Научная статья на тему 'НОВАЯ ИСТОРИЯ НОМЕРОВ МИХАЙЛОВА – ОТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДОХОДНОГО ДОМА ПРОШЛОГО ВЕКА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ'

НОВАЯ ИСТОРИЯ НОМЕРОВ МИХАЙЛОВА – ОТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДОХОДНОГО ДОМА ПРОШЛОГО ВЕКА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объект культурного наследия / натурные исследования / конструктив объекта / эскизный проект реставрации / приспособление ОКН / многофункциональный центр / cultural heritage site / field research / construct of object / preliminary design of restoration / adaptation of CHS / multifunctional center

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Юлия, Хайруллина Альбина, Гатауллина Светлана

статья отражает материалы натурных и инженерных исследований объекта культурного наследия регионального значения номеров Михайлова и проект его восстановления. Концепция приспособления здания под современное использование учитывает его прошлое и место в градостроительной структуре исторического города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the materials of field and engineering research of the cultural heritage site of the regional significance of Mikhailov’s rooms and a project for its restoration. The concept of adaptation of building to modern use takes into account its past and place in the town-planning structure of the historic city.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ИСТОРИЯ НОМЕРОВ МИХАЙЛОВА – ОТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДОХОДНОГО ДОМА ПРОШЛОГО ВЕКА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ»

I НОВАЯ ИСТОРИЯ НОМЕРОВ МИХАЙЛОВА -ОТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДОХОДНОГО ДОМА ПРОШЛОГО ВЕКА К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ

ВАСИЛЬЕВА Юлия, архитектор-реставратор, главный архитектор проекта

ХАЙРУЛЛИНА Альбина, архитектор-реставратор

ГАТАУЛЛИНА Светлана, архитектор-реставратор

Аннотация: статья отражает материалы натурных и инженерных исследований объекта культурного наследия регионального значения номеров Михайлова - и проект его восстановления. Концепция приспособления здания под современное использование учитывает его прошлое и место в градостроительной структуре исторического города.

Ключевые слова: объект культурного наследия, натурные исследования, конструктив объекта, эскизный проект реставрации, приспособление ОКН, многофункциональный центр.

Abstract: The article reflects the materials of field and engineering research of the cultural heritage site of the regional significance of Mikhailov's rooms - and a project for its restoration. The concept of adaptation of building to modern use takes into account its past and place in the town-planning structure of the historic city.

Keywords: cultural heritage site, field research, construct of object, preliminary design of restoration, adaptation of CHS, multifunctional center.

НАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом, в котором с осени 1897 г. по весну 1899 г. жил великий русский артист В. И. Качалов, в 90-х годах в доме помещались номера приезжих Михайлова» по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, д. 3/24 представляет собой образец доходного дома, сформировавшегося ко второй половине XIX века.

Благодаря расположению в историческом центре города и особенностям рельефа (уровень земли на

внутриквартальной границе участка совпадает с уровнем второго этажа главного дома), комплекс имеет интересное объемно-планировочное решение и обладает значительным образным, композиционным и функциональным потенциалом. Построенное в стиле эклектики классицистического направления, здание является градостроительной доминантой, закрепляющей угол улиц Лобачевского и Дзержинского. События, связанные с театральной историей Казани, позволяют говорить о его значительной мемориальной ценности.

В целом здание представляет собой кирпичное неоштукатуренное двухэтажное строение, слож-

ное в плане, с общими габаритами 53,3х28м,соединенное с западной стороны с двухэтажным флигелем (27,5х7м), а с южной - с одноэтажным пристроем (16,5х5,5м), стоящим вплотную к главному дому и торцом выходящим на улицу Лобачевского.

В настоящее время полностью отсутствуют деревянные перекрытия и все лестницы, крыши и значительная часть кирпичных стен и перегородок флигеля и пристроя разрушены.

Ниже представлено описание фасадов и внутренних помещений здания до начала работ по их натурного исследованию, выполненному ООО «Забир» в период с июля

7vf вестник мэедтародгаго шстигла ahum&jvata

Пир искусств

Илл. 1. Современный вид объекта. Илл. 2. Современный вид объекта.

Средняя часть фасада по ул. Лобачевского Фасад по ул. Лобачевского, правое крыло

Илл. 3. Современный вид объекта. Илл. 4. Современный вид объекта.

Фасад по ул. Лобачевского, левое крыло Фасад по ул. Дзержинского

2015 года по февраль 2016 года по договору с ООО «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест» Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «АС-фонд строительный» в рамках предусмотренного договором комплексного научного исследования и разработки эскизного проекта реставрации памятника.

