Научная статья на тему 'НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ'

НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
928
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН / JAPAN / ENERGY / ELECTRIC POWER / ENERGY PLAN

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Беломоин Владислав Альфредович

В статье рассматриваются основные направления энергетической политики Японии до 2030 г. Для достижения стабильного энергообеспечения Правительство Японии планирует сократить затраты на электроэнергию и на возобновляемую энергию, а также перезапустить все АЭС в стране с наивысшим приоритетом в сфере безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ENERGY POLICY OF JAPAN

The article discusses the main directions of Japan's energy policy until 2030. To achieve a stable energy supply, the Japanese Government plans to reduce electricity and renewable energy costs, as well as restart all nuclear power plants in the country with the highest safety priority.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ»

Новая энергетическая политика Японии New energy policy of Japan

Беломоин Владислав Альфредович

Студент 1 курса Факультет Востоковедение и Африканистика Санкт-Петербургский государственный университет Ленинградская область, г. Мурино, Воронцовский бульвар д. 2, кв. 641

e-mail: vlad-belo0@mail.ru

Belomoin Vladislav Alfredovich

Student 1 term Faculty of Asian and African Studies Saint-Petersburg University Leningrad region, Murino, Vorontsovskiy bulvar 2, flat 641

e-mail: vlad-belo0@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются основные направления энергетической политики Японии до 2030 г. Для достижения стабильного энергообеспечения Правительство Японии планирует сократить затраты на электроэнергию и на возобновляемую энергию, а также перезапустить все АЭС в стране с наивысшим приоритетом в сфере безопасности.

Annotation.

The article discusses the main directions of Japan's energy policy until 2030. To achieve a stable energy supply, the Japanese Government plans to reduce electricity and renewable energy costs, as well as restart all nuclear power plants in the country with the highest safety priority.

Ключевые слова: Япония, энергетика, электроэнергетика, энергетический план.

Key words: Japan, energy, electric power, energy plan.

На сегодняшний день Япония является третьей экономикой мира по значению ВВП, пропуская вперед такие государства как США и Китай, однако при этом она остается одной из лидеров научно-технического прогресса, а также занимает ведущие позиции по уровню образования и социальному обеспечению населения. В настоящее время энергетика считается ключевым вопросом для установления международных отношений. Одними из важнейших задач правительства Японии являются создание энергетической инфраструктуры, макроэкономического регулирования, перераспределение доходов для граждан и компаний, либерализация рынка энергетики и территориальное распределение энергетических объектов.

Низкий уровень самообеспеченности энергией Японии сильно зависит от ресурсов других стран, что делает её более восприимчивой к международным ситуациям для обеспечения ресурсами и вызывает обеспокоенность по поводу стабильного энергоснабжения. Процент самообеспеченности энергией Японии на 2017 г. составлял 9,6%, что, по сравнению с другими странами ОЭСР, является низким показателем. Ещё в 2010 г. этот процент составлял 20,3%, однако уже к 2014 г. он резко сократился до 6,4 %, и лишь в последние пять лет Япония вновь стала набирать обороты в этом показателе [8, С. 1].

Япония всегда сильно зависела от ископаемых видов топлива, таких как нефть, уголь и природный газ, импортируемых из-за рубежа. Во время нефтяного шока 1973 г., когда цены на нефть подскочили в 4 раза, зависимость от ископаемого топлива составляла 94,0%. За год до землетрясения 2011 г., Великого восточно -японского землетрясения, эта зависимость уменьшилась до 81,2%, но она еще более возросла из-за увеличения тепловых электростанций и остановки атомных электростанций, и на 2017 г. стала составлять 87,4% [3, P. 8].

Доля нефти в структуре внутреннего снабжения первичной энергией Японии 2010 г., по сравнению с 1973 г., сократилась практически в 2 раза, а доля СПГ и атомной энергии выросла в 11 раз и в 19 раз соответственно. Это обуславливается нефтяным кризисом 1973 г., когда период высоких темпов экономического роста Японии закончился. Поскольку рост экономики основывался на вовлечении в производство сырья, топлива, энергии, финансов и рабочей силы, кризис 1973 г. стал рычагом, изменившим прежние основы устройства Японии, и в результате этого многие промышленные, энергетические и транспортные предприятия оказались практически банкротами. В большинстве отраслей резко снизился уровень загрузки оборудования, упали прибыли, начались увольнения рабочих. Из-за кризиса Японии пришлось искать альтернативные источники сырья для построения прочного промышленного сектора. Отчасти таким источником стала атомная энергия, доля которой к 2010 г. равнялась 11,2%, однако уже к 2017 г. её доля уменьшилась в 8 раз, по сравнению с январем 2011 г., а снабжение газом и возобновляемой энергией возросло.

