Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 2 (140). Экономика. Вып. 18. С. 22-27.
В. А. Кузнецов
новая экономика и постиндустриальное общество: сопоставление понятий
Рассматривается процесс возникновения и развития постиндустриального общества и новой экономики, иначе говоря, «экономики знаний». Показано влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие экономики. Проводится сравнение «старой» и «новой» экономики с целью подтверждения уникальности последней.
Ключевые слова: новая экономика, постиндустриальное общество, коммуникационные технологии, инновация, информация.
Хотя теория постиндустриального общества была сформулирована американскими исследователями, она имеет глубокие корни в европейской философской традиции. Еще А. де Сен-Симон, О. Конт и Дж. Ст. Милль в своей периодизации истории выделяли «общество промышленников», или индустриальное общество, полагая, что основным критерием разграничения этапов социального развития должны стать принципы технологической организации производства, обмена и распределения создаваемых в обществе благ. Позднее, в начале прошлого столетия, известный экономист и социолог Т. Веблен предпринял удачную попытку создания теории прогресса на базе глубокого исследования развития промышленной системы, дополненного изучением институциональной структуры общества. Развивая эти идеи, после Второй мировой войны исследователи обратились к изучению проблем общественного воспроизводства в условиях ускорения технологического прогресса. В конце 40-х годов в работах К. Кларка и Ж. Фурастье были сформулированы основные методологические принципы теории постиндустриального общества — подразделение всего общественного производства на первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы и положение о грядущем росте доли третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным как в совокупной рабочей силе развитых стран, так и в структуре валового национального продукта.
В постиндустриальном обществе огромное значение приобретают наука, образование и т. д. Довольно интересными представляются вопросы, является ли наука производительной силой и каким образом стоимость нематериальных активов отражается на стоимости продукции.
Значимыми в этом смысле представляются взгляды К. Маркса, который рассматривал
науку как производительную силу. Из суждений Маркса можно сделать обобщающий вывод: наука превращается в непосредственную производительную силу, непосредственно участвует в производстве, в его развитии, непосредственно влияет на производство. Такое традиционное понимание не вполне точно. «Непосредственность» здесь относится, строго говоря, не к науке, а к производительным силам. Маркс дважды повторяет, что наука становится «непосредственной производительной силой», «непосредственными органами общественной практики», т. е., например, машинами и т. д., в которых воплощен основной капитал. «В форме знания» наука является «общественной производительной силой». В форме «овеществленной силы знания» (овеществленной в машинах и т. д.) она становится «непосредственной производительной силой» (т. е. машинами). В настоящее время наука и область производства, хранения, передачи и обработки информации и знаний являются целыми отраслями с огромными оборотами денежных средств. Своевременные инновации становятся залогом успешного развития предприятий, информационно-коммуникационные технологии минимизируют издержки выхода на рынок, проведения переговоров, позиционирования товаров, принятия управленческих решений и т. д.
Зарождение теории постиндустриального общества в ее нынешнем понимании относится к 60-м годам ХХ века. Одними из первых термин «постиндустриальное общество» стали использовать в своих трудах и лекциях Р. Арон, Д. Рисман, Д. Белл, У. Ростоу, А. Турен и др.
Д. Белл дает следующую трактовку этого понятия: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования
и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания. Постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».
Важнейшей экономической особенностью постиндустриального строя Д. Белл считает формирование общества, основанного на производстве услуг и информации. Это предполагает снижение доли пролетариата и повышение удельного веса высококвалифицированных работников. Такая «новая революция, происходящая в структуре занятости,.. становится революцией в классовой структуре общества». Соответствующим образом изменяется и содержание конфликта, характерного для индустриального общества; возникают новые линии социальной стратификации. По словам Зб. Бжезински, «постиндустриальное общество становится технотронным обществом, культура, психология, социальная жизнь и экономика которого формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций. Производственный процесс не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества».
Развитие сферы услуг ставит под сомнение адекватность традиционных методов и форм экономического регулирования, требует новых форм управления в масштабах как отдельных компаний, так и общества в целом.
По мере углубления в проблему появились два подхода. Первый подчеркивает отличия нового состояния социума от всех прежних; наиболее типичным образом это проявляется на терминологическом уровне в использовании понятий с префиксом пост-. Второй направлен на формулирование позитивных определений нового строя на основе вычленения его главных признаков и особенностей.
Первый подход представлен прежде всего сторонниками непосредственно теории постиндустриального общества и концепции постмодернизма (postmoderшty). Идеи постиндустриализма стали широко распространены в экономических, философских и социологических работах. Некоторые исследователи конкретизируют свои
подходы, говоря о постиндустриальном капитализме, постиндустриальном социализме, а также экологическом и конвенциональном постиндустриализме. Общепринятой остается констатация снижения значения материального производства и развития сектора услуг и информации, иного характера человеческой деятельности, изменения типов вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенной модернизации социальной структуры.