Фасад по ул. Лобачевского общей протяженностью 56 метров ориентирован на восток. Фасад состоит из центральной части, левого и правого крыльев и руини-рованных остатков одноэтажного флигеля, примыкающего к главному зданию с левой стороны. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе

с верстовой (чередование тычков и ложков в каждом ряду) кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Цоколь оштукатурен, имеется от-мостка. Фасад окрашен. Оконные перемычки цокольного, первого и второго этажей клинчатые, у мансардного этажа в центральной части фасада - лучковые. Оригинальные оконные заполнения не сохранились, заменены на деревянные аналогичного рисунка. Наличники окон - тянутые, профилированные, оштукатуренные. Окна левого крыла первого этажа с лучковым завершением расположены в нишах с аналогичным завершением, заглубленным от плоскости стены. Окна первого этажа правого крыла обрамлены простыми налич-

никами с сандриками - полочками. По центральной оси правого крыла имеется вход, выделенный рустованными пилястрами. Оригинальные дверные полотна не сохранились. Доступ во двор со стороны ул. Лобачевского организован через проездную арку, расположенную в центральной части фасада. Первый этаж от второго отделен тянутым профилированным карнизом. Второй этаж - парадный, с классическим оформлением оконных проемов треугольными сандриками, поддерживаемыми небольшими кронштейнами. Над входом в левом крыле здания - балкон. Центральная часть здания в два окна выделена лопатками, сандрики второго этажа - лучковые. В цен-

Илл. 5-8. Дворовые фасады объекта. Современное состояние

тральной части на уровне третьего этажа окна объединены общей аркой, завершающейся треугольным фронтоном. Крыша отделена тянутым профилированным карнизом. Кровля скатная, сложной формы, со стороны фасада имеется кованый парапет. Водосток не организован, на фасаде имеются отдельные трещины.

Фасад по улице Дзержинского общей протяженностью 18 метров ориентирован на север, обращен в сторону Черного озера. Состоит из основной части в пять оконных осей и угловой части в одну оконную ось. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе с верстовой (чередование тычков и ложков в каждом ряду) кладкой. Размеры кирпича -260х125х70. Цоколь оштукатурен, имеется отмостка. Фасад окрашен. На углу расположен вход в цокольный этаж. Окна цокольного этажа не оформлены. Оконные перемычки первого и второго этажей клинчатые. Оригинальные оконные заполнения не сохранились, заменены на деревянные окна аналогичного рисунка. Наличники окон - тянутые, профилированные, оштукатуренные. Окна первого этажа обрамлены простыми наличниками с сандриками-полочками. Первый этаж от второго отделен тянутым профилированным карнизом. Окна

второго этажа оформлены треугольными сандриками, поддерживаемыми небольшими кронштейнами. На углу над входом расположен балкон с литым металлическим ограждением. Крыша отделена тянутым профилированным карнизом. Кровля скатная. Водосток не организован, на фасаде имеются трещины.

Дворовый фасад №3 (см. схему фасадов) общей протяженностью 27 метров ориентирован на запад, обращен в сторону двора, состоит из центральной части, левого и правого крыльев, представлен объемом в два этажа с мансардой. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе с верстовой (чередование тычков и ложков в каждом ряду) кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Цоколь и отмостка отсутствуют. У левого крыла имеется одноэтажный пристрой с деревянным крыльцом. Кровля отсутствует. На левом крыле, под двумя оконными осями, на уровне цоколя видны арочные перемычки. На правом крыле оконные оси второго и мансардного этажа не совпадают с первым. Имеется окно с клинчатой перемычкой, позднее окно (перемычка отсутствует), арочный проем, заложенный под дверь и два оконных проема, разной ширины. В центральной части находится арочный

|Илл. 9-13. Современное техническое состояние объекта

проем с внушительной кирпичной перемычкой и небольшой оконный проем в цокольной части здания с клинчатой перемычкой. Первый этаж от второго отделен карнизом. В левой части три оконные оси. У оконных проемов двойная клинчатая перемычка, появившаяся из-за

тор вестник меиодииродюго шститута АнтикацултА

(Чир искусств

уменьшения высоты окна. У правого крыла четыре оконные оси. У центральной части - три. Все окна мансардного этажа расположены посередине карниза и имеют клинчатую перемычку. Оконные заполнения не сохранились. Крыша отделена карнизом. Кровля скатная, сложной конфигурации. По всему фасаду наблюдаются выветривание раствора, деструктивное состояние кирпичной кладки участками. Визуально выделяются места перестроек.

Дворовый фасад №4 общей протяженностью 10 метров ориентирован на юг, обращен в сторону двора, двухэтажный с мансардой. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе с верстовой (чередование тычков и ложков в каждом ряду) кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Цоколь и отмостка отсутствуют. На первом этаже к фасаду примыкает одноэтажный пристрой в три оконные оси с деревянным крыльцом. Кровля отсутствует. На втором этаже два окна и заложенная дверь с клинчатыми перемычками, а на мансардном - три оконных проема, расположенных посередине карниза. Крыша отделена карнизом. Кровля скатная.

По всему фасаду наблюдаются выветривание раствора, деструктивное состояние кирпичной кладки. Визуально выделяются места перестроек.

Дворовый фасад №5 общей протяженностью 9,3 метров ориентирован на север, обращен в сторону двора. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе с верстовой (чередование тычков и ложков в каждом ряду) кладкой. Размеры кирпича -260х125х70. Цоколь и отмостка отсутствуют. Фасад разрушен, сохранена лишь часть кирпичной кладки с левой стороны, справа у флигеля имеется фрагмент перемычки разрушенной арки. Кровля отсутствует.

Дворовый фасад №6 общей протяженностью 12,8 метров ориентирован на северо-запад. Стены возведены из керамического кирпича на известково-песчаном растворе

с верстовой кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Цоколь оштукатурен, отмостка отсутствует. Левый угол со стороны ул.Дзержинского выделен рустом. На первом этаже два оконных проема с клинчатой перемычкой. Второй этаж отделен карнизом и имеет слева оконный проем с профилированным сандриком, а справа - оконный проем с клинчатой перемычкой. Столярные заполнения окон полностью утрачены. Крыша отделена карнизом. Кровля скатная.

