Научная статья на тему 'Нормы морали в древнеиндийских Законах которые Ману и Конституции одна индии 1950года'

Нормы морали в древнеиндийских Законах которые Ману и Конституции одна индии 1950года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1570
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормы морали / социальные нормы / правовые нормы / судебный процесс. / morality / social norms / legal norms / legal process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саекенова Д. К.

Мораль и право состоят в различных отношениях статья друг с другом. В истории были моменты, когда эти понятия противопоставлялись, составляли одно целое, либо были в отношении субконтрарности. Так или иначе, споры о роли морали в праве или права в морали ведутся и сегодня. В статье затронуты такие проблемы как соотношения морали и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality and law are in various relations with each other. In the history there were moments when these two concepts are contrasted with, were one, or were in respect of subcontract. Anyway, the debate about the role of morality in law or law of morality continues. The article touches upon such problems as the correlation between morality and law.

Текст научной работы на тему «Нормы морали в древнеиндийских Законах которые Ману и Конституции одна индии 1950года»

2. Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар: Постановление администрации МО город Краснодар от 02.03.2015 № 1894 // Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар. 2015. № 3. 13.03.2015.

3. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 12.11.2012 по делу N 33-10172// Электронная справочная система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс]: 2017. URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 22.01.2017 г.).

4. Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от

09.11.2016 г.№ 2а-30797/2016-М-31448/2016 // Официальный сайт Первомайского районного суда г. Краснодара [электронный ресурс]: 2017 // URL: http: // www.pervomaisky--krd.sudrf.ru. (дата обращения:

15.01.2017 г.).

5. URL: http://moscow-portal.info/2014/05/30/a139280.htm (дата обращения: 11.01.2017 г.).

НОРМЫ МОРАЛИ В ДРЕВНЕИНДИЙСКИХ ЗАКОНАХ . МАНУ И КОНСТИТУЦИИ . ИНДИИ 1950ГОДА

Саекенова. Д.К., студентка 1 курса. юридического факультета, Оренбургский. государственный университет, . г. Оренбург.

Научный руководитель: Савощикова. Е.В.,

к.ю.н., доцент,. доцент кафедры . теории государства. и права

и конституционного. права, Оренбургский государственный.университет, г. Оренбург.

Аннотация: . Мораль и право . состоят . в различных отношениях . друг с другом. В . истории были . моменты, . когда эти . понятия противопоставлялись, . составляли одно . целое, либо . были в отношении . субконтрарности. Так . или иначе, . споры о роли морали . в праве или . права в морали . ведутся и сегодня. В статье затронуты . такие проблемы как соотношения . морали и права.

Ключевые . слова: нормы . морали, социальные . нормы, правовые . нормы, судебный . процесс.

Summary: Morality . and law . are in . various relations . with each other. In . the history there . were moments . when these . two. concepts are . contrasted with, . were one, . or were in respect . of subcontract. Anyway, . the debate . about the . role of morality . in law or law . of morality continues. The . article touches . upon such . problems as the . correlation between . morality and . law.

Keywords: morality, . social norms, . legal norms, . legal process.

Сегодня . еще не определено . конкретное место . морали в праве. Споры . идут уже . с давних . времен. В античном . обществе право и . мораль были равнозначны, . но уже в . средневековье получила . развитие идея . о дифференциации права . и морали. В нынешнее . время наблюдается . постепенное сближение . этих регуляторов . поведения.

Российская . историография не затрагивает . проблему роли . моральных норм . в Древнеиндийских законах . Ману. Все . ученые считают, что . законы Ману . имеют правила . морали, но все-таки . данная проблема . не полностью изучена.

По . статистике, число жалоб и апелляций в . Конституционный Суд . увеличивается с каждым . годом и Суд . все чаще . обращается к духу . законов, т.е. к . реальной действительности, . в которой нормы . права реализуются. Как заметил В.М. Шафиров: . «речь . идет не просто . об учете, уважении . интересов личности, . а о человеческом измерении права» - мы . понимаем, что . без морали . это невозможно.

Научная . литература имеет. множество толкований пониманий . права и морали, . но конкретно нам более интересно. само . определение понятия . морали. Оно звучит именно следующим образом: «Мораль - это . форма общественного . сознания, отражающая . конкретно социальную действительность . в виде специфических, . исторически обусловленных . представлений о добре . и зле, которые . закрепляются в сознании . людей в виде . принципов, норм, . идеалов, призванных . регулировать поведение . людей в целях . сохранения и развития общества . как целого». Одной . из разновидностей таких . социальных норм являются . моральные нормы. Социальные . нормы -есть нормативные . правила поведения, . которые регулируют общественные . отношения, складывающиеся на . протяжении веков, являющиеся образцом деятельности. Именно данная норма регулирует и форомирует реакцию общества. .

