УДК 82-821
DOI 10.22455/2541 -7894-2017-2-447-452
Елена АПЕНКО
НОВАЯ БИОГРАФИЯ ЭДГАРА ПО
(А.Б. Танасейчук. Эдгар По. Сумрачный гений. М.: Молодая гвардия, 2016 (ЖЗЛ).)
Elena APENKO
A NEW BIOGRAPHY OF EDGAR POE
(Andrey B. Tanaseichuk. Edgar Poe. A Grim Genius. Series "Life of Outstanding People". Moscow: Molodaya Gvardiya Publ., 2016.)
© 2017 Елена Михайловна Апенко (к.ф.н.; доцент Санкт-Петербургского государственного университета), eapenko@yandex.ru
© 2017 Elena M. Apenko (PhD, Assistant Professor, Saint-Petersburg State University, Russia), eapenko@yandex.ru
Эдгар Аллан По принадлежит к числу тех замечательных классиков мировой литературы, которых читают не только «по обязанности», но и «для души». Созданные более ста лет назад, его произведения абсолютно современны, а потому неудивительно, что велик читательский интерес к его творчеству. При этом мало найдется людей, кто совсем ничего не слышал бы о жизни Эдгара По, но очень много тех, кто знает, что в его жизни «что-то было не так». Все вышесказанное доказывает правильность решения издательства «Молодая гвардия» опубликовать в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» биографическое исследование, посвященное американскому писателю. Абсолютно правильным можно назвать и другое решение — поручить создание такой книги отечественному автору, а не ограничиться переводом какого-либо англоязычного тома, — тем более, что в той же серии «ЖЗЛ» уже выходил подобный перевод: в 1984 г. была опубликована сокращенная версия биографии Э.А. По, написанной Г. Алленом еще
в 1920-е годы. В результате в 2015 г. свет увидела книга «Эдгар По. Сумрачный гений» Андрея Борисовича Танасейчука.
А. Танасейчук — биограф опытный. Его первым исследованием такого рода стала двухтомная история жизни Амброса Бирса, за ней последовали биографии Майн Рида и О. Генри. Этот предшествующий опыт, несомненно, дал автору понимание того, что книга, написанная на основе анализа множества документов, содержащая по необходимости огромное количество дат, имен и названий, и вместе с тем адресованная широкому кругу читателей, должна иметь некую внутреннюю динамику, драматургию повествования, рождающую что-то вроде единого сюжета, — и Танасейчук создает в своей книге несколько уровней этого единства. Названия глав подчеркивают, что перед нами история, имеющая свои «завязку», «кульминацию» и «развязку». Однако, эта «отсылка» к модели художественного произведения оказывается достаточно формальной, я бы даже сказала, имеет чисто «технический» характер: просто помогает структурировать материал.
Более существенна для единства книги пронизывающая ее полемика с Г. Алленом и аналогичным сочинением британского писателя — П. Акройда «Эдгар По: Сгоревшая жизнь» (2008; рус. пер. — 2012). Оба эти труда примечательны тем, что не только повествуют о жизни «главного героя», но, и прежде всего, демонстрируют творческие установки самих авторов. Аллен, следуя традициям биографического метода, столь популярного в США в первые десятилетия ХХ века, беллетризует свой рассказ, насыщает его эмоциями, дополняет живописными деталями, каковые могут соответствовать представляемому факту, но сами фактами не являются. Акройд же, напротив, нарочито безэмоционален в своих биографиях людей и городов, наполняя их «сухими» фактами. Но пишет ли он о городе Лондоне, или о поэте Чаттертоне, о блистательных и неоднозначных О. Уайльде и Венеции, все его текс-
ты — авторская реконструкция фактов в полном соответствии с принципами историографической метапрозы.
