Трудовое право и право социального обеспечения
НОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДА ДОМАШНИХ РАБОТНИКОВ
ДЗЮБАК Анна Васильевна,
стажер Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт государства и права Российской академии наук. E-mail: annadzyubak84@gmail.com
Краткая аннотация: в статье исследованы закономерности правового регулирования труда домашних работников, среди которых - большинство женщины. При этом обращено внимание на несколько обстоятельств: труд домашних работников регулировался нормами трудового законодательства СССР; в законодательстве Российской Федерации не определено понятие «домашние работники»; обосновано суждение о недопустимости отнесения домашних работников к категории самозанятых, деятельность которых ныне урегулирована гражданским законодательством.
Abstract: The article studies the regularities of legal regulation of labor of domestic workers, including most women. At the same time drawn attention to several circumstances: the work of domestic workers was regulated by the labor legislation of the USSR; the Russian legislation does not define the concept of «domestic workers»; it justifies a judgment about the inadmissibility of referring domestic workers to the category of self-employed activities which are now regulated by the civil legislation.
ждане.
Ключевые слова: женский труд, домашние работники, домашний труд, самозанятые гра-Keywords: Women's work, domestic workers, domestic work, self-employed persons.
Конечно, проблемы регулирования труда домашних работников, несомненно, существуют как среди женщин, так и мужчин. Вместе с тем домашний труд как одно из самых древних и важных занятий для женщин неразрывно связан со всемирной историей рабства, колониализма и других форм принудительного труда [1, с. 5].
Поэтому в настоящей статье попробуем рассмотреть некоторые вопросы относительно отсутствия государственного регулирования труда данной категории работников именно среди лиц женского пола.
В исследовании МОТ «Социальная защита домашних работников: ключевые тенденции в области политики и статистические данные», сказано, что подавляющее большинство домашних работников составляют женщины -80% от общего числа домашних работников, что составляет примерно 55 млн женщин по всему миру [2, с. 8]. Причем среди домашних работников значительную долю составляют мигранты. Так, по оценкам экспертов, среди мигрантов примерно 70-75 % приходится на долю
домашних работников [3, с. 179].
Исторически так сложилось, что женщины вынуждены отстаивать не только право на труд и на свободную реализацию труда, но и на определенные гарантии и компенсации, свойственные только им в силу особенностей женского организма.
Зарубежная научная литература предоставляет примеры, когда право на труд женщины получали только по наследству, и при условии, что при жизни своего мужа занимались данным ремеслом [4, с. 36]. Аналогичная норма содержалась и в отечественном законодательстве, поскольку в ст. 400 Устава о промышленности 1893 г. было записано: «вдове записанного в цеховой управе мастера дозволяется продолжать мужнино ремесло» [5, с. 73].
Однако, если труд женщин у «традиционного» типа работодателя рассматривали и изучали с развитием - становлением промышленности, то вопросам применения и использования труда домашних работников посвящалось не столь много исследований.
И в настоящее время труд домашних
работников практически остается за чертой государственного регулирования во многих странах мира, включая и Россию.
Можно предположить, что домашние работники составляют малую часть от всего количества рабочей силы и данный вид трудовой деятельности был до определенного времени не востребован, однако это далеко не так. Еще в дореволюционный период существовали различные бюро, в современном понимании частные агентства занятости, которые предоставляли услуги по поиску и отбору всех профессий и должностей, относящихся к домашнему труду [6, с. 355]. А в настоящее время во всем мире отмечается рост занятости в секторе домашнего труда. Так, по данным МОТ с 1995 по 2010 гг. количество домашних работников увеличилось примерно с 33,2 до 52,6 млн человек [7, с. 24].
Обращаясь к истории, стоит отметить, что ранее данная категория работников была отнесена к субъектам трудового права, о чем свидетельствуют ряд нормативно-правовых актов. Первым актом, регулирующим труд домашних работников, был Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 8 февраля 1926 г. «Об условиях труда работников по найму, выполняющих на дому у нанимателя (домашние работники) работы по личному обслуживанию нанимателя и его семьи» [8].
