Научная статья на тему 'НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ – НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ'

НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ – НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / координация / программа / регион / управление / энергоэффективность / investment / coordination / program / region / management / energy efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полетаев Илья Юрьевич

Целью настоящей статьи является исследование приоритетных и перспективных вопросов формирования целей и задач новой государственной Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования мероприятий в данной сфере. Проблема экономии всех видов энергии и эффективности использования ископаемого топлива для России является ключевой. Методом исследования явился анализ действующих нормативно-правовых актов Российской федерации в сфере энергосбережения и энергоэффективности, существующих концепций, осуществления современных мероприятий по энергоэффективности. В статье обращается особое внимание на важность проведения работы по изменению поведения потребителей энергии (организаций и физических лиц), а также на необходимость повышения ответственности руководителей предприятий и организаций всех отраслей экономики за выполнение запланированных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Результаты исследования показывают необходимость создания единой эффективной системы управления и контроля энергоэффективных мероприятий на базе Государственного и Региональных Координационных центров, обладающих функциями эффективного стимулирования мероприятий по повышению энергоэффективности. Сформулирован вывод о том, что помимо определения целей и задач новая Программа энергоэффективности должна содержать оптимальные варианты их достижения. Автором указано, что изучение мирового опыта и применение передовых и оправдавших себя на практике в регионах России технологий позволит России избежать ошибок на пути к эффективному использованию энергетических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STATE ENERGY EFFICIENCY PROGRAM – NEW EXPECTATIONS

The purpose of this article is to study promising issues of the formation of goals and objectives of the new state Program for energy conservation and energy efficiency. The relevance of the study is due to the need to improve measures in this area. The problem of saving all types of energy and the efficiency of using fossil fuels is a key one for Russia. The research methodology is based on the analysis of the current regulatory legal acts of the Russian Federation in the field of energy conservation and energy efficiency, existing concepts, implementation of modern energy efficiency measures to identify the most priority goals of the new state Program for energy conservation and energy efficiency. The article draws special attention to the importance of working to change the behavior of energy consumers (organizations and individuals), as well as the need to increase the responsibility of managers of enterprises and organizations in all sectors of the economy for the implementation of planned energy conservation and energy efficiency measures. The results of the study show the need to create a unified effective system of management and control of energy efficiency measures on the basis of State and Regional Coordination Centers that have the functions of effectively stimulating energy efficiency measures. The conclusion is formulated that in addition to defining goals and objectives, the new Energy Efficiency Program should contain optimal options for achieving them. The author states that the study of world experience and the use of advanced and well-proved technologies in the regions of Russia will allow Russia to avoid mistakes on the way to the efficient use of energy resources.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ – НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

617

УДК 338.465:621.31(045) И.Ю. Полетаев

НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ -НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ

Целью настоящей статьи является исследование приоритетных и перспективных вопросов формирования целей и задач новой государственной Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования мероприятий в данной сфере. Проблема экономии всех видов энергии и эффективности использования ископаемого топлива для России является ключевой. Методом исследования явился анализ действующих нормативно-правовых актов Российской федерации в сфере энергосбережения и энергоэффективности, существующих концепций, осуществления современных мероприятий по энергоэффективности. В статье обращается особое внимание на важность проведения работы по изменению поведения потребителей энергии (организаций и физических лиц), а также на необходимость повышения ответственности руководителей предприятий и организаций всех отраслей экономики за выполнение запланированных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Результаты исследования показывают необходимость создания единой эффективной системы управления и контроля энергоэффективных мероприятий на базе Государственного и Региональных Координационных центров, обладающих функциями эффективного стимулирования мероприятий по повышению энергоэффективности. Сформулирован вывод о том, что помимо определения целей и задач новая Программа энергоэффективности должна содержать оптимальные варианты их достижения. Автором указано, что изучение мирового опыта и применение передовых и оправдавших себя на практике в регионах России технологий позволит России избежать ошибок на пути к эффективному использованию энергетических ресурсов.

