Научная статья на тему 'Новая энергетическая политика Японии: баланс между тремя «э»'

Новая энергетическая политика Японии: баланс между тремя «э» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХ "Э" / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАЗОВЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ТОПЛИВНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / CONCEPT OF "3 ES" / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENERGY SECURITY / BASIC ENERGY PLAN / ENERGY POLICIES / ENERGY CONSERVATION / DIVERSIFICATION OF ENERGY SOURCES / NUCLEAR ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полищук Алексей Владимирович

Концепция трех «Э» является современным отражением теории «устойчивого развития» и устанавливает связь между экономическим ростом, экологией и энергетической безопасностью. Являясь одной из крупнейших экономик мира, Япония не обладает собственными запасами ископаемого топлива и почти полностью зависит от импорта энергоресурсов. В статье проводится исследование проблемы соблюдения баланса между экономическим ростом, экологией и энергетической безопасностью в энергетической политике этой ресурсозависимой страны. Анализ ключевых направлений энергетической политики Японии показывает, что на современном этапе Япония сосредоточена на обеспечении энергетической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan's New Energy Policies Balance between "3 Es"

The concept of "3 Es" reflects the "sustainable development" theory. Modern energy policies of developed countries balance between the "3 Es" economic growth, environmental sustainability and energy security. In regards to Japan, to date it is one of the largest world economies. Simultaneously the country has nearly complete reliance on import for its energy needs. This makes the island country rank energy security at the top of its national priorities. The article contains analyses of the main directions of current Japan's energy policies. Also, a great attention is paid to the problem of sustainable development and influence of the ecological factors on the energy policies. Based on different assumptions, the study concludes that energy security is the key plank of Japan's national policy. The country has made the shift away from sound balance between "3 Es" towards energy security.

Текст научной работы на тему «Новая энергетическая политика Японии: баланс между тремя «э»»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

А.В. Полищук

НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ: БАЛАНС МЕЖДУ ТРЕМЯ «Э»

Концепция трех «Э» является современным отражением теории «устойчивого развития» и устанавливает связь между экономическим ростом, экологией и энергетической безопасностью.

Являясь одной из крупнейших экономик мира, Япония не обладает собственными запасами ископаемого топлива и почти полностью зависит от импорта энергоресурсов. В статье проводится исследование проблемы соблюдения баланса между экономическим ростом, экологией и энергетической безопасностью в энергетической политике этой ресурсозависимой страны.

Анализ ключевых направлений энергетической политики Японии показывает, что на современном этапе Япония сосредоточена на обеспечении энергетической безопасности.

Ключевые слова: концепция трех «Э», устойчивое развитие, энергетическая безопасность, базовый энергетический план, энергетическая политика, энергосбережение, топливная диверсификация, ядерная энергетика.

The concept of "3 Es" reflects the "sustainable development" theory. Modern energy policies of developed countries balance between the "3 Es" - economic growth, environmental sustainability and energy security.

In regards to Japan, to date it is one of the largest world economies. Simultaneously the country has nearly complete reliance on import for its energy needs. This makes the island country rank energy security at the top of its national priorities.

The article contains analyses of the main directions of current Japan's energy policies. Also, a great attention is paid to the problem of sustainable development and influence of the ecological factors on the energy policies. Based on different assumptions, the study concludes that energy security is the key plank of Japan's national policy. The country has made the shift away from sound balance between "3 Es" towards energy security.

Key words: concept of "3 Es", sustainable development, energy security, Basic Energy Plan, energy policies, energy conservation, diversification of energy sources, nuclear energy.

Устойчивое развитие и концепция трех «Э»

В настоящее время интерес ученых к концепции устойчивого развития заметно угас. Напомним, что доктрина «устойчивого развития» берет начало с ряда научных работ, опубликованных в начале 1970-х гг., самой известной из которых считается доклад Римскому клубу «Пределы роста» (1972)1. По мнению многих критиков, эта

1 Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Отв. ред. Д.М. Гвишиани. М., 1997.

концепция оказалась неприспособленной к экономическим реалиям современного общества и не оправдала возложенных на нее ожиданий: напугав мир мрачными пророчествами, она не стала надежной теорией, способной решить описываемые ей проблемы.

В то же время практика показывает, что спустя 30 лет с момента, когда концепция устойчивого развития увидела свет, она продолжает оказывать сильное влияние на картину мировой энергетики.

