Научная статья на тему 'НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЖОЗЕФА БАЙДЕНА: ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЖОЗЕФА БАЙДЕНА: ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
165
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО / АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙДЕНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Л.Ф., Аксенов П.А.

Новые подходы к международному взаимодействию, институтам, к восстановлению глобальных позиций были заявлены еще в ходе предвыборной кампании Джозефа Байдена; его решения на посту президента демонстрируют поворот к возвращению в международные институты и соглашения на фоне мер по борьбе с последствиями эпидемии коронавируса для экономики и населения. Реализация экологической повестки новой президентской администрации может стать долгосрочным вызовом для производителей и экспортеров ископаемых видов топлива с высоким содержанием углерода, прежде всего нефти, угля, природного газа. Возвращение Соединенных Штатов в Парижское соглашение по климату, во Всемирную организацию здравоохранения, отмена указа Дональда Трампа о запрете на въезд в страну из ряда стран, замораживание строительства стены на границе США с Мексикой, - все эти и последующие решения новой президентской администрации будут иметь многоплановые последствия как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Однако из этого не следует, что курс новой президентской администрации однозначно меняется на противоположный по всем направлениям. Ожидается и сохранение, и введение новых антироссийских санкций, продолжение давления на Китай, хотя возможно и в других формах. При этом остаются многочисленные спорные торговые вопросы между США и европейскими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Л.Ф., Аксенов П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOSEPH BIDEN’S NEW ECONOMIC POLICY: GLOBAL DIMENSION

The Biden’s administration took office when the US’s facing the global challenge of pandemic and the recession. Changes in American policy, particularly as concerning international trade, immigration; climate policy initiatives, represent new effects and challenges. Rejoining the Paris climate agreement was one of the first decisions of the new administration. The climate agenda means keeping global warming under control; and trade policy may be part of this process. Making economic development more inclusive and decarbonized, introducing new fuel efficiency standards needs time; as CO2 emissions per capita in US and Canada now are much higher than in France, Great Britain, Germany. Although president Biden entered office having majority in both chambers of Congress, it may not be enough for passing legislation concerning some aspects of his policy agenda, including climate, budget, immigration. So the President started to realize his policy immediately after inauguration through executive orders. Addressing the trade issues, environment agenda, the new administration underlines that approach to international economic relations will be different (from Trump’s priorities), restoring American leadership abroad. Being at the pathway toward recovery at the beginning of the current year, the American economy still needs support and stimulus under struggling with pandemic consequences.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЖОЗЕФА БАЙДЕНА: ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2021-2-7-16

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЖОЗЕФА БАЙДЕНА: ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ 1

Л. Ф. Лебедева, П. А. Аксенов

Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН,

Москва, Россия

Новые подходы к международному взаимодействию, институтам, к восстановлению глобальных позиций были заявлены еще в ходе предвыборной кампании Джозефа Байдена; его решения на посту президента демонстрируют поворот к возвращению в международные институты и соглашения на фоне мер по борьбе с последствиями эпидемии коронави-руса для экономики и населения. Реализация экологической повестки новой президентской администрации может стать долгосрочным вызовом для производителей и экспортеров ископаемых видов топлива с высоким содержанием углерода, прежде всего нефти, угля, природного газа. Возвращение Соединенных Штатов в Парижское соглашение по климату, во Всемирную организацию здравоохранения, отмена указа Дональда Трампа о запрете на въезд в страну из ряда стран, замораживание строительства стены на границе США с Мексикой, - все эти и последующие решения новой президентской администрации будут иметь многоплановые последствия как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Однако из этого не следует, что курс новой президентской администрации однозначно меняется на противоположный по всем направлениям. Ожидается и сохранение, и введение новых антироссийских санкций, продолжение давления на Китай, хотя возможно и в других формах. При этом остаются многочисленные спорные торговые вопросы между США и европейскими странами.

Ключевые слова: глобальное соперничество, администрация Байдена, экономическая повестка.

JOSEPH BIDEN'S NEW ECONOMIC POLICY: GLOBAL DIMENSION2

Liudmila F. Lebedeva, Pavel A. Aksenov

Institute for the US and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

The Biden's administration took office when the US's facing the global challenge of pandemic and the recession. Changes in American policy, particularly as concerning international trade,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-014-00001 A «Глобальные и региональные последствия экономической политики США во втором — начале третьего десятилетия XXI века: новые вызовы и возможности для России».

