Научная статья на тему 'Новаторство А. С. Макаренко в реализации социально-экономического фактора в воспитании трудных подростков'

Новаторство А. С. Макаренко в реализации социально-экономического фактора в воспитании трудных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / UNMANAGEABLE TEENAGER / SOCIO-ECONOMIC FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повшедный А. В.

В статье рассматриваются основные условия, определяющие процесс социализации трудных подростков в контексте педагогического наследия А. С. Макаренко; особенности реализации социально-экономического фактора в воспитательном процессе колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского в контексте социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повшедный А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

À. S. Makarenko's innovation in realizing the socio-economic factor of upbringing unmanageable teenagers

The author considers some basic conditions of unmanageable teenagers' socialization in the context of A. S. Makarenko's pedagogical heritage; the peculiarities of realizing socio-economic factor in the educational process of both the labour settlement named after M. Gorky and the commune named after F. E. Dzerzhinsky are described in the article in the context of social development.

Текст научной работы на тему «Новаторство А. С. Макаренко в реализации социально-экономического фактора в воспитании трудных подростков»

\А. В. Повшедный.\ Новаторство А. С. Макаренко в реализации социально-экономического фактора.

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.485

А. В. Повшедный

НОВАТОРСТВО А. С. МАКАРЕНКО В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ВОСПИТАНИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматриваются основные условия, определяющие процесс социализации трудных подростков в контексте педагогического наследия А. С. Макаренко; особенности реализации социально-экономического фактора в воспитательном процессе колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского в контексте социального развития.

The author considers some basic conditions of unmanageable teenagers' socialization in the context of A. S. Makarenko's pedagogical heritage; the peculiarities of realizing socio-economic factor in the educational process of both the labour settlement named after M. Gorky and the commune named after F. E. Dzerzhinsky are described in the article in the context of social development.

Ключевые слова: трудный подросток, социально-экономический фактор.

Keywords: unmanageable teenager, socio-economic factor.

В условиях современной модернизации российской образовательной системы возникает необходимость создания благоприятных условий для достижения нового качества образования и образовательной политики, её адаптации к новым социально-экономическим условиям, определяющим характер общественной жизни и гражданские качества личности современного подростка и выступающим в качестве основного стратегического направления государственной образовательной политики. Определение закономерностей развития личности современного подростка на основе применения факторного подхода в воспитательном процессе образовательного учреждения, усвоение им социальных норм и ценностей, способности к самоопределению оказываются одной из приоритетных задач современной психолого-педагогической науки.

Такой подход предполагает большое разнообразие форм, методов, средств, приемов реали-

© Повшедный А. В., 2009

зации социально-экономического фактора (как системообразующего в контексте факторного подхода) в воспитательном процессе современных общеобразовательных учреждений с целью преодоления негативных явлений в подростковой среде. Поиск новых технологий воспитательного процесса и механизма их внедрения в современную практику требует тщательного анализа накопленного ранее отечественного опыта. С этих позиций целесообразно обращение к наследию А. С. Макаренко, для творчества которого характерно стремление включить в сферу воспитания все более значительные и многообразные жизненные (системообразующие) факторы, которые отражали бы в своей основе глубокие общественные преобразования и способствовали формированию социально значимых качеств личности воспитанников.

Педагогическое наследие А. С. Макаренко -замечательная веха в истории отечественной и зарубежной педагогики. Получив широкую известность и признание, это наследие вышло за рамки 20-30 гг. и по-прежнему остается в центре дискуссий макаренковедов разных стран.

Новаторство А. С. Макаренко в реализации социально-экономического фактора в воспитательном процессе педагогического учреждения в колонии им. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского проявилось прежде всего в том, что он «впервые в воспитании стал уделять пристальное внимание педагогически целесообразному решению финансово-производственных, административно-управленческих и организационных вопросов деятельности учебно-воспитательного учреждения в процессе воспитания» [1]. При этом стремление включить в сферу воспитания все более значительные и многообразные педагогические факторы находят прямую связь с общей направленностью преобразовательных процессов в советский период в 20-е гг. XX в., с утверждением концепции трудовой школы, практикой социалистического хозяйствования, открытостью школы [2].

