Научная статья на тему 'НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ'

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЯ / ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / СВЕРХБЫСТРЫЙ РОСТ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миркин Яков Моисеевич

В статье раскрыто цели, содержание и инструменты новой экономической политики как альтернативной. Ее главными целями являются рост продолжительности жизни в России, значительное улучшение качества жизни и выравнивание ее условий по всей территории страны, сверхбыстрый рост, технологическая модернизация. Раскрыты изменения в коллективных моделях поведения населения и элиты как необходимые условия для осуществления такой политики. Представлены количественные цели, этапы, концепции, технические инструменты (экономические, финансовые, административные) новой экономической политики, даны краткие формулы, определяющие ее содержание. Даны необходимые сравнения с международной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ECONOMIC POLICYFOR RUSSIA

The article reveals the goals, content and tools of the new economic policy as an alternative. Its main goals are the growth of life expectancy in Russia, a significant improvement in the quality of life and the equalization of its conditions throughout the country, ultra-fast growth, and technological modernization. Changes in collective models of behavior of the population and the elite are revealed as necessary conditions for the implementation of such a policy. The quantitative goals, stages, concepts, technical tools (economic, financial, administrative) of the new economic policy are presented, brief formulas are given that determine its content. Necessary comparisons with international practice are given.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ»

DOI:10.38197/2072-2060-2021-227-1-115-127

новая экономическая

политика для россии

new economic policy for russia

мИРКИН ЯКОВ мОИСЕЕВИЧ

Член Правления ВЭО России, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН, д.э.н., профессор

YAKOV M. MIRKIN

Head of International Capital Markets, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Doctor of Economics Sciences, Professor

В статье раскрыты цели, содержание и инструменты новой экономической политики как альтернативной. Ее главными целями являются рост продолжительности жизни в России, значительное улучшение качества жизни и выравнивание ее условий по всей территории страны, сверхбыстрый рост, технологическая модернизация. Раскрыты изменения в коллективных моделях поведения населения и элиты как необходимые условия для осуществления такой политики. Представлены количественные цели, этапы, концепции, технические инструменты (экономические, финансовые, административные) новой экономической политики, даны краткие формулы, определяющие ее содержание. Даны необходимые сравнения с международной практикой.

А

Л

ABSTRACT

The article reveals the goals, content and tools of the new economic policy as an alternative. Its main goals are the growth of life expectancy in Russia, a significant improvement in the quality of life and the equalization of its conditions throughout the country, ultra-fast growth, and technological modernization. Changes in collective models of behavior of the population and the elite are revealed as necessary conditions for the implementation of such a policy. The quantitative goals, stages, concepts, technical tools (economic, financial, administrative) of the new economic policy are presented, brief formulas are given that determine its content. Necessary comparisons with international practice are given.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государство развития, дерегулирование, модель коллективного поведения, новая экономическая политика, ожидаемая продолжительность жизни, сверхбыстрый рост, финансовая политика, экономическая либерализация. KEY WORDS

Collective behavior model, deregulation, developmental state, economic liberalization, financial policy, life expectancy, new economic policy, super-fast growth.

План ГОЭЛРО был частью НЭПа, новой экономической политики. Возможны ли сейчас «новая политика», нэп? Новый курс, меняющий модель и состояние российской экономики?

Прежде всего, нужно определиться в целях. Вот их краткий перечень: рост доли среднего класса до 70%, номинальный ВВП на душу населения — на уровне Чехии (отнесена к группе развитых стран). Ожидаемая продолжительность жизни — не ниже 80 лет (тоже примерно уровень Чехии).

Сейчас мы на 100-104-м месте в мире, отстаем от этой страны на 7 лет.

Концентрация на российской семье, на ее приращении, на ее уверенности и ее состоятельности, реальная, а не на словах, означала бы жесточайшее, коренное изменение в модели общества, в экономической и финансовой политике в России.

