Научная статья на тему 'Новая должность: педагог-библиотекарь'

Новая должность: педагог-библиотекарь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПРАВА И ГАРАНТИИ / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ОТПУСК / ОПЛАТА ТРУДА / QUALIFYING CHARACTERISTICS / SOCIAL-LABOR RIGHTS AND GUARANTEES / STAFFING LIST / LABOR CONTRACT / ADMINISTRATIVE DUTIES / VACATION / PAYMENT OF WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понкратова Вера Николаевна, Осипцова Жанна Петровна

Нормативное регулирование труда по должности «педагог-библиотекарь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая должность: педагог-библиотекарь»

НОВАЯ ДОЛЖНОСТЬ: педагог-библиотекарь

Вера Николаевна Понкратова, Жанна Петровна Осипцова,

специалисты аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Авторы, комментируя нормативные правовые акты, отвечают на вопросы, связанные с появлением новой должности педагогического работника — «педагог-библиотекарь», особенностями его деятельности, социально-трудовыми правами и гарантиями.

• квалификационные характеристики • социально-трудовые права и гарантии

• штатное расписание • трудовой договор • должностные обязанности

• отпуск • оплата труда

п

риказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»1 в Единый квалификационный справочник внесено изменение, которым этот раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь».

Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1 Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н опубликован в «Российской газете» от 13 июля 2011 г. № 150 и вступил в силу с 24 июля 2011 г.

В связи с нормативно-правовым введением новой должности «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении:

• Означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» наличие этой должности в библиотеках школ является обязательным, а должности библиотечных работников должны быть исключены из их штатных расписаний?

• Если в штате школы есть должность библиотечного работника, следует ли её заменять на должность педагога-библиотекаря?

• Если принято решение о введении

в штат школы должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители школ удовлетворять требования библиотечных работников о переводе их на должность педагога-библиотекаря?

• Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы, преимущества, порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников?

• На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу?

• Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет, от чего зависит размер должностного оклада?

• Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников?

Порядок введения в штат школы должности педагога-библиотекаря

Появление новой должности и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означают, что из штатных расписаний школ должны быть в обязательном порядке исключены все должности библиотечных работников, включая заведующих библиотеками.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания школам о внесении изменений в их штатные расписания, в том числе об исключении должности библиотечного работника и внесении вместо неё в штатное расписание должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со статьёй 32 Закона РФ «Об образовании» установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к его компетенции.

Следовательно, руководители школ вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами, поскольку эта деятельность — основная как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

К примеру, в крупных школах с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей в школьных

библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями.

Поэтому если школа сочтёт целесообразным с учётом имеющихся ресурсов, финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в её штатное расписание. Если в штатном расписании предусмотрена должность библиотечного работника, но не предполагается её сохранение, то из штатного расписания эта должность должна быть исключена и введена другая требуемая должность.

При этом если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание необходимо осуществить процедуру, применяемую при сокращении штата работников, в том числе:

• письменно персонально предупредить работника под подпись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата, предложить работнику имеющуюся работу (как по вакантной должности или работу, соответствующую квалификации работника, так и по вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать работнику все соответствующие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);

• уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственные органы службы занятости (пункт 2 статьи 25 Закона РФ

«О занятости населения в Российской Федерации») и выборный орган первичной профсоюзной организации данной

школы (часть первая статьи 82 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ)2.

Если работник, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на должность педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путём заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяются трудовые функции, другие обязательные, а также дополнительные условия трудового договора, в данном случае целесообразно в дополнительном соглашении предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издаёт приказ о переводе работника на эту должность.

В случае отказа работника от перевода на другую должность либо в случае, когда у работодателя отсутствует работа, соответствующая квалификации работника (в том числе тогда, когда у работника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, которое требуется для должности педагога-библиотекаря, а других вакансий нет), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ производится с учётом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьёй 373 ТК РФ с обеспечением социально-трудовых гарантий, связанных с увольнением в связи с сокращением численности или шта-

2 Подробные разъяснения по вопросам расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников образования содержатся в тематическом информационном бюллетене ЦК Профсоюза № 43 «Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников образовательного учреждения: общие положения и особенности правового регулирования» (июнь 2009 г., часть 2).

