Научная статья на тему 'НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА'

НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОРТ / НОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ДВОЕБОРЬЕ / КОМФОРТНАЯ РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галицын Сергей Викторович, Ткаченко Павел Анатольевич, Вдовина Валентина Владимировна

В России приняты Национальные проекты и Федеральные программы по направлениям: человеческий капитал, комфортная среда для жизни, экономический рост. Президентом РФ подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором определено, что главными Национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года являются: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, а также цифровая трансформация. Государство и общество стремительно трансформируются в виртуально-цифровую среду: развитие информационного общества; виртуальная реальность; цифровая экономика; кадры для цифровой экономики; искусственный интеллект; цифровая образовательная среда; компьютерная грамотность; цифровой урок; компьютерный спорт и т.д. Свою нишу в новой для общества виртуально-цифровой среде активно занимает компьютерный спорт. Потребители данного общественного продукта, в большей степени, дети и молодежь. Компьютерный спорт (КС) признан в России официальным видом спорта, по которым проводятся соревнования. Президент Российской Федерации поддержал организацию школьных соревнований по киберспорту. Предметом нашего исследования является процесс развития компьютерного спорта. Цель исследования - разработать новую идеологию развития компьютерного спорта, которая основывается на глобальных национальных целях государства, вызовах современности для детей и молодежи в контексте развития виртуально- цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW IDEOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF COMPUTER SPORTS

Russia has adopted National Projects and Federal Programs in the following areas: human capital, comfortable living environment, economic growth. The President of the Russian Federation signed the Decree “About the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030”, which determines that the main National Development Goals of the Russian Federation until 2030 are: the preservation of the population, the health and well-being of people, as well as digital transformation. The state and society are rapidly transforming into the virtual digital environment: the development of the information society; the virtual reality; the digital economy; the personnel for the digital economy; the artificial intelligence; the digital educational environment; the computer literacy; the digital lesson; the computer sports, etc. Computer sports are actively occupying their niche in the new virtual-digital environment for society. Consumers of this social product, to a greater extent, are children and youth. Computer sports (CS) is recognized in Russia as an official sport in which competitions are held. The President of the Russian Federation supported the organization of school eSports competitions. The subject of our research is the development of computer sports. The purpose of the study is to develop a new ideology for the development of computer sports, which is based on the global national goals of the state, the challenges of our time for children and youth in the context of the development of the virtual digital environment.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА»

2. Перспективы методологии разработки проблемы автономных разновидностей футбола / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, А.В. Лексаков, С.А. Российский // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 7. - С. 28-30.

3. Рооп А.А. Специфика двигательной деятельности игроков в современном пляжном футболе / А.А. Рооп, М.Ю. Нифонтов, В.В. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 169-173.

4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

5. Шишков, И. Ю. Инновационная тайминговая система SmartSpeed в оценке подготовленности хоккеистов / И. Ю. Шишков // Современные технологии управления. - 2021. - № 2 (95).-URL: https://sovman.ru/article/9505/ (дата обращения: 01.04.2022).

REFERENCES

1. Vasilkov, A.A. (2008), Theory and methods of sports: textbook, Phoenix, Rostov-on-Don.

2. Zolotarev, A.P., Gakame, R.Z., Leksakov, A.V. and Rossiysky, S.A. (2009), "Prospects of methodology for the development of the problem of autonomous varieties of football", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 28-30.

3. Roop, A.A., Nifontov, M.YU. and Ivanov, V.V. (2018), "The specifics of the motor activity of players in modern beach soccer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 169173.

4. Kholodov, ZH.K. and Kuznetsov, V.S. (2000), Theory and methods of physical education and sports: Textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow.

5. Shishkov, I.YU. (2021), "Innovative timing system SmartSpeed in assessing the preparedness of hockey players", Modern Management Technology, No. 2 (95), available at: https://sovman.ru/article/9505/ (date accessed: 01.04.2022).

Контактная информация: gavrilovsergey11@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2022

УДК 796:004

НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА

Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Валентина Владимировна Вдо-вина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск

Аннотация

В России приняты Национальные проекты и Федеральные программы по направлениям: человеческий капитал, комфортная среда для жизни, экономический рост. Президентом РФ подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором определено, что главными Национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года являются: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, а также цифровая трансформация. Государство и общество стремительно трансформируются в виртуально-цифровую среду: развитие информационного общества; виртуальная реальность; цифровая экономика; кадры для цифровой экономики; искусственный интеллект; цифровая образовательная среда; компьютерная грамотность; цифровой урок; компьютерный спорт и т.д. Свою нишу в новой для общества виртуально-цифровой среде активно занимает компьютерный спорт. Потребители данного общественного продукта, в большей степени, дети и молодежь. Компьютерный спорт (КС) признан в России официальным видом спорта, по которым проводятся соревнования. Президент Российской Федерации поддержал организацию школьных соревнований по киберспорту. Предметом нашего исследования является процесс развития компьютерного спорта. Цель исследования - разработать новую идеологию развития компьютерного спорта, которая основывается на глобальных национальных целях государства, вызовах современности для детей и молодежи в контексте развития виртуально-

цифровой среды.