По всему фасаду наблюдаются выветривание раствора, деструктивное состояние кирпичной кладки, отслаивание штукатурного слоя цоколя.

Дворовый фасад №7 общей протяженностью 28 метров ориентирован на юго-запад, обращен в сторону двора. К фасаду двухэтажной части слева через переход на втором этаже примыкает двухэтажный дворовый флигель, спереди - каменный пристрой, стоящий вплотную к объединенному дому и торцом выходящий на ул. Лобачевского. Столярные заполнения окон полностью утрачены. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе с верстовой кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Цоколь и отмостка отсутствуют. На первом этаже правого двухэтажного флигеля расположены два оконных и дверной проемы. Проемы не совпадают с клинчатыми перемычками первого этажа и проемами второго, находящихся на одной оси. Кровля отсутствует. Двухэтажный флигель с основным зданием соединяет арочный проем с частично сохранившимся переходом, имеющим два оконных проема с клинчатыми перемычками на уровне второго этажа. Пристрой, выходящий торцом на ул. Лобачевского, практически полностью разрушен на уровне первого этажа. Читаются шесть оконных и одна дверная ось. Кровля отсутствует. У основного здания на втором и мансардном этажах имеются два оконных проема с клинчатыми перемычками. Крыша отделена карнизом. Кровля скатная.

По всему фасаду наблюдаются выветривание раствора, деструктивное состояние кирпичной кладки. Визуально выделяются места перестроек.

Дворовый фасад №8 общей протяженностью 17,2 метров ориентирован на юго-восток, обращен в сторону двора. Фасад представлен основным объемом в два этажа. Столярные заполнения окон полностью утрачены. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе с верстовой (чередование тычков и ложков в каждом ряду) кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Цоколь и отмостка отсутствуют. Фасад зрительно разделен пилястрами на три части, в которых имеются оконные и дверные проемы, оформленные клинчатыми перемычками. Второй этаж отделен межэтажным карнизом. На втором этаже - окна с клинчатыми перемычками, по два в каждой части. Левая часть фасада по второму этажу утрачена. Крыша отделена от второго этажа карнизом. Кровля отсутствует.

По всему фасаду наблюдаются выветривание раствора, деструктивное состояние кирпичной кладки. Визуально выделяются места перестроек.

Дворовый фасад №9 общей протяженностью 7 метров ориентирован на северо-восток, обращен в сторону двора, имеет два этажа. Стены возведены из керамического кирпича на известковом растворе с верстовой кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Цоколь и отмостка отсутствуют. На первом этаже проемы отсутствуют. На втором этаже имеются дверной проем с клинчатой перемычкой и две клинчатые перемычки от заложенных оконных проемов. Фасад завершается треугольным фронтоном с оконным проемом. Кровля отсутствует.

По всему фасаду наблюдаются выветривание раствора, деструктивное состояние кирпичной кладки. Визуально выделяются места перестроек.

По результатам натурных исследований было установлено,

что объект на дату их выполнения находится в аварийном состоянии. Вследствие частичной утраты кровли и перекрытий, отсутствия организованного водоотвода, постоянного намокания, вымораживания и выветривания

на кирпичной кладке стен объекта наблюдается выветривание раствора и выпадение кирпича. Оконные и дверные проемы полностью утрачены. Видны следы ремонта, многочисленных перестроек и вы-чинок кладки.

Илл. 14. Обмерный чертеж плана 1 этажа

Илл. 15. Обмерный чертеж плана 2 этажа

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ СХЕМЫ ОБЪЕКТА

В ходе архитектурных исследований было установлено расположение всех исторических оконных и дверных проемов, утраченных элементов фасадов, поздних пристроек и лестниц.

Данные натурных архитектурных исследований подтверждаются инженерным обследованием, согласно которому главный дом, дворовый флигель и пристрой пребывают в заброшенном аварийном состоянии: разрушено большинство междуэтажных перекрытий, часть крыши, значительная часть стен, в том числе наружных, и перегородок; полностью утрачены все лестницы, кроме подвальных. Согласно данным инженерного обследования, здание в целом имеет жесткую конструктивную схему с несущими кирпичными стенами. Пространственная жесткость обеспечивается за счет работы поперечных и продольных стен. Стены возведены из керамического кирпича на известково-песчаном растворе с верстовой кладкой. Размеры кирпича - 260х125х70. Стены не оштукатурены, их состояние оценивается как аварийное. Сохранившиеся перекрытия имеют дефекты, снижающие их несущую способность, и находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Основной причиной возникновения повреждений являются неблагоприятные температурно-влажност-ные условия, исходная конструкция

IV-

Ч 1.1

гг с--.

Л

Илл. 16. Обмерный чертеж плана 3 этажа

Илл. 17. Обмерный чертеж плана подвального этажа

тор вестник меиодииродюгс) шститута АнтикацултА

(Чир искусств

Илл. 18. Реконструкция фасада по ул. Лобачевского. Вариант отделки красным кирпичом с белым декором

Илл. 19. Реконструкция фасада по ул. Дзержинского. Вариант отделки красным кирпичом с белым декором

фундаментов, отсутствие своевременно проведенных капитальных ремонтов, длительное пребывание здания в бесхозном состоянии, частичная утрата кровли.

В ходе натурного архитектурного исследования помещений подвального (цокольного) этажа было выявлено, что при строительстве из-за особенностей рельефа - значительное повышение уровня грунта вдоль улицы Лобачевского - цокольный этаж был устроен не под всем зданием.