2 The reported study was funded by RFBR, project number 20-014-00001 А «Global and Regional Effects of US Economic Policy in the second - the beginning of the third decade of the XXI century: New Challenges and Chances for Russia».

immigration; climate policy initiatives, represent new effects and challenges. Rejoining the Paris climate agreement was one of the first decisions of the new administration. The climate agenda means keeping global warming under control; and trade policy may be part of this process. Making economic development more inclusive and decarbonized, introducing new fuel efficiency standards needs time; as CO2 emissions per capita in US and Canada now are much higher than in France, Great Britain, Germany. Although president Biden entered office having majority in both chambers of Congress, it may not be enough for passing legislation concerning some aspects of his policy agenda, including climate, budget, immigration. So the President started to realize his policy immediately after inauguration through executive orders. Addressing the trade issues, environment agenda, the new administration underlines that approach to international economic relations will be different (from Trump's priorities), restoring American leadership abroad. Being at the pathway toward recovery at the beginning of the current year, the American economy still needs support and stimulus under struggling with pandemic consequences. Keywords: global competition, Biden administration, economic agenda.

Подходы президентской администрации Дж. Байдена к восстановлению экономики и лидерства за рубежом

Второе десятилетие отмечено принципиальными изменениями в подходах президентских администраций к обеспечению интересов США. С приходом в Белый дом президент Дональд Трамп, не откладывая, подписал указы и распоряжения, перечеркивающие многие решения своего предшественника Барака Обамы [1]. Спустя четыре года так же поступил в день инаугурации (20 января 2021г.) президент Соединенных Штатов Джозеф Байден, отменив целый ряд инициатив Дональда Трампа.

В числе первых решений нового президента США Джозефа Байдена, ориентированных на восстановление международного взаимодействия, было возвращение Соединенных Штатов в Парижское соглашение по климату1, во Всемирную организацию здравоохранения2, а также отмена серии указов Дональда Трампа, связанных с запретом на въезд в США из ряда стран; замораживанием строительства стены на границе США с Мексикой; с нахождением детей отдельно от родителей в случае нелегального пересечения границы с Мексикой3. Новые подходы к взаимодействию со странами мира, к поиску ответов на глобальные вызовы осуществляются в условиях глубочайшего раскола в американском обществе и будут иметь разноплановые последствия как внутри страны, так и для международных отношений.

1 Paris Climate Agreement. 2021. - January 20. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/20/paris-climate-agreement/

2 Letter to His Excellency Antonio Guterres. 2021. - January 20. - URL: https://www.whitehouse. gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/20/letter-his-excellency-antonio-guterres/

3 Preserving and Fortifying Deferred Action for Childhood Arrivals (DACA). 2021. - January 20. -URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ presidential-actions/2021/01/20/ preserving-and-fortifying-deferred-action-for-childhood-arrivals-daca/; Proclamation on the Termination of Emergency with Respect to the Southern Border of The United States. 2021. - January 20. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/ proclamation-termination-of-emergency-with-respect-to-southern-border-of-united-states-and-redirection-of-funds-diverted-to-border-wall-construction/

Распоряжение о запрете на въезд в Соединенные Штаты из ряда стран было одним из первых, подписанных президентом Дональдом Трампом в январе 2017 г. Несмотря на многочисленные протесты, попытки оспорить данное решение в судах, его отмена состоялась лишь в день инаугурации Джозефа Байдена. Другой новацией Джозефа Байдена, связанной с вопросами въезда и нахождения в США лиц из других стран, стала инициатива о легализации около 11 млн проживающих в Соединенных Штатах нелегальных иммигрантов, которые, будучи добросовестными налогоплательщиками, при отсутствии с их стороны нарушений закона, могут через пять лет получить вид на жительство, а еще через три года -гражданство. При этом дети, которые приехали в США с родителями, могут получить гражданство в более короткие сроки. Решение президента США Джозефа Байдена о прекращении процесса депортации нелегальных иммигрантов сразу же столкнулось с неприятием со стороны его противников. Суть иска генерального прокурора штата Техас заключалась в том, что принятое Джозефом Байденом решение нарушает обязательства по взаимодействию с властями штата относительно соблюдения законов об иммиграции1, и федеральный судья наложил двухнедельный судебный запрет на отмену решений, регулирующих процесс иммиграции.

О намерении вернуть Соединенные Штаты в Парижское соглашение по климату (2015 г.), которое подписали 192 страны мира, Джозеф Байден заявлял еще в ходе предвыборной кампании и сдержал обещание сразу после инаугурации. Данное соглашение, предполагающее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере, резко критиковалось в период предшествующей администрации, когда президент Дональд Трамп объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату (1 июня 2017 г.).