Эти новые общественно-педагогические условия определили основы творческого опыта А. С. Макаренко и позволили направить работу с беспризорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями на реализацию социально-экономического фактора в воспитательном процессе колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского.

Вопросы истории педагогики и образования

В. И. Журавлев в статье «А. С. Макаренко и современная практикоориентированная методология педагогики» указывает на фундаментальные проблемы, которые Антон Семенович уже в 20-е гг. выделил на основе практической педагогической работы: проблема «научно организованной системы всех влияний», внимание к коллективу как к «органическому целому», построение трудовой школы как «школы-хозяйства» [3].

Внимание к социальному фактору, принципу целенаправленности воспитания и развития личности, как считает Г. Хиллиг, лежит в основе социальной педагогики А. С. Макаренко, которая противостояла традиционной индивидуально-личностной трактовке социального воспитания. В связи с этим В. И. Журавлев называет Макаренко «основателем практикоориентирован-ной педагогики» [4].

Под социально-педагогическим фактором понимается системное образование, включающее политические и государственно-правовые, инсти-туциальные учреждения, производственно-хозяйственные, финансово-экономические, организационно-управленческие отношения и стимулы [5]. По существу, социально-экономический фактор определяет в совокупности факторов «социальное целое», весьма ограничивающее (или усиливающее) роль деятельности воспитателя» [6].

Преемственность в реализации социально-экономического фактора в опыте А. С. Макаренко нашла отражение прежде всего в критическом осмыслении концепции трудовой школы. А. С. Макаренко был глубоко убежден, что основанием трудовой школы «должна сделаться не труд-работа», а «труд-забота» [7]. Ориентация на тип личности не как работника-исполнителя, а работника-хозяина производства, позволила А. С. Макаренко выдвинуть в качестве приоритетного направления формирование «хозяйственной позиции по отношению к окружающему миру у каждого воспитанника» [8].

Развивая концепцию прагматической социально-трудовой школы Д. Дьюи (ее отдельные положения), А. С. Макаренко присоединяется к тезису Д. Дьюи: «Школа не подготовка к жизни, а сама жизнь», который лежит в основе его педагогических трудов: «Введение в философию воспитания» (М., 1921), «Школы будущего» (М., 1922), «Школа и ребенок» - 2-е изд. (М., 1923). Идея Д. Дьюи в школе как социальном центре, призванном стать средством возрождения общества, нашла продолжение в теории и практике А. С. Макаренко в развитии навыков социального поведения в труде, активной и ответственной деятельности.

Исходя из представления о том, что воспитание должно направляться одной системой законов, А. С. Макаренко сделал вывод о том, что

воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может направляться обособленными группами принципов. Стремление не просто «исправить» человека, а воспитать его так, чтобы он стал активным членом общества, определяло основную установку А. С. Макаренко по отношению к воспитанникам. «В самой логике моей работы я никогда не исходил из элемента правонарушения или беспризорности и считал, что если бы я вырабатывал свои методы по логике, где большой посылкой являлось бы преступление... то тем самым я уходил бы от нашей советской идеологии...» [9]

Следует подчеркнуть, что А. С. Макаренко удалось создать не просто специфические условия в колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского, но прежде всего обычные нормальные жизненные условия, воспитательный процесс в соответствии с которыми строился на основе социально-личностного развития воспитанника. Основную первопричину запущенности колонистов Антон Семенович видел в наличии у подростков дефективного социально-нравственного опыта, именно в этом существо проблемы в работе с «трудными». Выход из сложившегося положения не просто в устранении имеющихся причин, а в разработке «прямых положительных приемов, заключающихся, в общем, в создании нового комплекса влияний, так сказать, новых причин нового поведения» [10].

В общественной жизни социально-экономический фактор реализуется на технологическом уровне в реконструкции народного хозяйства, в воспитательном процессе макаренковского коллектива технология применения социально-экономического фактора осуществляется путем развития хозяйственно-производственной сферы деятельности воспитанника. Именно производственно-экономические отношения, как указывает А. А. Фролов, «создают основу для. единства и развития других отношений: идейно-политических, правовых, нравственных, образовательных, эстетических» [11]. Особый интерес представляет тот факт, что параллельно материальному развитию коллектива происходило и его педагогическое развитие. При этом педагогические цели и задачи всегда превалируют над политическими, экономическими и другими целями и задачами.