Покрытие пола во всех имеющихся помещениях представлено бетонной стяжкой. В большей части помещений сохранились кирпичные цилиндрические своды с распалубками, в угловом помещении и в помещениях, расположенных вдоль улицы Дзержинского, - подпруж-ные арки. Выявлено множество заложенных проемов и ниш, поздние перегородки. Данные натурного обследования подвала, до этого не доступного для исследования,

выполненные обмеры и зон-дажи позволяют восстановить исходную объемно-планировочную структуру и максимально использовать подвальные помещения в ходе приспособления здания под современные нужды.

В ходе натурных исследований помещений первого этажа было установлено, что часть стен первого этажа главного дома, верхняя часть стен дворового флигеля и большая часть стен пристроя разрушены, подвальное и межэтажное перекрытия частично утрачены, в помещениях имеются завалы грунта и мусора. Выявлены практически полное разрушение штукатурного слоя и множественные дефекты и повреждения кладки стен (трещины, отслоение лицевого слоя, вывалы, участки полного разрушения, следы намокания и биопоражений).

Одновременно с этим были установлены местоположение и габариты всех исторические оконных, дверных и арочных проемов, места расположения печей и лестниц различных периодов.

Результаты исследования представлены в обмерных чертежах, актах фиксации зондажей и шурфов и актов исследования отдельных сохранившихся элементов.

На дату описываемого исследования - вторая половина 2015-на-чало 2016 годов - в помещения второго и антресольного этажей и на чердак исследуемого объекта культурного наследия доступ отсутствовал.

Имеющаяся кровля устроена в 2012 году в рамках выполнения первоочередных противоаварий-ных и консервационных мероприятий по сохранению объекта культурного наследия. Конфигурация кровли, конструкция крыши (скатная сложной формы) и материал покрытия (металлическая фальце-вая) соответствует историческим характеристикам. Техническое состояние кровли хорошее. Водоотвод с кровли не организован (водосточные трубы отсутствуют), количество, местоположение и форма слуховых окон первоначальным показателям не соответствуют. Дымовые трубы отсутствуют.

Как следует из вышеизложенного, по результатам исследования были установлены внешний вид объекта, планировка и техническое состояние на момент обследования; сформированы представления о его внешнем облике и объемно-планировочном решении на последний «конструктивный» период - второе десятилетие ХХ века; установлены местоположение и внешний вид подлинных утраченных на период обследования конструктивных и декоративных элементов; определены первоначальный характер отделки фасадов и её поэтапное изменение.

Несмотря на то, что данные историко-архивных исследований,

Условные обозначения:

- граи ни ы территорий

[ | -НА РТ,ф.408, оп,2,д.40- 1Н51г [ - 11А РТ, ф.9Н, оп. 1, д. 1687 - 1 877г | | - IГ А РТ. ф.98, оп. 1, д. ] 864 - 1878г

- НА РТ, ф.98,оп.2, д.823 ■ Ш4г || || - застройка на2015г

- территория принадлежавшая Церкви Воскресали Христова

I

Илл. 20. Схема периодизации застройки

выполненных в рамках мероприятий 2012-2013 годов авторским коллективом реставраторов под руководством Ирины Викторовны Карповой, ранее уже были опубликованы (Мир искусств.- 2013.-№2.-С.95-100), мы считаем необходимым еще раз их представить, поскольку результаты указанных исследований, дополненные богатым иконографическим материалом и проанализированные в контексте данных натурного исследования, были положены в основание эскизного проекта реставрации и приспособления объекта культурного наследия, явившегося результатом сложного совместного труда реставраторов и представителей заказчика - пользователя ОКН.

ИСТОРИЯ НОМЕРОВ МИХАЙЛОВА - ТИПИЧНОГО ДОХОДНОГО ДОМА НАЧАЛА ПРОШЛОГО ВЕКА

Итак, объект культурного наследия «Дом А. И. Михайловой» находится в Казани, на подъеме улицы Лобачевского, в историческом центре города.

Доходный дом за свою более чем вековую историю многократно перестраивался. Первоначально участок находился в собственности Воскресенской церкви, одной из старейших церквей Казани; позднее перешел в собственность купца Михайлова. К 1984 году здание было известно в Казани как «номера Михайлова».

Особого внимания заслуживает тот факт, что в 1897-98 годах в номерах Михайлова жил актер В. И. Качалов.

Поднимающаяся от Черного озера улица, в начале которой располагается дом, не раз меняла свое название. К концу XVIII века здесь возникли две короткие, переходящие друг в друга улочки: Бара-таевская, названная так по дому князя Баратаева, и Почтамтская, получившая свое название в связи с построенной здесь почтовой конторой, на месте которой располагается ныне пятое здание КАИ. Позднее улица приобрела название Поперечно-Воскресенской.

тор вестник меиодииродюгс) тститА «шикачудтд

(Чир искусств

Как уже было сказано выше, территория объекта культурного наследия находится на сложном рельефе, характеризующимся не только заметным перепадом уровня земной поверхности на противоположных сторонах участка, но и близостью к Черному озеру с его знаменитыми карстовыми провалами. Такое расположение здания привело к просадке фундаментов, появлению трещин по всей высоте зданий и периодическим обрушениям, ярким примером которых является знаменитое обрушение в 1977 году Александровского пассажа и постепенное, но от этого не менее заметное, разрушение так называемого «Мергасовского» дома, расположенного на пересечении улиц Дзержинского (бывшей Черноозерской) и Кави Наджми.

