Новая кадастровая и регистрационная политика в России: проблемы и перспективы
Н.И. Бурмакина
профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры экономики Российской академии правосудия Верховного и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва)
Наталия Ивановна Бурмакина, burmakina@front.ru
Государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, а также в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Заявление о постановке на учет объекта недвижимости в связи с его образованием или созданием и необходимые документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении, они также могут быть представлены в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.
Основными документами, отражающими физические характеристики объектов недвижимости, для постановки образованных или созданных объектов недвижимости на государственный кадастровый учет являются:
1) межевой план (при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке;
2) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенно-
го строительства (при постановке на государственный учет такого объекта недвижимости или учете его части) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет объекта капитального строительства, разрешение на ввод которого выдано после 1 марта 2008 года).
Постановка на государственный учет объекта недвижимости осуществляется по месту его нахождения в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Поскольку положения Закона о кадастре в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства до 1 января 2013 года не применяются, Министерством экономического развития Российской Федерации издан приказ от 14 января 2011 года № 577, которым утвержден Порядок осуществления государственного учета названных объектов недвижимости в переходный период, в том числе осуществление государственного учета при образовании новых объектов учета и осуществление государственного учета отдельных видов объектов учета, в частности, расположенных на территории двух и более кадастровых округов.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 29972-ИМ/Д23 даны дополнительные разъяснения некоторых
вопросов, связанных с государственным учетом объектов недвижимости в переходный период. В частности, в пункте 9 этого документа даны разъяснения по вопросу особенностей осуществления государственного учета объектов учета, расположенных в нескольких кадастровых округах (например линий электропередачи, автомобильных дорог и т. п.).
Орган кадастрового учета, осуществивший государственный учет объекта учета, расположенного одновременно на территории двух и более кадастровых округов, в течение трех рабочих дней с даты завершения учета направляет в органы кадастрового учета, осуществляющие государственный учет на территории кадастровых округов, в границах которых располагается соответствующий объект учета, уведомление о поставленном на учет объекте, содержащее информацию о таком объекте в объеме сведений, внесенных в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
В техническом плане объекта учета необходимо указать сведения о частях контура такого объекта учета, расположенных в соответствующих кадастровых округах. При подготовке технического плана такого объекта учета раздел «Описание местоположения сооружения на земельном участке» оформляется в отношении части контура соответствующего объекта учета, расположенной в одном кадастровом округе. Количество разделов технического плана «Описание местоположения сооружения на земельном участке» должно соответствовать количеству кадастровых округов, в которых расположен соответствующий объект учета. В указанных случаях координаты характерных точек части контура такого объекта учета определяются в системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости на территории соответствующего кадастрового округа. При этом сведения о поставленном на государственный учет объекте учета, в том числе
сведения о местоположении части контура такого объекта учета, подлежат внесению в Единый государственный реестр объектов капитального строительства органом кадастрового учета, осуществляющим государственный учет объектов учета в пределах соответствующего кадастрового округа. Внесенные в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведения о таком объекте учета во всех кадастровых округах должны идентифицироваться одним кадастровым номером.
В названном письме Министерства экономического развития Российской Федерации также даны разъяснения по отдельным вопросам оформления технических планов, поэтапно вводимых вместо технических паспортов (в период с 1 января по 1 сентября 2012 года) во всех субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства отнесены, в том числе, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 688 утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 582 утверждены типы межевых знаков и порядок их установки (закладки). Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 267 утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.
В соответствии со статьей 10 Закона о кадастре и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № 42, утвердившим Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, запись о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в государствен-
ном кадастре недвижимости имеет следующую структуру:
1) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т. п.) территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий;
2) описание местоположения границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения территорий в государственном кадастре недвижимости;
3) реквизиты следующих правовых актов:
• акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территорий и источники официального опубликования этого акта;
• акт органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта;
4) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий;
5) виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны;
6) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
• выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов,
находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
• выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Формат представления этих сведений установлен электронным письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 7 апреля 2008 года № ВК/1646@. В письме Министерства экономического развития Российской Феде-
рации от 17 декабря 2009 года № 22066-ИМ/Д23 разъяснено, что правообладатели объектов, заинтересованные во внесении сведений о зонах территорий в государственный кадастр недвижимости, могут на основании доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшем решение об установлении зоны, или на основании правового акта такого органа представлять необходимые документы в орган кадастрового учета. Также разъяснено, что сведения о зоне могут быть представлены заинтересованным лицам в виде кадастрового плана территории в границах кадастрового квартала (в том числе условного). Сведения о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть представлены заинтересованным лицам в виде кадастрового паспорта или кадастровой выписки.
Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)», включая подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560, направлена на создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра в Российской Федерации, а в дальнейшем - на создание и развитие системы государственного кадастра недвижимости.
В результате реализации указанных документов к концу 2012 года во всех кадастровых округах должен быть создан государственный кадастр недвижимости, также должны быть завершены работы по переносу в него сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (более чем 42 миллиона земельных участков и 70 миллионов объектов капитального строительства); на всей территории Российской Федерации должна быть создана инфраструктура пространственных данных. Количество обращений организаций и граждан посредством пор-
тальных услуг по вопросам государственного кадастрового учета и предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости достигнет 105 тысяч, а обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу предоставления служебных каталогов, справочных и аналитических сведений об объектах кадастрового учета - 90 тысяч.
Государственный кадастровый учет прежде всего исполняет идентификационную и фискальные функции, а государственная регистрация прав - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав. Права не могут существовать без объекта прав - недвижимого имущества. Объединение двух систем имеет под собой рациональную основу, подтвержденную логикой и практическим опытом европейских стран. Сокращение срока и упрощение процедур оформления недвижимости, создание единого информационного ресурса о недвижимом имуществе и правах на него, открытость и доступность сведений такого ресурса позволят значительно повысить качество и востребованность сведений о недвижимости, максимально оптимизировать оборот недвижимого имущества, ввести механизмы реального мониторинга и управления рынком недвижимости, перейти к качественному, рациональному и справедливому налогообложению недвижимого имущества.
Концепция создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденная приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 8 декабря 2009 года № 534, была направлена на объединение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы и Федерального агентства геодезии и картографии как организационных структур, а также объединение информационных ресурсов систем государственной регистра-
ции прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Для комплексного решения проблем в сфере регистрации прав и кадастрового учета принят Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», в соответствии с которым в Российской Федерации создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр). Кроме того, в законодательство были введены нормы, которые позволяют делегировать осуществление государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета федеральному государственному бюджетному учреждению - Федеральной кадастровой палате Росреестра, имеющей филиалы во всех субъектах Российской Федерации.
В Законе о кадастре исключено требование об уплате государственной пошлины при осуществлении государственного кадастрового учета, так как она взимается при регистрации прав.
Последовательно реализуется синхронизация процедур предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За предоставление сведений государственного кадастра недвижимости введена плата (как за предоставление сведений о зарегистрированных правах).
Объединение процедур учета и регистрации недвижимости также влечет за собой исключение документов, требующихся только для обмена информацией внутри системы. Так, из Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон
0 регистрации) исключен абзац 10 пункта
1 статьи 17, в котором предусматривалось обязательное приложение к документам,
представляемым для государственной регистрации прав, кадастрового паспорта объекта недвижимости. Для зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства эта норма переместилась в пункт 10 статьи 33 Закона о регистрации и будет продолжать действовать до 1 января 2013 года. После 1 января 2013 года представление кадастрового паспорта потребуется только для тех зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
Существенно изменился порядок государственной регистрации прав для земельных участков. В статью 20 Закона о регистрации введен пункт 1.2, в соответствии с которым осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества не допускается, если он не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре.
Также в Закон о регистрации введена новая норма (п. 1 ст. 19), касающаяся случаев приостановки государственной регистрации прав на земельный участок, а именно:
1) если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка отсутствуют кадастровые сведения
о координатах характерных точек границ;
2) если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями.
Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета предусмотрен следующий этап развития законодательства в сфере оборота недвижимости - принятие в 2013 году единого федерального закона, объединяющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
К началу 2013 года Росреестр планирует:
1) полностью завершить переход на централизованные технологии ведения государственного кадастра недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости, в том числе в электронном виде, на всей территории Российской Федерации;
2) создать технологическое решение единого информационного ресурса в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета;
3) обеспечить информационное взаимодействие с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Но, несмотря на положительные результаты, полученные Росреестром в ходе выполнения мероприятий по созданию системы государственного кадастра недвижимости, а также значительный прогресс, достигнутый в результате создания единой учетно-регистрационной системы, сохраняется ряд проблем.
Одна из главных проблем - ненадлежащее качество сведений об объектах недвижимости, содержащихся в единой федеральной информационной системе недвижимости, что влечет за собой большое количество нареканий со стороны граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Прежде всего это обусловлено наличием значительной доли неполных, ошибочных или противоречивых данных в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, например, в единой федеральной информационной системе недвижимости могут отсутствовать сведения о точном местоположении границ земельных участков, имеют место случаи пересечения границ, что в том числе не позволяет определить принадлежность здания или сооружения конкретному земельному участку.
Указанные недостатки обусловлены в первую очередь осуществлением земельной реформы в Российской Федерации.
В частности, процесс передачи государственных земель гражданам был связан с массовым закреплением за фактическими землепользователями земельных участков, используемых для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. Эта процедура не предусматривала необходимость выполнения дорогостоящих работ по установлению границ на местности и определению координат характерных точек границ соответствующих земельных участков. В результате были выданы правоустанавливающие документы, которые не содержали необходимых сведений о границах земельных участков. При последующем уточнении местоположения границ соответствующих земельных участков выявляются их пересечения, что в итоге приводит к земельным спорам.
Не менее значимой проблемой являются многочисленные пересечения границ земельных участков не только между собой, но и с административными границами. Как следствие этого, гражданский оборот земельных участков становится невозможным и принимается решение об отказе в государственной регистрации прав. Кроме того, положения Закона о кадастре запрещают постановку на государственный учет новых земельных участков, если их границы пересекают границы земельных участков, учтенных в единой федеральной информационной системе недвижимости. В настоящее время законодательным решением указанной проблемы является кадастровый учет изменений соответствующего земельного участка. Однако с заявлением об учете изменений вправе обратиться правообладатель земельного участка, а подготовка исправленных документов влечет дополнительные финансовые и временные издержки. При этом, как правило, лицо, заинтересованное в исправлении сведений единой федеральной информационной системы недвижимости, не виновно в появлении таких ошибочных сведений.
В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Министерством экономического развития Российской Федерации издано разъяснительное письмо от 17 октября 2011 года № 22781-ИМ/Д23. В этом письме, в частности, рекомендовано в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применять предельные минимальные размеры земельных участков, установленные соответствующими градостроительными регламентами. В случае если такие размеры в установленном порядке не приняты, площадь земельного участка в результате уточнения не должна превышать величину, составляющую более 10 процентов от площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Кроме того, в письме приведен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается уточнение местоположения границ земельного участка.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 22780-ИМ/Д23 даны разъяснения по вопросам, связанным с осуществлением государственного кадастрового учета изменений земельных участков, занятых опорами линий электропередачи. В утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 486 Правилах определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, не указаны конкретные минимальные размеры земельных участков, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет изменений. В связи с этим необходимые расчеты должен делать кадастровый инженер и приводить их в заключении, входящем в состав
межевого плана. В письме разъяснена возможность осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, занятого опорами линий электропередачи, в связи с уточнением его границ, если отдельные опоры расположены в границах учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков, принадлежащих третьим лицам, а также когда в сведениях государственного кадастра недвижимости земельному участку было ранее присвоено наименование «единое землепользование».
Следует также отметить, что в действующих актах федерального градостроительного, земельного и природоохранного законодательства отсутствуют единые подходы к правовому регулированию порядка установления границ зон (территориальных, с особыми условиями использования территорий), а также границ иных объектов, которые не являются объектами недвижимости, однако оказывают существенное влияние на правовой режим объектов недвижимости, расположенных на определенной территории (заповедники, национальные парки, достопримечательные места и т. д.).