Ключевые слова. Компьютерный спорт, новая модель развития компьютерного спорта, интерактивное двоеборье, комфортная реально-виртуальная спортивная среда, социальный лифт для детей и подростков.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p93-97

NEW IDEOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF COMPUTER SPORTS

Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Anatol-yevich Tkachenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Valentina Vladimirovna Vdovina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Far eastern state academy of physical

culture, Khabarovsk

Abstract

Russia has adopted National Projects and Federal Programs in the following areas: human capital, comfortable living environment, economic growth. The President of the Russian Federation signed the Decree "About the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", which determines that the main National Development Goals of the Russian Federation until 2030 are: the preservation of the population, the health and well-being of people, as well as digital transformation. The state and society are rapidly transforming into the virtual digital environment: the development of the information society; the virtual reality; the digital economy; the personnel for the digital economy; the artificial intelligence; the digital educational environment; the computer literacy; the digital lesson; the computer sports, etc. Computer sports are actively occupying their niche in the new virtual-digital environment for society. Consumers of this social product, to a greater extent, are children and youth. Computer sports (CS) is recognized in Russia as an official sport in which competitions are held. The President of the Russian Federation supported the organization of school eSports competitions. The subject of our research is the development of computer sports. The purpose of the study is to develop a new ideology for the development of computer sports, which is based on the global national goals of the state, the challenges of our time for children and youth in the context of the development of the virtual digital environment.

Keywords: computer sports, new model for the development of computer sports, interactive biathlon, a comfortable real-virtual sports environment, social lift for children and adolescents.

ВВЕДЕНИЕ

Очевидный факт, что виртуальность захватывает все больше времени и пространства современного школьника и студента. При этом вызывают опасение негативные последствия, связанные с замещение реальной среды виртуальным пространством, прежде всего, это процессы, влияющие на формирование личности, а также угрожающие здоровью как социальному, физическому и психическому благополучию.

Но что мы знаем о компьютерном спорте? Проведенный опрос указывает на то, что КС - это не спорт, а «вредная» привычка и игрушка для детей, КС - «не очень» полезен для здоровья, можно стать зависимым от виртуального пространства и это опасно. Находясь чрезмерно долго в виртуальной среде, Человек меняется не в лучшую сторону: мы не замечаем друг друга в реальной жизни; мы герои виртуальности, нам «Там» хорошо и комфортно!

С другой стороны, мы понимаем, что компьютерный спорт включен во Всероссийский реестр видов спорта и это официальная реальность, КС не запрещен и очень многие хотят им заниматься, можно стать Чемпионом России, Чемпионом мира по компьютерному спорту, прославить свою страну, заработать большие денежные вознаграждения и самоопределиться в жизни. Киберспорт набирает большую популярность среди детей и молодежи. Его не остановить! И это уже наша реальность - вокруг нас Виртуальность!

Так как же быть? Мы констатируем: запрос государства на здоровое поколение; отторжение обществом чрезмерной «компьютеризации» детей и молодежи; потребность в профилактике виртуальной зависимости; компьютерный спорт не является полноценным

видом спорта для всестороннего и гармоничного развития детей и др. При этом научно-технический прогресс «оцифровывает» нашу повседневную жизнь; потребности и запросы человека в информатизации, улучшении качества жизни возрастают; необходимость цифровой образовательной среды, компьютерной грамотности очевидна; активное развитие компьютерного спорта.

Учитывая существующее противоречие в развитии компьютерного спорта, необходимо прийти к пониманию, что любой процесс должен быть управляемым и эффективным; чрезмерное погружение в виртуальное пространство - недопустимо; компьютерный спорт необходимо сочетать с реальной двигательной активностью.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы:

1. Анализ и обобщение нормативно-правовой документации.

2. Сравнение и систематизация.

На первом этапе проанализированы нормативно-правовые документы федерального, регионального и отраслевого уровней. На втором этапе разрабатывалась новая модель компьютерного спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Новая Идеология компьютерного спорта основывается, прежде всего, на глобальных национальных целях государства, а также вызовах современности для детей и молодежи в контексте развития виртуально-цифровой среды.

На этом базисе мы выстраиваем новую модель компьютерного спорта (по сути технологический компонент нашей Идеи), которая заключается в разработке единого пространства для киберспортсменов и спортсменов под названием: «Комфортная реально-виртуальная спортивная среда» (рисунок). «Стратегические маркеры и характеристики» являются средовыми компонентами - это основные «точки роста» нашей новой Среды. Название проекта: «Новая идеология компьютерного спорта». Цель проекта -разработка новой модели компьютерного спорта, направленной на формирование личности детей школьного возраста в условиях реально-виртуальной среды. Задачи проекта:

1. Создание единого пространства для киберспортсменов и спортсменов.

2. Разработка системы соревнований школьников по компьютерному спорту и их проведение.

3. Разработка системы соревнований школьников по «интерактивному двоеборью» (компьютерные игры (виртуальные) + спортивные игры (реальные)) и их проведение.

4. Создание школьной Лиги компьютерного спорта (КС).