К сожалению, на здании номеров Михайлова также можно обнаружить значительные трещины. Ситуация усложняется тем, что объект много раз достраивался и перестраивался с увеличением объема -большая часть трещин визуализируются как раз в местах примыкания разновременных пристроек.

Итак, первоначально территория современного комплекса зданий находилась во владении прихода Воскресенской церкви. Застройка участка позади церкви, спускающегося к Черному озеру, началась не позднее 1858 года. Земля, по архивным данным, принадлежала священнику Воскресенской церкви Андрею Никитину Иорданскому. На плане 1858 года на территории уже существует здание, фиксирующее угол улиц Черноозерской и Попе-речно-Воскресенской. По проекту к нему пристраивается каменная лестница. Границу участка, выходящую к территории церкви, на указанную дату закрепляли каменные холодные службы, расположенные в виде буквы П. Пространство между службами и главным домом по улице Поперечно-Воскресенской занимали каменные проездные ворота с двумя калитками. Судить о первоначальных фасадах этих двух строений, положенных в основу современного здания, можно лишь по натурным исследованиям - графических документов в Национальном архиве РТ, к сожалению, найдено не было. Вероятно, в основном облик углового дома, выходящего на Черное озеро, не изменился: это классическое здание в семь оконных осей по улице Поперечно-Воскресенской и в пять - по улице Черноозерской. Угол выделен рустованными лопатками, русто-

Илл. 21. Общий вид Казани с утраченной колокольни Воскресенской церкви

Илл. 22. Фотография конца Х!Х века, выполненная со стороны ул. Дзержинского. Цифрами 2, 3 отмечены фрагменты дома, где располагались номера Михайлова. Фотография представлена Айдаром Гайнутдиновым

Илл. 23. Фотография начала ХХ века, выполненная с крыши здания на перекрестке улиц Дзержинского и Лобачевского. На фотографии видны утраченные ворота, служившие въездом на территорию гостиницы Михайлова. Фотография представлена Айдаром Гайнутдиновым

Илл. 24. Вид на Черноозерскую улицу и магазин М.И. Квасникова. 1905 г. Слева видны ворота домовладения

Илл. 25. Фрагмент правого крыла со стороны ул. Лобачевского. Вторая половина 20-го века

Илл. 26. Фасад по ул. Лобачевского. Середина 70-х годов 20-го века

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вана и поверхность первого этажа. Второй этаж - парадный, с классическим оформлением оконных проемов треугольными сандриками, поддерживаемыми небольшими кронштейнами. Угловой балкон, возможно, имеет более позднее происхождение. Окна первого этажа обрамлены простыми наличниками с сандриками-полочками. По центральной оси фасада по ул. Поперечно-Вос-кресенской имеется вход, также выделенный балконом и рустованными пилястрами.

В 1869 году Иорданский был переведён на службу в другой приход и продал дом купцу Герасиму Михайлову. При этом купец прирезал к своим владениям кусок церковной земли, судебная тяжба против него закончилась ничем. Дом был записан на жену купца, Анастасию Ивановну. По-видимому, функция нового владения была определена Михайловым сразу - он намеревался сдавать жилье внаем, а также устроить здесь трактир. Холодные службы были расширены до двухэтажного флигеля, по размерам сопоставимого теперь с основным домом усадьбы. Произошло это предположительно в 1873 году, когда Анастасия Ивановна испрашивает у Городской Управы разрешение на двухэтажную с антресолями пристройку к существующему дому.

В 1875 году Анастасии Ивановне выдали свидетельство на право открыть в своём доме трактир, хотя фактически трактир существовал уже в 1874 году [1]. С этого времени участок в целях увеличения жилых площадей для устройства здесь так называемых «номеров» начинает активно застраиваться. Если на чертеже 1877 года еще присутствуют два отдельно стоящих дома, то к 1878 году они объединяются кирпичным пристроем, ставшим новым центром протяженного фасада [9]. Более высокий, чем первоначальные постройки, он завершается треугольным фронтоном. Центральная часть в два окна выделена лопатками, на уровне третьего этажа окна объединены общей аркой, весьма своеобразно выглядит при этом подоконный декор с барочными узорчатыми мотивами. Сандрики второго (парадного) этажа - лучковые, в отличие от треугольных на более ранних фасадах. Первый и второй этажи разделены карнизом. Центральная проездная арка с внушительной кирпичной перемычкой со стороны дворового фасада обеспечивает доступ во двор. В целом новый фасад весьма эклектичен.

Второй этаж прямоугольного корпуса служб переоборудуется в жилой, для чего к нему пристраивается теплая лестница, и

ВЕСтшкмэадунакздного шстигла дщикацулгА

(Чир искусств

Илл. 27. Фасад со стороны ул. Лобачевского. 80-е годы 20-го века

Илл. 28. Фрагменты фасада. 80-е годы 20-го века. Фотография Н. Халита

соединяется с основным объемом дома переходом на уровне второго этажа.

В 1878 году также начинает застраиваться и территория, прежде занятая садом, выходящим к церковному забору. Здесь запроектированы каменные одноэтажные холодные службы. Появляется на плане и ранее не существовавший каменный одноэтажный флигель, стоящий вплотную к объединенному дому и торцом выходящий на ул. Поперечно-Воскресенскую.