В тоже время Япония отстает от европейских стран по показателям энергетической эффективности. Хотя из-за низкого процента самообеспеченности энергией Японии, можно было бы сделать вывод о том, что страна находится в лидерах по сбережению энергии, однако при комплексной оценке характеристик национальных усилий, зданий, промышленности и транспорта оказывается, что Япония занимает 5 место после Германии, Италии, Франции и Великобритании, выигрывая лишь несколько позиций у Китая и Тайваня. Тем не менее стоить отметить, что еще в 2015 г. Япония опускалась с 4 на 6 место, что объяснялось быстрым увеличением использования минеральных ресурсов в качестве топлива для генерации электричества после приостановления работы всех АЭС в Японии. Однако из-за всемирной критики страна всё же сократила их потребление и ей удалось подняться на строчку выше.

Что касается сырой нефти, то в 2018 г. Япония примерно на 87,4% зависела от ближневосточного региона. Помимо Австралии и России, она также полагается на импорт природного газа и каменного угля из Азии и Ближнего Востока. В данный момент Япония делает успехи в укреплении отношений со странами-производителями нефти на Ближнем Востоке, которые являются основными поставщиками сырой нефти, с тем чтобы обеспечить стабильность ресурсов, и в то же время старается диверсифицировать партнеров по закупкам, работая над получением новых выгод и активизацией торговли СПГ. Общая зависимость Японии от импорта ископаемого топлива из зарубежных стран составляет 99,7% для нефти, 97,5% для СПГ и 99,3% для каменного угля.

Кроме того, при оценке зависимости страны от углеводородов, стоит обратить внимание на расходы на электроэнергию, которые начали расти в Японии после землетрясения в 2011 г., когда увеличилось количество тепловых электростанций и потребление нефти и СПГ на них, чтобы компенсировать последствия отключения ядерной энергии. Таким образом, вследствие увеличения поставок углеводородов и ростом мировых цен на них в 2013 г., закупки нефти и газа стали достаточно дорогими и стали составлять 5,7% ВВП Японии, что всего на 0,3% ниже уровня «шокового» 1980 г. [1, С. 322-323]. За 2010-2014 финансовые года цены на электроэнергию выросли на 25% и 38% для населения и промышленности соответственно. Ситуация изменилась на противоположную, когда в 2015-2016 гг. цены на сырую нефть и электроэнергию начали снижаться из-за сланцевой революции в Соединенных Штатах, благодаря чему торговый баланс Японии улучшился и курс йены по отношению к доллару укрепился. Однако из-за роста цен на сырую нефть с 2016 финансового года и роста внутренних цен на возобновляемые источники энергии цены на электроэнергию снова начали увеличиваться в 2017 финансовом году. Тем не менее за 2 года дешевой нефти Япония наконец стала решать неотложные энергетические проблемы путём принятия решительных мер для восстановления стабильного энергоснабжения.

В 2013-2014 гг. правительство Японии старалось ликвидировать дефицит топлива и электроэнергии, который возник вследствие аварии на Фукусимской АЭС и последующей остановки всех АЭС в стране. Кроме этого, в апреле 2014 г. оно представило четвертый стратегический энергетический план [7, P. 41.], в мае 2015 г. вышел анализ стоимости производства различных видов энергии [6, P. 71.], а в июле 2015 г. был разработан долгосрочный прогноз предложения и спроса энергии и воздействия на окружающую среду [4, P. 9]. Как утверждает доктор экономических наук А.В. Белов, к середине 2015 г. в Японии сформировалась новая энергетическая политика, «тремя основными направлениями которой являются стабильность энергоснабжения, контроль над энергетическими тарифами и принятие обязательств по сокращению выбросов СО2» [1, С. 323326].

