Научная статья на тему 'Новая концепция аналитики в организации - бизнес-анализ'

Новая концепция аналитики в организации - бизнес-анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2315
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИЗ / НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ / БИЗНЕС-АНАЛИТИК / BABOK / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "БИЗНЕС-АНАЛИТИК" / BUSINESS ANALYSIS / NEW CONCEPT ANALYSIS OF THE ENTERPRISE / BUSINESS ANALYST / OCCUPATIONAL STANDARD "BUSINESS ANALYST"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Ю.Г.

В статье рассмотрена необходимость профессии бизнес-аналитика. Определены основные причины низкого уровня использования анализа в деятельности организации российскими предприятиями. Раскрыта значимость проведения анализа для принятия управленческих решений. Рассмотрено содержание концепции бизнес-анализа и профессии бизнес-аналитика в соответствии с профессиональным стандартом и сложившейся международной практикой. Выявлены особенности и отличия новой концепции бизнес-анализа от методики комплексного анализа организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONCEPT OF ANALYTICS IN THE ENTERPRISE - BUSINESS ANALYSIS

The article considers the need for the profession business analyst. It describes the main issues and reasons of using the analysis by Russian companies at little extent. The author reveals the significance of the analysis for managerial decision-making as well as the content of business analysis concept. The content of business analyst profession is examined in accordance with occupational standard «Business Analyst» and international practice. The article also describes the features and differences of new business analysis concept from method of complex analysis of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Новая концепция аналитики в организации - бизнес-анализ»

РАЗДЕЛ III.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

УДК 65.01.005

Чернышева Ю.Г.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ - БИЗНЕС-АНАЛИЗ

Аннотация

В статье рассмотрена необходимость профессии бизнес-аналитика. Определены основные причины низкого уровня использования анализа в деятельности организации российскими предприятиями. Раскрыта значимость проведения анализа для принятия управленческих решений. Рассмотрено содержание концепции бизнес-анализа и профессии бизнес-аналитика в соответствии с профессиональным стандартом и сложившейся международной практикой. Выявлены особенности и отличия новой концепции бизнес-анализа от методики комплексного анализа организации.

Ключевые слова

Бизнес-анализ, новая концепция анализа организации, бизнес-аналитик, BABOK, профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик».

JEL: M11, M21

Chernysheva Yu.G.

NEW CONCEPT OF ANALYTICS IN THE ENTERPRISE -BUSINESS ANALYSIS

Annotation

The article considers the need for the profession business analyst. It describes the main issues and reasons of using the analysis by Russian companies at little extent. The author reveals the significance of the analysis for managerial decision-making as well as the content of business analysis concept. The content of business analyst profession is examined in accordance with occupational standard «Business Analyst» and international practice. The article also describes the features and differences of new business analysis concept from method of complex analysis of the enterprise.

Keywords

Business analysis, new concept analysis of the enterprise, business analyst, BABOK, occupational standard «Business Analyst».

Обзор проблемы недооценки значимости анализа в организации

В современной экономике любая организация, которая хотела бы не

только выжить на рынке, но и успешно развиваться, не может обойтись без регулярного анализа как внешней, так и внутренней среды, в которой она нахо-

дится. Кроме угроз и рисков в окружении организации имеется множество возможностей, которые могут сделать ее успешной. Для корректного анализа важно и качество информационно-аналитического обеспечения бизнеса, как малого, так и крупного. Зарубежный опыт показывает, что качественное информационное обеспечение управленческого аппарата и аналитическая обработка информации являются не только необходимым, но и обязательным стратегическим фактором, который позволяет обеспечить успешность деятельности любой организации.

Искусство управления бизнесом все в большей мере акцентируется на использовании внутреннего потенциала организации, на экономически грамотном обосновании управленческих решений относительно проводимых изменений в организации. Это, в свою очередь, требует применения современных аналитических техник обработки информации. Можно сказать, что необходимость в условиях рыночной экономики решать с помощью анализа широкий круг задач для обеспечения успешного ведения бизнеса и решения возникающих проблем обусловила появление новой аналитической концепции - концепции бизнес-анализа.