Чехия является ориентиром для нас с точки зрения уровня благосостояния и развитой страны, в которой продолжается расширенное воспроизводство (естественная прибыль) населения. Эта страна — пример трансформации из административной в социальную рыночную экономику континентального типа (в России сложилась, скорее, латиноамериканская модель). И, конечно, она интересна тем, что это пример рыночного успеха в славянском мире, в тесной связи с экономикой ЕС и, в частности, Германии. Германия — торговый партнер № 2 России (Китай — № 1).

Конечно же, это не абсолютный ориентир (его и не может быть). В Чехии — чуть больше 10 млн населения, в России живут больше 146 млн человек. Страны не сопоставимы по территории, по ресурсам и, что очень важно, по включенности в экономическую жизнь группы развитых стран. В Чехии в начале 1990-х был более высокий уровень благосостояния населения, не полностью еще утрачены рыночные навыки, в руках семей сохранилось больше активов, была осуществлена реституция. В Чехию сразу же, в начале 1990-х годов пришли объемные иностранные инвестиции, ЕС стал экономически «поглощать» ее, что смягчило эффекты приватизации, освобождения цен и прочие шоки перехода к рыночной экономике. В России всего этого не было.

118

Но все же, Чехия — наиболее близкий пример того, как бы мог складываться у нас макро- и микромир, если бы в центре экономической и финансовой политики была бы российская семья, ее состоятельность, рост продолжительности и качества жизни.

Еще одна цель — выравнивание условий жизни, ее качества по всей территории России, в той мере, в какой это позволяет климат. «Согнать» население в 11-12 крупнейших городских агломераций, продолжить человеческое опустынивание России в абсолютном большинстве ее регионов, от Дальнего Востока до Центра и Северо-Запада было бы крупнейшей ошибкой. Эта идея обсуждается, причем в позитивном плане, уже 5-7 лет и практически реализуется в «человейниках» Москвы и Московской области.

Известны средства для достижения этой цели — сверхбыстрый рост (российское «экономическое чудо», если бы мы могли его создать), технологическая модернизация, превращение экономики из преимущественно сырьевой, с огромными пустыми продуктовыми нишами, в универсальную. Сегодня все происходит ровным счетом наоборот. Россия долгое время отстает от среднемировых темпов роста, 2013-2020 годы — это время стагнации и двух кризисов. Нарастают технологические разрывы (что хорошо показывает программа космоса), сохраняется зависимость в ключевых видах средств производства и технологий на 65-95%, прежде всего от ЕС и Китая. Происходит «китаизация» технологической базы экономики. Сравнительно малы объемы импортозамещения (кроме зерна и других отдельных видов аграрной продукции, фармацевтики).

Новая экономическая политика, сверхбыстрый рост — это, прежде всего, изменения коллективной модели населе-

ния и элиты, как в широком смысле (1-5% населения), так и в узком (лица, принимающие ключевые решения на макроуровне). По всем опросам, до сих пор 80-85% населения «влюблено» в государство (усилить его влияние, расширить его собственность, передать в управление, навести порядок и т.п.). Только усиление независимости населения, способности принимать риски, желания жить по-новому, инно-вационности, любви к «новенькому», мобильности может создать условия для экономического бума в России. Возможны ли такие изменения? Да, конечно, пример азиатских экономик хорошо это показывает (Южная Корея, Китай и др.). Модели коллективного поведения населения меняются.

А элита? Вместо холодного, вертикального управления населением как расходуемым ресурсом (с минимизацией затрат, с вечной торговлей за «кусок хлеба») — модель поведения, в центре которой поставлены рост продолжительности и качества жизни в России, любовь к своему народу не на словах, а на деле. Примеры известны — Людвиг Эрхард, Дэн Сяопин, Ли Куан Ю. Для нас имеет огромную ценность то, что делал Эрхард: «В моей должности я вынужден выполнять... специфическое задание. Это задание сводится к тому, что необходимо заставить народное хозяйство выявить столько энергии и показать столько достижений в производительности, чтобы люди могли жить без нужды и забот, чтобы они получили возможность приобретать имущество и становиться благодаря этому независимыми, чтобы они имели возможность в большей степени раскрыть свое человеческое достоинство. Именно тогда они не будут зависеть от милости других, а также и от милости государства» [4, с. 218].

