Научная статья на тему 'Новая архитектура Пекина как символ современной эпохи Китая'

Новая архитектура Пекина как символ современной эпохи Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
648
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая архитектура Пекина как символ современной эпохи Китая»

№ 1 - 2/ 2015

АРХИТЕКТУРА

УДК 72.06

А.С.Кокарева

Студентка 5 курса, исторический факультет Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева,

г. Красноярск, Российская Федерация

НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПЕКИНА КАК СИМВОЛ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ КИТАЯ.

Аннотация

Архитектура - зеркало эпохи. Эстафету лидера по реализации самых безумных архитектурных проектов, с 2008 года, пытается перехватить Китай. Но в то время, как в Пекине закончена ни одна стройка века, большая часть населения Китая до сих пор живёт в деревнях без доступа к инфрастуктуре.

Ключевые слова

Китай, Пекин, архитектура, CCTV, строительство, этика.

Во все времена, архитектура отражала основные идеи государства и массово воздействовала на умы. На сегодняшний день, лидером по воплощению самых сумасшедших и дорогостоящих проектов является Китай. Что же на самом деле символизирует китайский строительный бум? И как наши потомки будут читать современную архитектуру Пекина?

Хорошо известно, что Олимпийские игры прекрасный повод для создания нового культурного витка в стране, которая является организатором. Кроме того, это повод показать способности и достижения нации. Положительный ответ на заявку о проведение летних Олимпийских игр в Пекине в 2008 году положил начало «олимпийской модернизации», ускорив архитектурную реконструкцию столицы, и не только Олимпийский парк был плацдармом для воплощения в жизнь архитектурных безумств. Китайское правительство, продемонстрировав Западу свою готовность к инвестированию в архитектуру и открытость любым идеям, превратило Китай в лакомый кусочек для каждого архитектора.

Начало всему положил французский архитектор Поль Андрё, спроектировав огромный купол - Национальный театр. Возведённый в историческом центре Пекина, среди зданий в стиле сталинского ампира, он напоминает местным жителям «космическое яйцо». Здание представляет собой купол из титана и стекла, окружённый искусственным озером и парком. Ночью конструкция светится и отражается в воде, напоминая жемчужину или восходящее солнце. Купол в водоеме отражает китайскую концепцию круглого неба и квадратной земли. Китайский планировщик, участвовавший в проекте сказал, что Андрё «сломал стереотипы и стал предтечей ещё более авангардных архитектурных проектов будущего» [7, с. 20 ] и оказался прав.

Символом Олимпиады в Пекине стал стадион «Птичье гнездо». Совместный проект швейцарских и китайских архитекторов, который обошёлся в 471 миллион долларов [5, с. 72]. Уникальная конструкция без единой подпорки в виде вертикального столба, с использованием 36 километров стальной арматуры, общим весом 45000 тонн. Кроме того, здание поражает своей экологичностью: система использования солнечной энергии, система сбора дождевой воды (до 58000 тонн) [8]. Содержание подобного сооружения обходится властям в 11 миллионов долларов в год. Обидно то, что зданию очень сложно себя окупить. Вместимость в

264

Международный научный журнал «Инновационная наука»

90000 человек серьёзная претензия: проведение мероприятий ориентированных на такое количество людей задача не простая. За последние годы, стадион арендовали для проведения итальянского футбольного матча, концерта Джеки Чана, оперной постановки «Турандот» и пр. Если верить репортёрам Нью-Йорк Таймс, стадион медленно умирает [2, с. 57].