Ключевые слова: инвестиции, координация, программа, регион, управление, энергоэффективность.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-617-622

Введение

Эффективное использование энергетических ресурсов - один из ключевых аспектов развития общества. Мероприятия по повышению энергоэффективности уменьшают объем потребляемых энергетических ресурсов и выбросы парниковых газов, одновременно снижая нагрузку на линии передач и снижая затраты конечных потребителей. Международное энергетическое агентство (МЭА) называет энергоэффективность первым топливом устойчивой глобальной энергетической системы.

Содержание исследования и его результаты

С целью выполнения поставленных Указом Президента РФ от 04.06.2008 № 889 [1] задач по повышению эффективности использования энергетических ресурсов, был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ [2]. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р была утверждена Государственная программа Российской Федерации (далее - Программа) «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [3]. В течение последующих чуть более 20 лет подходы к вопросу повышения энергоэффективности в России неоднократно менялись, указанная Программа претерпела множество корректировок. На настоящее время, после того как паспорт подпрограммы Д «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» утратил силу с 1.01.2022 [4], в России фактически отсутствует государственная система мероприятий и инструментов по повышению эффективности использования энергетических ресурсов.

В октябре 2021 года, по поручению Президента РФ, Правительство начало работу над актуализацией новой государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности Российской Федерации (далее - Программа энергоэффективности). В апреле 2022 года проект Программы был разработан и включил в себя как общесистемные меры по повышению энергоэффективности, так и вопросы энергоэффективности при производстве энергии, при её передаче и потреблении. Кроме того, Первый заместитель главы Министерства экономического развития Илья Торосов

618 И.Ю. Полетаев

2023. Т. 33, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

сообщил, что цели данной Программы увязаны с утвержденной в 2021 году «Стратегией социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» [5; 6].

Хотелось бы напомнить, что в соответствии с [7] и [8], а также [9], государственной программой Российской Федерации является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Эффективное использование энергетических ресурсов рассматривается как один, и важнейший, элемент обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, развития большинства отраслей топливно-энергетического комплекса (электроэнергетики, нефтяной и газовой отраслей, угольной промышленности, возобновляемых источников энергии), промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Именно поэтому новая Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности должна быть тесно увязана и с иными действующими Стратегиями Российской Федерации, как то:

- экономической безопасности [10],

- национальной безопасности [11],

- стратегией пространственного развития РФ [12],

- транспортной стратегией [13],

- стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ [14],

- стратегией развития обрабатывающей промышленности [15].

Кроме того, данная Программа должна согласовываться с разрабатываемой в настоящее время Энергетической стратегией (на период до 2050 года) [16], ключевой целью которой является создание инновационного высокоэнергоэффективного энергетического сектора Российской Федерации. Глава Минэнерго России Н. Шульгинов сообщил, что новая Энергетическая стратегия России будет утверждена к середине 2023 года, в связи с тем, что в настоящее время в энергетическом секторе наблюдается «большое количество неопределенностей» [17].

Опыт выполнения предыдущих программ по энергоэффективности показал, что первым и наиболее важным вопросом является финансирование планируемых мероприятий. В случае привлечения сторонних (частных) инвестиций и/или получения кредитов, инвесторам и кредиторам требуется гарантия погашения и получения в назначенный срок определенной доли экономического эффекта от реализованных мероприятий. Государственная и региональная политика в данном случае играет важнейшую роль по содействию инвестиционного финансирования и должна целенаправленно стимулировать капиталовложения в энергоэффективные методы и технологии. В то же время крайне важно, чтобы такая государственная поддержка не ослабляла стимулы к экономии энергии и повышению энергоэффективности. Следовательно, новая Программа энергоэффективности должна содержать целевые показатели привлеченного финансирования.