Это, может быть, странный, идеалистический тезис, но в основе экономической политики должна быть, прежде все-

120

го, любовь к своему народу. В этом залог любого выдающегося макроэкономического успеха. Как «вбить это в голову» государственного чиновника, который, не имея собственного делового опыта (сплошь и рядом), считает всех, кто в бизнесе, «негодяями», желающими «увести, вывезти, обойти закон», а всех остальных — массой просителей, которым вечно что-то нужно и которых нужно понуждать — и только так — к правильному поведению, «загоняя» в добросовестный труд по нормам, известным только аппарату? Вся система регулирования настроена на то, что ее объектом является не «человек действующий», а вороватый, уклоняющийся человек, который, к тому же, хотел бы всегда выклянчить свой кусок в торге с государством.

У новой экономической политики должно быть два этапа: первый — переходный, к сверхбыстрому росту от стагнации и той тупиковой экономической модели, в которой мы присутствуем. И второй этап — нормализация, уход в свободное рыночное плавание.

Параметры социальной рыночной экономики, к которой стремимся — доля государства не выше 20-25%, среднего и малого бизнеса — до 40-50% (совершенно иная конкурентная среда на основе приватизации в пользу среднего класса, создания квазирыночной среды в крупнейших компаниях, особенно, с государственным участием). Универсальная экономика вместо преимущественно сырьевой (доля «своего» в технологиях, оборудовании, комплектующих и исходниках — не ниже 55-65%, в непродовольственных товарах широкого потребления — до 70-75%), своя микроэлементная база.

Крупная финансовая машина вместо мелкой, спекулятивной, созданной за 30 лет (монетизация, насыщенность

кредитами и долгами, капитализация рынка акций — свыше 90 - 100% ВВП, инфляция — до 2-3%, ссудный процент — до 2-3%). На первом этапе — умеренно ослабленный рубль (сильное средство стимулирования экономического роста, для 2021 г. — 75-77 руб. за долл.), на втором — устойчивый рубль в более узком коридоре колебаний, чем это свойственно развивающимся экономикам). Прекращение избыточного финансового резервирования (ФНБ, международные резервы), сокращение их, по оценке, вдвое (накопленные средства — в инвестиции).

Налоговое и квазиналоговое бремя на этапе перехода к сверхбыстрому росту — 31-33% ВВП (сегодня от 36% и выше), на этапе нормализации — до 40-42% (норма для континентальной модели, стран уровня Чехии). Резкое, вполовину снижение регулятивного бремени и административных издержек. Нормализация потребления государства до 14-15% ВВП (сегодня — от 18% ВВП). Деконцентрация, децентрализация, разгосударствление бизнесов, активов, финансовых потоков, расселения людей. Возврат к реальному бюджетному федерализму — рост доходной базы региональных бюджетов, их доли в консолидированном бюджете, прекращение их избыточной зависимости «от центра».

Максимум стимулов для прямых иностранных инвестиций (налоговых, административных), таможенная политика, максимально стимулирующая экспорт из России продукции с высокой степенью обработки и перенос в Россию высокотехнологичных производств.

В результате на первом этапе норма инвестиций — от 28-30% ВВП (в Китае — 44-46% ВВП), на втором, при нормализации — от 21 до 24% ВВП (при существенном росте эффективности инвестиций).

Как все это сделать? Для первого этапа — экономическая либерализация. Речь идет не об отпуске всего и вся в свободный от государства полет. Наоборот, речь — о расширенном вмешательстве государства для того, чтобы убрать накопленные деформации — экономические (собственность, кредит, процент, налоги, бюджет, валютный курс, таможенная политика и т.п.) и административные (избыточное регулятивное бремя, репрессивная система правоприменения). В государственных финансах резко усилить стимулирующую функцию (преобладает фискальная). Финансовый форсаж — последовательный рост в насыщении экономики деньгами, кредитами, финансовыми инструментами при снижении уровня процента и инфляции (пример — Китай и другие азиатские экономики, примеры «облегченного финансового форсажа» — страны экономического чуда в послевоенной Европе).

