Научная статья на тему 'Новая индустриализация и реиндустриализация: основные тренды региональной государственной промышленной политики в российских регионах (на примере областей ЦФО)'

Новая индустриализация и реиндустриализация: основные тренды региональной государственной промышленной политики в российских регионах (на примере областей ЦФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная политика / отраслевые политики / региональная государственная промышленная политика / новая индустриализация / реиндустриализация.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нечаев Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая индустриализация и реиндустриализация: основные тренды региональной государственной промышленной политики в российских регионах (на примере областей ЦФО)»

Нечаев Д.Н.1

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТЕЙ ЦФО)

Ключевые слова: региональная политика; отраслевые политики; региональная государственная промышленная политика; новая индустриализация; реиндустриализация.

Развитие промышленности является важной составной частью стратегии экономического роста национального государства. Исследователь М. Пангесту полагает, что государственная промышленная политика имеет экономические и неэкономические цели. К экономическим целям автор относит «занятость в краткосрочной перспективе, рост выпуска продукции, более равномерное распределение доходов, более равное распределение экономической активности по регионам страны и увеличение технологических мощностей. ... неэкономические цели - национальная гор-2

дость и престиж» .

В данном случае государственную промышленную политику, как часть государственной экономической политики, стоит рассматривать как «вмешательство правительства» или «государственный дирижизм». Основанием для этого является необходимость коррекции недочетов рыночного механизма, возникающих вследствие появления внешних факторов, проблем рыночного саморегулирования и «неустранимых» искажений из-за тарифов и других способов защиты рынка от импорта3.

При реализации государственной промышленной политики особое значение имеют инструменты для достижения целей этой политики. М. Пангесту называет их интервенциями и делит их на три части, предусматривая государственные вмешательства на внешние рынки (защиту промотраслей от импорта), внутренние рынки готовой продукции (справедливая конкуренция) и внутренние рынки факторов производства (повышение показателей экономической деятельности и ограничения на прямые иностранные инвестиции).

Реализация государственных отраслевых политик в РФ неизбежно приводит к вопросу о роли государства, органов власти и управления. Точнее, о масштабе и объеме его присутствия в дирижизме конкретными отраслями, включая промышленную отрасль. Советская традиция ориентировала на монополию государства в этой отрасли отечественной экономики. Постсоветская традиция либо выводила государство из этой отрасли (приватизация, разгосударствление в 90-е годы ХХ века), либо сводила к минимальному участию государства в дирижизме (период 2000-х годов).

Приведем конкретные примеры по развитию и упадку отечественной промышленности (РСФСР в СССР, Российская Федерация) в ХХ веке. Если обратиться к данным объема производства промышленной продукции в РСФСР и РФ в сопоставимых ценах, то можно отметить заметные подъемы и спады. В исследовании «Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001» автор-составитель С.Г. Кара-Мурза на основе данных официальной статистики указывает на то, что к 30-м годам прошлого века Россия (РСФСР) обрела статус промышленно-аграрной страны, выйдя на новый этап индустриализации, процесс которой был исключительно интенсивным вплоть до 80-х годов. К 1940 г. объем промышленной продукции в РСФСР «вырос по сравнению с 1913 г. в 8,7 раз. После войны страна вступила в новый этап индустриального развития, и к 1980 г. объем промышленного производства был в 161 раз больше, чем в 1913 г.»4. Устойчивый рост промпроизводства продолжался до 1990 г., после которого вступили в действие законы, отменяющие принципы плановой экономики. Последующие реформы привели к тому, что к 1997 году 95,6% промышленных предприятий, производящих 89,6% продукции, стали негосударственными. Крупные заводы, комбинаты и фабрики были расчленены на мелкие предприятия и фирмы. Так, если в РСФСР в 1990 г. насчитывалось 26,9 тыс. промпредприятий, на которых трудилось 23,1 млн. человек, то к 1997 г. количество промпредприятий увеличилось до 159 тысяч, численность персонала на которых сократилась до 14,0 млн. человек5.

Как мы видим, минимальное участие государства в промышленной отрасли приводит к ее деградации и упадку. В данном разрезе достаточно веско звучит мнение американского политического философа Р. Нозика о том, что «ми-

1 Нечаев Дмитрий Николаевич - д.полит.н., профессор, зав. кафедрой социологии, политологии и гуманитарных дисциплин Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

2 Пангесту М. Промышленная политика и развивающиеся страны. - https://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/ Resources/Pubs/Handbook_rs_Pangestu_ch17.pdf

3 Там же.

