Научная статья на тему 'НОВАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ АВСТРАЛИИ'

НОВАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ АВСТРАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ АВСТРАЛИИ»

Д. А, КАРНАХАН

НОВАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ АВСТРАЛИИ1

Карта естественной (восстановленной) растительности Австралии была составлена мною для второго издания «Атласа ресурсов Австралии» (СагпаЬап, 1976; Сочава, 1979). В настоящее время я занят подготовкой к созданию карты современной растительности. Основой для нее послужит первая карта, но на ней найдут отражение антропогенные изменения в растительном покрове, вызванные поселением европейцев.

В одной из своих статей (СагпаЬап, 1977) я в общих чертах рассмотрел воздействие европейских переселенцев на основные типы естественной растительности. А сейчас я занимаюсь более детальным выявлением современного состояния растительного покрова п причин, его обусловивших. Карту современной растительности м. 1 : 5 ООО ООО предполагается опубликовать в третьем издании «Атласа ресурсов Австралии».2

Исходные материалы. Как и при составлении карты восстановленной растительности, одним из необходимых начальных этапов создания карты современной растительности является сбор и оценка исходного материала. К сожалению, положение с изученностью современной растительности менее удовлетворительное по сравнению с изученностью естественной растительности. Большинство картографических работ выполнено на основании тех же подходов, что и моя собственная предыдущая работа, т. е. они представляют попытки реконструировать растительность, существовавшую до заселения Австралии европейцами. В гораздо меньшей степени картографировалась современная растительность.

1 Перевод Т. Г. Полозовой.

2 Содержание этой статьи было доложено на 50-м Конгрессе «Австралийской и Новозеландской ассоциации содействия науке» (Australian and New Zealand Association £or the Advancement of Science) в Аделаиде в мае 1980 г.

Литература, конечно, содержит массу сведений об изменениях растительности, которые имели место после заселения Австралии, но эти изменения слабо отражены в картографической форме. Наиболее типичной в этом отношении является работа Бидла (Beadle, 1948) и более поздних авторов; они закартировали в крупном масштабе естественную растительность Нового Южного Уэльса, а антропогенные воздействия на эту растительность только описали. Этот пример очень хорошо отражает трудности, связанные с картографированием неоднородной и динамичной современной растительности. Я вернусь к этому позже.

Новые подходы выявились на карте м. 1 : 2 ООО ООО, составленной Пейне (Paine) для атласа штата Виктория. На ней представлена современная растительность, классификация которой осуществлена на основе учета струк туры. Как пример картирования в более крупном масштабе можно назвать несколько пробных карт современной растительности Si. 1 : 250 ООО, изготовленных Департаментом окружающей среды Южной Австралии. Важно то, что в обеих этих работах были использованы фотографии со спутника LANDSAT. Все более увеличивающееся применение снимков со спутников для оценки земель во многих частях Австралии поможет собрать большую информацию для карты современной растительности.

Очень полезным оказалось появление нескольких листов карты поверхности Земли (Land Cover) м. 1 : 1 ООО ООО, составленных Отделом национального картографирования в серии карт «Использование земель Австралии» того же масштаба. В их основу положена информация, полученная со спутников и дополненная фотографиями, фотомонтажами, топографическими картами, статистическими данными по урожайности и поголовью скота и контрольной проверкой в поле.

Я принял во внимание также карты использования земель, поскольку большинство из них позволяет сделать некоторые заключения о динамике растительности. Эти карты в настоящее время создаются Отделом национального картирования как составная часть той же серии карт «Использование земель Австралии» м. 1 : 1 ООО ООО, кроме того, различные организации штатов составляют разнообразные карты использования земель некоторых территорий своих штатов.

Несмотря на то что мы предполагаем как можно более полно использовать все опубликованные работы, очевидно, будут необходимы и оригинальные картографические исследования.

Метод. На начальной стадии работы я сосредоточил внимание на юго-восточной части Австралии. Большинство предыдущих работ других авторов касаются как раз этой части страны. Это также наиболее доступный мне район для проведения полевых исследований, а кроме того, он отличается большим разнообразием растительности и условий среды. Разработав свои идеи и методы применительно к этой территории, я буду, разумеется, искать пути создания карты всей страны.

Как и при составлении карты естественной (восстановленной) растительности, я разрабатываю предварительный вариант карты м. 1:1 ООО ООО, используя в качестве основы листы международной карты мира. Для этого исходный материал должен быть трансформирован в соответствии с принятой классификацией, а затем воплощен в составительском оригинале карты. Для того чтобы получить карту, правильно отражающую реальную картину растительного покрова, учитывая характер исходного материала, очевидно, необходимы экстенсивные полевые работы. Имеющийся у меня полевой материал также до некоторой степени будет пригоден. При проведении полевых исследований в связи с созданием карты естественной растительности я реконструировал последнюю, исходя из анализа существующей растительности, и часто делал записи о ее современном состоянии. Однако необходимо гораздо больше полевых данных.

4*

23

Классификация. В любом исследовании по картированию растительности очень важно разработать определенную систему классификации, которая должна быть использована в конечном варианте карты, поскольку это в значительной степени определяет то, какую информацию нужно собрать и как ее представить на карте. Я занимаюсь изучением нарушенной естественной растительности большей части территории страны, и мне кажется, что я могу основываться на тех же самых структурных и флористических критериях, которые использовал при составлении карты естественной растительности (Carnahan, 1976; Карнахан, 1976). Действительно, аналогичные критерии уже были применены для классификации нарушенной естественной растительности при исследовании условий среды в Южной Австралии Отделом исследования земель Федеративной научной и индустриальной исследовательской организации (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation) (Laut et al., 1977).