Неизбежны — а) создание администрации развития (с особыми полномочиями, отделенными от текущей деятельности правительства), б) макроэкономическое программирование, в) программы публичных работ, расширенные в сравнении с действующими, особенно в части модернизации инфраструктуры, г) бюджет развития.

В результате — создать легкую бизнес-среду с расширенными инвестиционными горизонтами. Все эти меры легко укладываются в формулу сверхбыстрого роста (приводил ее уже в публикациях не раз), в которой все экономические и административные инструменты государства подчиняются одной только цели — продолжительность и качество жизни, темпы роста, технологическая модернизация.

Какие инструменты — хорошо известно. В международной практике применялись до 250-300 технических решений, относящихся к экономической, финансовой и админи-

стративной политике государства, ставящих экономику на новый курс. Подробное их перечисление, формулу сверхбыстрого роста см. в [1, 2]. Макроэкономический инженер легко подберет именно то их сочетание, которое соответствует состоянию экономики и общества в целом.

Новая экономическая политика должна осуществляться: а) системно, не имеет смысла выхватывать отдельные «куски», б) осторожно, взвешенно, только популярными реформами, с тщательным наблюдением за тем, чтобы те или иные меры принимались с доверием и не вызвали финансовых и экономических шоков. В сверхбыстром росте нет экстремизма, экономика поворачивается к нему, разгоняется до темпов от 4-5% и выше за 2-4 года.

Последнее — это миф или реальность? Это абсолютно техническая задача, которую уже решили после второй мировой войны 15-20 стран. Но для того, чтобы это сделать у нас дома, нужен переворот в головах элиты, изменение идеологии, которой она придерживается, новая национальная идея, за которую стоит бороться.

Эта идеология очень проста. На первом месте продолжительность и качество жизни населения, не на словах, а на деле. Любовь к собственному народу — в основе экономической политики, как бы идеалистически это ни звучало. Плюс «государство развития», социальная рыночная экономика и общество стимулов, а не наказаний, как способ жизни.

Реалистично ли думать, что все это может произойти? Когда-то считалось, что это невозможно в Китае середины 1970-х годов или в Испании 1950-х. Но неожиданные повороты случились. Могут быть повороты и в нашей идеологии, в нашем мышлении, в нашей модели общества. Об альтерна-

124

тивной экономической политике нужно громко и постоянно говорить. Она всегда должна быть на виду.

Альтернативная политика, какой она могла бы существовать в программных документах, может быть продемонстрирована на примере финансового сектора.

В самом общем виде она могла бы формулироваться следующим образом.

Проведение последовательной и осторожной денежно-кредитной, валютной и процентной политики, направленной на нормализацию финансового сектора, на стимулирование повышения качества жизни, ускоренный рост экономики, ее технологическую модернизацию и финансовое развитие, в увязке с системой других мер, стимулирующих рост (налоги, бюджет, инвестиции, таможенное регулирование и др.), в том числе:

• Переход к «мультитаргетированию», основанному на одновременном таргетировании денежной массы (органичный рост монетизации (широкие деньги — до 85-95% ВВП)), инфляции (ее снижение до 2-3% при условии активного противодействия государства немонетарной инфляции), процента (ключевой ставки до 2,5-2,75%, других ставок процента Банка России), сокращении волатильности валютного курса рубля в 23 раза (введение валютных коридоров, смягчающих колебания валютного курса рубля).

• Переход к политике умеренно ослабленного курса рубля (с учетом разрывов в реальном и номинальном эффективных курсах рубля), стабилизации его динамики как инструмента стимулирования экономического роста (вместо политики взрывных периодических девальваций в зависимости от цены на нефть и внешних

финансовых шоков). С этой целью модернизация валютного режима, осторожное усиление роли административных инструментов (»коридоров», «потолков», «лимитов» и т.п.).