Зарубежная аналитическая практика в настоящее время существенно отличается от российской аналитической школы, прежде всего задачами, которые должен решать анализ в организации, аналитическими техниками, компетенциями аналитиков и значимостью анализа. Также отличается широта применения анализа в организации при принятии управленческого решения. Если зарубежный бизнес рассматривает анализ в качестве обязательной составляющей своего успешного развития и прежде чем сформировать решение проблемы (использования возможности), предполагающее любые изменения в организации, обязательно проводится

детальный анализ, то для российского бизнеса, как правило, характерно принятие управленческого решения только на основе интуиции руководителя, без предварительного аналитического исследования. Это различие можно объяснить, с одной стороны, недооценкой значимости анализа, а с другой - отсутствием квалифицированных аналитиков, обладающих необходимыми навыками и умениями в соответствии с потребностями современного бизнеса.

Недооценка значимости анализа может быть объяснима тем, что имеющаяся методика анализа деятельности организации уже перестала удовлетворять потребности управления. Это прежде всего относится к комплексному анализу деятельности организации. В условиях рынка появились цели и задачи, которых не было в условиях плановой экономики. Организация должна быть конкурентоспособной, экономически устойчивой, приносить прибыль. В связи с этим произошло расширение как круга задач, стоящих перед анализом, так и аналитических методов и методик, позволяющих оценить экономическую деятельность организации и проводить ее мониторинг32. Перед анализом организации стали возникать принципиально новые задачи, присущие рыночной экономике, однако существенных изменений методика анализа организации не претерпела. Появились такие новые направления анализа, как анализ инновационного потенциала, диагностика финансово-хозяйственной деятельности, анализ экономического потенциала и др. Но это фактически не изменило сущности проводимого анализа, который применялся в плановой экономике. Кроме того, все эти направления анализа рассматривают достаточно «узкие»

32 Чернышева Ю.Г. Роль бизнес-анализа в обеспечении экономической безопасности организации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 4 (83). С. 12-15.

аспекты деятельности организации и при этом не имеют адресной направленности, уникальности в зависимости от каждого конкретного случая. Другими словами, методика анализа, сформированная в период плановой экономики (которая должна была решать иные задачи, отличные от задач организации в рыночной экономике), продолжает почти без каких-либо существенных изменений использоваться и в настоящее время. Методика комплексного анализа организации практически не позволяет выявлять истинные причины возникновения проблем (в процессе деятельности организации), находить их обоснованные варианты решения, согласованные с заинтересованными сторонами и возможностями конкретной организации. Она не нацелена на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон, не предполагает оценку эффективности решения с позиций удовлетворения потребностей. Кроме того, методика комплексного анализа практически не может быть «подстроена» под каждый индивидуальный случай (проблему), другими словами, не является уникальной. Поэтому она, в сущности, не позволяет получить ответ на вопрос, как и что конкретно нужно сделать, чтобы решить возникающие проблемы, удовлетворить потребности заинтересованных сторон, сделать бизнес более эффективным.

В начале 21 века за рубежом появилась и стала активно развиваться новая концепция анализа в организации, она, с одной стороны, существенно поменяла сложившиеся представления о целях анализа в организации и его содержании, а с другой - позволила объединить многие техники анализа, которые до этого, как правило, использовались обособленно друг от друга.

В России до 2018 года не было нормативного документа, который бы определял содержание и границы профессии аналитика, давал характеристи-

ку их трудовых функций, знаний и навыков. Принятый в 2018 году профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» позволил определить содержание данной профессии и требования к ней.

Все это обусловливает необходимость раскрытия сущности новой аналитической концепции - концепции бизнес-анализа, обоснования его ключевых особенностей и его значимости в обеспечении успешного развития организации.

Характеристика концепции бизнес-анализа

Бизнес-анализ является новой аналитической концепцией не только в российской практике, но и в зарубежной. За рубежом она формировалась постепенно в зависимости от меняющихся потребностей организации в аналитической обработке информации и получаемой от этого пользы.