4 Кара-Мурза С.Г. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001. М.: Алгоритм, 2002. 432 с. С. 162.

5 Там же. С. 162.

нимальное государство - это максимальное государство, существование которого может быть оправдано»1. В дилемме Д. де Жувенеля между эгоистическим побуждением органов власти и управление и служению обществу «служение

обществу будет тем более плодотворным, чем слабее окажутся эти побуждения: стало быть, совершенство правитель-

2

ства состоит в полном устранении эгоистического начала» .

Следовательно, служение власти обществу предполагает активное участие государственных институтов в разработке осмысленной, продуктивной промышленной политики, ориентированной на служение обществу. Промышленная политика рассматривается экспертным и научным сообществом как часть экономической политики. К примеру, В.И. Якунин видит ее как политику промышленного развития в ее двух основных составляющих: модернизацию и инновационную политику3. Разработка и реализация государственной экономической политики представляется как политическая задача, «в которой взаимно увязывается целый ряд отдельных политик: финансовой, налогово-бюджетной, промышленной, структурной, региональной, социальной, антикоррупционной, внешнеэкономической и т.д.»4.

Подвергая анализу эффективность деятельности органов власти и управления по реализации промышленной политики в 17 областях ЦФО в 2000 - март 2018 гг., остановимся на отраслевых практиках успешных регионов: Белгородской, Калужской, Липецкой областях. Общее в данных политиках состоит в следующем. Первое: Минимальные потери промышленных предприятий в 1990-е годы и начале 2000-х. Второе: Модернизация и техническое перевооружение предприятий в 2000-2005 гг. с участием органов региональной власти и бизнеса. Третье: Проведение активной фазы региональной государственной промышленной политики в 2006-2018 гг. В Липецкой области - это новые предприятия в особых экономических зонах федерального и регионального уровней. В Калужской области - это создание автомобильного и фармацевтического кластеров. В Белгородской - ставка на крупные агрохолдинги в различных сегментах пищевой промышленности.

Безусловно, образцом эффективной промышленной политики ЦФО является Липецкая область, которая отвечает всем необходимым требованиям сбалансированной экономической политики. Такая промышленная политика «в сложившихся реалиях еще важна и потому, что, помогая государственным или государственно-частным предприятиям, региональные органы власти способствуют как увеличению поступлений в бюджет региона, так и использованию научного потенциала региона путем внедрения научных разработок в производство»5.

Драйвером промышленного развития Липецкой области стала многоуровневая система привлечения инвестиций, включающая в себя Особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Липецк», ОЭЗ регионального уровня и индустриальные парки. Рассматривая содержание региональной государственной промышленной политики данного субъекта РФ, отметим, что развитие индустриальных парков и ОЭЗ являются основой для «создания промышленных кластеров как благоприятной среды для развития кооперации между малым, средним и крупными промышленными предприятиями, организациями науки и образовательными учреждениями»6.

Как отмечает Т.Г. Пыльнева, создание ОЭЗ федерального уровня, одна из которых находится в Липецкой области, стало пробным проектом «внедрения новой инновационной, инвестиционной, налоговой и таможенной политики страны»7. В особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Липецк» с 2006 по 2017 гг. были зарегистрированы 49 резидентов с объемом заявленных инвестиций 151,2 млрд. руб. Осуществляют деятельность 18 предприятий. Объем производства резидентов составил 56,1 млрд. руб., в том числе в первом полугодии 7 млрд. руб. Освоено 41,8 млрд. руб. инвестиций (в первом полугодии - 5 млрд. руб.). На предприятиях создано 3400 новых рабочих мест. В апреле 2017 г. подписаны соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ с ООО «ЭКОлогистик» (строительство логистического комплекса в Елецком районе) и ООО «Липецкая кофейная компания» (переработка кофе)8.

В 2017 году состоялись торжественные открытия заводов: ООО «Виссманн Липецк» (Германия) - производство отопительного, холодильного и другого аналогичного оборудования (инвестиции - 1,5 млрд. руб., факт р.м. - 54); ООО «ППГ Индастриз Липецк» (США) - производство промышленных покрытий (инвестиции 3,8 млрд. руб., факт р. м. - 77); ООО «Кемин Индастриз (Липецк)» (США) - производство ингредиентов для кормов животных и пищевых добавок (инвестиции - 1,0 млрд. руб., факт р. м. - 25).

