Научная статья на тему 'НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИТАЛИИ КАК СЛЕДСТВИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ЕС'

НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИТАЛИИ КАК СЛЕДСТВИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ЕС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Италия / план Маттеи / санкции ЕС / энергетический кризис / российско-итальянские отношения / Italy / Mattei plan / EU sanctions / energy crisis / Russian-Italian relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шибкова Мария Олеговна, Малинина Ольга Вадимовна

В статье представлен анализ политической практики итальянских правительств под руководством М. Драги и Дж. Мелони в ответ на российско-украинский кризис, повлекший за собой принятие Евросоюзом нескольких пакетов антироссийских санкций. Навязанный Брюсселем государствам – членам ЕС отказ от российских энергоресурсов поставил Италию перед необходимостью незамедлительного пересмотра списка поставщиков, способных восполнить объем газа, импортировавшегося из России. Стремясь сдержать рост цен на электроэнергию, негативно повлиявший на качество жизни граждан, итальянское правительство вынуждено было отказаться от долгосрочных планов по постепенному переходу на альтернативные источники энергии и сделать выбор в пользу механического замещения России партнерами из Африки, при этом отказавшись от традиционной для страны политики по мониторингу соблюдения прав человека в этих странах. Несмотря на несогласие некоторых политических сил с проводимой политикой, российско-итальянское энергетическое сотрудничество, уходящее корнями в середину прошлого века, из-за диктата Брюсселя и вопреки национальным интересам обеих стран сейчас практически сведено на нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ITALY'S NEW ENERGY STRATEGY AS A CONSEQUENCE OF ATI-RUSSIAN SANCTIONS

The article analyzes the political practices of the Italian governments under the leadership of M. Draghi and G. Meloni in response to the Russian-Ukrainian crisis, which resulted in the adoption of several packages of anti-Russian sanctions by the European Union. The rejection of Russian energy resources imposed by Brussels on the EU member states has made it necessary for Italy to revise the list of suppliers capable of replacing the volume of gas imported from Russia immediately. In an effort to curb the rise in electricity prices, which had a negative impact on the quality of life of its citizens, the Italian government had to abandon its long-term plans for a gradual transition to alternative energy sources and opt for a mechanical substitution of Russia with partners from Africa. Meanwhile the Italian authorities almost abandoned their traditional policy of monitoring human rights in those countries. The author draws a conclusion that in spite of the fact that some political forces point out the inefficiency of the current government’s policies, as for now, Russian-Italian energy co-operation, which dates back to the middle of the last century, is now virtually nullified, which owes to the dictate of Brussels and contradicts the interests of both Moscow and Rome.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИТАЛИИ КАК СЛЕДСТВИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ЕС»

Международные торгово-экономические

отношения

России

ШИБКОВА Мария Олеговна — кандидат политических наук, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; т^ЫЬ^уа@тпо. mgimo.ru)

МАЛИНИНА Ольга Вадимовна — бакалавр Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; ollya-malinina@yandex.ru)

НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИТАЛИИ КАК СЛЕДСТВИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ЕС

Аннотация. В статье представлен анализ политической практики итальянских правительств под руководством М. Драги и Дж. Мелони в ответ на российско-украинский кризис, повлекший за собой принятие Евросоюзом нескольких пакетов антироссийских санкций. Навязанный Брюсселем государствам - членам ЕС отказ от российских энергоресурсов поставил Италию перед необходимостью незамедлительного пересмотра списка поставщиков, способных восполнить объем газа, импортировавшегося из России. Стремясь сдержать рост цен на электроэнергию, негативно повлиявший на качество жизни граждан, итальянское правительство вынуждено было отказаться от долгосрочных планов по постепенному переходу на альтернативные источники энергии и сделать выбор в пользу механического замещения России партнерами из Африки, при этом отказавшись от традиционной для страны политики по мониторингу соблюдения прав человека в этих странах. Несмотря на несогласие некоторых политических сил с проводимой политикой, российско-итальянское энергетическое сотрудничество, уходящее корнями в середину прошлого века, из-за диктата Брюсселя и вопреки национальным интересам обеих стран сейчас практически сведено на нет. Ключевые слова: Италия, план Маттеи, санкции ЕС, энергетический кризис, российско-итальянские отношения

Украинский кризис как катализатор энергетического кризиса

в Италии

Политика санкционного давления ЕС на Россию на фоне украинских событий спровоцировала серьезный кризис итальянской энергетической системы, в основе функционирования которой лежал импорт российских энергетических ресурсов. План КЕРо^егЕи по преодолению зависимости энергосистемы ЕС от российского топлива до 2030 г., представленный Еврокомиссией в мае 2022 г., называется экспертами «"коперниковской революцией", поскольку в 2021 г. около 43% газа и 27% нефти мпортировалось ЕС из России» [РшПвга, Lizzi 2023: 252].