Международный институт бизнес-анализа (IIBA - International Institute of Business Analysis), который является в настоящее время ведущей ассоциацией бизнес-аналитиков, был организован в 2003 году в Торонто и зарегистрирован в 2006 году. На данный момент институт объединяет около 30 000 членов из различных стран и имеет более чем 110 отделений по всему миру. Одной из задач IIBA является сертификация практикующих бизнес-аналитиков, системных аналитиков, специалистов по управлению требованиями, менеджеров проектов и содействие им в повышении своего профессионального уровня.

Кроме международной сертификации институтом был разработан международный стандарт - Свод знаний по бизнес-анализу (Business Analysis Body of Knowledge - BABOK). В создании BABOK принимали участие ведущие бизнес-аналитики со всего мира. В нем описаны области знаний бизнес-анализа, связанные с ними виды деятельности и задачи, техники бизнес-анализа, а также навыки, необходимые бизнес-

аналитикам для их эффективного выполнения. Основной целью Свода знаний является определение границ профессии бизнес-анализа.

С момента своего создания содержание профессии бизнес-аналитика, описанное в ВАВОК, постепенно изменялось по мере появления новых требований к ней. Первоначально профессия бизнес-аналитика во многом была схожа с профессией системного аналитика. В последней (третьей) версии BABOK содержание профессии значительно изменилось. Бизнес-анализу было дано новое определение, сама профессия приобрела свои особенности и отдалилась от профессии системного аналитика.

Бизнес-анализ, в соответствии с определением, данным в ВАВОК, - это деятельность, которая делает возможным проведение изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам в определенном контексте, путём выявления потребностей и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации этих изменений.

Концепция бизнес-анализа может быть раскрыта через понимание сущности его понятийного аппарата, прежде всего базовых и ключевых понятий и существующих между ними взаимосвязей. В ВАВОК описана ключевая концептуальная модель бизнес-анализа, которая включает шесть базовых понятий бизнес-анализа, которые называют кон-

33

цептами :

- изменения (Changes);

- потребности (Needs)

- заинтересованные стороны (Stakeholders);

- решения (Solutions);

- контексты (Contexts);

- ценность / польза / значение (Value).

33 BABOK. 2015. Business Analysis Body of Knowledge. URL: http://iiba.ru/chapter-1-introduction-3 -babok-guide/#i-3.

Эти же шесть концептов содержатся в определении бизнес-анализа.

Изменение (Change) - преднамеренная, контролируемая (управляемая) трансформация («controlled transformations of an organization») (улучшение) в ответ на выявленную (неудовлетворенную) потребность с целью повысить производительность организации.

Потребность (Need) - стремление заинтересованной стороны к получению каких-либо благ, обладающих для нее определенной ценностью. Потребность, по сути, - это проблема или возможность, которой необходимо заняться.

Решение (Solution) - конкретный способ удовлетворения одной или нескольких потребностей в некотором контексте. Решение удовлетворяет потребность путем ликвидации проблемы, стоящей перед заинтересованными сторонами.

Заинтересованная сторона

(Stakeholder) - человек или группа, имеющие отношения к изменениям, к потребностям или к решению. То есть они заинтересованы в проведении изменений, могут быть затронуты изменениями, имеют отношение к потребностям или решению. С ними бизнес-аналитик будет взаимодействовать напрямую или косвенно.

Ценность (Value) (стоимость, значимость) - это полезность чего-либо для заинтересованных сторон в определенном контексте. Ценность рассматривается как составная часть потребности, в свою очередь, потребность должна обеспечить потенциальную ценность. Ценности могут быть материальными или нематериальными. Их, например, можно измерить: увеличением продаж, снижением рисков, повышением возможностей, улучшением производительности и т.д.

Контекст (Context) - обстоятельства, которые оказывают влияние или на которые оказывается влияние. Обстоятельства обеспечивают понимание

изменения. Можно сказать, что контекст - это все, что имеет отношение к изменениям, которые происходят в окружающей среде. То есть это сочетание внутренних и/или внешних факторов и условий, которые могут повлиять на любые аспекты деятельности организации. Контекст может также включать культуру, инфраструктуру, отношения и другие области, имеющие отношение к бизнес-изменениям.

