письмо в РЕДАКЦИЮ
1 33
НОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
ОВЧАРЕНКО Г.В.
д.э.н., профессор кафедры «экономика и менеджмент в машиностроении» ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения
Необходимость инноваций в виде технологических изменений для инновационо-экономического роста описана в “факторной модели экономического роста" Р. Со-лоу.
В современных условиях применение модели Роберта Солоу представляющей собой непрерывную односекторную модель экономической динамики позволяет математически выразить факторы результатов экономического роста. В этой связи макроэкономика представлена пятью переменными и системой уравнений, определяющих факторы изменения данных переменных.
Эвристический потенциал модели Р. Солоу весьма широк. Она позволяет выявить тенденцию экономического роста с оптимальной капиталовооруженностью, оптимальную норму накоплений, эффективную производственную функцию как результат инновационного роста [1].
Характеризуя процесс-инноваций как совокупность единичных инновационных актов, их реализацию можно обобщенно выразить следующей схемой.
Схема 1.1. Иофазная характеристика инновационного цикла
Осуществляя новую комбинацию в организации производства нового продукта необходим анализ исходного накопления ресурсов, который позволит генерировать новационные изменения в производственной функции и товарном ассортименте. Эта фаза созревания и появления инноваций определяется как “множество нововведений" есть еще дорыночная стадия. Лишь в процессе рыночной апробации конкурентоспособности той или иной инновации, соответствия ее формируемым потребностям, часть этих нововведений образует совокупность реальных инновационных товаров в пределах данного цикла инновационного процесса.
Далее, на рынке инновационных услуг происходит не только практическая реализация новшества, внедрение его в различные отрасли экономики, но и получение специфического инновационного дохода как особой формы избыточной прибыли. Этот инновационный доход (своего рода квазирента) является многофакторной категорией, источником которой выступает внутреннее “нарушение" экономического механизма. Пока рыночные силы “впитывают" инновационный доход, возникший после осуществления одной “новой комбинации" (по терминологии И. Шумпетера), другие предприниматели осуществляют иные из “множества нововведений" [2], вновь вы© Овчаренко Г.В., 2009
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
1 34
ОВЧАРЕНКО Г.В.
водя экономику за рамки сложившегося равновесия. Таким образом, инновационный доход не имеет состояния покоя и с каждым новым инновационным циклом, исчезая и возникая, существует постоянно, создавая новые стимулы для перелива ресурсов и развития новой волны инновационного цикла, который аналогично “жизненному циклу товара", условно делится исследователями данной проблемы на две фазы: фаза создания нововведения и фаза использования нововведения [3].
Учет реальности инновационного процесса в большей мере содержится в пофаз-ной характеристике инновационного цикла, представленной на схеме 1.2.
Схема 1.2. Основные этапы инновационного цикла
По нашему мнению, эта схема является более целесообразной в силу следующих обстоятельств:
- во-первых - позволяет показать инновацию как единичный элемент общего инновационного процесса постепенно приобретающий рыночные атрибуты;
- во-вторых, инновация становится реальностью не на этапе генерирования (или на фазе создания нововведений), а лишь в результате предпочтения на рынке инновационных услуг;
- в-третьих, целью экономического роста является механизм мультицикличности инновационного процесса: каждая инновация носит стохастический (вероятностный) характер, целенаправленный на генерирование, распространение в рыночной среде, в ходе которого накопление инновационных импульсов создает мультипликационно расширяющийся новаторский сектор постиндустриальной экономики.
Спецификой инновационного процесса является объективное формирование им “множества нововведений". Такое множество есть нечто иное, как своего рода “критическая масса" этого процесса, необходимая для его ускорения. Конкретные параметры “критической массы" для каждой отрасли различны, однако существует минимальный предел, лишь достижение которого способно обеспечить практическое ускорение инновационной интенсификации.
Целенаправление “критического" множества нововведений состоит в сокращении “исходного" множества, но в таких пределах, чтобы в нем остались только те инновации, внедрение которых принесет максимальную эффективность.
для экономической характеристики инновационного роста учет такого аспекта в инновационном процессе, как “критическая масса", имеет не только методологическое, но и методико-прикладное значение, позволяющее объективно оценить инновационный процесс отрасли (сферы) экономики данной страны с позиции темпов его прироста, а также динамики инновационного цикла.
С субъектной стороны это - процесс взаимодействия трех социальных сторон, представленных, согласно принятой нами терминологии, в формах: "новатора", "инвестора" и "производителя".
Новатор - представлен фирмой, персоналом и факторами производства, которые непосредственно участвуют в исследовании, разработке и освоении новшеств и новых технологий.
новационные изменения как фактор
1 35
Инвестор - персонифицирует те институты рыночной инфраструктуры, которые обеспечивают массовое внедрение нововведений.
Производитель - обозначает совокупность собственников тех специфических производственных факторов, которые необходимы новаторам для реализации данной инновации. Совокупность ресурсодержателей (образующих “внешнюю среду" для новаторов) фактически обозначает объективно заданные параметры “инновационного потенциала" - способность промышленных отраслей производить наукоемкую продукцию.
Важной “трансакционной" особенностью инновационного роста является развитие гибких моделей бизнеса, как консультирование, создание “центров науки", появление миникорпораций, способствующих превращению научных знаний в специфический товарный продукт. Многие университеты развитых стран имеют компании с ограниченной ответственностью для реализации инновационной деятельности в рамках “научных парков" с участием региональных агломераций промышленных компаний.
Современный этап инновационного роста характеризуется распространением новых гибких форм кооперации-партнерства промышленности и государства, т. е. возникает специфический механизм интеграции в инновационной сфере и новые виды стратегий для инновационного развития:
- перенос - национальная экономика строится на базе применения зарубежного научно-технического потенциала;
- заимствования - использование дешевой рабочей силы и освоение нового производства продукции на базе интеллектуально-технического потенциала;
- наращивания - наличие научно-технического потенциала на отечественной базе в направлении интернационализации экономики страны;
- интеллект - создание информационных сетей с электронной доской объявлений: “Евро-ученый";
- инновационный проект - эффективность инновационной сферы и быстрая окупаемость нового продукта или услуги.
- эффект ускорения (А. Тоффлер) - источник “эффекта инновации" (П. Друкер), то есть специалисты приносят в фирму капитал в форме знаний - возникает “эффект овладения" капиталом через квалификацию.
Действительной ценностью инновационно-экономического роста является попытка смоделировать эндогенный компонент технического прогресса в качестве неотъемлемой части инновационного развития общества.
ЛМТЕРАТУРА
1. Овчаренко Г.В. Рыночная концепция инновационного процесса подхода, версии, модели. Ростов-на-Дону. 1998. С. 32.
2. Шумпетерй. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Прогресс, 1982. С. 167.
3. Инновационный менеджмент: Справ. пособие / Под ред. П. Завлина, А. Казанцева, Л. Миндели. - М.: ЦИСН, 1998. - С. 560.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1