятельности любого направления.

В результате сравнительно-аналитической работы был выявлен набор значимых качеств управленцев:

- лидерство,

- творческий потенциал,

- коммуникативность,

- самообладание,

- самоконтроль,

- твердость,

- благосклонность,

- интеллектуальная продуктивность,

- социальная уверенность,

- социально-экономический потенциал.

Эти качества соответствуют управленцам в различных отраслях деятельности, что убеждает в значимости каждого из них в деятельности менеджера культуры.

Исследование профессиограмм менеджеров культуры выявило важность влияния изменений социально-экономической сферы на требования, предъявляемые к работе современных менеджеров культуры, что актуализирует необходимость отбора и профессиональной подготовки управленческих кадров с учетом развития общества.

В профессиограммах менеджеров делается акцент на следующих качествах, значимых в профессиональной деятельности:

- твердость,

- коммуникативность,

- самоконтроль,

- самообладание.

Для менеджеров культуры высшего звена значимы такие качества, как лидерство и воля, а для остальных менеджеров эти качества не так важны, они либо оттесняются другими качествами на задний план, либо отсутствуют. Для руководителей среднего звена характерны такие качества, как экономическое чутье и уравновешенность.

А.В. Петров справедливо утверждает, что профессиограммы показывают путь к эффективному менеджменту, при этом обретаются новые навыки, которые до этого не были необходимы. Например, такое качество, как социально-экономическое чутье. Хороший менеджер должен уметь прогнозировать перемены в экономике и обществе, для того, чтобы подготовиться заранее к ситуациям, которые могут произойти в обществе, будь то отрицательные или положительные изменения. Особую роль играют навыки в сфере аналитики, планирования и проектирования, а также в кредитно-финансовой деятельности [5. С. 7].

Менеджер культуры должен обладать творческим потенциалом. Творческое мышление в сфере менеджмента позволяет найти оптимальное решение возникших вопросов. Это качество востребовано, и его значимость постоянно повышается.

Творческое мышление нужно, когда пересматриваются товары и услуги, когда ищутся способы их модернизации или когда используются новые решения для достижения лучшего результата.

Творческий подход способствует более качественному выполнению управленческих функций. Творческий подход необходимо использовать в организациях, где процесс управления унифицирован. Менеджеры, которые работают в организациях, где управленческий труд рутинен, менее нуждаются в творческом подходе, в отличие от менеджеров культуры, работа которых связана, прежде всего, с творчеством, человек с такой специальностью не раз использует свой творческий потенциал для получения высшего результата.

Немаловажным качеством менеджера является наличие у него научного потенциала. Менеджер культуры непрерывно развивается и ему необходимо быть чутким к изменяющимся процессам современного общества, необходимо постоянно придумывать что-то новое, будь то управление персоналом, создание новых информационных систем в учреждении культуры или вхождение в новые рынки.

Менеджмент - сфера деятельности, самым непосредственным образом связанная с общением, поэтому для успешной работы в ней менеджеру необходимо быть коммуникабельным. Умение легко заводить беседу, свободно общаться и убеждать активно

способствует обмену информацией, позволяет склонять собеседника к своей точке зрения и добиться, таким образом, поставленной цели. В процессе общения менеджеру культуры приходится принимать важные решения, поэтому необходимо контролировать свои чувства, чтобы иметь возможность объективно оценивать ситуацию. Менеджеру культуры в своей деятельности в наибольшей степени необходимо самообладание.

По мнению У.М. Рыщановой, менеджерам приходится испытывать напряжение, что может негативно отразиться на состоянии здоровья. Менеджер культуры, который контролирует свою деятельность, чувства, здоровье, квалификацию увеличивает тем самым качество своей работы [6. С. 53].

Строгость является необходимой при работе с персоналом, в случаях, когда мнение управляющего и подчиненных расходятся. Строгость в принятии решений также необходима в работе с партнерами. Она может проявиться при переговорах, либо при подписании договоров.

Итак, базовыми компетенциями менеджера культуры являются качества и умения, которые необходимы для достижения результата в процессе управления. Современный менеджер культуры является неотъемлемой частью управленческой системы, который имеет специальные и базовые профессиональные компетенции, необходимые для эффективного управления учреждением культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, Е.Н. От «культпросвета» к социокультурному образованию [Текст] / Е.Н.Васильева. - Тюмень: Типография «Печатник», 2007. - 252с.

2. Евтюхина, Е. А. Предмет информационной культуры личности [Текст] : психологический подход / Е. А. Евтюхина // Библиография. - 2002. - № 4. - С. 56-59.

3. Лабунский, Л. В. Принципы развития компетенций персонала [Текст] / В. Ла-бунский // Управление персоналом. - 2004. - № 3. - С. 16-32.

4. Любченко, Т. Шесть уроков одного семинара [Текст] / Т. Любченко // Библиотека. - 2008. - № 2. - С. 55-59.

5. Петров, А.В. Профессиональная компетентность [Текст] : понятийно-терминологические проблемы / А. В. Петров // Альма Матер. Вестник высшей школы. - 2004. - № 10. - С. 6-10.

6. Рыщанова, У.М. Имидж и культура руководителя [Текст] : современный взгляд / У. Рыщанова // Библиотека. - 2008. - № 11. - С. 52-54.

7. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность [Текст] / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - Москва : Наука, 1984. - 161 с.

8. Управление персоналом организации [Текст] / ред. А. Я Кибанов. - Москва : ИНФРА, 1999. - 152 с.

9. Шабашев, В. А. Информационное общество и информационная культура [Текст] / В. А. Шабашев // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2002. - № 2. - С. 86-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.