1 Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. - М.: ИРИСЭН; Социум, 2016. - С. 193.

2 Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания / Пер. с франц. В.П. Гайдамака и А.В. Матешук. - М.: ИРИСЭН; Мысль, 2011. - С. 176.

3 Якунин В.И. Актуальная теория и методология формирования российской экономической политики // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. 11. - М.: Научный эксперт, 2008. - 32 с.

4 Там же, с. 23.

5 Заикин Н.Н. Взаимодействие конкурентной и промышленной политики при формировании и развитии конкурентной среды // Инновации в государственном и муниципальном управлении: опыт решения социальных и экономических проблем: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. - С. 143.

6 Липецкая область. Промышленность XXI века. - Липецк: Издательский дом Куновой, 2017. - С. 15.

7 Пыльнева Т.Г., Лебошкина О.О. Особые экономические зоны и их роль в экономике России // Инновационная экономика и право. 2017. - № 3 (8). - С. 85.

8 Алексей Щедров, начальник управления ИПП администрации Липецкой области: «Формируем современную индуст-реальность, как основу поступательного инвестиционного развития нашего региона» // Экономика Черноземья и жизнь регионов. -http://eizh.ru/articles/proizvodstvo/aleksey-shchedrov-nachalnik-upravleniya-administratsii-lipetskoy-oblasti-formiruem-sovremennuyu-indu/?sphrase_id=11816

В ОЭЗ регионального уровня промышленно-производственного типа зарегистрировано 25 участников с инвестиционным потенциалом 74,2 млрд. руб. Общий объём освоенных инвестиций составил 27 млрд. руб., на предприятиях создано 1628 рабочих мест. Производственную деятельность осуществляют 11 предприятий. С начала деятельности произведено продукции на сумму 11,8 млрд. руб., в том числе в I полугодии 2017 г. 1,6 млрд. руб.

В ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа зарегистрировано 17 участников, в том числе в I полугодии 2017 г. - 4, с общим объемом заявленных инвестиций 260 млн. руб. Объём освоенных инвестиций составил 44,2 млн. руб., создано более 50 рабочих мест. Объем средств, направленных на реконструкцию производственных и административных помещений, замену инженерных сетей и коммуникаций составил 220 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 155 млн. руб. В результате введены в эксплуатацию более 3 тысяч м2 офисных помещений и 4 тысячи м2 производственных площадей. В стадии реконструкции лабораторный корпус площадью 1,6 тыс. квадратных метров.

В Белгородской области третья часть валового регионального продукта формируется в промышленном производстве. Среди регионов Центрального федерального округа по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на душу населения по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» Белгородская область занимает 3 место.

В 2018 году концерном «Энергомера» (г. Ставрополь) совместно с Правительствами Белгородской области и Ставропольского края создан межрегиональный Кластер электронных приборов, материалов и компонентов. Деятельность резидентов кластера связана с производством высокотехнологичной экспорто-ориентированной продукции, соответствующей мировым стандартам в области качества. Реализация проекта позволит увеличить количество высокопроизводительных рабочих мест и налоговые платежи в региональные бюджеты.

Особое значение имело в Белгородской области и имеет утверждение и реализация программ по промышленному развитию региона. В частности, Белгородская область, удерживающая лидерские позиции по целому ряду направлений социально-экономического развития, демонстрирует заметные достижения и в реализации региональной государственной промышленной политики, отличительной чертой которой является системность и сбалансированность.

Ключевым трендом региональной государственной промышленной политики в Белгородской области, так же как в Липецкой и Калужской областях, стала «новая» индустриализация. По оценке Е.Г. Сергеева, стратегия новой индустриализации имеет несколько этапов, первый из которых предполагает создание условий для восстановления имеющихся и создания новых отраслей промышленности, а также формирование институтов развития. На втором этапе стоит «осуществить массовую автоматизацию и роботизацию рабочих мест. На третьем этапе необходимо перейти к массовому использованию нанотехнологий, генной инженерии и искусственного интеллекта»1. Это означает, что, с одной стороны, к началу 2000-х годов в этих регионах удалось сохранить ведущие предприятия промышленной отрасли и модернизировать их, с другой - новые создаваемые промышленные производства имеют высокую инновационную составляющую.

Промышленность Белгородской области в 2000 - начале 2018 годов представляла собой несколько кластеров и зон опережающего регионального развития. Горно-металлургический кластер был и остается конкурентоспособным. Предприятия кластера производят более трети всероссийского объема железорудного концентрата, выпускают лучшие марки стали и проката.