Помимо этого, вторым из приоритетных и наименее ресурсоемких планируемых мероприятий Программы энергоэффективности должна являться работа, направленная на изменение поведения потребителей энергии. Проведение эффективных кампаний, направленных на то, чтобы заставить потребителей сократить потребление энергии, не требует существенных финансовых или ресурсных затрат в то время как изменение поведения может практически мгновенно сэкономить энергию, когда люди и предприятия понимают, что делать и почему. Найти способы побудить потребителей энергии изменить свое поведение не всегда легко и быстро, но это вполне реально осуществимо в сравнительно короткие сроки. Показатели Программы должны отражать результаты проведенной работы.

Меры финансового воздействия на конечных потребителей могут быть организованы таким образом, чтобы обеспечить сильные стимулы к экономии энергии, например, применяясь только к определенному объему (проценту) потребления, при этом к остальной части применяются полные рыночные цены. Внедрение интеллектуальных счетчиков предоставляет потребителям обратную связь о потреблении энергии в режиме реального времени и об их моделях потреблении. Информация в квитанциях на оплату энергопотребления является примером механизма обратной связи, который может помочь снизить потребление электроэнергии. Возможна разновидность экономических стимулов, при которых потребители получают баллы за каждый киловатт-час (литр, килограмм, куб) сэкономленной энергии, которые впоследствии возможно использовать для оплаты счетов за энергию.

Третьим аспектом современной действительности и одним из основных препятствий, с которыми сталкиваются коммерческие организации при рассмотрении возможности инвестиций в повышение энергоэффективности, является её заниженная приоритетность, обусловленная тем, что энергоэффективность не относится к основной производственной деятельности. Руководители организаций всех уровней отраслей экономики, помимо личного бытового потребительского поведения, должны осознавать необходимость и важность проводимой общественной работы по воспитанию энергоэффективного поведения сотрудников в возглавляемых организациях. Кроме того, они (руководители) должны понимать, что любые финансовые вложения в энергоэффективность и энергосбережение сразу же начнут приносить экономию за счет сокращения расходов на потребляемую энергию.

В связи с ежегодным сокращением в России количества компаний с государственным участием, в новой Программе необходимо поставить цель повышения энергоэффективности частных коммерческих предприятий и организаций. Это возможно осуществить посредством различных льгот и налоговых механизмов, субсидирования отдельных отраслей экономики (например, предприятий коммунального хозяйства), и прочих правовых и экономических норм.

В-четвертых, обязательным, в первую очередь для государственных предприятий и организаций с государственным участием, и для организаций, осуществляющих производство, переработку, транспортирование и распределение всех видов энергетических ресурсов, должно стать энергетическое обследование (энергоаудит) и принятие мер по его результатам. Среднегодовое потребление организации должно стать критерием для определения необходимости применения мер с целью повышения объемов экономии энергии.

Кроме того, по мнению автора данной статьи, новая Программа энергоэффективности, помимо определения приоритетных и второстепенных целей и задач в различных секторах экономики, должна также содержать оптимальные, проверенные ранее, варианты их достижения. Для каждой поставленной задачи должен быть предложен комплекс взаимодополняющих мер, с возможностью их использования в регионах с различным уровнем экономического развития. Безусловно, в связи с тем, что регионы России имеют значительные отличия в структурах экономики и обеспеченности энергетическими ресурсами, приоритетные цели в области повышения энергоэффективности и энергосбережения, а также подходы к их достижению также должны быть различны. Регионы при этом должны получить полную свободу выбора мер по повышению энергоэффективности для достижения снижения конечного потребления энергии.

Безусловно, при разработке и выполнении новой Программы по энергоэффективности необходимо изучение и внедрение передового мирового опыта. Сложившаяся на сегодняшний день кризисная ситуация в мировом экономическом сообществе - уникальный шанс для России, обладающей практически неограниченными запасами природных ресурсов: не расходуя огромный объем финансовых средств и времени, не только планомерно воплощать в жизнь запланированные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, но и вести статистику, проводить анализ действий, результатов и ошибок стран Европейского союза и других в данном направлении [18]. Возможность отслеживания существующих и внедрения дополнительных мер по повышению энергоэффективности в других странах позволит избежать ресурсоемких решений и построить более эффективные и устойчивые энергетические системы, которые в конечном итоге повысят благосостояние населения России.