Для стабильного обеспечения энергией Япония, прежде всего, ставит акцент на диверсификацию как самих видов используемой энергии, так и источников импорта. В первую очередь, японцы приняли решение перезапустить почти половину атомных станций, отвечающих новым самым жестким в мире требованиям безопасности. Еще ко второму кварталу 2016 г. Япония подала 21 заявку на сертификацию атомных реакторов из 48 работоспособных, перезапустила 4 АЭС, а 2 приступили к коммерческой выработке электроэнергии. Кроме того, на данный момент проводятся меры против вывода из эксплуатации атомной электростанции «Фукусима» и меры выведения загрязненной воды вследствие катастрофы, которые являются сложными задачами и которых ещё не было в мире, но Япония продолжает прилагать усилия по обеспечению безопасности, основанным на среднесрочной и долгосрочной перспективе. Японцы также создали «План Общества Новой Энергии Фукусимы» [8, С 2], который основывается на следующих пунктах:

1. Расширение внедрения возобновляемой энергии (Укрепление линий электропередачи для выработки энергии ветра в районах Абукума и Футаба);

2. Построение модели для реализации водородного общества (Демонстрация крупномасштабного производства водорода с использованием возобновляемых источников энергии и демонстрация технологий транспортировки и хранения водорода следующего поколения, которые будут использоваться во время Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио в 2021 г. и т.д.);

3. Создание умного сообщества (Поддержка создания интеллектуальных сообществ в Фукусиме).

В качестве второго направления новой энергетической политики выступает недопущение дальнейшего

роста энергетических тарифов. Среди главных факторов изменения цен на электроэнергию Япония выделяет два: цену на топливо и стоимость возобновляемой энергии. На данный момент формирование электроэнергии в Японии на 80,9% зависит от ископаемых видов топлива, таких как нефть, СПГ и каменный уголь. В 2010-х гг. после «арабской весны» цены на сырую нефть составляли около 100 долларов из-за геополитических рисков на Ближнем Востоке и в Северной Африке. После этого они снизились из-за вялого спроса и избыточного предложения благодаря стабильному производству сланцевой нефти в США. Согласно новому политическому сценарию МЭА, цены на сырую нефть должны составить 96 долларов за баррель в 2030 г. и 112 долларов в 2040 г. [8, С 4]. Это повлияет на счета за электроэнергию и затраты на неё. Что касается второго фактора, то с 2010 по 2012 гг. средний годовой рост мощности оборудования благодаря возобновляемым источникам энергии (без учета крупных гидроэлектростанций) составлял 9%, а после введения системы покупки с фиксированной ценой средний годовой рост вырос до 22% в год. Кроме того, согласно отчёту об анализе затрат на производство, к 2030 г. самой дешевой стоимостью производства электроэнергии будет атомная энергия по цене 10,3 йен за кВт/ч, по сравнению с 11 йен за кВт/ч при гидро-, 12.9 йен за кВт/ч при угольной, 13,4 йен за кВт/ч при СПГ, 13,6 йен за кВт/ч при ветряной, 14,5 йен за кВт/ч при солнечной и 35,3 йен за кВт/ч при нефтяной генерациях [6, P. 14].

Таким образом, совместно с тем, что правительство Японии увеличит коэффициент самообеспеченности и сделает его структурой источника энергии, которая будет менее восприимчивой к международным тенденциям цен на сырую нефть, оно также будет работать над сокращением платы за электроэнергию благодаря конкуренции между предприятиями путем полной либерализации рынка электроэнергетики, которая началась в 2016 финансовом году, а также над перезапуском атомных электростанций с наивысшим приоритетом в сфере безопасности и над сокращением затрат на возобновляемую энергию.

Основной план энергетической политики Японии заключается в безопасности (Safety), которая является основной задачей. Также она работает над тем, чтобы одновременно достичь самодостаточности (Energy Security), экономической эффективности (Economic Efficiency) и экологической совместимости (Environment) (3E+S). Япония планирует вернутся к большему проценту самодостаточности, чем до землетрясения 2011 г. (около 20%), приблизительно к 25% (в настоящее время 9,6%), уменьшить затраты на электроэнергию (от 9,7 трлн. йен в 2013 г. до 9,5 трлн. йен в 2030 г.) и реализовать цели по сокращению выбросов парниковых газов, сопоставимых с западными (на 26% к 2030 г. по сравнению с 2013 г.), однако важно реализовать многослойную структуру энергоснабжения, которая максимизирует силу каждого источника энергии и дополнит их слабые стороны [3, P. 7].