В 1884 году флигели соединяются стеклянной галереей на уровне второго этажа. К этому моменту домовладение приобретает характер большой коммунальной квартиры, где комнаты в основной части дома отдавались жильцам «посолиднее», антресоли же и многочисленные комнаты во флигелях с их коридорным типом планировки, занимали жильцы самые разнообразные, в первую очередь студенты расположенного рядом университета.

Н. Загоскин в своем справочнике относит номера Михайлова к «второклассным, с точки зрения устройства и удобства, представляемых

ими» [3]. Жили здесь по большей части актеры и студенты, чему способствовали и невысокие цены, и близость театра и университета.

Здесь жил и умер во время своих гастролей в Казани знаменитый русский актер В. Н. Андреев-Бурлак, имя которого «буквально гремело и служило синонимом гениальности». Артист учился в Казанском университете. Его игрой на казанской сцене восхищался Л.Н. Толстой. Восторженно относился к артисту и гимназист Володя Ульянов, не пропускавший ни один из его спектаклей [2].

Мемориальная доска на фасаде сообщает, что «В этом доме в 1897-1899 гг. проживал народный артист СССР В.И.Качалов».

Исследование этого периода биографии Качалова представлено в книге заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, директора театрального музея им. Качалова Юрия Благова «Качалов и качаловцы» [1]. По его сведениям, подлинность пребывания Василия Ивановича в номерах Михайлова удалось установить по единственному документу, предоставленному музеем МХАТ, - это воспоминания

бывшей провинциальной актрисы Анастасии Михайловой-Светлановой, в которых обращала на себя внимание строчка: «Мне часто приходилось встречаться с Василием Ивановичем потому, что жили в одном доме...». Автором воспоминаний является Анастасия Степановна Михайлова - дочь казанского купца Степана Герасимовича Михайлова, который наследовал своему отцу, упоминаемому выше Герасиму Михайлову. Удалось установить, в каких именно комнатах жил столичный артист. В комнате сохранились каннелированные спаренные пилястры, филенчатые двупольные двери. Можно говорить о том, что это была одна из лучших комнат в доме.

К 1897 году фактическим хозяином дома был уже Степан Герасимович, хотя формально дом все еще принадлежал Анастасии Ивановне, которой тогда было 72 года. Был он вдов, схоронил старших своих сыновей - Александра и Николая, третий сын, Виктор, записался вольноопределяющимся в Ветлужский резервный батальон, младший сын, Константин, 20 лет, учился на аптекаря. Анастасия была младшей из его дочерей [1].

Летом 1897 года Степан Герасимович испрашивал разрешение на ремонт балконов в доме матери, а осенью в газете «Казанский телеграф» появилось объявление: «Ресторан Михайлова близ Черного озера отремонтирован и вновь открыт с 11 часов ежедневно. В ресторане Михайлова... каждодневно свежие пирожки и настоящий кавказский шашлык». Кроме того, в доме располагалась фотография и был телефон [1].

После революционных событий функциональное назначение дома существенно не изменилось - оно продолжало использоваться под жилье, разве что количество жильцов увеличилось. Были пристроены многочисленные лестницы к флигелям, сделаны другие мелкие пристройки.

В 1959 году здание по адресу г. Казань, ул. Лобачевского, дом 3/24, согласно постановлению Совета Министров ТАССР № 591 от 30.10.59 г. за № 92002100, было

включено в число памятников истории и культуры республиканского значения как «Дом, в котором осенью 1897 г. по весну 1899 г. жил великий русский артист В.И.Качалов, в 90-х годах в доме помещались номера для приезжих Михайлова». Мемориальная доска, увековечившая память Качалова, появилась на доме гораздо раньше, в 1948 году, вскоре после смерти актера.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОБЪЕКТА - ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

До 2012 года здания находились в муниципальной собственности. В цокольном этаже в разное время размещались различные организации - строительная фирма «Роста», магазин «Сфера» и др.

К 2012 году в результате пожаров и длительного отсутствия капитальных ремонтов здание пришло в аварийное состояние -протечки кровли, прогибы перекрытий, множественные трещины по фасадам, утраты внутренних стен и перегородок. Жильцы были расселены, объект перешел в собственность Инвестиционной группы компаний ASG. В настоящее время здесь ведутся проти-воаварийные работы, в частности, заменена ветхая кровля, выполнено усиление фундаментов, разработан по результатам произведенных комплексных научных исследований эскизный проект реставрации и приспособления, прошедший Государственную историко-культурную экспертизу и согласованный Министерством культуры Республики Татарстан, разрабатывается рабочий проект сохранения объекта.

Таким образом, по результатам комплексного исследования здание номеров Михайлова в совокупности с дворовыми постройками представляет собой интереснейший образец доходного дома, сформировавшегося ко второй половине XIX - началу XX веков.

В статье представлены отдельные материалы натурного исследования, графические реконструкции внешнего облика здания на раз-

личные периоды и схема периодизации строительства памятника.

Отдельного внимания заслуживают выявленные в ходе исследования иконографические материалы, позволившие воссоздать внешний облик памятника на различные периоды и вид отдельных, утраченных в настоящее время, конструктивных и декоративных элементов, таких как слуховые окна, дымники, парапетные столбики, лепные и столярные изделия, архитектурный металл, отдельные декоративные элементы отделки фасадов и интерьеров.

