Точка зрения
© А.А. ШПАКОВ, 2013 УДК 616.1:001.8
А.А. Шпаков (Москва, Россия)
НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ. 1. АНАЛИЗ СУЩНОСТИ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (частное исследование)
Шпаков Александр Андреевич, E-mail: Shpackov@rambler.ru
Многочисленные, нестыкуемые и/или непонятные упорядочения одних и тех же и разных видов объектов не могут быть истинными.
♦ Одной из причин ущерба здоровью и потерь жизней людей являются, в частности, методологические ошибки, например, медиков. Поэтому каждый человек заинтересован в устранении таких заблуждений. Цель этой статьи — показать упомянутые и иные неточности составителей учебников, например по пропедевтике внутренних болезней, на примере некоторых показателей сердечно-сосудистой системы, дать средства исправления заблуждений, достижения понимания и максимально эффективного применения упомянутых показателей, превращения эмпирической медицины в методологическую.
Ключевые слова: методология, эпистемология, философия, Научная Картина Мира, медицина, классификация, показатели, сердечно-сосудистая система
A.A. Shpakov
THE NEW METHODOLOGY OF MEDICINE I: THE ANALYSIS OF ESSENCE OF CERTAIN INDICATORS OF CARDIOVASCULAR SYSTEM
♦ The particular methodological mistakes of, for example, medics are one of causes of health damages and life losses of people. Hence every human being is interested in the elimination of delusions of this kind. The purpose of the present article is to demonstrate перу mentioned and other inaccuracies of composers of such manuals as about internal diseases propaedeutic. Using the examples of particular indicators of cardio-vascular system the means to amend the inaccuracies are proposed. The understanding is to be achieved for ultimately effective application of the mentioned indicators and turning the empirical medicine into methodological medicine.
Key words: methodology, epistemology, philosophy, Scientific Picture of Universe, medicine, classification, indicator, cardiovascular system
Методологии — это истинные1 знания2, которые определяют мышление, решения и действия специалистов. Методологические ошибки наносят обществу вред, который тем масштабнее, чем фундаментальнее заблуждения3.
Причинами методологических неточностей являлось то, что методологии дисциплин, в том числе медицинских, представляли собой смесь истин, мифов и пробелов знаний. Поэтому точно определить методологию каждой дисциплины было невозможно, почти все области науки
1 Философы проделали операцию по осмеиванию, дискредитации и девальвации слова "истина", в частности, в форме ошибочных утверждений, что истина непознаваема, неформулируема, ее нет и/или для каждого времени и человека своя истина. Поэтому не все специалисты называли открытые ими истины истинами. Автор этой статьи дал такое определение истины, раскрывающее сущность известной аксиомы, что критерием истины является практика: истиной являются знания, обусловливающие правила, методы и технологии достижения субъектами целей при 100% предвидении, воспроизведении и управлении результатами применения этих знаний; истина уникальна и не имеет альтернатив [26, 28]. Автор преодолел поставленный названными философами психологический барьер перед применением этого слова. Среди множества, например, философий истинной может быть лишь одна из них — философия начальной методологии [14—29, 32].
2 Истинные знания — это наборы условных рефлексов, определяющие достижение субъектами целей [26, 28].
3 Начальная методология позволила автору статьи выявить ошибочность формулировки первого закона движения, в котором неверно утверждается, что тело движется с постоянной скоростью, т. е. вечно, если на него не подействует другая сила, периодического "закона", "возникшего" на основе ранжирования элементов по атомным весам и т. д. Физический "закон" безуспешно оправдывает однозначно опровергнутую идею вечного двигателя, химический — лежит в основе многочисленных ошибочных периодических классификаций, в частности, элементов [27].
(К4 схемы4) находились в методологическом кризисе [4, 7]. В философии — главным и обязательным компоненте дисциплин — он выражался в представлении учеными картины мира в виде отдельных и произвольно упорядоченных его фрагментов5 [4], в отсутствие верного определения истины, в теоретической недоказуемости заблуждений, дистанцировании философов от науки, например, в форме использования ими гносеологии ("философского" пути познания мира) вместо эпистемологии (научного)6, в господстве принципа "сколько мыслителей, столько философий"7,
4 Буква кода, указывающего место классификационной единицы (классификанта) на схеме, обозначает ординату, а число — абсциссу сетки Научной Картины Мира (НКМ). Алфавитно-координатный указатель помогает найти любой ее классификант НКМ на схеме.
5 Мир един [4, 7, 14—29, 32], и представление его в виде не состыкованных друг с другом фрагментов, как, например, в работах [4, 7], противоречит концепции его единства.
6 Это выводит архаичные философии из сферы науки. Философы-гносеологи претендуют на вненаучный статус, однако не отказываются от научных степеней, званий и должностей, а общество мирится с этой нелогичностью, из-за методологического несовершенства мышления его членов.
7 В медицине продуктом философского плюрализма являются врачебные школы. Ученые имеют право формировать множество гипотез по одной проблеме. Но как только найдена истина, все мнения, отличные от нее, есть заблуждения и теряют право на жизнь. В то же время человек является самым сложным и разнообразным, уникальным объектом. Поэтому, в частности, лечебные технологии и учреждения не могут быть идентичными, отличаются друг от друга во времени, пространстве, по оснащенности, квалификации врачей и т. д. Согласно безальтернативности истин, у истинной врачебной школы не может быть вариантов. Поэтому разные лечебные учреждения должны пользоваться одними и теми же знаниями, изложенными в учебниках, написанных на основе одних и тех же медицинских и других знаний.
46
Российский медицинский журнал
необоснованном притязании философов8 на изучение объектов, явлений и законов всего мира и прочих заблуждений составителей9, например [4, 7].
Чтобы убедиться в том, что, в частности, составитель [4] дал в произвольной последовательности не эволюцию картины мира, а динамику постижения его фрагментов, достаточно сравнить [4] с впервые созданной автором данной статьи НКМ10 (схема на вклейке).
Неточности, выявляемые в практике, в частности врачей, — это потеря не только здоровья, но и жизни больных, а также средств, материалов и т. д.
Поскольку пациентом рано или поздно оказывается почти каждый человек, то любой здравомыслящий член общества заинтересован в устранении методологических заблуждений медиков и других специалистов.
Причинами методологических ошибок являются неупорядоченность предметов знаний, абсолютная свобода мышления, позволяющая вкладывать в слова любой смысл, и т. д.
Автор статьи разработал начальную методологию11 [14— 29, 31] — системы известных и открытых им истин по эпистемологии12, безальтернативной философии13 и НКМ.
Чем выше и правее на НКМ стоят дисциплины, тем больше их методология.
У физики (Е10-11) методологией оказалась только начальная методология, методологией химии (З10-11) является начальная методология и физика, биологии (Л8) — начальная методология, физика и химия, медицины (О3-4) — начальная методология, физика, химия, биология и т.д. (вся часть НКМ, лежащая ниже и слева от слова МЕДИЦИНА; О3-4).