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эмиссия СО2 (в тоннах) на душу населения в Соединенных Штатах и Канаде превышает значение данного показателя во Франции более чем в три раза [8]. Экологическая повестка новой президентской администрации Джозефа Байдена предполагает меры по сокращению вредных выбросов в окружающую среду, регуляторы по борьбе с климатическими изменениями, стимулирование использования возобновляемых источников энергии.

Продвижение зеленых технологий было одним из приоритетных направлений и в период президентства Барака Обамы, когда особое внимание уделялось мотивации их разработки и внедрения; а «приоритетными направлениями финансирования исследований в сфере энергетики были проекты, связанные с преодолением последствий глобальных климатических изменений, использованием энергосберегающих и экологически чи-

1 ЦКЬ: https://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/10553633?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&nw=1611726924000

стых технологий, альтернативных источников энергии, водородного топлива, биотоплива; с разработкой и внедрением чистых технологий использования угля, автомобильных аккумуляторов с более высокой электроемкостью и более длительным сроком службы, солнечных батарей и т. п.» [2. -С. 129]. Продолжение экологической направленности проводимой политики ожидается и в период новой президентской администрации.

Одним из первых решений Джозефа Байдена в русле экологизации стало и прекращение строительства нефтепровода Keystone XL в США из Канады - ключевого поставщика нефти в Соединенные Штаты, торгового партнера и союзника. Данный проект был заморожен в период президентства Барака Обамы, но его осуществление было продолжено в 2017 г. решением Дональда Трампа.

Получив полномочия президента США, Джозеф Байден отозвал разрешение на строительство трубопровод Keystone XL, отметив при этом в состоявшемся телефонном разговоре с премьер-министром Канады Джа-стином Трюдо1 важность американо-канадского сотрудничества, в том числе взаимодействия в борьбе с климатическими изменениями, а также принятие мер по уменьшению углеродных выбросов.

О дальнейших шагах новой администрации по реализации проектов в интересах охраны окружающей среды пока говорить рано. В штатах Техас, Монтана, ряде других отказ от Keystone XL уже вызвал протест. Но первые решения президента Джозефа Байдена обнадеживают сторонников зеленой повестки и заставляют переоценивать возможные сценарии производителями и экспортерами ископаемых видов топлива с высоким содержанием углерода (прежде всего нефти, угля, природного газа), для которых принимаемые в данном направлении меры могут стать долгосрочным вызовом.

Отмеченные новые подходы президентской администрации Джозефа Байдена в сравнении с предыдущей не означают смены курса, механизмов влияния по всем направлениям. Ожидается и сохранение, и введение новых антироссийских санкций.

Использование зависимости от экспорта нефти, газа рассматривалось в Соединенных Штатах среди ключевых направлений дестабилизации российской экономики и ранее, например, в докладах RAND Corporation [3]; а потенциал ужесточения торговых и финансовых санкций оценивался как особо результативный в случае присоединения к ним других стран. Джозеф Байден, еще будучи вице-президентом, акцентировал внимание европейских потребителей на необходимости снижения зависимости от поставок российского газа, диверсификации энергоисточников.

1 Readout of President Joe Biden Call with Prime Minister Justin Trudeau of Canada. 2021. -January 22. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/ 01/22/readout-of-president-joe-biden-call-with-prime-minister-justin-trudeau-of-canada/

«Сдерживание России и Китая, безусловно, будет фигурировать во внешнеполитической повестке дня» США. «Возможно, на российском направлении манеры будут чуть более вежливыми, но суть политики едва ли изменится» [6]. Приоритет привлечения союзников, координации с ними мер по сдерживанию развития Китая и России может получить новые импульсы применения.

Задача восстановления глобальных позиций, провозглашенная президентом Джозефом Байденом, осложняется нестабильным и неравномерным характером возвращения к допандемической ситуации в экономике и внешнеэкономических взаимосвязях, что нашло отражение в самом названии очередного пакета поддержки американской экономики и населения - «План спасения».

«План спасения» 2021

Несмотря на широкомасштабные меры, предпринятые в прошлом году по борьбе с пандемией и ее последствиями для экономики, в Соединенных Штатах, по данным, опубликованным на сайте Белого дома 22 января 2021 г., насчитывалось «свыше 10 млн безработных, 14 млн арендаторов с задержкой оплаты, 29 млн взрослых и по меньшей мере 8 млн детей» [5], испытывающих трудности с нехваткой продовольствия.