Ситуация с определением точного местоположения границ таких объектов и определением правового режима недвижимости, расположенной в соответствующих границах, осложняется различной ведомственной принадлежностью перечисленных объектов и, как следствие, различными правилами установления их границ.
Отсутствие сведений об административных границах и границах зон (территориальных, с особыми условиями использования территорий) в единой федеральной информационной системе недвижимости приводит к появлению некорректных сведений относительно местоположения объектов, к возможности «двойного» кадастрового учета и «двойной» регистрации прав на объект недвижимости.
Отсутствие в единой федеральной информационной системе недвижимости сведений об ограничениях прав в отношении
объектов недвижимости, которые размещаются в какой-либо зоне либо в границах определенного объекта землеустройства, в целом негативно влияет на гражданский оборот недвижимости.
Отсутствие точных границ, в том числе в единой федеральной информационной системе недвижимости, не дает возможность определить точную площадь соответствующего земельного участка, что влияет на величину кадастровой стоимости и приводит к некорректному начислению земельных платежей.
Указанные обстоятельства не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, использовать недвижимое имущество как полноценный актив, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности рынка недвижимости страны.
Необходимо отметить и то, что единая федеральная информационная система недвижимости внедряется в условиях регулирования учетных и регистрационных процедур двумя различными федеральными законами, которые не исключают дублирование сведений о правах и объектах в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не регулируют порядок исправления ошибок в соответствующих сведениях. Кроме того, федеральным законодательством предусматриваются случаи, когда для регистрации права не требуется осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости (это относится, например, к лесным участкам), либо случаи, при которых права на объекты недвижимости считаются возникшими в силу закона, а не с момента государственной регистрации прав. Также для указанных ситуаций не предусмотрены правила синхронизации сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что приводит к многократ-
ному увеличению ошибок в сведениях этих систем.
Также существует не менее значимая проблема - отсутствие необходимой нормативной правовой базы для реализации Закона о кадастре. Например, до настоящего времени не издан приказ Министерства экономического развития Российской Федерации, устанавливающий требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка (ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре). Кадастровые инженеры по-прежнему руководствуются лишь разъяснениями Министерства от 19 апреля 2011 года № Д23-1593, в которых им рекомендовано до принятия указанного приказа применять Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года.
Не установлены и особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (например линейных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, частей этих земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках (ч. 10 ст. 25 Закона о кадастре). Есть лишь разъяснения в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 3 октября 2008 года № ВК/4249 «О кадастровом учете земельных участков, занятых линейными объектами» и в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках».
Справедливости ради надо отметить недавно внесенные изменения в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 декабря 2008
года № 412: приложение № 2 к приказу дополнено положением об особенностях подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона о кадастре, в частности, многоконтурных земельных участков. Также в этом документе уточнена редакция текста, касающегося ситуаций, когда исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности. В том числе конкретизировано, что сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования вносятся в межевой план на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т. п.). Копии таких документов включаются в приложение к межевому плану.
Процедура государственного кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости существенно упростилась бы, если бы Министерства экономического развития Российской Федерации издало предусмотренный частью 14 статьи 45 Закона о кадастре Порядок уточнения органами кадастрового учета границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, с использованием картографической основы кадастра. Это позволило бы заинтересованным лицам сэкономить не только время на устранение замечаний, связанных с приостановкой го-
сударственного кадастрового учета, но и значительные денежные средства на проведение кадастровых работ по уточнению границ ранее учтенных объектов недвижимости.
Следует отметить, что поправки, подготовленные недавно в Закон о кадастре в части осуществления кадастровой деятельности, существенно повысят ответственность, в том числе имущественную, кадастровых инженеров за результаты своей деятельности, а членство в саморе-гулируемых организациях, вмененное им в обязанность (по аналогии с оценщиками), будет способствовать более эффективному контролю за их деятельностью и реализации компенсационных механизмов в случае убытков, причиненных кадастровым инженером своими действиями (бездействием) заказчику работ или третьим лицам в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
Также в Законе о кадастре предполагается уточнить вопросы, связанные с оплатой кадастровых работ. В частности, цена подлежащих выполнению кадастровых работ будет определяться сторонами договора подряда путем составления твердой сметы, которая станет частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ. В настоящее время большая часть кадастровых инженеров работает по договорным ценам, не руководствуясь рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенными в письме от 19 августа 2010 года № Д23-3231, в части применения смет.