Вообще энергетический кризис в Европе начал развиваться еще в 2021 г. из-за постепенного повышения цен на ископаемые виды топлива, в первую очередь газа, что было во многом связано с оживлением экономики и увеличением спроса на энергоресурсы, которому не соответствовало предложение. При этом генерация возобновляемых источников энергии (ВИЭ), получившая импульс к развитию благодаря коронавирусу и активизации климатической повестки, также не могла компенсировать рост спроса. В Италии цена на электроэнергию была одной из самых высоких в ЕС (по этому показателю ее обогнала только Испания) и составляла 225 евро/МВт«ч в январе 2022 г. -

252

ВЛАСТЬ

2023'05

примерно в 5 раз выше, чем в марте 2021 г.1 События февраля 2022 г. только усилили эти тенденции, поскольку выросшая цена на газ неминуемо потянула за собой цену на электроэнергию, и в начале марта цена резко выросла на 60% - до 361 евро/МВт'ч2, что стало предметом серьезной обеспокоенности как для правительства, так и для простых итальянцев.

На фоне эскалации энергетического кризиса глава правительства Марио Драги акцентировал необходимость диверсификации источников поставок энергии и устранения зависимости от России. Необходимо отметить, что в контексте европейской климатической повестки наиболее предпочтительный вариант ответа на кризис - это использование ВИЭ, однако в кризисной ситуации долгосрочное планирование перехода на альтернативные источники ушло на второй план, и приоритет был отдан более быстрому решению в виде диверсификации поставщиков [Brighi, Giusti 2023: 192]. В довольно короткие сроки совместно с Eni была разработана стратегия диверсификации, в которой преимущественное внимание уделялось африканским странам.

План Маттеи

Так начался период «газовой дипломатии» Италии: весной 2022 г. министр иностранных дел Италии Луиджи ди Майо совершил тур по африканским странам, магистральной целью которого было укрепление энергетического сотрудничества, при этом в Катаре, Анголе и Конго министра ди Майо сопровождал глава Eni Клаудио Дескальци. На протяжении всего года и в начале 2023 г. правительство совместно с Eni и Snam вело переговоры с Египтом, Катаром, Республикой Конго, Алжиром, Ливией (с данными странами были заключены соглашения о поставках3), Нигерией, Мозамбиком, Индонезией. По расчетам правительства, к 2025 г. импорт газа из этих стран (природного газа и СПГ) должен в целом покрыть российский импорт4. Характерно, что острая необходимость наращивания поставок, альтернативных российским, резко отодвинула на второй план обеспокоенность Рима повесткой, связанной с соблюдением прав человека в этих странах, что, впрочем, происходит уже не в первый раз. На политику двойных стандартов Рима в этой области указывают и сами итальянские исследователи, отмечая, что «как и ЕС, членом которого она является, Италия преследует ряд стратегических интересов в области миграции, энергетики, безопасности и геополитики, параллельно, но иногда и открыто нарушая те нормативные обязательства в области прав человека, демократии и верховенства права, которые намеревается продвигать ЕС среди ближайших соседей» [Brighi, Musso 2017: 72].

Кроме того, было принято решение в целом сократить долю газа в энергопотреблении; сделать это можно было путем возврата к угольной генерации. В Италии действуют семь угольных электростанций, которые планировалось закрыть к 2025 г., однако после событий февраля долю вырабатываемой на таких ТЭК энергии было решено увеличить. Заявления о возврате к углю впервые прозвучали 25 февраля во время выступления Драги в нижней палате

1 Crisi energetica: l'Italia è diversa? - ISPI. Доступ: https://www.ispionline.it/it/ pubblicazione/ crisi-energetica-litalia-e-diversa-33404 (проверено 10.07.2023).

2 Quanto Costa un kWh di Energia Elettrica Oggi Marzo 2023. - LuceGas.it. Доступ: https:// luce-gas.it/guida/tariffe/kwh (проверено: 10.07.2023).