Кроме базовых понятий, понятийный аппарат бизнес-анализа включает в себя ключевые понятия. Ключевые понятия тесно взаимосвязаны с базовыми понятиями, расширяют и углубляют их, являются представлениями какого-либо базового понятия.

Ключевыми понятиями бизнес-анализа являются:

- требования;

- дизайн;

- план;

- риск.

Требование - приемлемое для практической реализации представление потребности заинтересованных сторон. Ключевым в описании требования является определение того, какая ценность может быть получена, если требование будет реализовано.

Дизайн - формальное описание существенных в контексте решаемой задачи аспектов конкретного решения или его составных частей. Можно сказать, что решение отвечает на вопрос «что нужно сделать?», чтобы удовлетворить потребность, а дизайн отвечает на вопрос «как именно это сделать?».

План - это программа выполнения чего-либо или достижения какой-либо цели. План содержит совокупность событий, зависимости между ними, ожидаемую последовательность выполнения, результаты, необходимые ресурсы и заинтересованные стороны.

Риск - следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей. При проведении бизнес-

анализа риском будут являться проблемы, обладающие некоторой вероятностью возникновения в будущем, например, при реализации выбранного решения.

Характерной особенностью концепции бизнес-анализа является то, что отношения (взаимосвязи) между перечисленными базовыми и ключевыми понятиями являются не менее важными, чем сами понятия. Концептуальная модель представляет собой систему, в которой ни одно понятие не рассматривается изолированно.

Взаимосвязь между базовыми и ключевыми понятиями бизнес-анализа кратко можно представить следующим образом. В процессе деятельности организации у Заинтересованной стороны (или нескольких Заинтересованных сторон) возникает некоторая Потребность, которую необходимо удовлетворить, то есть появляется проблема. Как правило, потребность возникает при изменении внешних или внутренних условий, то есть изменения Контекста. Изменения Контекста приводят к тому, что потребность Заинтересованного лица перестала удовлетворяться, поэтому стала осознаваться, то есть появилась Проблема. Для выявления причин появления Проблемы формируется План работы и выбираются техники бизнес-анализа, наиболее подходящие для решения данной проблемы (то есть в каждом конкретном случае методика анализа, как правило, уникальна).

В процессе работы с проблемой бизнес-аналитик выявляет все заинтересованные стороны и их требования, определяет способы взаимодействия с заинтересованными сторонами, осуществляет сбор информации о проблеме, выявляет ее причины. Без выявления истинных причин невозможно сформировать эффективное и корректное решение. В процессе работы на основании анализа контекста формируется несколько вариантов решений, проводится

их анализ, обоснование и осуществляется выбор лучшего из них на основании критерия максимального удовлетворения выявленных потребностей с учетом сформированных целевых показателей. Несколько решений необходимы, поскольку в каждой проблеме задействовано несколько заинтересованных сторон, при этом каждая из них имеет свои потребности и, соответственно, требования, которые нужно удовлетворить. Поэтому трудно сразу сформировать одно решение, которое максимально будет удовлетворять каждую заинтересованную сторону.

Решения представляются на согласование заинтересованным сторонам в определенном дизайне и затем выбирается наиболее подходящее из них. Представление решений в определенном дизайне позволяет получить более наглядное представление о предлагаемом решении. Также необходимо оценить возможности организации для проведения этих изменений.

В процессе поиска решения и на этапе его воплощения бизнес-аналитик оценивает различные риски: риск невыявления всех заинтересованных сторон, неполного сбора требований, возможных последствий проведения изменений и др. Каждый из них может оказать существенное влияние на результаты анализа и осуществления самого проекта по решению проблемы. Например, при невыявлении всех явных и скрытых заинтересованных сторон и их потребностей сформированное решение может не иметь ценности, поскольку не сможет решить исходную проблему или даже может создать другую. В этом случае бизнес-аналитику придется возвращаться к началу работы.