В ходе выполнения проектных работ авторским коллективом под руководством главного архитектора-реставратора Ю.В. Васильевой была разработана следующая предпроектная и проектная документация: предварительные работы, в том числе исходная и разрешительная документация и предварительные исследования; историко-библиографические исследования с написанием исторической справки; натурные исследования, включившие в себя обмерные чертежи, архитектурные исследования и фотофиксацию, эскизный проект реставрации и приспособления, содержащий архитектурные, объемно-планировочные и конструктивные решения.

Архитектурными решениями проекта предусмотрена реставрация здания объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального (республиканского) значения «Дом, в котором с осени 1897 г. по весну 1899 г. жил великий русский артист В. И. Качалов, в 90-х годах в доме помещались номера приезжих Михайлова» по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, д. 3/24, с воссозданием отдельных утраченных конструктивных и декоративных элементов и приспособление его для современного использования, в том числе:

- Воссоздание левого частично утраченного пристроя, раскрытие заложенного дверного проема со стороны ул. Лобачевского и со стороны двора, устройство крылец и навесов;

- Воссоздание парапетных столбиков и их архитектурного ограждения из металла на фасадах по ул. Лобачевского и Дзержинского;

- Раскрытие заложенного дверного проема слева от проездной арки;

- Воссоздание дверных заполнений проемов со стороны ул. Лобачевского: двух входных в средней части и одного в правой, балконных в правой части - со стороны ул. Лобачевского и с угла;

- Устройство крылец и приямков вдоль фасадов с частичным понижением уровня грунта вдоль улицы Лобачевского;

- Воссоздание столярных заполнений оконных проемов;

- Устройство решеток ограждения приямков;

- Отделка и окраска фасада в соответствии с предложенным отделочным и цветовым решением;

- Воссоздание воротного заполнения проездной арки;

- Воссоздание кирпичной кладки утраченных фрагментов дворовых фасадов главного зда-ния,пристроев и перехода;

- Раскрытие заложенных оконных и дверных проемов дворовых фасадов, в том числе первоначальных арочных проемов;

- Воссоздание столярных заполнений оконных и дверных проемов дворовых фасадов главного дома и пристроев в соответствии с проектным предложением;

- Устройство крылец и наружных лестниц;

- Устройство террасы;

- Устройство металлических кованых и деревянных с пропиль-ной резьбой ограждений крылец, наружных лестниц и террасы, кованых и деревянных навесов в соответствии с проектным предложением;

- Воссоздание металлической фальцевой кровли в соответствии с первоначальной геометрией, воссоздание утраченных слуховых окон и дымовых труб; устройство системы водоотведе-ния с кровли;

- Воссоздание центральной внутренней лестницы, устройство

ЧиР аЕстшкмэадунаррдного шстигла «шикачудтд

(Чир искусств

Илл. 29. Эскизный проект реставрации. Фасад по ул. Лобачевского

Илл. 30. Эскизный проект реставрации. Фасад по ул. Дзержинского

дополнительных лестниц в соответствии с проектом приспособления;

- Перепланировка помещений в соответствии с проектом приспособления с сохранением первоначальных стен и перегородок, составляющих предмет охраны;

- Закладка поздних и раскрытие первоначальных дверных проемов;

- Реставрация сохранившихся и воссоздание части утраченных элементов декоративного оформления интерьеров.

Конструктивными решениями проекта реставрации предусмотрены следующие мероприятия:

- Укрепление грунтов основания и усиление фундаментов стен

здания. Способ усиления определить на стадии разработки проекта с учетом результатов инженерно-геологических изысканий.

- Восстановление несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности кирпичных стен здания, в том числе:

- ремонт поврежденных участков кирпичных стен;

- заделка сквозных трещин в стенах методом инъекцирования (нагнетания в трещины) полимер-цементного раствора и выполнение усиления;

- воссоздание утраченных участков стен;

- очистка от продуктов разрушения участков с поверхностным разрушением кирпичной кладки;

- восстановление разрушенных участков стен, а также участков с поверхностным разрушением кирпичной кладки на глубину более 50 мм с предварительной разборкой разрушенной и ослабленной кладки. Наружную версту кладки вести из старого кирпича (отобранного при разборке завалов и разрушенных стен), соблюдая старые систему перевязки и обработку швов. Для забутовки и внутренней версты кладки можно использовать новый керамический кирпич марки М100. При возведении кладки через каждые три ряда предусмотреть связи из Г-об-разных арматурных стержней 0 6мм с оставшейся частью кладки. Связи вставлять в заранее просверленные отверстия в существующей кладке

| Илл. 31. Эскизный проект реставрации. Дворовый фасад 1

Илл. 32. Эскизный проект реставрации. Дворовый фасад 2

Илл. 33. Эскизный проект реставрации. Дворовый фасад 3

Е ¡0

1!