При чтении НКМ снизу вверх и слева направо увеличиваются меры знаний, прагматичности, овеществлен-ности, искусственности, специфичности, уникальности, индивидуальности, практичности, комбинаторности,
причинности, сложности, системности, проблемности, родословности, субъективности, положительности, по-лидисциплинарности, многоаспектности, обособленности, числа функций, совершенства, прогрессивности, эмпиричности, разнообразия и недетерминированности классификантов и уменьшается мера энергии, скорости движения, срока существования, численности объектов вида, их старшинства, фундаментальности, естественности, универсальности, объективности, стратегичности, прочности, надежности, следственности, всеобщности, теоретичности, абстрактности, простоты, моноаспектно-сти, монодисциплинарности, всеобщности, полезности,
8 Эта концепция заключается в том, что такие философы считают предметом философии все объекты мира и их атрибуты ("философия есть наука наук" [7]). Это мнение было справедливым в античности, когда философия была тем, чем теперь является наука — сферой добывания новых знаний о мире. Философов, которые не отказались от античной концепции философии (философии-науки) автор этой статьи назвал философами-архаиками.
9 Учебники, как правило, содержат известные знания. Поэтому авторов таких книг следует называть составителями. Авторами можно именовать лишь открывателей знаний и тех писателей, содержание книг которых является их интеллектуальной собственностью.
10 У НКМ свыше 100 функциональных названий: Универсальная Классификация, Модель Единого Знания, Карта Базовых Знаний, Модель Сферы Образования, Модель Науки, Модель Универсума Знаний и т. д. [20].
11 Дисциплины эпистемологии, в частности физиология высшей нервной деятельности (мыслелогия; В2-3), основателями которой являлись И.П. Павлов и И.М. Сеченов, наиболее близко стоят к понятию "истины", что и позволило автору статьи при разработке начальной методологии не ревизовать эпистемологию, как и философию. Именно медицинское образование и знание мыслелогии позволили разработать начальную методологию [14—29, 32].
12 См. блок СУБЪЕКТ НКМ (А-З1-6).
13 Предметами безальтернативной философии (А12-13) являются са-
мые старшие объекты, явления, законы, дисциплины и практики, указанные или подразумеваемые философским блоком НКМ (А-Е6-15).
вероятности бытия, примитивности, регрессивности, отрицательности, приоритетности, вредности, надежности и т.п. отношений классификантов, и наоборот.
Эти отношения диктуются законами природы (класси-фиканты НКМ зеленого цвета) и разбросаны по всем специальным учебникам. Легко и быстро получить эти сведения, в частности медикам, можно лишь с помощью схемы.
НКМ создавалась в порядке уменьшения старшинства звеньев фундаментальной классификационной цепи — объектов, явлений, законов, дисциплин и практик [14—29, 31].
Их старшинство снижается от объектов к практикам. Данное звено цепи не может быть без старших, включает их и бывает без младших. Например, пульса не бывает без биений сердца, а биение сердца и дефицит или отсутствие пульса в какой-либо артерии, например из-за ее тромбоза, есть факты.
В соответствии с критериями старшинства и иными приемами классификатики (являющейся дисциплиной философии автора статьи [14—29, 31]) упорядочили названия объектов (прописные буквы черного цвета) и соединили их стрелками. Справа или слева от названий объектов после трех точек написали явления (строчные буквы синего цвета). Вблизи соответствующих объектов и явлений были указаны их законы (первая буква прописная, остальные строчные, в конце слова точка). Объекты, явления и законы автоматически определили на схеме места дисциплинам (прописные буквы красного цвета), предметами изучения которых они являются, а объекты, явления, законы и дисциплины — практикам (первая буква прописная, остальные строчные коричневого цвета).
Слова, образующие многословные классификанты, соединены тире, означающее, что это один классификант, например Закон—Истины (Б1-2).
Прерывистые стрелки показывают, что между соединяемыми ими ступенями пропущены классификанты.
Три точки означают неуказываемые, но подразумеваемые у данного объекта явления, законы, дисциплины и практики, наследуемые им от образующих их старших форм материи.
Например, явление валентности (З13-14) возникает у томикул14 (З9-10), присуще всем выше их стоящим объектам в НКМ, валентность подразумевается под тремя точками и имеется в виду даже у объектов, у которых на НКМ не написано ничего.
Две горизонтальные точки после или до или двоеточие над классификантами означают незаконченность перечислений, которые чаще идут по направлению стрелок, а в некоторых случаях — наоборот.
Прерывистая линия между классификантами (например, цена—собственность; Л13), соединяющая перечисляемые классификанты, идущие после трех точек (или слова с двоеточием), проводится для того, чтобы указать их в качестве перечисляемых классификантов и чтобы идущие от них веточки классификантов не накладывались друг на друга.
Вертикальная черточка (например, над классификан-том "коллективное", М13) над серединой классификанта означает такую же веточку, как у соседней ступени.
Единство мира и знаний о нем детерминировано взаимопревращением форм материи; например, томикулы синтезированы из частиц, на которые они распадаются, образуют молекулы, расщепляющиеся до томикул, и т. д.
Каждый данный класс объектов — это комбинации материальных образований старшего класса. Поэтому и согласно закону сохранения объектов и их атрибутов при
14 Томикула (делимая) — форма материи, которая образована из элементарных частиц, распадается на них, образует молекулы; молекулы непосредственно распадаются на томикулы. Слово "атомы" поставлено в начало материальной части НКМ (Ё10-11). Это сделано, чтобы слово "атом" не противоречило обозначаемым им сегодня делимым формам материи, чтобы вернуть термину "атом" смысл неделимости этого вида материальных объектов, вложенный в него Гераклитом и Демокритом.
№ 2, 2013
47
прогрессе, обеспечивающем неизменность старших объектов с их явлениями в младших15 [24, 26], каждый клас-сификант включает все старшие формы материи и их явления (матрешечность).
Объектам также свойственны атрибуты, возникающие только в момент их образования согласно положительному закону перехода количества в качество; старшие клас-сификанты независимы от младших; понятия "старший" и "младший" относительны: томикулы (З9-10) старше молекул (З9-10) и младше частиц (Ж9-10; [24, 26]).
Ветви НКМ — это специальные упорядочивания. Классификация компонентов сердечно-сосудистой системы (см. проложение в следующем номере) одна из таких ветвей.
В НКМ реализована, в частности, аксиома эпистемологии: старшие знания обусловливают понимание младших, так как каждая дисциплина включает все старшие области знания согласно, в частности, законам сохранения старших объектов в младших и однонаправленности универсальности.
Принцип: "зависимости понимания знаний данной дисциплины от знания и понимания всех старших областей науки" рождает противоречие между необходимостью и невозможностью знать все старшие сведения. Оно преодолевается тем, что старшие знания и умения специалист применяет в овеществленном виде [24]. Так, врач использует в полном объеме знания и умения физиков, химиков, инженеров, архитекторов и т. д. в виде аппаратуры, инструментов, лекарств, зданий и т. п.
Методология позволяет отличать истину от лжи16, указывает, что может и чего не может быть17, в форме НКМ дает кругозор в масштабе базовых18 * знаний человечества, позволяет заглянуть во все уголки Универсума Знаний, компактной моделью которого она является, определить место своей специальности в науке, максимально эффективно понять, запомнить, изложить, предсказать, открыть, упорядочить и применить знания, активировать присущие всем психически здоровым специалистам интуицию, знания, интеллект, талант и гений.
Автор статьи провел методологическую экспертизу текстов, в частности [13], так как редакторы и ряд составителей этих текстов преподают "философии" в вузах, в том числе в медицинских.