та работников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т.д.).

Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения работника по сокращению численности или штата может повлечь признание увольнения в судебном порядке незаконным и необоснованным, восстановление работника на прежней работе, выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда, а также юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.

Следует также учитывать, что в определённых случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в том числе при назначении на должность педагога-библиотекаря (перевод на эту должность библиотекаря), допускается приём на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Так, пунктом 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии3 могут быть

3 Разъяснения о порядке применения данного положения содержатся в Комментарии к разделам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Информационный бюллетень ЦС Профсоюза № 17, июнь 2011 г.).

назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Должности работников в библиотеках школ и их должностные обязанности

При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях должностей работников) школьных библиотек необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.

Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утверждённой приказом Минздравсоц-развития России от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2011 г., регистрационный № 20838).

Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической работы не входит, поэтому при её фактическом выполнении с согласия работников такая педагогическая работа им должна дополнительно оплачиваться.

Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и другие работники школ (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и т.д.), могут вести преподавательскую работу по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые предусмотрены учебным планом, образовательной программой, или вести занятия в кружке.

Преподавательская работа библиотечным работникам должна дополнительно оплачиваться в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от её содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учрежде-

нии без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя школы выполняться в основное рабочее время.

Педагогу-библиотекарю в соответствии с утверждённой квалификационной характеристикой помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с культурным развитием личности, чтением, поддержкой интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информацион-ной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы. Следовательно, такая педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

При этом отметим, что по предложению Общероссийского профсоюза образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции — прямая обязанность учителей, они не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность «педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остаётся работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России приказом от 31 мая 2011 года № 448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый «Должности педагогических работников». Это означает, что должность педагога-библиотекаря отнесена к должностям педагогических работников.

Вместе с тем отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педагогических работников само по себе не означает, что на работника, который будет занимать эту должность, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педагогических работников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемой должности, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами РФ, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.

Следовательно, реализация определённых прав, установленных законодательством для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего в:

• Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 года), которым регулируется сокращённая продолжительность рабочего времени педагогических работников;

• Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительнос-

ти ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска.

Кроме того, необходимо также внести изменения и дополнения в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и статьёй 55 Закона РФ «Об образовании».

Так, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста.

Вместе с тем, назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью предусмотрено в том случае, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утверждён постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Однако должность педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, поэтому работа в этой должности не будет учтена при назначении такой пенсии

(для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения — наличие требуемого для её назначения стажа работы в течение 25 лет в определённых должностях в соответствии со Списком).

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться этими мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.

Если для педагогических работников федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации для содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен непосредственно пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники школы не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данной школы, в том числе и перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы.

В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, то для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.

Педагогические работники школы имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.

Таким образом, основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и другими нормативными правовыми актами могут быть распространены на педагогов-библиотекарей, как правило,

только через подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться не только права, но и обязанности, установленные для педагогических работников законодательством России.

К числу таких обязанностей относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, которая проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введён в действие с 1 января 2011 г.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 18 указанного порядка не подлежат аттестации педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет, т.е. работники, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификацион-

ной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории. Всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей при этом должен осуществляться на основе требований к квалификационным категориям, с учётом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

Условия выполнения педагогами-

библиотекарями дополнительной педагогической работы

Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении могут вести при наличии соответствующей подготовки преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа также, как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 года при применении на всей территории Российской Федерации Единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.

В соответствии со статьёй 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе

педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации данной школы).

Условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а условия оплаты труда, определённые коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в соответствии со статьёй 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопро-

сам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры школ и положения об оплате труда работников.

Из изложенного следует, что вопросы оплаты труда педагогов-библиотекарей, в том числе при выполнении работы в сельской местности, будут регулироваться с учётом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления (в том числе в зависимости от их финансового положения), а также локальных нормативных актов, принятых школами.

Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда работников школы строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должность педагога-библиотекаря этим приказом в настоящее время не предусмотрена, а, следовательно, по этой должности не определён и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.

Учитывая это обстоятельство, Общероссийский профсоюз образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвёртому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, которые названы авторами в этом комментарии. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.