Данный декрет устанавливал следующие положения:
2-х недельный испытательный срок при приеме на работу;
предварительные и периодические медицинские освидетельствования;
выдача нанимателем (работодателем) расчетной книжки;
заключение трудового договора независимо от выдачи расчетной книжки;
минимальный возраст домашних работников в 16 лет;
один выходной день в неделю; выходные праздничные дни - обязательные для отдыха и домашних работников;
страхование в органах социального страхования.
Длительное время действовало постановление Госкомтруда СССР, Секретариата
ВЦСПС от 28 апреля 1987 г. № 275/13-76 «Об утверждении Положения об условиях труда лиц, работающих у граждан по договорам, и формы договора» [9]. Данный документ содержал обязательное требование о регистрации трудового договора в профсоюзном органе. Помимо регистрации, на профсоюзный орган была возложена обязанность по ведению трудовых книжек домашних работников. Одним из новых положений, по сравнению с Декретом 1926 г., являлась и норма о ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью не менее 15 рабочих дней.
Как видно из вышеизложенного, указанные нормативно-правовые акты закрепляли обязательный минимум трудовых прав домашних работников.
Что касается положения домашних работников на уровне документов МОТ, то вопросы занятости и трудоустройства данной категории работников были рассмотрены в актах МОТ значительно позже.
Эта тема впервые привлекла внимание организации в 1936 г., когда Международная конференция труда приняла Конвенцию № 52 об оплачиваемых отпусках, которая установила право на шестидневный оплачиваемый отпуск для работников на производстве и в некоторых других отраслях. К сожалению, Конвенция МОТ № 52 не распространялась на домашних работников. В связи с этим на Конференции было принято решение «внести вопрос об оплачиваемом отпуске для домашних работников в повестку дня следующей сессии конференции, а также рассмотреть другие вопросы занятости домашних работников, которые могут стать предметом международного регулирования» [10, с. 1].
В 1948 г. МОТ приняла резолюцию в отношении условий занятости домашних работников. В 1965 г. Международной конференцией труда была принята резолюция об условиях занятости домашних работников, в которой признавалась «настоятельная необходимость» установления минимального уровня жизни домашних работников как в развитых, так и в развивающихся странах, «обеспечивающего самоуважение и человеческое достоинство, необходимые для обеспечения социальной справед-
ливости» [11, с. 13]. В 1970 г. появилось первое из когда-либо опубликованных исследований о положении домашних работников во всем мире [12, с. 2].
Как видно из приведенного выше, впервые на законодательном уровне регулирование труда домашних работников было закреплено именно в СССР. И только 16 июня 2011 г. состоялось принятие Конвенции МОТ № 189 «О достойном труде домашних работников» (2011 г.) и сопровождающей ее Рекомендации № 201 (2011 г.).
В соответствии со ст. 1 (Ь) Конвенции МОТ № 189 «О достойном труде домашних работников» (2011 г.) термин «домашний работник» означает любое лицо, занимающееся домашним трудом в рамках трудового правоотношения.
Следовательно, в настоящий момент МОТ безоговорочно отнесла данную категорию работников к субъектам трудового права.
Что же касается современного российского законодательства, то с 2016 г. наметился ряд серьезных изменений в данной сфере труда. И произошедшие изменения, к сожалению, не в пользу работников.
Хотелось бы отметить в первую очередь, что постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 апреля 1987 г. № 275/13-76 «Об утверждении Положения об условиях труда лиц, работающих у граждан по договорам, и формы договора», утратило силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 29 декабря 2016 г. № 848 [13].
Далее, в настоящее время, как в Трудовом кодексе РФ, так и в иных актах трудового законодательства РФ, отсутствует определение домашних работников, а их деятельность, как правило, относят к самозанятым гражданам. Однако не дано законодательной дефиниции и определению самозанятых граждан.
Теоретически, труд домашних работников мог бы быть урегулирован нормами Главы 48 Трудового кодекса РФ. На первый взгляд, ничто не мешает физическим лицам, принимая на работу граждан в качестве домашних работников, обеспечить минимум трудовых прав, предусмотренный данной главой Кодекса.