3 Il decreto Ministero della Transizione Ecologica d'Italia "Piano nazionale di contenimento dei consumí di gas naturale". - Il Sole 24 Ore. Доступ: 2022.https://i2.res.24o.it/pdf2010/Editrice/ ILS0LE240RE/ILS0LE240RE/0nline/_0ggetti_Embedded/Documenti/2022/09/07/Piano-contenimento-consumi-gas_MITE_6set2022.pdf (проверено 07.07.2023).

4 Там же.

2 02 3'05

ВЛАСТЬ

253

парламента1, после чего их неоднократно повторял министр экологического перехода Роберто Чинголани2, а в сентябре 2022 г. данное положение было включено в Национальный план сокращения потребления природного газа (Piano Nazionale di Contenimento dei Consumí di Gas Naturale). Также в плане была подтверждена нацеленность на диверсификацию поставщиков (в т.ч. путем увеличения поставок по Трансадриатическому газопроводу), отмечена необходимость заполнить хранилища на 90% в преддверии зимы (согласно декрету от 1 марта 2022 г.), а также повысить национальное производство газа (а именно «зеленого» газа - биометана и водорода)3. В целом, стратегической задачей в долгосрочной перспективе остается развитие ВИЭ-генерации, что позволит в долгосрочной перспективе как сократить спрос на природный газ и СПГ, так и уменьшить выбросы СО2.

Осенью 2022 г. в Италии разразился политический кризис, в результате досрочных выборов к власти пришла партия «Братья Италии» во главе с Джорджей Мелони, однако в общем курс энергетической политики нового правительства отличался преемственностью. В предвыборной программе партии была подтверждена приверженность устойчивому развитию и «зеленой» энергетике, необходимость диверсификации поставок газа, в особенности в рамках «средиземноморского коридора», устранения влияния роста цен на газ на рост цен на электроэнергию, преодоления энергетической зависимости от России (в рамках плана RepowerEU), развития национальной энергетической инфраструктуры.

На данный момент одним из важнейших достижений правительства Мелони в деле диверсификации поставщиков газа стало подписание соглашения о строительстве газопровода Galsi, который соединит Алжир и Италию. При этом, как отмечается, это газопровод нового типа, по которому будут транспортироваться не только газ, но и водород с аммиаком4. В целом, постепенно Алжир становится ключевым партнером Италии в газовой сфере, возвращаясь к ситуации до 2013 г.: так, еще в марте при Марио Драги было подписано соглашение о дополнительных поставках из Алжира 9 млрд куб. м газа5. Интересно отметить, что, характеризуя современную энергетическую политику Италии, направленную на диверсификацию, Мелони зачастую называет ее «Планом Маттеи», хотя именно оригинальный план Энрико Маттеи (первый глава итальянской Eni), предполагавший в середине прошлого века также развитие экономических связей со странами за пределами Европы, в т.ч. и СССР, предопределил структуру энергетического комплекса Италии, сложившуюся к началу 2022 г.

1 Santi Simone Guerra in Ucraina, cosa ha detto Draghi su gas, carbone e transizione italiana. -LifeGate. Доступ: https://www.lifegate.it/mario-draghi-guerra-ucraina-gas-carbone (проверено 17.06.2023).

2 Chiesa F. Gas russo, Cingolani: «Servono 24-36 mesi per diversificare le fonti». - Corriere della Sera. 10.03.2022. Доступ: https://www.corriere.it/economia/consumi/22_marzo_10/ gas-russo-cingolani-senza-l-import-russia-sarebbe-tragedia-sociale-e4f88fee-a088-11ec-83b4-cf7e2400b5e9.shtml (проверено 17.06.2023).

3 Il decreto Ministero della Transizione Ecologica d'Italia «Piano nazionale di contenimento dei consumi di gas naturale». - Il Sole 24 Ore. Доступ: 2022.https://i2.res.24o.it/pdf2010/Editrice/ ILS0LE240RE/ILS0LE240RE/0nline/_0ggetti_Embedded/Documenti/2022/09/07/Piano-contenimento-consumi-gas_MITE_6set2022.pdf (проверено 19.06.2023).

4 Martucci Gianluca: Ad Algeri intesa per un nuovo gasdotto. Meloni: «Saremo hub per l'Europa». - Euronews. Доступ: https://it.euronews.com/2023/01/23/ad-algeri-intesa-per-un-nuovo-gasdotto-in-arrivo-meloni-saremo-hub-per-leuropa (проверено: 17.06.2023).

