Научная статья на тему 'Нормотворчество органов местного самоуправления'

Нормотворчество органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
646
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MUNICIPAL AND LEGAL REGULATION / КОДИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / CODIFICATION OF NORMATIVE LEGAL ACTS / КОДЕКС НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CODE OF NORMATIVE LEGAL ACTS OF THE MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванчина Мария Владимировна

Исследованы причины, обусловливающие необходимость кодификации нормативного материала муниципальных образований Российской Федерации; дан анализ теоретических и практических проблем, связанных с этим вопросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULE-MAKING OF LOCAL GOVERNMENTS

The given article investigates the causes necessitating the development of the codification the legal material Municipalities of the Russian Federation in its analysis of the theoretical and practical problems associated with this question.

Текст научной работы на тему «Нормотворчество органов местного самоуправления»

УДК 352

НОРМОТВОРЧЕСТВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

М. В. Иванчина

RULE-MAKING OF LOCAL GOVERNMENTS M. V. Ivanchina

Аннотация. Исследованы причины, обусловливающие необходимость кодификации нормативного материала муниципальных образований Российской Федерации; дан анализ теоретических и практических проблем, связанных с этим вопросом.

Ключевые слова: муниципально-правовое регулирование, кодификация нормативных правовых актов, кодекс нормативных правовых актов муниципального образования.

Abstract. The given article investigates the causes necessitating the development of the codification the legal material Municipalities of the Russian Federation in its analysis of the theoretical and practical problems associated with this question.

Key words: municipal and legal regulation, codification of normative legal acts, the code of normative legal acts of the municipality.

В условиях современного уровня развития различных сфер российского общества (информационной, политической, управленческой, научной и иных), когда объективно снижается эффективность директивно-приказных методов руководства, неуклонно возрастает роль местного самоуправления как общественного института, предполагающего самостоятельное решение населением местных вопросов. Формально-правовым подтверждением этого вектора развития является закрепление в Конституции Российской Федерации местного самоуправления в числе основ конституционного строя России.

Сегодня очевидно, что с точки зрения совершенствования российской государственности местная власть, структурно отделенная, но в то же время функционально связанная с государством, непосредственно взаимодействующая с населением, представляет собой прочный фундамент как социальной, так и политической стабильности. Слабая же и неэффективная работа органов, составляющих местный уровень власти, очень быстро ощущается местными жителями, которые, как показывает муниципальная практика, переносят ответственность за муниципальные недоработки на всю систему российской государственной власти. При этом нужно особо отметить тот факт, что реальные положительные результаты работы органов местного самоуправления представляют собой основной инструмент сохранения доверия населения как к системе муниципальной власти, так и в целом к публично-властной системе государства.

В связи этим, признавая необходимость совершенствования российской системы местного самоуправления, следует обратить особое внимание на качество правовой основы муниципальных образований. Как отмечает Президент Российской Федерации В. В. Путин [1; 2], в настоящее время одной из

основных проблем в развитии российского местного самоуправления является качество муниципальных правовых актов [3].

Понятие «муниципальные правовые акты» введено Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон 1995 г. использовал понятия «правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления» (ст. 19), «решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления» (ст. 44). В законе 2003 г. дано законодательное определение муниципального правового акта (ст. 2), содержится общая характеристика муниципальных правовых актов, определены их система, виды, наименования (ст. 7).

Муниципальный правовой акт - это документально оформленное решение, выражающее волю населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, вопросам осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий или по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты обладают следующими признаками:

1) представляют собой документально оформленное решение, внешнее выражение воли населения муниципального образования;

2) являются средствами осуществления народом своей власти, обеспечивающими самостоятельное решение муниципальными образованиями вопросов:

- местного значения;

- связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных законом органам местного самоуправления;

- организации деятельности органов местного самоуправления;

3) принимаются (издаются) непосредственно населением (на местном референдуме, сходе граждан), органами и должностными лицами местного самоуправления;

4) обязательны для исполнения на территории муниципального образования;

5) за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации;

6) устанавливают либо изменяют общеобязательные правила (нормативные правовые акты) или имеют индивидуальный характер и являются в силу этого одним из важных элементов механизма правового регулирования общественных отношений;

7) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом 2003 г.;

8) не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации;

9) могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, - уполномоченным органом государственной власти [2].

За последнее десятилетие органы местного самоуправления в ходе проводимых реформ приняли большое количество нормативных правовых актов, затрагивающих различные сферы общественных отношений. Однако в регионах России, к сожалению, еще не сформирована качественная муниципальная правовая база. Зачастую это связано со слабой профессиональной подготовкой представителей органов местного самоуправления. Поэтому необходимо уделять должное внимание повышению квалификации, правовому обучению муниципальных служащих. Такая задача была поставлена и перед органами прокуратуры на совместном совещании Генеральной прокуратуры РФ и Министерства регионального развития РФ.

Интересна в этом направлении совместная деятельность прокуратуры Московской области и органов государственной власти Московской области по повышению качества муниципальных нормативных правовых актов и по профессиональной подготовке муниципальных служащих.

Между прокуратурой и органами государственной власти Московской области сложилось конструктивное взаимодействие. Регулярные рабочие встречи прокуроров с представителями органов государственной власти и муниципальных образований области, организованные по инициативе Министерства по делам территориальных образований Московской области, стали традиционными. Постоянный диалог областной и местной власти с участием органов прокуратуры - основа для успешного развития территории, что подтверждается конкретными положительными результатами этой работы.

Следует отметить, что прокуратура Московской области провела комплекс организационных мероприятий по совершенствованию и расширению форм взаимодействия с органами местного самоуправления, в их числе - проведение совместных занятий по повышению квалификации муниципальных служащих, осуществляющих разработку муниципальных правовых актов.

Для этих целей между областной прокуратурой и управлением Министерства юстиции РФ по Московской области заключено соглашение о взаимодействии в части систематического обмена информацией о не соответствующих федеральному законодательству нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления области.

Плодотворна также и совместная работа областной прокуратуры с Министерством по делам территориальных образований правительства Московской области. Сведения, предоставляемые Управлением Министерства юстиции РФ по Московской области и Министерством по делам территориальных образований Московской области, анализируются, а информация о допускаемых органами местного самоуправления нарушениях действующего законодательства при издании муниципальных правовых актов направляется городским и районным прокурорам в целях обеспечения законности в сфере муниципального нормотворчества.

Данный обмен информацией помогает оперативно выявлять недостатки как в организации работы нижестоящих прокуратур при осуществлении

надзора за законностью нормативных правовых актов, так и в нормотворче-

ской деятельности органов местного самоуправления [4].

Список литературы

1. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М., 2006.

2. Путин, В. В. Мы должны не просто говорить о проблемах муниципалитетов, а решать их / В. В. Путин // Самоуправление. - 2013. - № 2.

3. Петрова, Л. И. Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере муниципального нормотворчества / Л. И. Петрова, С. Г. Манакова // Законность. - 2012. - № 2. - С. 9-14.

4. Соловьев, С. Г. Проблемы разработки и принятия кодексов нормативных правовых актов муниципальных образований / С. Г. Соловьев // Реформы и право. -2013. - № 3. - С. 74-79.

Иванчина Мария Владимировна Ivanchina Maria Vladimirovna

студентка, student,

Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: manyasha611@mail.ru

УДК 352 Иванчина, М. В.

Нормотворчество органов местного самоуправления / М. В. Иванчина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). -С. 224-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.