Каждое разработанное решение обязательно должно иметь ценность (пользу) для заинтересованного лица, поскольку должно удовлетворить его потребность и исключить проблему. Если решение не удовлетворяет потреб-

ность, значит, бизнес-анализ не был эффективным и его необходимо повторить, чтобы найти решение, позволяющее решить проблему. После выбора решения, которое максимальным образом удовлетворяет всех заинтересованных сторон, бизнес-аналитик инициирует проведение изменений в организации, чтобы воплотить выбранное решение. После своего воплощения решение становится частью существующего контекста в рамках организации. Бизнес-аналитики мониторят параметры инициированных изменений и проводят оценку успешности проведенных изменений, также осуществляется мониторинг заинтересованных сторон.

Аналогичная последовательность действий проводится, если необходимо использовать возможность, а не только решить проблему. В этом случае деятельность бизнес-аналитика имеет стратегическую направленность, затрагивает направления развития организации.

Формирование профессии бизнес-аналитика в России

Современное развитие экономики, процессы, происходящие в ней, безусловно, влияют на успешное функционирование бизнеса и, в свою очередь, изменяют задачи, которые должен решать анализ, проводимый в рамках организации. Все это, как отмечалось, привело к возникновению новой концепции анализа организации - бизнес-анализа. Он предполагает выявление потребностей заинтересованных сторон, выявление причин возникновения проблем, обоснование возможных решений проблем, имеющих ценность для заинтересованных сторон, а также формирование предложений по дальнейшему успешному развитию бизнеса. Поскольку бизнес-анализ представляет собой новую концепцию, вопросы, связанные с его особенностями, методикой, в российской практике еще мало изучены. Имеются только отдельные публикации на эту тему. В этих публикациях отсут-

ствует единство мнений относительно содержания как самого бизнес-анализа, так и профессии бизнес-аналитика.

До настоящего времени бизнес-аналитиком часто называют системного аналитика, финансового аналитика, несмотря на то, что в 2017 году профессия бизнес-аналитика была внесена в Справочник профессий, а в 2018 году был утвержден профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик», который описал набор трудовых функций бизнес-аналитиков.

Проводимые исследования относительно широты применения анализа в организации показали, что только пятая часть организаций имеет аналитический отдел или должность аналитика. Вместе с тем многие организации хотели бы иметь в своем штате бизнес-аналитика, при этом отмечают, что на рынке труда бизнес-аналитиков, владеющих техниками бизнес-анализа и осуществляющих свою деятельность в соответствии с ВАВОК (то есть в соответствии с международными правилами в этой области), недостаточно. Это во многом объяснимо отсутствием до недавнего времени корректного описания содержания данной профессии, отсутствием подготовки бизнес-аналитиков в соответствии с международными требованиями. На практике работники, выполняющие функции аналитиков, должны самостоятельно изучать международный опыт в этой области и пытаться применить его в своей деятельности.

В настоящее время в большинстве случаев в организации отдельные аналитические функции выполняют ее линейные руководители. Они, как правило, сводятся только к контрольным функциям (например, сравнить с планом те или иные показатели, чтобы оценить степень его выполнения, оценить их динамику по сравнению с предыдущим периодом, сравнить полученные результаты с результатами предприятий-конкурентов и т.д.) или к проведе-

нию анализа финансового состояния. Вместе с тем перечисленные контрольные функции в современной экономике уже не являются функциями непосредственно анализа, а следовательно, и аналитика. Это подтверждается анализом профессиональных стандартов менеджеров различного уровня и теми трудовыми функциями, которые в них содержатся. Функции контроля в профессиональных стандартах закреплены за менеджерами.

На основании рассмотренной концепции бизнес-анализа можно сказать, что главная цель бизнес-аналитика -решить проблемы организации путем проведения изменений, обеспечить возможность их проведения. Кроме этого, бизнес-аналитик снижает возможные риски и повышает прибыль, используя возможности.