Результаты ноябрьского (2020 г.) Гэллап-опроса владельцев малого бизнеса показали, что они продолжали сталкиваться «с существенными финансовыми вызовами в результате глобальной пандемии» [9] и преимущественно не ожидали восстановления до конца 2021 г. или даже позже (34% респондентов - после 2021 г., 28% - не ранее второй половины 2021 г.).

По прогнозам экспертов ОЭСР, рост ВВП до второй половины 2021 г. ожидается меньшим, чем в зоне евро и в целом по странам Организации (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Динамика ВВП* (в %)

Год США Страны зоны евро Страны ОЭСР

2019 IV квартал 2,4 0,2 0,8

2020 I квартал -5,0 -14,0 -7,2

2020 II квартал -31,4 -39,5 -36,0

2020 III квартал 33,1 58,1 40,1

2020 IV квартал 1,2 -10,4 -2,5

2021 I квартал 1,2 5,9 3,6

2021 II квартал 3,4 5,8 4,1

2021 III квартал 4,5 3,8 3,7

2021IV квартал 4,4 3,4 3,5

* Составлено по: Real gdp forecast DEC 2020 forecast. OECD 2021. - URL: https://data.oecd.org/gdp/real-gdp-forecast.htm

Согласно предложенному Джозефом Байденом сразу после инаугурации «Плану спасения»(с объемом финансирования 1,9 трлн долл.) [5], предусматриваются прямые выплаты населению - в дополнение к 600 долларам еще 1 400 долларов; дополнительные пособия по безработице до конца третьего квартала; поддержка бизнеса; помощь штатам, местным органам власти в целях смягчения последствий пандемии для систем здравоохранения, образования, инфраструктуры; предполагаются дополнительные меры непосредственно по борьбе с пандемией, в том числе расширению охвата населения тестированием на коронавирус, вакцинацией.

В своем выступлении перед комитетом Сената по финансам в качестве кандидата на пост министра финансов США Джанет Йеллен поддержала этот масштабный проект «во избежание более длительной рецессии» [11], считая, что его ожидаемые позитивные эффекты перевесят негативные последствия роста государственного долга.

Учитывая, что при любых вариантах развития событий на прохождение проекта в Конгрессе потребуется время, президентом Джозефом Байденом был подписан исполнительный указ о мерах поддержки [5; 10], которые призваны содействовать восстановлению экономики и потребительскому спросу. Эти меры адресованы прежде всего нуждающимся в продовольственной помощи (около 29 млн американцев), тем 8 млн американцев, кто еще не получил финансовую помощь, которая им полагается, а также ветеранам, безработным, испытывающим финансовые затруднения в борьбе с пандемией, и предполагают расширение соответствующих программ.

В марте пакет помощи американской экономике и домохозяйствам на 1,9 трлн долларов был одобрен Конгрессом и подписан президентом США Джозефом Байденом. Предпринимаемые меры поддержки населения наряду с гуманитарной имеют важную составляющую в плане восстановления потребительского спроса как одного из ключевых факторов экономического роста.

Потребительские расходы населения, находясь под влиянием множества обстоятельств экономического, социокультурного, демографического, конъюнктурного характера, с прошлого года испытали воздействие глобальной пандемии. Составляя в Соединенных Штатах около 70% ВВП (68% в 2019 г.), в период эпидемии они претерпели не только сокращение (так и не вернувшись в третьем квартале прошлого года по общему объему к допандемическому уровню), но и изменения по структуре.

Влияние эпидемиологического фактора на спрос не ограничивается ближайшей перспективой. Постпандемические ориентиры потребителей заслуживают специального исследования. В начале 2021 г. можно говорить о существенном перераспределении потребительских расходов в условиях их снижения в отдельные периоды прошлого года в сравнении с предшествующими годами с негативным влиянием данного процесса на динамику ВВП страны.

При прогнозируемом росте реального ВВП на 3,2% в 2021 г. и 3, 5% в 2022 г. долгосрочные изменения экономического развития по планам новой администрации связаны с «более инклюзивным ростом и менее угле-родоемкими» технологиями, видами топлива, модернизацией инфраструктуры [4]. Однако на первом этапе ключевой проблемой остается преодоление пандемии и последствий эпидемиологических ограничений. Предпринимаемые в Соединенных Штатах государственные меры призваны ускорить восстановление американской экономики, поддержать потребительский спрос.