5. Разработать прогнозные варианты «Социального лифта» для детей школьного возраста.

Стратегические маркеры и характеристики «комфортной реально-виртуальной спортивной среды»:

- устойчивая мотивация к занятиям ФКиС;

- активизация двигательной активности, развитие физических качеств;

- социально-позитивные поведенческие стереотипы;

- новые позитивные коммуникативные отношения;

- коллективная творческая деятельность.

Главным «ядром» модели или «многоядерным процессором» является трансформация компьютерного (виртуального) спорта в школьный (реальный) спорт. Целью данного процесса является вовлечение современных школьников (во многом, чрезмерно находящихся в виртуальном пространстве) в занятия физической культурой и спортом (ФКиС).

Национальные цели

-----г~--

Сохранение населения

Здоровье

Благополучие

Глобальные вызовы современности для подрастающего поколения в контексте развития виртуально-цифровой среды

Новая модель компьютерного спорта

«Комфортная» реально-виртуальная спортивная среда

Главное «ядро» модели («многоядерный процессор»)

Трансформация

компьютерного (виртуального) спорта в школьный (реальный) спорт: школьная лига компьютерного спорта; система соревнований по компьютерному спорту; система соревнований по «интерактивному двоеборью».

Ожидаемый результат

Социальный лифт, где ты можешь себя продвинуть

и:

N

Стратегический результат

или

Глубина идеи

V У

Рисунок - Структурная схема проекта «Новая идеология компьютерного спорта»

Трансформация («переключение» с одного вида деятельности на другой) осуществляется посредствам: создания школьной Лиги компьютерного спорта (региональная, межрегиональная); системы соревнований по компьютерному спорту и «интерактивному двоеборью».

В результате такой трансформации у киберспортсменов:

- повышается уровень физической подготовленности;

- улучшаются психические свойства личности;

- происходит «переключение» на реальный формат спорта.

У спортсменов:

- улучшается уровень тактической подготовленности по виду спорта;

- развивается игровое мышление;

- развивается психомоторика;

- развивается познавательная активность.

В созданной реально-виртуальной спортивной среде активно взаимодействуют между собой: киберспортсмены и спортсмены, а также инструкторы, тренеры, организаторы событий, администраторы, болельщики, блогеры, граффитисты и др. Между всеми участниками событий формируются новые позитивные коммуникации, меняются поведенческие стереотипы.

Ожидаемый результат - это «социальный лифт» по формированию творческой, социально-активной личности детей школьного возраста.

вида.

де.

Стратегический результат или глубина идеи:

1. Профилактика виртуальной зависимости путем замещения потребностей инди-

2. Эмоциональное «переключение» с одного вида деятельности на другой.

3. Весь процесс по своей сути - это управление поведением индивида.

4. Комфортное нахождение в новой реально-виртуальной спортивной (РВС) сре-

5. РВС среда - это «мостик» для успешной социальной адаптированности детей в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в правила вида спорта «Компьютерный спорт», утвержденные приказом Минспорта РФ от 22 января 2020 г. № 22 : приказ Министерства спорта РФ от 30.04.2020 г. № 335. - Текст : электронный // Гарант : информационно-правовая система : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/74287736/ (дата обращения: 01.05.2022).

2. О компьютерном спорте: приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 4 июля 2006 г № 414 // Гарант : информационно-правовая система : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/6327720/ (дата обращения: 7.05.2022).

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (с изменениями и дополнениями) : Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // Гарант : информационно-правовая система : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 11.05.2022).

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // Гарант : информационно-правовая система : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 10.05.2022).

5. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт: приказ Министерства спорта РФ от 01.12.2021 № 938 // Гарант : информационно-правовая система : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/403366181/ (дата обращения: 18.05.2022).

6. Правила вида спорта «Компьютерный спорт»: утв. приказом Министерства спорта РФ от 22 января 2020 г. № 22 // Гарант : информационно-правовая система : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/73473699/ (дата обращения: 03.05.2022).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ministry of Sports of the Russian Federation (2020), "About amendments to the rules of computer sports", The Orders of January 22, 2020 No. 22, April 30, 2020 No. 335, available at: https://base.garant.ru/74287736/ (Accessed 5 May 2022).

2. Federal Agency for Physical Culture and Sports (2006), "About computer sports", The Order of July 4, 2006 No. 414, available at: https://base.garant.ru/6327720/ (Accessed 7 May 2022).

3. President of the Russian Federation (2018), "About the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" (with amendments and additions), The Decree of July 5, 2018 No. 204, available at: https://base.garant.ru/71937200/ (Accessed 11 May 2022).

4. President of the Russian Federation (2020), "About the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030", The Decree of July 21, 2020 No. 474, available at: https://base.garant.ru/74404210/ (Accessed 10 May 2022).

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2021), "About the approval of the federal standard for sports training in computer sports", The Order of December 1, 2021 No. 938, available at: https://base.garant.ru/403366181/ (Accessed 18 May 2022).

6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2020), "Rules of computer sports", The Order of January 22, 2020 No. 22, available at: https://base.garant.ru/73473699/ (Accessed 3 May 2022).

Контактная информация: pavel.tkachenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.