• Замораживание цен и тарифов, устанавливаемых/ регулируемых государством, по формуле «инфляция минус».

• Усиление рыночного регулирования счета капитала при сохранении его открытости (донастройка всей системы нормативов и правил, регулирующих деятельность (сделки, позиции, риски) финансовых институтов, инвесторов, экспортеров, для ограничения вложений в валюту, использование рыночных механизмов, распространенных в международной практике, для предупреждения и ограничения валютных шоков).

• Рост насыщенности кредитами до 75-85% ВВП при сокращении ссудного процента до 3-4%, в т.ч. за счет расширения использования специальных механизмов финансирования Банка России (открытие значимых линий рефинансирования кредитных организаций под портфели ссуд (ипотека, малому и среднему бизнесу, портфели инвестиционных проектов, региональные портфели и т.п.), отвечающих рыночным критериям качества, при установлении потолков процента и ограничении процентной маржи, постепенное прекращение субсидирования процентных ставок).

• Поэтапная демонополизация, деконцентрация, разгосударствление финансового сектора и его инфраструктуры до их оптимальных размеров, обеспечивающих рыночность среды, прекращение политики форсированного сокращения численности финансовых ин-

ститутов и «денежного опустынивания» регионов, дерегулирование финансового сектора (регулятивная гильотина), устранение избыточных регулятивных издержек, не отвечающих рискам и потребностям динамики развивающегося финансового рынка, введение действенного, реального антимонопольного контроля за ценами и тарифами в финансовом секторе.

• Введение в законодательство о Банке России и других финансовых регуляторах целей стимулирования роста экономики, ее технологической модернизации, повышения качества жизни населения. Создание механизмов корпоративной и личной ответственности, кодексов этики, квалификационных требований к опыту участия в финансовом бизнесе, относящихся к Банку России, другим государственным институтам, регулирующим финансовый бизнес, и их персоналу. Обеспечение реальной подотчетности органов «денежной и финансовой власти» в реализации целей, для которых они созданы.

По мере нормализации финансового сектора и настройки на цели стимулирования роста — дальнейшая либерализация, прекращение действия административных инструментов, введенных для стабилизации финансового сектора и его реструктуризации в целях стимулирования экономического роста.

Библиографический список

1. Миркин Я., Жукова Т., Бахтараева К., Комова А. Механизмы стимулирования сверхбыстрого роста: мировая практика. — М.: Магистр, 2018.

2. Миркин Я., Кудинова М., Левченко А., Бахтараева К., Жукова Т., Бунатян А. Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика. — М.: Магистр, 2014.

3. Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.

4. Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М.: Дело, 2001.

5. The East Asian Miracle. A World Bank Policy Research Report. — Wash.: World Bank, Oxford University Press, 1993.

References

1. Mirkin YA., ZHukova T., Bahtaraeva K., Komova A. Mekhanizmy stimulirovaniya sverhbystrogo rosta: mirovaya praktika. M.: Magistr, 2018.

2. Mirkin YA., Kudinova M., Levchenko A., Bahtaraeva K., ZHukova T., Bunatyan A. Finansovye strategii modernizacii ekonomiki: mirovaya praktika. - M.: Magistr, 2014.

3. Rajnert E. Kak bogatye strany stali bogatymi, i pochemu bednye strany ostayutsya bednymi. — M.: Izdatel'skij dom VSHE, 2020.

4. Erhard L. Blagosostoyanie dlya vsekh. M.: Delo, 2001.

5. The East Asian Miracle. A World Bank Policy Research Report. - Wash.: World Bank, Oxford University Press, 1993.

Контактная информация / Contact information

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23. Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy Of Sciences, 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russia.

Миркин Яков Моисеевич / Yakov M. Mirkin yakov.mirkin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.