Повторю, что истинность или ложность суждений определяются прежде всего верностью или ошибочностью их старших областей науки и сфер практики, почти самой старшей из которых является философия (А12—13).
Ложность представлений говорит о непонимании проблем специалистами.
В [13] почти 300 текстов, написанных сочинителями из России и из-за рубежа. Следовательно, анализируемая выборка с точки зрения статистики представительная, и результаты анализа можно экстраполировать на все "философии" и их производные, в частности на произвольные "методологии". Анализ показал прежде всего нестабильность этики участников [13].
Она выражается в том, что сочинители [13], использовавшие понятие "картина мира", не упоминают НКМ, которая издана около 70 000 экземпляров в разных странах.
Игнорирование НКМ позволило сочинителям [13] оставаться на позициях, которые привели к множеству методо-
15 Например, томикула O есть один и тот же объект в молекулах O2, H2O, глюкозы, белка и т. д.
16 С помощью аксиомы истины: если суждения отвечают ей, то они истинные, а если нет, то ложные.
17 Классификанты данного уровня НКМ не могут быть у старших, ниже и слева расположенных классификантов, подобно тому, как, например, законы классической механики не действуют на квантовые объекты (Е-З7-15), лежащие в НКМ ниже МЕХАНИКИ (К14).
18 Отношения старшинства, пространства, происхождения, строе-
ния, специфичности и другие вышеперечисленные и не упомянутые категории.
логических ошибок, заблуждений и мифов. Автор статьи представит результат исследования только названия сборника — "Философские проблемы биологии и медицины" [13]. Судя по названию, ошибочно предполагается, что философские проблемы в биологии и медицине приобретают качества биологических и медицинских знаний.
Согласно методологии, философских проблем биологии и медицины не может быть, так как старшие знания (в нашем случае философские проблемы) в соответствии с законом сохранения старших форм материи и их атрибутов при прогрессе [24, 26] остаются философскими.
Иными словами, название "Философские проблемы биологии и медицины" — бессмысленное. Составить такое название стало возможным на основе абсолютной свободы мышления и непонимания философии, биологии и медицины.
Правильным названием [24] являлось бы, например, такое: "Философский анализ проблем биологии и медицины". Оно устраняет непонятность имеющегося заглавия [13], указывает реальные предметы и средства исследований.
Некоторые участники [13] пишут, что ими сделана попытка философского осмысления проблем биологии и медицины. Но в таком случае их текстам не место в сборнике с таким названием, а если их работы оказались в нем, то это доказало, в частности, их этическую непринципиальность или непонимание своих и остальных дисциплин.
Старшие проблемы (философские) могут только создавать трудности в младших областях знаний, например в биологии и медицине, а те в свою очередь рождают другие преграды, и так бесконечно, по типу снежного кома, катящегося с горы и превращающегося в лавину бед, в частности, для пациентов.
Критика названия относится и к ряду других методологически неверных заголовков текстов [13].
Методологическая смесь истин, заблуждений и пробелов приводит к искажению знаний, в частности медицинских.
Неудивительно, что на такой основе в учебники медиков [3, 5, 8, 9, 30], учивших когда-то "философии" типа [13], вкралось немало неточностей.
Методология [14—29, 31] показывает, например, что разрешено природой, а что не может быть разрешено, и позволяет теоретически вскрыть, доказать и исправить ряд заблуждений впервые с опорой на старшие дисциплины, в частности на физику [10].
Это необходимо для точного отражения в учебниках знаний. Оно обеспечивается прежде всего сохранением правильной терминологии старших областей знаний в младших, поскольку старшие знания, в частности в форме их понятий, обязательно всплывают в младших дисциплинах согласно, например, закону однонаправленности универсальности [24, 26], выраженному в форме НКМ.
Поэтому ученые-медики должны хорошо владеть всеми старшими знаниями и их терминологией — методологией медицины.
С помощью начальной методологии [14—29, 31] доказано, что явлений (в частности, болезней) без их объектов (например, сердечно-сосудистой системы) быть не может, как не может быть реального бега без бегуна.
Согласно этой концепции, у "эссенциальной гипертонии" непременно должен быть измененный объект, вызывающий ее.
Но составитель [5] пишет: "Гипертоническая болезнь, называемая также эссенциальной гипертензией, — заболевание, характеризующееся повышением артериального давления, что обусловлено суммой генетических и внешних факторов и не связано с какими-либо самостоятельными поражениями органов и систем".
Как указано в [2], "эссенциальная гипертония " связана с "самостоятельными поражениями органов и систем", что подтверждает неотрывность явлений от объектов.
48
Российский медицинский журнал
Для составителей, в частности [5, 9], правильнее было бы написать, что объект — причина "эссенциальной гипертонической болезни" — еще не установлен.
Неверно выражение "систолическое артериальное давление" [9], так как у артерии нет систолы, и артериальное давление складывается из давления крови, обусловленного систолой сердца, упругостью стенок артерии, и других факторов, среди которых перистальтика сосудов.
По той же причине ошибочен термин "диастолическое артериальное давление".
Поэтому нужно говорить об артериальном давлении при систоле и диастоле сердца.
Давление крови в артерии при систоле складывается из фонового давления при диастоле и добавляемого к нему давления, создаваемого сердцем; при равенстве фонового и добавляемого давления клапан аорты не открывается; поэтому добавляемое давление должно быть больше фонового.
Таким образом, имеется три вида артериального давления: общее (анакрота; Ё-Ж1-2), фоновое (катакрота; Ё-Ж2-3) и добавленное (разность; Ж5).
При измерении артериального давления определяются общее и фоновое давление, добавляемое давление есть разность общего и фонового.
Произвольное изобретение слов для обозначения объектов и их атрибутов, применение устаревшей терминологии или слов, вопреки их смыслу, например термина "аритмия"19, связаны с незнанием и/или непониманием, в частности составителями учебников [3, 5, 8, 9, 30], терминологии других дисциплин.
Писатель [9], возможно, не первый, а за ним и его последователи [5, 7, 8] применяют показатели пульса в разной последовательности, не включив самый важный его критерий — давление [5, 7—9], в то же время обращаясь к нему.
Этот набор показателей сложился в те далекие времена, когда давление крови как явление медикам было неизвестно и использовалось слово "сила" для характеристики давления крови в артерии.
"Напряжение пульса определяется тем давлением, которое должны оказать на сосуд ощупывающие пальцы для того, чтобы полностью прекратить пульсовую волну. Напряжение пульса зависит от кровяного давления внутри артерии. Надавливанием на артерию вплоть до исчезновения пульса определяется систолическое артериальное давление" [9].
В этой цитате составитель [9] прямо говорит, что напряжение пульса — это давление, которое должны развить пальцы, чтобы прекратить кровоток, т. е. чтобы давление пальцев было больше давления крови в артерии.
Поэтому понятно, что в цитате о напряжении речь идет о давлении крови в артерии.
"Наполнение пульса соответствует колебаниям объема или просвета (диаметра) артерии. Сначала нужно получить представление об индивидуальном калибре или диаметре артерии. Затем определяют толщину стенки сосуда, для чего производят ощупывание стенки сосуда при таком давлении, при котором он не содержит крови. Для этой цели врач, ощупывающий пульс, пальцем, расположенным ближе к центру, надавливает на артерию так, чтобы ток крови в ней прекратился, а пальцами, расположенными на артерии ближе к периферии, исследует состояние ее стенок" [9].