Согласно концепции устойчивого развития эксплуатация ресурсов и экономическое развитие должны быть согласованы друг с другом. С экологической точки зрения эта теория подразумевает целостность и жизнеспособность природных систем. В экономической сфере устойчивое развитие должно обеспечивать оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование энергосберегающих технологий, минимизацию, переработку и уничтожение отходов, а в целом - снижение удельной энергоемкости хозяйственной деятельности. В доктрине устойчивого развития имеется некоторое противопоставление «экономической активности» и «экологии»: для развития экономики необходимо все больше и больше природных ресурсов, но чем больше ресурсов потребляет экономика, тем больший ущерб наносится экологии.

В современных условиях эта пара «Э» приобретает практический смысл и актуальность с введением еще одного - «энергетическая безопасность», таким образом формируется концепция трех «Э», которая устанавливает связь между энергетической безопасностью, экономическим ростом и экологией.

Мы считаем, что выделение из экономики отдельной отрасли -энергетики и научное изучение ее проблем показывает, насколько важен доступ к энергетическим ресурсам в нынешнем мире.

Очевидно, что на мировых энергетических рынках равновесие по Парето недостижимо. За доступ к полезным ископаемым идет напряженная борьба, порой невидимая стороннему наблюдателю. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмечает, что транснациональные корпорации топливно-энергетического комплекса (особенно государственные ТНК стран Азии) зачастую выступают как агенты своих правительств, инвестируя средства в проекты по всему миру для обеспечения стратегических потребностей своих стран в энергоносителях: «Мотивы получения доступа к природным ресурсам преобладают при размещении прямых иностранных инвестиций и реализации участия ТНК в других формах на начальных этапах производственной цепочки (разведка и добыча)»2.

В последнее время мы наблюдали высокую волатильность рынка энергоресурсов. К середине 2008 г. цена на сырую нефть

2 Доклад о мировых инвестициях, 2007 год: Транснациональные корпорации, добывающая промышленность и развитие. Обзор. ЮНКТАД, Нью-Йорк, 2007. С. 39-42.

марки WTI достигла 145 долл. за баррель, а к концу года снизилась почти до 30 долл. Одновременно с этим вступил в открытую фазу глобальный экономический кризис, который усугубил проблемы топливно-энергетического комплекса, существенно затруднив доступ к финансовым ресурсам, необходимым для развития энергетики как одного из самых капиталоемких сегментов экономики. Внимание политической и деловой элиты, сосредоточенное на преодолении острейшего экономического кризиса, вновь переключилось на энергетическую безопасность в начале 2009 г., когда из-за блокирования украинской стороной транзита российского газа Европа, стоящая перед лицом отключения промышленных и частных потребителей в пик отопительного сезона, по часам сверяла текущее потребление дефицитного газа и состояние запасов.

Эти явления дают представление об угрозах функционирования мировой экономической системы, активно эксплуатирующей топливные ресурсы. В международных документах, касающихся основ мировой экономики, словосочетания «устойчивое развитие» и три «Э» стали употребляться все чаще. Так, например, Европейская экономическая комиссия ООН признает, что в современных условиях задача по совмещению энергетической безопасности с курсом на устойчивоеразвитие является серьезным вызовом для экономики3. В Итоговом документе Санкт-Петербургского саммита «Большой восьмерки» (2006), посвященного глобальной энергетической безопасности, закреплено, что международное сообщество, строящее основу для устойчивого развития, должно решать три взаимосвязанные задачи - энергетической безопасности, экономического роста и экологии («3 Э»)4.

Обеспечение экономического роста - само по себе является серьезной задачей, особенно для крупных экономик, так же как и обеспечение энергетической безопасности или охрана окружающей среды, а сочетание этих разнонаправленных задач требует обстоятельного изучения и согласованных общественных усилий. Ведущие страны мира прилагают усилия по поиску оптимального сочетания трех «Э». В данной статье мы попытаемся рассмотреть, как эта задача решается в Японии.

Влияние концепции трех «Э» на энергетическую

политику Японии

В современном мире есть страны, для которых сохранение баланса между тремя «Э» является жизненной необходимостью. Японию

3 Форум по энергетической безопасности. Записки секретариата. Комитет по устойчивой энергетике ЕЭК ООН, 2003. С. 2.

4 Глобальная энергетическая безопасность. Итоговый документ саммита «Группы восьми». СПб., 2006.