5 Там же.

Российско-итальянское энергетическое сотрудничество в условиях кризиса

Что касается непосредственно российско-итальянского энергетического сотрудничества, то в наибольшей степени пострадала нефтяная отрасль: согласно шестому пакету ЕС, Италия была вынуждена ввести эмбарго на поставки российской нефти, и 5 декабря 2022 г. Россия выбыла из числа поставщиков Италии. Важно подчеркнуть, что антироссийские санкции не получили единогласного одобрения среди политических элит Рима. Так, например, лидер партии «Лига» Маттео Сальвини, который никогда не скрывал симпатий к Кремлю и говорил об «общих ценностях, основанных на идеологии консерватизма» [Шибкова 2017: 54], заявил, что санкции не только «не наносят ущерб России», но в целом «вредят итальянским семьям»1.

Стоит напомнить, что Лукойлу, не попавшему под секторальные санкции ЕС, принадлежал НПЗ «ISAB» на Сицилии - один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Италии, на который приходится около 20% перерабатывающих мощностей страны2. До июля 2022 г. ISAB продолжал работать, однако после введения эмбарго функционирование завода оказалось под угрозой, поскольку возможности закупки нероссийской нефти были сильно ограничены вследствие санкций в финансовом секторе и опасений со стороны европейских партнеров, которые не желали попасть под санкции США из-за сотрудничества с российской компанией (Соединенные Штаты включили Лукойл в санк-ционный список еще в 2014 г.). Поэтому итальянское правительство попыталось получить отсрочку от эмбарго, но заявка была сделана слишком поздно и в итоге была отклонена3; помимо этого рассматривалась также возможность введения внешнего управления и даже полной национализации НПЗ, чтобы обеспечить его работу на топливе нероссийского происхождения. В результате после долгих переговоров в январе 2023 г. Лукойл продал завод G.O.I Energy, сформировавшей партнерство с трейдинговым агентством «Трафигура».

Газовое сотрудничество тоже серьезно сократилось из-за стратегии правительства на преодоление зависимости от России. Если в 2021 г. российский газ составлял около 40% (29,1 млрд куб. м) всего импорта газа в Италию, то по итогам 2022 г. объем поставок сократился на 61% - до 11,2 млрд куб. м (16% всего импорта)4, при этом выросла доля Алжира (прирост поставок - 12%) и Азербайджана (прирост - 41%)5.

Проект газопровода «Посейдон», который ранее в России считали потенциальным элементом южного коридора поставок российского газа через «Турецкий поток», теперь рассматривается как стратегически важный проект, который, наоборот, поможет диверсифицировать источники и снизить зависимость от России благодаря поставкам из Израиля по ветке трубопровода Eastmed, который, однако, пока фактически блокируется Турцией.

Пострадало и двустороннее сотрудничество Eni и Газпрома. Несмотря на от-

1 Salvini e le sanzioni alla Russia: «Danneggiano l'Italia, vanno ripensate». - IlMattino. Доступ: https://www.ilmattino.it/primopiano/politica/salvini_sanzioni_russia_italia_fanno_male_agli_ italiani-6906225.html (проверено 11.07.2023).

2 Гордеев В. ЛУКОЙЛ договорился о продаже НПЗ в Италии. - РБК. Доступ: https:// www.rbc.ru/business/09/01/2023/63bc56d19a79476633a57104 (проверено 27.06.2023).

3 Хасанова А. ЛУКОЙЛ может продать НПЗ ISAB в Италии до конца 2023 г. - Neftegaz.ru. Доступ: https://neftegaz.ru/news/neftechim/761487-npz-lukoyla-v-italii-mozhet-byt-prodan-do-kontsa-goda/ (проверено 11.07.2023).

4 Deganello S. Gas, crollo flussi Russia. Ecco le nuove rotte delle forniture. - Il Sole 24 Ore. Доступ: https://www.ilsole24ore.com/art/gas-2022-forniture-russia-scese-61percento-AElqjZYC (проверено 27.06.2023).

5 Там же.

2023'05

ВЛАСТЬ

255

сутствие запрета на импорт газа, связи европейских компаний с российскими, особенно с высокой долей государственного участия, могут быть сопряжены с так называемыми репутационными потерями или спровоцировать санкции со стороны США, поэтому многие компании начали выходить из совместных проектов. Eni не стала исключением: в марте 2022 г. компания заявила о намерении продать свою долю в «Голубом потоке»1. Более того, стоит вновь упомянуть, что в данный момент Eni активно участвует в реализации «Плана Маттеи», т.е. ищет новых поставщиков газа совместно с правительством, что было, в частности, отражено в Стратегическом плане компании на 2023-2026 годы2.