Кто-то . из авторов . находит различие между . моральными и правовыми . нормами именно в их внешней . форме, кто-то же находит в их конкретном содержании, . третье же конкретно в их происхождении, а . есть и те, . кто выделяет . различие в обстоятельствах, . в которых они . являются обязывающими, . или в санкциях, . применяемых к тем, . кто ведет . себя не в соответствии . с их предписаниями.

Алексеев считает, что взаимодействие . морали и права . можно проследить в правовых . документах. Таковыми являются законодательные . нормативные акты, которые . могут использовать . оценочные понятия . нормативного характера. Подтверждение . этому является конкретно факт . того, что . нормы морали могут . быть базой для . норм права . и нарушение нравственных . основ может повлечь . за собой правовую ответственность. . В . общем же можно . проследить гармонию . механизмов взаимодействия . права и морали. И связано . это, в основном, . с культурным характером . и цивилизационной . степенью конкретного, каждого общества.

Чтобы раскрыть . роль морали в праве, . нужно сравнить юридические

документы, конкретно в нашем случае ими являются . Законы Ману и и действующая Конституция . Индии. Перед сравнительно-историческим . исследованием, необходимо . проиллюстрировать некоторые моральные . нормы в Законах . Ману.

Одной . из таких норм, . представленных в Законах . Ману, . считается статья 63 X главы, . которая провозглашает . основные дхармы . конкретно для всех . варн: «ненанесение вреда, . правдивость, неприсвоение . чужого, чистота . и обуздание органов». . Также . здесь наблюдается . и принцип морали, . в котором отражены . представления людей . о нравственных началах. Есть и еще одна статья Законов . Ману, которая приводит . нормы поведения . для жен, . являющиеся недопустимыми, а . конкретно это: . «приверженность . к пьянству, ко всему . дурному, злобность, . расточительность»- Данное правило нам трактует 80 статья IX Главы . Законов Ману. . А вот грубость . в разговоре нам трактует 81 . статья того же . самого закона

У . нормы морали сфера распространения гораздо больше. Мораль углубляется конкретно в . личные отношения, . в частности, семейные. Статья . 226 II . главы Законов Ману . тому подтверждение: учитель, . мать, отец . и старший . брат не должны . быть унижены, обижены или же . презираемы кем . бы то ни . было, даже брахманом. . В . первом же браке . жена должна . быть конкретно той . же варны, что . и ее муж, но если . брак по любви, . то жены могут . быть согласно прямому . порядку варн. Данная . норма прописана в . 12 статье III главы Законов Ману. .

Таким . образом, следует, . что для . брахмана возможна . жена любой . из трех ниже . следующих варн (Законы . Ману. Глава III, . статья 13). Но существует . и норма, в которой говорится, что «ни . в одном сказании . не упоминается жена - шудрянка . у брахмана или . кшатрия, даже . у находящихся в крайних . обстоятельствах» (Законы . Ману. Глава III, . статья 14). Если же . неравный брак . все-таки был . заключен, то брахман . и его потомки . приобретают положение . шудры. Это прописано в 15 . статье III главы Законов Ману. . В ряде статей . говорится о заключении . брака. Одна из них . устанавливает положение, . по которому отец . дочери может . получить от жениха . быка, корову, . после же этого . обряда он выдает . дочь (Законы . Ману. Глава III, . статья 51). . Но существует . некое противоречие, что . отец не должен . брать никакого . вознаграждения за дочь, . так как «человек, . берущий по жадности . вознаграждения, считается . продавцом потомства». Даже . шудра не имел . права получать . вознаграждение. Статья 98 Главы IX . Законов Ману тому в пример. В . этих нормах видна конкретная неприемлемость . для общества . браков высших . и низших по происхождению.

Моральные . нормы присущи и системе . государственной власти. Царю . рекомендуется с уважением . соблюдать обычаи, . существующие в народе, . и относиться к своему . народу подобно . отцу (Законы . Ману. ГлаваУП, . статья 128). Имущественные . отношения регулировались

конкретно . моралью наряду . с правовыми нормами, . об этом утверждает следующая норма: . если родственники . захватывают имущество, . принадлежащее опекаемым (больным), . то их нужно наказывать, . как воров (Законы . Ману. ГлаваУШ, . статья 28).