Динамично развивается машиностроение, производство строительных материалов, биофармацевтическая и другие отрасли промышленности. В 2017 году были завершены значимые для Белгородской области инвестиционные проекты по созданию новых производств, модернизации и расширению действующих, в том числе в рамках программы импортозамещения.

Малый и средний бизнес на территории области - динамично развивающийся сектор экономики, формирующий около 30% валового регионального продукта области. В целях создания благоприятных условий для увеличения численности и занятости сельского населения Белгородской области органами власти и управления региона с органами местного самоуправления подготовлена «Программа 500/10 000» по созданию в сельских территориях области не менее 500 предприятий с численностью занятых в них 10 тысяч человек в период с 2017 по 2020 годов.

Реализация Программы направлена на создание новых малых предприятий в сферах производства и оказания услуг населению в сельской местности, а также сокращение оттока населения из сельских поселений, уменьшение трудовой миграции в крупные города области и другие регионы России, развитие инфраструктуры сельских территорий.

В целях стимулирования предпринимательской деятельности в областном бюджете предусмотрены средства в объеме 100 млн. рублей, для предоставления участникам Программы «500/10 000» государственной поддержки в форме субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания производства товаров (работ, услуг), в соответствии с порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 28 декабря 2017 года № 499-пп.

Вторая группа - это субъекты РФ, сохранившие промышленный комплекс региона и осуществляющие активный процесс его модернизации. К ним отнесены Тульская область, Тамбовская, Московская и Курская области. Наиболее показательными примерами реиндустриализации субъекта РФ, которая по мнению О.С. Сухарева2, органично интегрирована в эффективную региональную экономическую политику, являются позитивные изменения в Тульской, Тамбовской и Курской областях.

1 Сергеев Е. Стратегия новой индустриализации России: автоматизация, роботизация, нанотехнологии. 2016. - С. 85.

2

Сухарев О.С. Региональная экономическая политика. Институты, структурно-организационные изменения, реиндустриа-лизация. - М.: URSS, 2014. 114 с.

Элементами такой отраслевой политики являются не только институты развития (о них пойдет речь ниже), но и структурно организованные изменения. При этом О.С.Сухарев считает, что чтобы «изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России государством и бизнесом»1. И в то же время «считать основной задачей экономической науки: формирование стратегии научно-технического развития РФ на средне-долгосрочную перспективу. Главная компонента этой стратегии - реиндустриализация страны»2.

Промышленный сектор экономики Калужской области производит порядка 40% валового регионального продукта, здесь работает третья часть населения, занятого в сфере экономической деятельности области. При отсутствии собственной сырьевой базы, значительное развитие в регионе получили машиностроение и металлообработка. Предприятия машиностроительного комплекса составляют основу промышленного потенциала региона.

Вместе с тем, важное место в промышленности области занимают предприятия пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и целлюлозно-бумажного производства. Общее количество промышленных предприятий области около 2900, из них 286 крупных и средних предприятий, остальные относятся к категории малых. Основной задачей Правительства Калужской области в сфере развития промышленности является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в регионе.

В Калужской области ведется активная работа по формированию и созданию на территории области системы экономического, организационного и нормативно-правового обеспечения создания и функционирования территориально-производственных, инновационных кластеров. Государственная поддержка становления и развития инновационных территориальных кластеров Калужской области осуществляется в рамках государственной программы Калужской области «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 31.12.2013 № 755.

Калужская область последовательно интегрирует свои предприятия в пятый и шестой технологические уклады и пользуется всеми достижениями четвертой промышленной революции. В начале 2018 года между Минпромторгом РФ, губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым и фармкомпанией «НоваМедика» заключен специальный инвестиционный контракт (СПИК). Данный контракт стал пятым в российской фарминдустрии, объем инвестиций «НоваМедика» в создание биофармацевтического производственного комплекса в Калужской области составит более трех миллиардов рублей.

Вторая группа областей, в которую вошли Тульская, Тамбовская, Курская и Московская области, представляет собой субъекты РФ, сохранившие промышленный комплекс региона и осуществляющие активный процесс его модернизации. И первая группа регионов (Белгородская, Липецкая, Калужская области), и вторая группа уравновешивали негативные тренды промышленного развития Центрального федерального округа (ЦФО), поскольку, к примеру, согласно данным исследования, проведенного Центром социально-консервативной политики в 2009 году, «по динамике промышленного производства за 1990-2008 гг. среди федеральных округов РФ первое место принадлежит СевероЗападному ФО, достигшему 124% от дореформенного уровня»3.