Что касается снабжения первичной энергии, то к 2030 г. Япония планирует увеличить долю возобновляемой энергии на 2-3%, атомной - примерно на 10%, а долю природного газа и нефти сократить на 5% и 6%. В целом структура источников производства электроэнергии к 2030 г. должна иметь следующий вид: увеличение долей возобновляемой энергии на 6-8%, атомной - на 17-19%, и сокращение долей природного газа на 13%, каменного угля на 7% и нефти на 6%.

Опираясь на вышеупомянутую статистику, можно заметить, что в перспективе предусматривается расширение прежде всего гидро- и ядерной генераций энергии - самых дешевых видов генерации энергии. При этом планируется увеличение дорогих, но важных с экологической точки зрения возобновляемых источников энергии - ветряной и солнечной. В то же время, как сообщает А.В. Белов, происходивший в прошлое десятилетие рост импорта СПГ и газовой генерации наверняка прекратится «за счет сокращения общего потребления энергии, повышения эффективности ее использования и структурных сдвигов в области электрогенерации» [1, С. 326]. Кроме того, Япония планирует сократить снабжение нефтью до 30%, что, с одной стороны, составляет практически треть от общего энергоснабжения страны, но с другой стороны, уже сейчас ставит вопрос о целесообразности будущего использования этого источника, несомненно дорогого и вредного для окружающей среды.

Подводя итоги, можно отметить, что правительство Японии проводит политику изменения экономической ситуации в стране, а курс на преодоление экономического кризиса в сфере энергетических ресурсов уже дает положительные результаты, которые позволят стране восстановить стабильность энергоснабжения. Эксперт Девит Э. отмечает, что «вслед за этим Японии неизбежно придется серьезно повышать уровень энергоэффективности страны. Она может справится с этой сложной задачей, опираясь на свои потребности и возможности. Однако, по его мнению, современная политика и финансирование направлены скорее на ликвидацию дефицита, чем на решение долгосрочных проблем и ограничение спроса» [2]. Несмотря на все трудности последних лет, японцы надеются, что у экономики страны восходящего солнца откроется второе дыхание.

Список используемой литературы:

1. Белов А.В. Япония. Экономика и бизнес. СПб.: Издательство СПбГУ, 2017. - 954 с.

2. Andrew DeWit. Abenomics and Energy Efficiency in Japan // The Asia-Pacific Journal. Volume 11, Issue 6, №2. [without place], 2013. - 14 p.

3. FY2018 Annual Report on Energy (Energy White Paper 2019) / Agency for Natural Resources and Energy, 2019. - 15 p. URL: https://www.enecho.meti.go.ip/en/categorv/whitepaper/pdf/2019 outline.pdf (дата обращения:

15.12.2019).

4. Long-term Energy Supply and Demand Outlook / Ministry of Economy, Trade and Industry, 2015. - 13 p. URL: https://www.meti.go.ip/english/press/2015/pdf/0716 01a.pdf (дата обращения: 31.03.2020).

5. Report on Analysis of Generation Costs, Etc. for Subcommittee on Long-term Energy Supply-demand Outlook / Ministry of Economy, Trade and Industry, 2015. - 114 p. URL:

https://www.meti.go.ip/english/press/2015/pdf/0716 01b.pdf (дата обращения: 24.01.2020).

6. Report on Analysis of Generation Costs, Etc. for Subcommittee on Long-term Energy Supply-demand Outlook / Ministry of Economy, Trade and Industry, 2015. - 114 p. URL:

https://www.meti.go.ip/english/press/2015/pdf/0716 01b.pdf (дата обращения: 24.01.2020).

7. Strategic Energy Plan / Agency for Natural Resources and Energy, 2014. - 91 p. URL: https://www.enecho.meti.go.ip/en/category/others/basic plan/pdf/4th strategic energy plan.pdf (дата обращения:

19.01.2020).

8. Нихон но энэруги: 2018 (Энергетика Японии 2018) / Сигэн энэруги: тё: (Под ред. Агентства природных ресурсов и энергетики Японии). Токио: пи:цу: кампани:, 2019. - 11 с. / Ш

2019 11 Же URL:

https://www.enecho.meti.go.ip/about/pamphlet/pdf/energy in iapan2018.pdf (дата обращения: 14.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.