Однако, как показала практика, такая
конструкция практически несостоятельна, поскольку работодатели - физические лица, не желая оформлять трудовые отношения должным образом, а в некоторых случаях не зная о таких возможностях, игнорируют законодательные нормы, тем самым ставя в кабальное положение домашних работников. Об этом свидетельствует и следующая статистика: по оценкам МОТ, в мире насчитывается 20,9 млн жертв принудительного труда, причем наиболее часто случаи принудительного труда происходят в секторе домашней работы [14, с. 45].
А если такие работодатели и применяют частично нормы Главы 48 Трудового кодекса РФ, то они не уплачивают необходимые взносы в различные внебюджетные фонды. В дальнейшем это ведет к тому, что женщины не могут воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам, соответствующими государственными пособиями по материнству и т.п. Впоследствии возникают и вопросы относительно учета указанного периода в жизни женщины при назначении пенсии.
«Учитывая, что большую часть домашних работников составляют женщины, крайне уязвимые перед лицом дискриминации, а также социальных и экономических проблем, политика по расширению охвата систем социальной защиты - это ключевой элемент борьбы с бедностью и содействия гендерному равенству», -заявил руководитель Отдела МОТ по вопросам рынка труда, трудовых отношений и условий труда Филипп Маркадент [15].
В связи с тем, что для работодателей -физических лиц или индивидуальных предпринимателей процесс оформления и предоставления всех гарантий и компенсаций достаточно сложен, то, на наш взгляд, необходимо поставить вопрос о создании специальных агентств занятости, деятельность которых будет направлена на предоставление домашнего персонала. Такие агентства занятости примут на себя все расходы и издержки, связанные с наймом подобного персонала, а также смогут обеспечить все необходимые гарантии и компенсации женщинам, занятым домашним трудом. Также на агентства занятости можно было бы возложить учет и ведение трудовых книжек.
При появлении такого рода организаций
женщины-домашние работники впоследствии смогут создать и отдельную профсоюзную организацию.
Президент России в Ежегодном послании 2016 г. Федеральному собранию РФ четко и неоднозначно высказался о необходимости определить правовой статус самозанятых граждан [16]. Но понимая это весьма однобоко и «цепляясь» за другое высказывание - исключить трактовку «работа самозанятых граждан как незаконная предпринимательская деятельность», законодатели свели определение правового статуса самозанятых граждан к установлению льготного налогового периода на 2017 и 2018 гг. Для того, чтобы им воспользоваться, физические лица должны предоставить в налоговый орган уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» [17], в ст. 217 Налогового кодекса РФ были внесены изменения. Согласно таким изменениям в доходы, не подлежащие налогообложению, включили доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Но как показала практика, данная инициатива не нашла поддержки среди домашних работников. Так, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за первые три месяца действия нормы о двухлетних налоговых каникулах для репетиторов, нянь и домработниц подано лишь 40 уведомлений для получения ими статуса самозанятых [18].
На наш взгляд, данная статистика доказывает, что граждане не то что не готовы уплачивать в дальнейшем необходимые налоги, а вполне вероятно, что их не устраивает данный статус, приравнивая их к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность.
Налоговый кодекс РФ также установил открытый перечень данных услуг, среди которых следующие:
- присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- репетиторство;
- уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.
Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены также и иные виды услуг.
Очевидно, что целью таких поправок явилось не предоставление определенных прав и гарантий домашним работникам в рамках трудового правоотношения, а последующее удержание налогов по истечении льготного периода.
Помимо поправок в Налоговый кодекс РФ, были внесены изменения и в гражданское законодательство РФ.
Так, Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса РФ» [19], в ст. 23 Гражданского кодекса РФ были внесены изменения, уточняющие условия осуществления самозанятыми гражданами предпринимательской деятельности. При этом в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
По мнению Председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству П.Е. Крашенинникова, принятые изменения являются правовой основной для исполнения поручения Президента России об исключении любой возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством и позволят внести необходимые для этого изменения в другие законодательные акты РФ. Такие меры позволят сделать деятельность миллионов самозанятых граждан нашей страны законной, без необходимости сбора и подачи множества различных документов, дадут возможность им «выйти из тени» и не считаться нарушителем или преступником [20].