Потребует времени и восстановление позиций США в международной торговле. По оценке ОЭСР, сокращение реального объема экспорта товаров и услуг (в процентах к предыдущему году) из Соединенных Штатов в 2020 г. было в три с половиной раза большим, чем в Китае (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Динамика экспорта и импорта товаров и услуг* (в %)

2018 2019 2020 2021 2022

США - экспорт 3,0 -0,1 -13,8 3,7 4,4

США - импорт 4,1 1,1 -10,7 6,5 5,1

Китай - экспорт 3,7 2,0 -3,7 7,5 5,5

Китай - импорт 5,7 0,2 -7,2 2,1 4,6

Великобритания - экспорт 3,0 2,8 -13,1 -1,1 0,1

Великобритания - импорт 2,7 3,3 -21,0 -0,2 0,2

Германия - экспорт 2,5 1,0 -11,1 4,5 4,5

Германия - импорт 3,8 2,6 -9,6 3,0 4,7

Канада - экспорт 3,1 1,3 -8,5 5,1 2,0

Канада - импорт 2,6 0,6 -12,8 3,1 2,0

Мексика - экспорт 5,9 1,4 -15,7 6,5 6,8

Мексика - импорт 5,9 -0,9 -17,5 6,5 6,5

Япония - экспорт 3,5 -1,6 -14,4 5,2 4,8

Япония - импорт 3,7 -0,7 -7,6 0,9 1,7

* Источник: [7].

Согласно прогнозу ОЭСР, восстановление экспортных возможностей в 2021 г. в США будет происходить медленнее не только, чем в Китае, но и в Канаде, Мексике, Японии, Германии. При этом после падения импорта товаров и услуг в прошлом году на 10,7% ожидается его рост в 2021 г. на 6,5%. Состояние американского рынка, ежегодно принимающего импортируемые товары и услуги в объеме, превышающем 3 трлн долларов (в 2019 г. - 3,1 трлн долл., в том числе товаров - на 2,5 трлн долл.1), критически значимо для многих стран - экспортеров в Соединенные Штаты.

1 U.S. International Trade in Goods and Services by Area and Country. - URL: https://apps. bea. gov/ iTable/iTable.cfm?reqid=62&step=2&isuri=1&product=1

Инициированный Джозефом Байденом в марте план поддержки национальной экономики, экономического роста «восстановим лучшее» (Build Back Better1), оцениваемый в сумму около 3 трлн долларов, носит долгосрочный характер. Приоритетные задачи зеленой повестки, модернизации инфраструктуры, механизмы сдерживания климатических изменений рассчитаны до начала третьего десятилетия и предполагают широкий комплекс мер по укреплению инфраструктуры, инвестиций в развитие экологически чистых транспортных средств, представляя новые вызовы углеродной энергетике на глобальном уровне. Планируемое администрацией Джозефа Байдена повышение налогов на прибыль корпораций также не обойдется без глобальных эффектов, усиливая для американского бизнеса привлекательность деятельности в других странах.

Список литературы

1. Дмитриев С. С. Предсказуемо непредсказуемая торговая политика - США против всех // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2018. - № 2. - С. 113-132.

2. Лебедева Л. Ф., Емельянов С. В. США: новые контуры бюджетной политики / / Международная торговля и торговая политика. - 2017. -№ 3 (11). - С. 120-133.

3. Competing from Advantageous Ground. Extending Russia. RAND Corporation, 2019. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/ RR3063.html

4. Economic Forecast Summary, 2020. - December. - URL: https:// www.oecd.org/ economy/united-states-economic-snapshot/

5. Fact Sheet: President Biden's New Executive Actions Deliver Economic Relief for American Families and Businesses Amid the COVID-19 Crises, 2021. -January 22. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2021/01/22/fact-sheet-president-bidens-new-exec-utive-actions-deliver-economic-relief-for-american-families-and-businesses-amid-the-covid-19-crises/

6. Foreign Minister Sergey Lavrov's Remarks and Answers to Media Questions at a News Conference on the Results of Russian Diplomacy in 2020, Moscow, 2021. - January 18. - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/ -/ asset_publisher /cKNonkJE02Bw /content/id/4527635

7. OECD Economic Outlook 2020. - URL: https://www.keepeek. com//Digital-Asset-Management/ oecd/economics/oecd-economic-outlook/ volume-2020/issue-2_39a88ab1-en#page141