В 2000-2017 годах органы власти и управления Тульской области делали ставку не только на появление новых промышленных производств, но и на реализацию стратегии догоняющего развития. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в этот период получили серьезные госзаказы и предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Мощные стимулы существовали и для обрабатывающих производств региона, составляющих 40% экономики Тульской области: химическая промышленность, металлургия и машиностроение.

Реидустриализация Тульской области получила новую динамику благодаря созданию в 2015-2016 гг. особой экономической зоны (ОЭЗ) «Узловая», имеющей к 2018 году восемь резидентов. Причем многие производства нацелены на выпуск инновационной продукции. К примеру, в ОЭЗ «Узловая» получает развитие «Композитная долина», в которой предприятия будут выпускать инновационные композитные материалы. Кроме того, в экономической зоне компания «Энгельсспецтрубмаш» открыл не менее инновационное и импортозамещающее производство колтюбинго-вых труб для нефтегазовой промышленности страны.

Еще один институт развития субъекта РФ - индустриальный парк «Узловая» так же содействует реиндустриа-лизации региона. Именно в ИП «Узловая» появился якорный резидент - автомобильная корпорация из КНР «Great Wall Motor Ltd.», которая будет реализовывать инвестпроект по строительству автомобильного завода полного цикла. Общий объем инвестиций 0,5 млрд. долларов, с численностью работающих до 2,5 тысяч человек.

В Тульской области реализуется значительное количество инвестиционных проектов как по созданию новых производств, так и по модернизации действующих предприятий. При этом по «целому ряду проектов в 2017 году реализованы меры поддержки, предусмотренные законом о промышленной политике. По шести региональным проектам одобрено льготное финансирование по линии федерального Фонда развития промышленности на общую сумму более 1,7 млрд. рублей»4.

1 Сухарев О.С. Региональная экономическая политика. Институты, структурно-организационные изменения, реиндустриализация. - М.: URSS, 2014, с. 117.

2 Там же.

3 Эффективность управления и качество жизни в регионах Центрального федерального округа РФ в условиях преодоления последствий кризиса: отчет по результатам комплексного исследования. - М.: ЦСКП в ЦФО, 2009. - С. 10.

4 Стратегия догоняющего развития: глава Тульской области Алексей Дюмин делает ставку на новые промпроизводства и институты развития // Экономика Черноземья и жизнь регионов. - http://www.eizh.ru/articles/proizvodstvo/strategiya-dogonyayushche go-razvitiya-glava-tulskoy-oblasti-aleksey-dyumin-delaet-stavku-na-novye-pr/

Тамбовская область в 2000-2015 годах считалась регионом аграрным: региональные власти делали ставку на развитие АПК, а промышленные предприятия в структуре ВРП занимали не более 5-7%. Однако в 2016 году со сменой руководства региона ситуация в данной сфере начала меняться. В субъекте РФ быстрыми темпами идет процесс реиндустриализации: старые предприятия модернизируются, появляются новые, высокотехнологичные производства.

Промышленное производство области «обеспечивает более 85% экспорта региона, около трети налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней. За 2016 год объём промышленного производства в Тамбовской области по полному кругу производителей составил 151,8 млрд. рублей. Индекс физического объёма производства составил 103,2%, в добывающих производствах — 100,1%, обрабатывающих производствах - 103,2%, производстве электроэнергии, газа и воды - 103,9%»1.

На 2017 год промышленность Тамбовской области является одной из ведущих отраслей экономики региона - в ней занято более 17% от всей численности экономически активного населения области, сосредоточено 11% всех основных производственных фондов, обеспечивает более 90% экспорта региона, более трети налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Ключевые виды деятельности промышленного комплекса: химическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, производство пищевых продуктов и напитков, неметаллических минеральных продуктов. Развитый оборонно-промышленный комплекс региона сегодня активно модернизируется и трансформируется в новую интегрированную структуру, объединяющую ресурсы нескольких предприятий.

В 2017 году был принят региональный закон «О промышленной политике в Тамбовской области», а также проводилась работа по созданию регионального Фонда развития промышленности и внедрению института Специальных инвестиционных контрактов (СПИК)2.

В структуре промышленности Тамбовской области ключевыми видами деятельности являются производство пищевых продуктов, электрооборудования, химическое производство, производство транспортных средств и оборудования, а также неметаллических минеральных продуктов, удельный вес которых «в общем объеме промышленного производства в 2016 году составил 89,7%»3.