Востребованность бизнес-анализа и профессионалов в этой области растет. По оценкам экспертов кадрового центра «ЮНИТИ» (российское кадровое агентство), рост рынка, произошедший в 2013 году, спровоцировал практически удвоение числа вакансий в области бизнес-анализа в России и в дальнейшем тенденция роста потребности в бизнес-аналитиках сохранилась.

В мире данная профессия также очень востребована. Например, согласно исследованию экспертов McKinsley Global Institute, в 2018 году США имели значительную нехватку бизнес-аналитиков. Прежде всего это вызвано отсутствием системы подготовки аналитиков (бакалавриат и магистратура). Во многих странах подобная система только начинает развиваться. Аналогичная проблема проявляется и в России.

То же самое исследование показало, что использование аналитики в рабочих процессах может увеличить текущую прибыль организации на 60%. Подобные исследования необходимы как выпускникам, чтобы определиться с выбором профессии, так и самим орга-

низациям, поскольку позволяют им оценить значимость аналитической обработки информации, тем самым повышая востребованность бизнес-аналитиков. Для примера можно сказать, что почти каждая компания в США в настоящее время имеет в штате бизнес-аналитиков, и эта тенденция распространяется на весь мир.

Результаты

По инициативе Российского отделения Международного института по бизнес-анализу (IIBA Rassia Chapter) в России в целях определения содержания и границ профессии бизнес-аналитика в 2016 году была начата разработка профессионального стандарта «Бизнес-аналитик» (данный стандарт был утвержден в сентябре 2018 года). В рамках этой работы в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации было внесено предложение о создании профессии бизнес-аналитика. С 30 января 2017 года эта профессия была внесена в Справочник профессий. Содержание профессионального стандарта «Бизнес-аналитик», перечисленные в нем трудовые функции соответствуют тому пониманию данной профессии, которое признано мировой практикой и отражено в ВАВОК.

Согласно утвержденному профессиональному стандарту «Бизнес-аналитик» бизнес-анализ как вид профессиональной деятельности включает в себя такие обобщенные трудовые функции,

34

как :

1. Работа с заинтересованными сторонами.

2. Обеспечение изменений в организации.

3. Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей.

4. Обоснование решений.

5. Управление бизнес-анализом.

Приказ Минтруда России от 25.09.2018 № 592н (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении профессионального стандарта "Бизнес-аналитик"».

6. Аналитическое обеспечение разработки стратегии изменений организации.

Выделенные позиции представляют собой основные направления работы бизнес-аналитика. Бизнес-аналитик должен синтезировать и анализировать информацию, которая предоставляется большим количеством людей (заинтересованных сторон), взаимодействующих с бизнесом (персонал, партнеры организации, ИТ-специалисты, руководители). Бизнес-аналитик отвечает за выявление реальных потребностей заинтересованных сторон, а не просто их выраженных желаний. Часто бизнес-аналитик работает для облегчения коммуникации между организационными подразделениями, а также играет главную роль в согласовании потребностей бизнес-подразделений и возможностей их реализации, в том числе с помощью информационных технологий35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для российской аналитической практики данное содержание профессии бизнес-аналитика является новым. Как видно, содержание профессии бизнес-аналитика, изложенное в профессиональном стандарте, существенно отличается от тех аналитических функций, которые (в большинстве случаев) выполняли аналитики на предприятиях до настоящего времени. Можно сформулировать некоторые основные отличия бизнес-анализа от комплексного анализа организации (при этом эта совокупность отличий не будет исчерпывающей).

Бизнес-анализ представляет собой новую концепцию. Он, как правило, начинается с проблемы, которая выражается как требование заинтересованной стороны, и имеет целью проведение изменений, которые необходимо осуще-

Chernysheva Yu.G., Shepelenko G.I. The New Profession of «Business Analyst» and the New Occupational Standards: The Case of Russia. European Research Studies Journal. Volume XXI. Special Issue 1. 2018. P. 86-94.

ствить, чтобы решить проблему. То есть глобально изменена цель анализа. Если раньше проведение анализа могло как привести к изменениям, так и не привести (и часто было именно так), то бизнес-анализ делает изменения обязательной составляющей. Изменения необходимы, чтобы решить проблему и удовлетворить потребность заинтересованной стороны.