Объектом изучения педагога в этот период становятся отношения, представленные прежде всего в их практической деятельности, а не только в сфере их духовного состояния. Вместе с тем существенный недостаток педагогической логики заключается, по мнению А. С. Макаренко, в том, что «материальная сфера, едва ли не самый могущественный фактор, обходилась полным молчанием» [12]. Создание нужной «материаль-

\А. В. Повшедный. IНоваторство А. С. Макаренко в реализации социально-экономического фактора.

ной сферы» рассматривается им как важнейший участок работы в области «педагогической техники», причем «опредмечивание» отношений наиболее наглядно проявляется в труде как основном виде деятельности человека и особенно значимо в деловых отношениях, системе управления коллективом и в сфере быта.

Экономическая результативность хозяйственно-организаторской деятельности А. С. Макаренко обеспечивается соответствием данной системы хозяйствования системе социалистических производственных отношений. Данные отношения характеризуются следующими особенностями: чувство ответственности сохозяина, где решающим является общественная собственность, участие в коллективной выработке решений на основе «коллективности» и «планомерности», прямая зависимость уровня жизни воспитанников от результатов их труда, реализуемая на уровне «хозрасчета», социальная престижность личности как работника в рамках целесообразного «распределения по труду» и т. д.

Уже в 1925 г. А. С. Макаренко выделял в воспитательном процессе «как живые, так и материальные факторы». Общая система воспитательных влияний должна быть организована так, чтобы влияние живых деятелей (воспитателей) не передавалось непосредственно детям, а направлялось исключительно на создание «мертвых» источников влияния, организуя таким образом целостное влияние коллектива».

Под выражением «мертвое влияние» с позиции А. С. Макаренко понимаются объективные факторы, материальные условия и организационные формы коллективной жизни и деятельности, оказывающие педагогическое действие через деятельность людей. При этом воспитателем в данном случае становится только живой деятель, цель которого - служить регулятором внешних по отношению к нему и воспитаннику хозяйственных и бытовых явлений. Воспитательные действия определяются требованиями самой жизни, «среды коллектива» [13].

В середине 30-х гг., опираясь на представления о «живом» и «мертвом» влиянии (влияние людей и влияние обстоятельств жизни и деятельности), А. С. Макаренко дал более сложную классификацию.

Таким образом, в познании особенностей, условий, закономерностей развития подрастающего поколения и возможностей управления воспитательными влияниями на процесс социализации современных подростков в контексте поля действия факторного подхода экспериментальная педагогика А. С. Макаренко оказывается одним из эффективнейших средств реализации социально-экономического фактора в воспитательном процессе образовательного учреждения.

Примечания

1. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания / под ред. В. М. Коротова. М., 1989. С. 81.

2. Каспржак А. Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях: на материале гимназий как одного из новых типов учебных заведений России 1985-95 гг.: дис. в форме науч. докл. М., 1995. С. 10.

3. Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе / под ред. 3. Вайтца (Марбург, Германия) и А. А. Фролова (Н. Новгород, Россия); ред. рус. изд. А. А. Фролов. Н. Новгород, 1994. С. 91.

4. Там же. С. 87-99.

5. Повшедный А. В. Факторы воспитательного процесса как проблема в педагогическом наследии А. С. Макаренко: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 1996.

6. Международные макаренковедческие исследования... С. 61.

7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / сост. Л. Ю. Гордин, М. Д. Виноградова (по отд. томам), А. А. Фролов (по всем томам). М., 1983-1986. Т. I. С. 11.

8. Там же. Т. I. С. 47.

9. Там же. Т. 4. С. 231.

10. Там же. Т. 1. С. 113.

11. Фролов А. А. А. С. Макаренко: основы педагогической системы. Горький, 1990. С. 38.

12. Макаренко А. С. Указ. соч. Т. 1. С. 178.

13. Там же. Т. 1. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.