Органы власти и управления Курской области в 2000-2017 гг. предприняли серьезные усилия по сохранению и модернизации промышленных предприятий региона. Для этого была создана законодательная основа - принятые в 2005-2008 годах областные законы «Об инвестиционной деятельности» и «О промышленной политике». Следствием этого стала позитивная динамика социально-экономического развития, «валовый региональный продукт вырос с 32,5 миллиарда в 2000 году до 162 миллиардов рублей в 2008 году»4.

В регионе создана необходимая законодательная основа: приняты областные Законы «Об инвестиционной деятельности», «О промышленной политике»5. Значимыми стимулами развития промышленного комплекса региона являются: 1) создание благоприятного инвестиционного климата; 2) участие представителей правительства региона в международных экономических форумах; 3) адаптация позитивного опыта регионов-лидеров РФ в практику деятельности органов власти и управления Курской области, 4) формирование и реализация «образа будущего» Курского региона как мощного индустриально-аграрного субъекта РФ. В 2010-2017 годах Курской области удалось модернизировать ряд промышленных предприятий и создать вместе с бизнес-структурами несколько крупных инновационных производств в чисто промышленном секторе, ТЭК, агропромышленном комплексе.

Михайловский ГОК готовит инвестпроект по строительству дробильно-конвейерного комплекса с объемом вложений более 10,5 млрд. рублей. Его ввод позволит ежегодно производить до 17 млн. тонн магнетитового концентрата мировых стандартов, снизить себестоимость готовой продукции, как следствие, упрочить позиции на рынках железорудного сырья. При благоприятной рыночной конъюнктуре можно ожидать роста экспортных поставок предприятия и товарооборота региона в целом.

Проект по строительству двух энергоблоков нового поколения ВВЭР-ТОИ на Курской АЭС-2 с объемом вложений 225 млрд. рублей предусматривает их ввод в 2023-2024 годах. На предприятии будет создано 1300 рабочих мест6.

Автор статьи, анализируя промышленное развитие 17 областей ЦФО в 2000-2017 годах, выявил определенное противоречие. Высокий потенциал региона, удобное географическое положение субъекта РФ, комфортные условия для автотранспортных и железнодорожных коммуникаций, логистика не всегда определяют устойчивое промышленное развитие региона.

1 Уверенный промышленный рост: команда Александра Никитина форсирует процесс реиндустриализации Тамбовской области, обеспечивая лидерские позиции // Экономика Черноземья и жизнь регионов. - http://www.eizh.ru/articles/proizvodstvo/uveren nyy-promyshlennyy-rost-komanda-aleksandra-nikitina-forsiruet-protsess-reindustrializatsii-tamb/

2 Тамбовская область. - Тамбов: Администрация Тамбовской области, 2017. - С. 9.

3 Уверенный промышленный рост: команда Александра Никитина форсирует процесс реиндустриализации Тамбовской области, обеспечивая лидерские позиции // Экономика Черноземья и жизнь регионов. - http://www.eizh.ru/articles/proizvodstvo/uveren nyy-promyshlennyy-rost-komanda-aleksandra-nikitina-forsiruet-protsess-reindustrializatsii-tamb/

4 Александр Михайлов: «Курская область открыта для серьезных инвесторов» // Российская газета. - М., 2009. -№108 (4932), 17 июня. - С. 4.

5 Там же.

6 Дмитрий Нечаев, политолог: «Радуют успехи Курской области по приращению инвестпроектов и объектов социальной инфраструктуры» // Экономика Черноземья и жизнь регионов. - http://www.eizh.ru/articles/proizvodstvo/dmitriy-nechaev-politolog-raduyut-uspekhi-kurskoy-oblasti-po-prirashcheniyu-investproektov-i-obektov/

И наоборот. Отсутствие видимых конкурентных преимуществ, но с качественным региональным госуправлением, наличием реалистичной стратегии развития, позволяет субъектам РФ становиться инновационно-индустриальным регионом. В данном разрезе имеет смысл представить, с одной стороны, Московскую и Воронежскую области (регионы с проблемами в промышленном развитии), однако обладавших и обладающих серьезным экономическим потенциалом, и Белгородскую и Калужскую области, не имевших такого потенциала, но развивавших в 2000-2017 годах новую индустриализацию, обеспечивших устойчивое социально-экономическое развитие своих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.