Также различаются функции комплексного анализа и бизнес-анализа -бизнес-анализ не предполагает выполнение контрольной функции (прежде всего контроль выполнения плановых показателей деятельности). Как было отмечено, эти контрольные функции выполняют менеджеры. Бизнес-анализ не предполагает систематическую оценку результатов деятельности организации (что также является функцией менеджеров). Необходимость поведения бизнес-анализа связана только с возникновением проблемы или с необходимостью использования возможностей. Отсутствует и функция поиска резервов повышения эффективности производства. Бизнес-анализ нацелен на выявление и решение любых проблем в организации.

Имеются различия в информационном обеспечении бизнес-анализа. Совокупность источников информации, используемая бизнес-аналитиками, может существенно различаться между собой в каждом конкретном случае. Источники информации зависят от сущности решаемой проблемы и предметной области, круга заинтересованных сторон, контекста. Многие источники информации формируют и поддерживают в актуальном состоянии сами бизнес-аналитики. При этом данные бухгалтерского (финансового) учета (и часто управленческого учета), которые ранее являлись значимым источником информации для анализа организации, в бизнес-анализе не имеют первостепенного значения.

В настоящее время методика анализа, и это подтверждено мировой практикой, предполагает гибкость и уникальность для формирования решения выявленной проблемы в рамках определенного контекста, складывающегося в организации. Каждая организация обладает своими характерными особенностями, определенным кругом проблем, набором заинтересованных сторон и имеющихся у них требований, своей стратегией ведения бизнеса и возможностями достижения текущих и перспективных целей и т.д. Это объясняет необходимость уникальности методики анализа. Бизнес-анализ обладает этим качеством. Бизнес-аналитик, в зависимости от выявленной проблемы и контекста, сам выбирает наиболее подходящую в данном случае технику или несколько техник (методов) анализа. Комплексный анализ предполагает заранее сформированную методику анализа по тем или иным направлениям (с некоторыми отличиями в зависимости от вида деятельности организации).

Исходя из содержания бизнес-анализа, в соответствии с ВАВОК и на основании анализа профессионального стандарта мы выделили следующие присущие бизнес-анализу (и работе бизнес-аналитика) ключевые особенности, отличные от методики комплексного анализа организации и позволяющие говорить о бизнес-анализе как о новой концепции анализа в организации.

1. Цель бизнес-анализа - обязательное проведение изменений для решения проблем или использования возможностей.

2. Обязательное наличие материальной или нематериальной ценности результатов анализа для заинтересованных сторон, которая заключается в решении, позволяющем ликвидировать проблему, удовлетворяя потребности заинтересованных сторон. Эта особенность выступает одной из характеристик результативности проводимой ана-

литической работы и делает бизнес-анализ необходимым и востребованным.

3. Анализ эффективности работы бизнес-аналитика - оценка качества решения с позиции удовлетворения потребностей заинтересованных сторон и с учетом имеющихся возможностей организации для проведения изменений в результате сформированного решения. Эта оценка проводится на основе сформированных бизнес-аналитиком критериев и показателей оценки своей работы. В случае неудовлетворительной оценки необходимо заново провести аналитическую работу и сформировать решение, удовлетворяющее потребности заинтересованных сторон в соответствии с возможностями организации.

Обязательная оценка результатов своей работы бизнес-аналитиком обеспечивает высокую эффективность и практическую ценность бизнес-анализа.

4. Гибкое видение (гибкая точка зрения) (Agile Perspective), что предполагает наличие у бизнес-аналитика интеллектуального (гибкого) мышления, т.е. возможности быстро реагировать на постоянные изменения, способности постоянно пересматривать, адаптировать, корректировать приоритетные цели, задачи, использовать различные методы (техники) анализа в зависимости от конкретной ситуации (контекста). Можно сказать, что именно Agile Perspective - это определяющая ключевая особенность бизнес-аналитика. Она делает методику бизнес-анализа уникальной, тем самым обеспечивая его применимость при решении любых проблем в организации.