"Колебания объема или просвета (диаметра) артерии" [9] определяются изменениями давления в артерии.
Следовательно, наполнение — это тоже давление.
"Величина определяется на основании впечатления, складывающегося из оценки наполнения и напряжения
19 Приставка а в латинском языке означает, в частности, отсутствие. Например, слову "асфиксия" или "апноэ" она дает смысл отсутствие дыхания. Термин "аритмия" поэтому означает отсутствие частоты (ритма), биений пульса и/или сердца. По аналогии с дисфункцией (нарушением деятельности) правильно применить слово "дисритмия", указывающее на нарушение регулярности ударов сердца и пульса.
пульса, вернее колебаний их при каждом пульсовом ударе. Прежде всего величина пульса зависит от разницы степени напряжения артерии в момент систолы и в момент диастолы, иными словами — от разницы (амплитуды) между величиной максимального и минимального давления, т. е. от пульсового давления" [9].
Показатель "величина" есть "разница максимального и минимального давления" [9] или разность артериального давления при систоле и диастоле сердца.
Форма пульса в [9] "определяется характером подъема и падения давления внутри артерий во время прохождения курсовой (пульсовой !? — Ш.А.) волны. Подъем может совершаться то быстро, то медленно. Падение пульсовой волны может быть также то быстрым, то медленным" [9].
Форма пульса — это скорости достижения артериального давления при систоле и диастоле, два несоединимых показателя, и ее определять бессмысленно.
Составитель [9] ритмом называет частоту ("Нормальные пульсовые волны следуют одна за другой почти через одинаковые промежутки времени" [9]) и давление ("Пульсовые волны в норме равны между собой; в патологических условиях пульсовые волны могут иметь различную величину" пульса [9]).
То, что в цитате о ритме [9] идет речь о частоте, говорит тот факт, что слово "ритм" является синонимом термина "частота": "Ритм, пульс; такт (разг.)" [1]; "Ритм — 1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой"; "Аритмия сердца, нарушение частоты или последовательности (? — Ш.А.) сердечных сокращений: учащение (тахикардия) или замедление (брадикардия) ритма..." [12]; "Ритм — 1) чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. д." [11].
Ритм — тоже два несоединимых показателя. Поэтому надобность в исследовании "ритма" как самостоятельного показателя отпадает.
Согласно методологии [14—29, 31], ошибками составителей, например [5], являются игнорирование врожденных пороков сердца, рассмотрение инфекционных поражений сердца (например, ревматизма, инфекционного миокардита и перикардита) без четкого дифференцирования, в частности клиники инфекционной и постинфекционной стадий, представление как разных видов нервных и физических напряжений20 ("нервное и (или) физическое напряжение" [5, с. 232]) и многое другое.
Не должно быть у одной сущности нескольких названий, как, например, у давления пульса — "напряжения", "наполнения" и т. д. [9].
Слово "симметрия" для характеристики пульса использовано, в частности, составителем [9] неправильно, так как, согласно геометрии, симметричность требует идентичности всех сравниваемых объектов, их явлений и величин, а у пульса парных артерий идентичности по ряду показателей нет, т. е. они асимметричны.
Несмотря на методологический кризис и столь немалое число заблуждений, прогресс, в частности медицины, идет, но замедляется.
Ее развитие обусловлено эмпирикой, в рамках которой обнаруживаются и исправляются в основном неметодологические ошибки, а замедление — тем, что прогресс и его проблемы все более усложняются, а метод проб и ошибок требует все больше времени и денег.
К тому же сложность и масштабность современных трудностей, в частности, российского здравоохранения таковы, что названный метод часто невозможно применить.
Для анализа и решения такой величины проблем необходима истинная методология, которая кратко изложена в
20 Физических напряжений без психических усилий не бывает, а психические стрессы без физических — обыденное явление.
№ 2, 2013
49
этой статье и станет первой стадией решения трудностей; методологический анализ будет предварять и диктовать эмпирические методы преодоления проблем.
Эмпирическая медицина станет методологической, в частности тогда, когда будет создана и освоена Единая Медицинская Классификация - система матриц типа матрицы сердечно-сосудистой системы21.
Эти матрицы помогут врачам отличать заболевания от их стадий, симптомы от болезней, причины от следствий,
21 Следующая статья автора в этом журнале.
выбирать адекватное лечение, ускорят ведение историй болезней, так как врачи смогут быстро отмечать подчеркиваниями и проставлять величины соответствующих показателей на классификационных схемах.
Схемы помогут забывчивым медикам полнее обследовать и лучше лечить пациентов, а недобросовестных врачей удержат от поверхностных осмотров и формального лечения, судмедэкспертам — устанавливать их.
Единая Медицинская Классификация явится частью словаря "Информот" (С11; [29]) для медицинской документации, будет полезной медицинской статистике и т. д.
Сокращения и пояснения
Т = - бесперспективное направление исследований ПМ — предметная модель ТМ — тематическая модель ШМ — штучная модель
АСК — алфавитный список кодесков (кодов с денотациями)
АСД — алфавитный список десконов (денотаций с кодами)
ББК — Библиотечно-Библиографическая Классификация
ВПС — внутрикнижные поисковые средства
ДКД — Десятичная Классификация Дьюи
ИПС — информативно-поисковый словарь
КПМ — кодовая предметная модель
КТМ — кодовая тематическая модель
КШМ — кодовая штучная модель
МКИ — международная классификация изобретений
НКМ — Научная Картина Мира
ТМК — тематическая модель когнитона (единицы знания) УДК — Универсальная Десятичная Классификация КППМ — кодовая поисковая предметная модель КПШМ — кодовая поисковая штучная модель СТМК — словная тематическая модель когнитона АКНКМ—адреса классификантов Научной Картины Мира КДПТМ — кодовая дополненная поисковая тематическая модель
КПТМК — кодовая поисковая тематическая модель ког-нитона
ССНКМ — смысловой словарь Научной Картины Мира КДПТМК — кодовая дополненная поисковая тематическая модель когнитона
Информот — информативно-поисковая система, созданная на базе информотроники Информотроника — поисковая информатика Химент — химический элемент ШМ — штучная модель
e — электрон, O — кислород, H — водород, n — нейтрон, He — гелий, p — протон, Li — тритий, C — углерод, N — азот, D — дейтерий, P — фосфор.