К сожалению, до настоящего времени этим Министерством не установлены Типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев, предусмотренные частью 6 статьи 36 Закона о кадастре. При этом кадастровые работы (в отсутствие нормальной конкуренции) до сих пор - самое дорогостоящее звено в цепочке оформле-
ния прав на недвижимость, что существенно сдерживает ее оборот.
При этом Министерством экономического развития Российской Федерации издан приказ от 18 января 2012 года № 14 «Об утверждении методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана», то есть уже создана достаточная расчетная база для разработки Типовых норм времени для деятельности всех кадастровых инженеров (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня
2012 года).
В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, а также в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, определены важнейшие задачи долгосрочного и среднесрочного развития России, в том числе:
• повышение гарантий прав на недвижимое имущество граждан и юридических лиц;
• повышение инвестиционной привлекательности рынка недвижимости;
• динамичное инновационное развитие экономики страны;
• переход на предоставление государственных услуг в электронном виде.
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что принятие решений по рассматриваемым проблемам положительно скажется на качестве государственных услуг, оказываемых Росреестром государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам,
и будет способствовать надлежащему развитию оборота недвижимого имущества, увеличению инвестиционной привлекательности рынка недвижимости, обеспечит необходимый уровень государственного управления недвижимостью, в том числе решение задач, связанных с налогообложением недвижимости.
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.
2. О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 января 2011 года № 577.
3. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 29972-ИМ/Д23.
4. О землеустройстве : Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ.
5. Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства : постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 688.
6. Об утверждении типов межевых знаков и порядка их установки (закладки) : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 декабря
2009 года № 582.
7. Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 267.
8. Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости : приказ Министерства экономического раз-
вития Российской Федерации от 4 февраля
2010 года № 42.
9. Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости : постановление Правительства Российской Федерации от 1 8 августа 2008 года № 618.
10. О формате предоставления сведений о территориальных зонах и границах и порядке внесения их в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости : письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 7 апреля 2008 года № ВК/1646@.
11. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 22066-ИМ/Д23.
12. Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)» : постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560.
13. Об утверждении концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2009 года № 534.
1 4. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии : Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847.
15. О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.
16. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 22781-ИМ/Д23.
17. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 22780-ИМ/Д23.
18. Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети : постановление Правительства Российской Федерации 11 августа 2003 года № 486.
19. О рассмотрении обращения : письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 апреля 2011 года № Д23-1593.
20. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства : утверждены Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года.
21 . О кадастровом учете земельных участков, занятых линейными объектами : письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 3 октября 2008 года № ВК/42499.
22. Особенности подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках : письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 22409-ИМ/Д23.
23. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 412.
24. О подлежащих применению нормативных правовых актах при расчете смет на выполнение кадастровых работ : письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2010 года № Д23-3231.
25. Об утверждении методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях
выдачи межевого плана : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 января 2012 года № 14.
26. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
27. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р.
* *
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
Повышение юридическухзнаний
ООО «АКТУАЛЬНЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ»
+7 (916) 656 42 07
shestakova.ekaterina@gmail.com
www.lawedication.ru
Е.В. Шестакова - генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук
Отмена налога на имущество
Информация представляет интерес для всех организаций, планирующих приобретение
имущества
С 1 января 2013 года не будет признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций все движимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств с указанной даты.
Таким образом, отменяется налог на имущество по основным средствам, приобретаемым в
2013 году (п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29 октября 2012 года № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Внутренний контроль сделок с имуществом
Информация представляет интерес для всех организаций
В информационном сообщении Росфинмониторинга «Об изменениях, внесенных в Федеральный закон № 115-ФЗ, в части утверждения правил внутреннего контроля, разрабатываемых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вместе с Правилами внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом) разъясняются правила контроля сделок с имуществом.
21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля. Правила включают следующие программы осуществления внутреннего контроля:
1) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля;
2) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;
3) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
4) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
5) программа документального фиксирования информации;
6) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответ-
Продолжение на с. 76