Конец предолимпийского 2007 года в Пекине ознаменовались постройкой архитектурного шедевра - штаб-квартиры Центрального китайского телевидения (ЦКТВ). Проект был подготовлен Ремом Колхасом, гуру современной архитектуры. Здание «низвергает каноны строительства вертикальных небоскрёбов» и представляет собой два ассиметричных небоскрёба (234 и 194 метра высотой), которые соединялись специальным Г-образным тоннелем. «Стройка века» отчасти была мистифицирована, в том числе, благодаря требованию инженеров о соединении башен на рассвете, поскольку температура обеих конструкций должна была быть одинаковой [7, с. 1]. Невероятно, но здание ЦКТВ воплотило в себе политико-архитектурные веяния в стране: монументальность и прогрессивный дизайн, стремление к тотальному контролю и благоговение перед западными инновациями. По выражению Джулии Ловелл, «новейшая история архитектуры Китая запечатлела в миниатюре парадоксы политической системы страны, в которой за рыночным капитализмом скрывается государственный контроль, космополитический гламур сосуществует с однопартийным авторитаризмом и частенько поддерживает его». Действительно, амбивалентность китайского правительства очевидна: чтобы построить «футуристический памятник сверхбыстрому

экономическому росту Китая» [4], был уничтожен завод мотоциклов и сотни жилых домов, а на постройку здания была затрачена сумма, в два раз превышающая ежегодные расходы на здравоохранение. Коммунистическая этика всегда вызывала определённые мысли у современных гуманистов, например, Яна Бурума: «Центральное Китайское телевидение - это голос партии, центр государственной пропаганды, орган, который говорит миллиардам людей, что они должны думать. Трудно представить себе первоклассного европейского архитектора, в 1970-х годах, возводящего телецентр для генерала Пиночета без потери доверия широких масс населения» [1, с. 32].

Уже более двадцати лет о китайской экономике ходят мифы и легенды. Начиная с 1970х годов, Китай проводит широкомасштабные экономические реформы. В 2010 году, на Китай приходилось 48% мирового потребления меди, 67 % железной руды. Но учитывая, что ВВП Китая на душу населения - 3200$, нельзя сказать, что государство богатеет. Более 50% населения Китая до сих пор живёт в деревнях, без доступа к элементарной инфраструктуре [6, с. 37]. С одной стороны, на фоне «экономического героизма» Китая, олимпийские постройки выглядят оправданно, но насколько это честно по отношению к населению?

Что же на самом деле воплощает в себе китайская архитектура первого десятилетия ХХ века? Не является ли это попыткой создания нового бренда: европеизированного, сильного государства, с демократическими настроениями во власти и «футуристическими устремлениями»? Или же это попытка государства увековечить своё величие в конструкциях из стекла и металла? Ответы на эти вопросы обязательно будут получены в будущем, а архитектура Пекина первого десятилетия XX века будет являться символом эпохи возрождения китайской мощи.

Список использованной литературы:

1. Buruma, Ian. Don’t Be Fooled: China Is Not Squeaky Clean [Текст] /Buruma Ian// The Guardian. - 2002. - 30 июля.

265

№ 1 - 2/ 2015

2. Macdonald, Mark. “Ruin Porn” — the Aftermath of the Beijing Olympics [Текст] /M. Macdonald// The New York Times. - 2012. - 15 июля.

3. Man Made Marvels China [Видеозапись] / реж. Жасмин ЭнДжи Кин Киа, Жобим Сэмпсон; Discovery. - США. - Фильм вышел на экраны в 2005 - 2008 гг.

4. Гришин, Григорий. Штаб-квартира телевидения CCTV в Пекине [Электронный ресурс] /Г. Гришин// Ежедневный электронный журнал Etoday.ru. - Москва, 2008 -.- Режим доступа: http://www.etoday.ru/2008/02/cctv-building.php

5. Долженко, Елена. Музей, тюрьма, руины: как складывается судьба олимпийских объектов после игр [Текст] /Е. Долженко// Forbes. - 2013. - № 110.

6. Кучура, Оксана. Китай: ещё 20 лет роста [Текст] /О. Кучура// Forbes. - 2010. - № 74.

7. Ловелл, Джулия. Необычайно восхитительно: архитектура и власть в Китае / Д. Ловвелл. - М.: Институт медиа, архитектуры, дизайна «Стрелка», 2012. - 58 с.

8. Пикалова, М. И. Архитектура Олимпийских стадионов XXI века [Электронный ресурс] /М. И. Пикалова, Г.М. Кисамедин// Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки. - Новосибирск, 2013 -.- Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7221—xxi-

© А.С. Кокарева , 2015

266

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.