Присущий постиндустриальной доктрине технологический детерминизм пытаются преодолеть представители постмодернизма, обращающие внимание не только на сугубо хозяйственные явления и процессы, происходящие в экономике, но и на формирование системы постматериальных ценностей, появление новых методов организации труда и переход к мотивации и максимальному использованию творческого потенциала работников, а также на ряд сугубо социологических моментов — становление нового типа семьи и форм социального партнерства, возрастание роли знания и трансформацию системы образования, национальные и этнические вопросы. Наряду с этим развиваются представления о современном обществе как о постбуржуазном, посткапиталистическом, постпредпринимательском, пострыночном и т. п. Однако эти «экзотические» понятия не получили распространения.
Приверженцы второго подхода определяют новое состояние цивилизации через рассмотрение его отдельных признаков; при этом часто в центре внимания оказываются явления, непосредственно не характеризующие общество как социальное целое. Наиболее известная попытка такого рода — введение в научный оборот фактически одновременно в США и Японии Ф. Махлупом и Т. Умесао термина «информационное общество», положившего начало теории, развитой такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц и др. Подобный подход рассматривает эволюцию человечества сквозь призму прогресса знания. К этому направлению примыкают концепция технотронного (technetronic — от греч. techne) общества Бжезински, а также доктрины, подчеркивающие роль знаний и обозначающие современный социум как «knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society».
Обозначение нового общества как постиндустриального представляется сегодня единственно
возможным. Этот подход позволяет построить адекватную теорию прогресса, выделить в истории человечества три большие эпохи: доиндустриаль-ное, индустриальное и постиндустриальное общество (по Д. Беллу); премодернистское, модернистское и постмодернистское состояние (по С. Круку и С. Лэшу); «первую», «вторую» и «третью» волны цивилизации (по О. Тоффлеру).
Идеологи постиндустриального общества в своих социально-философских построениях предлагают особое видение исторического процесса, которое можно охарактеризовать как концепцию, состоящую из трех стадий. Индустриальному обществу они противопоставляют доиндустриальное (или аграрное) в качестве предшественника и постиндустриальное в качестве наследника. При этом, как отмечает Д. Белл, «постиндустриальное общество не замещает индустриальное, или даже аграрное общество, оно добавляет новый аспект, в частности в области использования данных
и информации, которые представляют собой необходимый компонент усложняющегося общества».
На основании выводов Д. Белла его последователями была составлена таблица, отражающая общественно-экономические фазы и уровень развития.
Современная трактовка постиндустриального общества представляется следующим образом.
Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующими производственными ресурсами являются информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами работника являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность.
Критерий Этап развития
Предындустриальная фаза Индустриальная фаза Постиндустриальная фаза
Принцип, управляющий развитием Традиционализм Экономический рост Центральное место знаний
Главный сектор производства Заготовка сырья Обработка Услуги
Главный контингент рабочей силы Крестьянин, занятый освоением природной среды Рабочий, занятый переработкой материалов Служащий, работающий с информацией, знаниями, символами
Управленческая группа, соединяющая ресурсы Хозяин, владелец Предприниматель, профессиональный руководитель Исследователь, специалист, ведущий администратор
Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика Исследовательский институт, сервисный офис
Высший уровень потребностей Основные бытовые потребности Социальные потребности времени Самореализация, потребность в знаниях
Перспектива времени Направленность в прошлое Адаптация к настоящему Направленность в будущее, прогнозы, сценарии
Члены социальной коммуникации Человек—природа Человек—машина Человек—человек
Движущая сила Природные ресурсы, физическая сила Созданная энергия Информация, обработка знаний
Стратегический ресурс Продукты питания, сырье Реальный капитал,«свод правил», «ноу-хау» Образование, умственный капитал
Технология Ручной труд Механизированная технология Умственная технология
Метод принятия решений Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт Эмпиризм, испытательное исследование Модель, теоретическая база принятия решений
Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится существенно больше половины ВВП. Сейчас к постиндустриальным странам относят США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Японию (67,7 % ВВП, 2001 год), Грузию (65 % ВВП, 2007 год) и Россию (5861 % ВВП, 2007-2008 годы).
В постиндустриальной экономике наибольший вклад в стоимость материальных благ, которые производятся именно внутри этой экономики, вносит конечная составляющая производства — торговля, реклама, маркетинг, т. е. сфера услуг, а также информационная составляющая в виде патентов, НИОКР и т. д.