Кроме того, запрет на экспорт технологий поставил под угрозу многие проекты на территории России, осуществляемые совместно с итальянскими компаниями. По сути, участие Saipem в проекте «Арктик СПГ-2» было парализовано европейскими санкциями, поэтому компания сначала приостановила работы, а потом стала искать пути выхода из проекта: Saipem начала вести переговоры с Новатэком об условиях продажи своей доли в совместном предприятии. Из-за секторальных санкций против Газпром нефти итальянская компания была также вынуждена прекратить участие в модернизации НПЗ в Москве, был окончательно расторгнут ее контракт на проведение буровых работ плавучей платформы Perro Negro 83. Marie Technimontтакже начала перенаправлять ресурсы на проекты в других странах, поскольку скорейшее возобновление деятельности, по мнению компании, маловероятно4. Стоит напомнить, что возможности продажи своих долей в российских инвестпроектах у итальянских компаний сильно ограничены после августа 2022 г., когда был введен запрет на операции с долями иностранных инвесторов; в декабре запрет был продлен до конца 2023 г.5 Так, Enel еще в июне6 договорилась продать контрольный пакет в своем дочернем предприятии в России Лукойлу и фонду «Газпромбанк-Фрезия», однако затем были введены ограничения. В результате сделку удалось завершить только после того, как президент России специальным распоряжением одобрил ее проведение7. Что касается Роснефти, то при-

1 Our work in Russia. - Eni. URL: https://www.eni.com/en-IT/eni-worldwide/eurasia/ russia. html (accessed 28.06.2023).

2 Tackling energy trilemma - Eni. URL: https://www.eni.com/en-IT/investors/strategic-plan. html (accessed 28.06.2023).

3 Saipem, in corso negoziazioni per chiudere progetti Artic Lng 2 in Russia. - La Repubblica. Доступ: https://finanza.repubblica.it/News/2022/08/08/saipem_ in_ corso_ negoziazioni _ per_ chiudere_progetti_artic_lng_2_in_russia-153/ (проверено 28.06.2023).

4 Tecnimont перебрасывает ресурсы с незавершенных проектов в РФ, их стоимость оценивается в 1,1 млрд евро. - Национальная ассоциация нефтегазового сервиса. Доступ: https://nangs.org/news/business/tecnimont-perebrasyvaet-resursy-s-nezavershennykh-proektov-v-rf-ikh-stoimost-otsenivaetsya-v-1-1-mlrd-evro (проверено 28.06.2023).

5 Указ Президента РФ от 05.12.2022 N 876 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 05.08.2022 N 520 "О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций"». Доступ: https://base.garant.ru/405878551/ (проверено 29.06.2023).

6 Enel продает долю в российской дочке «Лукойлу» и фонду «Газпромбанк-Фрезия». -Ведомости. Доступ: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/06/16/926980-enel-prodaet-dolyu-v-rossiiskoi-dochke-lukoilu-i-fondu-gazprombank-freziya (проверено 30.06.2023).

7 Распоряжение Президента РФ от 30.09.2022 № 305-рп «О специальном решении о совершении сделок публичным акционерным обществом "Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»" и акционерным обществом "ААА Управление Капиталом", действующим в качестве доверительного управляющего закрытым комбинированным паевым инвестиционным фондом "Газпромбанк-Фрезия"». Доступ: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202209300019 (проверено 26.06.2023).

влечь к участию в проекте «Восток Ойл» итальянские компании российской компании из-за санкций также не удастся.