Я не предвижу слишком больших трудностей в использовании этих же критериев при создании классификации для искусственных насаждений сосны и сеяных пастбищ постоянного типа. Для последних потребуется дополнительное изучение жизненных форм, а именно дерновинных злаков, поскольку система, разработанная мною для естественной растительности, включает только кочкообразующие злаки (tussock grasses). Флористические данные, привлекаемые для классификации, также должны быть расширены за счет включения важнейших редких видов.

Земли, занятые сельскохозяйственными культурами, рассматриваются особо. В настоящее время я не склонен включать культивируемую и природную растительность в единую классификационную схему. Освоенные земли должны картироваться как особые категории — «сельскохозяйственные земли» и иметь специальный знак для обозначения сельскохозяйственных культур или режима использования. Я говорю о режиме использования, так как для многих сельскохозяйственных угодий характерно чередование культур. Например, в наиболее интенсивном сельскохозяйственном районе (поясе пшеницы) обычно имеет место чередование посевов зерновых культур и временных пастбищ.

Оформление карты. Для большей части составляемой карты я смогу использовать те же приемы, которые были применены для карты естественной растительности, а именно главные структурные черты растительности изображаются при помощи красочных обозначений плп цветных штриховок, а флористическая информация и дополнительные признаки могут быть показаны кодовыми символами. Еслп сельскохозяйственные земли будут картироваться отдельно, то контуры пх должны быть оставлены неокрашенными и обозначены системой специальных знаков.

Однако имеется несколько специфических картографических проблем, связанных с особенностями современной растительности. Выделы нарушенной растительности неизбежно более сложны, чем выделы естественной, поскольку каждое исходное сообщество может подвергаться различным видам и степени воздействия со стороны человека. Далее, эти выделы гораздо менее постоянны, менее устойчивы, особенно там, где характер воздействия человека может варьировать во времени. Например, размеры «пояса пшеницы» заметно изменяются в связи с варьированием количества осадков и ценами на зерно; или в некоторых районах на ранее облесенных землях, которые были расчищены и превращены в сеяные пастбища, сейчас восстанавливаются естественные леса или создаются искусственные лесопосадки. В свете таких проблем понятно, почему геоботаники-картографы предпочитают картировать реконструированную естественную, а не современную растительность.

В первую очередь желательно возможно более точно представить неоднородность нарушенной растительности, однако ограничения масштаба определяют необходимость генерализации. В целях систематизации всего многообразия производной растительности единственно возможный и

разумный путь — это указать динамическое состояние каждого закарти-рованного подразделения. Например, А. В. Белов и H. Н. Лавренко (1977), составляя карту современной растительности м. 1 : 2 500 ООО, с помощью картографических приемов разграничили спонтанные сообщества, восстановительные серии, длительнопроизводные сообщества и сельскохозяйственные земли. Лоот с соавторами (Laut et al., 1977) также предложили различать четыре состояния растительности, а именно растительность ненарушенная естественная, нарушенная естественная, деградированная естественная и культурная. Я смог бы провести такое разделение на составительском оригинале карты м. 1 : 1 ООО ООО, но это может оказаться невыполнимым в окончательном варианте карты м. 1 : 5 ООО ООО,

ЛИТЕРАТУРА

Белов А. В.. Лавренко Н. Н. Проблемы геоботанического картографирования зоны Байкало-Амурской магистрали. — В кн.: Геоботаппческое картографирование 1977. Л., 1977. — Карнахан Д. А. Проблемы картографирования растительности Австралии. — В кн.: Геоботаническое картографирование 1976. Л., 1976. — Сочава В. Б. Растительный покров на тематических картах. Новосибирск, 1979. — Beadle N. С. W. The vegetation and pastures of western New South Wales with special reference to soil erosion. Sydney, 1948. — Carnahan J. A. Natural vegetation. Map (1 : 6 000 000) and commentary. — In: Atlas of Australian resources. 2nd ser. Canberra, 1976. — Carnahan J. A. Vegetation. — In: Australia — a geography. Sydney, 1977. — Laut P. and others. Environments of South Australia. Canberra, 1977.

Австралийский национальный университет Канберра

Белов А. В., Лавренко Н. Н. Проблемы геоботанического картографирования зоны Байкало-Амурской магистрали // Геоботаническое картографирование 1977. Л., 1977. https://doi.org/10.31111/geobotmap/1977.3 КарнаханД. А. Проблемы картографирования растительности Австралии // Геоботаническое

картографирование 1976. Л., 1976. https://doi.org/10.31111/geobotmap/1976.32 Сочава В. Б. Растительный покров на тематических картах. Новосибирск, 1979. Beadle N. С. W. The vegetation and pastures of western New South Wales with special reference to soil erosion. Sydney, 1948.

Carnahan J. A. Natural vegetation. Map (1 : 6 000 000) and commentary // In: Atlas of Australian resources.

2nd ser. Canberra, 1976. Carnahan J. A. Vegetation // In: Australia — a geography. Sydney, 1977. Laut P. and others. Environments of South Australia. Canberra, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.