Заимствование передовых и оправдавших себя на практике технологий и мероприятий позволит России не только быть готовой и способной адаптироваться к складывающейся обстановке, но и даст возможность избежать допущенных странами Европейского союза ошибок на пути к цели сокращения использования энергетических ресурсов.

Кроме того, необходимо учитывать положительный опыт Китая в 2021 году по сокращению потребления ископаемого топлива.

Полученный опыт позволит России:

- разрабатывать долгосрочные прогнозы и стратегии своего дальнейшего развития;

- предвидеть перспективы и варианты дальнейшего развития мировых политических событий,

- предпринимать упреждающие действия и обеспечить готовность экономики России к возможным рискам и последствиям в сфере экономии энергоресурсов;

- совершенствовать нормативно-правовую базу в области энергоэффективности;

- создать дополнительные механизмы управления в сфере энергоэффективности, чем обеспечить больший ресурс генерации, транспортировки и потребления энергоресурсов России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

620_И.Ю. Полетаев_

2023. Т. 33, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Достижение поставленных целей и четкое выполнение задач невозможно без организации четкого прогнозирования, планирования и контроля проводимых мероприятий. Успешное решение поставленных задач по повышению энергоэффективности отраслей экономики государства в целом потребует создания единой эффективной системы государственного управления и Единого Государственного и Региональных Координационных Центров. В функции данных Центров, осуществляющих сбор и анализ поступающей информации, в обязательном порядке должна быть включена разработка приоритетных энергоэффективных мероприятий (в виде рекомендаций для конкретного предприятия). Данная структура должна будет обеспечить системный подход и единую методику расчета показателей экономической эффективности реализации Программы энергоэффективности в регионах. В противном случае возможность контроля мероприятий и оценка полученного эффекта будет затруднена.

При этом правовой статус Координационных центров должен обеспечивать выполнение ими функций административного воздействия и стимулирования проводимых и планируемых отраслевых и региональных мероприятий по повышению энергоэффективности. Как минимум, функции административного воздействия должны состоять из разработки критериев ответственности должностных лиц организаций и юридических лиц, и порядка применения санкций за неисполнение указаний и рекомендаций или срыв сроков мероприятий повышения энергоэффективности. Не исключено, что на Координационные центры может быть возложена функция финансового посредника (гаранта) между источниками (банки, инвесторы, кредиторы) и получателями финансовых средств.

В [19] подчеркнуто, что в связи с возможностью создания Координационных центров на базе существующих региональных и Национального центров энергоэффективности (энергосбережения), -дополнительные финансовые затраты на их создание не требуются.

Заключение

Эффективное использование энергетических ресурсов - один из ключевых аспектов развития общества. С января 2022 года в России фактически отсутствует государственная система мероприятий и инструментов по повышению эффективности использования энергетических ресурсов. Новая Программа по энергоэффективности должна быть тесно увязана с действующими Стратегиями и Декларациями развития отраслей экономики Российской Федерации. Помимо определения приоритетных и второстепенных целей и задач в различных секторах экономики, новая Программа энергоэффективности должна содержать оптимальные варианты их достижения. При этом регионы России должны получить полную свободу выбора мероприятий по повышению энергоэффективности для достижения результата - снижения конечного потребления энергии.

Успешное решение поставленных задач по повышению энергоэффективности отраслей экономики государства в целом потребует создания единой эффективной системы управления на базе Государственного и Региональных Координационных центров, обладающих функциями эффективного стимулирования мероприятий по повышению энергоэффективности.

При разработке и выполнении новой Программы по энергоэффективности необходимо изучение и внедрение передового опыта регионов России и опыта других стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 // Российская газета. Федеральный выпуск, 2008, № 4680, с. 16.

2. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ //СЗ РФ, 2009, № 48, С. 5711-5824.

3. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р // СЗ РФ. 2011. № 4. С. 622-675.

4. Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 № 2489 «О внесении изменений в государственную Программу Российской федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"», официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112300075 (дата обращения 06.08.2022).

5. «В России разработали концепцию госпрограммы по повышению энергоэффективности», информационный ресурс «E2nergy». URL: https://eenergy.media/archives/22722 (дата обращения 16.12.2022).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 № 3052-р «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://static.government.ru/media/files/ADKk Czp3fW032e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения 26.11.2022).

7. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody& nd=102354386 (дата обращения 26.11.2022).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» «Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации», официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/400820533/ (дата обращения 06.08.2022).

9. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/726723672 (дата обращения 16.08.2022).

10. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения 06.08.2022).

11. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения 26.11.2022).

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://static.government.ru/media/files/ UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения 16.10.2022).

13. «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://mintrans.gov.ru/ministry/targets/ 187/ 191/documents (дата обращения 26.12.2022).

14. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 год», официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://government.ru/docs/46950/ (дата обращения 26.12.2022).

15. Распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года», официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/62961.html (дата обращения 06.08.2022).

16. «Новая стратегия обеспечит энергоснабжение России в условиях санкций», информационный ресурс «Независимая газета». URL: https://www.ng.ru/energy/2022-09-12/9_8537_strategy.html (дата обращения 26.12.2022).

17. «Минэнерго представит новую энергостратегию РФ в середине 2023 года», информационный ресурс «Известия». URL: https://iz.ru/1390954/2022-09-06/minenergo-predstavit-novuiu-energostrategiiu-rf-v-seredine-2023-goda (дата обращения 26.12.2022).

18. Полетаев И. «Экономия энергоресурсов: ограничение потребления или энергоэффективность?» // Известия УГГУ. 2022. № 4. С. 133-138.

19. Полетаев И. «Государственные и региональные координационные центры системы управления энергоэффективностью регионов» // Вопросы региональной экономики. 2020. № 4 (45). С. 59-67.

Поступила в редакцию 20.04.2023

Полетаев Илья Юрьевич кандидат экономических наук, старший научный сотрудник АО «Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ)» 119002, Россия, г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 29/16 E-mail: poletaev1@gmail.com

622

И.Ю. Полетаев

I.Yu. Poletaev

NEW STATE ENERGY EFFICIENCY PROGRAM - NEW EXPECTATIONS

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-617-622

The purpose of this article is to study promising issues of the formation of goals and objectives of the new state Program for energy conservation and energy efficiency.

The relevance of the study is due to the need to improve measures in this area. The problem of saving all types of energy and the efficiency of using fossil fuels is a key one for Russia. The research methodology is based on the analysis of the current regulatory legal acts of the Russian Federation in the field of energy conservation and energy efficiency, existing concepts, implementation of modern energy efficiency measures to identify the most priority goals of the new state Program for energy conservation and energy efficiency.

The article draws special attention to the importance of working to change the behavior of energy consumers (organizations and individuals), as well as the need to increase the responsibility of managers of enterprises and organizations in all sectors of the economy for the implementation of planned energy conservation and energy efficiency measures. The results of the study show the need to create a unified effective system of management and control of energy efficiency measures on the basis of State and Regional Coordination Centers that have the functions of effectively stimulating energy efficiency measures.

The conclusion is formulated that in addition to defining goals and objectives, the new Energy Efficiency Program should contain optimal options for achieving them.

The author states that the study of world experience and the use of advanced and well-proved technologies in the regions of Russia will allow Russia to avoid mistakes on the way to the efficient use of energy resources.

Keywords: investment, coordination, program, region, management, energy efficiency.

Received 20.04.2023

Poletaev I.Yu., Candidate of Economics, Senior Researcher Institute of Regional Economic Research (IRER) Sivtsev Vrazhek ln., 29/16, Moscow, Russia, 119002 E-mail: poletaev1@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.