можно отнести к числу таких стран. Являясь одной из крупнейших экономик мира, Страна восходящего солнца не обладает собственными запасами ископаемого топлива. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2006 г. Япония импортировала 81,7% от потребляемых в стране энергетических ресурсов5.

Страна крайне зависима от конъюнктуры на мировых энергетических рынках, поэтому важнейшая задача для Японии заключается в том, чтобы обеспечить энергетическую безопасность в условиях зависимости от импорта энергоресурсов и неустойчивости мирового рынка энергоресурсов.

Япония с момента своего становления на индустриальный путь развития сталкивается с проблемой обеспеченности ресурсами, но в современных условиях борьба за поставки энергоресурсов становится все агрессивнее. Япония вынуждена соперничать за энергоресурсы не только с промышленно развитыми странами, но и с развивающимися.

В Азии конкуренция за энергоресурсы особенно сильна. В скором будущем страны этого региона станут крупнейшей группой потребителей энергоресурсов. Уже сейчас мы видим стремительное экономическое развитие стран Азии, особенно Индии и Китая, активный рост потребления энергоресурсов и вызванный этим дефицит топлива. Ученые отмечают, что у развивающихся стран отсутствует опыт преодоления энергетических кризисов, угрозу которых не стоит недооценивать. В широком смысле здесь идет речь о накоплении факторов, снижающих общую способность Азиатского региона сопротивляться возможным последствиям топливных кризисов6.

В Японии энергетическая политика является объектом пристального внимания правительства, общественных институтов, экономических субъектов, исследователей не только тогда, когда цены на энергоносители растут. Страна является мировым лидером в таких областях, как технологии энергосбережения, атомная энергетика, энергетическая статистика и информация. С начала 1970-х гг. страна строит комплексную энергетическую политику, декларируя в качестве главной цели обеспечение устойчивого развития экономики и общества.

Национальная энергетическая политика Японии опирается на обширную законодательную базу. Самым важным, на наш взгляд, нормативно-правовым актом, касающимся топливно-энергетического комплекса Японии, является закон № 71 от 14 июня 2002 г. «Об основах энергетической политики». В нем установлены основы государственной политики в энергетической области и указано, что система

5 Energy Policies of IEA Countries. Japan 2008 Review. Paris: OECD/IEA, 2008. C. 19.

6 См. об этом: World Energy Outlook 2006. Paris, OECD/IEA, 2006. С. 68-70.

долгосрочных мероприятий формулируется правительством страны в Базовом энергетическом плане («Энэруги кихон кэйкаку»). Следуя за другими промышленно развитыми странами мира, Япония в марте 2007 г. принятием новой редакции Базового энергетического плана завершила обновление своей национальной энергетической стратегии.

Анализ Базового энергетического плана показывает, что концепция трех «Э» является базисом национальной энергетической политики Японии. Такому положению благоприятствует то, что энергетический сектор в Японии в значительной степени стабилен. Энергетическую стратегию Японии на современном этапе можно оха-растеризовать скорее как «инерционную» - в ней продолжена линия развития, сформированная после энергетических кризисов 1970-х гг. Прогнозируемые темпы прироста энергопотребления и ввода новых мощностей весьма невысокие. По расчетам Министерства энергетики США, до 2015 г. среднегодовой рост потребления первичной энергии в Японии составит 0,1%7. Основное внимание японского правительства направлено на внутренние изменения топливно-энергетического комплекса: модернизацию отраслевой структуры, совершенствование систем снабжения и сбыта. Разработчики правительственных планов прочно закрепили концепцию устойчивого развития в качестве основной идеи энергетической политики.

В Японии традиционно придается огромное значение планированию: несмотря на то что планы правительства носят рекомендательный (индикативный) характер, бизнес старается придерживаться утвержденных программ, а федерации и ассоциации промышленников и предпринимателей разрабатывают собственные программы, соответствующие планам правительства. Японскую экономику вообще отличает развитая координация деятельности правительства и частного сектора. Такой подход делает маловероятным, что деловые круги будут пренебрегать взятыми на себя обязательствами.

Составляющие концепции трех «Э»

в современной энергетической политике Японии

Экология. Экологический вопрос функционирования экономики в целом и энергетики в частности остается насущным вот уже несколько десятилетий. В последнее время пристальное внимание экспертов привлекает проблема глобального потепления, причиной которого считаются выбросы в атмосферу парниковых газов, в том числе диоксида углерода. Энергетике принадлежит первенство и в других видах загрязнения окружающей среды: аэрозольном, радиоактивном и т.д.