Алфавитно-координатный указатель Научной Картины Мира
1 — Е3, Л12
2 — Е3, Л2
3 — Е3, Л12
4 — Е3, Л12
5 — Е4, Л12
6 — Е4, Л12
7 — Е4, Л12
8 — Е4, Л12-13
9 — Е4, Л13
0 — Е4
10 — Л13
11 — Л13
12 —Л13
13 — Л13
14 — Л13-14
1 — ® —Е3-4 500 — Л14 1000 — Л 14-15 2000 — Л15
2010 — Д12
2011 — ЛД12
2012 — Д12-13
I — Е3
II — Е3
III — Е3
IV — Е3 +e — З6, З8 +n — З8 +p — З7, З8 e — З-К6-10 p — З-К6-10 n — З-К6-10
ep — З6 ep2+ — З7 ep32+ — З7-8 e2p“ — И6-7
e2p — И7
e2p3+ — И7-8 e3p2—- И6-7
e3p2—- И7 e3p3— И7-8 epn — З8 epn2 — И8 epn3 — И8
epn1nc00 — И9 ep2n+— З8-9 ep2n2+ — И9
ep2n3
+ — И9
ep3n2+ — З9 ep3n22+ — И9-10 ep3n32+ — И9-10 e2pn“ — И8 e2pn2“ — Й8 e2pn3 — Й8 e2p2n — И8-9 e2p2n2 — Й8-9 — Й9 e2p3n+ — И9 e2p3n2+ — Й9-10 e2p3n3+ — K9-10 e3pn2- — Й8 e3pn22- — К8
2- — К8-9 e3p2n' — Й8-9
e3p2n2'
' — К9-10
—,К9 e3p3n — Й9
e3p3n2 — К9
e3p3n3 — К9-10
2D3 3—3 З8 3D — И8 4D — И9 10001D — И9 1H — З7 2H — И7 3H — И8
H2 — И8, И11 H3 — И9, И 11-12 H — И12 3H4e — И9 4He — Й9 5He — Й9 4Li — Е9-10 5Li —К10 6Li — К10
02 — И12
03 — И12
50
Российский медицинский журнал
O4 - И12 3T — И 8-9 H2O — И11 H2O3 — И11-12 H2O4 — И12 H4C — И12 H6C2 — И12 HCIN — И12 HCP — И12 HOC — И11 HOP — И12
Абсолютная Свобода Мышления. — Д5-6
Абсолютный Вакуум — Д14-15
Абстрактный — Г3-4
Автоматизированный — К2-3
Автоматический — К2-3
Авторство — Л11-12
Аграрный — Н11-12
Адвокатура — С2-3
Аксиома единства мира — А12-13
Аксиома истины — Б1-2
Аксиома поштучных поисков - С9-10
Алгебра — Е3
Алфавит — С4-5
Алфавиты — Е1
А-Мозг — С9-10
Амулет — О6-7
Анализ — Е5
Анатомия — З3-4, П1-2
Английский — Е5-6
Аннигиляция — Ж12
Анонимный — М12-13
Антропогенный — Л10-11
Антропология — О3-4
Антропосфера — Л11
Арабица — Ж1-2
Арабский — Е2-3, Ж5-6
Арифметика — Е5
Архаичные философии — В14-15
Архив — П7-8
Архивология — П6-7
Архитектура — О12-13
АСД — Т11
АСК — Т11
Ассоциация — И12-13
Астрономия — Л2-3
Атомы — Е10-11
Аутотроф — М4
ББК — Г13
Бег — И5
Бездействие — Д4-5 Безмембранный — Н2-3 Безусловный — Г1-2 Белорусский — Е5-6 Бесконечность — А12-13 Бесплатный — Р11 Библиографический — Т7-8 Библиография — П7-8 Библиология — П6-7 Библиотека —П8-9 Библиотековедение — П6-7 Библиотечное дело — П7-8 Биология — Л8 Биология клетки — Н3-4 Биообъект — Н10-11 Биопрепарат — Н12-13 Биоресурс — Л8-9 Биосфера М11-12 Биофизика — М3-4 Биохимия — М4 Биоценоз — Л7-8, Н11-12 Болезнь — Р3 Больница — О14-15 Борьба — Р2-3 Будущий — Д12-13 Буква — Е1
Бытие — Д11 Бытовой — М13-14 Валентность — З13-14 Валеология — Р2-3 Вера — Б5 Вещество — Й10-11 Вещный — Е2, О7-8 Вещь — М10-11 Взаимодействие — Ж12-13 Видеозапись — О11-12 Вирус — М4 Вирусология — Н4-5 Витология — М3-4 Власть — Р2
Внутриорганизменный — М6-8
Военный — М10-11
Возбуждение — В2-3
Возвратный — Р11
Война — Й3
Волна — Ж13
Волос — Р3-4
Воспроизведение — Б4-5
ВПС — П14
Вред — Б6
Время — Д10-11
Вселенная — А10-11
Вторичный — Р13-14
Второй закон термодинамики — Е12-14
Выборка — Е8-9
Выдача — Р11
Высшая математика — Ж4-5 Вычислительный — Р8-9 Вязкость — Й14 Гадание — В12 Газ — Й11 Галактика — М1 Гель — Й13 Ген — М4 Генеалогия — С2-3 Генетика — Н5 Гений — Е3-4 Гетеротроф — М4-5 Гигиена — П4 Гипертекст — Р14-15 Гистология — Н5 Гистохимия — Н4-5 Гнездо — М10 Гносеология — В14-15 Голова — Р1-2 Гомеостаз — П4-5 Гомологен — З6, З8 Гомология — Е4-5 Город — О12 Государство — О12-13 Гравитационный — Е7-8 Гражданский — М9-10 Гражданство — Т1 Грамматика — Ж3-4 График — Е5 Граф (схема) — Г12 Греческий — В6-7 Группа — Е10-11 Группирующий — З2-3, Ж4-5 Данные — Р14 Дата — Д11-12 Движение — Д11-12 Двумерный — Д13 Двувидовой — И10-11 Двухвидочастичковый — З5-7 Деградация — Е14-15 Деление — О3-4 Деревня — О12 Дерево — Г13 Дескон — С9 Деформация — К11-12 Дискретность — Е14
№ 2, 2013
51
Дискуссия — Й3-4 Диссоциация — И13-14 Дисциплина — А13 Дифференциация — О4-5 ДКД — Г12 Длина — Е12 Дневник — Р14 Документ — П8-9 Документалистика — О9-10 Дом — Н12 Драка — Й3
Древовидность — Г13-14 Дрожжи — О1 Дружба — Р2 Душа —J35 Дым — Й11 Единение — С1-2 Единица — Б11-12 Единство — Т2-3 Естественный — Р8-9 Естествознание — А11-12 Желание — Б4 Жестовый — Й1-2 Живописный — О7-8 Живопись — О6-7 Животное — О2 Жидкость — Й12 Жизнь — Л4 Жилищный — Н12-13 Завод — А12 Закон — Б12
Закон возникновения объектов — Г8-9
Закон движения — Д8-9
Закон действующих масс — Й12-13
Закон количеств старших и младших объектов — Д6-9
Закон комплементарности частей в целом — Б12-15
Закон кратных отношений частей в целом (Дальтон) — Б6-9
Закон необратимости времени — Д6-8
Закон неуничтожимости материи — Д13-15
Закон однонаправленности специфичности — Е6-9
Закон однонаправленности универсальности — Е6-9
Закон отличия и схожести — Д6-8
Закон отражения — Г6-7
Закон перехода количества в качество, отрицательный — Д6-10
Закон перехода количества в качество, положительный — Д6-10
Закон познания — Б1-2
Закон постоянства состава частей в целом (Пруст) — Б11-14
Закон прогресса — Г6-7
Закон разнообразия — Д12-13
Закон регресса — Г6-7
Закон самосохранения — Б1-2
Закон сохранения при прогрессе — Д6-8
Закон сохранения энергии — Д14-15
Закон старшинства — Д8-9
Закон уникальности объектов — А13-15