Кроме того, все большую роль играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, так как достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование несущественны. Но данная отрасль не может функционировать без:
1) развитой юридической защиты прав интеллектуальной собственности. Не случайно именно в постиндустриальных странах уделяется наибольшее внимание этому вопросу;
2) прав на информацию, которые подлежат юридической защите и должны носить монопольный характер. Это не только является необходимым условием для превращения информации в товар, но и позволяет извлекать монопольную прибыль, увеличивая рентабельность постиндустриальной экономики;
3) наличия огромного количества потребителей информации, которым выгодно ее продуктивно использовать и которые готовы предложить за нее «неинформационные» товары.
Говоря об отличительных чертах экономики постиндустриального общества, можно выделить следующие.
1. Новый фактор конкуренции — время, поскольку от скорости получения информации и обмена ей стало напрямую зависеть конкурентное преимущество.
2. Ускорился процесс формирования транснациональных корпораций, что является предвестником глобализации экономики.
3. Еще более резко проявились негативные черты индустриальной экономики, в частности, ее разрушительное влияние на природу.
4. К системообразующим факторам, которые изучались политической экономией ранее
(капитал, труд, земля), добавился такой, как информация.
5. Началось кардинальное изменение роли и места человеческого фактора в производстве. Автоматизация промышленности резко сократила объем физического труда и обеспечила вывод человека из непосредственного производства в сферу управления им.
6. Начался процесс трансформации роли собственности на средства производства. Индивидуальная собственность на средства производства стала терять свое значение. Ей на смену пришли ассоциированные формы собственности (акционерные, корпоративные, партнерские, смешанные).
7. Основным источником капитала становятся права собственности на нематериальные активы, в том числе зарубежные. Эти права могут быть выражены в виде лицензий, патентов, корпоративных или долговых ценных бумаг.
8. Интеллектуализация труда потребовала трансформации общественной организации производства, приоритета личности работника; принудительный труд эпохи классического капитализма стал экономически невыгодным.
9. Начался процесс трансформации структуры экономики за счет изменения объемов сферы производства и сферы услуг, информации и интеллектуального труда.
10. В системе «производство-потребление» произошло смещение приоритетов в пользу потребления за счет инновационных технологий.
Как известно, любая экономическая революция связана с изменением технологического способа производства, его трансформацией и приобретением новых элементов и особенностей. Постиндустриальное общество существенно отличается от индустриального, в котором главной ячейкой организации производства являлось предприятие (фабрика), основанное на применении специализированных машин. В постиндустриальном обществе большую часть производства составляет сфера услуг (нематериальных благ), информация становится фактором производства, следовательно, процесс производства, ценообразования и сам способ производства претерпевают существенные изменения.
Активное внедрение инновационных, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), появление глобальных информационных систем и электронной коммерции обусловили серьезные структурные изменения в общественном
производстве. Информация о состоянии рынка, технологии, ноу-хау и т. д. имеют довольно большой удельный вес в структуре капитала различных компаний, которая в связи с этим претерпевает серьезные изменения, так как стоимость нематериальных активов существенно возрастает. Компании, занимающиеся производством программного обеспечения, имеют совершенно иную структуру капитала. Около 90-95 % активов являются нематериальными, и всего лишь 5-10 % относятся к материальным.
Возникают целые отрасли, занимающиеся сбором, обработкой и передачей информации различного рода, появляются новые виды экономической деятельности. Все это в конечном счете обуславливает переход на новую ступень развития, которую называют «новой экономикой».
Она формировалась в странах «большой семерки» в 90-е годы прошлого века. Это период бурного роста и развития компаний, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-проектов и т. д. «Новая экономика» — это совокупность отраслей, относящихся к различным сферам деятельности. Ее характерные черты:
- больший по сравнению с материальными элементами инвестиционный вклад интеллектуального человеческого капитала;
- высокая специфичность и даже уникальность нематериальных активов;
- относительно большая инновационная составляющая в деятельности компаний;
- темп обновления производства выше, чем в среднем в реальной экономике;
- обновление производственных технологий или продуктов и услуг имеет перманентный характер (это роднит «новую экономику» с отраслями высоких технологий).
Термин «новая экономика» сегодня трактуется как синоним постиндустриальной ступени развития, в которой органически переплетаются традиционный сектор экономики с новыми элементами, придавая всей системе принципиально новое качество.
Иногда под «новой экономикой» (в узком смысле слова) понимается совокупность различных изменений, возникающих в современной индустриальной экономике под влиянием высоких технологий на экономическое окружение, что ведет к изменению отдельных макроэкономических параметров.
Но все-таки «новая экономика» имеет свои отличительные черты.
1. Относительное удешевление материальных ценностей сравнительно с интеллектуальными. Чтобы в этом убедиться, можно сопоставить стоимость какой-либо успешной компании в наше время и десять лет назад и узнать, как изменилась структура ее активов.