Автор же новой биографии По поставил перед собой задачу и более простую, и более сложную — представить по возможности не свой взгляд на «объект исследования», а самого Эдгара По. «Показать, как и какие обстоятельства, люди и встречи влияли на него, увидеть, что оказывало воздействие на формирование личности и стимулировало творчество, как рождались сюжеты, как протекала каждодневная жизнь, что им двигало» (с. 9). Впрочем, в одном автор позволил себе быть открыто субъективным. Он прямо пишет, что отказывается заниматься проблемой психического здоровья Э. По, на протяжении десятилетий бывшего предметом множества спекуляций. Я полностью поддерживаю его утверждение, что эта проблема сейчас уже «не решаема в принципе», хотя и не совсем согласна с авторским тезисом о неизбежной девиант-ности сознания любой творческой личности (с. 9-10). Впрочем, это утверждение скорее декларативно, хотя на протяжении повествования автору приходится говорить об одном из обстоятельств, рождающих подобные отклонения. Делает он это вполне взвешенно и доказательно, избегая морализаторства, но расценивая алкоголизм По как наследственный недуг, в условиях жизни поэта и при его характере неизлечимый.
Словом, хоть и определяет автор своего героя как «сумрачного гения», но вовсе не ищет сенсационных свидетельств каких-либо «странностей», а пытается максимально объемно представить трагическую диалектику судьбы человека одновременно сильного и слабого, доброго и вздорного, доверчивого и мнительного... Именно эта история личности, повесть о формировании неоднозначного характера и составляет третий, главный, уровень сюжетной драматургии книги, придающий ей внутреннее единство.
Не будем забывать, что, хотя книга А. Танасейчука — первая отечественная биография Э. По, у ее автора было много предшественников в англоязычном мире. Это дало ему возможность опереться на огромное количество документов, писем, другого фактического материала, собранного такими авторитетами, как, например, Дж. Ингрэм или А.Х. Куинн и Р. Джейкобс. В то же время, А. Танасейчук не ограничился использованием только их документальной базы. Зачастую он разыскивает труднодоступные статьи, обращается к архивным материалам, что позволяет ему дополнить общую картину новыми деталями. Именно поэтому его книга не только представляет интерес для обычных читателей, но может стать полезной и для профессионалов, занимающихся исследованием творчества американского поэта. Лишь один пример: в жур-
нале Американского общества антикваров за апрель 1942 г. А. Танасейчук нашел статью некоего К. Бригэма «Публикации Эдгара Алана По в "Alexander's Weekly Messenger"». Рассказ о текстах По, опубликованных в этой газете в 1839-1840 гг., придает новые оттенки истории формирования идеи «логических рассказов».
А. Танасейчук уделяет внимание множеству фактов и факторов, из которых сложилась жизнь Эдгара По, — и в результате перед нами постепенно возникает образ человека, пытающегося строить самостоятельно свою жизнь, но недостаточно сильного для этого. Э. По всегда нуждался в том, чтобы о нем заботились, чтобы его поддерживали, но с печальным постоянством разрывал отношения с теми, кто мог бы это делать. Показательный пример — история его взаимоотношений с Дж.П. Кеннеди.
В ряде случаев автор представляет нам и характеры тех, кто окружал По, влиял на его жизнь, причем делает это, лишь если позволяет документальный материал, что придает убедительность его полемике с устоявшимися клише. Так, опираясь на письма, он не только подробно воссоздает непростую историю взаимоотношений Эдгара По и его опекуна Джона Аллана, но и показывает характер этого человека — упорного, здравомыслящего и последовательного в своей «правильности». Рассказ об отношениях с мистером Алланом — один из немногих случаев, когда автор открыто выражает свою точку зрения, настаивая на том, что не примитивный деспотизм отчима стал причиной разрыва отношений По и Аллана, а фундаментальное несовпадение характеров. Второй из таких случаев — его открытое восхищение теткой поэта Марией Клемм, вполне, впрочем, заслуженное. Скрупулезный подбор фактов, опора на детали, возникающие в письмах и других свидетельствах современников, позволяют читателю представить себе редкостную жизненную стойкость этой женщины, ее действенную доброту по отношению к близким. А вот личность Виргинии, да и характер их отношений остались в тени именно ввиду недостатка документального материала, хотя как раз последнее обстоятельство частенько пробуждало фантазию биографов По.