Закономерность — Е15-Е12-13
Законы Архимеда — К11-12
Законы Менделя — М5-6
Законы Ньютона — К12-13
Законы сохранения — Д9-10
Законы тематических поисков: - Т13-15
Запах — Р3-4
Запаховый — Г5-6
Запрос —Й1-2, С8-9, С13
Запросник — В12-13
Заряд — Ж12-13
Звезда — М1
Здавпункт — Н14-15
Здоровье — Р2-3
Земля — Л1-2
Знак — Д3-4
Зоогенный — Л9-10
Зоология — О2-3
Зоосфера — Л9-10
Зрительный — Г3
Идеализм — Б10
Идеалистический — В9-10
Идея — Б4, О3-4
Иероглиф — Е2
Известный — Е2-3
Извилина — П2-3
Излучение — З12-13, Р3-4
Изображение — Н8-9
Изомеризация — И14
Именной — М10-11
Иммунитет — О5
Иммунология — О4-5
Импринтинг — Г4
Инволюция — Е15
Индийский - З5-6
Инженерия — Н10-11
Инкреция — Н4-5
Инструмент — Н9-10
Интеллект — Е3-4
Интеллектология — Й4-5, Р10-11
Интрузия — А10-11
Интуитивный — В11
Интуиция — Е3-4
Инфектология - М7-8
Информатика — П9-10
Информационный образ — Д2-3, С1-2
Информология — Д1-2
Информот — С11
Информотрон — П9-10
Информотроника — П10-11
Информотронная супертехнология — П10-12
Ион — Ж10-11
Ионизация — З11-12
ИПС — С11
Искусственность — К11-12
Искусственный — Р9-10
Искусственный интеллект — П10-11
Искусство — Й4-5
Исламский — Г8
Испанский - З5-6
Исследование — К4-5
Истина — Д2
Истинный — Г11
История — Г12-13
Источник — Й1-2, Н8-9, С12, Т7-8
Итальянский - З5-6
Иудейский — Г7-8
Казахский — З5-6
Кал — П3
Каллиграфия — Е2-3 Камень — К14 Канал — Е9 Капитализм — Л13-14 Карта — О9-10 Картография — О10-11 Католичество — Г9 Качество — Б13 КБ — Г13 Квант — Ж10-11 Квантовость — Ж12 Квантовый — Е14, Ж9 КДПТМ — Т12 Кибернетика — Е9-10 Кинематография — О10-11 Кинолента — О10-11 Киргизский - З5-6 Кириллица — Е1-2 Китай — О13 Китайский — Е2, З5-6 Классификатика — А14-15 Классификационный — Г10-11 Классификация — С6-7 Классифицирование — Б5-6 Классический — Г10-11 Клетка — О3
52
Российский медицинский журнал
Клиническая биохимия — О4-5 Клиническая гистология — П4-5 Книга — П13-14 Когнитология — Д3-4 Кодеск — С9 Кодирование — Г4 Кодовый — С12-13 Количе ство -— Б12 Коллоид —Й12-13 Команда — Б7
Комбинаторика — Е9-10, Е4-5 Комбинированный — О9-10 Коммунизм — Л15 Комплекс — И14, М3 Комплементарность — Е12-14 Компьютерный — Р7-8 Компьютология — Р7-8 Конгломерат — 310-11 Конгломеризация — 314-15 Конкретный — ЗЬ2, Ж3-4 Консистенция — Й11-12 Кооперативный эффект —Й12-13 Копия — Р12 Корейский — Ж2 Космология — М2 Космонавтика — Л4-5 Космос — М1 КПМ — Т13 КППМ — Т12 КПТМК — Т12 КПШМ — Т12 Красное Ядро — П1-2 КТМ — Т13 Культура — Й5-6 Культурология — Й5-6 КШМ — Т12-13 Ландшафтный — М8-9 Латиница — Ж1 Лексическое средство — Р9-10 Лес — М8
Лингвистика — Д3-4
Линейный — Д12
Лист — П12-13
Логика — Е5, Е5-6
Логистика — М12-13
Логоние — Ж2-3, С6-7
Логонимия — Ж2-3
Ложь — Д1, Ж2-3
Луна — Л2
Луч — Ж10-11
Любовь — С1-2
Магнитный — Ж8-9
Марс — Л2
Масса — Д12-13
Мастерство — И5-6
Математика — Е4-5
Математическая логика — Ж4-5
Математическая теория связи — Е7-9
Материал — К10-11
Материализм — Б11-12
Материалистический — В11-12
Материаловедение — Л10-11
Материология — Д10-11
Машина — О10
Машиноведение —О10-11
Машинописный — П10-11
Мегаполис — О13
Медицина — О3-4
Медицинский — Н14-15
Медцентр — О14-15
Мембранный — Н3
Мембранология — Н4-5
Менеджемент — М13
Металлургия — И12-13
Методология — А11-12
Механика — Е14-15, К14
Механический — П10-11 Микробиология — Н2 Микроорганизм — Н1-2 Мифологический — В7-8 Мифология — Г6-7 МКИ — Г13
Многобуквенный — 31-2 Многовидовой — И10-11 Многоклеточный — О3-4 Многокомпартаментный — Н3-4 Многословная — Ж2-3 Множество — Б13 Модель — Б11, С8-9, С12 Мозг — З1, П1-2 Мозг-А — С10 Мокрота — П3-4 Молекула — 310-11 Молекуляризация — 311-12 Молекулярная биология — Н3-4 Монолит — К14-15 Моча — П3-4 Музеелогия — П6-7 Музей — П7 Мыслелогия — В2-3 Мышление — Д4-5 Набор — Е7-8
Направление свободы — Е13-14 Народ — Т1
Наследственность — Л5, М4 Настоящий — Д11-12 Натуральный — Е1-2 Наука — К4, К6 Науковедение — К4-5 Наукометрия — В10-11 Научный — В11, Н14 Национализм — Т2-3 Нация — Т1
Небесная механика — Л3-4
Небытие — Е14
Неделимость — Е14
Недрология — Л1-2
Нейрохирургия — П2-3
Нейтрон — Ж10
Неклассическая наука — В14-15
Неклассическая систематика — Г13-15
Неклассическая философия — В13-15
Неклассический — В14-15
Неклассическое естествознание — В13-15
Некрология — М2-3
Некротический — М7-8
Немецкий — Е5-6
Необратимость — Д12-13
Неопределенный — Д3-4
Неорганический — Л1-2, М9-10
Неполный — Б14
Непонятный — Г2-3
Непрерывность — Е11-12
Нервный — В2
НКМ (Научная Картина Мира) — С11, Т7
Новый — Е1-2
Номер — Л11-12
Нормальный — И4-5
Нужный — Е1-2
Обзор — Р14
Область — Р1
Обобщающий — 33-4
Образование — К4-5, К5-6
Общая химия — 312-13
Общение — И3-4
Общественный — М14-15
Общество — Р1
Обществоведение — Р1-2
Объект — А10-11
Объективный мир — А10-12
Объем — Е12
Оглавления — П14-15
№ 2, 2013
53