7 Шегпайопа! Епе^у ОиАоок 2008. DOE/IEA, 2008. С. 103-119.

Конечно, в области охраны природной среды самая крупная задача Японии - это борьба с глобальным потеплением. Наблюдая, как прохладно отнеслись к Киотскому протоколу крупнейшие эмитенты парниковых газов, Япония представила в январе 2008 г. на экономическом форуме в Давосе новую программу «Холодная планета» по развитию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В соответствии с программой правительство страны предполагает выделение 30 млрд долл. на создание и внедрение технологий, позволяющих снизить выброс парниковых газов, и 10 млрд долл. - на распространение этих технологий.

Важной частью экологической проблемы является вопрос безопасности на энергетических объектах, которые представляют несомненную угрозу окружающей среде и человеку. В первую очередь подразумевается опасность катастроф на атомных электростанциях. По этим мотивам в некоторых странах свернуты программы атомной энергетики. В Японии наблюдается обратная тенденция. Актуальность, рост и перспективы атомной генерации позволяют некоторым авторам говорить об «атомном возрождении» в Японии8. К началу 2009 г. в Японии на 17 атомных электростанциях действовало 55 ядерных энергетических реактора суммарной мощностью 49,6 ГВт, вырабатывающих около 28% всей электроэнергии. Еще два реактора достраиваются, а четыре проходят процедуру технического согласования. После ввода в эксплуатацию новых мощностей суммарная электрическая мощность атомных электростанций в Японии составит 60 ГВт. Некоторые экологи утверждают, что в целом атомная энергетика является более экологически чистой, чем тепловая9.

Впрочем, намерение правительства развивать атомную энергетику как приоритетную встречает сопротивление японского общества. Начиная с 1970-х гг. для страны характерно широкое движение протеста против использования атома в мирных целях, связанное с отсутствием гарантий в отношении безопасности атомных электростанций. В последнее время недовольство общественности вызвано также захоронением радиоактивных отходов и строительством комплексов по переработке отработавшего топлива. В префектурах проводятся референдумы, периодически инициируются судебные разбирательства, предметом которых является запрет на функционирование той или иной атомной станции. Такие попытки обезопасить страну от возможной катастрофы оцениваются японским обществом положительно, что притормаживает продвижение атомной энергетики в Японии.

Япония - относительно небольшая по территории страна, и кроме общих экологических проблем (эмиссия парниковых газов)

8 См.: Бжезинская М. Страна восходящего атома // Профиль. 2008. 12 мая.

9 Сайт «Экология Приморья» http://www.fegi.ru/ecology/vlad_sit/tez_2.htm

перед ней остро встают специфические проблемы, например дефицит земельных участков. Свободных земельных ресурсов для размещения энергетических объектов, требующих значительного землеотвода, в Японии нет. В первую очередь это касается ТЭС, работающих на угле. Хранение золошлаковых отходов требует отторжения немалых территорий. Емкости существующих золоотвалов периодически исчерпываются, и создается напряженная ситуация со складированием отходов. В двух крупных густонаселенных регионах Канто и Тюбу уже не хватает мест для конечного использования отходов - их вывозят в другие регионы для захоронения10.

Достижения технического прогресса делают сгорание угля более эффективным и чистым. Зола и шлаки, образующиеся от сжигания углей на ТЭС, используются для производства цемента и других строительных материалов. Отходы энергетического происхождения занимают большую долю в сырьевой базе производства стройматериалов. По данным Японской цементной ассоциации, средний уровень утилизации твердых отходов угольной энергетики оценивается в 40%11.

Уникальные технологии полезного использования отходов энергетического сектора позволяют не только экономить ресурсы, но и решают проблему сохранения ландшафта, а также формируют новые площади для размещения объектов производства и транспортной инфраструктуры. На насыпных территориях построены аэропорты Кансай и Тюбу, металлургический комбинат Фукуяма, многие теплоэлектростанции и заводы. Данный пример показывает, что при комплексной проработке некоторые экологические проблемы энергетики могут быть решены.

Продолжая угольную тему, следует оговориться, что расширение потребления угля в качестве источника первичной энергии основывается на внедрении экологически чистых технологий его добычи, переработки и сжигания. Япония, потребляя около четверти мирового импорта угля, является одним из лидеров в области разработки «чистых» угольных технологий.