1 URL: https://joebiden.com/build-back-better/

8. President Biden's Policy Priorities and their impact on the Economic Outlook, 2021. - January 21. URL: https://oecdecoscope.blog/2021/01/21/ president-bidens-policy-priorities-and-their-impact-on-the-economic-outlook/

9. Small-Business Owners' Optimism Rises but Below Pre-COVID, 2020. - December 8. - URL: https://news.gallup.com/poll/327362/small-business-owners-optimism-rises-below-pre-covid.aspx

10. Talking Points: January 22 Executive Orders - Economic Relief, 2021.-January 22. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/22/ talking-points-january-22-executive-orders-economic-reli

11. Yellen Nomination Sails through Senate Panel; Final Vote Set for Monday, 2021. - January 22. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-biden-yellen/yellen-vote-in-u-s-senate-committee-to-test-support-for-biden-economic-plan-idUSKBN29R18O?il=0

References

1. Dmitriev S. S. Predskazuemo nepredskazuemaya torgovaya politika -SSHA protiv vsekh [Predictable Unpredictable Trade Policy of the US], Kontury globalnykh transformatsij: politika, ekonomika, parvo, 2018, No. 2, pp. 113-132. (In Russ.).

2. Lebedeva L. F., Emelyanov S. V. SSHA: novye kontury byudzhetnoy politiki [US: New Contours of Budget Policy], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2017, No. 3 (11), pp. 120-133. (In Russ.).

3. Competing from Advantageous Ground. Extending Russia. RAND Corporation, 2019. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_ reports/RR3063.html

4. Economic Forecast Summary, 2020, December. Available at: https:// www.oecd.org/ economy/united-states-economic-snapshot/

5. Fact Sheet: President Biden's New Executive Actions Deliver Economic Relief for American Families and Businesses Amid the COVID-19 Crises, 2021. - January 22. Available at: https:/ /www.whitehouse.gov/brief-ing-room/ statements-releases/2021/01/22/fact-sheet-president-bidens-new-executive-actions-deliver-economic-relief-for-american-families-and-busi-nesses-amid-the-covid-19-crises/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Foreign Minister Sergey Lavrov's Remarks and Answers to Media Questions at a News Conference on the Results of Russian Diplomacy in 2020, Moscow, 2021, January 18. Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4527635

7. OECD Economic Outlook 2020. Available at: https://www.keepeek. com//Digital-Asset-Management/ oecd/economics/oecd-economic-outlook/ volume-2020/issue-2_39a88ab1-en#page141

8. President Biden's Policy Priorities and their impact on the Economic Outlook, 2021, January 21. Available at: https://oecdecoscope.blog/2021/ 01/21/ president-bidens-policy-priorities-and-their-impact-on-the-economic-outlook/

9. Small-Business Owners' Optimism Rises but Below Pre-COVID, 2020. - December 8. Available at: https://news.gallup.com/poll/327362/small-business-owners-optimism-rises-below-pre-covid.aspx

10. Talking Points: January 22 Executive Orders - Economic Relief, 2021, January 22. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ statements-releases/2021/01/22/ talking-points-january-22-executive-orders-economic-reli

11. Yellen Nomination Sails through Senate Panel; Final Vote Set for Monday, 2021, January 22. Available at: https://www.reuters.com/ article/us-usa-biden-yellen/yellen-vote-in-u-s-senate-committee-to-test-support-for-biden-economic-plan-idUSKBN29R18O?il=0

Сведения об авторе

Людмила Федоровна Лебедева

доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра социально-экономических исследований и проектов Института Соединенных Штатов Америки и Канады РАН. Адрес: Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4464-2916 E-mail: l.lebedeva@iskran.ru

Павел Андреевич Аксенов

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института Соединенных Штатов Америки и Канады РАН. Адрес: Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3. E-mail: pasha12098@mail.ru

Information about the author

Liudmila F. Lebedeva

Doctor of Economics, Professor, Head of the Center for Social-Economic Studies and Projects of the Institute for US and Canadian Studies Russian Academy of Sciences.

Address: Institute for US and Canadian Studies Russian Academy of Sciences, 2/3 Khlebny per, Moscow, 123995, Russian Federation.

ORCID: https: //orcid. org/0000-0002-4464-2916 E-mail: l.lebedeva@iskran.ru

Pavel A. Aksenov

PhD, Senior Researcher of the Institute for US and Canadian Studies Russian Academy of Sciences. Address: Institute for US and Canadian Studies Russian Academy of Sciences, 2/3 Khlebny per, Moscow, 123995, Russian Federation. E-mail: pasha12098@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.