В действующей Конституции . Индии зафиксированы . основные обязанности . граждан (42-я . правка). К ним относятся: соблюдение . идеалов и институтов . страны, уважение . государственного флага . и государственного гимна, . воинская обязанность и . др. обращает на себя . внимание, что . многие из этих . обязанностей имеют . моральный характер. . Закон . Ману тоже . имеет упоминание . об отношении к флагу, . но норма уже носит конкретно материальный . характер, абстрактное . понятие «уважение» не . употребляется. Большая часть . Законов Ману . построена конкретно на варно-кастовой . системе общества. От касты . зависит конкретное наказание, . касты регулируют . семейные отношения, . судебный процесс, . экономические отношения. В . современной Индии . только в 1950 году . Конституция официально . упразднила различия . каст. Этому . посвящена полностью глава «право . на равенство» в части III. Но статья 15 «Запрещение . дискриминации по мотивам . религиозной, расовой, . кастовой принадлежности, . пола или . места рождения» говорит . о том, что . в действительности касты . не исчезли из обыденной . жизни. В действительности . же кастовый строй . все . еще существует . в Индии, в настоящее . время люди . разных категорий также живут отличительно друг . от друга, разносчики . воды разливают . воду в разные . емкости, предназначенные . для этого: . брахман никогда . не станет употреблять . воду из стакана, . которым воспользовался . шудра. Только 17 статья «Отмена . неприкасаемости» . "Неприкасаемость" упраздняет, . и на практике в . любой форме . запрещается. Применение . каких-либо правоограничений . по мотивам "неприкасаемости" является . преступлением, наказуемым . по закону. .

Конституция . иногда лишь . ограничивается упоминанием . слова «мораль», . не раскрывая ее сущность. А . в Законах Ману . каждая моральная . норма раскрывается . очень подробно.

На . основании вышеизложенных . сведений . следует сделать вывод:

1) Законы Ману - скорее всего сборник . правовых предписаний, . нежели закон . в современном понимании;

2) мораль . и право с давних . времен считаются раными, . объясняется это конкретно . тем, что . право является социальным . явлением, не . имеющим возможности существования . в не общества;

3) . Законы Ману . свидетельствуют о том, . что конкретно мораль . имеет больше . сфер распространения, чем . право, у нее . имеется вход . в межличностные отношения, которые . современное право . регулирует опосредованно.

В . Законах Ману . большая часть . семейных (личных) отношений . подчинена моральным . нормам. Анализируя . Конституцию Индии 1950 г.,

можно . заметить тенденцию . снижения моральных . норм, данный . факт обусловлен . ростом правовой . культуры и отсутствием . необходимости законодателя . во власти над . личной жизнью. Конктрено на . наш взгляд, . законодателям всех . обществ следует делать именно то право, . которое будет . поистине нравственным, которое будет . иметь идеалы и принципы, лежащие . в основе морали. .

Список использованных источников:

1. Конституция . Индии. - Москва . : Издательство иностранной . литературы, 1956. - 467 с.

2. Алаев, . Л.А. Миф . и реальность касты// «Вокруг . света». - 1973 г. -№3. - С. 18-29.

3. Венгеров, . А.Б. Теория . государства и права. - М: . Омега-Л, 2014 г. - 608 с.

4. Марченко, . М.Н. Теория . государства и права: . учебник. - М: Проспект, 2013 г. - 457 с.

5. Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право . зарубежных стран: . Учебник. - М.: . Белые альвы, 1996. - 560 с.

6. Оссовская, . М. Нравственность и правовые . нормы / М. Оссовская // Известия . вузов. Правоведение. - 2013. - № 1. - С. 188-195

7. Протасов, В.Н. Лекции . по общей теории . права и государства/ В.Н. Протасов, Н.В. Протасова. - М: . Городец , 2010 г. - 752 с.

8. Теория . государства и права: . учебник для . юридических вузов . и факультетов/ С. С. Алексеев, . С. И. Архипов, Г. В. Игнатенко . и др.; отв. ред. В. Д. Перевалов. - М: . Норма, 1998. - 570 с.

9. Хрестоматия . по истории государства . и права зарубежных . стран: в двух . томах : учебное . пособие для . студентов вузов; . отв. ред. Н. А. . Крашенинникова. - М. : . Норма, 2007. - 669 с.

10. Шафиров, . В.М. Человекоцентристский . подход к пониманию . права // «Право . Украины». - 2011 г. - №1. - С. 101-107.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО

ВЫДВОРЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Саркисян В. А.,

студентка 1 курса юридического факультета, Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону;

Научный руководитель: Дригола Э. В.,

к. ю. н., доцент кафедры государственного (конституционного) права Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону.

Аннотация: Автор рассматривает саму сущность такого административного наказания, как административное выдворение, а также трудности и актуальные проблемы выдворения на современном этапе развития административного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.