Как мы видим, общество предъявляет к топливно-энергетическому комплексу суровые экологические требования, которые, несмотря на рост затрат на природоохранные мероприятия, устанавливают серьезные ограничения на развитие традиционной энергетики.

Экономика. Рассмотрение экономического аспекта проблемы должно начинаться с констатации того, что в каждый период времени человечество имеет в распоряжении столько ресурсов, сколько позволяет действующая экономика. Важную роль в обеспечении энергоресурсами играет стоимость их разведки, извлечения из

10 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/011.pdf

11 www.jcassoc.or.jp/cement/2eng/ea.html

природной среды, доставки и переработки. В настоящее время на энергетических рынках могут конкурентно обращаться лишь традиционные энергоресурсы, но по мере уменьшения легкоизвле-каемых запасов нетрадиционные виды энергоносителей становятся более доступными. В связи с этим большие надежды возлагаются на научно-технический прогресс. Ожидается, что его достижения, с одной стороны, приведут к появлению новых источников энергии, с другой - к увеличению эффективности добычи и использования традиционных энергоресурсов.

Именно по экономическим соображениям возобновляемые источники энергии (ветра, солнца, волн и т.п.) в Японии не снискали такой популярности, как в некоторых странах Западной Европы. Непостоянность ресурсов вызывает проблему экономической выгодности производства электрической энергии из возобновляемых источников, поэтому их доля практически незаметна в энергобалансе страны - 1,8%12.

Экономика не только стимулирует технический прогресс, но может создавать почву для различных опасностей. Современный топливно-энергетический комплекс - дело весьма капиталоемкое, а в некоторой части и рискованное. Значительные средства нужны на поддержание нормального функционирования добывающих отраслей, транспорта и переработки. В качестве наглядного примера можно взять угольную промышленность Японии, о которой сейчас нужно говорить уже в прошедшем времени. Изначально обладая запасами угля, Япония так интенсивно их разрабатывала в прошлом, что при наличии некоторых неисчерпанных запасов, угледобыча в Японии стала нерентабельной. По оценке МЭА в период с 1991 по 2000 г. на каждую тонну добытого каменного угля правительство тратило от 83 до 140 долл. в качестве государственных субсидий13. Высокие государственные расходы, направляемые на поддержание угледобычи, вынудили правительство осуществить плановую ликвидацию отрасли - в 2002 г. закрылась последняя шахта недалеко от города Кусиро в восточной части Хоккайдо.

Разработчики новой энергетической стратегии Японии придерживаются позиции, согласно которой развитый технико-экономический потенциал топливно-энергетического комплекса является главным рычагом энергетической политики страны, а технический прогресс в сфере добычи, транспортировки и потребления энергоресурсов лежит в основе решения проблем экологии и энергетической безопасности. Высокий уровень развития техники является результатом объемных и правильно рассчитанных инвестиций в инновации.

12 Без гидроэлектроэнергии.

13 World Energy Outlook 2007. Paris, OECD/IEA, 2007. С. 171-173.

Затраты государственного бюджета на исследования в энергетической сфере в 2006 г. составили около 3,6 млрд долл. Доля направляемых на науку ассигнований по отношению к ВВП в Японии - одна из самых высоких не только в регионе, но и среди промышленно развитых стран - 0,08%. И это только государственные расходы, не учитывающие затраты частных компаний топливно-энергетического сектора. По расчету, произведенному издательским домом «Нихон кэйдзай симбун», годовой рост частных инвестиций в НИОКР («кэнкю кай-хацу») в целом по японской экономике составил в 2007 г. 7,39%, а в энергетическом секторе - 9,89%, что выше среднего значения по экономике14.

Надо сказать, что инвестиции в науку приносят свои плоды. В настоящее время макроэкономические показатели говорят об эффективности японского топливно-энергетического сектора и экономики в целом. В период с 1973 по 2006 г. расход энергии на производство единицы продукции был снижен: в производстве стали - на 20%, в производстве цемента - на 24%, в химической промышленности - на 29%, в целлюлозно-бумажной промышленности - на 52%. На производство валового внутреннего продукта (ВВП), эквивалентного 1000 долл. США15, Япония расходует первичных энергоресурсов 0,11 ТНЭ, что в 16,6 раза меньше, чем Россия, в 7,5 раза меньше, чем Китай, и в 1,6 раза - чем Германия16.