Выводы

Таким образом, украинский кризис ознаменовал собой обострение энергетического кризиса в Италии и начало нового, далеко не лучшего периода в истории плодотворного российско-итальянского энергетического сотрудничества. Санкции Евросоюза и США привели к заморозке и даже разрыву прежних связей, которые были установлены в прежние десятилетия. Действительно, поставки газа, в отличие от нефти, пока продолжаются, благодаря в первую очередь долгосрочным контрактам Eni и Газпрома, однако их объем в целом сокращается, и, учитывая итальянскую стратегию на преодоление зависимости от российского газа, он вряд ли вернется на прежний уровень в ближайшее время. Кроме того, Италия уже давно стремится стать газовым хабом в Европе. Но если раньше достижение этой цели ассоциировалось с Россией (например, благодаря «Южному потоку» и южному коридору), то теперь потенциальное «превращение Италии в Южно-Средиземноморский транспортно-логистиче-ский хаб» [Фактор Китая...2022: 62] может стать реальностью без российского участия за счет развития сотрудничества с африканскими и ближневосточными странами. Что касается компаний, то совместные проекты пришлось приостановить, итальянские партнеры пытаются искать пути выхода из них, при этом, по оценкам экспертов, санкции будут действовать еще долгое время [Тимофеев 2022], поэтому перспективы привлечения итальянских партнеров в новые проекты весьма неоднозначны.

Список литературы

Тимофеев И.Н. 2022. Возможна ли отмена санкций против России? — Российский совет по международным делам. Доступ: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/vozmozhna-li-otmena-sanktsiy-protiv-rossii-net/ (проверено 11.07.2023).

Фактор Китая в Средиземноморье: доклады Института Европы РАН № 287 (под ред. О.В. Буториной, Е.С. Алексеенковой). 2022. М.: Изд-во ИЕ РАН. 200 с.

Шибкова М.О. 2017. Факторы привлекательности образа России для евро-скептических политических сил. - Власть. № 8. С. 54-58.

Brighi E., Giusti S. 2023. The Necessary Reorientation of Italian Energy Policy. -Contemporary Italian Politics. Vol. 15. No. 2. P. 190-204.

Brighi E., Musso M. 2017. Italy in the Middle East and the Mediterranean: Evolving Relations with Egypt and Libya. - Italian Politics: The Great Reform That Never Was. Vol. 32. No. 1. P. 70-89.

Prontera A., Lizzi R. 2023. The Necessary Reorientation of Italian Energy Policy. -Contemporary Italian Politics. Vol. 15. No. 2. P. 252-268.

2 02 3'05

ВЛАСТЬ

257

SHIBKOVA Maria Olegovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of History and Politics of European and American Countries, Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia,119454; m.shibkova@inno.mgimo.ru)

MALININA Olga Vadimovna, bachelor in international relations, Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia,119454; ollya-malinina@yandex.ru)

ITALY'S NEW ENERGY STRATEGY

AS A CONSEQUENCE OF ATI-RUSSIAN SANCTIONS

Abstract. The article analyzes the political practices of the Italian governments under the leadership of M. Draghi and G. Meloni in response to the Russian-Ukrainian crisis, which resulted in the adoption of several packages of anti-Russian sanctions by the European Union. The rejection of Russian energy resources imposed by Brussels on the EU member states has made it necessary for Italy to revise the list of suppliers capable of replacing the volume of gas imported from Russia immediately. In an effort to curb the rise in electricity prices, which had a negative impact on the quality of life of its citizens, the Italian government had to abandon its long-term plans for a gradual transition to alternative energy sources and opt for a mechanical substitution of Russia with partners from Africa. Meanwhile the Italian authorities almost abandoned their traditional policy of monitoring human rights in those countries. The author draws a conclusion that in spite of the fact that some political forces point out the inefficiency of the current government's policies, as for now, Russian-Italian energy co-operation, which dates back to the middle of the last century, is now virtually nullified, which owes to the dictate of Brussels and contradicts the interests of both Moscow and Rome. Keywords: Italy, Mattei plan, EU sanctions, energy crisis, Russian-Italian relations

УДК 327.8

ХЛОПОВ Олег Анатольевич — кандидат политических наук, доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета (125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., 6, rggu2007@rambler.ru)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА

Аннотация. В статье исследуется содержание понятия «энергетическая безопасность» с точки зрения оценки состояния окружающей среды и энергетического перехода к широкому использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Подавляющее большинство мирового производства энергии по-прежнему приходится на ископаемое топливо, и для разработки энергетической политики потребуется глубокое понимание взаимосвязи сложных проблем, таких как постоянный спрос на традиционные углеводородные ресурсы, экологические проблемы, вызванные их потреблением, и необходимость перехода к «зеленой экономике». Автор утверждает, что энергетический переход значительно влияет на трансформацию содержания энергетической безопасности.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергетический переход, углеводородные ресурсы, возобновляемые источники энергии, устойчивое развитие, Россия

Энергетическая безопасность является концептуальной основой энергетической политики для промышленно развитых и экономически развивающихся стран. Как политическая проблема энергетическая безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.