В качестве одного из эпиграфов книги автор использует известнейший парадокс Дж.Б. Шоу. С британским снобизмом тот отчеканил приговор Америке: По «там не жил, он там умер» (с. 6). Не споря со знаменитостью, Танасейчук рассказывает нам именно о том, как жил Эдгар По. Особое место в этом рассказе занимает тема на что он жил. По действительно можно назвать одним из первых профессиональных литераторов США, то есть человеком, вынужденным своими писаниями зарабатывать на жизнь себе и своим близким. По годам и дням автор биографии воссоздает ис-
торию этой работы, в которой неразрывно сплетены творчество и поденщина, причем последней оказывается явно больше. Достаточно посмотреть на оглавление первого полного собрания сочинений Э. По, изданного Дж. Харрисоном (1902): стихи и поэмы уместились в одном томе, рассказов набралось на пять томов, и восемь (!) содержат критику и эссеистику самого разного рода.
Шаг за шагом А. Танасейчук прослеживает попытки писателя найти свое место в жестких условиях американского литературного рынка XIX в. Показательна в этом отношении, например, история несостоявшегося сборника «Рассказы Фолио Клуба», подробно представленная на страницах биографии. Хотелось бы только заметить, что автор, характеризуя место, которое занимал рассказ в американской словесности, чуть упростил ситуацию (с. 186-187). Новеллистика развивалась в Америке того времени чрезвычайно интенсивно, но именно как журнальный жанр. Модель сборника, оформленного как единая книга (условно говоря, модель «Декамерона»), принесла в 1820-е гг. славу В. Ирвингу и его «эскизам», но в 1830-е уже уходила в прошлое. Лишь имя популярного автора, например, того же Ирвинга, могло обеспечить успех подобному изданию, — а Эдгар По еще не был никому известен. Собственно, этим объясняется и отказ издателей печатать «Рассказы Фолио Клуба», и то, что сам По очень быстро становится именно «журнальным автором». Сборники новелл, которые он позднее все же опубликует, будут организованы совершенно иначе, так, как это делается и сегодня — как подборка отдельных произведений, а короткий рассказ вскоре займет одно из высоких мест в иерархии жанров в американской литературе, и о нем частенько будут говорить как о «национальном жанре».
По дням и месяцам автор биографии описывает сотрудничество Эдгара По с различными журналами, такими как «Southern Literary Messenger», «Burton's Journal», «Graham's Journal» и другими, — и убедительно показывает, что прежде всего те особенности характера По, о которых говорилось выше, не дали ему возможности безоговорочно принять рутину работы «по найму» и соединить ее с творческой активностью. Особенно ярко автору удалось это показать в разделе «Бес противоречия. 1845-1846». Шумный успех «Ворона», публикация сборника «Рассказы», признание публики, критиков и издателей, появление «Философии творчества», демонстрировавшей эстетическую зрелость мастера — все это открывало перспективы «постепенно, шаг за шагом упрочивать свое положение на национальном литературном Олимпе» (с. 332). Работа в «Broadway Journal», совладельцем которого он стал, могла способствовать и этому, и обретению долгожданной
финансовой стабильности. Э. По энергично принимается за дело, но деятельность его оказывается разрушительной. Он сам рушит все.
Повествуя о перипетиях жизни Эдгара По, А. Танасейчук никогда не забывает, что пишет биографию человека, создавшего ярчайшие произведения. В соответствии с законами избранного жанра в книге нет сколь-нибудь развернутого анализа художественных сочинений По, но достаточно подробно воссоздаются обстоятельства рождения тех или иных поэм и новелл. Автор предлагает нам именно историю творчества Э. По, а за развернутым литературоведческим анализом произведений и теории творчества американского писателя отсылает к монографии своего учителя Ю.В. Ковалева «Эдгар Аллан По: новеллист и поэт» (1984). Это представляется очень удачным приемом — А. Танасейчук, протянув ниточку между двумя книгами, предложил заинтересовавшемуся читателю возможность, обратившись и к книге Ю.В. Ковалева, составить комплексное представление о жизни и творчестве Эдгара По. Тот же, кого интересуют исключительно жизненные истории неординарных людей, найдет в книге «Эдгар По. Сумрачный гений» увлекательный и основательный рассказ о сложном характере и трагической судьбе одного из самых ярких американских писателей XIX века. А того, кто в выборе объектов для чтения в безбрежном книжном пространстве ориентируется на литературные призы и премии, явно привлечет факт, что в 2016 г. Андрею Борисовичу Танасейчуку за эту биографию была вручена премия «Двойная звезда».