Но в экономической сфере видны пробелы: энергетическая отрасль страны застыла в стадии «неполной либерализации». Стартовавшие в 1990-е гг. реформы отрасли не были осуществлены полностью, и первая волна либерализации захлебнулась к началу 2000-х гг., однако необходимость привлечения в энергетику финансовых ресурсов частного сектора, снизив тем самым уровень государственной поддержки отрасли, заставляла исследователей говорить о продолжении реформ. Сторонники открытых рынков полагали, что дальнейшая либерализация должна была приоткрыть внутренний энергетический рынок Японии для инвестиций со стороны иностранных компаний17. Мировой экономический кризис отложил эти планы на неопределенный срок.

Энергетическая безопасность. Утвержденный правительством Базовый энергетический план посвящен развитию всего топливно-энергетического комплекса Японии, но в данном случае мнения частных исследователей и властей относительно того, что энергетическая

14 R&D spending gets boost for 7th consecutive year // The Nikkei Weekly. 2006. 23 Oct.

15 В ценах 2000 г.

16 World Energy Outlook 2007. Paris, OECD/IEA, 2007. С. 52-53.

17 Kikkawa Takeo. Liberalization and Japan's Energy Industry. Tokyo University. 2007.

безопасность стала краеугольным камнем новой энергетической политики Японии, совпадают.

В отчете Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, посвященном проблемам энергетической политики, содержится официальное подтверждение того, что внимание правительства было перенесено на энергетическую безопасность: «В ответ на усиление напряженности на глобальном энергетическом рынке Япония должна проводить новую энергетическую стратегию, сфокусированную на энергетической безопасности»18.

Разработанный в поддержку утвержденной правительством новой энергетической стратегии план действий Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн) получил название «В центре внимания - энергетическая безопасность».

В самом плане позиция правительства об акцентах энергетической политики изложена однозначно: «Страна должна иметь твердую стратегию и проводить действенную энергетическую политику, в соответствии с которой обеспечение энергетической безопасности страны должно быть первостепенной задачей мер, сформулированных в опубликованном Базовом плане»19.

С учетом задач определены следующие направления обеспечения энергетической безопасности страны.

1. Энергосбережение. С 1970-х гг. Япония является лидером в области разработки и использования энергосберегающих технологий. Новизна Базового плана состоит в том, что успешность решения вопросов экономии энергии поставлена в зависимость не только от внедрения энергоэффективных технологий в промышленности, но и от снижения уровня личного потребления. В новой энергетической политике акцент делается на социальной пропаганде бережного отношения к энергии.

2. Развитие ядерной энергетики и ядерно-топливного цикла. Энергия атома является ключом к обеспечению энергетической безопасности страны и решению проблемы глобального потепления. Не особо считаясь с общественным мнением, правительство страны приняло стратегическое решение по развитию атомной электроэнергетики и замкнутого топливного цикла как безальтернативное.

3. Снижение зависимости от поставок нефти. Широкая программа по снижению нефтяной зависимости стартовала в Японии еще в 1970-х гг. В современном виде программа включает в себя диверсификацию энергетических ресурсов (технологическую диверсификацию), развитие возобновляемых источников энергии (солнечной энергии, энергии ветра, биомассы и другой возобновляемой

18 Fiscal 2005 Annual Energy Report (Outline). Ministry for Economy. Trade and Industry. 2006. С. 12.

19 Энэруги кихон кэйкаку (Базовый энергетический план) 2007. С. 65.

энергии, а в среднесрочной перспективе - водородной энергетики) и технологий их эффективного применения, создание инфраструктуры распределения природного газа. Необходимость топливной диверсификации особенно актуальна для транспорта, который почти полностью зависит от поставок нефти.

4. Обеспечение поставок энергоресурсов. Для Японии жизненно важно иметь стабильные партнерские отношения со странами, поставляющими энергоресурсы. По замыслу правительства Япония должна обеспечивать себя ресурсами собственного производства не менее чем на треть, а если добыть какой-либо энергетический ресурс на территории Японии невозможно априори, считается, что обеспеченность ресурсами достигается тем, что японские компании или консорциумы извлекают энергетические ресурсы из недр другой страны. В отношении добычи энергетических ресурсов правительство поддерживает проекты по участию японских компаний в добыче нефти, газа, урана. В настоящее время японские компании обеспечивают почти 15% импорта нефти. Согласно планам Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, к 2030 г. 40% ввозимой в страну нефти должны добываться японскими компаниями. Доля российской нефти в японском импорте пока не очень велика (по данным Японской нефтяной ассоциации - 3,5%20), но Япония тщательно изучает ресурсную базу восточных российских областей и придерживается позиции о необходимости диверсификации энергоснабжения за счет более активного использования российских энергоресурсов.