Илл. 34. Эскизный проект реставрации. Дворовый фасад 4

Илл. 35. Эскизный проект реставрации. Дворовый фасад 5

Илл. 36. Эскизный проект реставрации. Дворовый фасад 6

Илл. 37. Эскизный проект реставрации. Дворовый фасад 7

стены, предварительно заполнив их цементным раствором;

- закладка неиспользуемых поздних дверных проемов кирпичной кладкой;

- вертикальная гидроизоляция стен подвала, в бесподвальной части - устройство по всем капитальным стенам (наружным и внутренним) отсечной гидроизоляции на отметке ниже нуля методом инъекции, например гидрофобизи-рующей жидкости через шпуры в кладке;

- разборка и воссоздание из кирпича или иных современных

строительных материалов аварийных и частично разрушенных внутренних деревянных и каркас-но-засыпных несущих стен здания на уровне второго этажа и антресолей;

- разборка и воссоздание в монолитном железобетонном исполнении полуразрушенных деревянных перекрытий (по специально разработанному проекту);

- ремонт поврежденных участков перекрытий балконов;

- ремонт аварийного сводчатого перекрытия над сквозным арочным проемом;

- Воссоздание утраченных лестниц;

- Восстановление отмостков по периметру здания;

- Воссоздание крыши и кровли в первоначальном виде, в том числе парапетных стенок, столбиков и решеток, слуховых окон, печных труб;

- ремонт рядовой кладки и декоративных элементов уличных и дворовых фасадов;

- раскрытие заложенных в настоящее время ранних воротных, дверных и оконных проемов;

ТИ* аЕстшкмэадунаррдного шстигла «шикачудтд

(Чир искусств

- воссоздание заполнения воротных, оконных и дверных проемов;

- восстановление архитектурного металла;

- понижение отметки грунта вдоль фасада по ул. Лобачевского участками с устройством крылец и приямков.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДОХОДНОГО ДОМА В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА

В части проекта приспособления хочется отметить использование градостроительного, объемно-планировочного и конструктивного потенциала здания в целях создания максимально комфортной среды, ориентированной как на непосредственного пользователя помещений здания, так и на горожан - посетителей исторического центра города.

Согласно проекту приспособления, первый и подвальный этажи предполагается использовать под предприятия общепита, магазины и выставочные пространства. Вышерасположенные этажи главного дома и дворовых строений планируются под офисные помещения и/ или гостиничные номера преимущественно того недорогого типа, на который всегда и были ориентированы номера Михайлова и которому максимально соответствует тип так называемого хостела, ориентированного в первую очередь на учащуюся молодежь.

Счастливое совпадение взглядов заказчика и проектантов на возможности современного приспособления объекта позволило выбрать функцию, максимально отвечающую как его архитектурным и конструктивным характеристикам, так и исторически сложившемуся использованию, обусловленному в значительной степени градостроительным положением здания номеров Михайлова.

Поскольку пользователи предполагаемых к сдаче в арен-

Илл. 38. Эскизный проект реставрации. План подвала

____Общая пшицадь тага 694,4 ш<

[ 8! Растрываеиые дроодл Ътпушпммце ттауияята лрпгмн Общи площадь здание 2123,9 ЕЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Илл. 39. Эскизный проект реставрации. План первого этажа

[ ^ Расдидаемые ироемм ЩЩЙУ Зидвдываеные истерически проемы

Илл. 40. Эскизный проект реставрации. План второго этажа

■ ■

Ц Зклдднмемгте нст> 1|и ч ^ I н с пргемч

Эскизнай проект. План приспособления третьего этажа

Илл. 41. Эскизный проект реставрации. План третьего этажа

ду помещений так называемого коммерческого назначения предпочитают сами определять технологию и дизайн арендуемых ими площадей, основной целью разработки проекта приспособления проектанты видели формирование планировочной структуры, максимально удобной для дальнейшего приспособления и обеспеченной инфраструктурой, отвечающей современным требованиям (в том числе требованиям противопожарной безопасности и обеспечения доступа маломобильных групп населения) и представлениям о комфорте.

С учетом статуса ОКН все планировочные решения принимались с учетом безоговорочного сохранения и максимально выявления особенностей, составляющих предмет охраны объекта.

В результате проектом были раскрыты заложенные в настоящее время арки дворового фасада и арки в интерьерах, все части здания обеспечены автономными входами и лестницами, восстановлен вход с угла пересечения улиц Дзержинского и Лобачевского. Проектом также предусмотрены санузлы в необходимом количестве, лифт и комплекс мероприятий, направлен-

ных на обеспечение так называемой доступной среды.

В статье представлены проектные решения по объекту.

Думается, что реализация проектных решений позволит не только сохранить объект культурного наследия, обеспечив его полноценную реставрацию, но и дать зданию «вторую жизнь», создав условия для его полноценного использования, воссоздав утраченный в настоящее время градостроительный, архитектурный и функциональный потенциал и вернув замечательное здание жителям города и его многочисленным гостям.

Список использованной литературы:

1. Благов Ю. А. Качалов и качаловцы. Казань, ПКФ «Реноме», 2008.

2. Гафурова Ф. С Баратаевской на Почтамтскую... Интернет-ресурс «Старая Казань», опубликовано 06.03.2012.

3. Морозов М. М. Василий Николаевич Андреев-Бурлак. М., «Искусство», 1967.

4. Станкевич Е. Карст в Казани. Интернет-ресурс «Старая Казань», опубликовано 22.05.2012.

5. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. Министерство культуры РТ. Казань. Издательство «Эйдос», 1993

6. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. Казань, 1895.

7. М. Пинегин. Казань в её прошлом и настоящем. С.-Петербург, 1890.

8. А.С. Дубровина. Указатель города Казани. Типография Казанского Императорского Университета 1890

г.

9. М.Рыбушкин. Краткая история города Казани. Казань, Типография Л. Шевиц, 1848г.

тор вестник мэедтародгаго шстигла «шикачудтд

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.