Ограничение — Е14-15 Одиночный — Е10-11 Однобуквенный -Одновидовой — З10-11 Одноклеточный — О2 Однокомпартаментный — 01-3 Омонимия — Е4 Описание — Р12 Описательный — Г10-11 Опосредованный — К3-4 Определенный — Д2-3 Орган — з2-3, П1 Организация — И11-12 Организм — М3 Органическая химия — И13-14 Органический — Л7-8, М10-11 Оригинал — Р12 Ортодокс — В 9 Орфографический — С5-6 Орфография — Ж3 Особь — Р1 Отдел — П1 Открытие — Б6, Б4 Относительность — Е13-14 Отношение — Б13 Отрицательный — Е5-6, Ж11-12 Отталкивание — Ж13-14 Оценка — Е4-5 Ошибка — Д5, Е5 Память — К11-12 Паразитический — М7-8 Паразитология — М6-7 Парапсихология — И4-5 Паспортный — Т9 Паста — Й13 Патанатомия — М5 Патент — Р14-15 Патентоведение — М12-13 Патологический — И5-6 Патология — Р2-3 Педагогика — К,4-5, К5 Пение — Й4
Первичная частица материи — Е12-13
Первичный — Р13-14
Перевод — Р12
Передатчик — Е7-8
Передача — Е6-7
Перекодирование — Г4-5
Переписка — Й3-4
Перестановка — Е9-10
Персональный — М11-12
Песок — Й14
Печатный — П12
Письменный — Е2-3, Й1-2, О8-9
Питание — М5
Пищевой — Н13-14
Плагиат — Р12
Плазма — Ж10-11
Планета — Л1
Пластичность — К12-13
Платный — Р11
Племя — С1
Плотина — М10
Плотность — Ж12-13
Плохой — Е4-5
Площадь — Е12
ПМ (предметная модель) — Т7-8, Т9
Поведение — И3-4
Поверхность — Е12-13
Поглощение — З12
Подборка — Е9
Познание — И2-3
Поиск — Й2-3
Поисковый — Р9-10
Пол — О4-5
Поле — Е10-11, М8
Полиграфия — О11-12 Поликлиника — О14-15 Полисемия — Е3 Политика — Л12-13 Политология — Л11-12 Политомичность — Г14-15 Полный — Б14
Положительный — Е5-6, Ж12-13
Полушарие — П1-2
Польза — Б5-6
Польский — Ж5-6
Понятный — Г2-3
Порядок — Е11
Пот — П3
Поток — Е12
Почерк — П13-14
Поэзия — З5
Право — Р3
Правоведение — С1-2
Православие — Г9
Практика — А14
Предвидение —Б4-5
Предложение — Ж3-4, С7-8
Предмет — К2-3, Н10
Предопределенность — Е14-15
Предписание — С13-14
Преподавание — К4-5
Прибор — Н10
Приемник — Е9-10
Принцип бесшумности — С14-15
Принцип комбинаторности — С14-15
Принцип непредсказуемости — А13-15
Принцип полноты моделей — С14-15
Принцип предсказуемости — И5-6
Природный — К7-8
Природоведение — К8-9
Притягивание — Ж11-12
Причина — Е14.15
Прогресс — Е13-14
Проза — З5
Произведение — Н7-8
Производственный — М14-15
Промышленность — М14-15
Простой — Д12
Пространство — Д10-11
Протон — Ж9-10
Прочность — К13-К11
Прошлый — Д11
Пруд — М8
Прямой — Й2-3
Психиатрия — И3-4
Психология — И2-3
Пучок — Ж10-11
Пятеричный — Р13-14
Работа — И4
Рабство — Р2
Равенство — Р3-4
Радикал — З12
Радикализация — З11-12
Развитие. — Е13
Разговор — И3-4
Разговорник — С7-8
Раздражение — М4-5
Разложение — М6
Размер — Е12
Разрушение — Е13
Ранжирование — Е4-5
Раствор — И12
Растение — О1-2
Расширение — Ж12
Реакция — Ж13
Реалистический — Г2-3
Реальность — Б9Б10
Революция — Е13-14
Регресс — Е13-14
Реквизитный — Т10
54
Российский медицинский журнал
Религиозный — В9 Рефлекс — В2-3 Речь — И1 Решение — Е5 Римский — В6-7, Е2-3 Рисование — Й4-5 Рисуночный — Е2-3 Риторика — И1 Род — С1
Родственный — С1-2 Родство — С1-2 Россия — О13 Рукописный — П9-10 Русский — Е5-6, П14 Сад — О11 Санитария — Н12-13 Свиток — П12 Свобода — Е11-12, Р3 Себестоимость — Л12-13 Сексология — О4-5 Семантика — З3-4 Семиотика — Е2-3 Семья — С1 Сетелогия — Е10 Сигнал — А5, Е8 Симбиоз — О4 Симбиотический — М7-8 Симвология — Д1-2 Символьный — Е3-4 Симметрия — Д12-13 Синдиций — Е9-10 Синдициология — Е9-10 Синонимия — Е4-5 Синтаксис — З4-5 Синтактика — З3-4 Синтез — Е4-5 Сионизм - Г6-7 Система — Е10-11 Системология — Е9-10 Славянский — В8 След — Е7
Следствие — Е-Е15-13 Словарь — С5-6 Слово — Ж1-2, С5-6 Сложный — Е12 Слуховой — Г4 Случайность — Е13 Смерть — М5 Смесь — И11-12 Смешение — И14-15 Смысл — Г5 Смысловой — С5-6, С12 Собственность — Л13-14 Соединение — Е14-15, И13-14 Солнце — М1-2 Соматический — В1-2 Сообщение — И1-2 Сопромат — К13 Сорбция — М4-5 Сорт — Н10-11 Состав — Е11-12 Сосуд мозга — Ж2-3 Сосуд мозга сужен — З3-4 Социализм — Л14 Социология — Р2-3 Специализация — О5 Специальный — Г12-13, С6-7 Специфичность — Е 15-Е 13 Спор — Й3 Спорт — И4-5 Способность — Д3-4 Спутник — Л1 Среда — А10 ССНКМ — Т11 Стабильность — К11 Стандарт — Р14
Старшинство — А12 Строение — Д12 Строительство — О13 Субподотдел — П1-2 Субъект — А2 Субъективный мир — Б2-3 Суннит — Г8 Схема — Г12, О9 США — О13 Сшибка — Д5
Т= — Б10, В12, В13, В13, В14, В14, В14, В14, И10, Р15, С8, Т8, Т8, С8, Т9, Т9, Т13,
Таблица — В12 Тактильный — Г4-5, Й1-2 Талант — Е3-4 Татарский — Ж5-6 Твердость — К11-12 Твердь — Й14 Тезаурус — Г14 Текст — Ж5, П13 Тело — К10 Тема — К2
Температура — Ж11-12 Темпорология - Г10-11 Теннис — И5 Теология — В8-9
Теория Распознавания Образов — Г3-5
Теплица — Н11-12
Терапия — П2-3
Терминология — Ж2-3
Термодинамика — Е11-12
Тетрадь — П12
Техника — Н9
Технический — Н13-14
Течение — Й13-14
Тираж — Л14
ТМ (тематическая модель) — Т8, Т9
Томикула — З10-11
Томикулизация — Ж13-14
Торговля — Л14-15
Торможение — Г3-4, Г4-5
Точечный — Д11-12
Трансмутация — Ж12
Транспорт — Н4
Тренировка — И5
Третичный — Р13-14
Трехвидовой — И10-11
Трехвидочастичковый — З8-9
Т рехмерный — Д13-14
Тригонометрия — Е3-4
Труд — И5
Трудовой — С2-3
Труп — М5-6
Уверенность — Б4
УДК — Г13
УК (Универсальная Классификация) - Г13-15, С6-7
Указатель — П14-15
Укладка — Е14-15
Украинский — Ж5-6
Улица — О12
Универсальная Классификация - Г13-15, С6-7
Универсальность — Е14-15
Универсальный — Г13-15, С6-7
Универсология — А13-14
Управление — Б5-6
Упругость — Й13-14, К12
Уравнение — Е4