5. Научно-технический прогресс. Составители новой энергетической программы уделяют пристальное внимание научно-техническому прогрессу. Япония уже является мировым лидером в области энергоэффективных промышленных технологий. Согласно действующему в стране в период с 2006 по 2010 г. правительственному 3-х базовому научному и технологическому плану, львиная доля всех научных исследований приходится на энергетическую сферу. Технологическое развитие отрасли осуществляется в следующих направлениях: снижение энергоемкости отраслей экономики, атомная энергетика, технологии использования природного газа, «чистые» технологии использования каменного угля, возобновляемые источники энергии, эффективное использование нетрадиционной нефти.

Проверка в сложных условиях глобального кризиса

В энергетической политике Японии проблеме соотношения трех «Э» уделено первостепенное внимание. Таким образом, Япония

20 http://www.paj.gr.jp/english/index.html

официально проявляет интерес к дальнейшему развитию концепции «устойчивого развития».

Сохранение баланса между экономикой, экологией и энергетической безопасностью - актуальная и очень трудная проблема, стоящая перед японским обществом. Впрочем, на современном этапе энергетическая политика Японии сосредоточена на обеспечении энергетической безопасности. Основной упор делается на меры, направленные на снижение зависимости японской экономики от импорта энергоресурсов: топливную диверсификацию, развитие атомной энергетики и повышение энергоэффективности.

Разразившийся мировой экономический кризис проверит жизнеспособность многих начинаний, зафиксированных в Базовом энергетическом плане. Пока ведутся споры о предполагаемой глубине и продолжительности спада, статистика уже зафиксировала снижение спроса на топливо и электроэнергию. По информации Федерации электроэнергетических компаний Японии по итогам января 2009 г. падение потребления электроэнергии в промышленности за 4 месяца составило 18,7%21. Учитывая, что Базовый энергетический план 2007 г. формировался в период значительного роста спроса и цен на энергетическое сырье, в нынешних условиях он требует корректировки.

Вместе с тем нам не кажется, что глобальный кризис изменит вектор японской энергетической программы, основой которой является самоограничение и эффективность. Япония стремится продемонстрировать (в первую очередь как пример соседям по региону), что эти два качества - ключ к проблеме соблюдения баланса между экономическим ростом, экологией и энергетической безопасностью.

Список литературы

Energy Policies of IEA Countries. Japan 2008 Review. Paris: OECD/IEA, 2008. Fiscal 2005 Annual Energy Report (Outline). Tokyo: METI, 2006. International Energy Outlook 2008. DOE/IEA, 2008.

Kikkawa Takeo. Liberalization and Japan's Energy Industry. Tokyo University, 2007.

R&D spending gets boost for 7th consecutive year // The Nikkei Weekly. 2006. 23 Oct.

World Energy Outlook 2006. Paris, OECD/IEA, 2006. World Energy Outlook 2007. Paris, OECD/IEA, 2007. Бжезинская М. Страна восходящего атома // Профиль. 2008. 12 мая. Доклад о мировых инвестициях, 2007 год: Транснациональные корпорации, добывающая промышленность и развитие. Обзор. Нью-Йорк: ЮНКТАД, 2007.

Глобальная энергетическая безопасность. Итоговый документ саммита «Группы восьми». СПб., 2006.

21 http://www.fepc.or.jp/index.html

4 ВМУ, востоковедение, № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Отв. ред. Д.М. Гвишиани. М., 1997. Форум по энергетической безопасности. Записки секретариата. Комитет по

устойчивой энергетике ЕЭК ООН, 2003. Энэруги кихон кэйкаку (Базовый энергетический план) 2007. Официальный сайт Японской цементной ассоциации (www.jcassoc.or.jp/cement/ 2eng/ea.html).

Официальный сайт Федерации электроэнергетических компаний Японии

(http://www.fepc.or.jp/index.html). Официальный сайт Японской нефтяной ассоциации (http://www.paj.gr.jp/english/ index.html).

Сведения об авторе: Полищук Алексей Владимирович, аспирант кафедры экономики и экономической географии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: rospect@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.