5. Обязательное применение методик анализа риска в бизнес-анализе. Риск является неотъемлемой составляющей в деятельности организации в условиях рынка. Бизнес-анализ имеет целью обязательное проведение изменений, а переход в некое новое состояние всегда содержит элементы неопре-

деленности и, следовательно, риска . Комплексный анализ, сформированный в период плановой экономики, не предполагал анализа риска. И до настоящего времени его методика не предполагает обязательной оценки риска.

Таким образом, бизнес-анализ предполагает новый концептуальный подход как в обработке информации, так и в целях и особенностях его проведения. Утверждение профессионального стандарта «Бизнес-аналитик» позволило четко определить границы данной профессии и ее содержание, что будет способствовать дальнейшему развитию этой новой концепции, повысит действенность анализа и позволит организациям сделать аналитическую работу неотъемлемой составляющей успешного ведения бизнеса.

Библиографический список

1. Чернышева Ю.Г. Роль Бизнес-анализа в обеспечении экономической безопасности организации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - № 4 (83). - С. 12-15.

2. BABOK. 2015. Business Analysis Body of Knowledge [Electronic resource]. - Access mode: http://iiba.ru/ chapter-1 -introducti on-3-babok-guide/#i-3.

3. Приказ Минтруда России от 25.09.2018 № 592н (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении профессионального стандарта "Бизнес-аналитик"».

4. Chernysheva Yu.G., Shepelenko G.I. The New Profession of «Business Analyst» and the New Occupational Standards: The Case of Russia // European Research Studies Journal. - 2018. -Volume XXI. - Special Issue 1. - 2018. -P. 86-94

36 Chernysheva Yu.G., Shepelenko G.I. The New Profession of «Business Analyst» and the New Occupational Standards: The Case of Russia // European Research Studies Journal. Volume XXI. Special Issue 1. 2018. P. 86-94

Bibliographic list

1. Chernysheva Yu.G. The role of business analysis in ensuring the economic security of the enterprise // Science and education: economy and economics; entre-preneurship; right and management. -2017. - № 4 (83). - P. 12-15.

2. BABOK. 2015. Business Analysis Body of Knowledge [Electronic resource]. - Access mode: http://iiba.ru/ chapter-1 -introducti on-3-babok-guide/#i-3.

УДК 33

3. Order of the Ministry of Labor of Russia of September 25, 2018 № 592n (ed. December 14, 2018) «On the approval of the Business Analyst occupational standard».

4. Chernysheva Yu.G., Shepelen-ko G.I. The New Profession of «Business Analyst» and the New Occupational Standards: The Case of Russia // European Research Studies Journal. - 2018. -Volume XXI. - Special Issue 1. - P. 86-94.

Иванов А.В.

ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К БУХГАЛТЕРСКИМ КОМПЕТЕНЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния современных цифровых технологий на требования к уровню знаний бухгалтеров и финансовых аналитиков в реальной экономике. Оценивается степень проникновения инструментов цифровой экономики в современную хозяйственную и учетную деятельность. Рассматривая приоритеты, определяемые программой «Цифровая экономика Российской Федерации», автор анализирует факторы, влияющие на компетенции бухгалтеров и иных финансовых работников в современных условиях. Делается заключение о необходимости введения в рассмотрение как минимум трех новых базовых компетенций, характеризующих бухгалтерские знания в цифровую эпоху.

Ключевые слова

Бухгалтерский учет, профессия бухгалтера, бухгалтерские компетенции, цифровая экономика, электронный документооборот, электронная цифровая подпись, профессиональные стандарты.

JEL M410

Ivanov A. V.

CHANGES IN REQUIREMENTS FOR ACCOUNTING COMPETENCES IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Annotation

The article is devoted to the analysis of the influence of modern digital technologies on the requirements for the level of knowledge of accountants and financial analysts in the real economy. The degree of penetration of digital economy tools into modern business and accounting activities is assessed. Considering the priorities, that determined by the program «Digital Economy of the Russian Federation», the author analyzes the factors affecting the competence of accountants and other financial workers in modern conditions. The conclusion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.