В связи с указанными изменениями в законодательстве РФ данный вид работы пере-
квалифицирован в гражданско-правовые отношения. Тем самым домашние работники автоматически лишаются трудоправовой защиты.
Исходя из норм положения Конвенции МОТ № 189, а также охраняя законные права и интересы женщин в реализации права на труд через трудовые отношения в виде «домашнего труда», стоит рассматривать и корректировать действующее законодательство РФ. Это необходимо сделать с точки зрения охраны трудовых прав женщин и предоставления им всех гарантий, льгот и компенсаций установленных Трудовым кодексом РФ в отношении других сфер труда. Предоставляя женщинам равные условия труда, наша страна сможет частично
Библиография:
уменьшить миграционный поток, понизив тем самым и уровень безработицы среди женщин -граждан РФ.
И если в настоящее время женщинам нет необходимости в наследовании права на труд, поскольку женщины равны в правах с мужчинами, но в такой сфере, как труд домашних работников, государство не обеспечивает до конца необходимые механизмы к реализации данного права.
Поэтому на сегодняшний день домашние работники и остаются одной из наименее защищенных категорий работников в рамках национального трудового законодательства [21, С. 47].
1. Достойный труд для домашних работников. Международное бюро труда - Женева: МОТ, 2009. С. 5.
2. Social protection for domestic workers: key policy trends and statistics, International Labour Office. Geneva: ILO, 2016, P. 8.
3. Варшавская Е.Я. Труд домашних работников в России и за рубежом: масштабы и особенности. СПб: Издат. центр эконом. ф-та СПБГУ. 2014. С. 179.
4. Браун Л. Женский вопрос, его историческое развитие и его экономического сторона // пер. с нем. А. Ачкасова и И. Ку-геля. М.: Д.П. Ефимов, 1902. С. 36.
5. Свод законов Российской Империи. Т. 11, ч. 2. Уставы: Кредитный, О Векселях, Торговаго, Консульский и о Промышленности. Санкт-Петербург: Издание кодификационного отдела при Государственном совете. 1893. С. 73.
6. Ариян П.Н. Первый женский календарь на 1907 год. Санкт-Петербург: паровая скоропеч. «Труд»., 1907. С. 355.
7. Положение домашних работников в мире: глобальная и региональная статистика и степень правовой защиты. Международное бюро труда - Женева: МОТ, 2013. С. 24.
8. СУ РСФСР. 1926. № 8. Ст. 57.
9. Бюллетень Госкомтруда СССР. 1987. № 12.
10. Положение домашних работников в мире: глобальная и региональная статистика и степень правовой защиты. Международное бюро труда - Женева: МОТ, 2013. С. 1.
11. Достойный труд для домашних работников. Международное бюро труда - Женева: МОТ, 2009. С. 13.
12. Достойный труд для домашних работников. Международное бюро труда - Женева: МОТ, 2009. С. 2.
13. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2017. № 2.
14. Положение домашних работников в мире: глобальная и региональная статистика и степень правовой защиты. Международное бюро труда - Женева: МОТ, 2013. С. 45.
15. МОТ: 90 процентов домашних работников не охвачены системами социальной защиты // URL: http://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_459940/lang--ru/index.htm (дата обращения: 29. 10. 2017).
16. Послание Президента России Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 29. 10. 2017).
17. СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6844.
18. В России выявлено 40 самозанятых. Легализация репетиторов, нянь и домработниц не состоялась // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3299994 (дата обращения: 29. 10. 2017).
19. СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4748.
20. Принят закон о деятельности самозанятых граждан // URL: https://komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/4689491 (дата обращения: 29. 10. 2017).
21. Положение домашних работников в мире: глобальная и региональная статистика и степень правовой защиты. Международное бюро труда - Женева: МОТ, 2013. С. 47.