Урожай — Л9-М9
Условленность — Г3-4
Условный — Г2-3
Усталость — К12-13
Устный — И1-2
Устойчивость — Е15
Учеба — К5
Учебник — Р14-15
Фаг — Н1
№ 2, 2013
55
Фагоцитоз — О4
Файл — Р8
Факт — Г11-12
Фашизм — Т2-3
Федерация — 012-13
Фигура — Е11
Фигурология — Е11-12
Физика — Е10-11
Физика веществ — Й11-12
Физика ионов — Ж13-14
Физика лучей — Ж11-12
Физика плазм — Ж12-13
Физика пучков — Ж11-12
Физика томикул — З8-9
Физика элементарных частиц — Ж11-13
Физиология — П2-3
Физиология высшей нервной деятельности — В3-6
Физический — Й5-6
Физический вакуум — Е11-12
Физхимия — Й12
Философия — А12-13
Финский — Ж5-6
Фитология — О1-2
Флаг — О7
Фонд — Р8
Фонетика — Е1-2
Форма — Д10-11, П12
Французский — Ж5-6
Функция — Б13-14
Футбол — И5-6
Футурология — Г14-15
Химент — З11-12
Химия — З10-11
Химия комплексов — И13-14
Химия растворов — Й12-14
Химия элементов — 313-14
Хирургия — П2-3
Хороший — Е4-5
Христианский — Г9
Хроника — Г13-14
Хронология — Г12
Целлулярная патология — Н3-5
Целое — Б12-13
Цель — Б5
Цена — Л13
Ценоз — Е10-11
Ценозология — Е9-10
Центр — П1
Цех — Н14
Цифра — Е2-3
Частица — Ж10-11
Частичковый — Ж9-10
Частный — М13-14
Частота — Ж13-14
Часть — Б12, Р1
Человек — О3
Чертеж — О7-8
Черчение — О6-7
Четвертичный — Р13-14
Чешский — Ж5-6
Число — Е3
Чистописание — Й1-2
Чистота — Й14-15
Шиит — Г8
ШМ — П12-13, Т7, Т8
Шрифт — П14
Штамм — Н10-11
Шум — Е7
Шумящий — Е1-2
Эволюция — Е15-Е12-13
Эзотерический — В10
Экология — М12-13
Экономика — Л11
Экскремент — П3-4
Электризация — К12-13
Электрический — Ж9-10
Электричество — К13-14 Электрон — 8-9 Электронный — П13 Электротехника — К14-15 Электроток — К13-14 Эмпирика — И4 Эмпирический — В11-12, Т4-6 Эмульсия — И12-13 Эндокринология — Н3-4 Энергия — Д13 Энциклопедический — Т4-6 Энциклопедия — Р14-15 Эпидермис — Р3-4 Эпистемология - А2-3 Эргономика — Н9-10 Эстетика — И1-2, И2 Этика — С2 Этикет — И3 Этология — П2-3 Эфир — Е10-11 Юстиция — С2-3 Я — Б4, З2 Явление — А11-12 Язык — Е6, П13 Языческий — В6-7 Японский — Е2
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 4-е изд. М.; 1968.
2. Гогин Е.Е. Терапевтический архив. 2010; 82 (10): 5—10.
3. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. М.; 2001.
4. Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. М.; 1961.
5. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. М.; 1999.
6. Минздрав СССР. Медицинская карта стационарного больного. Медицинская документация. Форма № 003/у. Утверждена 04.10.80 г, № 1030.
7. Философия / Миронов В.В., Васильев В.В., Гайденко П.П. и др. М.; 2009.
8. Мухин Н.А., Моисеев В. С. Основы клинической диагностики. М.; 1997.
9. Мясников А.Л. Основы диагностики и частной патологии (пропедевтика) внутренних болезней. М.; 1951.
10. Савельев И.В. Курс общей физики. Т. 1. Механика, колебания и волны, молекулярная физики. М.; 1973.
11. Словарь иностранных слов. 15-е изд. М.; 1988.
12. Советский энциклопедический словарь. М.; 1987.
13. Философские проблемы биологии и медицины. М.; 2009.
14. ШпаковА.А. Изобретения. 1998; 9, ч. 2: 382—3.
15. Шпаков А.А. Информационно-поисковая система "Биомед": теория и методические разработки. М.; 1980.
16. Шпаков А.А. Информационно-поисковая система "Биомед" (Проспект ВДНХ СССР). М.; 1980.
17. Шпаков А.А. Электромагнитные поля в биосфере. Т. 2. Биологическое действие электромагнитных полей. Коллективная монография. М.; 1984: 312—20.
18. Шпаков А.А. Теоретические проблемы исторического исследования: Сборник статей. Киев; 1992: 65—81.
19. Шпаков А.А. Среда, информация, управление: факты, концепции, исследования, подходы. Международный форум информатизации: Тезисы докладов. М.; 1994: 12—3.
20. Шпаков А.А. Универсальная классификация (схема формата А2). М.; 1996.
21. Шпаков А.А. Культурный диалог города во времени и пространстве исторического развития. Межрегиональная конференция: Тезисы докладов. М.; 1996: 142—7.
22. Шпаков А.А. Информационные продукты, процессы и технологии. "Научно-техническая информация 96": Материалы конференции. М.; 1996: 219—21.
23. ШпаковАА. Экология и промышленность России. 1998; февраль: 24—8.
24. Шпаков А.А. Модель Единого Знания. М.; 1999.
25. ШпаковА.А. Московский ритм. 2000; 1 (13): 21—5.
26. Шпаков А.А. Карта Знаний (Универсальная Классификация; издание формата А2 с текстом на обороте). М.; 2005.
27. Шпаков А.А. Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел геологический. 1993; 68 (1): 136—7.
28. Шпаков А.А. Философия и будущее цивилизации. 4-й Российский философский конгресс: Тезисы докладов. Т 3. М.; 2005: 608—9.
29. ШпаковА.А. Медицинская газета. 1994; 27 (5460): 5.
30. RungeM.S., Greganti VA. Netter's internal medicine. USA: Icon Learning Systems LLC; 2003.
31. ShpackovA.A. J. Am. Soc. Inform. Sci. 1992; 43 (10): 678—81.
Поступила 13.02.12
56
Российский медицинский журнал
НАЦИЯ....гражданство фашизм
НАРОД...единство национализм РОД... родство.. ГЕН Е АЛ 6 ГИЯ ПЛЕМЯ...единение.. Этика СЕМЬЯ...лк|>бовь.. Адвокатура f ПРАВОВЕДЕНИЕ ЮСТИЦИЯ РОДСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ..
k СИНТЕЗ
Чтение схемы:
АНАЛИЗ,
Классификация 1. Научная Картина Мира (16-я версия; 05.06.2012 г.).
к
Si D
О s
оь
а
St
гь
о а
съ
а