2. Глобализация рынков. Ранее географическое расположение являлось одним из определяющих факторов в конкурентной борьбе, теперь этот фактор исчезает, но в то же время растет число конкурентов, которые могут находиться на других континентах, за тысячи километров. К примеру, в США был зафиксирован случай, когда человек, не выходя из дома, приобрел пассажирский самолет. Предварительно пообщавшись со всеми дилерами авиапромышленности страны через Интернет, он выбрал наиболее выгодное для него предложение и совершил покупку.
3. Мгновенная реакция рынка. Взаимодействие субъектов рынка в реальном времени кардинально меняет не только информационную картину экономики, но и ее суть. Является аксиоматичным утверждение, что одна из особенностей рынка — быстрая его трансформация в угоду складывающейся конъюнктуре. В «новой экономике» эти адаптационные процессы происходят иногда практически моментально; инерционность может не только уменьшить прибыль, но и привести к полному краху субъекта.
4. «Человеческий фактор». «Новая экономика» делает человеческое сознание главным движущим фактором. Только в условиях «новой экономики» яркие идеи, креативное мышление, постановка новых задач, четкие методы их реализации приносят доходы. Именно человеческий гений лежит в основе новых технологий и бизнес-моделей. Люди, способные генерировать идеи, стали исключительно ценным капиталом. Соответственно, трансформируются и методы управления таким персоналом. Здесь просто необходимы новые управленческие алгоритмы. Так, например, руководство компании Microsoft, собравшее со всего мира исключительно талантливых специалистов в области разработки программного обеспечения и информационных технологий, передало им акции на многие миллиарды долларов, обеспечив тем самым прямую заинтересованность сотрудников в конечных результатах финансово-экономической
деятельности компании. Креативный критерий получил свое теоретическое обоснование в работах австро-американского экономиста Йозефа Шумпетера, который впервые рассмотрел творчество в качестве главного фактора экономического развития.
5. Эффект мгновенного роста. В условиях «новой экономики» продукт или услуга продвигается на рынок почти моментально. Практически весь маркетинг заключается в ускоренной передаче информации о состоянии рынка. Тот, кто, получив первую позитивную реакцию рынка, прежде всех произведет инвестиции в продвигаемый товар или услугу, приобретает возможности для развития, имеющего характер геометрической прогрессии. Следовательно, менеджмент переходит на новый уровень и требует незамедлительных решений, так как информация распространяется очень быстро. Т. е. «новая экономика» предусматривает качественно иную динамику роста.
6. Информационное посредничество. В традиционной экономике посредники уже начали исчезать, поскольку появилось множество способов для покупателя и продавца найти друг друга. В «новой экономике» роль посредничества опять возрастает, но уже не в товарной, а в информационной нише.
Обрабатывая информационные потоки, отсеивая так называемый «информационный шум», они получают базу объективной, ценной информации, которую в последующем предоставляют заинтересованным лицам за определенную комиссию, тем самым создавая некую новую экономическую среду, продуктом в которой является информация.
7. Виртуализация рынков. «Новая экономика» фактически ломает те физические барьеры, которые порождали проблемы в экономике традиционной. Само понятие рынка изменяется
качественно. Покупатель может самостоятельно или через инфо-посредников получить самую подробную информацию по всему спектру интересующих его товаров или услуг в кратчайшие сроки.
8. Индивидуализация. Общение все чаще и чаще строится по принципу «один на один». Информация, характеризующая индивидуальные качества потенциального клиента, становится самостоятельным товаром, причем не самым дешевым. Не секрет, что в современных компаниях клиентские базы данных являются одним из самых конфиденциальных видов информации. Умение найти индивидуальный подход к потенциальному клиенту является отличительной чертой «новой экономики». Да и клиент, как правило, равнодушен к информации общего пользования, предназначенной для всех, и реагирует лишь на информацию, учитывающую его индивидуальные особенности.
9. Совмещение рыночных стадий. В условиях «новой экономики» стадии рекламы, маркетинга, поиска клиента, оформления заказа, его оплаты и собственно купли-продажи часто совмещаются.
Как уже отмечалось, «новая экономика» является ступенью развития постиндустриальной экономики в связи с совершенствованием ИКТ, активным применением инновационных технологий в промышленности, глобализацией рынков и т. д.; следовательно, данные понятия имеют практически одинаковое содержание и являются синонимами. Сопоставление особенностей «новой экономики» и постиндустриальной экономики дает возможность в конечном итоге оценить степень сходства и различия этих понятий и позволяет сделать вывод: «новую экономику» можно рассматривать как модель экономического развития постиндустриального общества.